Научная статья на тему 'Непрерывное образование в образовательных организациях высшего образования системы МВД России как объект педагогико-юридического анализа'

Непрерывное образование в образовательных организациях высшего образования системы МВД России как объект педагогико-юридического анализа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗЫ МВД РФ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЕДОМСТВЕННОЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / CONTINUOUS LEARNING / UNIVERSITIES OF MIA OF RUSSIA / EDUCATIONAL PROCESS / DEPARTMENTAL LAW ENFORCEMENT EDUCATION / TUITION / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев Вячеслав Вениаминович

В статье проводится педагогико-юридический анализ непрерывного образования, реализуемого в образовательных организациях системы МВД России. Рассматриваются отдельные элементы системы ведомственного правоохранительного образования и степень их вовлечения в непрерывный образовательный процесс сотрудников органов внутренних дел. Исследуется образовательная деятельность вузов МВД РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильев Вячеслав Вениаминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuous learning in educational organisations of high education of the system of MIA of Russia as an object of pedagogic-legal analysis

In the article, pedagogic-legal analysis of continuous learning realisable in the educational organisations of the system of MIA of Russia is carried out. Individual elements of the system of departmental law enforcement education and extent of their evolvement in continuous educational process of the policemen of law enforcement bodies are considered. Educational activity of the universities of MIA of Russia is explored.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование в образовательных организациях высшего образования системы МВД России как объект педагогико-юридического анализа»

УДК 378 ; 355.1/2

Васильев Вячеслав Вениаминович

кандидат юридических наук, доцент Нижегородская академия МВД России [email protected]

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИКО-ЮРИДИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

В статье проводится педагогико-юридический анализ непрерывного образования, реализуемого в образовательных организациях системы МВД России. Рассматриваются отдельные элементы системы ведомственного правоохранительного образования и степень их вовлечения в непрерывный образовательный процесс сотрудников органов внутренних дел. Исследуется образовательная деятельность вузов МВД РФ.

Ключевые слова: непрерывное образование, вузы МВД РФ, образовательный процесс, ведомственное правоохранительное образование, обучение, воспитание.

П резидент Российской Федерации В.В. Путин в своём ежегодном послании Федеральному Собранию на 2017 год, сославшись на творчество академика Д.С. Лихачёва отметил, что современное российское образование должно отвечать двум базовым задачам - обучению и воспитанию объектов образовательного воздействия. В своей книге для учителя «Школа на Васильевском», Дмитрий Сергеевич в качестве важнейшей цели образовательного процесса, видел, прежде всего, именно воспитание обучающегося. По его мнению, воспитательный процесс должен превалировать над обучающей деятельностью. Свое мнение он обосновывал тем, что именно через воспитание обучающиеся получают навыки «жизни в нравственной атмосфере» [1, с. 5], свойственной культурному человеку как части социума. Соглашаясь с мнением академика о необходимости акцента на воспитание, как ведущей составляющей образовательной деятельности, нельзя оставлять в стороне вторую составляющую образовательного процесса, имеющую в качестве своей основной цели развитие в процессе обучения всех способностей человека как части определенной социальной группы и индивида.

Система образовательных организаций высшего образования МВД России, реализующих концепцию непрерывности образования сотрудников органов внутренних дел, в полной мере соответствует данному целеполаганию, как с точки зрения образовательного, так и воспитательного воздействия на обучающихся.

Рассмотрение непрерывного образования в образовательных организациях высшего образования системы МВД России в качестве объекта педаго-гико-юридического анализа предполагает решение следующих задач:

1. Анализ имеющихся научных взглядов на понятие и содержание непрерывного образования, включая ведомственное непрерывное образование;

2. Рассмотрение системы образовательных организаций МВД России как объекта педагогико-юридического анализа;

3. Педагогико-юридический анализ непрерывности образования в системе образовательных организаций высшего образования МВД России.

Вступление в действие в полном объеме, федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обусловило переход всей национальной системы образования России к концептуальной модели непрерывности - «образование через всю жизнь». В связи с этим повышенный интерес исследователей вызывает деятельность ведомственных образовательных систем, которые в течение десятков лет успешно реализуют на практике концепцию непрерывного образования. К числу таких образовательных систем мы относим стройно организованную совокупность образовательных организаций МВД России, отсчитывающих свою историю от образовательных структур Отдельного корпуса жандармов Департамента полиции МВД Российской Империи.

