Научная статья на тему 'Обучение в суворовских военных училищах МВД РФ как элемент непрерывного правоохранительного образования'

Обучение в суворовских военных училищах МВД РФ как элемент непрерывного правоохранительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1231
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗ МВД РФ / КАДЕТСКИЙ КОРПУС / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБУЧАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SUVOROV MILITARY SCHOOL / CONTINUOUS EDUCATION / UNIVERSITY OF MIA OF RUSSIA / CADET CORPS / EDUCATIONAL AND TRAINING IMPACT / LAW ORIENTED GENERAL EDUCATION INSTITUTIONS / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев Вячеслав Вениаминович

В статье поднимается вопрос содержания непрерывного правоохранительного образования сотрудников органов внутренних дел, места специализированных общеобразовательных учреждений правоохранительной направленности. С опорой на данные официального интернет-сайта МВД России раскрываются элементы системы образовательных организаций Министерства. Самостоятельным элементом данной системы являются суворовские военные училища и кадетский корпус МВД РФ. Наравне с данными образовательными учреждениями рассматривается совокупность общеобразовательных организаций правоохранительной направленности, не входящих в систему образовательных организаций МВД РФ, осуществляющих реализацию образовательных программ общего среднего и дополнительного образования. К их числу относятся государственные бюджетные общеобразовательные учреждения, муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения, кадетские классы общеобразовательных школ. Анализируется аксиология довузовского правоохранительного ориентированного образования.. По результатам исследования обосновываются выводы о том, что кадетское школьное образование является важным базовым элементом непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел России и наилучшее правоохранительное воспитательно-обучающее воздействие достигается в условиях суворовского военного училища (кадетских корпусов и школ интернатного типа).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильев Вячеслав Вениаминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training in Suvorov Military Schools of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation as an Element of Continuous Law-Enforcement Education

The article considers the content of continuous law enforcement education of the employees of internal affairs agencies, place of specialized law oriented general education institutions. Based on the data of the official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the elements of the system of educational organizations of the Ministry are revealed. The independent element of this system is the Suvorov military schools and the Cadet Corps of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Along with these educational institutions, a set of general education organizations of law-enforcement orientation, not included in the system of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, implementing educational programs of general secondary and additional education is considered. They include state budgetary general education institutions, municipal budgetary general education institutions, cadet classes of general education schools. The axiology of pre-university law-enforcement oriented education is analyzed. Based on the results of the study it has been concluded that cadet school education is an important basic element in the continuing education of employees of Russian internal affairs bodies and the best results of the law-enforcement educational and training effect is achieved in Suvorov military school (cadet corps and boarding schools).

Текст научной работы на тему «Обучение в суворовских военных училищах МВД РФ как элемент непрерывного правоохранительного образования»

педагогический i

поиск|

1УДК 378 ББК 74.00

ОБУЧЕНИЕ В СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩАХ МВД РФ КАК ЭЛЕМЕНТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. В. Васильев

Аннотация. В статье поднимается вопрос содержания непрерывного правоохранительного образования сотрудников органов внутренних дел, места специализированных общеобразовательных учреждений правоохранительной направленности. С опорой на данные официального интернет-сайта МВД России раскрываются элементы системы образовательных организаций Министерства. Самостоятельным элементом данной системы являются суворовские военные училища и кадетский корпус МВД РФ. Наравне с данными образовательными учреждениями рассматривается совокупность общеобразовательных организаций правоохранительной направленности, не входящих в систему образовательных организаций МВД РФ, осуществляющих реализацию образовательных программ общего среднего и дополнительного образования. К их числу относятся государственные бюджетные общеобразовательные учреждения, муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения, кадетские классы общеобразовательных школ. Анализируется аксиология довузовского правоохранительного ориентированного образования.. По результатам исследования обосновываются выводы о том, что кадетское школьное образование является важным базовым элементом непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел России и наилучшее правоохранительное воспитательно-обучающее воздействие достигается в условиях суворовского военного училища (кадетских корпусов и школ интернатного типа).

Ключевые слова: суворовское военное училище, непрерывное образование, вуз МВД РФ, кадетский корпус, воспитательно-обучающее воздействие, общеобразовательные учреждения правоохранительной направленности, дополнительное образование.

