Научная статья на тему 'Конструирование непрерывного воспитательно-обучающего воздействия в вузах МВД России: пути взаимодействия субъектов образовательного процесса'

Конструирование непрерывного воспитательно-обучающего воздействия в вузах МВД России: пути взаимодействия субъектов образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБУЧАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ВУЗ МВД РФ / КОНСТРУИРОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СONTINUING EDUCATION / FOUNDATIONS OF VALUES / THE UPBRINGING AND EDUCATIONAL IMPACT / THE UNIVERSITY OF THE INTERIOR MINISTRY / THE CONSTRUCTION OF CONTINUING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев Вячеслав Вениаминович

В статье рассматривается проблема понятия и содержания образовательной деятельности в вузе МВД России как сочетания воспитательного и обучающего воздействия на обучающихся. Указанное воздействие конструируется и реализуется в целях формирования личности современного сотрудника органов внутренних дел (полиции) как грамотного, профессионального правоохранителя и патриота своей Отчизны, непримиримого борца с преступностью. Особое внимание уделяется анализу организации данной воспитательно-обучающей деятельности в рамках непрерывного образования сотрудников ОВД в вузах МВД РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильев Вячеслав Вениаминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTRUCTION A CONTINUOUS EDUCATIONAL AND TRAINING EFFECTS IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA: WAYS OF INTERACTION OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS

In the article deals with the problem of the definition and content of educational activities at the University of MIA of Russia, as a combination of educational and learning impact on students. This energy is designed and implemented in order to identity formation of the modern employee of the internal Affairs bodies (police), as a competent, professional law enforcement officers and patriot of his homeland, an implacable crime fighter. Special attention is paid to the analysis of organization of the educational-training activities in the framework of the continuous education of police officers in the Universities of MIA of Russia.

Текст научной работы на тему «Конструирование непрерывного воспитательно-обучающего воздействия в вузах МВД России: пути взаимодействия субъектов образовательного процесса»

УДК:378

КОНСТРУИРОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНО-

ОБУЧАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ВУЗАХ МВД РОССИИ:

ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В.В. Васильев

Аннотация. В статье рассматривается проблема понятия и содержания образовательной деятельности в вузе МВД России как сочетания воспитательного и обучающего воздействия на обучающихся. Указанное воздействие конструируется и реализуется в целях формирования личности современного сотрудника органов внутренних дел (полиции) как грамотного, профессионального правоохранителя и патриота своей Отчизны, непримиримого борца с преступностью. Особое внимание уделяется анализу организации данной воспитательно-обучающей деятельности в рамках непрерывного образования сотрудников ОВД в вузах МВД РФ.

Ключевые слова: непрерывное образование, ценностные основы, воспитательно-обучающее воздействие, вуз МВД РФ, конструирование непрерывного образования.

THE CONSTRUCTION A CONTINUOUS EDUCATIONAL AND TRAINING

EFFECTS IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS

OF THE MIA OF RUSSIA: WAYS OF INTERACTION

OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS

V. Vasiliev

Abstract. In the article deals with the problem of the definition and content of educational activities at the University of MIA of Russia, as a combination of educational and learning impact on students. This energy is designed and implemented in order to identity formation of the modern employee of the internal Affairs bodies (police), as a competent, professional law enforcement officers and patriot of his homeland, an implacable crime fighter. Special attention is paid to the analysis of organization of the educational-training activities in the framework of the continuous education of police officers in the Universities of MIA of Russia.

Keywords: ^ndming education, foundations of values, the upbringing and educational impact, the University of the interior Ministry, the construction of continuing education.

Образовательные организации высшего образования, входящие в систему ведомственных образовательных организаций

правоохранительных федеральных органов исполнительной власти, наряду с соответствующими образовательными

организациями Министерства обороны Российской Федерации, представляют собой уникальное явление государственно-властной и общественно-политической жизни нашей страны. Обосновывают такое умозаключение ряд объективных причин, к числу которых мы можем отнести не только исключительно государственный статус таких образовательных организаций, сохраненную и модернизированную систему обязательного распределения выпускников, но и более чем оригинальную и во многом самобытную систему воспитательно-обучающего воздействия на обучающихся в данных вузах.