Приступая к анализу имеющихся научных взглядов на понятие и содержание непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел в вузах МВД РФ, мы отмечаем, что концепции непрерывного образования получили свое раскрытие в материалах исследований И.Ш. Галеева, Н.Ф. Ильиной, Т.Ю. Цибизовой и других.

По мнению И.Е. Мягких современный подход к непрерывному образованию в России представляет в достаточной степени гармоничный процесс, допускающий прерывание процесса обучения по тому или иному профилю, переход в ту или иную методологическую область, вплоть до смены профориентации [2, с. 15].

Т. Г. Мухина в содержании понятия «непрерывное образование» усматривает перманентный процесс получения индивидом образования, а также его повышения и изменения в высших учебных заведениях или самостоятельно, в форме освоения базовых образовательных программ или посещения курсов повышения квалификации. В качестве цели непрерывного образования Т.Г. Мухиной понимается использование полученных в ходе образовательной деятельности знаний и умений в профессиональной деятельности или для проведения научных исследований [3, с. 181].

© Васильев В.В., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

103

Разработав концепцию «пространства непрерывного образования», Н.Ф. Ильина полагает, что оно объединяет формальное, неформальное и инфор-мальное образование, связанные воедино звеньями, этапами, формами образовательного процесса и обеспечивает преемственность между ними [4, с. 113].

Т.Ю. Цибизова, рассматривая концептуальные основания исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования, на дает собственного видения понятия непрерывного образования. В рамках диссертационного исследования ею формулируются и обосновываются задачи системы непрерывного образования, первоочередной из которых провозглашается разработка совокупности условий для эффективного воспроизводства профессиональных, научных, научно-исследовательских и научно-педагогических кадров [5, с. 19].

Рассмотрению концептуальных оснований и технологий проектирования муниципальной системы непрерывного образования взрослых посвятила свое диссертационное исследование Л.В. Ре-зинкина. По ее мнению система непрерывного образования взрослых на уровне муниципального образования представляет собой андрагогическую систему. К числу особенностей данной системы Л.В. Резинкина относит её целеполагание, важнейшие функции, направленность развития, характеристику содержания, определенные формы деятельности, инструментарий сопровождения личности обучающегося на разных этапах его жизненного и профессионального пути [6, с. 15].

При разработке организационно-педагогических условий реализации личностно ориентированного подхода в непрерывном профессиональном образовании сотрудников органов внутренних дел И.Ш. Галеев избрал данное непрерывное образование в качестве основного объекта своего исследования [7, с. 4]. Не ставя перед собой задачу формулирования авторской дефиниции непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел, И.Ш. Галеевым обосновывается смысл непрерывного ведомственного профессионального образования. Он должен состоять в том, что сотрудник правоохранительных органов в процессе непрерывного повышения своей квалификации не просто адаптируется в своей профессии или в быстро изменяющихся условиях социально-экономического, правового. научно- технического уровня развития общества, а непрерывно и целенаправленно повышает уровень своего профессионализма, совершенствуя свою личность [7, с. 8].

Чрезвычайно серьезно подошел к разработке концепции непрерывного ведомственного образования В.Г. Федоров. По его мнению, практическая реализация концепции непрерывного образования должна зависеть от конкретных педагогических факторов, к которым он относит:

- наличие соответствующей многоуровневой образовательной структуры, обусловливающей

иерархичность и соподчиненность различных форм подготовки обучающихся;

- преемственность содержания обучения в различных звеньях единой образовательной системы;

- единство технологии обучения на различных уровнях подготовки обучающихся;

- стимулирование познавательной активности обучающихся;

- дидактические механизмы реализации принципов непрерывного образования;

- углубление фундаментальной подготовки обучающихся;

- взаимосвязь академического обучения с различными формами дополнительного профессионального образования;

- ориентирование обучающихся на самообразование в процессе практической деятельности;

- совершенствование профессионально значимых знаний, умений, навыков, сформированности компетенций в соответствии с должностным предназначением выпускников различных звеньев образовательной системы;

- дифференциация содержания обучения в рамках общего и специального образования и его интеграция в однопрофильных базовых учебных заведениях [8, с. 14-15].

Не смотря на то, что концепция непрерывного ведомственного образования В.Г. Федоровым была выдвинута двадцать лет назад, она не потеряла своей актуальности. С учетом требований законодательных норм ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и особенностей ведомственного правоохранительного непрерывного образования изложенная концепция в значительной мере совпадает с нашими взглядами на реалии непрерывной образовательной деятельности в вузах системы МВД РФ.

