казать, как органы здравоохранения выполняют задания, поставленные перед ними планом послевоенной пятилетки.
К сожалению, очень часто на годовые статистические отчеты смотрят как на дело, касающееся только статистических работников аппаратов областных отделов и министерств здравоохранения. Это в корне неверный взгляд. В нем-то и заложены предпосылки опасности отрыва санитарной статистики от дела здравоохранения.
Министр здравоохранения СССР в своих приказах требует, чтобы кафедры организации здравоохранения, отделы статистики научных институтов и научно-методические бюро санитарной статистики были привлечены к работе над составлением и анализом годовых отчетов.
Последняя группа вопросов, на которых надо остановиться, — это организационные вопросы. На первое место, конечно, следует поставить вопросы о кадрах. Кадры работников медицинской и санитарной статистики укрепились благодаря тому, что ряд работников вернулся из армии, но этого недостаточно. Над улучшением и повышением квалификации санитарно-статистических кадров органов здравоохранения нужно работать систематически.
Министерством здравоохранения СССР издан приказ об укомплектовании всех должностей санитарных статистиков и о назначении на эти должности преимущественно медицинских работников. Намечено персональное утверждение санитарных статистиков, работающих в аппарате органов здравоохранения.
Подготовка кадров областных работников по санитарной статистике проводится в ЦИУ в Москве. Для подготовки и усовершенствования районных и городских санитарных статистиков следует использовать кафедры здравоохранения медицинских институтов и институтов усовершенствования врачей.
В реализации плана новой пятилетки здравоохранения санитарная статистика занимает важное и видное место. Работники санитарной статистики должны быть в первых рядах организаторов здравоохранения, ведущих борьбу за выполнение этого плана,и обязаны обеспечить развитие санитарно-статистической науки и практики в направлении надлежащего содействия делу оздоровления населения нашей первой в мире социалистической страны.
Проф. С. Е. СОВЕТОВ
Основные задачи школьной гигиены применительно к суворовским и нахимовским
училищам
Из Института школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР
Развитие школьной гигиены как науки об охране и укреплении здо-ропья подрастающего поколения неразрывно связано в нашей стране с всенноучебными заведениями (кадетскими корпусами), в которых наиболее широко и глубоко внедрялись основы гигиены детства еще в XVIII и особенно в XIX столетии. Еще в «Уставе Шляхетного кадетского корпуса», составленном в 1764 г. И. И. Бецким, нашли отражение начальные основания гигиены детства (медицинские осмотры, организация лазарета, гигиеническое оформление земельного участка и т. п.). Изучение физического развития школьников в России впервые было начато в военно-учебных заведениях в 1836 г. Первый научный
•центр по школьной гигиене в России возник в Педагогическом музее военно-учебных заведений, при котором в 1875 г. был создан огдел школьной гигиены. В этом отделе школьной гигиены работали такие видные гигиенисты, как А. П. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман, Вирениус и др. Следует отметить, что упомянутый отдел школьной гигиены занимался не только вопросами гигиены школьного здания и оборудования, но и вопросами гигиены учебно-воспитательной работы. Этот же отдел ведал вопросами физического воспитания (П. Ф. Лесгафт). Экспериментальное изучение утомления не только в России, но и во всем мире впервые было осуществлено также в отделе школьной гигиены (Сикорский). Таким образом, русские военно-учебные заведения стали проводниками идей школьной гигиены.
Говоря о задачах школьной гигиены применительно к суворовским и нахимовским училищам, необходимо изучить опыт военно-учебных заведений в этом направлении и учесть его в настоящее время. Военно-учебные заведения и в первую очередь суворовские и нахимовские училища представляют весьма благоприятную почву для проведения научно-исследовательской работы по школьной гигиене и для внедрения практических санитарно-гигиенических мероприятий в среду учащихся. Этому благоприятствует интернатное пребывание учащихся в течение ряда лет в одном и том же училище и хорошие материальные условия, в которые поставлены суворовские и нахимовские училища. В этих училищах имеются достаточные кадры врачей, правда, в своем большинстве не имеющих пока необходимой подготовки в области школьной гигиены.
Работа по школьной гигиене применительно к суворовским и нахимовским училищам должна в основном сводиться к следующему:
а) Использование современных данных школьной гигиены в повседневной работе суворовских и нахимовских училищ в части санитарного благоустройства их (здание, участок, оборудование и т. п.), ги-тиены педагогического процесса (гигиеническое построение учебного года, учебного дня, урока, борьба с утомлением и переутомлением •учащихся, гигиена учебной работы по физкультуре и т. п.), гигиены детского питания, профилактики детских болезней, гигиенического воспитания и гигиенической подготовки учительства и др.
