Научная статья на тему 'Путеводитель по сайту федерального государственного образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание'

Путеводитель по сайту федерального государственного образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
646
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ / ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТАНДАРТА / ИННОВАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ СТАНДАРТОВ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ / ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ / НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ФОРМАЛИЗОВАННОМУ ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ И АТТЕСТАЦИИ / ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ШКОЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ / НОВЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ / ПОДЛЕЖАЩИМ ПРОВЕРКЕ И АТТЕСТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиденко Алла Степановна

В статье раскрываются основные функции сайта http://standart.edu.ru/, описываются его возможности для получения информации о подготовке и ходе реализации стандартов второго поколения, приводятся примеры использования ресурсов для получения ответов на интересующие практиков вопросы. Автор продолжает представленный ранее на страницах журнала «Эксперимент и инновации в школе» обзор материала1, представленного на сайте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сиденко Алла Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Путеводитель по сайту федерального государственного образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание»

В статье раскрываются основные функции сайта http://standart.edu.ru/, описываются его возможности для получения информации о подготовке и ходе реализации стандартов второго поколения, приводятся примеры использования ресурсов для получения ответов на интересующие практиков вопросы. Автор продолжает представленный ранее на страницах журнала «Эксперимент и инновации в школе» обзор материала1, представленного на сайте.

Сиденко Алла Степановна,

профессор АПКиППРО

[email protected]

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО САЙТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ

Какие функции выполняет сайт, и какую информацию можно получить, работая с главной страницей сайта?

У

Ключевые слова: стандарты второго поколения; основные положения стандарта; инновационные функции стандартов; системно-деятельностный подход; концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; фундаментальное ядро; основная образовательная программа начального общего образования; требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации, требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации; требования к структуре основных образовательных программ; школьно-обусловленные нарушения здоровья; новые гигиенические требования; концепция долгосрочного социальноэкономического развития РФ

Сайт Федеральный Государственный Образовательный стандарт1 http://standart.edu.ru/ дает возможность получить первую информацию о законодательной базе, об имеющихся разработках, проблемах и перспективах внедрения ФГОС - 2 поколения. Сайт выполняет информационно-справочную функцию, представляя различные материалы о ходе реализации проекта, сайт выполняет функцию обратной связи, являясь открытой площадкой для обсуждения широкого круга вопросов, касающихся проблематики стандартов общего образования. В этом нам видятся его основные функции.

На главной странице сайта представлена структура, которая позволяет ознакомиться с теоретико-концептуальными положениями стандарта, отраженными в его концепции, концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России; концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего обра-

1 Сиденко А.С. Сайт Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения http:// standart.edu.ru///Эксперимент и инновации в школе. - 2010. -№1. - С. 15-20.

Сиденко А.С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: главная страница. //Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №2. - С. 51-55.

зования; основных положениях стандарта; познакомиться с презентацией стандарта общего образования второго поколения; проектом макета федеральных государственных образовательных стандартов; концепцией долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации; материалом о разработке Российской академией образования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.

Напомним, что в центре главной страницы сайта от имени Управляющего совета проекта размещено обращение авторов концепции стандартов к ее пользователям.

В нем говорится, что основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования, коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы; вводятся принципы построения стандарта; раскрывается позиция авторов концепции; выдвигается предложение рассматривать ресурс как открытую площадку для обсуждения широкого круга вопросов, касающихся проблематики стандартов общего образования.

В основу стандарта положены новые принципы его построения, предлагаемые разработчиками в Концепции государственных стандартов общего образования и презентационных материалах, раскрывающих и иллюстрирующих ее основные положения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований - к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.

Авторы новой Концепции глубоко убеждены в том, что в ходе разработки стандарта, прежде всего, необходим общественный диалог о целях, задачах российской системы общего образования и требованиях, предъявляемых к ней всеми заинтересованными сторонами - государством, обществом, каждой конкретной семьей.

В этой связи «Новый стандарт общего образования: на пути к общественному договору» - это ресурс, являющийся одновременно и собранием информационносправочных материалов о ходе реализации проекта, и открытой площадкой для обсуждения широкого круга вопросов, касающихся проблематики стандартов общего образования.

