Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение непрерывного образовательного процесса в вузах МВД РФ'

Педагогическое обеспечение непрерывного образовательного процесса в вузах МВД РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВУЗ МВД РОССИИ / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев Вячеслав Вениаминович

В статье рассматриваются не только общенаучные аспекты и проблемные вопросы понятия и содержания педагогического обеспечения образовательного процесса в различных образовательных организациях системы Министерства внутренних дал Российской Федерации, но и практико-составляющие особенности реализации такого рода обеспечения в ведомственных правоохранительных вузах. Поведен анализ существующих и актуальных на настоящий момент времени научных педагогических воззрений на педагогическое обеспечение образовательной деятельности применительно к системе высшего образования в России. С учетом специфики организации управленческой деятельности и организации единоначальной модели администрирования в Министерстве внутренних дел России, а соответственно и ведомственных образовательных организаций раскрыты основные особенности педагогического обеспечения непрерывного правоохранительного образования в вузах системы МВД России. Обосновано участие в непрерывной образовательной правоохранительной деятельности в качестве самостоятельного участника заказчика образовательного воздействия органа внутренних дел МВД РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильев Вячеслав Вениаминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical support of continuous educational process in educational institutions of the MIA of the Russian Federation

The article deals not only with the general scientific aspects and problematic issues of the concept and contents of the pedagogical support of the educational process in various educational organizations of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, but also with the practical features of the implementation of this kind of support in departmental law enforcement universities. The analysis of the existing and currently relevant scientific pedagogical views on pedagogical support of the educational activity in relation to the system of higher education in Russia has been made. Taking into account the specifics of the organization of management activities and the organization of the single-initial model for the administration in the Ministry of internal Affairs of Russia, and, accordingly, the departmental educational organizations, the main features of the pedagogical support for the continuous law enforcement education in higher education institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia are revealed. Participation in the continuous educational law enforcement activity, as the independent participant, of the customer of the educational impact the body of internal Affairs of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation is proved.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение непрерывного образовательного процесса в вузах МВД РФ»

качеств у студентов экспериментальной группы. Это способствовало созданию условий для более быстрой адаптации студентов, к специфическим условиям будущей военно-профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакаев, В.В. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе физической подготовки будущих спасателей к действиям в условиях горной местности / В.В. Бакаев, А.Э. Болотин, С.С. Аганов // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 6 - С. 6-8.

2. Бочковская, В. Л. Педагогическая технология формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО / В. Л. Бочковская, А.Г. Горбунов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 30-34.

3. Бочковская, В.Л. Педагогическая технология обучения прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации с использованием методики улучшения экономичности движений / В. Л. Бочковская, М.С. Назарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 46-51.

4. Панченко, И. А. Педагогическая модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений / И.А. Панченко, А.В. Волков, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 32-34.

REFERENCES

1. Bakayev, V.V., Bolotin, A. E. and Aganov S.S. (2016), "Pedagogical technology of application of training complexes in the course of physical training of future rescuers to actions in the conditions of the mountain area", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 6-8.

2. Bochkovskaya, V. L. and Gorbunov, A. V. (2016), "Pedagogical technology of formation of skills of the organization of an independent physical training at cadets of higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 138, No. 8, pp. 30-34.

3. Bochkovskaya, V. L. and Nazarova, M. S. (2015), "Pedagogical technology of training in application-oriented float of students of higher education institutions of civil aviation with use of a technique of improving of profitability of movements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 46-51.

