Научная статья на тему 'К истории развития школьной гигиены в России'

К истории развития школьной гигиены в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Советов С.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории развития школьной гигиены в России»

Проф. С. Е. Советов

К истории развития школьной гигиены в России

Из кафедры школьной гигиены Московского государственного педагогического

института им. В. И. Ленина

Школьная гигиена как экспериментальная наука стала развиваться одновременно с общей гигиеной с середины XIX века. Однако как практическая область деятельности гигиена имеет большую историю. Известные представления о гигиене детей, подростков и молодежи были еще на заре истории человечества.

В России развитие школьной гигиены, так же как и общей гигиены, протекало самобытно, и элементы гигиены были известны русскому народу в самые отдаленные времена. Наши предки еще в глубокой древности были закаленными и физически сильными людьми. Наша народная поэзия в былинах воспевает замечательные подвиги древних русских богатырей, их силу и удаль. Целям закаливания и развития физической и моральной силы издревле служили стрельба из лука, борьба, плавание, езда верхом и другие упражнения.

С древних пор как гигиеническое средство у русского народа пользовалась заслуженной славой баня с последующим обливанием холодной водой на свежем воздухе, невзирая на стужу, ветер и мороз. Об этом красноречиво свидетельствуют Лаврентьевская и другие летописи. Этот своеобразный способ мыться в бане бесспорно имел закаливающее действие, поскольку он тренирует кровеносную систему и оказывает благотворное влияние на сосуды кожи и на нервную систему.

Известно, что древние римские бани в средневековой Западной Европе деградировали и во многом потеряли свое былое гигиеническое значение, превратившись в притоны разврата и рассадники венерических болезней. У нас же в России на протяжении веков бани сохраняли свое основное назначение и по настоящее время являются гигиеническими учреждениями, функция которых — не только поддержание чистоты тела, но и закаливание организма, приучение его с ранних лег к сменам температуры.

С образованием Киевского государства в жизни нашего народа произошли значительные сдвиги в направлении его культурного роста и развития. Начали создаваться школы, но сведения об их устройстве и о санитарно-гигиенических условиях в них отсутствуют. Известно лишь, что в некоторых школах еще в XIII—XIV столетии было организовано питание детей, даже приходящих. Школы и интернаты, как правило, устраивались при монастырях и иногда при церквах.

Сведения о постройке специальных школьных зданий относятся к XVII веку, когда в 'Москве, в 1665 г., просвещенным деятелем того времени Симеоном Полоцким было основано Спасское училище. Из договора на постройку здания для этого училища видно, что оно было относительно больших размеров, в два этажа и имело две классных комнаты, общежитие для учащихся и квартиру учителя. Еще раньше, в 1635 г., основатель Киевской коллегии Петр Могила заложил и в течение нескольких лет окончил большое двухэтажное здание для (Классов этого учебного заведения, а затем и здание для общежития учащихся. Представление об этих зданиях дают сохранившиеся до нашего времени их изображения.

В XVII столетии в Московском государстве появились азбуковники, которые содержали не только учебный материал, но и школьные правила, указания учителям и различные сведения о внутреннем распорядке школы, школьном режиме и быте учащих и учащихся. Все эти материалы представляют исключительный интерес в гигиеническом отно-

шении. В азбуковниках дается ряд указаний по личной гигиене детей и подростков. В одном из азбуковников читаем: «В дому своем от сна восстав, умыйся, ПриЛучившегося плата краем добре утрися».

В азбуковниках ученикам предлагалось соблюдать чистоту в помещениях, производить уборку их, в частности, мыть столы и скамейки, аккуратно снимать по приходе в школу головные уборы и верхнюю одежду, запрещалось плевать в помещении и т. п. Давались в них и указания об отоплении школьных помещений, о снабжении водой школы и порядке употребления ее учащимися и пр. Давались также советы о правилах посадки учащихся:

«Теснотою друг друга не соглетайтеся, Коленями и лядвиями не прикосняйтеся».

Тот факт, что эти гигиенические указания приводятся не в одном, а во многих азбуковниках, говорит о том, что в школах Московского государства имело место гигиеническое воспитание учащихся.