TRAINING IN SUVOROV MILITARY SCHOOLS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION AS AN ELEMENT OF CONTINUOUS LAW-ENFORCEMENT EDUCATION

V. V. Vasiliev

Abstract. The article considers the content of continuous law enforcement education of the employees of internal affairs agencies, place of specialized law oriented general education institutions. Based on the data of the official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the elements of the system of educational organizations of the Ministry are revealed. The independent element of this system is the Su-vorov military schools and the Cadet Corps of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Along with these educational institutions, a set of general education organizations of law-enforcement orientation, not included in the system of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, implementing educational programs of general secondary and additional education is considered. They include state budgetary general education institutions, municipal budgetary general education institutions, cadet classes of general education schools. The axiology of pre-university

law-enforcement oriented education is analyzed. Based on the results of the study it has been concluded that cadet school education is an important basic element in the continuing education of employees of Russian internal affairs bodies and the best results of the law-enforcement educational and training effect is achieved in Suvorov military school (cadet corps and boarding schools).

Keywords: Suvorov military school, continuous education, university of MIA of Russia, cadet corps, educational and training impact, law oriented general education institutions, additional education.

В настоящее время в российской непрерывной образовательной среде окончательно сложились относительно автономные системы ведомственного образования. Осуществляемая ими образовательная деятельность направлена, прежде всего, на воспроизводство, переподготовку и дополнительное профессиональное образование кадров в различных отраслях государственной и хозяйственной деятельности. Наиболее полно и ярко, по нашему мнению, деятельность таких образовательных систем представлена в военной и правоохранительной сферах государственного управления. Система непрерывного правоохранительного образования сотрудников органов внутренних дел начала формироваться еще во времена подготовки и переподготовки полицейских и жандармских офицерских кадров Департамента полиции Министерства внутренних дел Российской Империи. Трансформируясь с учетом времени, государственного устройства и первостепенных задач правоохранительных органов государства, система образовательных организаций, реализующих концепцию непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел, не только доказала свою жизнеспособность и действенность, но и продолжает совершенствоваться.

В настоящее время базовыми элементами, образующими систему образовательных организаций МВД России, являются:

• академия управления;

• образовательные организации высшего образования и их филиалы;

• всероссийский институт повышения квалификации и его филиалы;

• суворовские военные училища и кадетский корпус;

• школы служебно-разыскного собаководства и школа по подготовке специалистов-кинологов [1].

В данную систему самостоятельным элементом не входят центры профессиональной подго-

товки. Мы видим тому две причины. Во-первых, центры организационно не полностью самостоятельны и являются структурным подразделением соответствующих территориальных органов внутренних дел по субъектам Российской Федерации. Во-вторых, реформирование системы МВД РФ и оптимизация его штатной численности привели к ликвидации ряда центров профессиональной подготовки и передаче их образовательных функций образовательным организациям высшего образования системы МВД РФ.

Действующая редакция ФЗ «Об образовании в РФ» прямо указывает, что под образованием мы должны понимать единый централизованный процесс воспитания и обучения. Такая расстановка приоритетов и размещение воспитательного процесса на первом месте свидетельствует, по нашему мнению, о той первостепенной роли воспитания в становлении всесторонне развитой профессионально грамотной личности обучающегося. Почти эталонным примером совмещения воспитания и обучения в целях формирования социально и интеллектуально грамотной личности, ориентированной на предстоящую государственно значимую правоохранительную деятельность, является воспитательно-обучающий процесс в суворовских военных училищах и кадетском корпусе МВД России.

По данным самих общеобразовательных учреждений МВД РФ, порядка половины их выпускников в дальнейшем связывают свою дальнейшую судьбу с правоохранительной трудовой деятельностью и поступают в вузы системы Министерства внутренних дел. В данном исследовании мы предполагаем рассмотреть вопросы аксиологии образовательного процесса в учреждениях общего образования правоохранительной направленности как элемента непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел.

В настоящее время в научно-педагогической среде, изучающей особенности непрерывного правоохранительного образования, постепенно

повышается интерес к проблематике воспитательно-обучающей деятельности суворовских военных училищ МВД РФ. Рассматриваются как исторические основы функционирования такого рода общеобразовательных учреждений правоохранительной направленности, так и прикладные особенности педагогического и психологического воздействия на обучающихся.

