Научная статья на тему 'Гигиена и охрана здоровья детей, подростков и молодежи в Императорском московском университете - первом МгМУ имени И. М. Сеченова (к 90-летию кафедры гигиены детей и подростков педиатрического факультета первого МгМУ им. И. М. Сеченова)'

Гигиена и охрана здоровья детей, подростков и молодежи в Императорском московском университете - первом МгМУ имени И. М. Сеченова (к 90-летию кафедры гигиены детей и подростков педиатрического факультета первого МгМУ им. И. М. Сеченова) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
502
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS / ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ / THE BASIS OF THE FORMATION OF CHILDREN'S HEALTH / ГИГИЕНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / HYGIENIC SAFETY / ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / POSTGRADUATE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучма Владислав Ремирович

Отечественные основы гигиены и охраны здоровья детей, подростков и молодёжи были заложены в Императорском Московском университете (ИМУ) клиницистами и гигиенистами (Н.А. Тольский, С.Г. Зыбелин, Ф.И. Барсук-Моисеев, М.Я. Мудров, Г.А. Захарьин, Г.Н. Сперанский, Ф.Ф. Эрисман, В.Е. Игнатьев). В 1881 г. в ИМУ был введен доцентский курс гигиены. С 1886 г. В.Е. Игнатьевым читался приват-доцентский курс по школьной гигиене. Научной и учебной базой подготовки врачей гигиенистов был Гигиенический институт. В 1884 г. в ИМУ была организована кафедра гигиены (зав каф Ф.Ф. Эрисман). Кафедрой школьной гигиены, гигиены детей и подростков 1-го МГУ Первого МГМУ имени И.М. Сеченова заведовали с 1926 по 1947 гг. проф. А.В. Мольков, в 1947-1953 гг. доц. П.М. Ивановский, в 1953-1962 гг. проф. М.Д. Большакова, в 1962-1974 гг. доц. А.З. Белоусов, в 1974-1991 гг. проф. В.Н. Кардашенко и с 1992 г. член-корреспондент РАН В.Р. Кучма. Подготовка специалистов осуществляется по гигиене, основам формирования здоровья детей, гигиене детей и подростков и 7 программам последипломного образования. Проводятся научные исследования физического развития детей. Обоснованы критерии социально-гигиенического мониторинга детского населения на местном, региональном и федеральном уровнях. В настоящее время выполняются исследования в сфере гигиенической безопасности использования информационно-коммуникационных средств обучения и способов обеспечения их работы (персональные компьютеры новых поколений, ридеры, iPad, интерактивные доски, электронные учебники, Интернет, мобильная связь,Wi-Fi).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кучма Владислав Ремирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygiene and health of children, adolescents and young people at the Imperial Moscow University - the First MGMU named after I.M. Sechenov (On the 90-th anniversary of the Department of hygiene of children and adolescents of the Pediatric Faculty of the First MGMU named after I.M. Sechenov)

Domestic fundamentals of hygiene and healthcare of children, adolescents and young people have been laid at the Imperial Moscow University (IMU) by clinicians andhygienists (N.A. Tolsky, S.G. Zybelin, F.I. BarsukMoiseev, M. Ya. Mudrov, G.A. Zakharin, G.N. Speransky, F.F. Erisman, V.E. Ignatiev). In 1881 in IMU there was introduced associated professor course of hygiene. From 1886 V.E. Ignatiev gave privat-associate professor course of lectures on school hygiene. Hygienic Institute was scientific and educational base for training doctors-hygienists. In 1884 in IMU the was organized the Department of Hygiene (Head of the Department-F.F. Erisman). The department of school hygiene, hygiene of children and adolescents of the 1st Moscow State University-First MGMU named after I.M. Sechenov was headedfrom 1926 to 1947 by prof. A.V. Molkov, throughout 1947-1953 Associate Professor P.M. Ivanovsky, from 1953 to 1962 Prof. M.D. Bolshakova, from 1962 to 1974 Associate professor A.Z. Belousov, from 1974 till 1991 Profesor V.N. Kardashenko and from 1992 corresponding member of the Russian Academy of Sciences V.R. Kuchma. Training is carried out on the hygiene, basics of the formation of children's health, hygiene of children and adolescents, and 7 programs ofpostgraduate education. There are performed studies of the physical development of children. There are substantiated criteria of social and hygienic monitoring of the child population at the local, regional and federal levels. Currently, studies are carried out in hygienic safety of the use of information and communication learning tools and ways to ensure their work (PC of new generations, readers, iPad, interactive whiteboards, electronic textbooks, Internet, mobile communication, Wi-Fi).

