Научная статья на тему 'Социально-педагогическое проектирование результатов кадетского образования'

Социально-педагогическое проектирование результатов кадетского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА / МЕТОДИКА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ / CADET'S EDUCATION / GRADUATE STUDENT'S PORTRAIT / PRACTICE OF PEDAGOGICAL PLANNING / WAYS OF SOCIAL EXAMINATION OF EDUCATION RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конасова Н. Ю.

Статья посвящена проблемам кадетского образования и основана на материалах исследовательской, опытно-экспериментальной работы по проекту Фонда поддержки образования. Автор рассматривает особенности проектирования программ кадетского образования, характеризует их цели, планируемые образовательные результаты. В статье систематизированы подходы к проектированию портрета современного кадета, характеристики социальных и личностных результатов выпускников общеобразовательных учреждений военного профиля, описаны педагогические технологии их оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PEDAGOGICAL PLANNING OF CADETS EDUCATION RESULTS

The article is dedicated to the problems of education. It is based on research of materials of Fund of education support project. The author considers the features of developing programs of cadets education, describes their goals and expecting results. The article shows the ways of describing modern cadets portrait, social and personal successes of graduating students, shows technologies of evaluating students in military schools.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое проектирование результатов кадетского образования»

УДК 37.01 (075.8)

Н. Ю. Конасова

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена проблемам кадетского образования и основана на материалах исследовательской, опытно-экспериментальной работы по проекту Фонда поддержки образования. Автор рассматривает особенности проектирования программ кадетского образования, характеризует их цели, планируемые образовательные результаты. В статье систематизированы подходы к проектированию портрета современного кадета, характеристики социальных и личностных результатов выпускников общеобразовательных учреждений военного профиля, описаны педагогические технологии их оценивания.

Ключевые слова: кадетское образование, практика педагогического проектирования, портрет выпускника, методика общественной экспертизы социально-педагогических результатов.

К проблемам кадетского образования обращаются сегодня общественно-политические деятели, военные историки, ученые-исследователи, педагоги-практики. С реализацией программ кадетского образования связана деятельность суворовских и нахимовских училищ, кадетских корпусов, имеющих различную ведомственную принадлежность; кадетских классов в составе общеобразовательных школ.

Пути развития кадетского образования являются объектом дискуссий, участники которых занимают порой диаметрально противоположные позиции по вопросам автономизации, специальной стандартизации образовательных программ, определению условий обучения кадет (принципы набора учащихся, комплектование классов, обучение в учреждениях закрытого, интернатного типа, в профильных классах общеобразовательной школы). Несмотря на имеющиеся весьма существенные различия мнений исследователей, общественных деятелей, специалистов, большинство их феномен кадетского образования воспринимают как специально организованный целенаправленный процесс воспитания и обучения высокообразованной личности государственного служащего, в рамках которого военная специализация осмысляется как социально значимая часть службы государству.

Обращаясь к вопросам феноменологии различных видов образовательных программ, в том числе программ кадетского образования, практически все участники процесса его проектирования концентрируют внимание на чрезвычайной важности идеологической составляющей. «Идеологию кадетского образования можно выразить в виде формулы: Духовность. Общинность. Державность. Данные понятия, ассоциируясь с приоритетом духовности, отражают нравственную связь человека с обществом и государством» [1].

Самостоятельным и значимым направлением исследования проблем кадетского образования, по мнению автора статьи, является определение его

результативности. Данное направление исследования реализовано в рамках работы по проекту «Кадетское образование» Фонда поддержки образования (руководителем которого наряду с доктором педагогических наук, профессором И. В. Гришиной является автор статьи) начиная с 2007 г. по настоящее время.

В рамках работ по проекту осуществлено следующее:

- систематизированы методические разработки администрации, учителей, воспитателей, отражающие подходы к проектированию портрета кадета;

- апробированы методики общественной экспертизы социально-педагогических результатов учащихся, обучающихся в кадетских корпусах, суворовских и нахимовских училищах, школах с кадетскими классами.

Исследование педагогической практики оценки результатов кадетского образования в проекте осуществлялось средствами анкетирования администрации, педагогов, сотрудников кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ, школ с кадетскими классами, работающих в различных регионах России (Омская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Республика Татарстан, Тамбовская область и др.). Всего в анкетировании приняли участие 15 учреждений, в том числе кадетские корпуса, суворовские и нахимовские училища, общеобразовательные учреждения с кадетскими классами.