Разработчики надеются, что результаты обсуждения предлагаемых ими подходов помогут не только уточнить содержание основных положений стандарта второго поколения и пакета сопровождающих его нормативных, инструктивно-методических и информационных материалов, но и исключить возможные риски, связанные с его введением в практику работы школы. Присоединяйтесь! Нам важно Ваше мнение!

Управляющий совет проекта1

На наш взгляд, такая позиция Управляющего совета проекта наиболее прогрессивна. Так как дает возможности практикам не просто «следовать букве закона», но относиться вдумчиво, накапливая опыт, вносить свои предложения.

На главной странице по горизонтали мы видим структуру сайта: начальная школа, основная школа, старшая школа, педобразование, апробация, стандарты, нормативная база, обсуждение, глоссарий, контакты.

По вертикали на главной странице мы видим следующую структуру сайта: слева - концепция, справа -новости, публикации. Каждая ссылка является активной и позволяет пользователю переместиться на интересующие его странички сайта.

Сегодня мы попутешествуем по левой колонке с рубрикатором «КОНЦЕПЦИЯ». Перемещая курсор по полю «Концепция» мы можем выйти на страницы сайта, в которых найдем много полезного и интересного материала, представленного в вордовских документах, презентациях Microsoft Office, текстах в Adobe Reader. Встав курсором на первую в колонке позицию, мы сможем ознакомиться с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторов А.Я.Данилюка, А.М.Кондакова, В.А.Тишкова) представлена в формате Adobe Reader и может быть скачана на носитель. Авторы рассматривают национальный воспитательный идеал, цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания, раскрывают духовно-нравственное развитие и воспитание, базовые национальные ценности, основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания.

1 http://standart.edu.ru/

Перемещая на главной странице курсор на следующий рубрикатор, выходим на Концепцию Федеральных государственных стандартов общего образования. Концепция представлена в формате Adobe Reader, ее также можно скачать.

Следующий рубрикатор - Основные положения стандарта.

На этой странице сайта мы можем ознакомиться со следующим содержанием: функции федерального государственного образовательного стандарта общего образования; требования к результатам осво-

ения основных образовательных программ; требования к структуре основных образовательных программ; требования к условиям реализации основных образовательных программ; порядок введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования; государственный контроль и надзор за исполнением обязательных требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Представленный документ также можно скачать для изучения и реализации.

Хотелось бы обратить внимание педагогов на приоритетность изучения именно этих материалов. Если педагог понимает и принимает требования к результатам своей деятельности, это поможет ему более эффективно и успешно действовать в условиях реализации стандартов второго поколения. Особенно важно, с нашей точки зрения, разобраться в конечных результатах. К чему должно привести введение стандарта? Более кратко результат представлен на слайде презентации «Э1апЬагЬ>, которую можно скачать на следующей страничке сайта. (На страницах наших журналов Вы можете найти ответы на интересующие Вас по этой проблематике вопросы, в частности, в опубликованных работах вице-президента РАО А.А.Кузнецова1, академика РАО, доктора педагогических наук, директора Института содержания и методов обучения РАО М.В. Рыжакова2 и др.)

Презентация «Standart», представленная на следующей страничке сайта, позволяет представить системность и инновационность введения стандарта второго поколения. Разработчики презентации Президент РАО Н.Д. Никандров, Вице-президент РАН В.В. Козлов, Вице-президент РАО А.А. Кузнецов, Член-корреспондент РАО А.М. Кондаков, Академик РАО М.В. Рыжаков, В.Р Кучма, РАМН, Академик РАО В.Д. Шадриков уделили особое внимание общим концептуальным вопросам разработки и реализации стандарта. Раскрываются следующие содержания: инновационность структуры стандартов. Заказчики проекта.

Этапы разработки ФГОС.

Разработчики - участники апробации - органы управления образованием и образовательные учреждения.

Новые подходы к определению стратегических целей стандартов. Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством.

Стратегические задачи разработки стандартов. Инновационные функции стандартов. Инновационность содержания стандартов:

■ Определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования;

1 Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. - №2.; Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - №1; Кузнецов А.А. Новый стандарт - это общественный договор. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. - №1.

2 Рыжаков М.В. Новый образовательный стандарт и 12-летнее обучение в школе. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. - №1.

