Научная статья на тему 'Символика градостроительных форм'

Символика градостроительных форм Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
745
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ / СИМВОЛИКА / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ МИРОЗДАНИЯ / АБСТРАКТНЫЕ И КОНКРЕТНЫЕ ФОРМЫ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ / URBAN FORM / SYMBOLS / FORMING / MODEL OF THE UNIVERSE / BOTH CONCRETE AND ABSTRACT FORMS / AESTHETIC VALUE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Давыдова Ольга Викторовна

Статья посвящена анализу символики градостроительных форм в направлениях морфологии, закономерности тектонического формообразования, пластики живых организмов, а также абстрактной и численной символики. Рассмотрена символическая форма градостроительства как отражение понимания модели мироустройства. Затронуты проблемы формообразования как символа национальной культуры, направленные на возрождающееся самосознание, идентификацию своего народа, своей культуры в общем процессе глобализации. © Давыдова О. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMBOLS TOWN PLANNING FORMS

This article analyzes the symbolism of urban forms in areas of morphology, tectonic patterns forming, plastics living organisms, as well as abstract and numerical symbolism. Considered symbolic form of urbanism as a reflection of understanding model of the world. The problems of formation as a symbol of national culture, aimed at reviving identity, identification of its people, their culture in the general process of globalization.

Текст научной работы на тему «Символика градостроительных форм»

УДК 72.03 ДАВЫДОВА О. В.

Символика градостроительных форм

Статья посвящена анализу символики градостроительных форм в направлениях морфологии, закономерности тектонического формообразования, пластики живых организмов, а также абстрактной и численной символики. Рассмотрена символическая форма градостроительства как отражение понимания модели мироустройства. Затронуты проблемы формообразования как символа национальной культуры, направленные на возрождающееся самосознание, идентификацию своего народа, своей культуры в общем процессе глобализации.

Ключевые слова: градостроительные формы, символика, формообразование, модель мироздания, абстрактные и конкретные формы, эстетическая ценность.

DAVIDOVA O. V.

SYMBOLS TOWN PLANNING FORMS

This article analyzes the symbolism of urban forms in areas of morphology, tectonic patternsforming, plastics living organisms, as well as abstract and numerical symbolism. Considered symbolic form of urbanism as a reflection of understanding model of the world. The problems of formation as a symbol of national culture, aimed at reviving identity, identification of its people, their culture in the general process of globalization.

Keywords: urban form, symbols, forming, model of the universe, both concrete and abstract forms, aesthetic value.

V.I

Давыдова Ольга Викторовна кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Архитектура» НИИ ЮУрГУ e-mail: dav-ow@mail.ru

История развития человеческого общества на всех этапах мировой цивилизации отражается в памятниках архитектуры, которые рассматриваются в ряде исследований как символы национальной культуры, как модель мироустройства с использованием образного, иносказательного, символического языка [1, 4—6, 8]. Насколько понятен нам этот язык сегодня? Как связана символика и формообразование в градостроительстве? Какое значение градостроительная символика оказывает на национальное самосознание, идентификацию своего народа, своей культуры в общем процессе глобализации? Ответы на эти вопросы являются предметом нашего исследования.

В ряде исследований Г. И. Наумкина, М. Д. Творжинской, Д. О. Слепцова и других авторов рассматриваются причины фальсификации национального архитектурного наследия, понизившие престиж исторической русской архитектуры в общей мировой культуре. По исследованиям Г. И. Наумкина, в Царицынском ансамбле архитектура наделяется государственными иконографическими символами, формирующими в архитектурной форме исторический монументальный образ России.

М. Д. Творжинская утверждает, что в современной архитектуре г. Ханты-Мансийска особое внимание уделено сочетанию новейших технологий, конструкций и традиционных образов жилищ народов Севера, а также отдельным проектам отечественных и зарубежных архитекторов, учитывающих эти тенденции [9].

В. Б. Бесолов в статье «Архитектура жилой среды и национальный образ жизни» предпола-

гает, что создание нормального материально-организованного пространства для удобной и достойной жизни и быта национального общества, новой, отвечаюшей психическому складу народа, его этническим нормам и эстетическим канонам, типология жилой среды — таковой должна быть предстоящая творческая программа, актуальность и важность которой несомненна и которая должна стать стержневой основой пробуждения профессионального потенциала архитекторов и градостроителей [1].

