УДК 711.4-16 МАЗАЕВ Г В.
Форма плана города: эволюция представлений
В статье проведен анализ развития представлений о форме города. Выделены четыре стадии, отличающиеся между собой по представлениям относительно ценности формы в градостроительстве. Показано, что модели формы плана города возможны для каждой из этих стадий. Рассмотрены формы плана современного города (четвертая стадия развития формы), показана невозможность описания этой формы в соответствии с методологическими особенностями предыдущих стадий.
Ключевые слова: градостроительство, форма плана города, эволюция плана города, идеальный город, стадии развития представлений о форме города.
MAZAEV G. V.
FORM OF THE PLAN OF CITY: EVOLUTION OF REPRESENTATIONS
In clause the analysis of development of representations about the form of city is lead, four stages differing among themselves on representations about value of the town-planning form are allocated. It is shown, that the models of the town-planningform are necessary for each stage. By consideration of the form of the plan of modern city (the fourth stage of development of the form) the impossibility of the description of this form by methods characteristic for the previous stages is shown.
Keywords: form of the plan of the city, evolution of the plan of city, ideal city, stages of development of representations about the form of city.
Мазаев
Григорий
Васильевич
академик РААСН, кандидат архитектуры, Главный градостроитель Филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» УралНИИпроект
e-mail: [email protected]
Проблема развития представлений относительно самого понятия «форма города» является одной из центральных в вопросе градостроительной морфологии. В течение длительного срока исследования в этой области проводились без привлечения значительного материала из истории русского градостроительного искусства, которое во многом остается «за кадром» и по сей день. Для рассмотрения вопроса развития морфологических представлений в градостроительстве нами был собран значительный и малоизвестный материал относительно проектирования городов в России во второй половине XVIII — первой половине XIX в. Этот материал дает значительное число примеров, иллюстрирующих законы развития городской формы и наших представлений о нем. К решению проблемы морфологии градостроительного развития привлечен методологический аппарат из области семиотики, которая в последние 20 лет добилась значительных успехов в исследованиях именно в этой области.
Древний город
Форму плана ранних исторических городов большинство исследователей связывают с сакральными представлениями человека о мире и своем месте в нем и символами простейших геометрических форм — круга и квадрата.
Круг — фундаментальный символ, который «демонстрирует идею космоса, небесного купола, единства, бесконечности и завершенности, высшего совершенства, движения, колеса времени» [2, 326]. К. Линч [3] связывает круг с формой Солнца, символом которого он является. Не вдаваясь в споры о сакральном значении формы круга, отметим, что, по нашему мнению, эта форма — простейшая по своему построению, значит — самая удобная для применения, следовательно — наиболее употребляемая. Как указывает А. А. Барабанов, «историко-архитектурные источники свидетельствуют, что большинство первых египетских, месопотамских и других городов имели круглую форму» [2, 212].
Плутарх, описывая церемонию закладки города, отмечает: «Вырыли круглую яму и заложили в нее плоды земли... Отсюда, как бы из центра, словно описывая круг, провели границу города» [2, 119]. Затем по проведенной границе возводили стены города. Геродот показывает Афины «круглым городом»; круглыми были фракийские города Виза, Колово, Визица, Заберово, Дебельт, расположенные на территории нынешней Болгарии. Идею круглого города мы находим и в других культурах. Пример представления идеального города в буддистской монгольской мифологии — Шангад — Космическая сфера обитания
Иллюстрация 1. Планы идеальных городов Х1Х-ХХ вв.: а — Р. Пенбертон. Образцовый город. 1848 г. [2]; б — Э. Говард. Город-сад. 1898 г. [2]; в — А. Т. Эдвард. Образцовый город. 1930 г. [2]
божеств. Его структура — радиально-кольцевая планировка — два круга и восемь радиусов. Еще более древний пример такого рода — Аркаим, поселение бронзового века на Южном Урале.
Круглая форма города возникает каждый раз, когда встает вопрос о создании идеальной модели общественного устройства. Примером может служить план города — солеварней Шо, Франция, архитектор К.-Н. Леду (1775-1779). Другие примеры — планы идеальных городов Х1Х-ХХ вв.: образцовые города Р. Пенбертона, Э. Говарда (Иллюстрация 1). В книгах по истории градостроительства эти планировки представляются как новое слово в градостроительной теории, но по своей сути это решения не менее чем трехтысячелетней давности. Но если ранее эта форма связывалась с представлениями о сакральном мироустройстве, то в XX в. она является чисто формальной, не отвечающей задачам развивающегося современного города, потому что форма круглого города не дает возможности развития центра при территориальном росте города. Не случайно, что подобные схемы не вошли в практику.