Текст научной работы на тему «Гигиена и охрана здоровья детей, подростков и молодежи в Императорском московском университете - первом МгМУ имени И. М. Сеченова (к 90-летию кафедры гигиены детей и подростков педиатрического факультета первого МгМУ им. И. М. Сеченова)»

HISTORY OF PEDIATRICS

И

стория педиатрии

© КУЧМА В.Р., 2016 УДК 614.2:616-053.2]:93

Кучма В.Р.

гигиена и охрана здоровья детей, подростков и молодежи в

ИМПЕРАТОРСКОМ МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ — ПЕРВОМ МгМУ ИМЕНИ И.М. СЕЧЕНОВА (К 90-ЛЕТИю КАФЕДРЫ гигИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ педиатрического ФАКУЛЬТЕТА первого МгМУ ИМ. И.М. СЕЧЕНОВА)

ГОУВПО «Первый МГМУ имени И.М. Сеченова» Минздрава России

Отечественные основы гигиены и охраны здоровья детей, подростков и молодёжи были заложены в Императорском Московском университете (ИМУ) клиницистами и гигиенистами (Н.А. Тольский, С.Г. Зыбелин, Ф.И. Барсук-Моисеев, М.Я. Мудров, Г.А. Захарьин, Г.Н. Сперанский, Ф.Ф. Эрисман, В.Е. Игнатьев). В 1881 г. в ИМУ был введен доцентский курс гигиены. С 1886 г. В.Е. Игнатьевым читался приват-доцентский курс по школьной гигиене. Научной и учебной базой подготовки врачей гигиенистов был Гигиенический институт. В 1884 г. в ИМУ была организована кафедра гигиены (зав каф Ф.Ф. Эрисман). Кафедрой школьной гигиены, гигиены детей и подростков 1-го МГУ-Первого МГМУ имени И.М. Сеченова заведовали с 1926 по 1947 гг. проф. А.В. Мольков, в 1947-1953 гг. - доц. П.М. Ивановский, в 1953-1962 гг. - проф. М.Д. Большакова, в 1962-1974 гг. - доц. А.З. Белоусов, в 1974-1991 гг. - проф. В.Н. Кардашенко и с 1992 г. - член-корреспондент РАН В.Р. Кучма. Подготовка специалистов осуществляется по гигиене, основам формирования здоровья детей, гигиене детей и подростков и 7 программам последипломного образования. Проводятся научные исследования физического развития детей. Обоснованы критерии социально-гигиенического мониторинга детского населения на местном, региональном и федеральном уровнях. В настоящее время выполняются исследования в сфере гигиенической безопасности использования информационно-коммуникационных средств обучения и способов обеспечения их работы (персональные компьютеры новых поколений, ридеры, iPad, интерактивные доски, электронные учебники, Интернет, мобильная связь,Wi-Fi).

Ключевые слова: гигиена детей и подростков, основы формирования здоровья детей, гигиеническая безопасность, последипломное образование.

Для цитирования: Кучма В.Р. Гигиена и охрана здоровья детей, подростков и молодежи в Императорском Московском университете - Первом МГМУ имени И.М. Сеченова (к 90-летию кафедры гигиены детей и подростков педиатрического факультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова). Российский педиатрический журнал. 2016; 19(2): 123-128. DOI 10.18821/1560-9561-2016-19(2)-123-128.

Kuchma V.R.

