Научная статья на тему 'Непрерывное образование в образовательных организациях МВД России: вопросы ведомственного административно-правового регулирования'

Непрерывное образование в образовательных организациях МВД России: вопросы ведомственного административно-правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВУЗ МВД РОССИИ / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев Вячеслав Вениаминович

В статье автором рассматривается вопрос ведомственной административно-правовой регламентации непрерывного образовательного процесса, осуществляемого в образовательных организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Уделяется внимание практической реализации в системе ведомственного правоохранительного образования концепции непрерывного воспитательно-обучающего воздействия на сотрудников территориальных органов внутренних дел. Представлены результаты сопоставительного анализа научных воззрений различных авторов, которые на фундаментальном уровне исследовали вопросы правовой регламентации воспитательного и обучающего процесса в образовательных организациях МВД России. Поднимается вопрос о правовом характере и юридической силе методических рекомендаций, направляемых структурными подразделениями центрального аппарата Министерства внутренних дел в территориальные органы внутренних дел, в части проведения отдельных видов и форм учебных занятий. Особое внимание уделяется недостаточному регламентированию воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел, проходящими повышение квалификации и профессиональную переподготовку в вузах МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильев Вячеслав Вениаминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuing education in educational institutions of the MIA of Russia: issues of departmental administrative-legal regulation

In the article the author considers the question of departmental administrative-legal regulation of the continuous educational process, carried out in the educational institutions of system of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation. It focuses on the practical implementation in the system of departmental law enforcement education of the concept of continuous educational and training impact on the employees of the territorial bodies of internal Affairs. The article presents the results of the comparative analysis of the scientific views of different authors, who explored the issues of legal regulation of educational and training process in educational institutions of the MIA of Russia at fundamental level. It raises the questions of the legal nature and legal force of the guidelines, sent to the structural subdivisions of the Central apparatus of the Ministry of internal Affairs territorial bodies of internal Affairs, in terms of carrying out the separate types and forms of training sessions. Special attention is paid to lack of the regulation in the educational work with employees of internal Affairs bodies, undergoing training and retraining in the educational institutions of the MIA of Russia.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование в образовательных организациях МВД России: вопросы ведомственного административно-правового регулирования»

Контактная информация: kazantsevs@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.10.2017

УДК 378

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ: ВОПРОСЫ ВЕДОМСТВЕННОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Вячеслав Вениаминович Васильев, кандидат юридических наук, доцент, профессор, Нижегородская академия МВД России, Нижний Новгород

Аннотация

В статье автором рассматривается вопрос ведомственной административно-правовой регламентации непрерывного образовательного процесса, осуществляемого в образовательных организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Уделяется внимание практической реализации в системе ведомственного правоохранительного образования концепции непрерывного воспитательно-обучающего воздействия на сотрудников территориальных органов внутренних дел. Представлены результаты сопоставительного анализа научных воззрений различных авторов, которые на фундаментальном уровне исследовали вопросы правовой регламентации воспитательного и обучающего процесса в образовательных организациях МВД России. Поднимается вопрос о правовом характере и юридической силе методических рекомендаций, направляемых структурными подразделениями центрального аппарата Министерства внутренних дел в территориальные органы внутренних дел, в части проведения отдельных видов и форм учебных занятий. Особое внимание уделяется недостаточному регламентированию воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел, проходящими повышение квалификации и профессиональную переподготовку в вузах МВД России.

Ключевые слова: непрерывное образование, образовательная организация, вуз МВД России, воспитание, обучение, правоохранительное образование.

CONTINUING EDUCATION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA: ISSUES OF DEPARTMENTAL ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULATION

Vyacheslav Veniaminovich Vasiliev, the candidate of legal sciences, senior lecturer, professor,

Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nizhny Novgorod

Annotation

In the article the author considers the question of departmental administrative-legal regulation of the continuous educational process, carried out in the educational institutions of system of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation. It focuses on the practical implementation in the system of departmental law enforcement education of the concept of continuous educational and training impact on the employees of the territorial bodies of internal Affairs. The article presents the results of the comparative analysis of the scientific views of different authors, who explored the issues of legal regulation of educational and training process in educational institutions of the MIA of Russia at fundamental level. It raises the questions of the legal nature and legal force of the guidelines, sent to the structural subdivisions of the Central apparatus of the Ministry of internal Affairs territorial bodies of internal Affairs, in terms of carrying out the separate types and forms of training sessions. Special attention is paid to lack of the regulation in the educational work with employees of internal Affairs bodies, undergoing training and retraining in the educational institutions of the MIA of Russia.

