Научная статья на тему 'Школьная гигиена за 35 лет советской власти'

Школьная гигиена за 35 лет советской власти Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьная гигиена за 35 лет советской власти»

кых для народного хозяйства и здравоохранения исследований была обеспечена благодаря творческому содружеству гигиенистов с технологами, конструкторами новых машин и новых видов оборудования, со строителями промышленных предприятий.

Только в условиях социалистического общества созданы неограниченные возможности для такого плодотворного содружества деятелей различных отраслей науки и техники в интересах промышленности и благосостояния трудящихся.

Все эти исследования и проводившаяся на их основе практическая деятельность органов промышленно-санитарного надзора обеспечили огромные успехи в деле коренного улучшения условий труда на производстве в борьбе с профессиональными заболеваниями. Полностью ликвидированы профессиональные заболевания в производстве столь высоко токсического продукта, как тетраэтилсвинец, в производстве нитро-и амидосоединений бензола в анилокрасочной промышленности, при работе со ртутью на производствах по изготовлению физических приборов, в производстве свинцовых красок, искусственного шелка и др. Такое творческое содружество с технологами привело во многих случаях к созданию новых технологических процессов, исключающих применение ряда высокотоксических и опасных продуктов (головакс, бетанафтил-амин и др.).

Работники советской гигиены труда встречают 35-летие Великой Октябрьской социалистической революции значительными успехами.

Новый пятилетний план развития народного хозяйства, предусматривающий дальнейший мощный подъем всех отраслей промышленности, который должен быть обеспечен как за счет ввода новых предприятий, так и за счет качественного перевооружения и реконструкции существующих предприятий, ставит перед гигиеной труда новые и сложные задачи.

Одним из необходимых условий для выполнения пятилетнего плана, как указано в директивах XIX съезда партии, является:

«Поднять массовое движение изобретателей и рационализаторов из инженеров, техников, рабочих и колхозников за дальнейшее техническое усовершенствование и расширение производства, за всестороннюю механизацию, облегчение и дальнейшее оздоровление условий труда».

Гигиена труда призвана возглавить это движение за дальнейшее оздоровление условий труда. Успешное решение стоящих перед гигиеной труда задач требует дальнейшего углубления и развития теоретических исследовании на базе учения И. П. Павлова и всемерного укрепления творческого содружества с новаторами производства.

Весь пройденный путь является залогом того, что советские гигиенисты с честью выполнят стоящие перед ними задачи и внесут свой вклад в дело строительства коммунизма.

•й- -й- -¡¡г

С. Е. Советов

Школьная гигиена за 35 лет советской власти

Повседневные заботы коммунистической партии, советского правительства и лично товарища Сталина о детях, о воспитании их здоровыми, всесторонне развитыми и образованными строителями коммунизма являются характерной чертой нашего государственного и общественного строя. И. В. Сталин в день 30-летия пионерской организации имени В. И. Лени на в своем приветствии юным пионерам Советского Союза писал:

«Желаю пионерам и школьникам здоровья и успехов в учении, труде, общественной работе.

Пусть пионерская организация и впредь воспитывает пионеров и школьников верными ленинцами, преданными сынами нашей великой Родины»

Сталинская забота о здоровье подрастающего поколения прежде всего выражается в широком развитии в СССР массовых мероприятий по охране и укреплению здоровья детей и молодежи. Развитие этих мероприятий в нашей стране происходит на научных основах школьной гигиены.

До Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране не было и не могло быть школьной гигиены как особой отрасли государственной системы охраны и тем более укрепления здоровья детей и молодежи. Царское правительство, представлявшее господствующие классы страны — банкиров, помещиков, фабрикантов и купцов, не уделяло внимания народному здоровью, так же как оно оставляло в стороне народное образование. Оно не интересовалось вопросами развития и состояния здоровья детей трудящихся — рабочих и крестьян.

Школьная гигиена в дореволюционной России обслуживала детей имущих классов. Данные школьной гигиены применялись лишь в привилегированных учебных заведениях — кадетских корпусах, лицеях, «институтах благородных девиц», коммерческих училищах и пр. Для этих учебных заведений строились прекрасные по тому времени школьные здания с обширными парками, учащимся в них обеспечивалось полноценное питание, медицинское обслуживание и т. п. В меньшей мере данные школьной гигиены применялись в казенных гимназиях и реальных училищах. Они почти совершенно отсутствовали в начальных школах, в которых учились дети трудящихся. Сельские земские и особенно церковноприходские школы, а также большинство городских училищ не удовлетворяли элементарным требованиям школьной гигиены.