■ Ориентация на развитие вариативности образования;

■ Системно-деятельностный подход - основа определения требований к результатам образования;

■ Определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра;

■ Воспитание как важнейшая составной часть и личностный результат стандартов;

■ Новая система организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д.

Инновационность организации работы над стандартами. Результаты работы за 2006, 2007, 2008, 2009 годы.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ, выражаемые в личностных, метапредметных и предметных результатах.

Личностные результаты - сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся - в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.

Системно-деятельностный подход

Основной результат - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности

Начальная школа: преобразование внешней предметной деятельности во внутреннюю

Основная педагогическая задача -создание и организация условий, инициирующих

детское действие

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Чему учить?

обновление

содержания

Ради чего учить?

ценности

образования

Как учить?

обновление

средств

обучения

становление ученического сообщества, формирование универсальных способов действий

Назначение стандарта. Итоговая аттестация учащихся на ступенях основного и полного среднего образования. Требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации. Требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации. Требования к структуре основных образовательных программ. Требования к структуре основных образовательных программ: базовые компоненты. Системно-деятельностный подход1, которые предполагает в качестве основной педагогической задачи - организацию условий, инициирующих детское действие. Требования к структуре основных образовательных программ: система нормативов. Требования стандартов и обеспечение образователь-

Как следствие в фундаментальное ядро должны входить:

1) основополагающие элементы научного знания: ведущие идеи и теории, ключевые факты, основные понятия и методы;

2) универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные.

С нашей точки зрения, - это уникальная ситуация, при которой ученику будут передаваться не только ЗНАНИЯ, что хорошо умеет делать учитель и делал это всегда! Новизна ситуации преподавания для учителя в том, что он должен НАУЧИТЬСЯ обучать так, чтобы были освоены, входящие в фундаментальное ядро Универсальные учебные действия. В этом нам

Основная функция Фундаментального ядра в концепции стандартов

ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА: Обобщенные запросы и ожидания личности, общества, государства

ФУ НДАМЕНТАЛЬН ОЕ

ь. ЯДРО А

СИСТЕМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Состав фундаментального ядра общего образования

Основополагающие элементы научного знания:

- ведущие идеи и теории

- ключевые факты -основные понятия

- методы

Универсальные учебные действия

-личностные -регулятивные - познавательные

ного процесса. Примерные программы: назначение и особенности. Учебно-методическое обеспечение. Система гигиенических требований к условиям реализации образовательной программы начального общего образования. Рост школьно-обусловленных нарушений здоровья. Новые гигиенические требования.

Фундаментальное ядро содержания общего образования. Основная функция Фундаментального ядра в концепции стандартов2. Состав фундаментального ядра общего образования. Место и назначение Фундаментального ядра в системе нормативного обеспечения стандартов. Фундаментальное ядро - средство универсализации образования. Схема работы над Фундаментальным ядром содержания общего среднего образования. Схема организации работы на основе фундаментального ядра и др.

Таким образом, основная функция Фундаментального ядра - связать между собой требования стандарта с системой научных знаний и на выходе получить новое содержание общего образования.

1 Слайд из презентации Логиновой О.Б., канд. пед. наук, члена экспертно-аналитического центра НФПК, заместителя руководителя Научно-образовательного центра издательства «Просвещение».

2 Слайд из презентации 81апСаИ: авторского коллектива (Президент РАО Н.Д. Никандров, Вице-президент РАН В.В. Козлов, Вице-президент РАО А.А. Кузнецов, Член-корреспондент РАО А.М. Кондаков, Академик РАО М.В. Ры-жаков, В.Р. Кучма, РАМН, Академик РАО В.Д. Шадриков)

видится, с одной стороны, трудность ситуации, а с другой - перспективность для развития учителя и, как следствие - ученика.

На следующей страничке сайта можно ознакомиться с вариантом №2 проекта макета «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» за 2007 год. Чтобы оценить инновационность ФГОС-2, полезно ознакомиться с этой информацией.

Далее можно ознакомиться с концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ. Москва. Август, 2008 г. Документ приводится в Worde и Adobe Reader и также доступен для скачивания.

Основное внимание авторы уделяют вопросам: стратегические ориентиры долгосрочного социальноэкономического развития. Этапы инновационного развития. Развитие человеческого потенциала. Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности. Развитие национальной конкурентоспособности. Внешнеэкономическая политика. Региональное развитие.