Н. А. Коновалова, анализируя архитектуру ЕХРО-2010 и учитывая историю всемирных выставок, свидетельствует о том, что миллионы людей стремятся увидеть архитектурные эксперименты разных наций, введенные там новшества, открывающие новые возможности художественного языка архитектуры и техники строительства. «На ЕХРО-2010 представители 242 стран и общественных организаций смогли обменяться опытом городского развития, оценить современную жизнедеятельность человечества, обменяться инновационными идеями по решению экологических, энергетических и многих других проблем... Кроме того, выставочные павильоны должны воплощать собой понятный и легко воспринимаемый образ этой страны, соединяя как устремление ее культуры в будущее, так и собственный взгляд на традиции. Другими словами, при строительстве павильона для Всемирной выставки архитекторы заглядывают в будущее, экспериментируют с формообразованием и строительными материалами, при этом актуализируя весь накопленный исторический опыт своей культуры» [5, 53-54]. И без символики здесь тоже не обойтись.

© Давыдова О. В., 2014

15

Градостроительство

Иллюстрация 1. План Аркаима: а — съемка Аркаима из космоса; б — реконструкция плана Аркаима

Иллюстрация 2. Колонны Дома собраний. Персия. 330 г. до н. э.:

а — капитель колонны в форме коней; б — г — вариативность декора

Понятие «символика» в Большом толковом словаре русского языка определяется как совокупность символов, используемых той или иной группой лиц, организацией, общественным или политическим образованием, государством и т. д., и тесно соприкасается с такими категориями, как художественный образ, аллегория и сравнение [2]. Язык символа — универсальный язык, пронизывающий пространство и время, единый для прошлого-на-стоящего-будущего и для всех стран и народов.

В свое время древнеримский теоретик архитектуры М. Витрувий сформулировал триаду: «Польза, прочность, красота», которой руководствуются архитекторы разных стран и народов прошлого и современности. И все архитектурные сооружения имеют три группы характерных качеств: функциональные (удобство, польза), конструктивные (прочность, экономичность), эстетические (красота, художественный образ, выражающий идейное содержание), где форма как носитель эстетической ценности должна не следовать функции и конструкции, а вырастать на их основе, выражая культурные и человеческие значения. Формируя объект, архитектор не «складывает» полезность, прочность, красоту — он интегрирует факторы, влияющие на форму в основе их эстетического осмысления (иррациональное мышление), что и отличает его деятельность от деятельности инженера-конструктора (рациональное мышление).

Во всех древнейших религиях мир круглый; все самые древние дома тоже круглые. Круг, идеально воспроизво-

дивший представление о плоском диске Земли, о Круге Земном, который, как были уверены древние, со всех сторон был окружен рекой Океан [3]. Форму идеального круга стремились придать своим городам зодчие древней Хеттской империи за двадцать веков до нашей эры. В 1987 г. экспедиция Челябинского университета под руководством Г. Здановича открыла древнее городище Аркаим. Город был построен по заранее разработанному плану (Иллюстрация 1). По одной из версий, постройку города предсказал верховный бог Ахура-Мазда (Господь Мудрость). Ахура-Мазда советовал Йиме (царь пастух у арийцев) построить город из земли, которую мнут пятками и который будет иметь форму трех концентрических кругов. По другой версии похожее предсказание пересказал пророк Зароустра, якобы родившийся и живший в одном из поселений страны городов в XX в. до н. э. Это был «геометрический город», «град Солнца», возведенный по единому замыслу: два круга жилищ, дома без окон, оборонительные стены с башнями, окруженные рвами. Сооружение диаметром 170 м, два круга жилищ — внешний и внутренний и центральная площадь. Она представляет собой утрамбованную площадку прямоугольной формы (25x27 м) с кострищем. Мистический круг в плане крепости — символ кольца времени или модель Вселенной. Близнец Аркаима найден в местечке Роджем-Хири на Голанских высотах в Израиле. Такие же кольцевые чудо-города есть в Ливане и Сирии. А изначально след строителей Аркаима ведет в Ирак — на территорию курдов.