Keywords: continuing education, educational organization, University of the MIA of Russia, education, training, law enforcement education.

Образовательный процесс в Российской Федерации, как один из важнейших государственно образующих процессов, был и остается в поле зрения государства, его регулирующей и надзорной деятельности. Помимо законодательно оформленного видения государством понятия и содержания образовательной деятельности в России, закреплен-

ного в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», действует и норма ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», определяющая обязательность лицензирования образовательной деятельности. Важность для государства системной подготовки кадров была озвучена еще 4 мая 1935 году в Кремлевском дворце перед выпускниками военных академий генеральным секретарем ВКП(б) И. В. Сталиным: «Кадры решают все!» [6].

В настоящее время в Российской Федерации реализуется законодательно определенная концепция непрерывного образования. Отечественная система образовательных организаций, помимо традиционных государственных и муниципальных учреждений образования, включает обособленные, относительно самостоятельные, ведомственные образовательные системы. В структуре Министерства внутренних дел России создана и успешно функционирует ведомственная правоохранительная система образовательных организаций, осуществляющих непрерывное образование сотрудников органов внутренних дел. Центральное место в данной системе занимают образовательные организации высшего образования.

Общеобязательное нормативно-правовое регулирование образовательного процесса в вузах России осуществляют федеральные органы государственной власти. Упомянутый ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральные законы, вносящие изменения в данный законодательный акт принимается высшим органом законодательной власти страны, подписывается Президентом РФ. Порядок лицензирования образовательной деятельности, правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов утверждаются постановлением Правительства РФ. Обязанности по разработке и утверждению федеральных государственных образовательных стандартов, подзаконному нормативно-правовому регулированию образовательной деятельности возложены на Минобрнауки РФ. Правомочиями по лицензированию и проведению государственной аккредитации всех образовательных организаций высшего образования в Российской Федерации обладает Федеральная служба по надзору в сфере образования.

Сконцентрировав свое внимание на вопросах организации и программирования непрерывного образовательного процесса в вузах системы МВД РФ, мы, в рамках данного исследования, предполагаем рассмотреть отдельные вопросы ведомственного административно-правового регулирования непрерывного образования в образовательных организациях высшего образования Министерства внутренних дел России.

Учитывая законодательную дефиницию образования, понимающую под ним единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, для достижения заявленной цели исследования нам необходимо рассмотреть:

- административно-правовое регулирование непрерывного воспитания сотрудников органов внутренних дел, обучающихся в вузах МВД России;

- административно-правовое регулирование непрерывного обучения сотрудников органов внутренних дел, обучающихся в вузах МВД России.

Исследуя общие вопросы административно-правового регулирования деятельности системы образования в Российской Федерации, М.А. Зенкова приводит в своей работе авторскую классификацию подзаконного массива нормативных актов в сфере образования [3, с. 86]. К сожалению, несмотря на заявленную широту исследования, автор ограничилась рассмотрением нормативных правовых актов Минобрнауки РФ, касающихся, преимущественно, образования на муниципальном уровне.

Проводя юридический анализ административно-правовых аспектов реализации прав граждан в сфере образования, С.Н. Братановский и С.А. Кочерга предлагают свою классификацию административных прав граждан в образовательной сфере, подразделяя их на отдельные блоки [1, с.230]. Приходится признать, что предлагаемая авторами классификация никак не затрагивает актуальных вопросов регулирования непрерывного образовательного процесса в вузах системы МВД РФ.