Актуальность изучения опыта

взаимодействия субъектов образовательного процесса в рамках конструирования

непрерывного воспитательно-обучающего

воздействия в вузах МВД России несомненна. Она обусловлена исключительной важностью подготовки профессиональных

правоохранительных кадров в условиях нестабильности международной обстановки и задачами повышения общественного доверия к сотрудникам правоохранительных органов вообще и сотрудникам органов внутренних дел в частности. От слаженного целостного воспитательного и образовательного воздействия на курсантов и слушателей вузов Министерства внутренних дел России зависит качество сформированности личности сотрудника территориального органа внутренних дел как гражданина своей страны, патриота Отечества [1] и защитника конституционных прав и законных интересов граждан на территории Российской Федерации, непримиримого борца с преступностью. Как отметили В.В. Карпов и А.Н. Сивак, в реалиях сегодняшнего дня становятся все более важными и высокий уровень

профессионализма деятельности человека, и его высокая обучаемость [2, с.80].

В качестве целей исследования проблематики конструирования непрерывности ведомственного правоохранительного образовательного процесса мы видим определение и обоснование наиболее перспективных, с педагогической точки зрения, путей взаимодействия субъектов непрерывного правоохранительного образования,

направленного на формирование личности сотрудника ОВД, отвечающего требованиям государства [3, с.2], современным запросам общества, как защитника государственных и общечеловеческих ценностей.

Для достижения заявленных целей предусматривается решение следующих задач:

- рассмотреть содержание непрерывного обучающе-воспитательного воздействия в образовательных организациях высшего образования МВД России и процесс его конструирования;

- изучить опыт взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе МВД РФ;

- сформулировать рекомендации, направленные на улучшение качества программирования непрерывного образовательного процесса в образовательных организациях МВД России.

Согласно п.1 ст.2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование, как вид социально значимой деятельности, представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. Полагаем, что законодатель вполне осознанно поставил именно воспитание на первое место, отдавая приоритет воспитательному воздействию на обучающееся лицо как основе образовательной деятельности. Законодательный акт определяет, что как вид познавательной деятельности именно воспитание непосредственно направлено на развитие личности. Оно является ценностным основанием как самоопределения, так и последующей социализации обучающегося в окружающем обществе.

Обучение, как вторая составляющая образовательной деятельности, по мнению российского законодателя, есть

целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями. Сама законодательная дефиниция обучения предопределяет необходимость организации такого рода деятельности объектов обучающего воздействия. Рассмотрим перечень субъектов как обучающего, так и воспитательного воздействия в

образовательных организациях высшего образования МВД России.

До недавнего времени на официальном уровне образовательный процесс в образовательных организациях рассматривался как вид деятельности по оказанию обучающемуся лицу государственных (муниципальных, частных) образовательных услуг. В рамках такого рода обучающей деятельности преподаватель «транслирует» учебный материал обучающимся, осуществляет текущий, промежуточный, итоговый контроль качества усвоенного материала. Всякое воспитательное воздействие, не укладывающееся в рамки деятельности по оказанию образовательных услуг исключительно обучающего характера, выпадало за рамки обязательных образовательных процедур. Воспитательное воздействие на курсантов и слушателей вузов МВД РФ, по замыслу автором модели «образовательных услуг» возлагалось на плечи:

- воспитательных подразделений аппарата по работе с личным составом правоохранительного

вуза;

- командного состава учебно-строевых подразделений, «отцов-командиров».

Подобного рода фактическое исключение профессорско-преподавательского состава

образовательной организации высшего образования из целостного воспитательно-обучающего воздействия на обучающихся считалось инновацией и шагом вперед от «советской школы». Однако, как гласит народная пословица, не все то золото, что блестит [4].

Как мы уже отметили, рост негативного отношения образовательного и н научного педагогического сообщества в отрыве обучения от воспитания, постепенное разочарование руководства страны в псевдо инновационных образовательных технологиях, принятие нового Федерального закона «Об образовании в РФ» начали давать свои положительные результаты. Министр образования и науки России О.Ю. Васильева неоднократно указывала, что обучение не может осуществляться в отрыве от воспитания. Как преподаватель обязан совмещать обучение с воспитательной составляющей, так и воспитательные и командные подразделения вуза привносят в воспитательное воздействие на обучающихся элементы обучения, будь то культура межличностного общения или правила поведения сотрудника органа внутренних дел в обществе.

