ПЕДАГОГИКА
Н. А. Леонова
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ В МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В системе военного образования существуют различные по целям обучения и воспитания учебные заведения (суворовские военные училища и кадетские корпуса), осуществляющие предвузовскую подготовку. Различия в содержании образовательной подготовке выпускников начальных военных учреждений обусловливают их трудности при дальнейшем обучении в высших военных учебных заведениях. Для решения подобных проблем предлагается внедрить индивидуальный подход в систему военного инженерного образования.
Ключевые слова: военное образование, инженерная подготовка, учебные заведения, преемственность.
N. Leonova
The Implementation of Individual Approach in Education Within a Tertiary-Level System of Military Professional Education
In the system of military education, there are different educational institutions (Suvorov military schools and cadet corps) offering the course of pre-university training. The differences in the content of education of the primary military institutions determine the difficulties in further training in higher military educational establishments. For the solution of such problems, it is proposed to implement an individual approach in the system of military engineering education.
bywords: military training, engineering training, education, continuity.
В постреформенное время система воен- Вследствие своей закрытости система военно-профессионального образования нахо- но-профессионального образования не-
дится в непростой ситуации. Внедрение сколько инертна и уступает системе подго-
наукоемких технологий в военно- товки гражданского инженера (бакалавра,
промышленный комплекс, модернизация магистра). Однако изолированность воен-
армии и флота сопровождались реорганиза- ных образовательных учреждений позволи-
цией военного образования, что обострило ла сохранить многоуровневость и непре-
кадровые проблемы. Потребность высоко- рывность образовательного процесса. Ка-
квалифицированных военных инженеров детские корпуса, суворовские военные учи-
увеличилась: необходимо создавать и об- лища, кадетские классы, система подготов-
служивать технику нового поколения. ки сержантов, институты, академии, курсы
повышения квалификации — образовательные учреждения Министерства обороны, осуществляющие военно-профессиональ-
ную подготовку. Абитуриенты военного вуза сегодня являются выпускниками различных учебных заведений Министерства обороны, а также школ, лицеев, гимназий, имеют разный уровень подготовки. К тому же процесс военно-профессиональной подготовки не всегда преемственен и, как результат, уровень инженерной подготовки выпускника военного вуза несколько ниже уровня подготовки гражданского инженера. Однако большинство военно-педагогических исследований сегодня рассматривают проблемы оптимизации обучения и воспитания [3] только в рамках одного образовательного уровня. Н. Ю. Милованова исследовала социально-педагогические условия адаптации учащихся к жизнедеятельности кадетского корпуса, но не рассматривала процесс перехода выпускников на другой образовательный уровень военного вуза [2]. В своей работе О. Н. Леухин рассматривал только процесс адаптации курсантов к военно-профессиональной деятельности в системе «военный вуз — войска» [1].
Возникает необходимость рассмотреть процесс военно-профессионального образования через призму преемственного образования, воспитания и развития личности обучающегося — кадета, курсанта, т. е. детей, выбравших военное образование.
Следует отметить, что реализация индивидуального подхода, не свойственного системе военного образования, позволит этот процесс сделать непрерывным и преемственным, повысить качество профессиональной подготовки выпускников — военных инженеров.
Индивидуальный подход должен быть определяющим в работе и с учителями кадетских корпусов, суворовских военных училищ, с преподавателями военного вуза. Преподавательский состав военных учебных заведений можно разделить на определенные группы.
1. Выпускники гражданских вузов:
• учителя школ, пришедшие работать в кадетские корпуса и суворовские военные училища;
• преподаватели военных вузов.
2. Выпускники военных вузов:
• офицеры — воспитатели, начальники курсов, имеющие опыт военной службы;
• преподаватели военно-специальных дисциплин — выпускники адъюнктуры.