В своем диссертационном исследовании, посвященном раскрытию наиболее актуальных и спорных вопросов административно-правового статуса федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в Российской Федерации, М.А. Каплюк, помимо формулирования авторского понятия высшего учебного заведения, определяет административный статус, как самой образовательной организации, так и лиц в ней обучающихся и субъектов образовательной деятельности [4]. Нельзя не отметить пристального внимания М.А. Каплюка к особенностям административно-правового статуса структурных подразделений вуза, студентов и преподавателей образовательной организации.

Завершая краткий обзор научных исследований, посвященных общим вопросам административно-правового регулирования образовательной деятельности вузов в России, нельзя пройти мимо диссертации Л. А. Зайцевой, посвященной проблемам административно-правового регулирования высшего профессионального образования в Российской Федерации [2]. Она относит правовое регулирование управления образованием к одному из важнейших институтов административного права. Свою позицию она обосновывает не только общественной значимостью системы образования, но и, что согласуется с нашим взглядом на проблему, провозглашением ее приоритетности со стороны государства. Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению вопросов административно-правового регулирования непрерывного воспитательно-обучающего процесса в вузах МВД России, сделаем акцент на особенностях ведомственного, системы МВД РФ, организационно-методического воздействия на организацию правоохранительного образования.

Общее администрирование и правовое сопровождение образовательного процесса в вузах МВД РФ осуществляет Министр, его заместители, центральный аппарат Министерства. Департаментом государственной службы и кадров МВД РФ, в рамках унификации и единообразного понимания и реализации воспитательного воздействия на граждан, проходящих обучение в вузах Министерства, разрабатываются не только типовые документы (планы, программы) морально-психологического воздействия на обучающихся, но и методические материалы по различным направлениям воспитательной работы. В качестве примера можно привести методические рекомендации по морально-психологической подготовке на 2017 учебный год для органов, организаций и подразделений МВД, методические рекомендации по организации патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел [5].

Департамент, осуществляя общее руководство и методическое сопровождение учебного процесса в образовательных организациях высшего образования МВД РФ, организует разработку, утверждение и направление в образовательные организации для дальнейшего использования примерные учебные планы, основные образовательные программы, основные профессиональные программы обучения, программы дисциплин.

Административно-правовое регулирование непрерывного образования в вузах МВД России строится на основе единоначальной и коллегиальной моделей администрирования. На основе коллегиально разработанных и утвержденных локальных нормативных правовых актов в образовательных организациях осуществляется их реализация в рамках единоначальной модели.

Непрерывный воспитательный процесс в вузе системы МВД РФ осуществляется во исполнение:

- соответствующего раздела плана работы образовательной организации на календарный год;

- соответствующего раздела перспективных планов развития образовательной организации на определенный период;

- программы морально-психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса для курсантов (слушателей) образовательной организации на весь период обу-

чения;

- программы патриотического воспитания обучающихся в вузе и пр.

Административно-правовое регулирование непрерывного учебного процесса в вузе МВД России строится на основе коллегиально разработанных и утвержденных локальных нормативных правовых актов. Их реализация осуществляется на основе едино-начальной и коллегиальных моделей администрирования процесса обучения. Учитывая значительный объем локальных нормативных актов, регулирующих процесс обучения в вузе системы МВД РФ, приведем в качестве примера основные из них:

- положение об организации образовательного процесса в образовательной организации;

- рабочие учебные планы, основные образовательные программы, рабочие программы дисциплин;

- положения о проведении текущего, рубежного контроля успеваемости и промежуточной аттестации курсантов в образовательной организации высшего образования МВД России и пр.

Даже поверхностный математический анализ числа административно-правовых актов, регламентирующих образовательный процесс в вузах системы МВД РФ, дает основание утверждать, что в вузовском нормативно-правовом массиве превалируют акты, регулирующие процесс обучения. Административно-правовое регулирование воспитательного процесса, с отдельными категориями обучающихся, пребывает в зачаточном состоянии. Количество административно-правовых актов, регламентирующих непрерывное образование сотрудников органов внутренних дел, не превышает математической погрешности.

Отталкиваясь от полученных данных анализа и общей картины ведомственного, мы считаем возможным сформулировать ряд выводов.

1. Административно-правовое регулирование непрерывного образования в вузах МВД России в настоящее время пребывает в зачаточном состоянии.