С. А. Козыревым в его историко-архивном исследовании рассматривались вопросы патриотического воспитания. Объектом исследования выступила деятельность суворовских военных училищ войск НКВД и МВД Советского Союза. По мнению Козырева, особенностями воспитательного воздействия на обучающихся являлись его государственно-патриотическая направленность и значительная регламентированность [2, с. 176]. Вместе с тем необходимо отметить, что данного рода суворовские военные училища создавались под эгидой войск НКВД СССР (в настоящее время войск Росгвар-дии России) по образу и подобию суворовских военных училищ Министерства обороны.

Проблемы ценностных ориентаций кадетов были рассмотрены Н. А. Дмитриевой. Под ценностными ориентациями предложено понимать определяемые путем выбора приоритеты, предпочтения тех или иных ценностей и всего того, что наиболее важно и значимо для человека [3, с. 170]. Особенностью ее исследования явилось разделение обучающихся на две условные группы - кадеты из семей военных и из гражданских семей. В результате научного поиска было доказано, что ценностные ориентиры кадетов из рассматриваемых групп значительно расходятся в вопросе оценивания обучающимися таких ценностных ориентаций, как уверенность в себе, которая превалировала у кадетов из невоенных семей, и любовь, оказавшаяся важнейшей у обучающихся из военных семей. Исследование проводилось на базе Омского кадетского корпуса, не входящего в систему образовательных учреждений МВД РФ.

Достаточно интересное исследование истории развития общеобразовательных учреждений, осуществляющих раннюю профессиональную ориентацию молодежи на службу в органах внутренних дел, в структуре и системе образовательных учреждений МВД России (на примере Белгородского областного лицея ми-

лиции имени героя России В. В. Бурцева) было проведено А. Н. Александровым [4]. Автором рассмотрены основные исторические этапы становления системы общеобразовательных учреждений правоохранительной направленности в России, особенности воспитательно-образовательной деятельности в государственной кадетской школе-интернате областного подчинения. Вместе с тем необходимо отметить, что исследование проведено до реформирования МВД РФ в 2011 г. и не в полной мере отражает реалии сегодняшнего дня.

Переходя непосредственно к рассмотрению вопроса аксиологии довузовской воспитательно-обучающей деятельности современных специализированных общеобразовательных учреждений правоохранительной направленности, мы полагаем необходимым провести их систематизацию.

Оснований для систематизации предполагается несколько. Так, структурируя общеобразовательные учреждения по их ведомственной принадлежности, мы объединяем их в две группы - учреждения, входящие в систему образовательных организаций МВД РФ, и учреждения, непосредственно Министерству внутренних дел не подчиненные.

Отталкиваясь от властной принадлежности общеобразовательных учреждений правоохранительной направленности, мы разделяем их на:

• федеральные государственные казенные общеобразовательные учреждения;

• государственные бюджетные общеобразовательные учреждения;

• муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения;

• профильные классы в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях.

По времени нахождения обучающихся в общеобразовательных учреждениях субъекты образовательной деятельности подразделяются на учреждения интернатного типа и обычного типа с режимом продленного дня.

Для своего исследования аксиологии довузовского правоохранительного образования мы будем использовать классификацию общеобразовательных учреждений по основанию их властной принадлежности.

Федеральные государственные казенные общеобразовательные учреждения. Их учредителем является государство в лице Министерства

внутренних дел Российской Федерации. Решение об их создании принимается Президентом России или Правительством РФ и оформляются приказом МВД РФ. В настоящее время их число достигло семи, из которых шесть являются суворовскими военными училищами, одно - кадетским корпусом. Согласно лицензиям данные учреждения вправе осуществлять не только общеобразовательную деятельность, но и дополнительное образование детей и взрослых. Исходя из традиционного понимания аксиологии как науки о ценностях, нам необходимо определить круг ценностей общеобразовательного правоохранительного образования, являющихся значимыми и определяющими воспитательно-обучающую деятельность в суворовских военных училищах. В. С. Грехнев, анализируя ценностные основания процессов образования и образованности людей в современном обществе, приходит к выводу о многомерности такого явления как ценность. Он полагает, что основой всех мер ценности выступает значимость того или иного объекта реальности, в которую погружен ранжирующий его субъект [5, с. 42]. Принимая во внимание его позицию, мы считаем, что в качестве таких значимых объектов воспитания и обучения в суворовских военных училищах и кадетском корпусе выступают:

