Научная статья на тему 'Научно-практическая конференция педагогических коллективов общеобразовательных учреждений РАО «Школа ХХI»'

Научно-практическая конференция педагогических коллективов общеобразовательных учреждений РАО «Школа ХХI» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1120
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темиров Т. В.

30 августа 2010 г. на базе Российской академии образования (Москва, ул. Погодинская, 8) состоялась научно-практическая конференция РАО «Школа XXI века», организованная Управлением координации опытно-экспериментальных и внепрограммных исследований аппарата Президиума РАО совместно с Учреждением РАО Институтом содержания и методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-практическая конференция педагогических коллективов общеобразовательных учреждений РАО «Школа ХХI»»

АУЧНАЯ

ЖИЗНЬ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАО «ШКОЛА ХХ!»

SCIENTIFIC CONFERENCE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS PEDAGOGICAL STAFF OF THE RUSSIAN ACADEMY OF EDUCATION «SCHOOL XXI»

Темиров Т.В.

Начальник управления координации опытно-экспериментальных и внепрограммных исследований аппарата Президиума РАО

Temirov T.V.

Head of department for coordination of skilled-experimental

and extracurricular researches of the Russian Academy of Education presidium

30 августа 2010 г. на базе Российской академии образования (Москва, ул. Погодинская,

8) состоялась научно-практическая конференция РАО «Школа XXI века», организованная Управлением координации опытно-экспериментальных и внепрограммных исследований аппарата Президиума РАО совместно с Учреждением РАО Институтом содержания и методов обучения.

On the basis of the Russian Academy of Education (Moscow, Pogodinskay street, 8) on August 30th 2010, has taken place scientific conference «XXI century School», organized by the department for coordination of skilled-experimental and extracurricular researches of the Russian Academy of Education presidium conjointly with the Institute of the content and methods of training of the Russian Academy of Education.

Августовская конференция с участием педагогических коллективов общеобразовательных учреждений РАО и ученых РАО является традиционным ежегодным научно-практическим мероприятием, направленным на укрепление сотрудничества учреждений РАО в рамках реализации государственной образовательной политики и развития возможностей российской образовательной практики.

Конференция объединила 200 гостей и участников, среди которых сотрудники аппарата Президиума РАО и научных учреждений РАО («Институт содержания и методов обучения», «Институт художественного образования», «Институт возрастной физиологии», «Институт инновационной деятельности в образовании»), Университета РАО, общеобразовательных учреждений РАО («СОШ № 91», «СОШ № 600», «СОШ «Горки», «Гимназия № 710 им. Народного Учителя СССР В.К. Жу-дова»), представители Учреждения РАО «Институт профессиональной подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров», Московского государственного педагогического университета, Московского психолого-социального института, издательства «Просвещение», издательства ИСО РАО и МПСИ; представители Департамента образования города Москвы и другие.

Основными направлениями конференции являлись: психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях внедрения нового ФГОС; проблемы и перспективы развития профессиональной ориентации и педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ; медиаобразовательные технологии и новые формы обучения; комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников; взаимосвязь научных и экспериментальных исследований в художественном образовании.

На пленарном заседании конференции с приветственным словом к участникам конференции обратился президент Российской академии образования Николай Дмитриевич Никандров.

В ходе пленарного заседания с докладами выступили директор Института инновационной деятельности в образовании, академик РАО В С. Лазарев «ШКОЛА XXI ВЕКА - РАЗВИВАЮЩАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯСЯ» и директор Института управления образованием, д.п.н., профессор С.С. Кравцов. «СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ».

В рамках конференции работали 5 секций, состоялся Круглый стол.

Наряду с научными сотрудниками в работе секций приняли участие учителя общеобразовательных учреждений РАО, включенные в опытно-экспериментальное сотрудничество с институтами РАО, а также учителя общеобразовательных учреждений Департамента образования города Москвы.

СЕКЦИЯ 1.

«Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях внедрения нового Госстандарта общего образования»

(возможности экологического образования - из опыта ОЭР ИСМО РАО)

Ведущие - А.Н. Захлебный, член-корреспондент РАО, Учреждение РАО «Институт содержания и методов обучения»

Е.Н. Дзятковская, д.б.н., вед.н.с., Учреждение РАО «Институт содержания и методов обучения»

А.Ю. Либеров, с.н.с., к.п.н.

В работе секции приняли участие 22 педагога из 18 образовательных учреждений г. Москвы.

В своем вводном слове член-корреспондент РАО Анатолий Никифорович Захлебный подчеркнул, что процесс перехода системы общего образования на новые государственные стандарты предполагает ее качественные преобразования. Готовы ли уже сегодня все участники образовательного процесса начать мыслить и действовать в соответствии с новыми требованиями? Остро встает вопрос о необходимости разработки их психолого-педагогического сопровождения в целях эффективного вхождения в новое образовательное поле.

В рамках экспериментальной площадки «Экологическое образование в столичном мегаполисе» (рук. А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская) разрабатывается модель такого сопровождения средствами экологического образования. Модель предусматривает вовлечение всех участников образовательного процесса в проектирование развивающей образовательной среды, которая:

• расширяет область освоения педагогами практики системно-деятельностного и культурно-исторического подходов от примерных программ по базовым предметам к интегративной, естественнонаучно-гуманитарной сфере экологического образования;

• психологически готовит учителя к овладению своим новым функционалом, на примере экологического образования обучает его разным формам социального партнерства для достижения общекультурных метапредметных результатов образования;

• готовит учащихся к самостоятельному проектированию персональных и коллективных образовательных мини-сред, развивающих, экологически безопасных, учитывающих индивидуальные возможности развития и саморазвития;

• подготавливает семьи учащихся к пониманию смысла нового Г осстандарта, его специфики через вовлечение в совместную эколого-ориентированную работу;

• формирует у всех участников образования опыт комплексной реализации предусмотренных Госстандартом программ духовно-нравственного развития, социализации и воспитания, формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

Московский институт открытого образования готовит к изданию материалы по результатам работы ГЭП по данной тематике.

Разработано первое учебное пособие для постдипломного образования и самообразования педагогов в области развивающего экологического образования (Е.Н. Дзятковская «Развивающее экологическое образование». М., 2010). Результаты исследований ГЭП были использованы при разработке Концепции общего экологического образования для устойчивого развития, подготовленной в Институте содержания и методов обучения Российской академии образования.

Алексей Юрьевич Либеров, к.п.н., ст.н.с. ИСМО РАО, остановился на психологических проблемах учителя, осваивающего новую образовательную парадигму. В частности, на трудностях профессионального взаимодействия учителей, преподающих разные предметы или работающих на разных ступенях обучения; проблемах педагогического метаязыка. Он отметил, что ранее профессиональное партнерство школьных педагогов не расценивалось как определяющее для качества образования. И не случайно. Учитель отвечал за результаты освоения учащимися только своего предмета.

Профессиональные контакты педагогов друг с другом были несистемными и в основном ограничивались межпредметными занятиями и вопросами воспитания. Новый же стандарт, сформулировавший требования к достижению общекультурных и развивающих результатов общего образования, предусматривает, что они достигаются усилиями всех учебных предметов, в их координации и тесном взаимодействии. Поскольку метапредметные результаты образования включаются в итоговую аттестацию учащихся, становятся важнейшим показателем при аттестации и аккредитации образовательного учреждения, проблема педагогического партнерства становится в новом стандарте ключевой. Для достижения общекультурных и развивающих результатов школьного образования только школьных уроков недостаточно. Повышается роль учителя в организации внеурочной деятельности учащихся, в «подтягивании» к школе семьи. Это требует от школьного учителя компетенции и педагога дополнительного образования, и организатора культурно-массовых мероприятий, и просветителя, и даже семейного консультанта.