Перед каждой группой преподавателей стоят свои профессиональные трудности, проблемы, обусловленные различием педагогического и военного опыта. Особенно страдают от подобной ситуации преподаватели «невоенных предметов», которые также изолированы от родственных кафедр гражданских вузов. Именно по этим причинам важны личностные качества самого преподавателя. В системе военно-
профессио-нального образования преподаватель действительно является во всем примером для кадетов, курсантов и адъюнктов. По этой причине преподавателя необходимо готовить к работе в таких особых условиях.
Совместно с системой военно-профессионального образования существует система повышения квалификации преподавателей военных учебных заведений. Однако изменения, касающиеся военного образования, ее приоритетов, внешних социальноэкономических условий, не отразились на состоянии другой системы.
Традиционно повышение квалификации преподавателей строилось по отраслевой или возрастной принадлежности. Реформирование военного образования должно сопровождаться соответствующими изменениями системы подготовки и повышения квалификации преподавателей военных учебных заведений. Для этого в своем исследовании мы проанализировали возможные профессиональные проблемы преподавательских кадров, определили пути их решения.
Исследование показало преподаватель должен обладать профессиональной компе-
тентностью, в которую включены следующие компоненты:
- профессионально-содержательный компонент (наличие у преподавателей фундаментальных знаний предмета);
- профессионально-деятельностный компонент (деятельность преподавателя, апробированная как наиболее эффективная);
- научно-деятельный компонент (научная деятельность преподавателей).
Преподавателей военной системы образования можно разделить на несколько категорий в соответствии с условиями их деятельности:
1) преподаватели кадетского корпуса, вуза, адъюнктуры;
2) преподаватели технических, естественнонаучных и социогуманитарных дисциплин;
3) преподаватели военно-специальних дисциплин и преподаватели общеобразовательных дисциплин.
Таким образом, существующая система повышения квалификации преподавателей военно-профессиональных учебных заведений существует самостоятельно, характеризуется отраслевой и профессиональной изолированностью и направлена на решение частных задач, не являясь при этом элементом системы военно-профессионального образования. Существующее повышение квалификации преподавателей не отвечает необходимым требованиям системы военнопрофессионального образования, потому что не опирается на инициативу самого преподавателя, формально основано только на профессионально-деятельностной компоненте профессиональной компетентности.
В систему военно-профессионального образования должна входить система совершенствования преподавателей, которая учитывает особенности всех категорий преподавателей и динамично развивается в соответствии с развитием военно-профессионального образования.
Система совершенствования преподавателей военно-профессиональных учебных
заведений должна иметь методы диагностирования уровня преподавателей и их принадлежности к выделенным категориям, уровня их профессиональной компетентности.
В ходе исследования была разработана система совершенствования преподавателей военно-учебных заведений, состоящая из следующих компонентов:
- диагностический — система методов, позволяющих определить возможные трудности преподавателей;
- психолого-педагогический — включает ряд педагогических и психологических методов, формирующих личностную готовность к эффективной профессиональной педагогической деятельности, создающих условия для использования полученных знаний, профессиональных навыков и способностей в предстоящей профессиональной деятельности;
- научный — система методов, повышающих научный уровень.
Так же в процессе исследования мы проанализировали все категории преподавателей и определили их возможные трудности.
Преподаватели кадетского корпуса — учителя физики, математики, химии и других предметов — в своей работе решают узкопрофессиональные задачи в рамках только своих дисциплин, сводящиеся к научению решать задачи, выполнять лабораторные работы и т. д. Исследование показало, что преподаватели данной категории не реализуют в своей работе межпредметные связи, межобразовательные связи (кадетский корпус — военный вуз), не используют профессиональное наполнение содержания своей дисциплины. Такого рода трудности можно решить при совместной работе преподавателей родственных дисциплин кадетского корпуса и военного вуза, которая создаст условия повышения профессиональной компетентности учителей кадетского корпуса.
В ходе исследования были проведены тематические методические семинары, которые включали в себя:
1. Результаты обучения курсантов на первом курсе военного вуза (выявление трудностей в обучении).
2. Обсуждение трудных тем, изучаемых на младших курсах военного вуза по дисциплинам естественнонаучного цикла, результаты изучения данных тем в кадетском корпусе.