Древний ритуал закладки круглого города позволяет объяснить происхождение такого широко понимаемого архитектурного термина, как «центральная площадь». «Вырытая яма» служила для «закладки» даров богам, позднее на этом месте строился храм верховного божества. Планировочно эта территория оказывалась центральной в круглой форме, радиальная система улиц вела в центральное пространство с главным храмом города — площадь становилась одновременно и главной
и центральной. Здесь же располагались и здания власти. Традиция существует уже тысячелетия, дойдя до наших дней, однако содержание центральной площади постепенно изменялось. В г. Шо на центральной площади — управление заводом, Э. Говард предполагал сооружать на ней городское управление, концертный зал, театр, музей, библиотеку, больницу.
В планировочной структуре современного города главная площадь перестала быть центральной. Это изменение кажется игрой в название, но оно имеет принципиальное идеологическое значение — здания власти «ушли» из центра божественной верховной власти, земная власть потеряла божественность, гармонию земного и небесного, исчезла главная идея круглого города. Уникальным примером сохранения этой верховной идеи является Москва с сохраняющимся в ее центре Кремлем — центром власти России. Уже только по этому признаку недопустимо менять форму генплана Москвы — это приведет к смещению центра и Кремль потеряет свою сущность русской государственности, которую он исполняет почти 900 лет.
Квадрат — «также один из фундаментальных символов, который несет идею четырехсторонности, ориентации, равенства, простоты, права, порядка, истины, земной стабильности, надежности, неподвижности» [1, 326]. Примеров городов квадратной формы — огромное число во всех культурах. Примерами квадратной формы плана в русском градостроительном искусстве служат города Семенов, Москальск, Юхнов (Иллюстрация 2, в).
Мы предполагаем последовательную смену форм городов объективной необходимостью и закономер-
ДО.
¿1 гКв ГТЧТР №
аЙ' тгг 1 г т чг тт 1 V- -гт 1 и
н тс ||. а ТТ тт й I- Ь. 1 (Л ,!" "I н р 1-гтт
141 1 1 г н ¡-
1 1 ^ I 1 Н 1 н I и тъ и и тг
1. 1 1 1-
1 1 ! 1 —1—
б
Иллюстрация 2. а — Китай, план города Нанкин. Поворотная симметрия, отраженная в схеме идеального города [2]; б — план «Четвертого квартала» города Ахетатон, Древний Египет, XV в. до н. э. Пример регулярной организации городских кварталов (справа) [2]; в — Генеральный план г. Мосальск (1779 г.) [13]
Иллюстрация 3. Планы прямоугольных «идеальных» городов России [13]
ностью: первые города были круглые, так как требовали меньших трудозатрат на свое строительство. С ростом города круглая форма становилась неудобной, поэтому заменялась на упорядоченную квадратную или прямоугольную, имевшую свойства неограниченного роста в любом направлении. Рост населения требовал упорядочивания системы расселения.
Вместе с тем какого-то резкого противостояния круглой и прямоугольной форм не было, они весьма часто сочетались в одном плане. В статье Д. Желевой [6, 113] дается интересное рассуждение о сочетании форм круга и квадрата: «Плутарх называет город Roma quadrata. Согласно ему, Рим является одновременно и кругом и квадратом». «Существует теория, которая постулирует, что термин quadrata означает "поделенный на четыре части", то есть круглый город поделен на четыре части двумя перпендикулярными улицами, точка пересечения которых совпадает с mundis — центром, который соединяет город с миром духов. В любом случае внутренний город смоделирован как квадрат, тогда как внешний, вероятнее всего, выглядит как круг. Именно внешний город в ходе ритуала очерчивался "круговой" границей» [6, 114]. Из отрывка видно, что описан круглый город с прямоугольной планировкой внутри. Пример такого рода дает г. Кристиансхауп в Дании. Идея сочетания круга и квадрата достаточно распространена: «В старинных китайских письменах наложение круга и квадрата вытекает из различных уровней структуры космоса: небо круглое, а Земля квадратная» [6, 115]. Возможно, из этих глубинных идей вытекает и знаменитая задача о квадратуре круга.