Последняя страница левой колонки главной страницы сайта знакомит нас с разработкой Российской Академии образования ФГОС общего образования второго поколения. Материал представлен в форме презентации.

Правая колонка главной страницы сайта включает рубрики «Новости» и «Публикации», «Форумы». Рас-

э ://зЬапс1агЬ. edu.ru/catalog. а5рх?Са1а1од1с1=587

21 Є2 Переход

^сганвйрт

Концепция

Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России

Концепция федеральных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государственных

образовательных

стандартов общего

образования

Основные положения

стандарта

Презентация стандарта общего образования второго поколения

Проект макета федеральных государственных образовательных стандартов

Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации

О разработке Российской академией образования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения

эгЬ, есіи. ги/саЬаІод. азрх?СаЫод1с1=262

і па 'аипппіяіалйпі

Найти |* / . . - • ’

Расширенный поиск

Начальная школа I Основная школа I Старшая школа

Апройация

^[_Стацдарты_][^

Норматиі

база Обсуждение

Педойразование ■

КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Сцалее - Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 года. Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе. В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы: характеристика целей долгосрочного социальноэкономического развития страны с учетом основных вызовов предстоящего периода; стратегия - способы, направления и этапы-достижения поставленных целей, а также формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества в достижении целей Концепции; цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной политики в развитии социальной сферы, науки и технологий, структурных преобразований в зкономике; цели и приоритеты внешнеэкономической политики; параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития в долгосрочной перспективе.

Щ] Концепция в формате .йос [949Кб]

Новости

12.02.2010

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения

08.02.2010

Завершен Всероссийский семинар

г вся лента новостей

Публикации

Новый стандарт подключает родителей к управлению школой - Реморенко

Новый образовательный стандарт рассчитан на 12летнее обучение в школе

^ все публикации

Форумы

Федюкова Г.

пятидневка или шестидневка?

| | | |^| \ф Интернет

I £4 гЬапсІаг... I сайт Ф... ІІЯІЙГПГ-... їй ФГОСЗ.,. І I НЛ [ь ■ Ни мйП

смотрим рубрику «Новости1». http://standart.edu.ru/doc. aspx?DocId=1786

На этой странице мы можем ознакомиться слева -с документами новостной ленты, справа - с Публика-

1 http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=1786

циями и Форумом, в центре - Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Очень важна открытость Министерства образования и науки Российской Федерации и позиция разработчиков, которые приглашают регионы принять участие в разработке примерных основных образова-

тельных программ начального общего образования (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) на основе ФГОС начального обще-

го образования. В помощь разработчикам предлагаются документы: Письмо Министерства «Об участии в разработке примерной основной образовательной программы

начального общего образования» в формате .doc; «Примерная основная образовательная программы начального общего образования. Начальная школа. С. 1-83 в формате .pdf»; «Примерная основная образовательная программы начального общего образования. Начальная школа. С. 84-192 в формате .pdf».

Предлагаем Вам, уважаемые читатели, поработать самостоятельно с ГЛАВНОЙ страницей сайта http:// standart.edu.ru/, скачать документы и ознакомиться с ними.

Пользователь, нажав на активные ссылки, может выйти на нужную ему страничку сайта. Например, пользователя могут интересовать требования, предъявляемые стандартом к структуре основных образовательных программ, к условиям реализации основных образовательных программ; к результатам освоения основных образовательных программ и др. Для этого на соответствующей страничке сайта можно по активной ссылке выйти на требуемую информацию, скачать ее для изучения, осмысления, и, что важно - для активного отклика на предмет ее реалистичности. Сайт, с позиции разработчиков, является «открытой площадкой для обсуждения широкого круга вопросов, касающихся проблематики стандартов общего образования».

