Научная статья на тему 'Концептуальная модель пропедевтики военной службы учащихся кадетских классов средних общеобразовательных школ'

Концептуальная модель пропедевтики военной службы учащихся кадетских классов средних общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кадетские классы / пропедевтика военной службы / интегрированный образовательный процесс / cadet classes / military service propaedeutics / integrated educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланских Елена Александровна

Рассмотрены проблемы, связанные со структурированием образовательного процесса в кадетских классах общеобразовательных школ с целью формирования всесторонне развитой молодежи, самомотивированной на военную службу. Обоснована концептуальная модель пропедевтики военной службы, основанная на принципах интеграции, личностно-ориентированного и инновационного образовательных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ланских Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the problems associated with the structuring the educational process of secondary school cadet classes to form self-motivated for military service youth with developed physical and cognitive abilities. The military service propaedeutics conceptual model based on the principles of integration of professional, person-centered and innovative educational processes is substantiated.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель пропедевтики военной службы учащихся кадетских классов средних общеобразовательных школ»

английскому языку в экспериментальной группе первого курса вырос на 23% по сравнению с контрольной группой, а на втором курсе — на 20%, что достоверно свидетельствует о повышении качества подготовки курсантов при применении ЭУК в образовательном процессе по сравнению с традиционной технологией обучения. Выявлено, что в результате грамотной организации самостоятельной работы в военном вузе у курсантов формируется самостоятельность как качество личности, с одной стороны, и как положительное отношение к этому виду деятельности при изучении иностранного языка, с другой стороны.

Результаты работы могут использоваться при создании новых образовательных

продуктов (обучающих программ по грамматике и лексике других иностранных языков), а также при совершенствовании общей педагогической системы в целом. Одна из задач нашего исследования заключалась в разработке и реализации обучающей компьютерной программы ЭУК в условиях самостоятельной работы курсантов.

Электронный учебный курс «Грамматика английского языка» опубликован в электронной библиотеке системы федеральных образовательных порталов. Ознакомиться с ним можно по адресу: http://window.edu.ru/ window/library.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Демкин В. П., Можаева Г. В. Классификация образовательных электронных изданий: основные принципы и критерии: Методическое пособие для преподавателей. Томск: государственный университет, 2003. 143 с.

2. Дмитриева А. Б. Самостоятельная работа по решению прикладных задач в курсе математики как условие повышения качества профессиональной подготовки обучающихся в вузе. М., 2004. 143 с.

3. Порошин А. А. Педагогическая система формирования у курсантов военно-учебных заведений готовности к активной самостоятельной работе. Саратов, 2000. 161 с.

4. Широкова И. Г. Взаимосвязь управления и самоуправления самостоятельной работой студентов в процессе обучения: Дис ... канд. пед. наук. СПб., 2004. 240 с.

REFERENCES

1. Demkin V P., Mozhaeva G. V Klassifikacija obrazovatel'nyh elektronnyh izdanij: osnovnye principy i kriterii Metodicheskoe posobie dlja prepodavatelej. Tomsk: gosudarstvennyj universitet, 2003. 143 s.

2. Dmitrieva A. B. Samostojatel'naja rabota po resheniju prikladnyh zadach v kurse matematiki kak uslovie povyshenija kachestva professional'noj podgotovki obuchajushchihsja v vuze. M., 2004. 143 s.

3. Poroshin A. A. Pedagogicheskaja sistema formirovanija u kursantov voenno-uchebnyh zavedenij gotovnosti k aktivnoj samostojatel'noj rabote. Saratov, 2000. 161 s.

4. Shirokova I. G. Vzaimosvjaz' upravlenija i samoupravlenija samostojatel'noj rabotoj studentov v processe obuchenija: Dis ... kand. ped. nauk SPb., 2004. 240 s.

Е. А. Ланских

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОПЕДЕВТИКИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Рассмотрены проблемы, связанные со структурированием образовательного процесса в кадетских классах общеобразовательных школ с целью формирования всесторонне развитой молодежи, самомотивированной на военную службу. Обоснована концептуальная модель пропедевтики военной службы, основанная на принципах интеграции, личностноориентированного и инновационного образовательных процессов.

Ключевые слова: кадетские классы, пропедевтика военной службы, интегрированный образовательный процесс.

