Научная статья на тему 'Предмет и задачи гигиены история возникновения и развития гигиены (избранные лекции по общей гигиене)'

Предмет и задачи гигиены история возникновения и развития гигиены (избранные лекции по общей гигиене) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
20633
1053
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИГИЕНА / САНИТАРИЯ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА / СРЕДА ОБИТАНИЯ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД / НАУЧНО-ЭКСПЕРИМЕН-ТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД / HYGIENE / SANITARY / PREVENTIVE MEDICINE / LIFE ENVIRONMENT / SURROUNDINGS / RESEARCH METHODS / EMPIRIC PERIOD / SCIENTIFIC AND EXPERIMENTAL PERIOD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыбкин Владимир Семенович

В лекции представлены материалы о становлении и развитии гигиены как профилактической медицинской науки от эмпирического до научно-экспериментального периодов. Приводятся основные сведения о работах выдающихся мыслителей античного мира, периодов рабовладельческого строя, феодализма, капитализма и ученых современного мира, чьи работы послужили основой создания гигиены, как самостоятельной медицинской науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT AND OBJECTIVES OF HYGIENE THE HISTORY OF ORIGIN AND DEVELOPMENT OF HYGIENE

the lecture presents the material concerning formation and development of hygiene as a preventive medical science from empirical till scientific and experimental periods. Principal information about the works of outstanding notionalists of ancient times, slave-owning system, feudalism, capitalism and modern world scientists are presented in the lecture. Their works served as a foundation for formation of hygiene as a independent medical science.

Текст научной работы на тему «Предмет и задачи гигиены история возникновения и развития гигиены (избранные лекции по общей гигиене)»

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 1 (17) 2011. с 98-102.

Методика

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ История возникновения и развития гигиены (Избранные лекции по общей гигиене)

Рыбкин В.С.

Астраханская государственная медицинская академия г. Астрахань, Бакинская ул., 121

Ключевые слова: гигиена, санитария, профилактическая медицина, среда обитания, окружающая среда, методы исследования, эмпирический период, научно-эксперимен-тальный период.

Аннотация: в лекции представлены материалы о становлении и развитии гигиены как профилактической медицинской науки от эмпирического до научно-экспериментального периодов. Приводятся основные сведения о работах выдающихся мыслителей античного мира, периодов рабовладельческого строя, феодализма, капитализма и ученых современного мира, чьи работы послужили основой создания гигиены, как самостоятельной медицинской науки.

SUBJECT AND OBJECTIVES OF HYGIENE THE HISTORY OF ORIGIN AND DEVELOPMENT OF HYGIENE

Rybkin W. S.

Key words: hygiene, sanitary, preventive medicine, life environment, surroundings, research methods, empiric period, scientific and experimental period.

Annotation: the lecture presents the material concerning formation and development of hygiene as a preventive medical science from empirical till scientific and experimental periods. Principal information about the works of outstanding notionalists of ancient times, slave-owning system, feudalism, capitalism and modern world scientists are presented in the lecture. Their works served as a foundation for formation of hygiene as a independent medical science.

В сегодняшнем понимании гигиена - самостоятельная фундаментальная медицинская наука, изучающая действие разнообразных факторов окружающей среды и социальной деятельности на организм человека и разрабатывающая мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний, сохранение здоровья и продление жизни.

Объектом изучения гигиены является человек. Предметом исследования является организм человека в его непрерывной и неразрывной связи с окружающей средой.

Целью гигиенической науки является изучение особенностей окружающей среды, разработка гигиенических нормативов, требований и профилактических мероприятий, реализация которых обеспечит оптимальные условия жизни и труда человека, снизит заболеваемость и смертность, повысит их работоспособность и увеличит время жизни.

Для реализации поставленной цели гигиеническая наука ставит и решает следующие задачи:

• Изучение факторов окружающей среды;

• Исследование их влияния на организм человека;

• Разработка количественных нормативов, регламентов, уровней загрязнений и профилактических мероприятий, направленных на предупреждение неблагоприятных воздействий этих факторов на организм.

Г игиена является фундаментальной медицинской наукой и тесно связана со всеми теоретическими, клиническими направлениями медицины.

Правильная диагностика, лечение и профилактика заболеваний, связанных с воздействием факторов окружающей среды, требуют от практического врача знаний основ гигиенической диагностики и клинической картины известных экологически обусловленных заболеваний. При наличии симптомов, синдромов, позволяющих заподозрить влияние факторов окружающей среды, врач в процессе сбора анамнеза должен обратить внимание на все возможные факторы риска, например контакты с вредными факторами (химические вещества, ионизирующее излучение, шум, вибрация, перепады температур и пр.)

