УДК 008.2
А. В. Юдина
Градостроительный замысел и субъективные особенности поведения
В статье предпринята попытка получить ответ на вопрос о том, что влияет на форму городского плана. Почему городские образования, казалось бы, одновременно и одинаково зародившиеся в прошлом, призванные нести одну и ту же функцию расселения людских масс, в настоящем способны принимать сильно разнящиеся друг с другом формы городского плана. Также в статье приводятся цитаты из книги «Совершенная форма в градостроительстве» крупнейшего американского специалиста конца XX в. по теории градостроительства и психологии восприятия архитектуры Кевина Линча. Исследуется способность города удерживать в своем абрисе идеальную форму (круга, квадрата и даже форму звезды - сложную, постоянно развивающуюся и растущую пространственную структуру). Основываясь на его утверждениях, автор статьи делает вывод, что далеко не все совершенные формы способны удержать рост городского плана в своих очертаниях, так как город есть пространственная организация человеческих действий, следовательно, его форма вторична, не имеет самодостаточности и может изменяться при изменении форм организации жизнедеятельности населения.
Ключевые слова: форма города, форма плана, идеальный город, планировочная структура, совершенная форма, круг, квадрат, звезда, города Центральной России, генетический код города, жизнедеятельность населения, природные факторы.
A. V. Yudina
Urban planning concept and subjective behaviors
The article attempts to answer the question that affects the shape of the urban plan. Why urban concentration, both equally originated in the past, designed to carry the same function for the resettlement of masses of people in the present are able to take a very different form the urban plan. The article also contains quotes from the book the largest U. S. specialist of the late twentieth century theories of urban planning and the psychology of perception of architecture Kevin Lynch, «A Theory of Good City Form». Examines the city's ability to hold in his outline of the ideal shape: circle, square and even star complex, constantly evolving and growing spatial structure. Based on his claims the article concludes that not all perfect forms is able to keep the growth of the urban plan in their outlines, because the city has a spatial organization of human action, so its form is secondary, is self-sufficiency and may change if you change the forms of organization of life of the population.
Keywords: form of the city, form of the plan, an ideal city, planning structure, perfect shape, circle, square, star, city of CR, the genetic code of the city, the livelihoods of the population, the natural factors.
В современном мире проблема информационного голода решается достаточно легко. Например, чтобы узнать форму наших городов, достаточно воспользоваться Google map или купить городской путеводитель. Когда речь идет о форме городов, имеется в виду форма их плана - вид сверху большого пространственного объекта. Мы, горожане, чаще смотрим под ноги и не задумываемся, как именно этот объект выглядит с высоты птичьего полета. В рамках противостояния «в кадре» и «за кадром», заявленного V Всероссийской научной конференцией «Творческая личность - 2016: в кадре и за кадром», в кадр попадает привычное, на наш взгляд, представление о родном городе с изученными маршрутами и знакомыми видовыми точками, а за кадром остается неожиданный ракурс на тот же город, но доступный скорее птицам, нежели нам - его жителям. Наверное, это естественно: мы не птицы, наблю-
даем город по обыкновению с плоского ракурса, поэтому такого рода интерес для общественности не актуален. Но, расстелив перед собой карты двух городов, задаешься вопросом: почему их формы различны, почему они именно такие? Есть ли у конкретной формы городского плана смысл и значение? Способен ли город изменять свои очертания и, вообще, надо ли этому вопросу уделять внимание?
Форма плана города естественно вызывает интерес, в первую очередь, исследователей и проектировщиков. Исследователям чаще важно отыскать идеальный план идеального города, ну а цель проектировщиков - такой город создать. Иначе у них и не получается, поскольку они действуют в рамках архитектурной профессии и делают как учили, а учили делать красиво. Что значит красиво? Красивым, по мнению представителей архитектурной профессии, можно назвать то, что соот-
© ЮдинаА. В., 2017
Градостроительный замысел и субъективные особенности поведения
365
ветствует основным категориям мира архитектуры, среди которых гармоничность, сбалансированность, использование ритмичного повторения элементов или их акцентная сбивка, тщательно выверенная автором-создателем и т. д.