4. Panchenko, I.A., Volkov, A. V. and Bolotin, A. E. (2014), "Pedagogical model of ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 32-34.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.03.2018

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА В ВУЗАХ МВД РФ

Вячеслав Вениаминович Васильев, кандидат юридических наук, доцент, профессор, Нижегородская академия МВД России, Нижний Новгород

Аннотация

В статье рассматриваются не только общенаучные аспекты и проблемные вопросы понятия и содержания педагогического обеспечения образовательного процесса в различных образовательных организациях системы Министерства внутренних дал Российской Федерации, но и практико-составляющие особенности реализации такого рода обеспечения в ведомственных правоохранительных вузах. Поведен анализ существующих и актуальных на настоящий момент времени научных педагогических воззрений на педагогическое обеспечение образовательной деятельности применительно к системе высшего образования в России. С учетом специфики организации управленческой деятельности и организации единоначальной модели администрирования в Министерстве внутренних дел России, а соответственно и ведомственных образовательных организаций раскрыты основные особенности педагогического обеспечения непрерывного правоохранительного образования в вузах системы МВД России. Обосновано участие в непрерывной образовательной правоохранительной деятельности в качестве самостоятельного

участника заказчика образовательного воздействия - органа внутренних дел МВД РФ.

Ключевые слова: педагогическое обеспечение, непрерывное образование, образовательная организация, вуз МВД России, воспитание, обучение, правоохранительное образование.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF CONTINUOUS EDUCATIONAL PROCESS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF THE RUSSIAN FEDERATION

Vyacheslav Veniaminovich Vasiliev, the candidate of legal sciences, senior lecturer,

professor,

Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nizhny Novgorod

Annotation

The article deals not only with the general scientific aspects and problematic issues of the concept and contents of the pedagogical support of the educational process in various educational organizations of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, but also with the practical features of the implementation of this kind of support in departmental law enforcement universities. The analysis of the existing and currently relevant scientific pedagogical views on pedagogical support of the educational activity in relation to the system of higher education in Russia has been made. Taking into account the specifics of the organization of management activities and the organization of the single-initial model for the administration in the Ministry of internal Affairs of Russia, and, accordingly, the departmental educational organizations, the main features of the pedagogical support for the continuous law enforcement education in higher education institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia are revealed. Participation in the continuous educational law enforcement activity, as the independent participant, of the customer of the educational impact - the body of internal Affairs of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation is proved.

Keywords: pedagogical support, continuing education, educational organization, University of the MIA of Russia, education, training, law enforcement education.

В своем выступлении на проходившем 6 марта 2018 года в Екатеринбурге совещании по актуальным вопросам развития системы среднего профессионального образования Президент РФ В.В. Путин прямо указал на необходимость повышенного внимания со стороны государства проблематике непрерывности образовательного процесса. По мнению главы государства, современная система непрерывного образования должна отвечать требованию максимальной мобильности и вариативности. Образование, особенно дополнительное, может и должно осуществляться в различных формах воспитательно-обучающего воздействия на обучающихся. Сроки такого обучения должны быть вариативны в зависимости от категории обучающихся и направления подготовки [7]. Президент подтвердил правильность идеи непрерывности образовательного процесса, заложенную в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», указав, что в современных реалиях каждому гражданину обучение требуется на постоянной основе, всю его жизнь.

Руководитель нашего государства высказал мнение, что образовательный процесс должен осуществляться на наиболее современной учебной и производственной базе. В своих исследованиях мы неоднократно касались вопросов оптимизации процесса непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел, осуществляемого образовательными организациями высшего образования системы МВД России на базе перманентно обновляемых полигонных комплексов вузов [1]. В рамках данного краткого научного исследования проблематики ведомственного правоохранительного непрерывного образования, мы предполагаем проведение анализа такой составляющей образовательного процесса, как его педагогическое обеспечение. Тема исследования тем более актуальна, что на важность должного и современного педагогического обеспечения образования не только прямо указывает руководитель страны, но и Правительством РФ предполагается более чем серьезное финансирование.

Понятие и содержание педагогического обеспечения неоднократно рассматривались в трудах отечественных исследователей прикладных вопросов педагогики. Достаточно интересен психолого-педагогический взгляд на природу обеспечения высказан

Реаном А.А. По его мнению, в качестве обеспечения необходимо рассматривать процедуру осуществления определенных последовательных действий, которые реализуются посредством формирования системы специальных мер и методов. Данные меры и методы способствуют воплощению в практической плоскости наличных возможностей конкретной исследуемой социальной системы. В качестве цели применения таких мер и методов Реан А. А. видит стандартные для управленческой деятельности фактическое функционирование социальной системы, регулирование и совершенствование ее деятельности [5]. Отталкиваясь от данной позиции, рассматривая ее в качестве первоосновы, в качестве педагогического обеспечения, как процесса, мы можем рассматривать специализированную разновидность профессиональной деятельности, целью осуществления которой выступает интенсивное задействование ресурсов институционального и личностного характера, которые нужны субъекту деятельности для повышения качества определенного процесса, педагогико-образовательной природы.