• всестороннее духовное, нравственное и физическое развитие личности обучающегося;

• получение им среднего общего образования;

• углубленное изучение учебных дисциплин, профильных для правоохранительной направленности общеобразовательного учреждения;

• углубленное государственно-патриотическое воспитание;

• факультативное и элективное изучение дисциплин социокультурного блока;

• целенаправленная подготовка к успешной сдаче государственной итоговой аттестации и единых государственных экзаменов и поступлению в образовательную организацию высшего образования МВД РФ.

Постоянное пребывание обучающихся в образовательном учреждении по интернатному принципу, проживание их в общежитиях способствует максимальному воспитательному воздействию на личность несовершеннолетнего.

Вторым элементом системы общеобразовательных учреждений правоохранительной на-

правленности являются государственные бюджетные общеобразовательные учреждения.

Самая распространенная форма организации учреждения - кадетский корпус. Учредителем данных образовательных учреждений является субъект Российской Федерации. Решение о создании учреждения принимается руководителем региона и оформляется приказом министерства образования соответствующего субъекта федерации. Лицензии на право осуществлять образовательную деятельность, выдаваемые органами образования субъекта РФ определяют, что данные учреждения правомочны осуществлять основное общее, среднее общее образование, а кроме того дополнительное образование детей и взрослых. К числу аксиологических ориентиров государственных бюджетных общеобразовательных учреждений относятся:

• получение основного общего и среднего общего образования;

• интеграция общего образования с дополнительными общеразвивающими программами;

• целенаправленная подготовка несовершеннолетних, обучающихся к правоохранительной, военной, а равно иной государственной службе;

• комплексное интеллектуальное, военно-спортивное, художественно-эстетическое и духовно-нравственное развитие кадет.

Обучающиеся в кадетских корпусах несовершеннолетние лица проживают на территории образовательного учреждения на постоянной основе, за исключением каникул. Часть учреждений прямо именуется «кадетская школа-интернат» (например, областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа - интернат «Костромской Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетский корпус»). Подобная система пребывания несовершеннолетних позволяет задействовать все возможности духовного, физического и социально-патриотического воспитательного воздействия на личность обучающегося.

Следующим, третьим элементом системы общеобразовательных учреждений правоохранительной направленности являются муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения. Наиболее распространенные формы организации учреждений - кадетские школы, кадетские школы-интернаты, школы с углубленным из-

учением отдельных предметов. Функции учредителя осуществляются муниципальным образованием субъекта РФ. Решение о создании учреждения принимается руководителем администрации муниципального образования и оформляется приказом начальника департамента образования соответствующего муниципального образования субъекта федерации. Лицензии на право осуществлять образовательную деятельность выдаются министерством образования субъекта РФ. Согласно приложению к лицензии, данные учреждения правомочны осуществлять дошкольное, начальное, основное общее, среднее общее образование, а кроме того, дополнительное образование детей и взрослых. Аксиологическими ориентирами кадетского правоохранительного образования в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях выступают:

• формирование всесторонне развитой личности обучающегося с высокими нравственными, социо-этическими, морально-нравственными и интеллектуальными качествами;

• формирование государственно и патриотически ориентированной личности с адекватными взглядами на взаимоотношения между людьми и окружающей природной средой;

• формирование личности патриота, внутренне готового к службе Родине на государственной правоохранительной, военной и гражданской службе;

• создание и обоснованное поддержание в муниципальном образовании имиджа высококачественного кадетского образования;

• дифференцированное общее среднее образование;

• подготовка к поступлению в образовательные организации высшего образования правоохранительной, военной и гражданской направленности;

• социально-интеллектуальная адаптация (при необходимости - реабилитация) обучающихся несовершеннолетних из числа «неблагополучных» и требующих повышенного психолого-педагогического внимания.

Обучающиеся могут находиться в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях как на постоянной основе (школы-интернаты), так и в режиме полного продленного дня, в зависимости от типа учреждения и материальных возможностей учредителя.