б) Исследование и разработка специфических вопросов гигиены суворовских и нахимовских училищ, еще не разрешенных школьной гигиеной. При проведении этих исследований необходимо исходить, с одной стороны, из данных школьной гигиены и, с другой — из специфических условий жизни детей (их учения, внешкольных занятий, лагерного пребывания, плаваний и т. п.).
в) Научно-методическое вооружение в области школьной гигиены врачей суворовских и нахимовских училищ, офицеров-воспитателей и преподавателей путем курсовых и иных мероприятий и издания литературы по школьной гигиене для этих категорий работников.
г) Организационно-методическое обеспечение внедрения школьной гигиены в практику суворовских и нахимовских училищ и контроль в этой области.
Исследование и разработка специфических вопросов суворовских и нахимовских училищ прежде всего должны включать вопросы санитарного благоустройства этих училищ. Здания и земельные участки суворовских и нахимовских училищ не могут быть идентичными со зданиями средних школ Министерства просвещения, поскольку организация учения и всей жизни в этих училищах имеет значительные отличия. Гигиенические нормативы зданий и земельных участков этих училищ еще полностью не разработаны и не установлены. В литературе сведения ло этому вопросу весьма ограничены. В капитальном многотомном труде по военной гигиене Гофмана, Бишова и др. имеется лишь не-
большой раздел о зданиях и помещениях немецких кадетских корпусов. В двухтомном руководстве по военной гигиене Лаверана о гигиеие учащихся в кадетских корпусах ничего не говорится. В равной мере и. в советском руководстве по военной гигиене проф. Ф. Г. Кроткова также ничего не упоминается о гигиенических требованиях к учебным заведениям, готовящим офицеров.
В отношении разработки вопроса строительства зданий суворовских училищ имеются отдельные попытки. Так, Институт гражданских сооружений Академии архитектуры провел работу по проектированию здания суворовского училища, но эта работа еще не получила гигиенического анализа и оценки. Институт школьной гигиены уже начал работу в этом направлении, в частности, в связи с обращением к нему Управления военно-учебных заведений Министерства внутренних дел. Старший научный сотрудник института О. В. Флеров уже разработал гигиенические нормативы строительства зданий суворовских училищ. Эти нормативы могут быть использованы и при разработке гигиенических нормативов зданий нахимовских училищ. Какие вопросы должны быть разрешены в данном направлении? Это прежде всего местоположение училища, выбор и размеры земельного участка, его планировка и установление его элементов, тип здания или комплекса зданий (учебный корпус, спальни, квартиры для офицеров-воспитателей, подсобные службы, лазарет, баня, прачечная и т. п.), набор помещений, их размеры и кубатура и пр. Так, например, в каждом суворовском и нахимовском училище обязателен оборудованный лазарет, одной из задач которого является профилактика инфекционных болезней; в нахимовском училище вполне закономерно требование устройства своего бассейна, ибо обучение плаванию в течение круглого года для будущих морских офицеров должно быть признано обязательным. При разработке гигиенических нормативов нахимовских училищ могут быть-также использованы нормы, разработанные Институтом школьной гигиены для училища памяти геров-учителей, погибших на фронтах Великой отечественной войны.
В равной мере необходима работа над оборудованием суворовских и нахимовских училищ в гигиеническом отношении. Если вопрос о партах более или менее разработан и Институт школьной гигиены имеет* уже новые усовершенствованные образцы их, то нельзя этого сказать-в отношении другого оборудования суворовских и нахимовских училищ — спален, военно-учебных кабинетов, гимнастических зал и иных спортивных сооружений и т. п. Все это оборудование, конечно, должно быть значительно более обширным по сравнению со средними школами Министерства просвещения и другими гражданскими учебными заведениями.
Еще более специфичны в суворовских и нахимовских училищах вопросы гигиены педагогического процесса в связи с тем, что учащиеся, наряду с обычными классными занятиями, проходят строевую и иную военную учебу, находятся полностью на интернатном положении, а в летнее время проходят специальные занятия в плавании (нахимовские училища) и в лагере (суворовские училища). Среди вопросов, подлежащих изучению в этом направлении, на первый план выдвигаются следующие: режим для учащихся в суворовских и нахимовских училищах для детей различных возрастов и в разное время года, в частности, в лагерях и в плавании, изучение вопросов утомления и предупреждение переутомления, гигиена отдельных видов занятий — строевых и других военных упражнений для детей отдельных возрастов, гигиеническое построение внеучебного быта учащихся, гигиена выходного дня в условиях училища, гигиена марша, гигиена отдельных видов морских упражнений в условиях пребывания в учебном плавании на корабле и т. п. В этом направлении не могут быть полностью исполь-
зованы данные военной и военно-морской гигиены, так как нельзя сравнивать детей разных возрастов, учащихся в этих училищах, со взрослыми бойцами. В связи с этим в области гигиены педагогического процесса в военно-учебных заведениях необходимо проведение ряда исследований.