Об особенностях модели содержания общего экологического образования, направленного на со-проектирование развивающей, экологически безопасной и здоровьесберегающей образовательной среды школы всеми участниками учебно-воспитательного процесса, сообщила в своем выступлении Елена Николаевна Дзятковская, д.б.н., проф., вед.н.с. ИСМО РАО. Была доложена концепция УМК «Экология учебной деятельности» и результаты его апробации в рамках городской экспериментальной площадки и опытно-экспериментальных площадок ИСМО РАО в Сибирском регионе. УМК является пионерским проектом развивающего экологического образования, который соответствует требованиям нового стандарта и дает возможность формирования у учеников опыта применения предметных знаний и умений и универсальных учебных действий для решения повседневных проблем, возникающих в их ведущей деятельности (учебе, общении, социальной практике и выборе профессии). Благодаря включению в УМК рекомендаций, методических разработок и книг для чтения для учителей, психологов, социальных педагогов, логопедов, школьных врачей и родителей обеспечивается их взаимодействие в процессе психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. Были приведены результаты экспертиз эффективности такого сопровождения.

Результатам апробации УМК глазами психолога был посвящен доклад к.п.н., психолога ГОУ СОШ № 930 г. Москвы Петрушиной Натальи Владимировны «Психолого-педагогические проблемы перехода школьников с традиционной на развивающую парадигму образования и их решение средствами УМК «Экология учебной деятельности».

В ходе работы ГЭП был подготовлен экологический практикум для школьников, о содержании которого рассказала к.б.н., зам.дир. ГОУ СОШ №930 г. Москвы Александрова Вера Павловна в докладе «Учебно-методическое сопровождение развивающего экологического образования школьников (экологический практикум)». Показаны возможности практикума в интеграции урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Вопросу интеграции экологического образования и изучения английского языка при подготовке школьников к единому государственному экзамену посвящен доклад Трубицыной Ларисы Валентиновны, преподавателя английского языка, ГОУ СОШ №1319 г. Москвы (тема выступления «УМК «Быть зеленым в мегаполисе»).

Учитель сегодня остро нуждается в повышении своих знаний в области психологии. В рамках ГЭП проведены исследования психологической готовности учителей к работе по новому стандарту и социальному партнерству в этих целях, впервые разработаны и апробированы психологические тренинги, направленные на формирование такой готовности. Разработаны планы-конспекты педсоветов, обучающих семинаров, учебные программы курсов повышения квалификации, в которых на примере экологического образования решаются эти задачи. Об этом рассказали в своих

докладах Пронина Татьяна Раджаповна, зам. дир. ГОУ СОШ №692 г. Москвы и Коваленко Людмила Егоровна, психолог ГОУ СОШ №1104 г. Москвы (тема «Психологическая поддержка учителя в условиях перехода к развивающей образовательной парадигме»).

Учитывая важность обеспечения информационного сопровождения внедрения нового стандарта для всех его участников, значимую роль в этом процессе ИКТ-технологии, в рамках ГЭП апробируются несколько вариантов такого сопровождения на основе взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. О результатах такой работы было доложено в докладе «Ресурсы учреждений дополнительного образования детей по ИКТ-сопровождению перехода школ на новый стандарт (экологическое здоровьесберегающее образование)» Георгиевой Ритой Иосифовной, к.пед.н., директором Центра дополнительного образования «Эврика» (ЮЗАО) и Красновой Еленой Яковлевной, зам.дир. Центра.

Экспериментальной площадкой накоплен и обобщен опыт учебного планирования, составления программ внеурочной деятельности и комплексной реализации во внеурочной деятельности Программ духовно-нравственного развития, социализации и воспитания, формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни средствами экологического образования. Разработана и апробирована карта анализа внеурочного занятия в соответствии с требованиями нового стандарта, методические рекомендации по их проведению, способы оценивания опыта применения универсальных учебных действий. О моделях интеграции урочной и внеурочной деятельности, общего и дополнительного экологического образования на основе нового Госстандарта было рассказано в докладах Фроловой Галины Ивановны, к.б.н. и Моргуна Дмитрия Владимировича, к.б.н., к.филос.н., зам. дир. Московского городского эколого-биологического центра дополнительного образования детей (тема доклада «Экологические проекты как деятельностный инструмент реализации нового Государственного стандарта»); Колесниковой Валентины Ивановны, зам.дир. ГОУ гимназия №1506 г. Москвы; Прохоровой Людмилы Петровны, зам дир. ГОУ СОШ №126 г. Москвы; Мельниковой Татьяны Никитичны, зам.дир. ГОУ СОШ № 221 г. Москвы (тема «Программа социальной деятельности учащихся и возможности ее реализации средствами экологического образования»).