3. Формирование общих требований для оценки работы обучаемых кадетов и курсантов.
4. Формирование учебно-професссио-нального заказа.
5. Обсуждение организации совместного педагогического мониторинга кадетов и курсантов.
Данные семинары проводились нами на базе военного вуза (Тольяттинского военного технического института) совместно с преподавателями дисциплин естественнонаучного цикла и с учителями кадетского корпуса. При подготовке к семинарам мы проводили взаимные посещения всех видов занятий в кадетском корпусе и военном вузе. Учителя кадетского корпуса, посещая лекционные, лабораторные и семинарские занятия курсантов, видели работу своих выпускников, знакомились с особенностями обучения курсантов в высшей школе. Преподаватели вуза на открытых уроках в кадетском корпусе знакомились со своими потенциальными курсантами, с методикой их обучения.
Таким образом, организованная совместная работа преподавателей ввуза и кадетского корпуса позволила расширить профессионально-содержательный компонент, профессионально-деятельностный, то есть повысить квалификацию преподавателей вуза и учителей кадетского корпуса.
Преподаватели военно-специальных
дисциплин — выпускники технических военных вузов, прошедшие службу в войсках. Они обладают хорошими практическими знаниями своей дисциплины, знают, что прежде всего необходимо военным инженерам в реальной военной службе. Однако
«военные преподаватели» не обладают необходимыми психолого-педагогическими
знаниями, также они не знакомы с методами преподавания своих дисциплин. В профессиональной компетентности таких преподавателей присутствуют профессиональносодержательный и научно-деятельный компоненты. Профессионально-деятельност-
ный компонент отсутствует. Преподавателя, не имеющего практического опыта преподавания, можно считать начинающим. В исследовании определено, что проблемы преподавателей данной категории заключаются в неумении:
- реализовывать обратную связь с обучаемыми,
- организовывать прогнозирование и диагностирование хода учебного процесса,
- анализировать результаты своей деятельности.
Таким образом, преподаватели данных дисциплин нуждаются, прежде всего, в базовой подготовке по педагогическим и психологическим наукам, которые они могут получить в процессе самообразования. В ходе исследования была разработана тематика и условия проведения занятий с начинающими преподавателями.
1. Современные образовательные технологии.
2. Методы диагностирования и прогно-стирования в учебном процессе.
3. Организация контроля качества обучения.
4. Реализация межпредметных и внутри-предметных связей.
5. Педагогическое мастерство и авторские технологии.
Работа с начинающими преподавателями, имеющими большой военно-производ-
ственный стаж, была организована в соответствии со следующими принципами:
- восприятие новых профессиональных знаний психолого-педагогического характера должно происходить в процессе собственной деятельности;
- преемственность — полученные психо-лого-педагогические знания формируют следующий образовательный этап;
- многообразность — формирование способности к анализу и выработке собственного педагогического стиля;
- психологический комфорт — начинающему преподавателю любого возраста комфортно учиться и саморазвиваться.
Преподаватель физики, математики, химии и т. д. — выпускник вуза Министерства образования и науки, обладающий огромным запасом фундаментальных знаний по своему предмету, — не имеет представления о будущих профессиональных ситуациях обучаемого, о военной службе. Систему учебных знаний такой преподаватель представляет обучаемым через свою профессиональную призму. В этом случае был выявлен комплекс противоречий, который заключается в следующем.
1. Обучающиеся не видят необходимости в обучении данному предмету — физике, математике, химии. Вследствие этого не тратят время на его изучение. Так как преподаватель оказывается беспомощным в демонстрации профессиональной необходимости предмета, он просто сам не обладает такой информацией.
2. Как преподаватель, так и обучаемый им кадет или курсант не видят динамики в получении учебных знаний в рамках системы военно-профессионального образования.
3. Возникают противоречия между качеством передаваемой учебной информацией и необходимостью внедрения в образовательный процесс результатов последних научных достижений. Преподаватель занимает позицию информатора, а не учителя-наставника, обучающего современным знаниям.