как в производственных условиях, так и в быту (расположенные вблизи вредных предприятий дома, качество питьевой воды, состояние здоровья лиц, проживающих в одной квартире, отделка квартиры, наличие домашних животных и пр.).

В процессе своей жизнедеятельности человек постоянно подвергается положительному и отрицательному воздействию множества факторов окружающей среды. Строго говоря, в гигиене выделяют среду обитания и среду окружающую (по Е.И. Гончарук и др.. 1999):

• Среда обитания - комплекс взаимосвязанных абиотических и биотических факторов, находящихся вне организма и определяющих его жизнедеятельность;

• Среда окружающая - среда обитания и производственная деятельность человека; включает условия труда, быта, отдыха и питания.

Говоря о факторах среды обитания, обычно имеют в виду следующие:

1.Физические факторы: температура, влажность, скорость движения воздуха звук, давление и др;

2.Химические факторы (их сейчас известно более 10 млн) - это все соединения, входящие в состав воздуха, воды, почвы, пищи и пр.;

3.Биологические - бактерии, вирусы, риккетсии, простейшие, гельминты, грибы, которые проникая в организм человека могут вызвать заболевание, отравление, токсикоз;

4.Механические - машины, станки, оборудование, окружающие нас в быту, на производстве;

5.Социальные - психогенные факторы, вызывающие через слово, речь, письмо сильнейшие эмоциональные раздражения.

Г игиена - тесно связана с САНИТАРИЕЙ - (от латинского БапйагшБ- способствующий здоровью и от БапкаБ - здоровье) - совокупность практических мероприятий, направленных на осуществление гигиенических нормативов и требований, чем в настоящее время занимается санитарно-эпидемиологическая служба.

Профилактическая медицина имеет глобальное значение и несет предупредительный характер. Профилактику нарушений состояния здоровья человека можно осуществлять различными путями.

Первичная (радикальная) профилактика - направлена на ликвидацию причин, порождающих снижение здоровья, на стимуляцию и активацию факторов, способных сохранить и укрепить здоровье.

Вторичная профилактика - направлена на раннюю диагностику и своевременное лечение возникающих заболеваний на начальной, преморбидной стадии его развития и предупреждения прогрессирования болезни и ее последствий и проводится среди заболевших людей. Она включает в себя такие паллиативные мероприятия, как повышение резистентности организма, применение средств индивидуальной защиты и пр.

Третичная профилактика (реабилитация, диспансеризация) - это комплекс мер по предотвращению осложнений уже развившегося заболевания. К сожалению, это - наиболее распространенный в практической медицине и наименее эффективный путь, поскольку он направлен прежде всего на оздоровление окружающей среды и образа жизни, что всегда связано с большими и зачастую не всегда реализуемыми мероприятиями.

Гигиена использует множество разнообразных методов, среди которых:

1. Эпидемиологический (изучение здоровья населения);

2. Санитарного обследования (санитарно-топографического, санитарно-технического, санитарно-эпидемиологического);

3. Гигиенического эксперимента (натурного и лабораторного);

4. Санитарной экспертизы;

5. Санитарного просвещения (гигиенического воспитания и обучения населения).

Гигиена включает в себя ряд самостоятельных профильных отраслей:

1. Гигиена труда - улучшение труда на производстве, предупреждение развития профессиональных заболеваний;

2. Коммунальная гигиена - охрана окружающей среды, улучшение условий жизни и быта населения;

3. Гигиена детей и подростков - полноценное развитие и воспитание молодого поколения:

4. Гигиена питания - изучает и разрабатывает проблемы рационального питания;

5. Радиационная гигиена - предотвращение неблагоприятных влияний радиоактивных излучений на человека;

6. Военная гигиена - гигиенические аспекты обеспечение боеспособности армии.

Объективному пониманию задач, стоящих перед гигиеной на современном этапе её развития,

помогает история становления и развития этой науки.

Гигиена возникла в далеком прошлом из накопившихся в народной предупредительной медицине обычаев, навыков, помогавших народностям выжить в условиях неблагоприятного воздействия окружающей среды.

У сына бога солнца Апполона родился сын Асклепий (Эскулап), который от рождения был слабым и больным ребенком. Чтобы укрепить его здоровье Апполон поместил его в солнечную долину в окружении врачей. Они не только вылечили его, но и передали ему все врачебные премудрости. И он стал сам искусно лечить жителей этой долины. В этом ему помогали его дети - сыновья Махаон и Подалирий, исцелившие героев Троянской войны, и дочери - Гигиея («здоровье»), Иасо («лечение») и Панацея («исцеление»). И вот от имени одной из дочерей Эскулапа (Гигиея) - и возникло название науки гигиена - приносящее здоровье.