Особое внимание на секции было уделено организации психолого-педагогического сопровождения родителей как субъекта образовательного процесса. Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся - один из самых действенных факторов их духовнонравственного развития и воспитания. Сегодня существует необходимость организации широкой разъяснительной работы среди родительской общественности целей и задач нового стандарта, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей. Экологическое образование открывает для этого широкие возможности. Экологические ситуации существуют и легко моделируются в повседневной жизни, родители могут приобрести значимый для себя опыт их совместного решения с ребенком. Подробно созданная модель сопровождения родителей отражена в докладе Лой Нелли Павловна, д.б.н., зам. дир. ГОУ СОШ №1104 г. Москвы (тема «Подготовка родителей школьников к принятию нового Госстандарта общего образования как содержание их экологического просвещения»).

В заключение работы секции было принято решение об одобрении полученных результатов и необходимости продолжения исследований с учетом Указа Президента РФ № 889 и его поручения о включении экологического образования в учебный план как базового предмета.

СЕКЦИЯ 2.

«Проблемы и перспективы развития

профессиональной ориентации и педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ»

Ведущий: Родичев Николай Федорович, к.п.н., зав. лабораторией Учреждения РАО «Институт содержания и методов обучения».

На секции присутствовало 23 человека: сотрудники лабораторий ИСМО РАО; гости с кафедры возрастной психологии МГУ; руководители, педагоги и психологи учреждений общего образования Москвы и Московской области; представители ОИЦ «Академия».

Секция работала более 2,5 часов. Обсуждались вопросы образовательно-кадровой политики региона, социального партнерства в профессиональной ориентации школьников, поддержки профессионального самоопределения молодежи, разработки информационных инструментов и создания учебно-методической литературы.

Наибольший интерес участников вызвали выступления представителей столичных учреждений, ответственных за реализацию государственных инициатив по обновлению профориентационной работы в регионе. Их результатом явилась активная дискуссия между представителями Южного, Юго-Западного и Северного округов, в каждом из которых такая работа имеет свою специфику.

По итогам работы секции ее участниками внесены следующие предложения:

Российской академии образования,

лаборатории социально-профессионального самоопределения УРАО ИСМО

• усилить разработку теории и методологии профессионального самоопределения, расширить масштабы проведения и научно-методического обеспечения педагогического эксперимента по разработке рекомендаций для обучения учащихся образовательных учреждений в части поддержки их самоопределения, формирования выпускниками школ планов получения профессионального образования различных уровней.

Педагогическим институтам и университетам:

• ориентировать подготовку учителей на профессиональную способность оказывать педагогическую поддержку учащимся в проектировании ими профессиональных планов

Органам исполнительной власти:

• акцентировать внимание на работке региональной профориентационной политики как неотъемлемой части образовательной и кадровой политики развития региона; на региональном уровне выработать стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за профориентационную и кадровую молодежную политику с целью согласования и координации их деятельности, проведения региональной общественной и профессиональной экспертизы нормативного и научно-методического обеспечения профориентационной деятельности учреждений общего и профессионального образования; на уровне учреждений общего и профессионального образования создавать значимые для решения профориентационных задач механизмы социального партнерства.

Педагогическому сообществу и органам управления образованием:

• оказывать поддержку гражданским инициативам по созданию НКО, деятельность которых направлена на консолидацию и координацию усилий практических работников профессиональной ориентации и служб занятости, школьных педагогов и психологов, научных работников институтов РАО, академий и институтов повышения квалификации педагогических кадров, преподавателей вузов, менеджеров по персоналу предприятий, муниципальных и региональных руководителей, других НКО и общественных организаций.

СЕКЦИЯ 3.

«Медиаобразовательные технологии и новые формы обучения»

Ведущий: Гудилина Светлана Ивановна, к.п.н., ученый секретарь Учреждения РАО «Институт содержания и методов обучения».