E. Lanskih

THE SECONDARY SCHOOL CADET CLASS STUDENT MILITARY SERVICE PROPAEDEUTICS CONCEPTUAL MODEL

The paper deals with the problems associated with the structuring the educational process of secondary school cadet classes to form self-motivated for military service youth with developed physical and cognitive abilities. The military service propaedeutics conceptual model based on the principles of integration ofprofessional, person-centered and innovative educational processes is substantiated.

Key words: cadet classes, military service propaedeutics, integrated educational process.

Проблема подготовки молодежи к защите Отечества существовала на всех этапах развития человеческого общества. Как самостоятельное явление пропедевтика военной службы зародилась в глубокой древности и прошла ряд последовательных этапов, видоизменяясь в соответствии с развитием социально-культурных и экономических ценностей общества.

Анализ исследований в данной сфере позволяет выделить следующие временные периоды этого процесса:

• период исторических предпосылок (2,4 млн лет — 800 лет до н. э.), для которого характерны зарождение моральных норм, коллективных традиций воинского воспитания, определение родовой общины как субъекта воспитания будущих воинов, появление домов молодежи;

• период зарождения (800 лет до н. э. — 480 лет н. э.), характеризуемый возникновением специальных военно-учебных заведений, организацией подготовки к военной службе с детства, обучением молодежи основам воинского воспитания;

• период становления (480 лет н. э. — 1490 г. н. э.), включающий в себя религиознонравственные основы воинского воспитания, сословность воспитания с приоритетом воинских ценностей, появление элитных школ-интернатов с военной направленностью;

• период развития (1490-1883 гг.), в котором происходит формирование системы военного образования и появление первых кадетских образовательных учреждений;

• период совершенствования (18831917 гг.), характеризуемый отделением общеобразовательного курса от военноспециального, оценкой разностороннего общего образования как фундамента дальнейшей профессиональной ориентации,

рассмотрением духовно-нравственного воспитания как основы образовательного процесса;

• период трансформации (1917-1992 гг.), для которого характерны эмиграция за рубежи России большого числа военных образовательных учреждений, формирование суворовских, нахимовских военных училищ и спецшкол, идейно-политическая направленность военного образования;

• период возрождения (1992 — по настоящее время), характеризуемый приоритетной ролью военно-патриотического и духовнонравственного воспитания молодежи, формированием в дополнение к суворовским и нахимовским училищам государственных кадетских корпусов, кадетских школ и кадетских школ-интернатов, а в последние годы также большого числа кадетских классов в рамках средних общеобразовательных школ.

Приказом Минобрнауки России № 117 от 15.02.2010 года «Об утверждении положения о кадетской школе и кадетской школе-интернате» основные цели деятельности кадетских государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений определены следующим образом: «интеллектуальное, культурное, физическое и духовно-нравственное развитие кадетов, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на поприще государственной гражданской, военной, правоохранительной служб, муниципальной службы, в соответствии с профилем деятельности учредителя кадетской школы, кадетской школы-интерната» [2].

Появление альтернативной формы пропедевтики военной службы в форме кадетских классов (КК) в рамках средних

общеобразовательных школ (СОШ), в которых наряду с КК сохраняется общеобразовательный процесс в обычных классах, обусловлен существующими в обществе негативными взглядами на широкое привлечение молодых людей в военизированные образовательные учреждения: суворовские и нахимовские училища, кадетские корпуса, кадетские школы, кадетские школы-интернаты.

Негативные взгляды обусловлены, прежде всего:

• опасением, что военизация образования ограничивает возможность ученика проявить свою индивидуальность;

• отсутствием прямых полномочий таких учебных заведений в сфере проблемной молодежи;

• озабоченностью родителей, вызванной опасением за судьбу своих детей в сфере возможной военной службы (фактор «любящей мамы»);

• резким переходом от «вольной» гражданской (под опекой родителей) жизни к жестко структурированной среде военизированного образовательного учреждения;

• неоправданно ранней профессиональной ориентацией обучающихся;

• фактической утратой на рубеже ХХ-ХХ1 веков существовавших в России мотивов посвящения себя военной службе (высокий престиж военной службы, достойная социальная защищенность, романтика военных профессий, желание быть защитником своего Отечества и др.).