Аналогично состояние школьной гипиены в настоящее время в капиталистических странах. В большинстве школ, в которых учатся дети трудящихся, требования школьной гигиены, как правило, не проводятся или же в лучшем случае проводятся в самых ограниченных размерах с целью ограждения имущих классов от эпидемий. Условия жизни детей трудящихся в семье в этих странах таковы, что о гигиене вообще не может быть и речи. Систематическое недоедание и нередко голод, антисанитарные жилищные условия, преждевременный тяжелый, изнуряющий труд — таков удел детей трудящихся в капиталистических странах.

В нашей великой стране дети живут счастливой, радостной жизнью. «Наше государство, — говорит И. В. Сталин, —отличается от всех других государств тем, что оно не жалеет средств на хороший уход за детьми и хорошее воспитание молодежи... Я думаю, что нигде нет такой заботы о ребенке, о его воспитании и развитии, как у нас, в Советском Союзе»2. Социалистический строй обеспечил все необходимые условия для воспитания здорового, всесторонне развитого и образованного подрастающего поколения. В этих условиях школьно-гигиеническая наука получила все возможности для своего развитая, для разработки и внедрения в жизнь детей и молодежи мероприятий по укреплению их здоровья, закаливанию организма и повышению его сопротивляемости. Наряду с гигиеническим значением этих мероприятий, они содействуют всестороннему коммунистическому воспитанию и обучению детей и молодежи.

Сразу же после победы Великой Октябрьской социалистической революции, в тяжелые годы гражданской войны, по личному указанию

1 «Правда», 20.У.1952.

2 И. В. Сталин, Соч., т. XIII, стр. 269—270.

В. И. Ленина началось развертывание и проведение массовых мероприятий по укреплению здоровья детей и воспитанию их. Широко стали развертываться ясли, детские сады, школы и другие детские учреждения. При этом обязательным условием было соответствие этих учреждений требованиям школьной гигиены. Было обращено особое внимание на внедрение гигиены в быт детей, началась планомерная работа по их гигиеническому воспитанию. Широко стала развертываться среди детей и молодежи физическая культура и был создан научный и учебный центр в этой области — Институт физической культуры. В школах и других детских учреждениях было установлено медицинское обслуживание детей. Одновременно с этим началась работа по развертыванию лечебно-профилактической помощи детям, для чего организовывались специальные детские профилактические амбулатории, поликлиники и больницы, а также детские отделения при поликлиниках и больницах для взрослых.

Наряду с внедрением гигиены в школы и другие детские учреждения, широкое развитие в СССР получили массовые и санаторные пионерские лагери, санаторные детские сады, санаторно-лесные школы, детские санатории. Широко также развернулась экскурсионно-туристиче-ская работа среди детей и молодежи в специальных детских экскурсион-но-туристических станциях. Большое развитие получила и работа по санитарному просвещению детей.

Огромным достижением советской школьной гигиены и ее несравнимым преимуществом перед школьной гипиеной капиталистических стран является ее массовость. Она выражается в том, что санитарно-гигиенические мероприятия распространяются не на какую-нибудь одну социальную группу детей, как это имеет место в капиталистических странах, а на всех детей рабочих, крестьян и интеллигенции, т. е. на все подрастающее поколение без каких-либо ограничений.

Другой характерной особенностью советской школьной гигиены является то, что она охватывает не только детей и подростков школьных возрастов, но и детей дошкольного возраста, рабочих подростков, обучающихся в школах фабрично-заводского обучения и в ремесленных училищах, учащихся техникумов и высших учебных заведений. При этом советская школьная гигиена изучает влияние окружающей детей и молодежь среды в органической связи с условиями их обучения и Боепитания. Предметом советской школьной гигиены является растущий и развивающийся человек на всех этапах его воспитания и обучения. И в этом заключается огромное ее достижение и преимущество по сравнению со школьной гигиеной в дореволюционной России и в капиталистических странах.