Большой интерес и значение могут иметь исследования в области гигиены питания учащихся суворовских и нахимовских училищ. Эти исследования, помимо чисто практического значения для самих учащихся, имеют большое теоретическое значение для разрешения ряда вопросов детского питания вообще. Изучение суточной потребности детей различных возрастов в отдельных пищевых веществах, в частности, в витаминах, рацион питания, режим питания и т. п. имеют первостепенное значение. Проведению этих исследований благоприятствует интернатное пребывание детей. Кроме того, весьма существенно научно разработать вопросы питания детей во время лагерного пребывания, походов, плавания и др. Все эти вопросы ждут своих исследователей, тем более что они далеко не полностью разрешены в отношении детей, обучающихся в гражданских учебных заведениях, как младших, так и старших возрастов.
Вопросами школьной гигиены, подлежащими изучению применительно к суворовским и нахимовским училищам, являются вопросы физического развития и заболеваемости учащихся. Эти вопросы имеют свою большую историю в прошлом — в кадетских корпусах. В наших условиях в суворовских и нахимовских училищах, благодаря интернатному пребыванию детей, изучение этих вопросов важно не только с точки зрения контроля за санитарным состоянием детских контингентов, но с точки зрения изучения влияния отдельных режимных и иных моментов жизни учащихся на их физическое развитие и состояние здоровья. В тесной связи с этой работой должно стоять изучение влияния закаливания и отдельных его факторов на организм учащихся и особенно изучение средств повышения сопротивляемости растущего организма в отношении инфекции и различных неблагоприятных факторов. Это совершенно новая и еще не затронутая область школьной гигиены. Особое внимание следует также обратить на изучение влияния на организм детей отдельных видов физических упражнений и спорта. При этом надо стремиться изучать происходящие в процессе роста и развития организма изменения в отдельных органах и системах с тем, чтобы выявить возможные пути укрепления растущего организма в целом.
Одной из важнейших задач воспитания детей является гигиеническое воспитание. Этой работе уделяется сравнительно большое место в программах начальных и средних школ Министерства просвещения. В суворовских и нахимовских училищах эта работа должна иметь еще большее значение, так как будущий офицер Советской Армии и Флота должен быть образцовым в культурно-гигиеническом отношении. В гражданских учебных заведениях — в начальных и средних школах Министерства просвещения — в этом направлении удалось достигнуть определенных положительных результатов. Так, в программу начальной школы включены беседы по охране здоровья и проводится значительная работа по привитию детям санитарно-гигиенических навыков.
В учебных планах всех высших педагогических учебных заведений, готовящих преподавателей средних школ (учительские и педагогические институты), на всех факультетах преподается как обязательный предмет школьная гигиена. Вполне очевидно, что в суворовских и нахимовских училищах работу в области гигиенического воспитания и распространения гигиенических знаний среди учащихся можно и должно поставить как следует. Эта работа требует методического подхода. В военных средних школах она, конечно, получает некоторую специ-
3 Гигиена и саннтдрия, М 1
фикацию и значительно более широкие возможности по сравнению с гражданскими учебными заведениями, в связи с особенностями учебного плана и режима этих школ. Необходимо только, чтобы педагоги суворовских и нахимовских училищ были осведомлены в вопросах общей и школьной гигиены. При проведении работы в области гигиенического воспитания учащихся суворовских и нахимовских училищ целесообразно установить связь с местными домами санпросвета, используя их фонды наглядных пособий и пр.
Школьная гигиена может успешно развиваться лишь при условии, если она в своих исследованиях будет базироваться на возрастной морфологии, возрастной физиологии, в частности, физиологии высшей нервной деятельности и органов чувств, и возрастной биохимии. Исследования в этих областях наиболее успешно могут быть проводимы в суворовских и нахимовских училищах, поскольку, как это отмечено уже выше, учащиеся живут полностью на интернатном положении, и именно здесь могут быть учтены все факторы, влияющие на организм ребенка и подростка. Институт школьной гигиены в своей научно-исследовательской работе опирается на лаборатории возрастной морфологии, возрастной физиологии, физиологии высшей нервной деятельности и возрастной биохимии, являющиеся обязательными составными частями его структуры.