HYGIENE AND HEALTH OF CHILDREN, ADOLESCENTS AND YOUNG PEOPLE AT THE IMPERIAL MOSCOW UNIVERSITY — THE FIRST MGMU NAMED AFTER I.M. SECHENOV (ON THE 90-TH ANNIVERSARY OF THE DEPARTMENT OF HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS OF THE PEDIATRIC FACULTY OF THE FIRST MGMU NAMED AFTER I.M. SECHENOV)

Domestic fundamentals of hygiene and healthcare of children, adolescents and young people have been laid at the Imperial Moscow University (IMU) by clinicians and hygienists (N.A. Tolsky, S.G. Zybelin, F.I. BarsukMoiseev, M. Ya. Mudrov, G.A. Zakharin, G.N. Speransky, F.F. Erisman, V.E. Ignatiev). In 1881in IMU there was introduced associated professor course of hygiene. From 1886 V.E. Ignatiev gave privat-associate professor course of lectures on school hygiene. Hygienic Institute was scientific and educational base for training doctors-hygienists. In 1884 in IMU the was organized the Department of Hygiene (Head of the Department—F.F. Erisman). The department of school hygiene, hygiene of children and adolescents ofthe 1stMoscow State University—FirstMGMU named after I.M. Sechenov was headedfrom 1926 to 1947 by prof. A.V. Molkov, throughout 1947—1953 —Associate Professor P.M. Ivanovsky, from 1953 to 1962 — Prof. M.D. Bolshakova, from 1962 to 1974 — Associate professor A.Z. Belousov, from 1974 till 1991 — Profesor V.N. Kardashenko and from 1992 — corresponding member of the Russian Academy of Sciences V.R. Kuchma. Training is carried out on the hygiene, basics of the formation of children's health, hygiene of children and adolescents, and 7 programs ofpostgraduate education. There are performed studies of the physical development of children. There are substantiated criteria of social and hygienic monitoring ofthe child population at the local, regional and federal levels.

Currently, studies are carried out in hygienic safety of the use of information and communication learning tools and ways to ensure their work (PC of new generations, readers, iPad, interactive whiteboards, electronic textbooks, Internet, mobile communication, Wi-Fi).

Для корреспонденции: Кучма Владислав Ремироеич, доктор мед. наук, проф., член-корреспондент РАН, зав. каф. гигиены детей и подростков педиатрического факультета ГОУВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России, e-mail: [email protected]

история ПЕДИАТРИИ

Keywords: hygiene of children and adolescents; the basis of the formation of children's health; hygienic safety; postgraduate education

For citation: Kuchma V.R. Hygiene and health of children, adolescents and young people at the Imperial Moscow university — the First MGMu named after i.M. sechenov. Rossiiskii Pediatricheskii Zhurnal (Russian Pediatric Journal) 2016; 19 (2): 123-128. (in Russ.) DOi: 10.18821/1560-9561-2016-19(2)-123-128

For correspondence: VladislavR. Kuchma, M.D., Ph.D., D. Sc., Prof, corr.-member of RAS, Vice Director of the Scientific

centre of child Healthcare, director of the Institute of Hygiene and Health care for children Am adolescents of the Scientific

centre of child healthcare, E-mail: [email protected]

Information about authors:

Kuchma V.R., http://orcid.org/0000-0002-1410-5546

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Funding. The study had no sponsorship.

Received 14.01.16 Accepted 20.01.16

Отечественные основы гигиены и охраны здоровья детей, подростков и молодежи были заложены в Императорском московском университете (ИМУ) клиницистами и гигиенистами (Н.А. Тольский, С.Г. Зы-белин, Ф.И. Барсук-Моисеев, М.Я. Мудров, Г.А. Захарьин, Г.Н. Сперанский, Ф.Ф. Эрисман, В.Е. Игнатьев). В 1881 г. в ИМУ введен доцентский курс гигиены, его читает Ф.Ф. Эрисман. С 1886 г. В.Е. Игнатьевым читается приват-доцентский курс по школьной гигиене. Научной и учебной базой подготовки врачей многие десятилетия был организованный Ф.Ф. Эрисманом Гигиенический институт. В 1884 г. в ИМУ организована кафедра гигиены (зав. каф Ф.Ф. Эрисман). Кафедрой школьной гигиены, гигиены детей и подростков 1-го МГУ — Первого МГМУ имени И.М. Сеченова заведовали с 1926 по 1947 г. проф. А.В. Мольков, в 1947—1953 гг. — доц. П.М. Ивановский, в 1953—1962 гг. — проф. М.Д. Большакова, в 1962—1974 гг. — доц. А.З. Белоусов, в 1974—1991 гг. — проф. В.Н. Кардашенко и с 1992 г. — член-корреспондент РАН В.Р. Кучма. Подготовка специалистов осуществляется по гигиене, основам формирования здоровья детей, гигиене детей и подростков и 7 программам последипломного образования. Учебники и практикумы по гигиене детей и подростков для студентов написаны сотрудниками кафедры. С 1999 г. кафедра работает на базе НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России. С 1927 г. на кафедре изучается физическое развитие детей и подростков. Разработаны подходы и обоснованы критерии социально-гигиенического мониторинга детского населения на местном, региональном и федеральном уровнях. В настоящее время выполняются востребованные исследования в сфере гигиенической безопасности использования информационно-коммуникационных средств обучения и способов обеспечения их работы (персональные компьютеры новых поколений, ридеры, iPad, интерактивные доски, электронные учебники, Интернет, мобильная связь, Wi-Fi).