Школьная гигиена в СССР в отличие от школьной гигиены в капиталистических странах изучает все стороны жизни детей и молодежи и не только в процессе воспитания и обучения их в школе и других детско-подростковых учреждениях, но и вне их — во внешкольных учреждениях, а также в семье. При этом советская школьная пипиена не ограничивается изучением одной лишь материальной среды, окружающей детей (школьное здание, оборудование и пр.), но и изучает условия жизни, воспитания и обучения детей с точки зрения охраны и укрепления их здоровья, наиболее совершенного их развития (режим дня, гигиена педагогического процесса и др.). Это дает возможность изучать организм ребенка и подростка как единое целое в неразрывной связи с условиями окружающей его среды, условиями воспитания и обучения будущего строителя коммунистического общества. Такое изучение обеспечивает научно-объективные результаты, дающие возможность внедрять их в практику работы школ и других учебно-воспитательных учреждений, а также семьи.

Тот факт, что результаты школьно-гигиенических исследований в СССР не остаются мертвым капиталом на страницах книг и в журнальных статьях, а что они внедряются в повседневную практику школы и других детских учреждений, осуществляются в жизни детей и молодежи, также говорит об огромном достижении нашей школьно-гигиенической науки. Единство теории и практики и проверка данных школьной гигиены на практике, на опыте учебно-воспитательных учреждений и семьи являются лучшим доказательством ее успехов в нашей стране.

Самым же важным показателем достижений школьной гигиены в СССР и огромным, несравнимым ее преимуществом перед школьной гигиеной капиталистических стран является то, что она развивается на незыблемом, всепобеждающем гениальном учении Маркса—Энгельса— Ленина—Сталина, на основах диалектического материализма, на основе материалистического физиологического учения великого русского ученого И. П. Павлова. Эти методологические позиции обеспечивают правильное направление школьной гигиены в СССР, эффективность исследований в этой области, практическую значимость разрабатываемых ею санитарно-гигиенических мероприятий.

Школьная гигиена в СССР за 35 лет существования Советского государства имеет большие достижения. Какой бы раздел школьной гигиены мы ни взяли, мы убеждаемся в ее огромных успехах за прошедшие годы. Остановимся вкратце на некоторых фактах.

Физиологическое учение И. П. Павлова дало возможность применить и развить в школьной гигиене такой важный ее раздел, как ана-томо-физиологические особенности растущего и развивающегося человека, являющиеся основой гигиены организма ребенка и подростка. Построение и развитие таких разделов школьной гигиены, как личная гигиена детей и подростков, понимаемая, конечно, не узко в плане так называемой «туалетной санитарии», а широко, как гипиена организма и отдельных органов и систем, гигиена педагогического процесса, режим дня, гигиена питания детей и др., в настоящее время осуществляются на научно-физиологических основах. В настоящее время перестраивается и учение о физическом развитии детей и подростков на основах физиологического учения И. П. Павлова.

Школьная гигиена в дореволюционное время почти не изучала вопросы, связанные с гигиеническими основами воспитания и обучения детей и молодежи. Такие вопросы, как режим дня детей дошкольного и школьного возраста, школьный режим, гигиена педагогического процесса в широком понимании этого слова, гигиена школьного урока, гигиена приготовления заданных на дом уроков, гигиенические условия предэкзаменационного и экзаменационного периода, лигиена каникулярного времени школьников, гигиена производственного обучения в ремесленных училищах и многие другие, были либо совсем не изучены, либо разработаны весьма примитивно и часто с ложных позиций. В настоящее время все эти вопросы, изученные, исходя из материалистических позиций и на огромном фактическом материале, с учетом данных возрастной физиологии, в значительной своей части уже осуществляются в жизни.

Значительны успехи школьной гигиены за 35 лет существования Советского государства и в области школьного строительства (а также строительства зданий детских садов). Разработка типовых проектов школьных зданий и зданий детских садов проводится у нас в строгом соответствии с требованиями школьной гигиены. В рассмотрении и утверждении, а иной раз и в разработке проектов новых школьных зданий и зданий других детских учреждений, наряду с архитекторами, участвуют школьные гигиенисты и педагоги. Во всех зданиях не только средних, но и семилетних школ предусматриваются специальные физкультурные залы, а в тех зданиях, где их не было, они устраиваются или пристраиваются дополнительно. За годы советской власти площадь

школьных зданий увеличилась более чем вдвое по сравнению с площадью, выстроенной за 200 предшествующих лет царского режима. Особенно широко развернулось строительство новых школьных зданий во второй сталинской пятилетке: за это время построено 20 607 новых школ, из них 16 353 в сельских местностях. За первые три года после окончания Великой Отечественной войны сеть школ в РСФСР не только была полностью восстановлена, но и расширена по сравнению с довоенным временем. В 1940 г. в РСФСР было 111 662 школы, а в 1948 г. — 117 100 школ. За последние годы в связи с введением обязательного семилетнего обучения строительство новых школьных зданий, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, осуществляется в еще больших размерах.