В древние времена - до 1 тыс. лет до новой эры - использовались различные профилактические предписания, основанные на наблюдениях людей, их житейском опыте - период эмпирической гигиены.

Ведущими элементами её явились выработанные рекомендации ограничительного характера, направленные на условия размещения жилища в той или иной местности, употреблении определенных растений и запреты на прием в пищу опасных растений, правила употребления воды, избегая последствий возможного неблагоприятного воздействия.

Уже в рабовладельческом обществе эмпирическая гигиена получает дальнейшее развитие, особенно в странах Древнего Востока. Огромное влияние на становление гигиены в этот период оказывают различные религиозные предписания, которые безусловно содержали много разумного для профилактики. Кроме того, уже в законодательных документах Ассиро-Вавилонского государства (3-4 тыс. лет тому назад) содержались записи медицинского характера, относящиеся к личной и общественной гигиене, изоляции заразных больных. В городах этого государства (Вавилон, Ниневия) улицы были обустроены мостовыми, имелись водопроводно-канализационные сооружения из глиняных труб.

В античной Греции и Древнем Риме гигиенические знания получили дальнейшее развитие, особенно в период расцвета культуры, материалистических взглядов древнегреческих философов -Аристотеля, Демокрита и др., которые прямо указывали на динамическую связь здоровья человека и среды обитания. Демокриту принадлежит известные крылатые выражения - гигиена - друг здоровья; и высказывание о том, что болезнь легче предупредить, чем лечить. В этот период здесь появляются и первые медицинские труды, которые на долгие годы оказывали огромное влияние на становление профилактического мышления в медицине. Это - выдающиеся труды гениального врача - мыслителя Гиппократа - трактаты «О воздухе, водах и местностях», «О здоровом образе жизни», в которых содержатся материалистические суждения о связи здоровья человека с факторами среды обитания, основанные не на религиозных или административных предписаниях, а на основе специальных медицинских наблюдений и обобщений. Гиппократ выделял две группы факторов, влияющих на здоровье человека:

1. - общие - климатические особенности, состояние почвы, воды;

2. - индивидуальные - характер питания, образа жизни, поведения, наследственности.

В Древней Греции была широко распространена система гигиенических мероприятий, в которых особое внимание уделялось физической культуре, личной гигиене, здоровому образу жизни. Уже в Древней Греции уделяли особое внимание проведению санитарного надзора за качеством продающихся пищевых продуктов, напитков, размещением и строительством зданий. В городах сооружались водопроводы, строились канализационные системы.

В Древнем Риме впервые были созданы санитарно-технические сооружения и осуществлены мероприятия по общественной санитарии. И сейчас знаменитые римские водопроводы и канализационные сооружения, построенные в 600-е годы до н.э. поражают воображение как масштабом сооружений, так и инженерным искусством. Водопроводы (их было более 30) обеспечивали подачу в город питьевой горной воды порядка 500 - 600 литров на человека. Сточные воды города собирались в большой канализационный коллектор шириной в 4 м и высотой в 5 м, а затем спускались в Тибр.

В период до 15 века н.э. (средние века) центр медицинской науки переместился в страны Востока, где одним из выдающихся просветителей был Авиценна (980-1037 гг н.э.). В его пятитомном «Каноне врачебной науки» много глав, посвященных гигиене: «О хорошем воздухе», «О качестве воды», «О сохранении здоровья». Авиценна считал, что окружающая природная среда, климатические особенности, состояние воздуха, питание, личная гигиена, воспитание и уход за ребенком - составляющие здоровья. Его гениальная догадка о возможности распространения некоторых болезней через воздух и воду реализовывалась настоятельной рекомендацией проветривать жилища, пить кипяченую или фильтрованную воду.

XV- XVI века ознаменовались зарождением капиталистического способа производства, что повлекло за собой развитие наук и искусств, в том числе и современного естествознания. Медицина, преодолевая религиозные, схоластические представления о болезни и ее причинах, о функции и строении организма, становится на научный путь развития. Врач и химик Парацельс (1493-1541) изучает болезни обмена веществ, профессиональные заболевания горнорабочих, ранения и вопросы медицинской химии.

Венецианский врач и писатель Джироламо Фракасторо (1478-1553) обобщает наблюдения над путями распространения инфекций и пишет трактат «О заразных болезнях» (1546). В своей основной

работе "О контагии, о контагиозных болезнях и лечении" он предположил, что эпидемии вызываются крошечными частицами ("семенами"), переносимыми от больного через прямой, непрямой (или даже зрительный) контакт.