Заслуживает упоминания и замечательный труд «Гражданство обычаев детских», принадлежащий перу Епифания Славинецкого (умер в 1676) — одного из крупных русских ученых XVII века, хорошо знакомого с физиологией и медициной. Этот труд в основном посвящен гигиене детей и их физическому воспитанию. В нем излагаются правила личной гигиены: мытье шеи, лица, глаз, уход за волосами, уход за одеждой, гигиеническое поведение во время приема пищи, режим питания детей, в частности, питьевой режим, уход за зубами, сон детей, подвижные игры и т. п. Это сочинение читается и теперь с исключительным интересом. Оно свидетельствует о том, что в России XVII века вопросы гигиенической культуры занимали умы передовых деятелей того времени. Славинецкому принадлежит также заслуга перевода на русский язык солидного медицинского труда «Книга врачевская анатомия с латинска, от книги Андрея Вессалия Брукселиска». Этот труд имел большое значение в деле распространения в Москве в XVII столетии медицинских и биологических знаний.

Таким образом, в России еще в XVI—XVII столетии получили развитие школьно-гигиеничеокие идеи и в практику школ внедрялись санитарно-гигиенические мероприятия.

Развитие школьной гигиены в России делает заметный шаг вперед с начала XVIII столетия. Петр I как организатор сословной Российской империи выдвинул в качестве первоочередной государственной задачи создание сословных и в то же самое время профессиональных учебных заведений, которые действительно могли стать очагами культуры в стране. Гигиенические мероприятия и особенно медико-санитарное обслуживание средних учебных заведений, где учились дети дворян, чиновников, купцов и духовенства, со времени Петра I в России получают значительное развитие. 4

Правда, медицинское обслуживание школ в России частично имело место и в предшествующее столетие. Известно, что при многих монастырях еще в XVII веке были врачи и аптекари и даже больницы. Эти же врачи и аптекари обслуживали, наряду с монахами, и больных учеников, особенно тех, которые находились на интернатном положении. Так, при ряде юго-западных братств имелись «шпитали», т. е. больницы. Но законодательным путем обязательность наличия при учебных заведениях врачей была регламентирована Петром I в 1721 г., когда был опубликован «Духовный регламент», составленный прогрессивным деятелем и сотрудником Петра Феофаном Прокоповичем. В разделе «Домы училищные» имеется такое место: «Подобает быть в семина-риум церкви, аптеке и доктору». Таким образом, аптека и доктор были поставлены в равное положение с церковью, что для того времени было весьма прогрессивным фактором, свидетельствующим о значении, кото-

рое придавалось организации при учебных заведениях медицинской помощи.

В «Духовном регламенте» имеется ряд гигиенических указаний. В нем говорится, что академии и семинарии должны находиться «не в городе, но в стороне на веселом месте», где нет народного шума. Есть указание и о необходимости постройки специального школьного здания, соответственно количеству учащихся. При здании школы обязательно наличие огражденного земельного участка с садом. Прогулки в саду были строго регламентированы, учебный труд чередовался с отдыхом. «На всяк день два часа определить на гулянье семинаристом, а именно, по обеди и по вечери, и тогда б невольно никому учитися и ниже книжки в руках иметь: а гулянье было бы с играми честными и телодвижными, летом в саду, а зимою в своей же избе. Ибо сие и здравию полезно есть, и скуку отгоняет. А еще лучше таковыя избирать, которые с потехою подают полезное некое наставление. Такое, например, есть водное на регулярных судах плавание, геометрические размеры, строение регулярных крепостей и прочая». 'Кроме этого «Регламентом» рекомендовалось один-два раза в месяц, особенно летом, устраивать экскурсии на острова, на поля, за город в «места весе-лыя» и «хотя одиножды в год в Санктпетербург». Таким образом здесь сочетались оздоровительные мероприятия с общеобразовательными.

Дальнейшее развитие школьная гигиена в России получила во второй половине XVIII столетия. Большая заслуга в постановке и разработке вопросов охраны здоровья'детей, в борьбе с детской заболеваемостью и смертностью принадлежит гениальному русскому ученому М. В. Ломсносову (1711 —1765). В своем произведении «О размножении и сохранении российского народа» (1761) он выдвинул ряд социально-гигиенических проблем. В размножении и сохранении народа, по мнению Ломоносова, «состоит могущество и богатство всего государства». При этом он отмечает, что сам видел, как «много несчастных родителей, кои до 10 и 15 детей родили, а в живых ни единого не осталось». В этом произведении Ломоносов затронул вопросы гигиены быта, гигиены питания и др. Ему же принадлежит идея необходимости создания воспитательного дома, который, с одной стороны, был бы средством борьбы с детской смертностью, а с другой, — подготовлял бы кадры мастеров и ремесленников.