Значительно совершенствуются и санитарно-гигиенические условия всей школьной обстановки. Так, например, проведенные исследования подготовили почву для введения в школах люминесцентного освещения (так называемого дневного света), значительно улучшающего освещенность классов, что в свою очередь служит не только охране зрения учащихся, но и повышает их работоспособность, снижая утомление.

Основными проводниками школьной гигиены среди детей и молодежи являются педагоги. В связи с этим во всех педагогических и учительских институтах и педагогических училищах введен обязательный курс школьной гигиены, а на дошкольных факультетах педагогических институтов и в дошкольных педагогических училищах — курс дошкольной гигиены. В институтах усовершенствования учителей в программу различных курсов включена школьная гигиена. В СССР ведется также подготовка по школьной гигиене в медицинских институтах. Так, на санитарно-гигиенических факультетах преподается специальный курс школьной гигиены, а на остальных факультетах школьная гигиена включается в курс общей гигиены. В институтах усовершенствования врачей тоже включаются циклы по школьной гигиене. Во многих медицинских и педагогических институтах созданы специальные кафедры школьной гигиены.

В СССР развивается научно-исследовательская работа по школьной гигиене. В годы Великой Отечественной войны был создан в составе Академии педагогических наук РСФСР Институт школьной гигиены. Исследовательская работа по школьной гигиене проводится и в научных ■санитарно-гигиенических и педиатрических институтах в Москве, Ленинграде, столицах союзных республик и в областных центрах. Проблемы школьной гигиены разрабатываются также и на кафедрах школьной пигиены медицинских и педагогических институтов, на которых имеется аспирантура, подготавливающая кадры научных работников по школьной гигиене.

В нашей стране издано много руководств, учебников и методических пособий по школьной гигиене, некоторые из них выдержали ряд изданий и переведены на национальные языки народов СССР, а также переизданы в странах народной демократии.

Учебник школьной гигиены для педагогических институтов переведен в 1951 г. на китайский язык. Издается также литература по школьной гигиене для родителей в огромных тиражах, возможных только в нашей стране.

Передовые идеи и научные достижения советской школьной гигиены находят своих последователей за рубежом, в странах народной демократии и среди прогрессивных ученых, врачей и педагогов всего мира.

Все успехи школьной гигиены в СССР стали возможными в результате мудрой сталинской политики коммунистической партии и советского правительства, в результате победы социализма в нашей стране.

Путь советской школьной гигиены, пройденный за 35 лет, был путем упорного труда многих научных и практических работников в обла-

спи охраны и укрепления здоровья детей и подростков. Приходилось преодолевать различные препятствия, пережитки капитализма в сознании некоторых ученых, бороться с извращениями и ошибками, являвшимися отражением извращений в области здравоохранения и педагогической теории и практики. Особенно большие препятствия развитию школьной гигиены ставила лженаука — педолопия, в частности, так называемая врачебная педология. Она монополизировала учение о ребенке и тормозила развитие школьной гигиены, сталкивая ее с материалистических позиций в гнилое болото идеализма. Представители педологической лженауки, среди которых были и врачи, смыкались с представителями «левацких» извращений в области педагогики, сторонниками антиленинской теории «отмирания школы». Они пытались подменить школьную гигиену врачебной педологией. После разоблачения лженауки—педологии, были созданы все возможности для дальнейшего развития школьной гигиены. Но и по настоящее время полностью еще не изжиты остатки идеалистических извращений в области школьной гигиены, выражающиеся прежде всего в забвении или недооценке некоторыми учеными материалистического физиологического учения И. П. Павлова. В частности, это имеет место и при изучении вопросов физического развития детей.

Перед научными и практическими учреждениями здравоохранения стоят еще большие задачи в научной и практической работе в области охраны и укрепления здоровья детей и молодежи. Необходимо усилить, кадры школьных врачей, лучше организовать врачебно-медицинское обслуживание сельских школ, навести порядок в режиме дня учащихся некоторых школ, ликвидировать перегрузку учащихся, вызываемую большим объемом задаваемых на дом уроков и т. п. Следует ввести специальный курс школьной гигиены на педиатрических факультетах медицинских институтов, преподавание школьной гигиены в университетах,, выпускники которых в значительном числе идут на работу учителями в средние школы.

