УДК 714.4-16 МАЗАЕВ Г В.
Форма плана города и законы ее развития
В статье поднимается вопрос о форме плана города как одной из ведущих его характеристик. Рассмотрены основные виды плана города и сформулированы законы их развития. Показана связь между основными обобщенными формами плана города и попытками по целенаправленному созданию городов заданной формы плана.
Ключевые слова: градостроительство, история градостроительства, форма плана города, идеальный город, города России, генеральный план, планировочная структура.
MAZAEV G. V.
THE FORM OF THE PLAN OF THE CITY AND THE LAWS OF ITS DEVELOPMENT
In article the question on the form of the plan of city, as one of characteristics leading it rises. The basic kinds of the plan of city are considered and laws of their development are formulated. Communication between the basic generalized forms of the plan of city and attempts on purposeful creation of cities of the set form of the plan is shown.
Keywords: urban planning, history of urban development, the form of the plan of the city, an ideal city, a city in Russia, the general plan, the planning structure.
Мазаев
Григорий
Васильевич
акаде мик РААСН, кандидат архитектуры, Главный градостроитель института
«УралНИИпроект РААСН»
Подавляющая часть литературы по теории градостроительной формы удивительно скучна. Более того, эта теория имеет свойство забываться.
К. Линч
Градостроительные системы как пространственные объекты всегда имеют некоторую форму. Она не является статичной, за исключением отдельных случаев. Ей свойственно постоянно развиваться, изменяться, приобретая новые пространственные элементы. Эти изменения могут быть удачными, органично дополняющими первоначальную форму, а могут таковыми не быть. Разрабатывая проекты генеральных планов городов, которые по своему характеру являются их ограниченными во времени моделями развития, планировщики постоянно решают проблему изменения формы города. Чаще всего они следуют принципам сохранения рациональности, выбирая новые площадки для строительства с наиболее удобными и малозатратными условиями освоения, но одновременно с этим, как правило, возникают и композиционные задачи. Они решаются интуитивно и описывают генплан в простейших эстетических категориях «красиво — некрасиво», что показывает происхождение планировщиков из среды архитекторов, сохраняющих понятие «красота» как неотъемлемую часть своей профессиональной подготовки и применяющих ее к объектам проектирования разного уровня: здание, архитектурный ансамбль
или планировочная структура и форма города в целом.
Рассматривая форму плана города, мы задаемся очень простыми вопросами, на которые нелегко найти ответ:
• Почему города имеют именно такую, а не иную форму своего плана?
• Почему города имеют разные формы плана?
• Можно ли произвольно изменить форму плана города?
• Как форма плана города влияет на его свойства и являются ли они имманентными и стабильными?
• Каково значение той или иной формы плана города?
• Что дает изучение формы плана города в общей системе градостроительных знаний?
Вопросы эти настолько сложны, что многие известные исследователи оказываются не в силах их разрешить. Так, известный американский исследователь градостроительства К. Линч пишет: «Предметно-пространственный аспект существования города обсуждался до сих пор (книга К. Линча вышла в 1981 г. — Г. М.) столь неуверенно, что отнюдь не всегда ясно, играет ли он какую-то существенную роль или нет» [2, 51]. Это высказывание вы-
© Мазаев Г В., 2014
9
зывает много вопросов, ведь именно предметно-пространственный аспект города всегда был объектом изучения градостроительной науки. К. Линч, формулируя принципы теории градостроительной формы, определяет среди них следующие: «Форму поселения и ее качество следует трактовать как непосредственный объект рассмотрения... Теория должна связать общие, устойчивые ценности с самой градостроительной формой и практическими действиями, направленными на нее непосредственно» [2, 52]. Иными словами, он прямо признает необходимость изучения формы плана города и определяет задачи для такого исследования.