Таким образом, система военного образования и воспитания, процесс военно-профессиональной подготовки нуждаются в реализации индивидуального подхода как к обучающимся (кадетам, курсантам), так и к обучающим — преподавателям и офицерам,
что повысит качество военно-профессиональной подготовки. Практический результат решения данной проблемы будет актуален для системы учебных заведений других ведомств (МВД и МЧС), где осуществляется многоуровневое профильное образование (кадетский корпус — вуз).
Рассмотрим подробнее существующие образовательные учреждения системы военно-профессионального образования.
Первый уровень — среднее общее образование, значимость которого обусловлена тем, что обучающиеся — дети, попавшие в определенные жизненные обстоятельства или мечтающие быть военными.
1. Суворовские военные училища (СВУ)
— государственные образовательные учреждения среднего общего образования с дополнительной программой по военной и физической подготовке. СВУ выполняют социальную функцию — обучение и воспитание, прежде всего, детей-сирот. История суворовского обучения начинается с 1944 года и продолжается до настоящего времени в лучших традициях военно-патриотического воспитания. Выпускник имеет право продолжить образование в любом военном вузе. В дальнейшем обучении он легко адаптируется к образу жизни военного и к воинской службе. Учебная программа СВУ соответствует образовательному стандарту средней школы и не является профильной. Выбор военного вуза осуществляется суворовцами на завершающем этапе, зачастую — не всегда осознанно.
2. Кадетский корпус (КК) обеспечивает раннюю профессиональную ориентацию обучающихся по профилю конкретного вида и рода войск, при этом выполняется социальная функция: при поступлении отдается предпочтение детям военнослужащих и сиротам. Выпускники продолжают обучение в профильных вузах. Учебная программа (КК) соответствует образовательному стандарту средней школы, но имеет профильную направленность. Однако образовательная подготовка выпускника кадетского
корпуса значительно уступает готовности школьника — выпускника технических гимназий и лицеев. Школьник имеет возможность получать индивидуальную дополнительную образовательную подготовку при различных учебных заведениях. Выпускник технического лицея имеет возможность кардинально поменять сделанный выбор или сдать документы в несколько вузов. Современное школьное и довузовское образование мобильно, разнообразно и сверхнасыщенно.
В образовательном процессе кадетского корпуса приоритеты исторически распределяются следующим образом:
1) военно-патриотическое воспитание;
2) профессиональная ориентация;
3) физическая подготовка;
4) образовательная подготовка.
Выпускник кадетского корпуса свой
профессиональный выбор делает на основе более четких представлений о своей профессии.
Часть выпускников СВУ и КК выбирают для продолжения обучения гражданские вузы, испытывая при этом определенные трудности:
1) у них недостаточная образовательная подготовка по физике, математике, информатике, иностранному языку и т. п., поскольку они не имеют возможности получать эти знания вне школы, как это происходит у школьников;
2) выпускники СВУ и КК, привыкшие жить и учиться в коллективе, находиться под постоянным вниманием и контролем, подчиняться и выполнять распоряжения, теряются в обществе своих самостоятельных сверстников. Очень часто кадеты не могут сами принимать решения, делать самостоятельный выбор.
Таким образом, бывшие кадеты, суворовцы, ставшие студентами, уже в течение первого года обучения покидают гражданский вуз. Так, например, в 2011 году в Санкт-Петербурский государственный политехнический университет поступили де-
сять выпускников СВУ на факультет комплексной безопасности. После первого года обучения семь бывших суворовцев забрали документы, и перешли в военный вуз.
Современная довузовская подготовка в системе военного образования осуществляется в учебных заведениях, которые решают свои цели и задачи — прежде всего, — социальные. СВУ и КК дают среднее полное образование. Перечисленные ранее проблемы обусловлены спецификой военных учебных заведений. Парадигма военного образования и воспитания отличается от школьного и семейного. Именно при переходе обучающего с одного образовательного уровня на другой, из военной в гражданскую систему образования обостряются выявленные проблемы, решать которые вынужден сам бывший суворовец или кадет. Реализация индивидуального подхода в системе военного образования и воспитания детей позволит решить выявленные проблемы. Необходимые условия для организации подобной работы есть как в СВУ, так и в КК
— это создание управляемой самостоятельной подготовки обучающихся.