В ходе опроса изучались характеристики знаний, умений и навыков, составляющие «образовательный профиль современного кадета», показатели образованности выпускников общеобразовательных учреждений военного профиля.

Исследование не обнаружило существенных расхождений в теории и практике кадетского образования. Приоритет духовных, патриотических ценностей кадетского образования значим как для учреждений с явно выраженной военно-оборонной направленностью, так и для гражданских образо-

вательных учреждений - общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, в которых имеются кадетские классы. В то же время методический кругозор гражданских практиков кадетского образования по сравнению с коллегами военными характеризуется более выраженной профессиональной составляющей, что позволяет им как поддерживать идеалы кадетского образования, так и учитывать цели современного общего образования.

Примером интеграции целей общего и вариативного (кадетского) образования является образовательная программа кадетской школы № 82 (г. Набережные Челны). В программе в качестве основных задач кадетского образования выделяются формирование интеллектуальной, духовно-нравственной, гражданской культуры, культуры поведения и общения, труда, здорового образа жизни.

Характерной особенностью проектирования образовательных программ обучения кадет, являются и их целевые установки на элитарность кадетского образования, отражающиеся в ориентации на его высокое качество и конкурентоспособность, причем как в сфере академической, так и в сфере социальной успешности, общей цивилизованности (культуры). Показателен в этом отношении портрет выпускника НОУ «Москаленский лицей», обобщенная характеристика которого представлена ниже.

Портрет выпускника

1. Образованность:

- имеет высокий уровень подготовки по профильным предметам;

- интеллектуально развит;

- готов к обучению в высшем учебном заведении.

2. Социальная успешность:

- готов к самообразованию и саморазвитию.

- социально активен;

- владеет рефлексивной самоорганизацией;

- социально ответственен;

- проявляет толерантность.

3. Культура личности и ее ценности:

- знает свои гражданские права и умеет их реализовать;

- бережно относится к общечеловеческим ценностям;

- придерживается экологических норм поведения;

- обладает эстетическим вкусом;

- умеет общаться на бытовом уровне на одном из иностранных языков;

- имеет адекватную самооценку.

4. Физическое и психологическое здоровье:

- ведет здоровый образ жизни и пропагандирует его;

- систематически занимается физической культурой и спортом;

- владеет навыками защиты от стресса;

- умеет применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи.

При сравнении подходов к проектированию образовательных программ общеобразовательных учреждений с кадетскими классами и общеобразовательных учреждений военного профиля различной ведомственной принадлежности совершенно естественно различается степень детализации и объем навыков, связанных с подготовкой к военным профессиям. Так, например, педагоги Суворовского военного училища (г. Санкт-Петербург) помимо общепринятых показателей образованности включают в образовательный профиль кадета активные занятия спортом, умение ориентироваться на местности, хорошо стрелять, оказывать первую медицинскую помощь.

В то же время и для гражданских, и для военных практиков кадетского образования высокую значимость представляет духовная составляющая образования. Именно поэтому, предлагая формы оценки качества кадетского образования, наряду с предметными олимпиадами, различными соревнованиями физкультурной, оборонно-спортивной направленности, творческими конкурсами педагоги кадетских учреждений выделяют такую форму оценки результативности, как письменные работы (в форме эссе или исследования). В качестве функций письменной работы педагоги кадетских учреждений рассматривают изложение системы ценностей, нравственных позиций, а также проверку знаний исторического прошлого. Опрос Фонда поддержки образования, проведенный в рамках проекта «Кадетское образование», позволил составить представление об актуальных для педагогического персонала кадетских учреждений темах, к раскрытию которых должен быть готов выпускник-кадет. Наиболее показательные темы таких работ: «Кадетское движение от рождения до возрождения»; «Мое понимание нравственности»; «Я -патриот»; «Честь имею»; «Я и моя Родина»; «Помни имя свое»; «Святыни и символы российской державы»; «Быть офицером».

Проектированию процедур оценки социальнопедагогических результатов кадетского образования посвящена программа Фонда поддержки образования надпредметная олимпиада «Кадеты России».

Социально-педагогические результаты как новый вид образовательных результатов введены в орбиту педагогики компетентностным подходом, в рамках которого процесс образования сопряжен с развитием готовности к решению проблем различного класса (бытовых, социальных, личностных). В соответствии с уровнем и содержанием готовности выделяются и различные по содержанию компетентности:

- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

- компетентность в сфере гражданско-обще-ственной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);

- компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного быта и пр.);

- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.