Особая заслуга в развитии школьной гигиены в России принадлежит государственному деятелю и педагогу второй половины XVIII века И. И. Бецкому (1704—1795). В «Генеральном плане 'Московского воспитательного дома» (1763), «Уставе воспитательного общества благородных девиц» (1764), «Плане воспитательного училища из купеческих детей для коммерции» (1772) и других документах того времени Бецкой подробно развил вопросы гигиены применительно к учебно-воспитательной работе, рассматривая их как органическую составную чисть всей педагогической работы. Во всех этих руководящих документах имеется очень много различных гигиенических указаний. В штагах учебно-воспитательных учреждений, предназначенных для детей привилегированных классов населения, предусматривались врачи, основной обязанностью которых было «сохранение здоровья» учащихся.

В 1766 г. Бецким был издан первый труд по школьной гигиене в России: «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества». В этом труде даются указания о гигиене детей со времени отнятия от груди до 5—6 лет (одежда, пища, о предупреждении болезнен зубов, сон, уход за детьми, телодвижения). В разделе о детях в возрасте от 5 до 10 лет говорится об одежде, пище, сне, о сохранении здоровья, лекарствах, привитии оспы, «спокойствии духа», гигиене учения и наказаниях. Далее следует раздел о детях от 10—12 до 15—

16 лет. В этом заключительном разделе также имеется материал об-одежде, пище, питье, сне, «чувствительности», о гигиенических требованиях к воспитанию, обучении музыке, «о страстях», игре, о «темпераментах», гигиене трудовой деятельности, об «опасных от любви следствиях», о табаке, чистоте и о банях.

Во второй половине XVIII века в России появился ряд книг и учебных пособий как по вопросам медицины и гигиены, так и по воспитанию подрастающего поколения, в которых были отражены и вопросы гигиены. Так, в учебном пособии «О должностях человека и гражданина, книга к чтению, определенная в народных городских училищах Российской империи», выдержавшем к 1791 г. пять изданий, были изложены вопросы гигиены (часть II — «О попечении о теле»: глава I — «О здравии» и глава II — «О благопристойности»),

В XVIII столетии вопросы школьной гигиены получают развитие не только в России, но и в Западной Европе. Во время французской революции в проектах народного образования было уделено много внимания школьной гигиене, в частности, четко был поставлен вопрос о расположении школы по отношению к месту жительства детей и впервые в Западной Европе была поставлена задача о необходимости вЕедолчя с школах специальных школьных врачей. В этом направлении Западная Европа отстала от России на 50—60 лет, где первые врачи в учебных заведениях стали появляться еще в 20-х годах XVIII века. Интересно отметить, что в проекте учебного плана центральных школ, принятом Конвентом по докладу Лаканаля в 1794 г., в числе учебных предметов значилась гигиена. Как известно, все эти прогрессивные проекты так и остались неосуществленными.

В XIX столетии в России вопросы школьной гигиены стали пред-^ метом пропаганды таких замечательных передовых людей эпохи, как В. Г. Белинский (1811—1848), Н. А. Добролюбов (1836—1861), Д. И. Писарев (1840—1868). В. Г. Белинский писал: «Развитию здоровья и крепости тела соответствует развитие умственных способностей и приобретение познаний». Он указывал на необходимость иметь в виду все стороны воспитания: «говорите детям,— писал он,— об опрятности, о внешней чистоте...» Хорошо воспитанный ребенок должен быть, здоровым физически, гибким и ловким. Лицо его должно отражать на себе здоровье, веселость, живость и ясность. К преждевременному развитию детей Белинский относился отрицательно, так как «оно вредит здоровью — драгоценнейшему из всех благ жизни». Наряду с этим, он считал недопустимым одностороннее развитие тела в ущерб интеллекту. Особое внимание Белинский уделял правильному режиму ребенка и подростка, питанию, сну и играм.

Н. А. Добролюбов указывал на то, что «всякое изменение в организме должно отражаться и на его мозге». Поэтому он придавал большое значение укреплению здоровья растущего организма и указывал на положительную роль в этом отношении гимнастики и физического труда-Добролюбов глубоко понимал сущность здоровья. Он писал: «Под здоровьем нельзя разуметь только наружное благосостояние тела, а нужно понимать вообще естественное гармоническое развитие всего организма и правильное совершение всех его отправлений». По мнению Добролюбова, умственное развитие ребенка неотделимо от его физического развития, от состояния его организма.

Д. И. Писарев проявлял также большое внимание к вопросам охра- . ны и укрепления здоровья подрастающего поколения. Для укрепления здоровья детей, по мнению Писарева, имеет значение рациональное питание, трудовое воспитание, гимнастика и гигиена учебно-воспитательной работы. Особое значение Писарев придавал наблюдению за состоянием здоровья учащихся и резко выступал против антигигиенических условий шкальных занятий. С чувством горечи Писарев писал: «Когда

мы смотрим на слабого, бледного, вялого и притуплённого юношу, иы имеем право сказать... вот дело рук наших, так как школа делает все наперекор детской природе и лишает детей даже чистого воздуха».