Отечественные основы гигиены и охраны здоровья детей, подростков и молодежи были заложены в Императорском московском университете (ИМУ) в преподавании вначале диететики, а затем уже и собственно гигиены, а также в научных исследованиях, всегда проводившихся в университете.

Ярким представителем профилактического направления в педиатрии был Н.А. Тольский (1832—1891) — профессор первой клиники детских болезней ИМУ. В 1869 г. на II съезде русских естествоиспытателей Н.А.

Тольский выступил с докладом «О значении гигиены в общественной жизни и, в особенности, в применении ее к нашим учебным заведениям», в котором указал на огромное значение общественной гигиены для оздоровления населения. Н.А. Тольский резко критиковал врачей, а также воспитателей и заведующих учебными заведениями, которые мало обращали внимания на гигиенические условия жизни учащихся.

Развитие гигиены детей и подростков тесным образом связано с ИМУ: в 1765 г. вернулись из-за границы первые студенты Московского университета С.Г. Зыбе-лин и П.Д. Вениаминов, завершившие свое образование в Лейденском университете и успешно защитившие диссертации на степень доктора медицины.

Семен Герасимович Зыбелин, первый русский профессор (с 1768 г.) на медицинском факультете ИМУ, читал лекции по теоретической медицине, включающие физиологию, патологию, семиотику, диететику и общую терапию. Диететикой в то время именовалась гигиена.

В работах С.Г. Зыбелина, его речах «О вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней», произнесенной в 1773 г., «Слово о правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела, служащее к размножению в обществе народа», произнесенной в 1775 г., и «Слово о способе, как предупредить можно немаловажную между прочими медленного умножения народа причину», произнесенной в 1780 г., отмечается вредное влияние высокой температуры в комнатах на здоровье детей, содержатся ценные советы о необходимости воспитания выносливости к температурным колебаниям, по вопросам питания, воспитания детей раннего возраста, пользе свежего воздуха для здоровья.

В 1791 г. медицинской коллегией ИМУ было предоставлено право при защите диссертации присваивать ученую степень доктора медицины. Первым воспользовался этим правом Ф.И. Барсук-Моисеев, который с 1795 по 1811 г. был профессором физиологии и диететики.

Профилактическая направленность в отечественной медицине особенно была выражена и в научных концепциях терапевтов. Матвей Яковлевич Мудров (1776— 1831) в своей актовой речи, произнесенной 3 июля 1809 г. на торжественном собрании ИМУ, сказал: «Взять в свои руки людей здоровых, предохранить их от болезни... предписать им надлежащий образ жизни есть честно и для врача покойно. Ибо легче предохранить от болезней, нежели их лечить».

Один из выдающихся терапевтов — основатель Московской клинической школы Григорий Антонович За-

HISTORY OF PEDIATRicS

харьин (1829—1897) — в своей торжественной речи на годичном акте Московского университета в 1873 г. «Здоровье и воспитание в городе и за городом» также обращался к вопросам гигиены подрастающего поколения.

Николай Иванович Пирогов (1810—1881) — выпускник Московского университета — в статье «Мысли и замечания о проекте устава училищ, состоящих в ведомстве Министерства народного просвещения» указывал на необходимость иметь врача в каждом закрытом учебном заведении.