Значительный объем времени посвятил изучению проблематики педагогического обеспечения образовательного процесса в образовательных организациях высшего образования профессор А.И. Тимонин. По его мнению, понимания внутреннего наполнения и возможных моделей педагогического обеспечения можно добиться посредством изучения и сопоставления различных подходов к изучаемому вопросу [8].

Исследовав различные вопросы педагогического обеспечения создания ситуаций успеха ребенка в образовательной среде начальной школы, М.А. Скворцова приходит к выводу, что педагогическому обеспечению образовательного процесса свойственны:

- определенная иерархичность, многоуровневостью;

- подвижность и изменчивость, в зависимости от конкретных условий;

- определенная разносторонность, под которой она понимает наличие реальных педагогических ресурсов, мощность обеспечительного потенциала, строгие целенаправленность и целесообразность [6].

Достаточно интересен взгляд на природу педагогического обеспечения был высказан Л.В. Коптяевой. Согласно ее воззрениям, исследуемое нами понятие может пониматься двояко, с одной стороны как деятельность специальных субъектов по согласованию и ресурсному обеспечению, очерчиванию определённых границ и защите значимых ценностей, а с другой стороны как комплекс методов, методик, различного рода мероприятий педагогического характера [3].

Обратим свое внимание на видение проблематики педагогического обеспечения Шепелевой Н.Ю. В своей диссертации она не только обосновывает свое видение данного вопроса, но и обосновывает возможные практические формы такого рода обеспечения. К их числу исследователь относит:

- помощь, оказываемая субъектам воспитательно-обучающего воздействия в лице не только педагогических работников, но и родителей, в плане их информационного и технико-методологического обеспечения;

- целенаправленное, осуществляемое на плановой основе выравнивание воспитательной составляющей образования, реализуемой семьей, образовательной организацией, системой дополнительного образования, осуществляемое с целью упорядочения воспитательного процесса, реализуемого во отношении обучающегося;

- постоянное, всеобъемлющее изучение личности обучающегося, реализуемое на разных этапах образовательного воздействия с целью максимального использования возможностей индивидуализации обучения и воспитания;

- постепенность и поэтапность воспитательно-обучающего воздействия на личность обучающегося, позволяющие переходить к формированию новых профессиональных компетенций лишь после проверки качества сформированности предыдущих;

- создание положительной обучающе-эмоциональной среды, позволяющей как педагогу, так и обучающемуся реализовывать образовательную деятельность на максимальном

уровне комфортности и профессионально-эстетической заинтересованности [9].

В завершении нашего обзора различных, существующих в наше время, точек зрения на понятие и характер педагогического обеспечения образовательного процесса, обратим свое внимание на позицию И.В. Протасовой. По ее мнению, педагогическое обеспечение представляет собой взаимосвязанное и взаимообусловленное единство двух системообразующих элементов:

- ресурсный элемент. Он, по мнению автора концепции, состоит как из внешних для образовательного процесса составляющих (финансирование, материальное обеспечение, внешняя социальная среда), так и внутренних его черт (обучение, сочетающее принципы универсальности, индивидуализации и эвристичности);

- средовой элемент (условия среды, в которой реализуется образование). Он предполагает наличие соответствующего пространства обучения, взаимосвязь и сотрудничество всех субъектов воспитательно-обучающего воздействия, плановость образовательного процесса.

К числу дополнительных элементов педагогического обеспечения И.В. Протасова относит:

- соответствующую образовательную среду;

- тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса;

- партнерские отношения субъектов и объектов образовательной деятельности [4].