Врач Бернардино Раммацини (1633-1714) - трактат о болезнях, обусловленных профессиями людей (1700). Прусский пастор Зюссмилых в 1742 г. выпустил свой «Божественный порядок в изменениях человеческого рода», положивший начало медико-санитарной статистике и демографии.

В 1788 году выходит первое капитальное шеститомное сочинение по всем вопросам общественной гигиены Петера Франка (1745-1821) «Полная система медицинской полиции», а в 1796 году -«Макробиотика» Х.В. Гуфеланда - по всем вопросам личной гигиены. В этих двух книгах подводится итог эмпирическому, созерцательному периоду развития гигиены, основанному на житейском опыте.

Дальнейший прогресс науки, общественной жизни и культуры выдвинул новые задачи перед гигиенической наукой и практикой. Для их решения потребовались научно обоснованные положения, базирующиеся на точных исследованиях и эксперименте.

Первыми крупными сочинениями, отвечающими этим требованиям, было руководство по гигиене Мишеля Леви, вышедшее в 1844 году в Париже, и руководство по экспериментальной гигиене английского врача Э.Паркса (1819-1876), опубликованное в 1854 году в Лондоне.

Дальнейшее развитие экспериментальное направление получило в трудах и практической деятельности выдающегося ученого Макса Петтенкофера (1818-1901) и созданной им школы гигиенистов.

Большую роль в формировании научно-экспериментальной гигиены сыграл известный немецкий ученый М. Петтенкофер (1818 -1901) и его ученики. М. Петтенкофер - врач по образованию, ученик химика Либиха. В 1865 г в Мюнхенском университете он создал первую кафедру гигиены, а затем -гигиенический институт. Основная его заслуга - разработка и внедрение в гигиену объективных методов (физический, химический) исследований факторов окружающей среды с целью их гигиенической оценки.

Он разработал локалистическую теорию возникновения инфекционных болезней и эпидемий, доказал значение гигиенических мероприятий в благоустройстве городов, удаления нечистот, очистки и осушении мест для предупреждения инфекционных заболеваний. Он по праву является основоположником научной гигиены.

К этому времени относится деятельность таких крупных ученых микробиологов, физиологов и гигиенистов, как Луи Пастер (1822 - 1895), Роберт Кох (1843-1910), Карл Фойт (1831 - 1908), Уилбур Этуотер (1844 - 1907). Макс Рубнер (1854 - 1932) и другие. Их открытия в области микробиологии (Л. Пастер, Р. Кох), исследования качественной и количественной стороны питания, нормирования калорийности пищи (К. Фойт), энергетического обмена и преобразования питательных веществ ( У. Этуотер, М. Рубнер) заложили научную основу гигиены как профилактической медицинской дисциплины.

В России петровская эпоха способствовала развитию санитарной культуры. Русская армия стала одной из лучших в Европе не только благодаря своей растущей боевой мощи, но и благодаря войсковой санитарии, обеспечивающей медицинское благополучие. При этом лично Петр 1 не только руководил проведением санитарных мероприятий, но и сам готовил, писал наставления о предохранении войск от болезней, глубоко понимая смысл необходимых мероприятий. Он лично готовил указы для генерал-полицмейстера Санкт-Петербурга, в которых предлагал обеспечивать чистоту улиц, рынков, следить за выпуском стоков, торговлей пищевыми продуктами. Благодаря его указам торгующим съестными припасами надлежало быть в белом мундире и наблюдать во всем чистоту.

Исключительно важную роль в развитии гигиены сыграли труды М.В. Ломоносова, которые положили начало развития гигиены труда и отдыха рабочих рудокопов, заложили основы школьной гигиены.

Д.С. Самойлович (1744-1805) разработал карантинные мероприятия при чуме, создал первые эпидемиологические постулаты при чуме, которые помогали бороться с этим страшным бичом человечества.

Важнейшую роль в развитии и выделении гигиены в самостоятельную науку сыграл М.Я. Мудров (1776-1831), который разработал целостную систему гигиенических мероприятий по предупреждению болезней. В своих лекциях и трудах Мудров с исключительной глубиной представил задачи гигиены вообще и военной гигиены в особенности. Определяя понятие гигиенической науки, он указывал, что эта наука должна строиться на началах физиологии, химии, физики, тем самым определяя главенствующую роль в формированни здоровья факторам внешней среды, влияющих на процессы в организме.

Большое внимание вопросам профилактики и гигиены уделяли корифеи нашей отечественной медицины: Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, А.А. Остроумов и др. Так, огромную роль в дальнейшем развитии военной и школьной гигиены сыграли труды Н.И. Пирогова - горячего и убежденного сторонника профилактической медицины, считавшего, что «будущее принадлежит предохранительной медицине»!