Форма плана древнего города рассматривается как сакральное выражение представлений человека о мире, его стремлении установить связь мира людей с миром богов, духов, предков. Данная концепция построена на признании влияния обрядов и культов различных божеств на создание планировочной структуры и формы плана города как целостного образа, наполненного мистическим смыслом. Эта теория не позволяет утверждать, что город возник как культовый центр — по К. Линчу, он лишь создавался с учетом культа и элементов этого.
Между формами круга и квадрата не было противоречия, существовало тяготение к связи этих форм. Сама
идея сочетания круглой границы города — его минимального периметра и прямоугольной внутренней планировки, удобной для жизни населения, дает пример сочетания удобства и экономичности с духовной культовой основой, здравого смысла и идеологии общества.
«Идеальный город»
«Идеальный город классицизма предстает в градостроительной концепции неоклассиков как вечный город, созданный вдруг, единовременно и навсегда» [2, 13]. Эта характеристика верно выражает суть идеального города, таковым его представляли не только неоклассики конца XIX в., но и архитекторы эпохи Возрождения, и русские архитекторы XVIII-XIX вв.
Идеальный город — произведение искусства архитектуры, разрабаты-
ваемый зодчими как любой другой архитектурный объект. По сравнению с древним городом идеальный город приобретает значительно более сложные формы и развитую композицию центра, он перестает быть только одной центральной площадью и становится системой ранжированных площадей.
Круглый город предыдущего этапа развивается в сложную звездчатую форму. Функциональность этой формы определяется условиями фортификации, но не меньшие требования предъявляются к художественной форме. Это связано с открытием в этот период форм многоугольников с центральной симметрией и правильных многогранников, которые определялись как суть первооснов-ные элементы природы, ее идеальные формы. Естественно, что идеальный город строился на основе этих со-
Иллюстрация 4. Планы полукруглых «идеальных» городов России [13]
вершенных идеальных форм (Иллюстрация 4).
Прямоугольные и квадратные города развились в систему прямоугольной планировки, способной к росту. Но в прямоугольной сетке стандартных кварталов архитекторы создавали уникальные симметричные композиции центров городов, которые обеспечивали индивидуальность города, определяли его художественный строй.
Композиционные схемы русских «идеальных городов» показывают огромное разнообразие в построении их центров. Город — это не просто территория с домами, а довольно сложный организм с многоуровневым построением и ранжированием планировочных элементов. Уникальны города Подол и Никитск, в плане которых явно читается православный крест. Он образован не только системой площадей, но и изменением масштаба кварталов жилой застройки,
которые по линии застройки сокращены вдвое по сравнению с их общим размером.
Весьма сложны композиции центров городов Богородска и Бронниц (Иллюстрация 3). Их развитые структуры содержат элементы трех уровней по своему композиционному значению. Наибольшее количество элементов композиции центра города содержится в планировке Юх-нова — их 14, причем относящиеся к трем разным типам. Среднее число планировочных элементов до 8-9, минимальное число — 3.
Особо следует отметить, что в прямоугольных и квадратных городах наряду с элементами регулярной прямоугольной сетки присутствуют развитые диагональные связи: города Новое Место, Семенов, Хлынов, Васильсурск. Данный прием был распространен в американских и европейских городах значительно позже.
Композиции центров русских городов охватывают практически всю их территорию, обеспечивая доступность устроенного таким образом центра для населения. Можно сделать вывод, нехарактерный для многих европейских версий: у русских «идеальных городов» не было окраин, полностью лишенных общественных, «центральных» функций. Разнообразие композиции центров веерных городов также велико, естественно, что они подчинены радиальной структуре. Наиболее развитые структуры такого рода имеют города Усть-Сысольск, Пошехонье, Любим — они содержат до 13 элементов четырех типов, минимально — 1 элемент. Наименее развиты центры круглых городов, они содержат в себе только один центральный элемент. В качестве примера можно привести города Буй, Кадый, Недригайлов. Только Солигалич содержит в планировке два центральных элемента.
Многоугольные планы городов содержат достаточно развитые центры. Интересную композицию образует центр г. Серпейска, которая развивается в направлении реки. Центр Землянска содержит элементы круглой и прямоугольной планировки, а его центральная площадь содержит в себе геометрическое сочетание круга и треугольника, что нигде более не встречается. Центральная площадь г. Золочев повторяет пятиугольную форму плана всего города. Эти примеры показывают большое разнообразие планировочных приемов композиции центров русских городов, что позволяет утверждать, что планировщики русских «идеальных» городов рассматривали город как целостную структуру, в которой развитый центр служит формообразующим элементом, придающим особенность и индивидуальность прямоугольной сетчатой планировке.