Второй уровень — высшее военно-профессиональное образование: учебно-научные центры, академии, университеты.
Абитуриентов военных вузов можно разделить на три категории: суворовцы, кадеты, школьники. Они по-разному переживают адаптационный период, испытывают различные трудности, преодолеть которые возможно при реализации индивидуального подхода в системе военно-профессионального обучения. С каждой категорией обучающихся курсантов необходимо организовать психолого-педагогическое сопровождение по следующим направлениям:
1) для бывших суворовцев — формирование будущего профессионального образа и повышение образовательного уровня;
2) для бывших кадетов — повышение общеобразовательного уровня;
3) для выпускников школ — психологическая поддержка в период адаптации и формирования будущего военно-профессионального образа.
Психолого-педагогическое сопровождение, педагогический мониторинг в учебнопрофессиональной подготовке вуза позволит объединить все категории обучающихся курсантов.
Существует еще одна важная проблема в системе военно-профессионального образования — профессиональная подготовка военного инженера отличается от гражданского инженера. Это мешает военным инженерам участвовать в совместных проектах с гражданскими специалистами.
Российское инженерное образование интегрировано в мировое образовательное пространство. Происходит обмен научными разработками, новые производственные технологии гораздо быстрее внедряются в учебный процесс. За счет вариативной компоненты в учебные планы и программы введены новые спецкурсы. Уже сегодня в ряде вузов Санкт-Петербурга изучение специальных дисциплин идет на английском языке. Студенты участвуют в международных образовательных программах.
Ситуация в военных вузах несколько иная. Треть учебного времени отводится на изучение военных дисциплин. Курсанты несут службу, проходят стажировку в войсках. Военное образование является закрытым — эту особенность необходимо учитывать. Однако реализация индивидуального подхода в образовательном процессе позволит решить и такие трудности. Организация индивидуальной научной работы курсантов, её рейтинг позволят не только внедрить основы современных наукоемких технологий, но и сформировать у курсантов — будущих военных инженеров — потребность постоянного профессионального самообразования.
В процессе исследования нами разработаны методы руководства рационализаторской работой курсантов:
1. Для привлечения курсантов к рационализаторской работе необходимо провести ознакомительное занятие — выставку работ. Оно проводится преподавателями совместно с курсантами старших курсов — авторами работ. Цель такого занятия — познакомить курсантов с уже имеющимися работами.
2. Необходимо подготовить варианты технических заданий. Сформировать группы участников и определить график работы.
3. Заключительным этапом является представление курсантами своих работ на выставке, на учебных занятиях. Особенно важны «выездные экскурсии», цель которых
— популяризировать военно-научные общества курсантов. «Выездные экскурсии» проводились нами в кадетском корпусе, на конференциях, в процессе тематических бесед курсантов и потенциальных абитуриентов — школьников.
Первоначально разработанные нами методы организации учебно-научной деятельности были предназначены для работы с курсантами, но их экспериментальное использование в кадетском корпусе показало хорошие результаты. Наши методы предназначены для работы со всеми желающими кадетами и курсантами, начиная с первого года обучения в системе военнопрофессионального образования. Для этого мы предусматриваем индивидуальный уровень технического задания, график работы, систему поощрений. Задания усложняются, расширяется область востребованных знаний. Очень большую роль мы отводим самим курсантам, прежде всего, старшекурсникам. Именно их пример позволит заинтересовать, научить курсантов младших курсов самостоятельно работать. В процессе работы не следует изолироваться в рамках одного курса, одной учебной группы. Для выполнения задания мы организовывали интегрированные группы, объединяли курсантов с разных курсов и учебных групп, для того чтобы они могли повысить свой личный статус и быть более свободными. Рационализаторская работа трансформиро-
валась в изобретательскую работу дипломного проектирования.