Всего на секции участвовало более 30 учителей московских школ, сотрудников ИСМО РАО и ИХО РАО.

С середины XX века в европейских странах мира сформировалось педагогическое направление, которое назвали медиаобразованием. Это направление призвано помочь школьникам и студентам лучше адаптироваться в мире медиакультуры, осваивать язык средств массовой информации, научиться анализировать медиатексты и т.д. В этом направлении существуют декларации на

международном уровне. Следует отметить, что существуют и российские исследования в области медиаобразования (Усов Ю.Н., Шариков А.В., Зазнобина Л.С., Журин А.А., Гудилина С.И., Тихомирова К.М., Федоров А.В., Мурюкина Е.В., Хилько Н.Ф. и др.). Также на базе экспериментальной площадки «Медиаобразовательные технологии и новые формы обучения» разработан и апробирован комплекс медиаобразовательных технологий, методических приемов и форм обучения, которые могут помочь учащимся осваивать медиаграмотность, а педагогам решать медиаобразо-вательные задачи в педагогической практике.

Основным продуктом экспериментальной площадки является Банк экспериментальных материалов. Он включает вопросы теории, примеры из практики и медиатеки. На теоретическом уровне представлены научно-методическая продукция, методический комплекс, технологии обучения, статьи по проектированию новых форм организации и проведению занятий на основе медиатехнологий и т.д. Опыт учителей - это фрагменты методических разработок уроков и занятий дополнительного образования, проектной деятельности с представлением творческих работ учащихся, исследование коммуникативных ситуаций на уроках и в Интернете. А медиатека объединяет совместные разработки методистов и педагогов площадки. Поэтому можно говорить о средствах обучения, презентациях уроков, видеоинновациях и электронных пособиях.

Медиаобразовательная среда как часть образовательной среды школы, основанная на использовании СМИ и взаимосвязанных с ними средств обучения, несет в себе дополнительные возможности обучения и воспитания. Необходимо учитывать, что информационная культура личности -это новое направление в науке. Но понятие «информационная культура» никоем образом не тождественно с понятием «информатика». Речь идет об информации, которая классифицируется по различным признакам (по форме, содержанию, способу передачи). Мы живем в мире самой разнообразной информации. Чтобы постичь и взаимодействовать с окружающим нас информационным миром, человек должен обладать определенной информационной культурой. А это значит применительно и к учебному процессу.

Информационная культура значительно расширяет образовательную компетентность, что самым теснейшим образом связано с постижением информационной культуры подрастающим поколением и педагогами. Именно в зависимости от уровня готовности школьников и педагогов к взаимодействию с информацией из различных масс-медиа, умения пользоваться получаемой информацией, коммуникативных навыков школьников и педагогов разрабатываются: диагностические методики; новые авторские средства обучения; методические приемы использования медиаинформации и медиатехнологий в учебном процессе, в творческой деятельности школьников - в системе непрерывного образования, начиная с детского сада и разносторонне решая поставленную проблему в школе.

Вместе с тем анализ уровня готовности детей к взаимодействию с информацией из различных масс-медиа выявил противоречие между необходимостью создания современной медиаобразова-тельной среды в образовательном учреждении и отсутствие научно-обоснованной методики влияния этой среды на развитие информационной культуры ученика и педагога. В этих условиях исследование «Влияние медиаобразовательной среды на развитие информационной культуры» является актуальным.

Ставится вопрос о соответствующей подготовке подрастающего поколения к работе в новой информационной среде. Поэтому в исследовании рассматривается процесс создания медиаобразо-вательной среды и взаимодействия всех участников образования с этой средой, в процессе которого развивается информационная культура педагога и детей.

Исследование условий создания медиаобразовательной среды, направленной на развитие информационной культуры планируется по следующим направлениям:

• медиатехнологии в детском творчестве,

• диагностические технологии,

• авторские средства обучения в аспекте медиаобразования,

• медиаобразование в системе компетентностного подхода,

• медиаобразование и информационно-коммуникативные технологии,

• медиаобразовательная среда и гуманитарные дисциплины,

• медиаобразовательная среда в детском саду.

