С1 сентября 2010 года начальная школа будет учить первоклассников по новому стандарту. С какими сложностями столкнутся школы при переходе на стандарт нового поколения, РИА Новости рассказал вице-президент Российской академии образования (РАО) Александр Кузнецов1.
Кузнецов Александр Андреевич,
вице-президент Российской академии образования академик, доктор педагогических наук
ШКОЛЫ ОБЯЖУТ ЗАНИМАТЬСЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТОЙ
- Александр Андреевич, вчем, на ваш взгляд, основное новшество стандарта второго поколения?
- Из тех новшеств, которые будут замечены большинством учащихся и их родителей, это, прежде всего, появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. На нее отводится примерно десять часов в неделю во второй половине дня, то есть в среднем по два часа каждый день. Организация внеурочной деятельности будет входить в обязанности школы и учителей, и у семей появится возможность выбора - дети смогут выбрать себе интересное дело: спортивнооздоровительные занятия, рисование, музыку.
Внеурочные занятия не должны быть продолжением или углублением традиционного содержания школьного образования, и тогда они будут способствовать нормализации учебной нагрузки. Причины ухудшения здоровья, снижения работоспособности и быстрой утомляемости не в количестве часов, а в однообразии школьных уроков: по большому счету, дети на них занимаются одним и тем же.
- Всякая ли школа уже сейчас готова организовать внеурочную деятельность?
- Думаю, пока не всякая. Разработчики стандарта прекрасно понимают: введение ряда новых требований к содержанию программ, к организации образовательного процесса потребует новых нормативов, касающихся условий образовательной деятельности школы. Поэтому в стандарте появился новый компонент, отражающий требования к условиям обучения - финансированию школ, их материально-технической базе, уровню квалификации учителей. Его необходимость очевидна: мониторинг, который несколько лет назад проводила РАО, показал, что только в 25-30% школ по всей стране соблюдаются требования к оснащению кабинетов физики и химии, хотя преподавать эти предметы без оборудования, без проведения опытов невозможно.
Конечно, многое уже сделано по оснащению школ и улучшению их финансирования - значительно вырос уровень оснащения школ компьютерами, доступа к Интернету, обновляются учебные кабинеты. Но про-
1 Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА «Новости» http://rian.ru/edu_ апа^в/20091029/191150952.html
блемы остаются, и введение нового стандарта - основы аттестационных и лицензионных требований - станет катализатором их решения.
- Означает ли это, что стандарт задает школе жесткие рамки?
- В целом стандарт очень вариативен. Мы не пытаемся регламентировать содержание образования, а тем более методы и технологии обучения. Это дело учителя. Ломоносов говорил, что математику нужно учить, потому что она «ум в порядок приводит», но не уточнял, что это делается с помощью теоремы Пифагора и признаков равенства треугольников. «Приводить ум в порядок» можно на разном по содержанию математическом материале или, например, в процессе изучения правил русского языка.
Однако в стандарте есть несколько ключевых моментов, обязательных для содержания образования в каждой школе. Учебная программа по любому предмету должна содержать важнейшие понятия и способы действия, без освоения которых не обойтись ни одному человеку. Они зафиксированы в документе под названием «Фундаментальное ядро содержания образования». Разумеется, выпускник начальной школы обязан продемонстрировать результаты, предписанные стандартом.
- Результаты тех, кто окончит четвертый класс в 2014 году, будут другими, чем у выпускников начальной школы 2010 года?
- Детей в начальной школе учат читать, писать и считать. Безусловно, эти требования сохранятся, но для современного ребенка они недостаточны. В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпред-метного, общеучебного характера.
Стандарт нацелен и на возрождение воспитательной работы. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки,
критическое мышление, толерантность и многое другое. Уровень сформированное™ личностных качеств у каждого школьника, конечно, не будет оцениваться персонифицировано - образно говоря, «ЕГЭ по воспитанию» никто не будет вводить. Оценить эти результаты можно с помощью социологических исследований на уровне муниципальной, региональной или в целом федеральной системы образования.
- В чем, на ваш взгляд, главная трудность реализации стандарта?
- Это учителя. Большинству из них предстоит переучиваться, перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
В статье выявляются особенности процесса обучения; даются классификации знаний, умений; раскрывается сущность понятий, характеризующих развитие опыта личности.
Автор продолжает публикацию на тему, что такое воспитание, представленную в журнале «Эксперимент и инновации в школе1».
ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, РАЗВИТИЕ
Это три сестры, три неразрывных составляющих образовательного процесса.
Казалось бы, эта истина давно всем известна. Однако если посмотреть глубже, что же кроется за этими понятиями, вопрос оказывается не таким уж простым. В цикле из трех статей, подготовленном специально для нашего журнала академиком РАО А.М. Новиковым рассматриваются современные трактовки этих понятий в соответствии с иерархической структурой личности. Как известно, структура личности рассматривается по уровням:
- высший уровень - направленность личности в различных ее формах: мировоззрение, убеждения и т.д. На развитие направленности личности ориентирован процесс воспитания;
- второй уровень - опыт личности: знания, умения (компетенции), навыки, привычки. На развитие опыта личности направлен процесс обучения;
- третий уровень - развитие психических процессов (или, что то же, высших психических функций): интеллекта (развитие мышления, внимания, памяти), эмоциональное развитие, развитие воли. На развитие психических процессов направлен процесс развития.
Каждому из этих трех процессов посвящена отдельная статья данного цикла.
Новиков Александр Михайлович,
действительный член Российской Академии образования академик РАО, доктор педагогических наук, профессор
Процесс обучения направлен на развитие опыта личности: знаний, умений (компетенций), навыков, привычек (рис.1). Рассмотрим подробнее эти понятия.
Знания. В самом общем виде знания определяются
как продукт познания. В педагогике долгое время считалось, что у обучающихся формируются исключительно научные знания. Это заблуждение имело свои исторически обусловленные объективные причины, которые за неимением места мы здесь рассматривать не будем.
Обратим лишь внимание на следующие моменты. Во-первых, в знаниях отражается общественное сознание общества, человечества. Общественное со-
1 Новиков А.М. Что такое воспитание? // Эксперимент и инновации в школе.- 2010. - №2.
знание выражается в следующих девяти его формах: язык (как естественные языки - родной и иностранные, так и искусственные языки - язык математики, язык дорожных знаков и т.д.); обыденное сознание; мораль; право; политическая идеология; наука; искусство; философия; религия (или антирелигия - атеизм). Как видим, у обучающихся формируются не только научные знания, но и многие другие его виды.
Во-вторых, знания необходимо подразделить на:
- общественные знания как продукт общественноисторического познания всего человечества. Общественные знания существуют объективно, независимо от каждого конкретного человека - в книгах, в Интернете, в других носителях информации.
- индивидуальные знания - как принадлежность каждого отдельного человека. Естественно, индиви-