Научная статья на тему 'Новый стандарт — это общественный договор'

Новый стандарт — это общественный договор Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР / ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ / ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / КАЧЕСТВА ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ / ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА / ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый стандарт — это общественный договор»

Россия готовится к внедрению образовательных стандартов нового поколения. Минобрнауки разместило проекты стандартов на официальном сайте, где с ними может ознакомиться любой желающий.

Проект стандарта начального общего образования комментирует один из его разработчиков, вице-президент Российской академии образования (РАО) Александр Кузнецов.

Кузнецов Александр Андреевич,

вице-президент Российской академии образования (РАО) академик, доктор педагогических наук1

НОВЫЙ СТАНДАРТ - ЭТО ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР

Что изменится в подготовке учителей в связи с переходом школы на новый стандарт?

Ключевые слова: стандарт; общественный договор; потребности личности, общества и государства; личностное развитие; качества выпускника школы; общие учебные умения общеинтеллектуального характера; качества выпускника школы; оценка личностных результатов; подготовка учителей к реализации стандарта.

- Александр Андреевич, каковы особенности стандарта, разработанного Российской академией образования?2

- Стандарт исходит из приоритета личностного развития. Это значит, что система образования должна не только ориентироваться на конкретный предметный результат, как это было всегда, но и формировать личностные качества выпускника школы, отвечающие запросам нового российского общества.

Важной составной частью результатов образования должна стать готовность к самостоятельному пополнению знаний, к освоению новых видов деятельности. Поэтому на первый план сегодня выходят так называемые общие учебные умения общеинтеллектуального характера (анализ, синтез, сопоставление и так далее), которые непосредственно не связаны с конкретной предметной деятельностью, но формируются в рамках конкретных учебных предметов.

Разработчики стандарта предприняли попытку сформулировать цели и ценности образования. В СССР идеологические установки определялись на съездах компартии. Теперь общество расслоилось, разные группы населения имеют разные интересы, изменились и личностные запросы в сфере образования. Новые целевые установки и требования появились и у государства. Таким образом, возникла принципиально новая задача - выделить и согласовать потребности личности, общества и государства. Характерная особенность стандарта, разработанного в РАО, - опора на впервые проведенные в стране социологические исследования, которые позволили выделить эти потребности.

По сути, стандарт - это общественный договор, система взаимных обязательств и требований со сторо-

1 http://standart.edu.ru/doc.aspx7DocIcM131

2 Интервью Анастасии Астаховой (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости 01.07.2009

ны всех участников образовательного процесса: общества, родителей, государства, бизнеса.

- Каковы различия между проектами стандартов, предложенными РАО и Институтом проблем образовательной политики «Эврика»?

- Есть разница в подходах к компонентам основных требований к школьному образованию, определенных в новой редакции закона «Об образовании». Основных требований три: к результатам образования, к структуре основных образовательных программ и к условиям их реализации.

Мы в РАО считаем, что главное - образовательные результаты, а все остальное им подчинено. Если мы планируем некий результат, то «под него» подбирается содержание образовательных программ и условия образовательного процесса в школах. В проекте стандарта, разработанном «Эврикой», результаты образования определяются почти исключительно потребностями и запросами личности. Но тогда интересы общества и государства остаются несколько в стороне, выстраивается другая система целей образования.

В нашей концепции стандарта одними из важнейших результатов образования являются, например, формирование гражданской идентичности, патриотизма, овладение ценностными идеалами гражданского общества, то есть результатов, отвечающих интересам не только ученика, но и ожиданием общества, и требованиям государства. Если принять утверждение, что все в содержании образования определяется запросами личности, как предлагает «Эврика», то многие из этих понятий теряют свою значимость.

- Как в стандарте РАО соблюдается баланс обязательных и необязательных занятий?

- Наш стандарт, минимизируя инвариантное, обязательное, оставляет гораздо больше времени для вариативного, чтобы учесть потребности и интересы каждого ребенка.

Без инвариантной части обойтись нельзя - без нее невозможно обеспечить единство образовательного пространства, она помогает в разработке единых подходов к итоговой аттестации школьников, критериев оценивания, она дает возможность создать единую систему требований к школьному учебнику по каждому предмету. Но мы увеличили вариативную часть, чтобы образование отвечало запросам и интересам учащихся и их родителей. Если в первых стандартах на старшей ступени школьного образования было до 50% вариативного образования, то теперь примерно столько же мы перенесли и в начальную школу. В каждом классе примерно по 10 часов в неделю отведено на внеурочную деятельность. «Легализация» внеурочной деятельности в базисном учебном плане - это гарантия того, что учитель получит оплату за эту работу.

- Как вы предлагаете оценивать личностные результаты? Возможно ли это?

- Стандарт и система оценивания применимы не только для итоговой аттестации самого ученика, но и в качестве средства оценки системы образования на

всех уровнях. В нынешних условиях мы можем оценить только предметные достижения и метапредмет-ные образовательные результаты школьника. А личностные результаты, скажем, патриотизм, гражданская идентичность, индивидуальной оценке не подлежат. Это можно сделать только через социологические обследования массы учащихся в регионе или по всей Федерации в целом. Персонифицированная оценка здесь невозможна.

- Что изменится в подготовке учителей в связи с переходом школы на новый стандарт?

- Введение стандарта повышает требования и к подготовке педагогических кадров. Надо признать, что педагогическое образование, которое должно носить опережающий характер, часто отстает от инновационных процессов в школе. Если мы хотим строить учебный процесс, ориентируясь на новые результаты, это должно существенно изменить характер педагогической деятельности учителя. Сейчас готовится новый стандарт высшего педагогического образования, который должен быть тесно связан с новыми школьными стандартами.

Проблема развития учебно-познавательной компетентности носит системный характер и имеет идеологические, содержательные, дидактические, методические, управленческие и квалиметрические аспекты. Поэтому решение системной проблемы требует разработки целостной внутришкольной системы развития учебно-познавательной компетентности. Проектирование данной системы учебно-методического сопровождения предполагает осмысление педагогическим коллективом школы социально-педагогических ценностей развития учебно-познавательной компетентности, определение содержания данной компетенции, внедрение в образовательный процесс элективных курсов гносеологической направленности, разработки управленческо-методических рекомендаций по организации и осуществлению проектной и исследовательской деятельности учащихся и т.д.

Воровщиков Сергей Георгиевич,

доктор педагогических наук профессор кафедры управления образовательными системами Московского педагогического государственного университета

ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Каков состав внутришкольной системы учебно-методического сопровождения развития учебно-познавательной компетентности учащихся?

Ключевые слова: компетентностный подход к определению содержания образования, компетенция, компетентность, учебно-познавательная компетенция, социально-педагогические ценности развития учебнопознавательной компетентности, содержание учебно-познавательной компетентности, умение, навык, общеучебные умения как деятельностный компонент учебно-познавательной компетенции, учебно-методический комплекс элективного курса, способствующего целенаправленному развитию учебно-познавательной компетентности учащихся, методические требования к развитию учебно-познавательной компетентности учащихся в границах традиционных общеобразовательных дисциплин, управленческо-методические рекомендации по организации и осуществлению проектной и исследовательской деятельности учащихся, портфолио образовательных достижений учащихся.

В настоящее время в условиях нормативно- общеобразовательные учреждения оказались в до-

душевого финансирования, новой системы опла- статочно жестких условиях конкурентного выживания.

ты труда, напряженной демографической ситуации Это объективно обуславливает необходимость их ди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.