Мы наметили лишь основные вехи — пути, по которым должна развиваться научно-исследовательская работа по школьной гигиене применительно к суворовским и нахимовским училищам.
Вся работа по внедрению школьной гигиены в практику суворовских и нахимовских училищ может быть с успехом осуществлена лишь при; условии научно-исследовательского вооружения в этой области врачей училищ, офицеров-воспитателей и преподавателей. Это может быть осуществлено многообразными путями.
В учебных планах Военно-медицинской академии и Военно-морской медицинской академии отсутствует специальный предмет школьной гигиены. Даже в программах курса общей гигиены до сих пор нет раз^ дела по школьной гигиене. Конечно, далеко не все военные врачи, оканчивающие эти академии, будут работать в суворовских и нахимовских училищах, но каждому военному врачу приходится в процессе врачебного обслуживания семей офицеров сталкиваться с вопросами гигиены детей и подростков и казалось бы естественным в двух основных академиях—в Военно-морской медицинской академии и в Военно-медицинской академии им. Кирова — ввести курс школьной гигиены, обязательный для всех врачей, оканчивающих эти вузы. Но эти академии не только готовят молодых военных врачей, они осуществляют также усовершенствование военных врачей разных категорий и по отдельным специальностям. Тем более эти академии должны проводить курсы подготовки и усовершенствования врачей суворовских и нахимовских училищ в первую очередь по школьной гигиене. Кроме того, целесообразно практиковать прикомандирование к этим академиям отдельных врачей этих училищ для научного усовершенствования и подготовки диссертаций по школьной гигиене применительно к суворовским и нахимовским училищам. В связи со всем сказанным целесообразно в этих двух академиях создание кафедр школьной гигиены. Во всяком случае бесспорно необходимо включение в программу общей гигиены военно-медицинских академий раздела школьной гигиены. Это, конечно, полностью не решает поставленного выше вопроса, но является первым шагом в этом деле.
Но врач не может полностью заменить педагога. Педагог, будь то офицер-воспитатель или преподаватель того или иного предмета, должен проводить свою работу таким образом, чтобы она не только не вредила здоровью детей и подростков, но чтобы она всячески содей-
ствовала их физическому развитию и укреплению здоровья. Для этого каждый педагог суворовских и нахимовских училищ должен иметь основательную подготовку в области общей и школьной гигиены. В связи с этим необходимо введение в учебные планы учебных заведений, подготавливающих офицеров-воспитателей и преподавателей суворовских и нахимовских училищ, курса школьной гигиены. И это необходимо не только в отношении подготовки офицеров-воспитателей, ко и преподавателей отдельных предметов. И в первую очередь необходимо введение курса школьной гигиены в Военно-педагогическом институте, в котором преподавание школьной гигиены отсутствует.
Насколько нам известно, на курсах офицеров-воспитателей суворовских училищ, проведенных до сих пор, школьная гигиена преподавалась только на курсах, организованных Управлением военно-учебных заведений Министерства внутренних дел СССР. Между тем в прошлом на курсах офицеров-воспитателей, а также на курсах преподавателей кадетских корпусов школьная гигиена (лекции и практические занятия) занимала солидное место. На одни лишь практические занятия отводилось 38 часов.
Подготовка и усовершенствование офицеров-воспитателей и преподавателей суворовских и нахимовских училищ в области школьной гигиены могут осуществляться также путем проведения специальных семинаров и докладов на отдельные темы, организуемых как начальниками училищ на местах, так и в центре.
Одним из весьма действенных путей повышения гигиенической подготовки врачей, офицеров-воспитателей и преподавателей суворовских и нахимовских училищ является издание специальной литературы по школьной гигиене. В первую очередь необходимо создание капитального руководства по гигиене суворовских и нахимовских училищ для врачей и офицеров-воспитателей. Институт школьной гигиены намечает составление такого руководства. Создана авторская группа, в которой принимают участие как специалисты-гигиенисты и физиологи, так и специалисты в области военной гигиены.
Для успешности всей работы по внедрению гигиены во всю систему суворовских и нахимовских училищ необходимо организационно-методическое обеспечение всех санитарно-гигиенических мероприятий, а это возможно лишь при условии наличия четкого и квалифицированного руководства этой работой и контроля за нею.
Вполне очевидно, что в интересах охраны и укрепления здоровья воспитанников суворовских и нахимовских училищ целесообразно учредить в составе Главного военно-медицинского управления Министерства вооруженных сил должности главного школьного гигиениста, который и обеспечит квалифицированное руководство, консультацию и контроль в области школьной гигиены в суворовских и нахимовских училищах.