Конструктивно непрерывное воспитательно-обучающее воздействие в образовательных организациях высшего образования МВД России представляет собой единый процесс воспитания и

обучения. Оно осуществляется в правоохранительных вузах в интересах человека, общества и государства. Это непрерывная целенаправленная деятельность всех субъектов образования по конструированию всесторонне развитой [5], профессиональной патриотической личности сотрудников территориальных органов внутренних дел на всех этапах его правоохранительной деятельности с момента подготовки к службе в ОВД и до её окончания.

Говоря о содержании и непрерывности такой целостной образовательной деятельности, необходимо определить ее базисные составляющие.

1. Воспитательно-обучающее воздействие на этапе подготовки гражданина РФ к службе в ОВД, а равно к обучению в вузе МВД РФ. Как отметил Т.С. Купавцев, подготовка сотрудника органа внутренних дел должна начинаться еще на этапе профориентационной работы [6, с.48].

2. Воспитательно-обучающее воздействие на курсантов и слушателей вузов МВД РФ, получающих высшее образование, аналогичное воздействие на слушателей, проходящих первоначальную профессиональную подготовку [7] сотрудника ОВД.

3. Воспитательно-обучающее воздействие на действующих сотрудников территориальных органов внутренних дел, осуществляемое в вузах МВД РФ в рамках получения обучающимися дополнительного профессионального образования.

Рассмотрев содержание непрерывного воспитательно-обучающего воздействия в вузах МВД РФ, перейдем к изучению опыта взаимодействия субъектов образовательного процесса в образовательной организации высшего образования системы МВД РФ.

Прежде всего, определимся с кругом субъектов образовательного воздействия на лиц, проходящих обучение в вузе МВД РФ. Мы полагаем, что к числу полноправных субъектов воспитательно-обучающего воздействия на сотрудников органов внутренних дел необходимо отнести:

- руководящий состав образовательной организации;

- профессорско-преподавательский состав правоохранительного вуза;

- воспитательное подразделение кадрового аппарата вуза МВД РФ;

- командный состав учебно-строевых подразделений вуза;

- сотрудников подразделений обсечения учебного процесса вуза;

- педагогов-кураторов учебных групп;

- руководителей и представителей комплектующих органов внутренних дел из которых сотрудник ОВД направлен на обучение в вуз МВД РФ.

Отличительной чертой практически любого военного или правоохранительного вуза является наличие и бережное поддержание (совершенствование) традиций и торжественных ритуалов образовательной организации. Именно создание, поддержание, при необходимости коррекция традиций и торжественных ритуалов системы МВД РФ в целом и каждой конкретной правоохранительной образовательной

организации есть почти идеальная база взаимодействия всех субъектов воспитательно-обучающего воздействия на сотрудников ОВД, проходящих обучение в вузе МВД России.

Огромный образовательный эффект, эффективное социльно-воспитательное

воздействие на личность обучающегося гражданина РФ и сотрудника органа внутренних дел оказывают:

- торжественное принятие присяги сотрудника органа внутренних дел. В Нижегородской академии МВД РФ данный ритуал торжественно проводится в историческом центре города - Нижегородском кремле у Вечного огня памяти;

- торжественное вручение первых офицерских погон слушателям выпускного курса очной формы обучения;

- торжественный выпуск и прощание со Знаменем вуза;

- юбилейные встречи выпускников;

- встречи обучающихся с ветеранами ОВД и вуза и пр.

В организации таких торжественных мероприятий могут и должны принимать участие как преподавательский, так и руководящий, воспитательный и командный состав вуза. В настоящее время в правоохранительных и военных вузах страны возрождаются традиции, зародившиеся еще до переломных событий в жизни государства столетней давности.