Русский «идеальный» город приобретает индивидуальность при жесткой прямоугольной сетке благодаря сложному развитому центру, имеющему «идеальную» композицию и иерархическое ранжирование планировочных элементов. Принципы сакральности города трансформируются в понятие «идеальности» форм как общей сущности природы и города, единства мироздания и человека Возрождения. При изучении форм планов идеальных городов требуются понятия геометрии, симметрии.
Индустриальный город
С переходом города в индустриальную фазу развития понятие о форме плана города меняется принципиально. В «идеальном» городе функция и композиция формы фактически совпадали, генплан города был регулятором его развития. В конце XIX — начале XX в. появление различных функциональных промышленных и транспортных зон, их размеры, структура и форма становятся утилитарными. Города резко увеличиваются в размерах, их новые части не связываются со старыми ни планировочно, ни художественно. «Из явления порождающего, как это было в регулярном градостроительстве классицизма, городской план превращается в порождаемое, производное» [2,41].
Форма плана перестает интересовать проектировщиков как таковая, их задача — выбор оптимальных площадок для функциональных зон. Города развиваются экстенсивно, их план становится раздробленным, форма — неопределенная с отдельными «выбросами» и «пропусками» в застройке.
В отдельных планировочных районах города используются классические приемы, но их смысл становится принципиально иным, служащим новым потребностям. Изменились формы элементов планировочной структуры, влияющие на форму плана города в целом: на смену регулярным улицам пришли автомагистрали, имеющие нормативные изгибы — в планировочной структуре появились криволинейные элементы, инженерные коридоры разрезают планировочную структуру.
Форма города не несет ни сакральных, ни идеологических, ни художественных функций; она свободно и зачастую бессистемно меняется, в результате чего возникает чувство вседозволенности в развитии и изменении формы городского плана. При этом авторские решения утрачиваются в короткие сроки реализации градостроительных проектов. Приоритетными становятся инженерные инфраструктурные вопросы, теряется значение архитектурно-художественной стороны градостроительства.
Форма плана индустриального города становится прагматичной, она подчинена функциональным и технологическим требованиям и утратила свое художественное значение. Отдельные планировочные элементы предыдущих этапов сохраняются, но не образуют целостной планировочной композиции. Попытки изучения формы плана города в этот период немногочисленны и основаны на функциональных элементах планировочной структуры. Происходит значительное усложнение формы плана города, она перестает описываться простыми геометрическими фигурами.
Постиндустриальный город
Данная стадия давно происходит в мире, но для России она является новой. Ее появление обусловлено изменениями в законодательстве, введением частной собственности на землю. Генеральные планы разрабатываются в увязке с кадастровыми планами, учитывая границы существующих землепользований. В результате в городе появляются территориальные объекты весьма странных форм, неудобных для размещения планировочных элементов.
Развитие представлений о форме плана города удобно представить в виде таблицы, в которой этапы развития идут снизу вверх (Таблица 1).
На каждом этапе формы плана города описываются своими моделями, которые изменяются с изменением сложности объекта. Попыток такого
моделирования было сделано много, но «до сих пор все попытки моделирования и формализации процессов планировки и застройки не позволяли выработать достаточно точные методы описания особенностей построения формы городов» [11, 1].
В своем обширном труде об архитектурной форме М. В. Шубенков неоднократно обращается к модели архитектурной формы: «Сравнивая модели форм, мы нуждаемся в их простейших измерениях [11, 79]. Им предложена классификация архитектурных форм на структуры трех разновидностей:
♦ формы с неопределенной структурой;
♦ формы с фиксированной структурой;
♦ формы с вариабельной структурой.
Применяя предложенную классификацию к нашей схеме развития форм городов и понимания этих форм, мы легко находим соответствие с предлагаемыми этапами (см. Таблицу 1). Из этого следует, что модели описания форм города для каждого этапа должны быть самостоятельны и различны; формы городов на различных стадиях развития нельзя описать одной моделью.