Учителя отметили, что использование медиаобразовательных приемов в учебном процессе меняет взгляд на методику; заметен интеллектуальный и научный рост педагогов; экспериментальная работа дисциплинирует сознание; появилось понимание, каким образом можно использовать медийные средства; появилось желание заниматься медиаобразованием, поиском свежей информации, организацией работы с электронными пособиями; вся работа строится на медиаобразовании, занятия проводятся в новой форме обучения; разрабатывается планирование в электронном варианте, в котором легко проводить сравнение, вносить изменение. Осваивается Интернет, который используется и на уроках, и при подготовке уроков; развивается компетенция учащихся (дети составляют диаграммы, готовят осознанно рефераты, презентации, в Интернете находят дополнительную информацию); медиаобразование становится основой аттестации школьников (найти задание, извлечь, сканировать, разобрать задание и пр.), что влияет на формирование компетенций; развивается проектная деятельность, в процессе которой дети учатся работать с информацией: как найти необходимую информацию, отобрать, использовать, систематизировать и пр., даже ученики 1-ого класса собирают информацию из Интернета. Меняются взгляды учеников на новые формы работы, позволяющие использовать медиатехнологии в учебной деятельности (составлении диаграмм, рефератов, презентаций и пр.); работа с детскими журналами помогает детям увлекаться чтением, обмениваться мнением, развивается словарный запас и т.д.). Детям нравятся медиаобра-зовательные уроки, они мотивированы на обучение, у них развивается речь.

По итогам работы секции намечены следующие направления работы:

• разработка методических рекомендаций по созданию медиаобразовательной среды для развития информационной культуры и диагностические технологии в аспекте медиаобразования;

• проведение ежегодной научно-практической конференции «Образовательные технологии XXI века», издание тезисов и статей к конференции;

• проведение Медиафестиваля для школьников и Ученической телеконференции «Культура мира в Интернете»;

• создание Банка медиаобразовательных технологий.

СЕКЦИЯ 4

«Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников»

Научный руководитель 4 секции: М.М. Безруких, д.б.н., профессор, академик РАО, директор Учреждения РАО «Институт возрастной физиологии».

Ведущий: Т.М. Параничева, к.б.н., зам. директора по научной работе Учреждения РАО «Институт возрастной физиологии».

Были заслушаны выступления:

1. Здоровье школьников. Современное состояние, задачи школы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Параничева Т.М. к.б.н., зам директора по научной работе УРАО «Институт возрастной физиологии».

2. Двигательная активность школьников в образовательном учреждении. Лапицкая Е. М., к.пед.н., старший научный сотрудник, т. 8-495-708-36-79.

3. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни «Все цвета, кроме черного» (Стандарты второго поколения). Филиппова Т.А., к.б.н., ведущий научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития.

4. Разработка моделей здоровьесберегающих уроков в курсе «Окружающий мир» на примере урока в начальной школе. Локошева Л.А., педагог гимназии № 710.

5. Формирование учебных умений и навыков Андреюк И.Н., педагог гимназии № 710. Была проведена выставка научно-популярной литературы по теме «Здоровьесберегающая деятельность в образовательном учреждении».

Подведение итогов работы секции

В рамках Проекта 9.5. «Физиологические закономерности развития и обучения ребенка» по теме экспериментальных исследований: «Модель здоровьесберегающей деятельности в образова-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тельном учреждении» (научный руководитель: Безруких М.М., д.б.н., академик РАО, зам. руководителя: Параничева Т.М., к.б.н.) в отчетном году на базе гимназии № 710 было проведено комплексное исследование, направленное на анализ организации учебного процесса, учебной и вне-учебной нагрузки, организации физкультурно-оздоровительной работы и двигательного режима, анализ состояния здоровья детей, а также организации работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни учащихся младшего школьного возраста.

Образовательная среда, создаваемая укладом жизнедеятельности школы, и включающая организацию учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат, оказывает непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся.