В 50—60-х годах XIX в. наблюдениями врачей было установлено большое распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки (главным образом сколиоз), неврастении и анемии. Поиски причин «школьных болезней» привели врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения — недостаточной освещенности классов, плохом воздухе в школьных помещениях, неправильной форме и величине школьных столов, перегрузке учебными занятиями. Этому Н.А. Тольский посвящает актовую речь «О влиянии школы на здоровье ее воспитанников», произнесенную на торжественном заседании ученого совета Московского университета в 1891 г.

Формирование гигиены как области научного знания произошло во второй половине XIX в. В тот же период в соответствии с университетскими уставами 1863 и 1884 гг. гигиена стала предметом преподавания.

Фундаментальное определение роли и значения гигиены как науки в России было дано А.П. Доброславиным (1842—1889) и Ф.Ф. Эрисманом (1842—1915), деятельность которых протекала в один исторический период.

В развитии отечественной школьной гигиены также признается основополагающая роль этих двух ученых. Однако Ф.Ф. Эрисман занимает главенствующее место и по праву считается основоположником отечественной школьной гигиены. В 1870 г. он проводит первое научное исследование: будучи окулистом, он дает детальную оценку зрения 4368 петербургских школьников и устанавливает среди них значительный процент близоруких. Анализ причин этого позволил ученому сделать вывод о существенном влиянии неблагоустроенности школы.

В 1881 г. Совет ИМУ пригласил читать доцентский курс гигиены молодого, но уже известного своими трудами и учебными руководствами Ф.Ф. Эрисмана. В первой же лекции ученый не только изложил цели и задачи гигиены, но и сформулировал новую концепцию данной науки, которой гигиенисты руководствуются и сегодня:

• «гигиена есть наука об общественном здоровье»;

• «не каждый врач... может быть специалистом по гигиене, но каждый (врач)... может и должен усвоить... гигиенический способ мышления»;

• «...умение диагностировать и устранять санитарные недуги общества... вернее спасает от болезни и смерти, нежели все рецепты и лекарства, вместе взятые»;

• «санитарное направление (профилактическое) в медицине одержит блестящую победу над чисто лечебными тенденциями»;

• «предупредительной медицине — гигиене предстоит великое будущее».

На пути к созданию новой кафедры гигиены Ф.Ф. Эрисман предопределил главное, что должны сделать ученые-гигиенисты, а именно «найти те законы, кото-

рые управляют здоровьем общества». Для осуществления указанных целей ученый добился организации и современного оснащения гигиенической лаборатории, в которой уже через год занимались 136 студентов и 15 врачей. В 1884 г. на этой базе была создана кафедра «Гигиена и при ней эпидемиология и медицинская полиция, медицинская статистика, учение об эпизоотических болезнях и ветеринарная полиция».

Значительная часть научных трудов Ф.Ф. Эрисма-на посвящена проблемам гигиены детства: школьной близорукости и физическому развитию учащихся, освещению и вентиляции школьных зданий, школьному оборудованию и физическому воспитанию, школьному утомлению и гигиене умственного труда учащихся. Однако не количество научных работ определило место Ф.Ф. Эрисмана в отечественной школьной гигиене, а то направление, которое он придавал ей как науке. Для школьной гигиены как науки ученый считал объектом исследования растущий организм ребенка и основную задачу данной науки видел в разработке гигиенических и оздоровительных мероприятий, обеспечивающих воспитание здорового подрастающего поколения.

В 1886 г. (130 лет назад) Ф.Ф. Эрисман ввел на кафедре приват-доцентский курс школьной гигиены. Курс читался одним из его ближайших сотрудников — Варнавой Ефимовичем Игнатьевым (1860—1927).

В.Е. Игнатьев в дальнейшем продолжил развитие школьной гигиены. Его работы посвящены вопросам физического развития и воспитания детей, санитарного благоустройства народных, лесных школ и детских колоний. Разработанные В.Е. Игнатьевым санитарные нормы планировки школьных зданий и их оборудования легли в основу гигиенических требований к их строительству в 20—50-х гг. XX века.