Соглашаясь с М. В. Шубенковым в том, что классическая евклидова геометрия была основой методологии описания формы планов городов, отметим только, что она вполне соответствовала формообразованию соответствующих этапов. С переходом городов в новое состояние — индустриальный город — эта методика перестала соответствовать объекту. Именно поэтому модели развития города первой половины XX в., построенные по геометрическим принципам (Р. Парк, Э. Берджес, Г. Хойт, Ч. Хар-рис), не смогли объяснить развитие современного города и дать прогноз его дальнейшего состояния. Поэтому они остались чисто теоретическими конструкциями, никак не повлияв на практику градостроительного проектирования. Для оценки формы плана городов на текущих этапах развития плана города необходимы новые модели, адекватные объекту.
Следует отметить, что не все города проходят весь цикл развития формы плана, многие «консервируются» на ранних этапах. Поэтому в настоящий период можно видеть города различных этапов, для изучения которых требуются свои модели — это следует учитывать при проведении их анализа. Так, сегодня существует город Пальма-Нуова (Италия) —
Таблица 1. Историческое развитие понимания градостроительной формы
Этап
Форма плана города, ее понимание
Модели формы плана
Схема формы плана
Форма плана города подчинена вопросам землеустройства, фазы развиваются одновременно, форма трудноопределима
Описываются системой моделей
формы с неопределенной структурой
сложноописываемая
Форма плана подчинена функциональным требованиям; Форма циклично развивается
Описываются динамичными моделями
прагматична
формы с вариабельной структурой*
Форма плана города - произведение искусства; Форма конечна и определена
Описываются простыми статичными моделями
искусство
дд
оо рр
оо
рп
Форма плана города - сакральное выражение представлений о мире; Форма конечна и определена
Формы с фиксированной структурой*
сакральное понимание
* - По М. В. Шубенкову [11, 12].
«идеальный» город, сохраняет историческую планировку Верхотурье (Россия) — города ранних этапов развития формы плана. Типичным представителем города третьего этапа служит Екатеринбург, сохранивший историческую планировку ядра центра и уже прошедший несколько циклов смены фаз интенсивного и экстенсивного развития, переходящий в четвертую фазу развития формы. В четвертом этапе развития формы находится большинство крупнейших городов мира: Лондон, Париж, Шанхай, Бостон и т. д.
Заключение
1 При изучении формы планов городов древнего периода требуется знать не геометрические, а сакральные принципы народа, построившего эти города.
2 Форма плана «идеального» города рассматривается как произведение искусства, созданная по законам красоты идеальных форм. Форма города подчинена целостной архитектурно-художественной задаче и выражается в едином стиле города. Форма плана усложняется одновременно с усложнением композицией центра города.
3 Фактически современная постиндустриальная стадия развития города является фазой индустриального этапа его развития, сохраняя все его особенности в понимании формы плана и осложняя их вопросами форм земельных участков. Форма плана города перестает описываться какой-либо одной моделью, точное ее описание становится невозможным.
Список использованной литературы
1 Базилевич А. М. Влияние функциональных и природных условий на планировочную структуру города : дис. канд. арх. М., 1978.
2 Барабанов А. А. Семиотика пространства. Екатеринбург, 1999.
3 Градостроительство России середины XIX — начала XX века. М., 1998.
4 Всеобщая история архитектуры. М., 1967. Гл. 5 : Итоги развития итальянской архитектуры в XV-XVI вв.
5 Гутнов А. Э. Эволюция градостроительства. М., 1984.
6 Желева Д. Топогенез города: семантика мифа о происхождении // Семиотика пространства. Екатеринбург, 1999.
7 Карпович В. С. О сохранении художественного облика города // Труды IV Съезда русских зодчих.
8 Кудрявцев О. К. Теория конфигурации планировочной формы // Известия вузов. 1982. № 4.
9 Линч К. Современная форма в градостроительстве. М., 1986.
10 Мазаев Г. В. Взаимосвязь реализации генерального плана города и градостроительного проектирования : дис. канд. арх. М., 1990.
11 Шубенков М. В. Фрактальное градостроительство // Архитектурное формообразование и геометрия. М., 2010.
12 Шубенков М. В. Структурные закономерности архитектурного формообразования : учеб. пособие. М., 2006.
13 Косицкий Я. В. Карта городов Российской империи, имевших утвержденные проектированные планы с 1766 по 1831 г. // Альбом. 1995 г.
14 Мазаев Г. В. Форма плана города и законы ее развития // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2014. № 3. С. 9.