Перейдя впоследствии к четырехугольному плану, человек продолжал стремиться к совершенству формы — к квадрату, ориентированному по странам света, квадрат, стороны которого соответствовали странам света, а их число — четырем стихиям: небу, земле, воде и огню. Древнеиндийские и древнекитайские градостроители стремились к тому, чтобы разбить город на 64 квадратных квартала, придавая четверке «в кубе» особое магическое значение. Римляне стремились твердо соблюдать квадратность плана и перекрестье главных улиц, ориентированных по странам света. Были созданы высокие схематизации, окрашенные символикой формообразования.

Геометрический вид архитектурной формы определяется, прежде всего, характером очертания поверхности. При этом архитекторы четко различают три группы форм. К первой группе относят сооружения, образованные параллельными и перпендикулярными плоскостями (куб и параллелепипед).

Ко второй — формы, образованные неперпендикулярными плоскими гранями (пирамиды, призмы, многогранники). Третья группа включает все формы, образованные вращением и криволинейными поверхностями (шар, цилиндр, конус и т. д.).

В архитектурной практике наиболее употребительна первая группа фигур — кубы и параллелепипеды. Дело в том, что прямоугольные элементы формы наиболее удобны для организации жизненных процессов человека и ориентации его в пространстве. К тому же они легко объединяются в группы. Внутреннее пространство таких форм легко разделить на им подобные пространства меньших размеров. Потому, наверное, в процессе своего исторического развития архитектура развивала в основном эти формы, соответствующие стоечно-балочной конструкции.

«Идеальные» проекты всегда пытались вписать в правильные многогранники и окружности. Вне зависимости от того, хотим мы этого или нет, любая форма будет вызывать ассоциации, ибо фантазия есть у каждого человека [4] (Иллюстрация 3). Форма абстрактных фигур производит различное впечатление: треугольник кажется колючим;

Иллюстрация 3. Планы «идеальных» городов: а — Идеальный город Томаса Мора; б — «Город Солнца» Томмазо Кампанел-лы; в — Город Неф-Бризах (Франция); г — Город-сад Э. Говарда

Иллюстрация 4. План города Бразилиа. Арх.: О. Нимейер, Л. Коста

16

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 3|2014

круг — ровный, гладкий, замкнутый в себе; квадрат — четкий, прямой, статичный.

Смысловое значение, которое передавалось языком древней архитектуры, было весьма конкретно. Форма и декор архитектурных конструкций часто очень сильно напоминают природный источник вдохновения.

Сферический купол — символ вселенной, космоса. Форма купола часто основывалась на цилиндре (например, барабан со световыми окнами в храме). В древних постройках часто присутствовала форма конуса. Например, в шатрах, чумах, вигвамах и др.

Элементы декора архитектурных построек, созданные на основе растений и животных, известны с Древнего мира. В египетских храмах применялись три основных ордера, связанные с пальмовидными, папирусообразными и лотосовидными колоннами, в которых все строилось на стилизации природных форм. В мидийской культуре встречаются колонны с капителями в форме животных (Иллюстрация 2).

Художественной моделью средневекового мира является храм, уменьшенное повторение Вселенной, своеобразный микрокосмос. Своей восточной частью он обращен к г. Иерусалиму с горой Голгофой, на которой был распят Иисус Христос и откуда он начнет свое новое пришествие на землю. Вход в храм находится на западе, рядом с ним размещалась крещальня как символ прихода в христианство.

Не геометрия, а счисление выходит на первый план. Особое значение придавалось числам: 3 (трехчастность: притвор, храм, алтарь — является символом Троицы, трехчастного деления всего сущего — Троица, небесный мир и земной мир; трехчастности человеческого состава: дух, душа, тело и др.); 4 (четверо великих пророков, четверо евангелистов); числу 7, бывшему их суммой и числом дней Творения по библейскому мифу; числу 12, бывшему произведением 3 и 4 и числом апостолов. Определенное число глав (непременное условие формообразования храма) — опять же имеет символическое наполнение: одноглавый храм — единство Спасителя, пятиглавый храм — символ Христа, окруженного четырьмя евангелистами, тринадцатиглавый храм — символ Христа и двенадцати апостолов.

В готическом соборе основным композиционным элементом является вертикаль, стрельчатая арка, символизирующая устремленность к небу и ничтожество земного перед божественным.