Необходимо усилить руководство работой в области школьной гигиены со стороны республиканских министерств здравоохранения.

Особенно возрастает роль школьной гигиены в СССР в настоящее время, когда наша Родина под руководством великой партии Ленина— Сталина борется за осуществление пятилетнего плана развития СССР на 1951—1955 гг. Партия поставила перед нами задачу сосредоточить внимание на вопросах профилактики и обеспечить внедрение в практику достижений медицинской науки, а также обеспечить дальнейшее развитие физической культуры и спорта. К концу пятилетки должен быть завершен переход от семилетнего образования на всеобщее среднее (десятилетнее) образование в столицах республик, городах республиканского подчинения, в областных, краевых и крупнейших промышленных центрах. Строительство городских и сельских школ должно увеличиться примерно на 70% по сравнению с предыдущим пятилетием,. Одновременно с этим партия предлагает подготовить условия для полного осуществления в следующей пятилетке всеобщего среднего образования в остальных городах и сельских местностях. Наряду с этим,, стоит не менее важная задача провести мероприятия, необходимые для перехода к всеобщему политехническому обучению.

Грандиозные мероприятия в области коммунистического воспитания и обучения детей и молодежи, которые должны быть проведены в течение ближайших лет, выдвигают перед медицинской наукой, перед школьной гигиеной огромной важности задачи по разработке путей и средств, содействующих осуществлению программы гигантских работ-строительства коммунизма в области культурного фронта. Это вопросы строительства новых школьных зданий, обеспечения полноценных гигие-

нических условий в школах, режима дня, гигиены педагогического процесса, гигиенических основ политехнического обучения и др.

За 35 лет существования Советского государства школьная гигиена в СССР достигла значительных успехов. Не успокаиваясь на достигнутом, преодолевая имеющиеся недостатки, советские школьные гигиенисты должны настойчиво осуществлять поставленные партией Ленина— Сталина задачи. Школьная гигиена—дело не только одних специалистов этой области. Она должна развиваться объединенными усилиями общих гипиенистов, школьных врачей и врачей других детских учреждений, многочисленной армии учителей и других категорий педагогов и всей советской общественности.

Указанная коммунистической партией программа культурного строительства в СССР должна стать основой для дальнейшего развития школьной гигиены в нашей великой стране и привести к полному расцвету творческих сил и здоровья подрастающего поколения строителей коммунизма.

-й- й- Я

И. С. Соколов

Достижения советского санитарного просвещения

за 35 лет

Советское санитарное просвещение унаследовало лучшие традиции наиболее прогрессивных врачей прошлого.

Особо следует подчеркнуть, что санитарное просвещение как метод санитарно-профилактической и противоэпидемической деятельности врача получило свое признание еще в трудах основоположников русских гигиенических школ.

Лучшие представители русской гигиенической науки активно участвовали в распространении санитарных знаний среди широких масс населения. Первый преподаватель кафедры гигиены Медико-хирургической академии Алексей Петрович Доброславин одной из важнейших задач основанного им в 1874 г. журнала «Здоровье» ставил «наиболее обширное распространение пигиенических сведений, излагаемых в общедоступной форме»

В своей программной статье о задачах журнала «Здоровье» он называет врача «естественным руководителем общества в санитарных вопросах...» 2.

А. П. Доброславин своей работой по созданию русского отдела на Брюссельской международной гигиенической выставке 1876 г. и по организации Всероссийской гигиенической выставки 1880 г. внес большой вклад в дело популяризации гигиенических знаний.

Другой выдающийся русский гигиенист Ф. Ф. Эрисман во введении к своей книге «Общедоступное руководство к предупреждению болезней и к сохранению здоровья» писал: «Всякие оздоровительные мероприятия дадут прочные результаты только тогда, когда более гигиеническая обстановка сделается потребностью самого населения, а это вызывается главным образом просвещением и материальным благосостоянием» 3.

1 Здоровье, № 1, стр. 2, 1874.

2 Та м же.

3 Ф. Ф. Эрисман, в юн.: Общедоступное руководство к предупреждению болезней и сохранению здоровья, под |ред. Г. В. Хлопина, т. I, Введение, стр XXIII, СПБ, 1902.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.