В.Е. Игнатьев возглавлял Московское гигиеническое общество, в котором была Комиссия по устройству площадок для игр на открытом воздухе для детей ремесленников и рабочих (председатель комиссии — приват-доцент детской клиники ИМУ А.А. Кисель). В 1895 г. студент третьего курса Г. Сперанский, будучи членом этой комиссии, «взялся заведовать площадкой на Девичьем поле и выполнил это дело блестяще: собрал деньги на планировку и устроил каток»1 (ныне там стадион «Буревестник»). Позже эта Комиссия была преобразована в «Общество физического воспитания детей и подростков», одним из основателей которого был Г.Н. Сперанский.

После окончания университета и ординатуры Г.Н. Сперанский внештатную работу ассистента клиники детских болезней ИМУ совмещал с работой школьным врачом в Александро-Мариинском институте благородных девиц им. Кавалерской дамы Чертовой на Пречистенке (сейчас в этом здании выставочный зал академика З. Церетели).

Осенью 1918 г. Г.Н. Сперанский с семьей был вынужден уехать в Одессу. В конце 1919 г. из Одессы он переезжает в Майкоп, где до августа 1920 года работает заведующим школьно-санитарным подотделом горздрав-отдела Ревкома.

1 А. Овчинников. Главный детский доктор. Г.Н. Сперанскому посвящается ... — М.: Союз педиатров России, 2009. — С. 21.

история педиатрии

В 1926 г. на медицинском факультете 1-го МГУ под руководством профессора А.В. Молькова организуется кафедра гигиены воспитания. А.В. Мольков заведовал кафедрой до 1947 г.

А.В. Мольков подготовил первый лекционный курс по дисциплине, выпущенный в 1926 г. Московским Университетом как первое учебное пособие по школьной гигиене. Студентам 4 курса преподавались разделы: «ребенок, как предмет изучения; биологические особенности детского возраста; основы педагогики; гигиена детских учреждений; физическая культура; врач, как педагог; дети, уклоняющиеся от нормы и пионерское движение». В 1934 г. был выпущен первый советский учебник «Школьная гигиена» под редакцией А.В. Молькова, выдержавший 5 изданий. В 1939 г. был издан первый практикум для студентов по школьной гигиене.

Реконструкция в 1937 г. гигиенического корпуса обеспечила кафедре получение научных и учебных кабинетов и лабораторий, а также возможность использовать большой антропометрический кабинет и бюро, в котором будущие врачи-лечебники осваивали методы исследования и оценки физического развития детей и подростков, школьно-гигиеническую лабораторию и музей гигиены с разделами школьной гигиены, гигиены труда, гигиены питания, эпидемиологии, социальной гигиены и организации здравоохранения.

С 1927 г. на кафедре изучается физическое развитие детей и подростков. Были установлены позитивные сдвиги в физическом развитии детей в СССР по сравнению с дореволюционным временем. А.В. Мольков подчеркивал, что гигиена детства призвана разрабатывать гигиенические рекомендации не только применительно к внешним факторам среды, но и к условиям воспитания: учебному процессу, физическому воспитанию, трудовому обучению подрастающего поколения.

Дальнейшее развитие кафедры гигиены детей и подростков связано с именем Павла Максимилиановича Ивановского (1885—1953), который совместно с А.В. Моль-ковым участвовал в подготовке первого в РСФСР пособия для школьно-санитарного врача. П.М. Ивановский с 1947 по 1953 г. заведовал кафедрой школьной гигиены и был деканом санитарно-гигиенического факультета 1-го ММИ. П.М. Ивановский разрабатывал вопросы санитарного благоустройства, воздушного режима помещений для физического воспитания, влияния ультрафиолетового облучения и закаливания, вопросы гигиены обучения детей с отклонениями в состоянии здоровья (туберкулез, ревматизм, невротические расстройства).

С 1953 по 1962 г. кафедрой гигиены воспитания заведует Мария Дмитриевна Большакова (1899—1962). Ее деятельность связана с организацией комплексных социально-гигиенических экспедиций по изучению состояния здоровья и физического развития детей Дагестана и центральных районов РСФСР, в ходе которых обследованы условия быта, изучены физическое и умственное развитие и состояние здоровья детей, научно обоснованы оздоровительные мероприятия, составлены стандарты физического развития детей и подростков. Эти материалы демонстрировались на Международной гигиенической выставке в Дрездене.