При организации рационализаторской работы мы формировали интерес и потребность к самостоятельной работе, к техническому творчеству курсантов. Для этого в учебном процессе: на лекционных, практических, лабораторных занятиях мы использовали технические модели, установки с привлечением авторов, которые объясняли принцип работы или демонстрировали модель в действии. Учебно-научная работа будет более эффективна, если преподаватели всех дисциплин кадетского корпуса и военного вуза будут работать совместно.
Военно-научные общества курсантов действуют во многих вузах. Однако, в отличие от разработанных нами методов, их деятельность оторвана от основного процесса — учебного и характеризуется предметной и возрастной изолированностью. В них задействованы лишь некоторые курсанты старших курсов, которые уже обладают необходимыми личностными и профессиональными качествами.
Таким образом, участие курсантов младших курсов в рационализаторской работе формирует у них:
- навыки создания новых технологий и преобразование прежних,
- стремление к самоизучению и самосовершенствованию,
- умения анализировать и корректировать результаты своей личностной и производственной деятельности, то есть техническое мышление — профессиональное качество будущих военных инженеров.
Проведение научных конференций курсантов, как показывает опыт, является также удачной формой привлечения кадетов и курсантов к учебно-научной работе, позволяющей объединить познавательные и учебные интересы обучаемых и расширить объективные возможности, которые впоследствии реорганизуются в курсовые и дипломные работы. В настоящее время проведению конференций курсантов, по нашему
мнению, уделяется недостаточно внимания. Организация курсантских конференций позволит подвести итоги учебно-научной деятельности обучаемых и создаст условия для профессионального общения на разном уровне кадетов, курсантов, студентов, преподавателей физики. Конференция с участием кадетов, курсантов, студентов позволяет всем участникам видеть динамику развития личности, что очень важно для учебных заведений Министерства обороны, имеющих разобщенный характер.
Организуя и проводя конференции курсантов, мы использовали те же методы работы:
1. Формировали интегрированные группы, в большинстве случаев это были те же творческие группы, которые готовились к выступлению.
2. Преподаватели совместно с курсантами обсуждали предстоящие выступления.
3. Курсанты предварительно отрабатывали свои выступления в учебных группах на семинарских занятиях.
4. Обсуждали результаты выступлений курсантов и работы всей творческой группы.
Степень участия курсантов в учебнонаучной деятельности должна увеличиваться на протяжении всего времени обучения. К выпускному курсу будущий военный инженер, как правило, принимает участие в рационализаторской, изобретательской работах, в научных конференциях, в выставках и докладах. В процессе обучения курсантов мы диагностировали степень и форму участия каждого обучаемого. Осуществлялось это следующим образом:
1. На выпускном курсе кадетского корпуса мы выделяли наиболее способных кадетов, ориентируясь на мнения и пожелания учителей кадетского корпуса.
2. Выбранные кадеты — курсанты первого курса — становились старшими в творческих группах, получали технические задания и формировали группы для его выполнения.
3. В течение года под руководством преподавателей творческие группы выполняли задания.
4. Преподаватель — руководитель творческой группы — диагностировал работу каждого участника, сравнивая ее с результатами предыдущего диагностирования.
Для получения объективной характеристики курсанта — участника учебнонаучной работы мы формировали рейтинг, который сообщался преподавателям других дисциплин.
На завершающем этапе по результатам рейтинга формировался объективный портрет обучаемого курсанта, который определял дальнейшую возможную профессиональную карьеру.
Разработанный нами рейтинг курсанта, являющийся индивидуальной комплексной оценкой учебно-научной работы, включил в себя следующее:
1. По каждому виду деятельности готовится технологическая карта, где определяется максимальное и минимальное число баллов, которое необходимо набрать в течение всего года работы (здесь учитываются все виды научной, изобретательской, рационализаторской деятельности).
2. Для поощрения активной работы у каждого руководителя творческой группы имеется призовой фонд баллов, которые он может давать курсанту за дополнительную работу.