В результате мониторинга было выявлено, что во всех классах имеет место превышение величины образовательной нагрузки за счет часов дополнительного образования. Любое увеличение учебной нагрузки изменяет параметры внешкольного режима в худшую сторону (сокращается время сна, отдыха, прогулок, двигательной активности), тем самым, увеличивая ежедневное утомление школьников и снижая их адаптивные возможности. Основными нарушениями внешкольного режима дня учащихся гимназии 710 являются недостаточный по продолжительности ночной сон, недостаточное пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность школьников, частые и длительные просмотры телепередач и игровые занятия на компьютере. Эти факторы препятствуют сохранению и укреплению здоровья школьников и отрицательно сказываются на физическом и психическом здоровье учащихся.

В ходе мониторинга установлено, что 63% школьникам присуща выраженная гиподинамия. Это обусловлено тем, что у учащихся от 8 до 10 часов в сутки занимает статический компонент учебной нагрузки. Укреплением своего здоровья посредством активного отдыха (утренняя гимнастика, закаливание, занятие спортом) занимается лишь треть школьников. В спортивных секциях занимается незначительное количество учащихся.

Закономерное влияние сезонных и учебных факторов проявилось в динамике показателей острой заболеваемости школьников младших классов.

Исследования позволили выявить детей, которым была необходима дополнительная консультации нейропсихолога и психофизиолога по вопросу предупреждения и коррекции трудностей обучения и поведения. Для педагогов, встречающихся с такими психологическими особенностями у детей с дефицитом произвольного избирательного внимания, были даны рекомендации, так как важно представлять возможные трудности, которые могут возникнуть при работе с детьми в условиях класса.

Использование в школе преподавательским составом и психологами здоровьесберегающих технологий по формированию общеучебных умений и навыков помогает детям развивать самостоятельность и умение в учебной работе, аргументировать свою позицию, обосновывать полученный результат и способность действовать оригинальными и рациональными способами организации собственной работы.

Выводы:

Учебно-воспитательный процесс должен осуществляться исходя из суммарной учебной нагрузки, дневной и недельной биологической кривой работоспособности учеников с учетом физиологической цены каждого урока, соотношения уроков со статическими и динамическими видами деятельности. При соблюдении учебной нагрузки в пределах возрастных нормативов частота нарушений всех параметров внешкольного режима снижается, что благоприятно сказывается на здоровье учащихся.

Позитивных изменений можно добиться путем повышения двигательной активности детей в стенах гимназии.

Применение здоровьесберегающих технологий учителями способствует сохранению и укреплению здоровья школьников.

Были выявлены и апробированы критерии формирования здоровьесберегающей образовательной среды в условиях образовательного процесса, определены школьные факторы риска, создана модель здоровьесберегающей деятельности в данном образовательном учреждении, намечен комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся начальной школы, а также организо-

ван постоянно действующий семинар для педагогических работников по проблемам организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях с целью повышения компетентности педагогического и медицинского состава образовательного учреждения.

СЕКЦИЯ 5:

Ведущий О.В. Стукалова, к.п.н., в.н.с. лаборатории Учреждения РАО «Институт художественного образования»

Круглый стол проводился Учреждением российской академии образования «Институт содержания и методов обучения» и Учреждением российской академии образования «Институт художественного образования».

При подведении итогов конференции участниками была отмечена значимость исследовательской работы по изучению возможностей использования методов и форм обучения в условиях осуществления стандартов второго поколения и необходимость продолжения сотрудничества научных и общеобразовательных учреждений РАО в рамках опытно-экспериментальной деятельности.

Состоялось торжественное вручение Премий Президента РАО, Почетных грамот РАО учителям общеобразовательных учреждений РАО: «Гимназия № 710 им. Народного Учителя СССР В.К. Жудова», «СОШ № 91», «СОШ «Горки» - за успехи в организации и совершенствовании образовательного и воспитательного процессов и внедрение в учебный процесс современных технологий обучения.

В рамках конференции прошли выставки-презентации учебно-методической литературы издательства «Просвещение», издательств Учреждений РАО «Институт социологии образования» и «Институт профессиональной подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.