Научная статья на тему 'Сайт федерального государственного образовательного стандарта второго поколения http://standart. Edu. Ru/'

Сайт федерального государственного образовательного стандарта второго поколения http://standart. Edu. Ru/ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2237
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОСТЬ СТАНДАРТА / ФГОС-2 ПОКОЛЕНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ СТАНДАРТА / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТА / ТРЕБОВАНИЯ / ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ СТАНДАРТОМ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / КОНТРОЛЬНО ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ / ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиденко Алла Степановна

В статье описываются возможности получения информации о подготовке и ходе реализации ФГОС второго поколения, приводятся примеры использования ресурсов сайта http://standart.edu.ru/ для получения ответов на интересующие практиков вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сиденко Алла Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сайт федерального государственного образовательного стандарта второго поколения http://standart. Edu. Ru/»

В статье описываются возможности получения информации о подготовке и ходе реализации ФГОС второго поколения, приводятся примеры использования ресурсов сайта http://standart.edu.ru/ для получения ответов на интересующие практиков вопросы.

Сиденко Алла Степановна,

профессор АПКиППРО [email protected]

Сайт Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения http://standart.edu.ru/

Какова структура и информация сайта ФГОС-2 поколения?

Ключевые слова: инновационность стандарта; ФГОС-2 поколения; концепция стандарта; механизм реализации стандарта; требования, предъявляемые стандартом к структуре основных образовательных программ, к условиям реализации основных образовательных программ; к результатам освоения основных образовательных программ; контрольно измерительные материалы; процедуры оценивания

Сайт Федеральный Государственный Образовательный стандарт http://standart.edu.ru/ дает возможность получить первую информацию о законодательной базе, об имеющихся разработках, проблемах и перспективах внедрения ФГОС-2 поколения.

На главной странице сайта от имени Управляющего совета проекта размещено обращение авторов концепции стандартов к ее пользователям.1

По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования. Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы.

В основу стандарта положены новые принципы его построения, предлагаемые разработчиками в Концепции государственных стандартов общего образования и презентационных материалах, раскрывающих и иллюстрирующих ее основные положения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокуп-

1 http://standart.edu.ru/

ность трех систем требований - к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.

Авторы новой Концепции глубоко убеждены в том, что в ходе разработки стандарта, прежде всего, необходим общественный диалог о целях, задачах российской системы общего образования и требованиях, предъявляемых к ней всеми заинтересованными сторонами - государством, обществом, каждой конкретной семьей.

В этой связи «Новый стандарт общего образования: на пути к общественному договору» - это ресурс, являющийся одновременно и собранием информационно-справочных материалов о ходе реализации проекта, и открытой площадкой для обсуждения широкого круга вопросов, касающихся проблематики стандартов общего образования.

Разработчики надеются, что результаты обсуждения предлагаемых ими подходов помогут не только уточнить содержание основных положений стандарта второго поколения и пакета сопровождающих его нормативных, инструктивно-методических и информационных материалов, но и исключить возможные риски, связанные с его введением в практику работы школы. Присоединяйтесь! Нам важно Ваше мнение!

Управляющий совет проекта

На главной странице сайта представлена структура, которая позволяет ознакомиться с теоретикоконцептуальными положениями стандарта, отраженными в его концепции, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; основных положениях стандарта; с презентацией стандарта общего образования второго поколения; проектом макета федеральных государственных образовательных стандартов; концепцией долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации; материалом о разработке Российской академией образования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.

Пользователь, нажав на активные ссылки, может выйти на нужную ему страничку сайта. Например, пользователя могут интересовать требования, предъявляемые стандартом к структуре основных образовательных программ, к условиям реализации основных образовательных программ; к результатам освоения основных образовательных программ и др. Для этого на соответствующей страничке сайта можно по активной ссылке выйти на требуемую информацию, скачать ее для изучения, осмысления, и, что важно -для активного отклика на предмет ее реалистично-

сти. Сайт, с позиции разработчиков, является «открытой площадкой для обсуждения широкого круга вопросов, касающихся проблематики стандартов общего образования».

На сайте можно ознакомиться с материалами Всероссийского семинара-совещания, проходившего 2-3 февраля 2010 года. В рубрике «Организация введения ФГОС начального общего образования» можно ознакомиться с темами выступлений докладчиков и содержанием, представленным в форме презентаций или других документов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Всероссийский семинар-совещание руководителей органов, осуществляющих управление в сфере образования, и ректоров учреждений дополнительного профессионального педагогического образования субъектов Российской Федерации «Организация введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» состоялся в Российской академии образования 2-3 февраля 2010 года.

Начало обновления стандартов общего образования:

Реморенко Игорь Михайлович - директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации, член Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам .

Презентация в формате fgos_mon.ppt Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в сфере образования: Низиенко Елена Леонидовна - заместитель директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации

Презентация в формате fgos_mon2.ppt Особенности федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

Кондаков Александр Михайлович - научный руководитель Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования

Презентация в формате fgos.ppt Система поликультурного образования как ядро воспитательного потенциала федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования:

Левитская Алина Афакоевна - директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей, член Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам

Презентация в формате polikultura.ppt Информационно-коммуникационные технологии - инструментарий формирования универсальных учебных действий:

Семенов Алексей Львович - ректор государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский институт открытого образования» , член Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам

Презентация в формате ikt.ppt Модель введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Республике Татарстан:

Гильмутдинов Альберт Харисович - министр образования Республики Татарстан, член Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам

Презентация в формате region_vvedenie3.ppt Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования:

Ковалева Галина Сергеевна - заведующая отделом оценки качества общего среднего образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования

Презентация и др. документы в формате

ocenka planiruemykh ге7и1 tatov.rar Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и новые санитарноэпидемиологические правила и нормативы:

Кучма Владислав Ремирович - директор Научного исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук

Презентация в формате sanpin.ppt О задачах системы повышения квалификации работников образования по вопросам кадрового обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта:

Никитин Эдуард Михайлович - ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, член Совета Министерства образования и науки Российской Фе-

дерации по федеральным государственным образовательным стандартам

Презентация в формате kadry.ppt Информационно-образовательная среда школы как условие реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

Дронов Виктор Павлович - член-корреспондент Российской академии образования

Презентация в формате ios.ppt Организация внеурочной деятельности на ступени начального общего образования:

Григорьев Дмитрий Васильевич - заведующий отделом методологии технологии воспитания федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования»

Презентация в формате vneyroghka.ppt Основные направления повышения квалификации работников образования при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

Шайхелисламов Раис Фалихович - ректор Института развития образования Республики Татарстан

Презентация в формате povyshenie_kvalifikacyi.ppt Проектирование введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

Логвинова Ирина Михайловна - заместитель директора Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования

Презентация в формате vvedenie_fgos.ppt Региональные модели введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

Горбунова Татьяна Станиславовна - ректор Бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Омской области»

Презентация в формате region_vvedenie2.ppt Региональные модели введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

Ситникова Наталья Васильевна - начальник Управления общего образования Министерства образования Республики Саха (Якутия)

Презентация в формате region_vvedenie.ppt Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения:

Феденко Любовь Николаевна - заместитель директора Института стратегических исследований в образовании РАО

Презентация в формате osnovnaya_programma.ppt

На сайте можно ознакомиться и скачать необходимые для изучения документы, письма, рекомендации, книги, пособия. В частности, важно ознакомиться с письмом Министерства «Об участии в разработке примерной основной образовательной программы начального общего образования»; в формате «pdf» можно скачать книгу Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов). - М.: Просвещение, 2010. - 191с. - (Стандарты второго поколения).

На станице сайта, посвященной, например, начальной школе, можно найти много полезной информации.

На сайте размещены книги и главы из книг, в частности, можно найти очень полезный материал, связанный с разработкой модели программы развития универсальных учебных действий

■ Глава1. Методология проектирования Программы развития универсальных учебных действий;

■ книга Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, , Г.В.Бурменская, И.А Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151с. (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=533) и др.

Начальная школа1

ФГОС: Начальное общее образование

Презентации

о Организация введения ФГОС начального общего образования о Потребности семьи, общества и государства в начальном образовании о Согласование запросов участников образовательного процесса в начальном общем образовании как основание общественного договора о Примерная программа воспитания и социализации обучающихся о Базисный образовательный план о Примерные программы начального общего образования

Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир»

0 Технология достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир» (раздел 2)

1 http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

о Технология достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир» (раздел 3) о Раздел 4: Человек и природа о Раздел 5: Окружающий мир

Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы о Окружающий мир. о Итоговый тест. 2 класс

о Интегрированная проверочная работа для 2 класса (конец года): текст о Интегрированная проверочная работа для 3 класса (конец года): текст

0 Интегрированная проверочная работа для 4 класса (конец года): текст

• Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы

• Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио

• Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе

• Инструментарий для оценки планируемых результатов освоения программы начального образования

• Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования

• Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

• Примерная программа проектирования универсальных учебных действий в начальной школе. Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли»

• Организация введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

• Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Гигиенические требования

• Планируемые результаты начального общего образования1

На сайте, кроме того, можно ознакомиться с Программой развития универсальных учебных действий

1 http://standart.edu.ru/cata1og.aspx?Cata1ogId=959

для предшкольного и начального общего образования2 Фрагменты текста приводятся ниже)

Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».

Универсализация содержания общего образования в форме выделения инварианта фундаментального ядра общего образования, включающего помимо совокупности наиболее существенных идей науки и культуры, знакомство с которыми должно входить в образовательный багаж современного выпускника школы, и программу развития универсальных учебных действий, позволяет реализовать основные требования общества, семьи, государства, личности к образовательной системе.