Дополнительно оцениваются следующие виды работ:
- активная работа в группе;
- участие в подготовке и проведении различных внеаудиторных мероприятий — бесед, конференций;
- участие курсантов в учебно-научной деятельности кадетского корпуса.
3. По окончании семестра проводится подсчет баллов, который впоследствии подробным образом анализируется руководителями групп совместно с курсантами. Это позволяет сформировать индивидуальную траекторию учебно-научной деятельности
обучаемого. Также индивидуальные результаты являются составной частью педагогического мониторинга.
Рейтинг составляется следующим образом:
1. Стартовый рейтинг — тестирование по материалам дисциплин естественнонаучного цикла.
2. Уровень компетентности составляется на основе результатов обучения в кадетском корпусе.
3. Творческий рейтинг определяется по результатам учебно-научной деятельности в группе.
Все виды рейтинга суммируются и по итогам определяется лучшая творческая группа, которая поощряется по дисциплинам естественнонаучного цикла.
Рейтинговое сопровождение оформлялось на протяжении всего времени обучения курсанта и существовало в двух экземплярах. Один экземпляр хранился в научноисследовательском отделе и позволял корректировать и прогнозировать участие курсанта в перспективной учебно-научной деятельности. Второй экземпляр хранился у курсанта и формировал у него навыки самооценки и самосовершенствования и его дальнейшую учебно-профессиональную траекторию.
Третий уровень — адъюнктура, курсы повышения квалификации.
Обучающиеся на данном уровне — сформировавшиеся личности, способные самостоятельно решать свои профессиональные трудности, поэтому рассматриваем его подробнее.
Таким образом, современная система военно-профессионального образования является замкнутой и изолированной. В силу своей инертности она сохранила много-уровневость и непрерывность. Существующие проблемы, прежде всего, обусловлены отсутствием преемственности между образовательными учреждениями, этапами, а также различием в структуре учебных заведений одного уровня СВУ и КК. Реализа-
ция индивидуального обучения и воспитания в довузовской подготовке; в учебной, профессиональной и научной деятельности обучающихся в военном вузе позволит решить обозначенные ранее проблемы.
Представленные положения были практически внедрены автором при работе в ка-
детском корпусе, в Военном техническом институте (г. Тольятти) и продолжены в Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного и в Институте военно-технического образования и безопасности СПбГПУ (г. Санкт-Петербург).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Леухин О. Н. Процесс адаптации курсантов к военно-профессиональной деятельности в системе «военный вуз — войска»: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань: Казан. гос. технол. ун-т, 2006. 22 с.
2. Милованова Н. Ю. Социально-педагогические условия адаптации учащихся к жизнедеятельности кадетского корпуса: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина, 2006. 26 с.
3. Шпанагель С. Л. Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России: Дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 182 с.
REFERENCES
1. Leuhin O. N. Protsess adaptatsii kursantov k voenno-professional'noj dejatel'nosti v sisteme “voennyj vuz — vojska”: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kazan': Kazan. gos. tehnol. un-t, 2006. 22 s.
2. Milovanova N. Ju. Sotsial'no-pedagogicheskie uslovija adaptatsii uchashchihsja k zhiznedejatel'nosti kadetskogo korpusa: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tambov: Tamb. gos. un-t im. G. R. Derzhavina, 2006. 26 s.
3. Shpanagel' S. L. Istoriko-pedagogicheskij analiz duhovno-nravstvennogo vospitanija v kadetskih kor-pusah Rossii: Dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2002. 182 s.
Г. Т. Абитова
РОЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раскрывается влияние познавательного интереса на формирование основ информационной культуры детей старшего дошкольного возраста. Представлены компоненты и основные составляющие основ информационной культуры дошкольников.
Ключевые слова: информационная культура, познавательный интерес, информационное мировоззрение, информационная грамотность, культуротворчество.
С ЛЬкога
Role of Cognitive Interest in the Development of Information Culture of the Senior Pre-school Age Children
The article reveals the role of the cognition interest in the development of information culture basis of children of senior pre-school age. The components and the main constituents of information culture of pre-school age children are described.