По этим причинам многие молодые люди не желают не только посвящать свою жизнь военной службе, но даже ищут любые возможности для уклонения от конституционной обязанности — службы в армии по призыву. Такое положение дел обусловлено фактически революционной сменой социального строя, развитием всеобщей коммуникации, не только играющей положительную роль, но и отрицательно воздействующей на формирование ценностей у молодых людей. Отрицательно сказывается и неоправданное увлечение в государственных суворовских, нахимовских училищах и кадетских корпусах профессиональным образованием в ущерб общему.

Еще в начале XX века крупный российский педагог К. Г. Житомирский писал:

«Вредное для педагогики стремление, господствующее и растущее в современном европейском обществе, — это явное стремление к утилизации программы, в особенности народного образования. Идея общей школы вытесняется идеей школы профессиональной» [1, с. 44].

Такое отношение к общеобразовательным школам оправдывалось тем, что первичными для человека являются потребности в будущем, а вторичными — духовные силы обучающихся. Считалось, что образование должно быть утилитарным. От чрезмерного увлечения в школах профессиональным образованием в ущерб гуманитарному предостерегали и основоположники научной педагогики в России К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов. «К чему вы готовите вашего сына? — спрашивает Пирогов и сам же отвечает, — быть человеком» [3, с. 47].

Педагогическая задача общеобразовательной школы — образование хороших людей, совершенных умственно, нравственно и физически. Однако даже если профессиональное образование сужает духовный кругозор, то и в этом случае оно остается необходимым. Такая востребованность обусловлена социально-культурными и экономическими процессами в обществе, поэтому задача обеспечения обороноспособности государства и, следовательно, пропедевтика военной службы среди молодежи остается актуальной.

В этих условиях все популярней и во все возрастающих масштабах происходит формирование КК СОШ не только в России, но и в большинстве развитых стран мира. При такой форме подготовки молодежи к военной службе достигается компромисс между «узколобостью» чисто профессионального образования, необходимого обществу, и основной задачей педагогики — подготовки гармонично развитого гражданина.

Здесь уместно привести слова королевы Англии Елизаветы Тюдор: «:.. .государство, которое забыло обучать и дисциплинировать свою юность, производит не только гнилых солдат или моряков, но и намного большее зло — одинаково «гнилых» граждан для гражданской жизни» [4, с. 6].

Многих из перечисленных проблем подготовки молодежи к военной службе лишены КК СОШ, цели образовательного процесса

в которых можно сформулировать следующим образом:

во-первых, формирование личности, свободно проявляющей свою индивидуальность, способной к культурному саморазвитию и самоопределению;

во-вторых, формирование личности с развитыми физическими, познавательными и нравственными способностями, самомо-тивированной на военную службу.

Из содержания целей образовательного процесса в КК СОШ следует его полифункциональность. Пропедевтика военной службы в рамках КК СОШ призвана выполнять несколько функций:

социальную — подготовка молодежи, самомотивированной к государственной службе и, прежде всего, к военной; создание условий для социальной и профессиональной мобильности населения;

педагогическую — воспитание и развитие личности средствами приобщения молодежи к профессии и формирование основ профессиональной культуры; воспитание на базе основного образования;

цивилизационную — поддержание и упрочение сложной структуры современного общества; создание условий, посредством которых молодые люди стремятся достичь тех общественных целей, которые заданы существующими универсалиями культуры;

культурологическую — трансляция, сохранение и развитие общей интеллектуальной культуры, определяющей целостное мировосприятие молодежью конкретной исторической эпохи;

гуманитарную — создание условий для реализации права личности на профессию, в том числе в военной сфере, устранение гендерных стереотипов и достижение равноправия лиц разного пола в различных областях профессиональной деятельности;

психологическую — создание условий для формирования ценностных установок личности на выбор профессии в сфере государственной гражданской или военной службы;

экономическую — минимизация финансовых затрат на пропедевтику государственной службы широкого круга молодежи.

Выполнение перечисленных функций возможно только на основе интеграции профессионального, личностно-ориентированного и инновационного образовательных процессов, что характеризуется: наличием

инвариантного и вариативного компонентов, военно-патриотической направленностью, универсальностью знаний (междисциплинарным подходом), совершенствованием в режиме опережающего развития, приро-досообразностью, культуросообразностью, индивидуально-личностным подходом, ценностно-смысловой направленностью, гуманитарным подходом, социальной направленностью, отношением к кадету как к субъекту жизнедеятельности.