На сайте можно ознакомиться с материалами Всероссийского семинара-совещания, проходившего 2-3 февраля 2010 года. В рубрике «Организация введения ФГОС начального общего образования» можно ознакомиться с темами выступлений докладчиков и содержанием, представленным в форме презентаций или других документов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Всероссийский семинар-совещание руководителей органов, осуществляющих управление в сфере образования, и ректоров учреждений дополнительного профессионального педагогического образования субъектов Российской Федерации «Организация введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» состоялся в Российской академии образования 2-3 февраля 2010 года. Доклады участников семинара - совещания размещены на сайте в открытом доступе. В частности, представлены «Презентации в форматах .ppt», вордовские документы, предполагающие возможности скачивания доклады:

o Реморенко И.М. - директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации, член Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам: «Начало обновления стандартов общего образования»;

o Низиенко Е.Л. - заместителя директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации: «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в сфере образования»;

o Кондакова А.М. - научного руководителя Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования: «Особенности федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

o Левитской А.А. - директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей, член Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам: «Система поликультурного образования как ядро воспитательного потенциала федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

o Семенова А.Л. - ректора государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский институт открытого образования» , член Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам: «Информационно-коммуникационные технологии -инструментарий формирования универсальных учебных действий»

o Ковалевой Г.С. - заведующей отделом оценки качества общего среднего образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования»;

o Григорьева Д.В. - заведующего отделом методологии технологии воспитания федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования»: «Организация внеурочной деятельности на ступени начального общего образования»;

o Логвиновой И.М. - заместителя директора Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования: «Проектирование введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

o Феденко Л.Н. - заместителя директора Института стратегических исследований в образовании РАО: «Примерная основная образовательная программа -основа образовательной программы образовательного учреждения» и многих других видных ученых и политиков образования.

На сайте можно ознакомиться и скачать необходимые для изучения документы, письма, рекомендации, книги, пособия. В частности, важно ознакомиться с письмом Министерства «Об участии в разработке примерной основной образовательной программы начального общего образования»; в формате «pdf» можно скачать книгу Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов). - М.: Просвещение, 2010. - 191с. - (Стандарты второго поколения).

На станице сайта, посвященной, например, начальной школе, можно найти много полезной информации.

На сайте размещены книги и главы из книг, в частности, можно найти очень полезный материал, связанный с разработкой модели программы развития универсальных учебных действий

■ Глава1. Методология проектирования Программы развития универсальных учебных действий;

■ книга Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.Асмолов,, Г.В.Бурменская, И.А Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151с. (http://stanCart.eCu.ru/catalog. aspx?CatalogIC=533) и др.

Начальная школа1

ФГОС: Начальное общее образование

Презентации

о Организация введения ФГОС начального общего образования о Потребности семьи, общества и государства в начальном образовании о Согласование запросов участников образовательного процесса в начальном общем образовании как основание общественного договора о Примерная программа воспитания и социализации обучающихся о Базисный образовательный план

1 http://stanCart.eCu.ru/catalog.aspx?CatalogIC=959

о Примерные программы начального общего образования

Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир»

о Технология достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир» (раздел 2) о Технология достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир» (раздел 3) о Раздел 4: Человек и природа о Раздел 5: Окружающий мир Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы о Окружающий мир. о Итоговый тест. 2 класс

о Интегрированная проверочная работа для 2 класса (конец года): текст о Интегрированная проверочная работа для 3 класса (конец года): текст о Интегрированная проверочная работа для 4 класса (конец года): текст

• Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации

системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы

• Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио

• Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе

• Инструментарий для оценки планируемых результатов освоения программы начального образования

• Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования

• Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

• Примерная программа проектирования универсальных учебных действий в начальной школе. Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли»

• Организация введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

• Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Гигиенические требования

• Планируемые результаты начального общего об-разования1

На сайте, кроме того, можно ознакомиться с Программой развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образова-ния2 Фрагменты текста приводятся ниже)

Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».

Универсализация содержания общего образования в форме выделения инварианта фундаментального ядра общего образования, включающего помимо совокупности наиболее существенных идей науки и культуры, знакомство с которыми должно входить в образовательный багаж современного выпускника школы, и программу развития универсальных учебных действий, позволяет реализовать основные требования общества, семьи, государства, личности к образовательной системе.

Очень важно, что в данном проекте имеются и контрольно измерительные материалы, и процедуры оценивания и, как обязательное условие, критерии оцен-

1 http://stanCart.eCu.ru/catalog.aspx?CatalogIC=959

2 http://stanCart.eCu.ru/catalog.aspx?CatalogIC=452

ки. На соответствующей странице сайта мы можем найти описание итоговых контрольных работ, дидактического материала и пр.

Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы3

Как уже отмечалось, итоговое оценивание целесообразно проводить в форме накопленной оценки на основе синтеза всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях ребенка как в чисто учебной сфере (освоение основных понятий, предметных учебных навыков и т.п.), так и междисциплинарной области (умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, первичные навыки организации работы и саморегуляции, первичные навыки планирования и проведения небольших исследований, навыки работы с информацией и т.п.), а также данных, подтверждающих индивидуальный прогресс ребенка в различных областях.

Источниками данных служат заполняемые по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты промежуточных проверочных работ (результаты тестирования) и различные папки работ учащихся - составляющих портфолио.

В ряде случаев возможно и целесообразно проведение индивидуального или даже фронтального итогового тестирования по каждому изучаемому предмету (если накопленных данных в силу низкой посещаемости оказалось недостаточно), или если уровень подготовки ребенка в ходе всего обучения фиксировался как низкий и очень низкий, граничащий с неуспеваемостью, если класс в целом в силу объективных обстоятельств пропустил значительные моменты в обучении и иных аналогичных случаях.

Итоговое тестирование в подобной ситуации проводится с таким расчетом, чтобы у учителя еще оставалось время наверстать упущенное. Пример подобной проверочной работы для выпускников по курсу естествознания приводится в конце данного параграфа.

Как уже отмечалось, итоговое оценивание целесообразно проводить в форме накопленной оценки на основе синтеза всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях ребенка как в чисто учебной сфере (освоение основных понятий, предметных учебных навыков и т.п.), так и междисциплинарной области (умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, первичные навыки организации работы и саморегуляции, первичные навыки планирования и проведения небольших исследований, навыки работы с информацией и т.п.), а также данных, подтверждающих индивидуальный прогресс ребенка в различных областях.

Источниками данных служат заполняемые по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты промежуточных проверочных работ (резуль-

3 http://stanCart.eCu.ru/catalog.aspx?CatalogIC=443

таты тестирования) и различные папки работ учащихся - составляющих портфолио.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ряде случаев возможно и целесообразно проведение индивидуального или даже фронтального итогового тестирования по каждому изучаемому предмету (если накопленных данных в силу низкой посещаемости оказалось недостаточно), или если уровень подготовки ребенка в ходе всего обучения фиксировался как низкий и очень низкий, граничащий с неуспеваемостью, если класс в целом в силу объективных обсто-

ятельств пропустил значительные моменты в обучении и иных аналогичных случаях. (http://stanCart.edu. ru/catalog.aspx?CatalogIC=443)

Мы освятили лишь небольшую часть информации, имеющейся и обновляющейся на сайте. Считаем, что постоянная работа с сайтом может дать очень много полезного учителю, директору, администратору, реализующему ФГОС-2 поколения.

Статья посвящена проблеме активизации творческого потенциала учащихся через систему электронных презентаций. Автор рассказывает об эффективности использования ИКТ в деятельности учителя-предметника.

Софронова Ольга Игоревна,

учитель русского языка и литературы МОУ «Солнечная СОШ №1» с.п. Солнечный Сургутский район Тюменская область, ХМАО-Югра

ПОВЫШЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Помогают ли электронные презентации в решении педагогических задач?

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, мультимедийная презентация, средства мультимедиа, научно-исследовательская, проектная деятельность.

Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями существенно повышают эффективность образовательного процесса, решают стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Современное информационное общество характеризуется ведущим положением информации и быстрым темпом развития средств ее обработки (информационно-коммуникационных технологий). На сегодняшний день современные технологии успешно используются и в образовании, поэтому нам, педагогам, важно не только следовать традиционному подходу в обучении, но и идти по пути инноваций и внедрять информационно-коммуникационные технологии в свою педагогическую практику. Сегодня - это требование времени. Использование современных образо-

вательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе - это самое простое и интересное одновременно. Мультимедийная презентация - это быстрое и эффективное решение проблемы подачи и объяснения материала для учащихся.

У термина презентация (от лат. от лат. praesento -передаю, вручаю или англ. present - представлять ) два значения - широкое и узкое. В широком смысле слова презентация - это выступление, доклад, защита законченного или перспективного проекта. В узком смысле слова презентация - это электронные документы особого рода. Они отличаются комплексным мультимедийным содержанием и особыми возможностями управления воспроизведением (может быть автоматическим или интерактивным).

Несмотря на многообразие применяемых в школе форм организации обучения с использованием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.