Во второй половине 19-го века отечественная гигиеническая наука стала развиваться как экспериментальная наука благодаря крупным успехам русского естествознания. Гигиеническая наука в этот период возглавлялась такими известными учеными, как А.П. Доброславин и Ф.Ф. Эрисман.

Алексей Петрович Доброславин (1842-1889) - первый русский профессор, возглавивший самостоятельную кафедру гигиены в военно-медицинской академии Петербурга. Его кипучая деятельность касалась самых различных аспектов гигиены - он работал над созданием канализации в Питербурге; деятельно участвовал в разрешении многих вопросов военной и школьной гигиены; являлся организатором земской санитарии. Наибольшее внимание Доброславин уделял гигиене питания: по его инициативе в Петербурге была организована аналитическая станция для исследования пищевых продуктов.

Федор Федорович Эрисман (1842-1915), являясь уроженцем Швейцарии, переехал в Петербург в 27 лет и сформировался как ученый и гигиенист в России и в ней он видел свою вторую родину. Являясь исходно врачом-окулистом, он исследовал причины развития близорукости у школьников и вскоре полностью занялся вопросами гигиены.

Через 10 лет пребывания в России он переехал в Москву, где занял должность профессора кафедры гигиены на медфакультете университета. Одновременно стал работать санитарным врачом, изучая особенности труда, быта рабочих. Эта работа помогла завершить обширнейшее санитарно-экономическое обследование фабричных заведений Московской губернии.

Почти все разделы гигиенической науки обогащены исследованиями Эрисмана и его школы. Им издано 3-х томное руководство по гигиене, книги по профессиональной гигиене. В 1896 г за ходатайство о смягчении участи студентов, участвовавших в студенческих беспорядках, царское правительство выслало его из России, что явилось для него трагедией, так он любил свою деятельность в Москве, так он полюбил Россию.

Нельзя не сказать несколько слов о крупнейшем гигиенисте Григории Витальевиче Хлопине (18631929), - великолепнейшем гигиенисте-экспериментаторе, написавшим ценнейшее 4-х томное руководство по гигиеническим исследованиям. Хлопин провел ряд законопроектов, касающихся школьно-санитарного надзора, санитарной охраны воздуха, воды и почвы населенных пунктов, обеспечения качественными пищевыми продуктами, благоустройства курортных мест.

После Октябрьской революции уже в сентябре 1922 года Декретом о санитарных органах законодательно были сформулированы основные положения о санитарной службе, определены ее права и обязанности.

Будучи наркомом здравоохранения РФ, сделал много для разрешения гигиенических проблем Николай Александрович Семашко (1874-1949). Ему принадлежит заслуга в законодательном оформлении мероприятий по водоснабжению и канализации городов, их санитарной очистке, формированию зон санитарной охраны водопроводов, хлорированию воды, спуску промышленных стоков. Он - автор многих трудов по школьной гигиене и физическому воспитанию.

Огромный вклад в развитие отечественной гигиены внес Зиновий Петрович Соловьев (1876-1928) -многолетний руководитель Военно-санитарной службы Советской Армии. Выдающийся гигиенист, он много сделал для гигиенического обеспечения армии в отношении норм питания, обмундирования, строительства казарменного размещения войск.

Успехи санитарно-эпидемиологической службы в этот период связаны с деятельностью Алексея Николаевича Сысина (1879-1956) - первого начальника санэпидотдела Наркомздрава РФ, профессора 1-го Московского мединститута. Он основал и стал первым директором Института общей и коммунальной гигиены АМН СССР. Он - автор двух учебников по общей и коммунальной гигиене.

К числу видных гигиенистов нашей страны можно отнести Алексея Никитича Марзеева (18831956) - всю свою жизнь посвятившего делу охране народного здоровья. В 1922 г на съезде санитарных врачей А.Н. Марзеев выдвинул идею организации санитарно-эпидемиологических станций (СЭС) как основного органа санэпидслужбы.

Огромная роль в разработке советского законодательства по охране труда принадлежит Сергею Ильичу Каплуну (1897-1943). Под его руководством разработаны «Кодекс законов о труде», по его инициативе и его участии был организован Научно-исследовательский институт охраны труда, директором которого он оставался многие годы. Он организовал первую кафедру гигиены труда и подготовил капитальное руководство по этой дисциплине.

Таким образом, гигиена как отрасль медицины прошла долгий путь становления и развития пока не сформировалась как самостоятельная профилактическая дисциплина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.