В совокупности характеристики интегрированной системы обучения в КК СОШ создают для кадетов «ситуацию развития личности». Признание за воспитанником КК СОШ роли субъекта деятельности означает собой смену парадигмы психического развития личности: социологизаторские теории уступают место способам, основанным на субъективных, психогенных факторах развития. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческих возможностей воспитанника КК СОШ. При этом совершенствуются все группы личностных качеств кадета: знания, умения, навыки, способы ментальных действий, самоуправ-ляющие механизмы кадета, эмоциональнонравственная и деятельностно-практическая сферы.

Индивидуальные различия воспитанников КК определяют уровень развития той или иной группы качеств, тех или иных способностей, но при этом не выделяют отдельные группы качеств кадета, а ориентируют на всестороннее их развитие. Интегрированная система обучения воспитанников КК СОШ обеспечивает не «агрессивный» подход к привитию им понимания важности военной службы, формирует хорошо структурированную среду для получения элементарных знаний и понимания роли Вооруженных Сил в государстве. КК СОШ в целом выполняют функцию посредника между общественностью и армией с целью повышения её репутации.

Рассмотренная относительно новая форма пропедевтики военной службы, представленная КК СОШ, безусловно, требует поиска дополнительных форм и методик обучения кадетов, что, в свою очередь, предполагает проведение самостоятельных научных исследований по данной проблеме.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Житомирский К. Г. Эмансипация педагогики. М.: Изд-во Янус-К, 2002. 280 с.

2. Об утверждении Типового положения о кадетской школе и кадетской школе-интернате: Приказ Минобрнауки России, 15 февраля 2010 г. №117// Российская газета. Федеральный выпуск. 12 мая 2010. № 5179.

3. ПироговН. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. 496 с.

4. Lunan Beng. United Kingdom Cadet Forces: Militarizing our Youth or Delivering Strategic Effect? Joint services command and staff college defense research paper, sep 06 - jul 07, p.39// www.da.mod.uk / colleges... publications / drp.Lunan.pdf

REFERENCES

1. Zhitomirskij K. G. Emansipacija pedagogiki. M.: Izd. Janus-K, 2002. 280 s.

2. Ob utverzhdenii Tipovogo polozhenija o kadetskoj shkole i kadetskoj shkole-internate: Prikaz Minobrnauki Rossii, 15 fevralja 2010 g. №117// Rossijskaja gazeta. Federal'nyj vypusk. 12 maja 2010. № 5179.

3. Pirogov N. I. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija. M.: Pedagogika, 1985.496 s.

4. Lunan Beng. United Kingdom Cadet Forces: Militarizing our Youth or Delivering Strategic Effect? Joint services command and staff college defense research paper, sep 06 — jul 07, p.39// www.da.mod.uk/colleges. publications/drp.. .Lunan.pdf

Е. В. Меньших

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ

УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Представлена проблема развития личностных качеств старшеклассников путём включения их в ситуацию разносторонней деятельности. Акцент ставится на проектировании как одном из базовых при освоении старшеклассниками различного рода учебного материала, раскрывается также включение проектной деятельности учащихся в образовательные учреждения: примерные рабочие программы с включением в календарно-тематическое планирование отдельных уроков-проектов; включение в сами уроки мини-проектов; отдельные проектные курсы с учебным проектированием.

Ключевые слова: развитие, деятельность старшеклассников, проектирование, проектный курс, самореализация.

E. Menshikh

PROJECT WORK AS A MEANS OF HIGH SCHOOL STUDENTS’ SELF-REALIZATION IN LEARNING ACTIVITIES

The issue of the development of high school pupils ’ personal qualities by means of engaging them in the situations of versatile activities is discussed. Project work is suggested as one of the basic ways in studying different material, and various of ways are suggested for incorporating project work into the curriculum of educational institutions: syllabi including lessons with projects; small-scale projects included into lessons; separate courses involving project work.

Keywords: development, high school pupils’ activities, project work, project course, selfrealization.

Развитие ребёнка должно проходить в нормально. Его развитие будет искривлён-

свободных условиях. «Ни одно живое суще- ным, нарушенным, неполноценным» [1, с.

ство, скованное, зажатое или ограниченное 29]. Важная роль в развитии ребёнка принад-

какими-либо рамками, не может развиваться лежит обучению. Но главным требованием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.