На основе представленных концепций видения педагогического обеспечения образовательного процесса, перейдем непосредственно к особенностям такого рода обеспечения в образовательных организациях высшего образования системы МВД РФ в рамках реализации концепции непрерывного правоохранительного образования.

Рассмотрим образовательную среду, в которой проходит непрерывный образовательный процесс сотрудников органов внутренних дел МВД РФ. Прежде всего, мы должны отметить крайне специфическую ее направленность. Все условия, материальные, финансовые, педагогические, методологические и пр. направлены на подготовку (переподготовку, повышение квалификации), как действующих сотрудников органов внутренних дел, так и для нужд территориальных и линейных ОВД. Современные требования государства к организации профессионального образования, озвученные главой страны, говорят о практической направленности образовательной деятельности. Именно в данном ключе выстроена вся система образовательной среды правоохранительных вузов страны системы МВД РФ. Образовательный процесс строится в рамках создания, поддержания и совершенствования образовательной среды с максимальным наполнением ее практической направленности. Министерство внутренних дел РФ, создает практико-ориентирован-ную образовательную среду двумя путями:

- специализация вузов системы МВД РФ по подготовке специализированных сотрудников ОВД для всех органов внутренних дел страны. Так в соответствии с ведомственным нормативным правовым актом МВД РФ Нижегородская академия МВД РФ осуществляет непрерывное образование сотрудников подразделений ОВД по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции;

- реализация образовательного процесса с максимальным практическим наполнением. Этому способствует задействование перманентно совершенствуемой полигонной базы вузов и проведение учебных занятий с привлечением практических сотрудников территориальных и линейных ОВД.

Является непреложным фактом, что такая специализированная социальная система, коей является система органов внутренних дел МВД России, отличается ярко выраженной иерархичностью и преобладанием единоначальной модели администрирования. Такая организация управленческой деятельности находит свое отражение и в педагогическом обеспечении образовательной деятельности сотрудников ОВД в вузах МВД РФ. Такое структурное подразделение Центрального аппарата МВД РФ как Департамент государственной

службы и кадров в централизованном порядке занимается не только определение количества обучающихся в вузах и категорий подготовки (переподготовки, повышения квалификации), но, прежде всего, обеспечением образовательных организаций примерными воспитательными и обучающими материалами, начиная от примерных рабочих учебных планов, основных профессиональных образовательных программ и типовых планов воспитательной работы, а заканчивая примерными рабочими программами, различного рода методическими рекомендациями и планами организации индивидуальной воспитательной работы с определенными категориями обучающихся.

Говоря о такой несомненной составляющей педагогического обеспечения непрерывного образовательного процесса в вузах МВД РФ, как тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса, мы можем отметить, что ее успешной реализации немало способствует сама система ведомственных правоохранительных образовательных организаций. Так в целях ранней профессионально-правоохранительной ориентации несовершеннолетних в системе МВД РФ созданы и успешно функционируют суворовские военные училища МВД РФ, об организации образовательного процесса в которых мы писали ранее [2].

Завершая рассмотрение вопроса педагогического обеспечения непрерывного образовательного процесса в вузах МВД РФ, нельзя обойти стороной такую его составляющую как партнерские отношения субъектов и объектов образовательной деятельности. В данном аспекте ведомственное правоохранительное непрерывное образование вновь демонстрирует свою особенность и отличие от большинства остальных гражданских вузов, осуществляющих различные уровни юридического образования. В данном случае, в линейной схеме субъект образовательной деятельности (образовательная организация) - объект образовательной деятельности (обучающийся), появляется полноценный третий участник -заказчик образовательной деятельности - практические органы внутренних дел МВД РФ. Именно в соответствии с их заявками, пожеланиями и требованиями организуется педагогическое обеспечение не только дополнительного профессионального образования, но и высшего образования в образовательных организациях МВД России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев, В.В. Методические особенности проведения практического занятия с использованием полигонов и привлечением сотрудника территориального ОВД со слушателями, обучающимися по линии ОООП на факультете профессионального обучения Нижегородской академии МВД России / В.В. Васильев, А.Г. Супрунов, Д.М. Столповский // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2014. - № 26. - С. 170-174.