Переходя к рассмотрению в качестве объекта педагогико-юридического анализа системы образовательных организаций МВД России, мы отмечаем ее значительную подвижность и вариативность отдельных ее элементов. Не проводя историко-ретроспективного анализа всех этапов становления отечественной системы образовательных организаций, осуществляющих непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел, остановимся на современном ее состоянии.

В настоящее время в систему образовательных организаций реализующих концепцию непрерывного правоохранительного образования сотрудников органов внутренних дел входят:

1) образовательные организации, реализующие среднее общее образование с правоохранительной направленностью;

2) образовательные организации, реализующие различные уровни высшего профессионального образования - бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации;

3) образовательные организации, реализующие программы дополнительного профессионального

образования;

4) образовательные организации, реализующие программы профессионального обучения.

Проведем краткий педагогико-юридического анализ каждого из элементов данной системы, уде -лив более пристальное внимание образовательной деятельности вузов МВД РФ.

Образовательные организации, реализующие среднее общее образование с правоохранительной направленностью. Перечень организаций, правовое регулирование их деятельности, ведомственная принадлежность, индивидуальность правоохранительного воспитательно-обучающего воздействия на обучающихся в них чрезвычайно разнообразны. Это может быть кадетский класс в муниципальной образовательной организации среднего образования. Учредитель - муниципалитет, программа обучения в кадетском классе - стандартная для общеобразовательных школ с дополнительным преподаванием физической культуры, права, об-ществознания, гражданственно-патриотическим. Более структурированное и насыщенное воспитательно-обучающее правоохранительное воздействие на обучающихся реализуется в кадетских училищах. Учредителем является субъект РФ, базовая образовательная программа - среднее общее образование. В различных кадетских училищах возможно как нахождение обучающихся в училище только во время воспитательно-учебного процесса, так и организация образовательной организации интернатного типа с постоянным пребыванием кадетов. Максимальное воспитательно-обучающее правоохранительное воздействие на обучающихся в рамках реализации среднего общего образования осуществляется в суворовском военном училище МВД РФ. Решение о его создании принимается Правительством РФ, учредителем выступает Российская Федерация в лице МВД РФ. Лицензирование и государственную аккредитацию осуществляет министерство (департамент и пр.) образования государственной исполнительной власти субъекта РФ, в котором дислоцировано училище. Помимо реализации среднего общего образования предусматривается значительное по своему объему правоохранительное воспитательно-обучающее воздействие на обучающихся. По окончании обучения и успешного прохождения итоговой государственной аттестации кадетам, суворовцам выдается аттестат о среднем общем образовании общегосударственного образца. Прохождение правоохранительного обучения во всех видах общеобразовательных учреждений не порождает для выпускников юридической обязанности заключения контракта о службе в органах внутренних дел.

Вузы МВД РФ, реализующие различные уровни высшего профессионального образования - бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации. Учредителем всех федеральных государственных казенных образова-

тельных учреждений высшего образования является Российская Федерация в лице МВД РФ. Вузы МВД РФ осуществляют правоохранительную воспитательно-образовательную деятельность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, основными профессиональными образовательными программами и планами (программами) воспитательной работы.

Образовательные организации, реализующие программы дополнительного профессионального образования. К их числу в системе МВД РФ мы относим образовательные организации высшего образования, институты повышения квалификации. Юридический статус - федеральное государственное казенное учреждение дополнительного профессионального образования Учредителем является Российская Федерация в лице МВД РФ. Дополнительное профессиональное образование осуществляется как в форме повышения квалификации, так и профессиональной переподготовки. В число обучающихся могут входить сотрудники органов внутренних дел, а на основе договоров о межведомственном сотрудничестве - сотрудники подразделений войск Росгвардии. Помимо вузов и институтов повышения квалификации дополнительное профессиональное образование в системе МВД РФ осуществляется центрами профессиональной подготовки в составе территориальных ОВД МВД РФ по субъектам РФ. Функции лицензирования образовательной деятельности данных центров возлагаются на органы образования соответствующего субъекта Российской Федерации.

Образовательные организации, реализующие программы профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел. К их числу относятся вузы системы МВД РФ, центры профессиональной подготовки в составе территориальных ОВД МВД РФ по субъектам РФ. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с основными программами профессионального обучения, согласованными с руководством территориального ОВД МВД РФ по субъекту РФ и планами (программами) воспитательной работы с обучающимися. Воспитательно-обучающее воздействие оказывается на сотрудников органов внутренних дел, на основе договоров о межведомственном сотрудничестве -сотрудников подразделений войск Росгвардии, прошедших испытательный срок и прибывших на обучение про профессии «полицейский».

