УДК 72.036.
Быкова Галина Ивановна
кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры Государственного университета по землеустройству [email protected]
Коршунова Наталья Николаевна
кандидат архитектуры, старший преподаватель кафедры архитектуры и градостроительства Российский университет дружбы народов. [email protected]
Чистяков Дмитрий Александрович
магистр архитектуры, ассистент кафедры архитектуры и градостроительства Российский университет дружбы народов [email protected]
Тайный язык
АРХИТЕКТУРНЫХ СИМВОЛОВ
Galina I. Bykovo
The candidate of architecture, the associate
professor of architecture of
the State university on land management
Natalya N. Korshunova
candidate of architecture, senior teacher of chair of architecture and town planning Russian university of friendship of the people [email protected]
Dmitry A. Chistyakov
master of architecture, assistant to chair of architecture and town planning Russian university of friendship of the people [email protected]
The secret language of
ARCHITECTURAL SYMBOLS
Аннотация. В статье освещены вопросы влияния языка символов через красоту и монументальность на чувства человека. На основе новейших археологических открытий выявляется общность культуры и религии в древности, что подтверждается использованием в строительстве зодчими мира единой системы мер, символов и знаков. Сравниваются общие приемы семеричной структуры формообразования египетских храмов и Петропавловского собора в Санкт- Петербурге. Отмечается, что изучение сохранившихся архитектурных шедевров показало, что символика их форм олицетворяет сакральный смысл духовного продвижения человека к преображению. Древние приемы и знаки - инструмент активного влияния на подсознание человека.
Annotation. The article highlights the impact of language symbols through the beauty and monumentally to the feelings of the person. Based on the latest archaeological discoveries the commonality of culture and religion in antiquity, as evidenced by the use in the construction world by architects of a unified system of measures, symbols and signs, is revealed. The general methods of formation of the balanced structure of Egyptian temples and the Peter and Paul Cathedral in St. Petersburg are compares.
It is noted that the study of surviving architectural masterpieces have shown that the symbolism of their forms represents the sacred meaning of the spiritual advancement of man to transformation. Ancient techniques and signs are the tools of active influence on the subconscious.
Ключевые слова: архитектурные приемы, символы архитектурных форм, энерго-информационная структура, семеричная структура формообразования.
Keywords: architectural techniques, symbols, architectural forms, energy-informational structure, septenary structure of morphogenesis.
Символы - особый язык в архитектуре, который, воздействуя через красоту и монументальность на мир чувств, позволяет одним людям без усилия понимать других. Искусство каждой эпохи фиксирует идеал, к которому должен стремиться человек. Для проникновения в глубины тайного смысла образов и символов в архитектуре надо понимать философию мастеров, которой они руководствовались при создании своих произведений. Взгляды на мир меняются в соответствии с духом времени. Поэтому, сталкиваясь с древними памятниками, мы, испытывая эмоциональное впечатление, не всегда понимаем смысл, заложенный в произведение автора-
ми, где использовались особенные языковые средства, ведомые зодчим, применявшим специфические образы, художественные приемы, символы и знаки. Ценнейшее духовное наследие древности - тайный язык символов, несущих мудрость прошлого опыта, зашифрован в условных знаках, основанных на различных ассоциациях. Символы несут закодированную информацию. Лишь зная нужный код можно воспринять послание из прошлого.
Выделяются приемы и знаки, которые древние люди воспроизводят с завидным упорством независимо от своего места проживания на раз-
289
ных территориях нашей планеты. Эти же знаки до сих пор используются и в современном мире, хотя первоначальный их смысл зачастую забыт. Анализ и изучение легенд, эпосов, мифов народов мира позволяет осознать и приблизится к пониманию общности культур разных континентов, а также воспроизвести возможный путь их мировосприятия и выражения в архитектуре, рисунке, музыке.
Согласно историческим источникам, в древнейшие времена Русь представляла собой целостную полосу цивилизованной евразийской территории, где говорили и писали на едином языке - проторусском, имевшим древнейшую руническую и алфавитную письменность. Предполагают, что тогда существовали единая культура и религия. Это подтверждают новейшие открытия в археологии. Исследования показали, что и в строительстве зодчие древнего мира использовали единую систему мер, символов и знаков [4, 5].
Древние цивилизации рассматривали человека как центр мироздания. Они считали, что существует энерго-информационная структура человека: совокупность тонких тел, включающих физическое, образующие энергетическое излучение - «ауру» человека. До сих пор эти знания, утерянные современным урбанизированным обществом Запада, хранятся восточными культурами и широко используются в йоге и различных видах единоборств [1].
Эти законы были известны всем народам древнего мира, чему повсеместно находятся доказательства в схожести подходов и выражений в архитектуре и летописях прошлого. Символически эти знания отражены в египетских произведениях. В египетской скульптуре есть определенный канон обозначения человека, необычный для нас.
Кубическое основание скульптуры (куб - символ материального мира) обозначает четыре низших составных части человеческой натуры, подверженной износу и разрушению. Голова в виде шара над кубическим туловищем символизирует мир совершенства.
Семь - число священное для индоевропейцев, отражает семеричную структуру строения человека, это в символической форме прослеживаются в структуре культовых строений египтян. Современный синтез науки и древних знаний расширяет представления о границах материи и сознания.
Эти знания отражены во многих произведениях прошлого, в частности, в строении древнего египетского храма, где закодированы знания о микрокосмосе и макрокосмосе как целостной системы. Представлялось, что строение человека соответствует структуре космоса и отражает систему взаимосвязанных друг с другом тонких тел.