Не может, и не остается в стороне институт наставничества как в территориальных ОВД, так и в образовательных организациях МВД РФ. Учитывая, что значительное количество преподавательского состава правоохранительных вузов имеют «за плечами» богатый опыт правоприменительной (оперативной,

административной, следственной и пр.) деятельности в территориальных ОВД, их участие в наставнической и общевоспитательной деятельности с курсантами и слушателями вузов незаменимо.

Особое внимание, по нашему мнению, заслуживает процесс программирования непрерывности рассмотренного нами воспитательно-обучающего воздействия на курсантов и слушателей вузов МВД РФ. Формирование полноценной всесторонне развитой личности профессионального сотрудника территориального органа внутренних дел не заканчивается, а лишь начинается с окончанием выпускником вуза МВД РФ процесса получения первоначальных профессиональных и профессионально-специализированных компетенций по профилю правоохранительной деятельности образовательной организации. Программирование непрерывного образования сотрудников ОВД предполагает

совершенствование полученных знаний, умений и навыков правоохранительной деятельности, их корректировку с учетом изменяющейся оперативной обстановки и задач служебной деятельности, переподготовку сотрудника ОВД к исполнению им новых функциональных обязанностей в связи с перемещением по службе и пр. Вся эта воспитательно-обучающая деятельность осуществляется вузом МВД РФ в форме дополнительного профессионального

образования. Спецификой государственной правоохранительной службы Российской Федерации является обязательность регулярного, не реже одного раза в пять лет прохождения сотрудника ОВД повышения его профессиональной квалификации. С учетом ведомственной правоохранительной

профилизации образовательных организаций высшего образования системы МВД РФ, деятельность по программированию

непрерывного образования сотрудников ОВД, прогнозированию результатов этой деятельности приобретает чрезвычайную важность и заслуживает дальнейшего научного

рассмотрения.

Подводя итог краткому рассмотрению опыта взаимодействия субъектов образовательного процесса в рамках конструирования непрерывного воспитательно-обучающего

воздействия в вузах МВД России, необходимо отметить широчайшие и в не полной мере задействованные, возможности образования современного сотрудника ОВД (полиции) как грамотного, профессионального правоохранителя и патриота своей Отчизны.

1. Мухина Т.Г. Педагогические условия патриотического воспитания обучающихся в ведомственных общеобразовательных организациях МВД России / Е.А. Вызулин, Н.И. Мусина, Т.Г. Мухина // Формирование патриотизма у молодежи средствами социально-культурной деятельности: векторы исследовательских и практических перспектив: Материалы Международной электронной научно-практической конференции. - 2016. - С. 225229.

2. Карпов В.В. Проблемы и перспективы непрерывного профессионального образования в вузах ВВ МВД России / В.В. Карпов, А.Н. Сивак // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5(123). - С. 79-86.

3. Административно-служебная деятельность участкового уполномоченного полиции: учебник / В.В. Васильев, Е.А. Вызулин и др. - Нижний Новгород. Стимул-СТ, 2017. - 315 с.

4. Даль В.И. 1000 русских пословиц и поговорок. -М., Рипол-Классик, 2017. - 514 с.

5. Вызулин Е.А. Этические принципы и нормы деятельности сотрудников органов внутренних дел / Е.А. Вызулин // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2015. - №4. - С. 39-46.

6. Купавцев Т.С. Принципы обеспечения непрерывности в системе профессионального образования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / Т.С. Купавцев // Армия и общество. - 2010. - № 2(22). - С. 47-52.

7. Майорова С.А. Проблемные вопросы методики проведения комплексных профессиональных испытаний у слушателей факультета профессионального обучения Нижегородской академии МВД России / Е.А. Вызулин, В.В. Васильев, С.А. Майорова, Ю.Б. Плавинская // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015. - № 3(31). - С. 184-188.

Сведения об авторе:

Васильев Вячеслав Вениаминович (г. Нижний Новгород, Россия), кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел Нижегородской академии МВД России, е-mail: vasiljev.vyacheslaw@yandex.ru

Data about the author:

V. Vasiliev (Nizhny Novgorod, Russia), Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia candidate of legal Sciences, associate Professor, The professor of the Department of administrative activities of the bodies of internal affairs, е-mail: vasiljev.vyacheslaw@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.