2. Учитывая факт того, что в вузах системы МВД РФ фактически присутствует и успешно функционирует подавляющее количество элементов системы непрерывного ведомственного правоохранительного образования, полагаем необходимым административно-правовое оформление и сопровождение непрерывной воспитательно-обучающей деятельности в образовательных организациях высшего образования МВД РФ, как на уровне Министерства, так и на локальном уровне.

3. Необходимо значительное увеличение внимания (в том числе административно-правового) как к непрерывному воспитательному процессу в целом, так и к его отдельным элементам.

4. По нашему мнению необходимо привнесение в непрерывный образовательный процесс вуза МВД РФ и последующее административно-правовое закрепление программирование непрерывного ведомственного правоохранительного образования.

5. Тема административно-правового регулирования непрерывного образования в вузах МВД России требует пристального педагогического и юридического внимания, а также дальнейшей научной проработки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Братановский, С.Н. Административно-правовые аспекты реализации прав граждан в сфере образования / С.Н. Братановский, С.А. Кочерга // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2016. - № 4 (111). - С. 228-237.

2. Зайцева, Л.А. Административно-правовое регулирование высшего профессионального образования в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / Зайцева Л.А. - М., 2008. - 236 с.

3. Зенкова, М.А. Административно-правовое регулирование деятельности системы образования в Российской Федерации / М.А. Зенкова // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2016. - № 3 (36). - С. 85-90.

4. Каплюк, М.А. Административно-правовой статус федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Каплюк М.А. - Ростов-на-Дону, 2007. - 25 с.

5. Официальный Интернет-сайт Департамента государственной службы и кадров Министерства внутренних дел России [Электронный ресурс]. - URL : Ийр:дгск.мвд.рф. - Дата обращения 01.09.2017.

6. Сталин, И.В. Сочинения. Том 14 : Март 1934-июнь 1941 / И.В. Сталин. - М. : Информационно-издательский центр «Союз», 2007. - 802 с.

REFERENCES

1. Bratanovsky, S.N. and Kocherga, S.A. (2016), "Administrative-legal aspects of realization of citizens' rights in education", Bulletin of the Saratov state Academy of law, No. 4 (111), pp. 228-237.

2. Zaytseva L.A. (2008), Administrative legal regulation of higher professional education in the Russian Federation, dissertation, Moscow.

3. Zenkova, M.A. (2016), "Administrative-legal regulation of the activities of the education system in the Russian Federation", Bulletin of the Ural Institute of Economics, management and law, No. 3 (36), pp. 85-90.

4. Kapluk M.A. (2007), Administrative-legal status of the Federal state educational institutions of higher professional education in the Russian Federation, dissertation, Rostov-on-don.

5. The official Internet website of the Department of state service and personnel of the Ministry of internal Affairs of Russia, available at: http:дгск.мвд.рф.

6. Stalin, I.V. (2007), Works, Volume 14, March 1934-June 1941, Information-publishing center "Union", Moscow.

Контактная информация: vasiljev.vyacheslaw@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.10.2017

УДК 372.4

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Ирина Ивановна Габеркорн, кандидат педагогических наук, доцент, Институт педагогического образования и менеджмента (филиал), Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (ИПОМ ФГАОУ ВО «КФУ»), Армянск

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме формирования здорового образа жизни учащихся во внеурочной деятельности как компонента валеологического образования младших школьников. В данной работе представлены принципы непрерывного валеологического образования. Характеризуются задачи, содержание образовательных программ формирования здорового образа жизни во внеклассной деятельности. Особое внимание направлено на раскрытие основных составляющих формирования здорового образа жизни у школьников.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, валеологическое образование, младшие школьники, внеурочная деятельность.

FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE IN THE COURSE OF VALEOLOGICAL

EDUCATION OF PUPILS Irina Ivanovna Gaberkorn, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Institute of Pedagogical Education and Management (branch), "V.I. Vernadsky Crimean Federal University", Armyansk

Annotation

The article is devoted to the actual problem of forming a healthy life style among the students at after-hours activities as a component of the valeological education of younger schoolchildren. The article presents the principles of continuous valeological education. The tasks and content of the educational pro-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.