Рассмотрим египетский храм. Аллея сфинксов ведет к монументальным пилонам в виде двух башен с прямоугольной рамой входа между ними. Пилоны - символ поперечной перекладины
«анкха» - линии горизонта, разделяющей земной и потусторонний миры. Это знак «праны» -энергетического импульса, возносящего душу в божественные миры, которые символизируют само пространство храма.
Фрески храма говорят, что тленное материальное тело останется за пределами вечности, а истинная сущность человека - духовное бессмертие. Его символизирует птица Нербит, съедающая плоть и отделяющая дух.
Следующий гипостиль - колонный зал, освещающийся через верхние просветы между уровнями перекрытия, обозначает два типа мыслей, накопленных в течение жизни. «Кама-манас» -приземленные (называемое египтянами «АБ») и «манас» - разум, генерирующий высшие идеи («БА» у египтян), в виде птицы с человеческой головой.
В храме «манасу» соответствует центральная ось гипостильного зала, залитая солнечным светом. Здесь стояли величественные высокие колонны с капителями в виде распустившихся цветков лотоса или папируса, раскрывшихся навстречу солнцу. Главная ось, ведущая к святилищу, освещалась солнцем через верхние проемы в крыше.
Древние архитекторы использовали композиционный прием в организации храма, где пилоны и открытые дворы направляли взоры зрителей по оси с запада на восток. У входного пилона был запад, от него главная ось композиции приводила к цели композиции - святилищу, окруженному особыми кладовыми. Центром был алтарь света -солнца Ра.
Русь оказалась единственной, сохранившей до середины XIX века в качестве элемента своей культуры саженную систему пропорционирования объектов, однотипную с древнеегипетской системой соизмерения. Это свидетельствует о том, что в определенном периоде истории Древняя Русь и Древний Египет развивались совместно. Эта связь прослеживается не только в области соизмерений, но и, как показано в работах Чудинова В.А., Вашкевича Н.Н. и Осипова В.Д., на более глубоком уровне в этимологии языка. Поэтому понимание сути древнеегипетского письма и слова без знания русского языка практически невозможно. Везде был единый язык - проторусский (вспомним о Вавилонской башне, за строительство которой Бог наказал возгордившихся людей разделением единого языка на множество). Не удивительно, что и в строительстве были единые приемы. Археологические находки подтверждают это [3; 4]. Общность происхождения привела к тому, что народы, разделенные большими расстояниями, имеют общие черты.
Учитывая вышесказанное, можно предположить, что символы древности и современного мира тесно переплетены между собой и создание архитектурных объектов, причисленных к объектам исторического наследия, в настоящее время, несут в себе скрытый на первый взгляд от обывателя, но открывающийся людям творческим и пытливым, зашифрованную информацию суще-
290
ствования человечества. В качестве примера приведем Петропавловский собор в Санкт-Петербурге.
Подобный принцип семеричной структуры лежит в композиции шедевра архитектуры 18 века -Петропавловском соборе в Санкт Петербурге.
В отличие от египетского храма, где схема читается на плане в горизонтальной плоскости, здесь видна вертикальная система членений. Фасад имеет четыре нижних прямоугольных элемента (символ изменяемой и смертной во времени материальной структуры), над которой возвышается триединое более округлое завершение, со шпилем, устремленным ввысь. Может быть, в этой кодировке небесных законов в материальном объекте состоит секрет признания этого здания символом великого города на Неве?
Литература:
1. Демин В.М. Держава. Прошлое, настоящее, будущее. М. : Родович. 2009. 39 с.
2. Быкова Г.И. Меры древней Руси / Г.И. Быкова, Е.И. Иванова // Архитектура и время. № 3. М., 2013. С. 26-29.
3. Черняев А.Ф. Золото Древней Руси. Русская матрица - основа золотых пропорций. М. : Белые альвы, 1998. 144 с.
4. Чудинов В.А. Вселенная русской письменности до Кирила. М. : Альва - Первая. 2007.
5. Быкова Г.И. Особенности устройства древних египетских сооружений. Актуальные проблемы архитектуры и дизайна: сб. науч. трудов преподавателей и аспирантов архитектурного факуль-тута ГУЗ/ М., 2009.
Таким образом, изучение сохранившихся архитектурных шедевров показало, что символика их форм олицетворяет сакральный смысл духовного продвижения человека к преображению. Древние приемы и знаки - инструмент активного влияния на подсознание человека. Некоторые из них воспроизводились в архитектуре на различных территориях в разные времена. Они до сих пор используются в различном смысловом толковании.
Наши предки знали значение символов, влияющих на человека. По большому счету, история -это то, что происходит с нами здесь и сейчас. От нас зависит то, каким этот момент будет запечатлен в истории. Это влияет и на судьбу потомков. В наших руках возможность сохранить и преумножить духовное богатство и умело передать его в наследство будущим поколениям.
Literature:
1. Demin V.M. Derzhava. Proshloe, nastoyash-chee, budushchee. M. : Rodovich. 2009. 39 р.
2. Byikova G.I. Mery drevnei Rusi / G.I. Byikova, E.I. Ivanova // Arkhitektura i vremya. № 3. M., 2013. Р. 26-29.
3. Chernyaev A.F. Zoloto Drevnei Rusi. Russkaya matritsa - osnova zolotykh proportssii. M. : Belye alvy, 1998. 144 р.
4. Chudinov V.A. Vselennaya russkoi pis'mennosti do Kirila. M. : Al'va - Pervaya, 2007.
5. Bykova G.I. Osobennosti ustroystva drevnikh egipetskikh sooruzhenii. Aktualnye problemy arkhitektury i dizaina: coll. scient. works. SUA Press. M., 2009.
291