В заключительной части нашей статьи проведем краткий педагогико-юридический анализ организации непрерывного образования в вузе МВД России.

Как уже отмечалось, вузы МВД РФ являются юридическими лицами, учредителем которых является Российское государство в лице Министерства внутренних дел. Вузы имеют статус федерального государственного казенного образовательного учреждения. Лицензирование и государственную

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

105

аккредитацию образовательной деятельности осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Подзаконное нормативное правовое регулирование образовательной деятельности вуза МВД РФ осуществляет не только Ми-нобрнауки РФ, но и, в силу ведомственной подчиненности, Министерство внутренних дел РФ. Учитывая ведомственную правоохранительную принадлежность вузов МВД РФ, руководитель образовательной организации не выбирается (как в гражданских вузах), а назначается либо указом Президента РФ (если должность начальника вуза относится к категории должностей высшего начальствующего состава МВД РФ), либо приказом Министра внутренних дел России.

Особенностью системы образовательных организаций высшего образования МВД РФ является нормативно закрепленная ведомственная профессиональная специализация вузов. Образовательная деятельность вуза МВД РФ строится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по различным уровням образования, основными профессиональными образовательными программами высшего образования, основными программами профессионального обучения, программами дополнительного профессионального обучения. Учитывая ведомственную правоохранительную принадлежность и стремление учредителя к единообразному пониманию вузами общих вопросов организации процесса образовательной деятельности, Департаментом государственной службы и кадров МВД РФ утверждаются и направляются в подведомственные образовательные организации высшего образования для использования примерные учебные планы, примерные программы дисциплин.

В настоящее время государство предъявляет особые требования к практической направленности правоохранительного образования. Для выполнения данных требований вузы МВД РФ активно привлекают к проведению различных видов аудиторных занятий с обучающимися, включая промежуточную и итоговую государственную аттестацию, практических сотрудников территориальных органов внутренних дел. Основные профессиональные образовательные программы высшего образования, основные программы профессионального обучения, программы дополнительного профессионального обучения проходят согласование у «заказчиков» - руководителей территориальных органов внутренних дел по соответствующему профилю подготовки обучающихся.

Подводя итоги педагогико-юридического анализа непрерывное образование в вузах системы МВД России, мы полагаем возможным сформулировать некоторые выводы.

В системе Министерства внутренних дел России создана и успешно функционирует система образовательных организаций высшего образования,

реализующих непрерывное образование сотрудников органов внутренних дел.

Особенностью системы образовательных организаций высшего образования МВД РФ является нормативно закрепленная приказом Министра ведомственная профилизация вузов.

Вузы системы МВД РФ помимо реализации всех уровней высшего профессионального образования, осуществляют дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение (профессиональную подготовку).

Современное состояние непрерывного образования в вузах МВД РФ остается не до конца изученным и требует дальнейшего научного исследования как с токи зрения базовых ценностных основ такого образования, так и с точки зрения программирования непрерывной образовательной деятельности.

Библиографический список

1. Лихачев Д.С. Школа на Васильевском / Д.С. Лихачев, Н.В. Благово, Е.Б. Белодубров-ский. - М.: Просвещение, 1990. - 157 с.

2. Мягких И.Е. Управление взаимодействием субъектов системы непрерывного образования в Российской Федерации: дис. ... канд. пед. наук. -М., 2014. - 179 с.

3. Мухина Т.Г., Щербакова М.В. Непрерывное профессиональное многоуровневое образование как основа подготовки дизайнера к творческой деятельности // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: Сб. статей по материалам V Междунар. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей / под общ. ред. Э.Г. Скибицкого. - Новосибирск: САФБД, 2014. - 423 с.

4. Ильина Н.Ф. Становление инновационной компетентности педагога в региональном пространстве непрерывного образования: дис. ... д-ра пед. наук. - Красноярск, 2014. - 358 с.

5. Цибизова Т.Ю. Концептуальные основания исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2013. - 42 с.

6. Резинкина Л.В. Концептуальные основания и технологии проектирования муниципальной системы непрерывного образования взрослых: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. - Великий Новгород, 2013. - 54 с.

7. Галеев И.Ш. Организационно-педагогические условия реализации личностно ориентированного подхода в непрерывном профессиональном образовании сотрудников органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2003. - 24 с.

8. Федоров В.Г. Теория и практика непрерывного военно-физкультурного образования в вооруженных силах Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 1997. - 42 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.