В предыдущем номере журнала мы на станицах журнала начали знакомство с сайтом Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения1. В данной статье автор более детально знакомит с возможностями главной страницы сайта.
Сиденко Алла Степановна,
профессор АПКиППРО [email protected]
Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: главная страница
Какую информацию можно получить, работая с главной страницей сайта?
Ключевые слова: ФГОС-2 поколения; основные положения стандарта; инновационные функции стандартов; системно-деятельностный подход; концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; фундаментальное ядро; основная образовательная программа начального общего образования; требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации, требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации; требования к структуре основных образовательных программ; школьно-обусловленные нарушения здоровья; новые гигиенические требования; концепция долгосрочного социальноэкономического развития РФ
В предыдущем номере журнала2 были рассмотрены структура сайта и возможности получения информации о ходе реализации ФГОС второго поколения, о законодательной базе, об имеющихся разработках, проблемах и перспективах внедрения ФГОС - 2 поколения, приведены примеры использования ресурсов сайта http://standart.edu.ru/ для получения ответов на интересующие практиков вопросы.
В этой статье мы сделаем попытку поработать более детально с главной страницей сайта.
1 http://standart.edu.ru/
2 Сиденко А. С. Сайт Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: http://standart. edu.ru/ // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №1. - С. 15-20
Напомним, что в центре главной страницы сайта от имени Управляющего совета проекта размещено обращение авторов концепции стандартов к ее пользователям.
В нем говорится, что основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования, коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы; вводятся принципы построения стандарта; раскрывается позиция авторов концепции; выдвигается предложение рассматривать ресурс как открытую площадку для обсуждения широкого круга вопросов, касающихся проблематики стандартов общего образования.
На главной странице по горизонтали мы видим структуру сайта: начальная школа, основная школа, старшая школа, педобразование, апробация, стандарты, нормативная база, обсуждение, глоссарий, контакты.
По вертикали на главной странице мы видим следующую структуру сайта: слева - концепция, справа -новости, публикации. Каждая ссылка является активной и позволяет пользователю переместиться на интересующие его странички сайта.
Сегодня мы попутешествуем по левой колонке с рубрикатором «КОНЦЕПЦИЯ». Перемещая курсор по полю «Концепция» мы можем выйти на страни-
цы сайта, в которых найдем много полезного и интересного материала, представленного в вордовских документах, презентациях Microsoft Office, текстах в Adobe Reader. Встав курсором на первую в колонке позицию, мы сможем ознакомиться с концепцией
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта страничка представлена нижеследующим образом:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторов
А.Я.Данилюка, А.М.Кондакова, В.А.Тишкова) представлена в формате Adobe Reader и может быть скачана на носитель. Авторы рассматривают национальный воспитательный идеал, цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания, раскрывают духовно-нравственное развитие и воспитание, базовые национальные ценности, основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания.
Ш http ://standart. edu. ru/catalog. aspx?CatalogId=261
Перемещая на главной странице курсор на следующий рубрикатор, выходим на Концепцию Федеральных государственных стандартов общего образования. Концепция представлена в формате Adobe Reader, ее также можно скачать.
Следующий рубрикатор - Основные положения стандарта.
sj http /.istandart.edu ru/catalog.aspx?CatalogId=73Ci
страничке сайта. (На страницах наших журналов Вы можете найти ответы на интересующие Вас по этой проблематике вопросы, в частности, в опубликованных работах вице-президента РАО А.А.Кузнецова1, академика РАО, доктора педагогических наук, директора Института содержания и методов обучения РАО М.В. Рыжакова2 и др.)
т | £ Переход (
Концепция
Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования Основные положения стандарта
Презентация стандарта общего образования второго поколения
Проект макета федеральных государственных образовательных стандартов
Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации
О разработке Российской академией образования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения
Начальная школа I Основная школа I Старшая школа I Педойразование
Апробация
Стандарты
Нормативная база
Обсуждение
ии I Контакты
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Новости
Содержание:
Введение
Функции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ
Требования к структуре основных общеобразовательных программ
Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ
Порядок введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования
Государственный контроль и надзор за исполнением обязательных требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования < ... >
Скачать этот документ целиком в формате .pdf [2 71 Кб]
12.02.2010
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения
08.02.2010
Завершен Всероссийский семинар
г вся лента новостей
Публикации
Новый стандарт подключает родителей к управлению школой - Реморенко
Новый образовательный стандарт рассчитан на 12летнее обучение в школе
р все публикации
Форумы
Федюкова Г.
пятидневка или шестидневка?