В рамках компетентностного подхода российские исследователи в последние два десятилетия разработали целый ряд теорий, определяющих новые виды образовательных результатов, в том числе концепцию образованности [3], в рамках которой особо выделяются такие виды социально-педагогических результатов, как функциональная грамотность и общекультурная компетентность.

Функциональная грамотность включает набор компетентностей, обеспечивающих решение стандартных жизненных проблем (задач в сфере бытовой, гражданской, культурной жизни, решаемых по алгоритму принятых в обществе норм и правил).

Общекультурная компетентность охватывает комплекс знаний и умений, обусловливающих адаптацию в различных социальных группах. Проявляемый в ситуации диалога культур, который, по общему признанию, является наиболее значимой характеристикой современного мира, этот уровень образованности отражается в овладении выпускника школы языками коммуникации, которые обеспечивают его становление как субъекта взаимодействия с миром политики, науки, экономики, художественной культуры [4].

На концепцию образованности ориентируется и автор статьи, проектируя методики оценки социально-педагогических результатов, в том числе в формате надпредметной олимпиады [5].

Базовая модель программы оценки социальнопедагогических результатов - надпредметная олимпиада «Молодые петербуржцы» - была разработана автором статьи (совместно с доктором педагогических наук, профессором О. Е. Лебедевым) в рамках деятельности Общественного института развития школы (г. Санкт-Петербург) в 2000 г. Методика реализуется в практике работы института по настоящее время.

Олимпиада «Молодые петербуржцы» основана на технологии оценивания социально-педагогических результатов посредством организации деловых и имитационных игр, дебатов, демонстрации проектов. При проведении олимпиады используется технология общественной экспертизы. Специа-листами-экспертами в ней выступают наряду с учителями-предметниками сотрудники учреждений культуры, предприниматели, преподаватели вузов, представители органов государственного управления, в том числе родители, а также сами учащиеся. Программа, пусть и не в явном виде, работает на идею формирования и презентации ключевых компетентностей как социально-педагогических результатов деятельности школы, отраженных в умениях учащихся. Методика олимпиады «Молодые петербуржцы» была модифицирована автором статьи и использована при организации общественной экспертизы социально-педагогических результатов при проведении олимпиады «Царскосельский проект» (для школ Пушкинского района г. Санкт-Петербурга), региональной олимпиады «Кадеты России» (для учащихся кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ, школ с кадетскими классами). В каждом из вариантов была учтена специфика образовательной системы, актуальных проблем развития социума.

Региональная олимпиада «Кадеты России» включала конкурс проектов, дебаты на актуальные общественно-политические темы, а также презентацию учебных результатов.

Средствами проектной деятельности, а также через оценку освоения программ базового образования оценивалась функциональная грамотность кадет их ориентация в традициях кадетского образования.

Выбор тем проектов был связан с условиями формирования функциональной грамотности, преимущественно через ученический опыт, формируемый при обучении в учреждениях интернатного типа или школы полного дня.

На конкурс проектов были предложены следующие темы: «Организация досуга кадет»; «Организация учета достижений (портфолио кадета)»; «Книги, которые должен прочесть каждый кадет»; «Как подготовиться к поступлению в кадетский корпус?»; «Школьное и кадетское образование: сходства и различия. Чему обязательно надо научить кадет?»; «Как подготовить кадета к успешному несению воинской службы?»; «Чему и как могут научить кадеты своих сверстников из общеобразовательных школ?»; «Какие традиции прошлого должны быть сохранены в современных кадетских корпусах?».

Оценка освоения программ базового образования, реализованная через презентацию учебных достижений конкурса «Пятерка», предусматривала не только и не столько проверку школьных знаний,

сколько наличие умения оценить и проявить свои познавательные возможности. Участникам конкурса предстояло выполнить тестовые задания по 10 предметам инвариантного компонента учебного плана. Необходимо было выбрать задания, на которые участники олимпиады знали точные ответы. В данном случае проверялась функциональная грамотность по отношению к осознанию своих познавательных возможностей.

Средствами дебатов выявлялась общекультурная компетентность, сформированность ценностных ориентаций в социальной, политической, гражданских сферах.

Тематика дебатов:

1. Глобализация: за и против.

2. Демократия как политический режим: достоинства и недостатки.