К особенностям муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений, отличающих их от обычных муниципальных общеобразовательных школ, можно отнести:

• успешное взаимодополнение общеобразовательного и специализированно-кадетского воспитательно-обучающих элементов в рамках единой образовательной модели;

• введение образовательного блока организации жизнедеятельности как одного из основополагающих базовых процессов образовательной деятельности, наряду с воспитательной деятельностью и учебным процессом;

• создание административной модели, успешно сочетающей единоначальную и коллегиальную модели администрирования образовательного процесса;

• кадетская модель воспитательно-обучающей деятельности оптимально отражает и использует своеобразие и особенности режима кадетской школы с интернатным пребыванием обучающихся;

• режим школы-интерната или школы с полным продленным днем дает возможность обеспечить широкий спектр дополнительных факультативных и элективных образовательных программных продуктов для формирования всесторонне развитой личности обучающегося;

• обучение в кадетской школе (школе-интернате) позволяет обеспечить всеобъемлющее (от социально-педагогического до медицинского) сопровождение обучающихся в процессе их воспитания и обучения, оказание им педагогической и профессиональной помощи и поддержки.

Минимального организационного, воспитательно-педагогического и материального ресурса требует четвертый элемент системы общеобразовательных учреждений правоохранительной направленности - профильные классы в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях. По общему правилу, для их функционирования требуется лишь договор о сотрудничестве между общеобразовательным учреждением и представительством МВД РФ. В качестве такого представительства могут выступать образовательные организации системы МВД РФ и территориальные органы внутренних дел в лице центров профессиональной подготовки МВД, ГУ МВД, УМВД России по субъекту РФ. Упо-

мянутый договор определяет профильность кадетского класса, перечень и объем дополнительно изучаемых профильных дисциплин. Самостоятельной частью договора может и должен выступать раздел воспитательного воздействия на обучающихся. В качестве примера можно привести договор между Нижегородской академией МВД России и МБОУ «Школа № 11 им. Г. С. Бересневой» г. Нижнего Новгорода о сотрудничестве и создании профильных экономико-правовых классов.

Прием в профильные классы осуществляется на конкурсной основе с обязательным принятием зачетов по физической подготовке и обществознанию. Аксиологическими ориентирами образовательной деятельности правоохранительной направленности в профильных классах в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях является:

• получение обучающимися среднего общего образования;

• углубленное изучение профильных правоохранительной направленности дисциплин, предусмотренных договором;

• углубленное государственно-патриотическое воспитание;

• факультативное и элективное изучение дисциплин социокультурного блока.

По нашему мнению, наиболее полноценно и комплексно воспитательно-обучающее воздействие правоохранительного характера, сопряженное с получением обучающимся общего среднего и дополнительного образования, может быть реализовано в рамках суворовского военного училища или кадетского корпуса (кадетской школы-интерната). В качестве обоснования такого умозаключения мы приводим следующие особенности кадетской (суворовской) образовательной модели:

• воспитание и обучение базируется на лучших традициях российских императорских кадетских корпусов и советских суворовских училищ. Образовательный процесс основывается на историческом и региональном опыте (например, опыт Нижегородской военной гимназии, затем Нижегородского кадетского корпуса имени графа Аракчеева), его творческой трансформации с учетом современных образовательных и правоохранительных реалий субъекта РФ;

• единство и централизованность воспитательного и обучающего воздействия в суворов-

ском военном (кадетском) образовании. Указанное единство базируется на общекультурной, образовательной и ценностно-смысловой среде общеобразовательного учреждения, сопряженных с привитием общечеловеческих ценностей, традиций, патриотизма;

• постоянное (интернатное) пребывание обучающихся в училище (корпусе, школе-интернате) создает почти идеальные условия для сочетания общего среднего образования и дополнительного образования, в рамках которого несовершеннолетним предлагается с разной степенью обязательности широкий спектр дополнительных образовательных программ (от бальных танцев и латыни до рукопашного боя). Обязательными дополнительными программами являются основы правоохранительной (военной) службы и физическая подготовка;

• практико-ориентированное обучение, максимально приближенное к правоохранительной (военной) службе;

• полноценное вхождение в систему ведомственного правоохранительного образования, либо полноценное взаимодействие с образовательными организациями высшего образования систем МВД РФ, МО РФ;

• постоянное нахождение обучающегося в коллективе сверстников, возможность и необходимость построения межличностных отношений дает возможность формирования личности активного члена общества, патриота, нетерпимого к нарушению требований социальных норм и нормативных актов;