Наш современник, известный американский специалист в области городского планирования Кевин Линч, в своей книге «Совершенная форма в градостроительстве» утверждает: даже если мастер умеет проектировать здание, это не означает, что он умеет проектировать город [4]. Город, по мнению Линча, гораздо сложнее. А что сложного? В особенности если проектируешь идеальный город: бери идеальную фигуру (круг и квадрат) - и город готов.
Именно эти формы встречаются в планах древних городов мира. Скорее всего, это было продиктовано религиозными представлениями, требованиями фортификации или утилитарной логикой. Казалось бы, русские древние города имели предпосылку приобрести круглую форму. Дело в том, что планировочным ядром древнерусского города являлся детинец - фортификационный центр, окруженный и обрастающий посадами. Но в процессе роста круг в плане утрачивается, растворяется в сложных изменяющихся планах. Планы городов Центральной России иллюстрируют вышесказанное (Рис. 1, 2).
Рис. 1. Самара
Бывают случаи, когда городское историческое ядро достаточно четко проявляет себя в системе транспортных коммуникаций города. Тогда чаще всего возникает планировочная структура с несколькими кольцами и радиальной системой магистралей. Город как некий органический объект
продолжает наращивать слой за слоем, с большим радиусом удаляясь от центра. Но этот процесс не может длиться вечно. Круглая форма плана города уязвима. Особенностью такой формы становится стесненное положение центра. Когда периферия нарастает, центру становится все более сложно выполнять свои функции. По этому поводу Кевин Линч пишет следующее: «При таком сценарии начинается реконструкция центральной зоны с уничтожением элементов старой планировочной структуры. Для исторического города с круглой формой плана есть только один путь сохранить свой первозданный каркас - перестать расти до момента качественных изменений в центральной планировочной зоне» [4].
Рис. 2. Вологда
Прямоугольная форма плана города также встречается в планировочных структурах наших современных городов как результат привитых регулярных планов, имеющих четкую планировку пересечений (Рис. 3). По своим качествам такая форма противоположна круглой: может иметь любой размер, способна неограниченно развиваться во всех направлениях и при этом органично входит в изменяющуюся планировочную структуру. При росте прямоугольной формы в ней появляются новые центры. Тем самым не происходит разрушения старого исторического центра города. При таком эффекте смещения центра в прямоугольной планировочной структуре могут одновременно сосуществовать элементы различных исторических периодов. В принципе, прямоугольная форма плана может неограниченно развиваться в пространстве, пока не встретит непреодолимое препятствие в виде природных или антропогенных факторов [4].
/
^ «¡4
Рис. 3. Пример прямоугольных планировочных частей
Помимо круга и квадрата, форма плана города в истории градостроительства имела вид и других геометрических фигур: идеальных многогранников - например, форму звезды (Рис. 4). Города с таким планом назывались идеальными и проектировались в эпоху Возрождения. Город, созданный под влиянием совершенных идей, являлся законченным творением и не подлежал последующему изменению. Идея создания такого города понятна: форма городского плана - как единый ансамбль, как единое целостное произведение архитектуры [2].
Рис. 4. Город-крепость Пальманова в Италии
Но такая идеальная форма рано или поздно окажется неспособна развиваться и реагировать на меняющиеся потребности общества. Примеры реализованных «идеальных городов» немногочисленны. «Идеальный город» остался в истории градостроительства как образец иллюзорных представлений человека о градостроительной эстетике. Хотя на просторах сети попадаются вари-
анты, напоминающие мир фэнтези, романтично манящий в город будущего (Рис. 5).