Эпоха Возрождения подтолкнула архитекторов и художников к активному творчеству новых форм, хотя им казалось, что они только верно воспроизводили античные принципы [3]. В конце XV в. зодчие уделяют огромное внимание проектированию «идеального» города (Иллюстрация 3), во многом опираясь на известный диалог Платона, посвященный Атлантиде и ее столице.

Звездчатый рисунок плана согласовывался с новой системой фортификации — развитие артиллерии привело к тому, что вместо высоких каменных башен стало целесообразнее возводить низкие и мощные бастионы. Однако, во многом противостоя Средневековью, Возрождение унаследовало от него символическую трактовку всякой геометрической формы, и звездчатый план, как считалось, придавал укреплениям города и ему самому дополнительную крепость.

В архитектуре модерна часто используются формы животных и растений. Например: дракон, охраняющий вход в усадьбу Гуэль (архитектор А. Гауди), или дом Батло, предстающий живым существом, окаменевшим под действием чар злого волшебника, где конек крыши топорщится шипами, а черепица напоминает змеиные чешуйки.

Таким образом, наряду с простыми геометрическими формами — круг, звезда, многоугольник, используются и более сложные планировочные построения архитектурных объемов и планов. Широко известна композиционная схе-

ма плана г. Бразилиа, созданная О. Нимейером и Л. Коста, рисунок которой напоминает летящую птицу (Иллюстрация 4). Оригинальностью решений отличаются «кристалл» У. Гриффина, система концентрических колец Э. Каталано и др. Например, «парабола» Н. Ладовского дает городу возможность территориально развиваться вдоль планировочной оси, «Улитка» предусматривает спиральное развитие города. В проекте «Токио 60», разработанном под руководством К. Танге, развитие города предусмотрено на территории Токийского залива — план города напоминает дерево со «стволом» транспортных коммуникаций и «ветвями» жилых комплексов, которые добавляются по мере необходимости.

Современная архитектура своим символом избрала машину. Применение современных композиционных материалов, металлических панелей с утеплителем типа «сэндвич», сплошных витражей во всю стену, ажурных стальных каркасов высокой точности сборки, обилие технических устройств (антенн, труб, кабелей) и в самом деле делают дом похожим на корабль или самолет. Отсюда возникают проблемы формообразования как символа национальной культуры в общем процессе глобализации. Возникает потребность использования и реконструкции традиционных форм, наполняя их современным содержанием.

Заключение

Язык символа как универсальный язык, пронизывающий пространство и время, единый для прошлого-настоящего-бу-дущего и для всех стран и народов, актуален для современной архитектуры. Он интегрирует факторы, влияющие на форму объемов и планов в основе их эстетического осмысления. Осмысление форм природы может идти в направлениях морфологии, закономерности тектонического (конструктивно-пластического) формообразования, пластики живых организмов. Символическая форма градостроительства оказывает на человека более сильное и глубокое эмоциональноэстетическое воздействие и является отражением понимания модели мироустройства. Город рассматривается как модель государства, модель небесной сферы, как сакральный центр, направленный на возрождающееся самосознание, идентификацию своего народа, своей культуры.

Список использованной литературы

1 Бесолов В. Б. Архитектура жилой среды и национальный образ жизни // Вестник Владикавказского научного центра. 2010. Т. 10. № 3. С. 34-44.

2 Большой толковый словарь русского языка /сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 1998.

3 Вейс Г. История цивилизаций: архитектура, вооружение, одежда, утварь : иллюстр. энциклопедия : в 3 т. Т. 1 : Классическая древность (до IV в.). М., 1998.

4 Иконников А. В. Художественный язык архитектуры. М., 1985.

5 Коновалова Н. А. Архитектура EXP0-2010: мир смотрит в будущее // Academia. Архитектура и строительство. 2011. № 1. С. 53-62.

6 Наумкин Г. И. Градостроительная основа Царицынского ансамбля — модель Российского государства // Градостроительство. 2011. № 2 (12). С. 83-87.

7 Саваренская Т. Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды : учебник для вузов. М., 2004.

8 Слепцов Д. О. Русский православный храм как национальный символ // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2011. № 4. С. 4.

9 Творжинская М. Д. Национальные традиции в современной архитектуре Ханты-Мансийска // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. №150. С. 101-108.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 3 | 2014

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.