Светлана
Техническое оснащение
На этой странице сайта мы можем ознакомиться со следующим содержанием: функции федерального государственного образовательного стандарта общего образования; требования к результатам освоения основных образовательных программ; требования к структуре основных образовательных программ; требования к условиям реализации основных образовательных программ; порядок введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования; государственный контроль и надзор за исполнением обязательных требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Представленный документ также можно скачать для изучения и реализации.
Хотелось бы обратить внимание педагогов на приоритетность изучения именно этих материалов. Если педагог понимает и принимает требования к результатам своей деятельности, это поможет ему более эффективно и успешно действовать в условиях реализации ФГОС-2 поколения. Особенно важно, с нашей точки зрения, разобраться в конечных результатах. К чему должно привести введение стандарта? Более кратко результат представлен на слайде презентации «Standart», которую можно скачать на следующей
Личностные результаты - сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся - в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.
1 Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. - №2.; Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - №1; Кузнецов А.А. Новый стандарт - это общественный договор. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. - №1.
2 Рыжаков М.В. Новый образовательный стандарт и 12-летнее обучение в школе. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. - №1.
Презентация «Standart», представленная на следующей страничке сайта позволяет представить системность и инновационность введения стандарта второго поколения. Разработчики презентации Президент РАО Н.Д. Никандров, Вице-президент РАН В.В. Козлов, Вице-президент РАО А.А. Кузнецов, Член-корреспондент РАО А.М. Кондаков, Академик РАО М.В. Рыжаков, В.Р. Кучма, РАМН, Академик РАО
В.Д. Шадриков уделили особое внимание общим концептуальным вопросам разработки и реализации стандарта. Раскрываются следующие содержания: инновационность структуры стандартов. Заказчики проекта. Этапы разработки ФГОС. Разработчики - участники апробации - органы управления образованием и образовательные учреждения. Новые подходы к определению стратегических целей стандартов. Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством. Стратегические задачи разработки стандартов.
Инновационные функции стандартов. Инновационность содержания стандартов. Инновационность организации работы над стандартами. Результаты работы за 2006,
2007, 2008, 2009 годы.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ. Назначение стандарта. Итоговая аттестация учащихся на ступенях основного и полного среднего образования.
Требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации. Требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации. Требования к структуре основных образовательных программ. Требования к структуре основных образовательных программ. Требования к структуре основных образовательных программ: базовые компоненты. Системнодеятельностный подход. Основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие. Учебно-методическое обеспечение. Система гигиенических требований к условиям реализации образовательной программы начального общего образования. Рост школьно-обусловленных нарушений здоровья. Новые гигиенические требо-
вания. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Основная функция Фундаментального ядра в концепции стандартов. Состав фундаментального ядра общего образования. Фундаментальное ядро - средство универсализации образования. Схема организации работы на основе фундаментального ядра и др.
На следующей страничке сайта можно ознакомиться с вариантом №2 проекта макета «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» за 2007 год. Чтобы оценить инновационность ФГОС-2, полезно ознакомиться с этой информацией.
На следующей странице сайта можно ознакомиться с концепцией долгосрочного социальноэкономического развития РФ. Москва. Август, 2008 г. Документ приводится в Worde и Adobe Reader и также доступен для скачивания.
Основное внимание авторы уделяют вопросам: стратегические ориентиры долгосрочного социальноэкономического развития. Этапы инновационного развития. Развитие человеческого потенциала. Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности. Развитие национальной конкурентоспособности. Внешнеэкономическая политика. Региональное развитие.
Последняя страница левой колонки главной страницы сайта знакомит нас с разработкой Российской Академии образования ФГОС общего образования второго поколения. Материал представлен в форме презентации.
Правая колонка главной страницы сайта включает рубрики «Новости» и «Публикации», «Форумы».
Рассмотрим рубрику «Новости»1. http:// standart.edu.ru/doc. aspx?DocId=1786
На этой странице мы можем ознакомиться слева - с документами новостной ленты, справа - с Публикациями и Форумом, в центре - Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Очень важна открытость Министерства образования и науки Российской Федерации и позиция разработчиков, которые приглашают регионы принять участие в разработке примерных основных образовательных программ начального общего образования (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) на основе ФГОС начального общего образования. B помощь разработчикам предлагаются документы: Письмо Министерства «Об участии в разработке примерной основной образовательной программы начального общего образования» в формате .doc; «Примерная основная образовательная программы начального общего образования. Начальная школа. С. 1-83 в формате .pdf»; «Примерная основная образовательная программы начального общего образования. Начальная школа. С. 84-192 в формате .pdf».
Предлагаем Вам, уважаемые читатели, поработать самостоятельно с ГЛАВНОЙ страницей сайта http:// standart.edu.ru/, скачать документы и ознакомиться с ними.
http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=1786