Форма плана города всегда вызывала интерес исследователей и проектировщиков: первые пытались определить форму плана идеального города, вторые — создать в реальности город с идеальным планом. Книга К. Линча так и называется: «Совершенная форма в градостроительстве». Для К. Линча «.форма поселения — это пространственная организация человеческих действий, порождаемых ими потоков людей, предметов и информации, физических признаков окружения, которые, так или иначе, важны для действий людей: замкнутые пространства, пути, поверхности, “среды”, предметы» [2, 51]. Из этого определения ясно, что форма поселения для него носит не просто абстрактно-геометрический характер, но является результатом организации жизни в данном поселении. Иными словами, форма плана города — это производная от видов жизнедеятельности и, следовательно, форма вторична, не имеет самодостаточности и может изменяться при изменении форм организации жизнедеятельности населения. Не случайно А. В. Иконников во вступительной статье относит К. Линча к сторонникам «органической теории города, сходство которой с живыми организмами определяет динамика роста, целостность, нерасторжимость формы и функции» [2, 8]. Следование позиции К. Линча делает необходимым изучение «потоков людей, предметов и информации», чтобы понять их значение в формообразовании поселения, но вместе с тем он говорит и о самодостаточности формы поселения как объекта научного исследования: «Форму поселения и ее качества следует трактовать как непосредственный объект рассмотрения: при отказе от эклектического приложения к этому объекту
концепций, сформированных в других областях знания» [2, 52]. В позиции К. Линча видна двойственность в подходе к форме поселения. И уже совсем непонятен его отказ от применения в изучении формы «других областей знания» — как минимум, знание геометрии при изучении формы плана города совершенно необходимо.
Анализируя истоки формы плана городов, К. Линч сводит их определение к «нормативной теории». Согласно его логике, «нормативная теория. есть попытка задать некую определенную форму города, исходя из определенных соображений» [2, 101]. Сам он не является сторонником данной теории, отмечая, что «.градостроительная форма сложна и загадочна, как система человеческих ценностей» [Там же]. Он говорит «о глубокой неопределенности» и недостатке знания для того, чтобы понимать, каким образом изменять направление эволюции города. Здесь мы видим довольно неопределенное, но все же уже реально существующее понимание вероятностного характера развития города и одновременно отсутствия ясной программы его реализации — тех принципов сложной иерархической системы, которые мы признаем определяющими в развитии города и базовыми в его теории.
К. Линч говорит о том, что «город столь сложен, что умея проектировать здание, мы не умеем проектировать город» [2, 101]. Он делает вывод о том, что проектировать город как здание — это принципиальная ошибка. Но именно так поступали архитекторы «идеальных городов», что наглядно видно из сравнения форм планов идеальных городов и зданий: принципы формообразования тех и других одинаковы и построены на геометрических основаниях, а именно — создания центрально-симметричных многоугольных композиций с повторяющимися элементами.
Круг и квадрат — классические формы плана
Анализируя формы планов ранних городов, начиная с Древнего Египта и Месопотамии, можно выделить две формы планов: 1) квадраты или прямоугольники с четкой прямоугольной сеткой улиц; 2) круги с радиально-кольцевой системой и центральной площадью — неким общественным пространством.
К. Линч считает происхождение этих форм планов следствием рели-
гиозных ритуалов: «По-видимому, первые города сложились как религиозные центры, вследствие чего форма всякого постоянного поселения должна служить магической моделью вселенной, божественного порядка» [2, 57]. В литературе довольно часто встречается «обоснование форм», когда круг рассматривается как символ солнца, а квадрат-прямоугольник связываются с четырьмя сторонами света. Мы считаем такие предположения в значительной мере надуманными, уводящими в сторону от объяснения причин возникновения городов с такими формами плана.
Если предположить, что форма круга напрямую связана с солнечной символикой, то в таком случае Тель-Амарна, древнеегипетский город, построенный фараоном Эх-натоном, установившим культ поклонения богу Солнца, однозначно должен иметь форму круга. Между тем в реальности она прямоугольна. Если руководствоваться логикой символических объяснений, то получается, что каждый человек, нарисовавший круг, автоматически является солнцепоклонником. Нам представляется, что круглая форма плана города является достаточно утилитарной по своей природе. Во-первых, такая форма связана с минимальной протяженностью городских стен, что существенно экономит трудозатраты на их возведение. Во-вторых, такую форму очень просто создать на местности с помощью одной достаточно длинной веревки. Иными словами, эта форма легко достигается, что также говорит о ее экономичности.
Прямоугольная форма, скорее всего, происходит из наиболее базовых представлений человека
о метрике пространства, его длине и ширине. Она удобна как система координат для определения местоположения объекта в пространстве. Кроме того, она легко сочетается с прямоугольной формой домов и помещений внутри них. Круглая и прямоугольная форма поселений встречается практически во всех культурах, вне зависимости от их религиозных представлений и во все эпохи от древности до наших дней.