Одной из заслуг Писарева является пропаганда идей гигиены и их значения. В своей статье «Школа и жизнь», появившейся в 1865 г., он писал: «Известно, что лучшие из современных медиков... полагают, что... все усилия благоразумного человека должны направляться не к тому, чтобы чинить и конопатить свой организм, как утлую дырявую ладью, а к тому, чтобы устроить себе такой рациональный образ жизни, при котором организм как можно реже приходил бы в расстроенное положение и следовательно как можно реже нуждался бы в починке. Гигиена, или изучение тех условий, которые необходимы для сохранения здоровья, приобретает себе в настоящее время преобладающее значение в глазах каждого мыслящего и сведущего человека. Совершенное игнорирование гигиены с каждым годом становится менее возможным для всех разнообразнейших отраслей государственного хозяйства».'

Огромную роль в деле развития школьной гигиены в России сыграл Н. И. Пирогов (1810—1881). В его лице сочеталось образование врача с выдающимся призванием педагога. Будучи руководителем дела образования в Киевском и Одесском учебных округах, Пирогов еще в 50-х годах прошлого века вводил в систему учебно-воспитательной работы основы школьной гигиены. Он прозорливо утверждал, что «будущее принадлежит медицине профилактической». Пирогов выдвигал требование строго индивидуализировать приемы преподавания и воспитания и строить их в соответствии с психофизической природой детей. Он считал необходимым серьезно изучать психофизическое состояние ребенка и юноши и выдвигал перед учителями требование повседневной заботы о здоровье и физическом состоянии учащихся.

Уже в первой четверти XIX века в ряде гимназий имелись врачи. При Пирогове врачебное обслуживание средних учебных заведений было усилено. Пирогов считал, что школьный врач, особенно если он работает в закрытых учебных заведениях, должен быть врачом-педаго-гом. В своей статье «О врачах-педагогах» Пирогов писал: «Я думаю, что никто не имеет столько прав на занятие педагогических должностей в закрытых заведениях, как врачи... Врач при закрытом заведении мог бы в одно и то же время быть с пользою и надзирателем за нравственною стороною учащихся, и преподавателем энциклопедии медицинских наук (фактически гигиены — С. С.) в высших классах, и врачом гимназической больницы».

Н. И. Пирогов, являясь одновременно врачом и педагогом, глубоко вникал в сущность учебно-воспитательной работы. Особая его заслуга заключается в том, что он тесно связывал школьную гигиену с педагогическим процессом, в широком понимании этого слова, с целью рационального разрешения основных вопросов организации и проведения учебно-воспитательной работы среди детей, подростков и молодежи.

Огромное значение в деле обучения и воспитания детей придавал физиологии и гигиене великий русский педагог К. Д. Ушинский (1824—1870). Он писал: «Мы уверены, что воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных».

Особую роль придавал К. Д. Ушинский влиянию гигиенических факторов на психическую деятельность. Ушинский писал по этому поводу следующее: «Чем свежее здоровье, чем благоприятнее отношения организма к внешнему миру, чем быстрее и нормальнее действуют жизненные функции, тем благоприятнее с этой стороны настроение к развитию чувства радости... Всякому известно, сколько способствует прекраще-

нию печального настроения духа телесное движение, и особенно движение на свежем воздухе, при солнечном сиянии».

Весьма высоко оценивал К. Д. Ушинский гимнастику. О ней он писал так: «Гимнастика, как система произвольных движений, направленных к целесообразному изменению физического организма, только еще начинается, и трудно видеть пределы ее возможности, ее влияния не только на укрепление тела и развитие тех или других его органов, но и на предупреждение болезней и даже излечение их. 'Мы думаем, что не далеко время, когда гимнастика окажется могущественным медицинским средством даже в глубоких внутренних болезнях».

Мы видим, что лучшие представители теории и практики в области педагогики ставили и в той или иной мере разрешали вопросы школьной гигиены. Но если на первых этапах своего развития вопросы школьной гигиены ставились в органической связи со всей педагогической работой, то в последующем периоде между гигиеной и требованиями теоретической педагогики получился большой разрыв. В школах для детей господствующих классов наблюдался рост гигиенических требований, в то время как в школах для детей трудящихся эти требования почти не имели места.