Тем временем Кевин Линч, градостроитель-аналитик, говорит о том, что форма «поселения» -это пространственная организация человеческих действий. Он заявляет, что для него эта форма носит не просто абстрактно-геометрический характер, а является результатом организации жизни в данном поселении [4]. Иными словами, форма плана города - это производная от видов жизнедеятельности. Следовательно, форма вторична, не имеет самодостаточности и может изменяться при изменении форм организации жизнедеятельности населения.
Рис. 5. Фантазийный образ города на воде
Возвращаясь к планам городов Центральной России, можно отметить, что вышеуказанные геометрические фигуры частично в них присутствуют, но не являются формообразующей самоцелью. Неверно утверждать, что современный мегаполис стремится вписаться в круг, квадрат, а тем более в звезду. Город - живой организм, его рост направляем желаниями живущих в нем, их образом жизни, а также внешними обстоятельствами.
Например, росту новых городских территорий могут воспрепятствовать активные ветра, преобладающие в конкретном месте, естественная природная преграда (гора, река, море) или политическая ситуация. Промышленность и неблагоприятная экологическая обстановка могут затормозить рост близлежащих, селитебных территорий или, напротив, возникшее мощное промышленное ядро, впоследствии обросшее жильем и инфраструктурой, перетянет сбалансированность городского плана. Вектор росту города может задать и направление, где жить просто модно.
Все это достаточно сложно предвидеть на стадии проектирования и разработок, поэтому форма плана, которую город принимает с течением вре-
367
Градостроительный замысел и субъективные особенности поведения
мени, не является произвольной и случайной. Она становится неким подобием генетического кода города, на ее основе можно наблюдать его историю и предвидеть дальнейшую траекторию его эволюции.
Библиографический список
1. Архитектурно-краеведческая библиотека [Электронный ресурс]. - URL: russiancity.ru/books/b56.htm
2. Витюк, Е. Ю. К вопросу реализации концепций идеальных городов - звезд [Электронный ресурс] / Е. Ю. Витюк. - Режим доступа: http://archvuz.ru/2013_2/3 [Дата обращения: 07.12.2016].
3. Зитте, К. Художественные основы градостроительства [Текст] / К. Зитте. - М., 1993.
4. Линч, К. Совершенная форма в градостроительстве [Электронный ресурс] / К. Линч. - Режим доступа: http://search.rsl.ru/ru/record/01001288756 [Дата обращения: 05.12.2016].
5. Чернышова, Э. П. [Электронный ресурс] : Феноменология архитектурной формы: влияние архитектурно-пространственных форм на психику человека /
Э. П. Чернышова. - URL
http://www.sworld.com.ua/konfer32/486.pdf (дата обращения: 14. 03.2015)
Bibliograficheskij spisok
1. Arhitekturno-kraevedcheskaja biblioteka [Jel-ektronnyj resurs]. - URL: russiancity.ru/books/b56.htm
2. Vitjuk, E. Ju. K voprosu realizacii koncepcij ide-al'nyh gorodov - zvezd [Jelektronnyj resurs] / E. Ju. Vitjuk. - Rezhim dostupa: http://archvuz.ru/2013_2/3 [Data obrashhenija: 07.12.2016].
3. Zitte, K. Hudozhestvennye osnovy gradostroitel'st-va [Tekst] / K. Zitte. - M., 1993.
4. Linch, K. Sovershennaj a forma v gradostroitel'stve [Jelektronnyj resurs] / K. Linch. - Rezhim dostupa: http://search.rsl.ru/ru/record/01001288756 [Data obrash-henija: 05.12.2016].
5. Chernyshova, Je. P. [Jelektronnyj resurs]: Fenome-nologija arhitekturnoj formy: vlijanie arhitekturno-prostranstvennyh form na psihiku cheloveka / Je. P. Chernyshova. - URL http: //www. sworld. com. ua/konfer32/486. pdf (data obrashhenija: 14. 03.2015)