Круглая форма плана города в процессе его развития часто утрачивается, растворяется в последующих, более сложных планах. При этом ее ядро достаточно четко проявляет себя в системе транспортных коммуникаций города, в которых угадываются очертания первоначальных улиц. В этом случае
чаще всего возникает планировочная структура с несколькими кольцами и радиальной системой магистралей. Особенностью такой формы становится стесненное положение центра. Традиционно он является центром окружности, и по мере роста радиуса планировочной структуры ему становится все более сложно выполнять свои центральные функции. По этому поводу К. Линч пишет следующее: «Ядро системы начинает задыхаться, если размеры превосходят некий эмпирический предел» [2, 246]. При таком сценарии начинается процесс реконструкции центральной планировочной зоны с уничтожением элементов старой планировочной структуры. Обычно он сопровождается существенным повышением интенсивности использования территории. Если при этом мы имеем дело с историческим городом, а центральная зона такой планировочной структуры будет наиболее старой (и, следовательно, наиболее ценной в культурном отношении), то гарантирован конфликт развития планировочной структуры. Со временем он ведет к уничтожению исторически сформированных планировочных зон.
Можно уверенно сказать, что для городов с круглой формой плана процесс их развития обуславливает изменения планировочной структуры с утратой ее исторических элементов. Для исторического города с круглой формой плана есть только один путь сохранения своей первоначальной структуры — прекращение его роста до момента качественных изменений в центральной планировочной зоне. Все эти процессы хорошо видны на примере развития формы плана Москвы.
Закон круглой формы: круглая форма плана города уязвима, ее развитие и сохранение по мере роста города затруднено. В процессе такого развития, как правило, образуется сложная радиально-кольцевая система. При этом центральная зона претерпевает наибольшие изменения с преобразованием планировочной структуры за счет утраты элементов исторической планировки, которая вытесняется элементами сложной планировочной структуры. Вследствие этого сохранить изначальную круглую планировочную структуру исторического города можно, лишь ограничив его дальнейший пространственный рост. Сохранение круглой формы плана города при его пространственном росте возможно при размещении его на сравнительно
ровной поверхности, без серьезных рассечений.
При столкновении расширяющегося города, имеющего план круглой формы, с непреодолимым для его развития рассечением — берегом крупной реки, морем — круглая форма плана превращается в полукруглую, развиваясь в направлениях, противоположных от места рассечения. Планировка такого города приобретает характер многолучевой веерной структуры с различным числом веерных улиц-направлений, ведущих к центру, который на этом этапе, как правило, располагается на границе непреодолимого рассечения.
В истории градостроительства есть примеры сочетания круглой и квадратной формы плана города. Примером такого рода может служить г. Кристиансхауп (Дания), построенный в XVII в. Внутри него прямоугольная планировочная структура с двумя взаимно перпендикулярными диагоналями (Иллюстрация 1), что говорит о необязательном характере наличия кольцевых планировочных структур внутри круглой формы плана города.
Прямоугольная форма плана города по своим качествам противоположна круглой: она способна неограниченно развиваться во всех направлениях и при этом органично входит в изменившуюся планировочную структуру. Она может иметь любой размер, от небольшого городка до района Манхэттен в Нью-Йорке или даже территории США в целом, имеющей единую прямоуголь-
ную разбивку земельных участков по всей территории. Она может «реагировать» на природную ситуацию, частично при этом деформируясь, но сохраняя изначальную систему планировки. В ней могут быть заложены любые планировочные параметры, что не потребует изменений при повышении сложности планировочной структуры. Это дает возможность сохранить исторические элементы планировочной структуры. При росте прямоугольной формы в ней появляются новые центры. Тем самым не происходит разрушения старого исторического центра города. При таком эффекте смещения центра в прямоугольной планировочной структуре могут одновременно сосуществовать элементы различных исторических периодов, обогащая архитектурно-исторические качества города. Планировочные элементы могут укрупняться за счет объединения нескольких соседних, что упрощает размещение разнородных объектов. Планировочные элементы могут быть разделены без нарушения принципа решетки, что позволяет увеличить густоту улично-дорожной сети при одновременном возрастании интенсивности использования территории. Развитие прямоугольной решетчатой системы может быть на время остановлено, а затем безболезненно продолжено. В принципе, прямоугольная форма плана может неограниченно развиваться в пространстве до тех пор, пока она не встретит непреодолимое препятствие в виде природных или антропогенных факторов.
Иллюстрация 2. Центральная часть г. Сплит (Хорватия). Городской план г. Сплита
Иллюстрация 3. Центральная часть г. Праги (Чехия). Городской план г. Праги
Закон прямоугольной формы плана города: прямоугольная форма плана города является универсальной, имеет возможности для неограниченного пространственного роста во всех направлениях при отсутствии непреодолимых препятствий для развития. При правильно выбранных параметрах планировочных элементов сохраняется возможность развития пространственных структур любой степени сложности, способных к укрупнению и делению планировочных элементов.