С развитием в XIX столетии физиологии, физики, химии и микробиологии начали развиваться общая и школьная гигиена. Школьная гигиена в XIX веке получила научное обоснование, и разработка школь-но-гигиенических вопросов стала делом специалистов-гигиенистов. И в этом большая заслуга основателей научной гигиены в России А. П. Доброславина (1842—1889) и Ф. Ф. Эрисмана (1842—1915). Научные основы гигиены, заложенные ими, в дальнейшем многое дали для развития научной мысли и в области школьной гигиены.

А. П. Доброславин считал главными задачами гигиены «изучение законов прочного физиологического равновесия в организме, при различных условиях общественной деятельности и изучение наиболее выгодных условий сохранения и развития производительных сил организма». Доброславин говорил не только о гигиене физической деятельности человека, но еще в 1871 г. выдвигал необходимость физиолого-гигие-нического изучения его психической деятельности и тесно связывал этот вопрос с педагогикой. Доброславиным также проводились углубленные исследования в области гигиены питания детей и подростков, учащихся в закрытых учебных заведениях.

Особенно велики заслуги в области развития школьной гигиены Ф. Ф. Эрисмана. Еще в своем труде «Профессиональная гигиена умственного и физического труда» (1877) Ф. Ф. Эрисман уделил очень много внимания вопросам гигиены умственной работы детей и подростков. Эрисманом опубликовано много работ по школьной гигиене, в частности, по вопросам гигиены зрения учащихся, и разработана конструкция парты, которая принята в большинстве наших советских школ с некоторыми усовершенствованиями. Им же разработан проект образцовой классной комнаты.

Первый научный центр по школьной гигиене в России возник в стенах педагогического научного учреждения, а именно в Педагогическом музее военно-учебных заведений, при котором была создана школьно-гигиеническая комиссия, реорганизованная впоследствии в отдел. В ней с самого начала ее существования работали виднейшие гигиенисты — А. П. Доброславин, Ф. Ф. Эоисман, П. Ф. Лесгафт и др. Как известно, все эти деятели были тесно связаны с практикой обучения и воспитания детей, подростков и молодежи.

Большую услугу делу развития школьной гигиены в России оказал Н. П. Гундобин (1860—1908) —профессор педиатрии в Военно-медицинской академии, автор замечательного труда «Особенности детского возраста». Н. П. Гундобину принадлежит приоритет в области созда-

ния возрастной морфологии и физиологии, являющихся теоретической" основой школьной гигиены.

В 1905 г. при Министерстве народного просвещения была организована врачебно-санитарная часть во главе с профессором гигиены Г. В. Хлопиным. При ней была создана школьно-гигиеническая лаборатория. К этому времени школьная гигиена неизменно была представлена в качестве самостоятельного раздела гигиенической науки на международных и всероссийских гигиенических и педагогических конгрессах, съездах и выставках.

В 1905 г. в Москве выходит в свет в виде приложения к журналу «Вестник воспитания» капитальное руководство по школьной гигиене известного школьно-санитарного врача Д. Д. Бекарюкова, переизданное л 1914 г.

Мы привели лишь основные, наиболее существенные моменты из истории школьной гигиены. Однако все эти исследования и научная разработка школьно-гигиенических вопросов в условиях царской России имели весьма ограниченное применение в практике народной школы. Требования школьной гигиены проводились в жизнь лишь в привилегированных учебных заведениях, где учились дети имущих классов — в кадетских корпусах, лицеях, «институтах благородных девиц», коммерческих училищах и др.; в меньшей мере они применялись в казенных гимназиях и реальных училищах и почти совершенно не проникали в начальные школы. Сельские земские и особенно церковно-приходские школы, а также большинство городских училищ далеко не удовлетворяли элементарным требованиям школьной гигиены.

Для школьной гигиены капиталистических стран типично то, что ее требования хотя и декларируются, но не проводятся в жизнь в школах, где учатся дети трудящихся, или же преследуют узкую цель ограждения имущих классов от эпидемий. В лучшем случае школьная гигиена в капиталистических странах ограничивает свою компетенцию лишь рамками самой школы и оставляет в стороне условия жизни детей, подростков и молодежи вне школы, в семье, во внешкольных учреждениях.

До Великой Октябрьской социалистической революции и в нашей стране школьной гигиены как особой отрасли государственной охраны здоровья детей, подростков и молодежи и как системы широких профилактических мероприятий, направленных к оздоровлению подрастающего поколения, не было и не могло быть.

Только в СССР, стране победившего социализма, охрана и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи, без каких бы то ни было ограничений, получила широкое развитие. Лишь в СССР школьная гигиена имеет все данные для своего дальнейшего научного развития и практического применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.