2. Васильев, В.В. Обучение в суворовских военных училищах МВД РФ как элемент непрерывного правоохранительного образования / В.В. Васильев // Наука и школа. - 2017. - № 6. - С. 125131.

3. Коптяева, Л.В. Особенности процесса производства образовательных услуг как фактора социального воспитания : дис. ... канд. пед. наук / Коптяева Л.В. - Кострома, 2000. - 153 с.

4. Протасова, И.В. Педагогическое обеспечение процесса накопления учащимися социального опыта в условиях школы-гимназии : дис. ... канд. пед. наук / Протасова И.В. - Кострома, 2001. - 235 с.

5. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб. : Питер, 2007. - 432 с.

6. Скворцова, М.А. Педагогическое обеспечение создания ситуаций успеха ребенка в образовательной среде начальной школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Скворцова М.А. - Кострома, 2016. - 26 с.

7. Совещание по развитию системы среднего профобразования. Владимир Путин провёл в Екатеринбурге совещание по вопросу развития системы среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // URL : http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/56992. - Дата обращения: 01.03.2018.

8. Тимонин, А.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета : дис. ... д-ра пед. наук / Тимонин А.И. - Кострома, 2008. - 412 с.

9. Шепелева, Н.Ю. Педагогическое обеспечение процесса социализации учащихся в негосударственном образовательном учреждении : дис. ... канд. пед. наук / Шепелева Н.Ю. - Кострома, 2004. - 213 с.

REFERENCES

1. Vasiliev, V.V., Suprunov, A.G. and Stolpovsky, D.M. (2014), "Methodological peculiarities of conducting practical classes with the use of polygons and the involvement of employees of the territorial OVD with students studying on-line crimes in the faculty of professional education Nizhny Novgorod Academy of the MIA of Russia", Legal science and practice Bulletin of Nizhny Novgorod Academy of the MIA of Russia, No. 26, pp. 170-174.

2. Vasiliev, V.V. (2017), "Studied at the Suvorov military schools of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation as part of an ongoing law enforcement education", Science and School, No. 6, pp. 125-131.

3. Koptyaeva, L.V. (2000), Features of the process of production of educational services as a factor of social education, dissertation, Kostroma.

4. Protasova, I.V. (2001), Pedagogical ensuring process of accumulation of social experience of students in terms of school, dissertation, Kostroma.

5. Rean, A.A., Bordovskaya, N.V. and Rozum, S.I. (2007), Psychology and pedagogics, Peter, St. Petersburg.

6. Skvortsova, M. A. (2016), Pedagogical support of creation of situations of success of the child in the educational environment of primary school, dissertation, Kostroma.

7. Meeting on the development of secondary vocational education. Vladimir Putin held in Yekaterinburg a meeting on the development of the system of secondary professional education, available at: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/56992.

8. Timonin, A.I. (2008), Socio-pedagogical support ofprofessional formation of students of humanitarian faculties of the University, dissertation, Kostroma.

9. Shepeleva N. Yu. (2004), Pedagogical support of the process of socialization of students in a non-governmental educational institution, dissertation, Kostroma.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.03.2018

УДК 796.011.3

МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ

БЕЗОПАСНОГО ТИПА

Валерий Геннадьевич Васильков, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт культуры; Валерий Юрьевич Ефимов-Комаров, доцент, Людмила Борисовна Ефимова-Комарова, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-западный институт управления Российской академии народного

хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Екатерина Александровна Камачева, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт культуры; Лариса Федоровна Лебедева, кандидат педагогических наук, доцент, Михаил Борисович Перельман, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического

приборостроения

Аннотация

В статье проводится анализ возможных моделей деятельности кафедр физической культуры по реализации дисциплин, направленных на здоровье сбережение и формирование гармонически развитой личности безопасного типа. Критерием успешности освоения учебных программ выступает логически связанное сочетание обязательных и выборных составляющих учебных дисциплин по физической культуре,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.