Недостатком прямоугольной формы является ее одинаковость и монотонность, делающая ее индиффе-
рентной к природному окружению и нивелирующая индивидуальность города. В этом случае отсутствие ярко выраженных акцентов планировки должно компенсироваться архитектурными акцентами.
Переход прямоугольной формы плана города в круглую представляет собой весьма интересное явление в градостроительной практике. В процессе развития первоначальной прямоугольной формы она может постепенно преобразоваться в круглую или, при наличии непреодолимых рассечений, — в полукруглую. Примером такого рода может служить план г. Сплита (Иллюстрация 2).
Первоначально прямоугольный «город Диоклетиана» — дворец римского императора на берегу морской бухты — в процессе своего развития стал центром радиально-полуколь-цевой системы, что определено непреодолимым рассечением в виде морского берега.
Круглые и прямоугольные формы плана могут сосуществовать внутри сложной планировочной структуры развивающегося города как самостоятельные образования, которые в свое время были поглощены городом либо изначально создавались как новые элементы. В таком случае, они не влияют на планировку друг друга. Примером такой ситуации может служить план г. Праги (Иллюстрация 3), в котором четко выделяется круглая форма старого города (Старе Место) и сравнительно новые районы (Винограды и Карлин) с прямоугольной формой плана и почти квадратной сеткой улиц. Такое сосуществование круглых и прямоугольных элементов в структуре формы плана города не редкость в интенсивно развивающихся исторических городах. Они подчеркивают разновременной характер возникновения крупных планировочных элементов города.
Звездчатые формы плана — «идеальные города»
Многие города в процессе развития на какой-то срок приобретают звездообразную форму плана, хотя при дальнейшем развитии часто происходит последующая утрата такой формы. В данном разделе рассмотрим звездообразные формы так называемых «идеальных городов» XV-XVIII вв. В основном они имеют форму идеальных многогранников — геометрических форм со многими осями симметрии.
Появление такой идеи — вначале как образа, проекта, а затем как реальных градостроительных объектов — тесно связано с развитием геометрии. При этом такие формы изначально связаны с понятием совершенства. Город, созданный под влиянием этих идей, был по определению объектом, созданным в результате единичного акта архитектурного творения — законченным и не подлежащим последующему изменению.
В период распространения артиллерии эти идеальные формы прекрасно отвечали фортификационным требованиям, обеспечивая перекрывающиеся зоны обстрела неприятеля, и одновременно —
Город Пальма Нуова, 1593 г. Идеальный город Даниэля Спекле, 1608 г.
Проектзвездообразного города Идеальный город Даниэля Спекле, 1608 г. Сфорцицца.
Иллюстрация 5. Идеальные города звездчатого типа периода Ренессанса [1, 334-335]
Иллюстрация 4. Проект идеального города А. Дюрера. 1527 г. [4, 177]
крайне неудобном для обстрела угле, под которым эти стены повернуты к осаждающим. Но эта же идеальная форма, не способная к дальнейшему развитию, не способная реагировать на меняющиеся потребности общества, оказалась в итоге забытой. Примеры реализованных «идеальных городов» немногочисленны, произошел отказ от такой формы существования города. «Идеальный город» остался в истории градостроительства как образец иллюзорных представлений человека о градостроительной эстетике. По мере утраты своего военного значения многие городские укрепления «идеальных форм» были снесены, что обеспечило возможность роста и развития планировочной структуры городов, которые были ранее «заточены» внутри таких форм.
«Идеальные города» появились в XV-XVI вв. во многих странах Европы. В них привлекает, прежде всего, прекрасная эстетическая форма — многоугольные и многолучевые композиции, представляющие город как единое целостное произведение архитектуры, как единый ансамбль. Они создавались как новые объекты, предлагались также проекты реконструкции в данном ключе существующих городов. В планировке таких городов слились воедино многие идеи и представления эпохи Возрождения — идеи, созданные тогдашней культурой, наукой, идеи
о разумном планировании городов, вопросы обороны и защиты. При этом приоритет, безусловно, отдавался эстетике формы, так как все вышеуказанные градостроительные аспекты могли быть решены иными, не столь сложными способами. Во второй половине XVI в. тема «идеального города» развивалась в научных и философских трактатах, в проектах архитекторов и, наконец, в реальном строительстве. В рамках
данной статьи не ставится задача подробного исторического анализа социально-политических, эстетических и философских концепций этого периода, нас интересуют только вопросы формирования и развития формы планов этих городов.