• обеспечение непрерывности правоохранительного образования, сопровождающееся профессионально ориентированной диагностикой и правоохранительной ориентацией. Кадетское (суворовское) образование характерно предпрофильной и профильной правоохранительной подготовкой, подготовкой к поступлению в вузы системы МВД РФ и привитием потребности в непрерывном самообразовании;

• перманентное социопедагогическое сопровождение обучающихся, осуществляемое командным и педагогическим составом учреждения;

• успешное сочетание институтов кадетского (суворовского) самоуправления (с учетом особенностей конкретных общеобразовательных учреждений): института младших командиров и института школьных советов. Данное самоуправ-

ление развивает в потенциальных правоохранителях лидерские качества, умение принимать ответственное и взвешенное решение, брать на себя ответственность за выполнение поставленной и принятой к исполнению задачи;

• удачное сочетание закрытости общеобразовательного учреждения интернатного типа и открытости реализуемых в нем образовательных программ и программ дополнительного образования.

В заключение необходимо указать, что образовательная деятельность всех рассмотренных элементов системы общеобразовательных учреждений правоохранительной направленности является необходимым базовым элементом в довузовской подготовке не только будущего курсанта образовательной организации высшего образования системы МВД РФ, но и всесторонне развитого студента иного вуза.

Общеобразовательные учреждения правоохранительной направленности представляют собой начальный элемент системы непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел России, и от внимания государства к их воспитательно-обучающей деятельности во многом зависит качество и эффективность правоохранительной и правоприменительной деятельности сотрудников МВД РФ.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. - URL: httpsV/мвд.рф (дата обращения: 27.06.2017).

2. Козырев С. А. Патриотическое воспитание в суворовских военных училищах войск НКВД (МВД) СССР на основе архивных документов) // Вестн. С.-Петербургского ун-та МВД России. - 2016. - № 4 (72). - С. 172-179.

3. Дмитриева Н. А. Ценностные ориентации кадетов // Омский науч. вестн. - 2012. - № 5 (112). - С. 170-172.

4. Александров А. Н. История развития общеобразовательных учреждений, осуществляющих раннюю профессиональную ориентацию молодежи на службу в органы внутренних дел, в структуре и системе образовательных учреждений МВД России (на примере Белгородского областного лицея милиции имени героя России В. В. Бурцева) // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2010. - № 2 (12). - С. 124-134.

5. Грехнев В. С. Ценностные основания процессов образования и образованности людей в современном обществе // Философия и общество. - 2010. - № 3. - С. 40-56.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ofitsialnyy sayt Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii. Available at: https:// мвд.рф (accessed: 27.06.2017).

2. Kozyrev S. A. Patrioticheskoe vospitanie v su-vorovskikh voennykh uchilishchakh voysk NKVD (MVD) SSSR na osnove arkhivnykh dokumentov). Vestn. S.-Peterburgskogo un-ta MVD Rossii. 2016, No. 4 (72), pp. 172-179.

3. Dmitrieva N. A. Tsennostnye orientatsii kade-tov. Omskiy nauch. vestn. 2012, No. 5 (112), pp. 170-172.

4. Aleksandrov A. N. Istoriya razvitiya obshcheo-brazovatelnykh uchrezhdeniy, osushchestvlyay-ushchikh rannyuyu professionalnuyu orientatsi-yu molodezhi na sluzhbu v organy vnutrennikh del, v strukture i sisteme obrazovatelnykh uchrezhdeniy MVD Rossii (na primere Bel-gorodskogo oblastnogo litseya militsii imeni geroya Rossii V. V. Burtseva). Yuridicheskaya nauka i pravookhranitelnaya praktika. 2010, No. 2 (12), pp. 124-134.

5. Grekhnev V. S. Tsennostnye osnovaniya protsessov obrazovaniya i obrazovannosti ly-udey v sovremennom obshchestve. Filosofiya i obshchestvo. 2010, No. 3, pp. 40-56.

Васильев Вячеслав Вениаминович, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел Нижегородской академии МВД России e-mail: [email protected]

Vasiliev Vyacheslav V., PhD in Jurisprudence, Associate Professor, administrative activities of the bodies of internal affairs department, Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.