М.Д. Большакова вместе с сотрудниками активно совершенствовали преподавание гигиены детей и под-

ростков на санитарно-гигиенических и педиатрических факультетах медицинских вузов. В связи с переименованием в 1954 г. школьной гигиены в гигиену детей и подростков коллективом кафедры была пересмотрена программа и написаны новый учебник и руководство к практическим занятиям.

Алексей Захарович Белоусов (1911—1974), заведующий кафедрой гигиены детей и подростков 1-го ММИ с 1962 г. по 1974 г., явился основоположником нового научного направления — университетской гигиены, изучающей вопросы здоровья и физического развития учащихся средних и высших учебных заведений. Впервые в стране при кафедре гигиены детей и подростков 1-го ММИ им. И.М. Сеченова А.З. Белоусов создал лабораторию гигиены подростка и студента (зав. д-р мед. наук проф. Э.Э. Саркисянц), клиническое подростковое отделение (зав. д-р мед. наук, проф. А.Е. Вермель) на базе Клиники терапии и профзаболеваний (дир. академик Е.М. Тареев). В этом комплексе кафедра располагала и учебным музеем гигиены детей и подростков.

В феврале 1968 г. в детской клинике 1-го ММИ было проведено торжественное заседание Московского научного педиатрического общества, посвященного 95-летию Г.Н. Сперанского. В своей большой речи Г.Н. Сперанский поставил дальнейшие задачи на пути развития отечественной педиатрии, подчеркнув важность изучения физиологии ребенка и проблемы умственного переутомления школьников.

Профессор С.Г. Звягинцева — ближайшая помощница и друг Г.Н. Сперанского — в 1973 г. вспоминала, что: «.. .за несколько месяцев до смерти Г.Н. Сперанский набрасывает три варианта плана работы или статьи (а может быть и мемуаров), которая осталась незаконченной. Главная их мысль — «забыли профилактику., теперь профилактика — только прививки против инфекций. Теперешние поколения врачей больше верят фармакологии, чем гигиене. Антибиотики всюду, где надо и не надо, но антибиотики ведь не профилактические средства...». Обращаясь к педиатрам, он пишет: «Мы приняли на себя обязательство охранять всех детей, не только лечить больных, но и воспитывать здоровых». Детские врачи, по его мнению, обязаны создавать такие условия, чтобы дети не только не болели, но и укрепляли свое здоровье, повышали свою адаптацию к внешним условиям жизни. Г.Н. Сперанский с горечью отмечает, что некоторые молодые врачи «перестали воспитываться в духе нашего тогдашнего энтузиазма и лишь только формально говорят о профилактике с родителями»2.

С 1974 по 1991 г. кафедрой гигиены детей и подростков заведовала Валентина Николаевна Кардашенко (1926 г. р.). В.Н. Кардашенко в своей педагогической деятельности развивала методологию преподавания гигиены детей и подростков в медицинских вузах. Благодаря усилиям В.Н. Кардашенко кафедра гигиены детей и подростков стала научно-методологическим центром разработки учебных программ, планов, учебно-методических пособий по гигиене детей и подростков. В.Н. Кардашен-

2 А. Овчинников. Главный детский доктор. Г.Н. Сперанскому посвящается ... — М.: Союз педиатров России, 2009. — С. 256—257.

history of pediatrics

ко автор и редактор учебника по гигиене детей и подростков (1980, 1989 гг.).

Научная деятельность В.Н. Кардашенко посвящена динамическим наблюдениям за состоянием здоровья детского и подросткового населения в различных регионах России (Москва, Тула, Орел, Архангельск, Сахалин, районы Крайнего Севера). Впервые были установлены средние значения показателей биологической зрелости и функционального состояния у детей 4—17 лет. Обосновано положение о том, что физическое развитие является важным показателем состояния здоровья и критерием гигиенического нормирования деятельности растущего организма. Совместно с учениками разработан комплексный метод оценки физического развития (1974).

С 1992 г. по настоящее время кафедрой заведует В.Р. Кучма (1951 г. р.). В начале 90-х годов сотрудниками кафедры были проведены исследования по оценке педагогической эффективности и физиологической стоимости использования компьютерных обучающих систем. Результатом этих исследований стало внедрение рейтинговой системы оценки знаний, валидизация компьютерных обучающих и контролирующих систем и разработка мероприятий по профилактике неблагоприятного воздействия работы с ними на работоспособность и функциональное состояние организма обучающихся.