Один из первых рисунков «идеального города» — это проект Альбрехта Дюрера (1527). Город представлял собой квадрат с прямоугольной разбивкой на кварталы,
с центральной квадратной площадью (Иллюстрация 4).
В дальнейшем форма плана города усложняется, становится многоугольной и многолучевой. Приведем здесь отдельные примеры планов «идеальных городов» (Иллюстрация 5). Наибольшее количество проектов и реализованных «идеальных городов» приходится на Италию, где немало известных архитекторов занималось их проектированием [1].
Иллюстрация 6. Рисунок идеального города. Автор Леонардо да Винчи (карандаш). Ок. 1484-1495 гг.
Сохранился весьма интересный рисунок Леонардо да Винчи — проект реконструкции Флоренции [1] (Иллюстрация 6). Здесь была поставлена задача преобразования формы плана города по желанию, в соответствии с художественной концепцией Леонардо. Флоренцию, имеющую весьма сложную форму, вытянутую вдоль реки Арно, предлагается превратить в «идеальный город», имеющий десятигранную, почти круглую форму. Река должна была быть спрямленной каналом, симметрично прорезающим город; части города соединены тремя мостами. Эта идея явилась практической апробацией вопроса о том, можно ли произвольно менять форму города? В данном конкретном случае г. Флоренция не претерпел предполагаемых изменений, причем не только по финансово-организационным причинам, но из-за гораздо более глубоких оснований, связанных с закономерностями планировочного развития.
Приведенные в этом разделе рисунки представляют собой хорошо известные объекты. Представление их в этом разделе продиктовано желанием собрать данные в одном месте, сократив время поиска соответствующей информации для читателя. Проведем анализ приведенных проектов, чтобы создать систему планировочных решений «идеальных городов» и принципов их формирования. Формы «идеальных городов» лежат в пределах от четырех- до двенадцатигранников. Нами не обнаружено городов в виде треугольников, что, видимо, вызвано неудобством обороны.
Нами не обнаружено проектов городов с числом граней более двенадцати. Видимо, это связано со сложностью построения такой геометрической формы и ее приближения к форме круга. Уже в двенадцатигранных формах плана улицы воспринимаются как круглые. Наиболее часто встречающиеся формы из рассмотренных в ходе исследования — это шести- и восьмигранники. Широкое распространение этих форм связано, по-видимому, с удобством их геометрического построения.
Внутренняя планировка «идеальных городов» подразделяется на два типа: 1) прямоугольную, не связанную с внешним контуром формы плана; 2) радиально-кольцевую, в которой радиальные улицы ведут к лучам звездчатой формы или углам многогранников.
Закон «идеальной» звездчатой формы плана города: идеальная звездчатая форма плана города есть самая консервативная, не допускающая каких-либо дальнейших изменений и, следовательно, какого-либо пространственного развития города. Она создается по принципу проектирования объемных объектов как целостное и завершенное архитектурное произведение: «дом-город». Эта историческая форма плана города не применяется в современной практике и сохраняется как памятник архитектуры и градостроительства.
Заключение
1 Форма плана города не является произвольной и случайной. Она напрямую определяет характер развития города на длительный период времени. Форма плана города становится неким подобием генетического кода для города, на ее основе можно предвидеть дальнейшую траекторию его эволюции, в том числе и морфологической.
2 Автором сформулированы три закона развития формы плана города в зависимости от трех базовых его геометрических форм: круга, квадрата и звезды. Показана принципиальная разница в путях эволюции городов с такими базовыми изначальными геометрическими формами.
3 На примере идеальных городов показано, как сформулированные законы проявляют себя на практике. Идеальные города рассматриваются как своего рода исторические эксперименты с рациональным формообразованием городов, при этом эволюция таких градостроительных образований соответствует сформулированным законам их морфологического развития.
Список использованной литературы
1 Всеобщая история архитектуры. Гл. 5 : Итоги развития итальянской архитектуры в XV-XVI вв. М., 1967.
2 Линч К. Современная форма в градостроительстве. М., 1986.
3 Мазаев Г. В. Прогнозирование вероятностного развития градостроительных систем : учеб. пособие. Екатеринбург, 2005.
4 Шубенков М. В. Структурные закономерности архитектурного формообразования. М., 2006.