Очень важно, что в данном проекте имеются и контрольно измерительные материалы, и процедуры оценивания и, как обязательное условие, критерии оценки. На соответствующей странице сайта мы можем найти описание итоговых контрольных работ, дидактического материала и пр.

Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы3

Как уже отмечалось, итоговое оценивание целесообразно проводить в форме накопленной оценки на основе синтеза всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях ребенка как в чисто учебной сфере (освоение основных понятий, предметных учебных навыков и т.п.), так и междисциплинарной области (умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, первичные навыки организации работы и саморегуляции, первичные навыки планирования и проведения небольших исследований, навыки работы с информацией и т.п.), а также данных, подтверждающих индивидуальный прогресс ребенка в различных областях.

Источниками данных служат заполняемые по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты промежуточных проверочных работ (результаты тестирования) и различные папки работ учащихся - составляющих портфолио.

В ряде случаев возможно и целесообразно проведение индивидуального или даже фронтального итогового тестирования по каждому изучаемому пред-

2 http://standart.edu.ru/cata1og.aspx?Cata1ogId=452

3 http://standart.edu.ru/cata1og.aspx?Cata1ogId=443

мету (если накопленных данных в силу низкой посещаемости оказалось недостаточно), или если уровень подготовки ребенка в ходе всего обучения фиксировался как низкий и очень низкий, граничащий с неуспеваемостью, если класс в целом в силу объективных обстоятельств пропустил значительные моменты в обучении и иных аналогичных случаях.

Итоговое тестирование в подобной ситуации проводится с таким расчетом, чтобы у учителя еще оставалось время наверстать упущенное. Пример подобной проверочной работы для выпускников по курсу естествознания приводится в конце данного параграфа.

Как уже отмечалось, итоговое оценивание целесообразно проводить в форме накопленной оценки на основе синтеза всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях ребенка как в чисто учебной сфере (освоение основных понятий, предметных учебных навыков и т.п.), так и междисциплинарной области (умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, первичные навыки организации работы и саморегуляции, первичные навыки планирования и проведения небольших исследований, навыки работы с информацией и т.п.), а также данных, подтверждающих индивидуальный прогресс ребенка в различных областях.

Автор предлагает модели учебной деятельности, реализуемые на основе контекстно-деятельностного и компетент-ностного подхода в образовании.

Чернушевич Владимир Анатольевич,

доцент факультета юридической психологии МГППУ г. Москва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модели учебной деятельности, используемые для анализа и проектирования учебного процесса

Как можно построить учебную деятельность на основе контекстно-деятельностного и компетентностного подходов, обеспечивающих развитие у обучаемых требуемых компетенций?

Ключевые слова: схематизация учебных ситуаций; сложная коммуникация, функции преподавателя и студента; способы построения новых знаний; опыт исследования психических явлений; трудности исследовательской деятельности.

Бывает что учителю, преподавателю не удается учебная ситуация, несмотря на все его старания и методические разработки по предмету. Причин неудач может быть много, но основная из них,

Источниками данных служат заполняемые по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты промежуточных проверочных работ (результаты тестирования) и различные папки работ учащихся - составляющих портфолио.

В ряде случаев возможно и целесообразно проведение индивидуального или даже фронтального итогового тестирования по каждому изучаемому предмету (если накопленных данных в силу низкой посещаемости оказалось недостаточно), или если уровень подготовки ребенка в ходе всего обучения фиксировался как низкий и очень низкий, граничащий с неуспеваемостью, если класс в целом в силу объективных обстоятельств пропустил значительные моменты в обучении и иных аналогичных случаях. (ИАр:// standart.edu.ru/cata1og.aspx?Cata1ogId=443)

Мы освятили лишь небольшую часть информации, имеющейся и обновляющейся на сайте. Считаем, что постоянная работа с сайтом может дать очень много полезного учителю, директору, администратору, реализующему ФГОС-2 поколения.

как нам представляется, - не правильное понимание природы учебной ситуации, основного смысла учебной деятельности для учащегося и для учителя.

Ниже предлагается некоторая схематизация учебных ситуаций, использование которой, мы надеемся, поможет избежать многих ошибок в учебной работе.

Мы понимаем «знание», как консервированный, заархивированный в текстах описаний человеческий опыт.

Различные науки расщепляют целостный человеческий опыт на предметы, обобщая его и упаковывая в соответствующие теории, концепции, принципы -обобщенные в той или иной степени представления об опыте, выраженные, как правило, в текстах (может быть в специальных текстах, и использующих схематические изображения, модели).

Наука немалым трудом ученых извлекает существенное из конкретного живого опыта, проверяет это существенное в эксперименте на истинность или реализуемость и на этом ее (науки) задача завершается. Если в далекие времена, в первых университетах ученые, создававшие знание, были и его источником для других людей, то сейчас возвратом в жизнь, распространением знаний занимается учитель. В его задачу входит расконсервировать, разархивировать результаты научных поисков, раскрыть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.