3. Научно-технический прогресс - благо или зло?

4. Построение гражданского общества является утопией.

По итогам олимпиады «Кадеты России» были выявлены следующие социальные и личностные результаты.

Участник олимпиады (кадет, суворовец, нахимовец, ученик кадетского класса):

- знает наиболее значимые факты биографии писателей-классиков;

- имеет представление о значительных событиях военной истории России;

- представляет, по каким биологическим законам функционирует организм человека, как использовать законы биологии для составления здорового рациона;

- ориентируется в некоторых законах географии, в том числе определяющих расположение климатических поясов;

- может использовать свои математические знания для решения практических задач (например, определение процентных отношений);

- ориентируется в законах физической механики;

- знает химический состав воздуха, которым дышит;

- понимает, каким образом представляется информация в среде Интернет;

- понимает, к каким последствиям для человека могут привести природные катастрофы.

Кадеты, суворовцы, нахимовцы:

- ориентируются в базовых нормах русского языка;

- в исторических науках более уверенно чувствуют себя в проблематике, связанной с военной историей, менее уверенно - в вопросах государственного устройства, социально-политического развитии России;

- в области биологии лучше ориентируются в биологии человека, хуже - в биологии растений и животных;

- в области географии лучше ориентируются в климатических поясах, чем в распределении природных зон;

- в физике и химии учащиеся более уверены в знании законов, действие которых можно наблюдать в повседневной практике;

- в информатике выбираются вопросы, относящиеся к устройству компьютера, работе Интернета и не выбираются вопросы, связанные со знаковыми системами.

Характеристики, по которым различается подготовка кадет (дискуссия):

- уровень общекультурной осведомленности;

- способность предлагать нестандартные решения;

- сформированность дискуссионных умений (формулировать вопросы по теме дискуссии, отвечать на поставленные вопросы);

- речевая культура;

- владение командной тактикой (участие в обсуждении всех членов команды, ролевое распределение, взаимоподдержка).

Отметим достижения (проектная деятельность).

Все участники олимпиады «Кадеты России» показали высокий уровень владения технологией презентации проекта, способностью проводить исследования, обрабатывать и представлять полученные данные, представлять и обосновывать собственную позицию, использовать информационные технологии.

Исследование, посвященное проблемам социально-педагогического проектирования результатов кадетского образования как одного из видов общего образования, позволило сформулировать следующие обобщающие выводы: кадетское образование как элемент системы общего образования выполняет значимые социально-педагогические функции, создавая образовательную среду, ориентированную на формирование высокообразованной личности с развитыми нравственными, гражданскими идеалами.

Апробация методики надпредметной олимпиады, организованной в формате общественной экспертизы, позволила получить представление о социально-педагогических результатах кадетского образования. К основным результатам можно отнести формирование элементов социального ответственного поведения, отражающегося в наличии гражданской позиции, готовности к ее изложению при решении проблем социальной практики (организации образования, досуга и др.); способность к самооценке достигнутого образовательного уровня; наличие общекультурного кругозора, в том числе в личностно и профессионально значимых областях.

Список литературы

1. Новиков A. M. Развитие отечественного образования. Полемические размышления. М., 2005. С. 146.

2. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001. С. 50.

3. Образовательные результаты: сборник статей / под ред. О. Е. Лебедева. СПб., 1999. С. 111.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Конасова Н. Ю. Общественная экспертиза качества школьного образования: монография. СПб., 2009. С. 201.

5. Конасова Н. Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: учебно-методическое пособие. СПб., 2006. С. 110.

Конасова Н. Ю., кандидат педагогических наук, доцент.

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.

Ул. Ломоносова, 11-13, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Россия, 191002.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 27.01.2010.

N. Yu. Konasova

SOCIAL-PEDAGOGICAL PLANNING OF CADET’S EDUCATION RESULTS

The article is dedicated to the problems of education. It is based on research of materials of Fund of education support project. The author considers the features of developing programs of cadet’s education, describes their goals and expecting results. The article shows the ways of describing modern cadet’s portrait, social and personal successes of graduating students, shows technologies of evaluating students in military schools.

Key words: cadet’s education, practice of pedagogical planning, graduate student’s portrait, ways of social examination of education results.

Saint-Petersburg Teacher’s Education Academy.

Ul. Lomonosova, 11-13, Saint-Petersburg, Leningrad oblast, Russia, 191002.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.