С 1997 г. в связи с произошедшими изменениями учебного плана кафедра как самостоятельное структурное подразделение приступила к последипломной профессиональной подготовке медицинских кадров на медико-профилактическом факультете, а с 2010 г. — на педиатрическом факультете университета.

С 2013 г. кафедра гигиены детей и подростков обучает студентов 4 и 5 курсов педиатрического факультета гигиене и основам формирования здоровья детей.

Для организации и обеспечения педагогического процесса кафедрой созданы Учебно-методические комплексы, включающие учебные программу и план, учебно-тематический план, методические рекомендации для преподавателей, руководство для обучающихся и оценочные средства (тесты, задачи, контрольные вопросы). В настоящее время кафедра обеспечивает подготовку кадров по семи программам.

Среди обучающихся на кафедре студенты педиатрического факультета, интерны, аспиранты, врачи по гигиене детей и подростков, специалисты Роспотребнадзо-ра, школьные врачи, профессорско-преподавательский состав вузов, научные сотрудники, средний медицинский персонал школ из более чем 50 городов страны. Всего прошли обучение на кафедре 4632 курсанта; 2756 человек получили сертификаты специалиста по гигиене детей и подростков.

Принятие в 1999 г. федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» потребовало существенной переработки учебно-методических материалов и прежде всего учебных пособий для студентов. Коллектив кафедры под руководством В.Р. Кучмы в 1999 г. подготовил оригинальное руководство «Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков» (М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999). В 2001 г. выходит новый учебник В.Р. Кучмы «Гигиена детей и подростков», который переиздан в 2008 и 2014 гг., в 2014 г. вышел перевод на казахский

язык этого учебника. В 2010 г. под редакций проф. В.Р. Кучмы вышло «Руководство к практическим занятиям по гигиене детей и подростков». В 2015 г. В.Р. Кучмой подготовлен и ФИРО Минобрнауки России рекомендован к печати и использованию в медицинских вузах оригинальный учебник «Основы формирования здоровья детей».

В начале двухтысячных годов главный внештатный специалист Минздрава России по школьной медицине, гигиене детей и подростков с коллегами и единомышленниками активно участвовали в обосновании подходов к реформированию школьного здравоохранения, что в конечном итоге воплотилось в Приказе Минздрава России от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях». Новый порядок существенно модернизировал работу отделений медицинской помощи обучающимся, снизил нагрузку на медицинских работников этих отделений, расширил оснащение медицинских блоков образовательных организаций, а также ввел новую должность в медицинские организации для детей — врач по гигиене детей и подростков (1 штатная единица на 2500 обучающихся). Медицинским организациям предоставлена уникальная возможность впервые в отечественной истории обеспечить несовершеннолетних обучающихся медицинской помощью врача по гигиене детей и подростков, который призван содействовать санитарно-эпидемиологическому благополучию обучающихся в образовательных организациях.

С 1999 г. кафедра работает на базе головного по проблеме научно-исследовательского учреждения — НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (директор — член-корреспондент РАН, профессор В.Р. Кучма) Научного центра здоровья детей (директор — академик РАН А.А. Баранов). Это существенно расширяет и обогащает педагогический процесс, позволяет более полно удовлетворять образовательные запросы интернов, аспирантов, врачей и студентов; совершенствует и активизирует научную работу кафедры. В воспитательной работе со студентами активно используется мемориальная комната-музей Ф.П. Гааза, открытая в Институте в 2015 г.

Комплекс НИИ-кафедра позволяет приглашать для участия в семинарах, практических занятиях и мастер-классах ведущих специалистов страны по гигиене и охране здоровья детей и подростков — профессоров Л.М. Сухареву, М.И. Степанову, Е.И. Шубочкину, канд. биол. наук Л.М. Текшеву и др.

Учебной базой кафедры также является НОЧУ СОШ «Центр образования "САМСОН"» (директор — д-р. мед. наук А.Р. Вирабова), где обучающиеся осваивают технологии профилактики заболеваний и охраны здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях и в школах.

Возможности учебно-научно-методического комплекса (кафедра гигиены детей и подростков — НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков) существенно повлияли на научный поиск сотрудников.

В результате научных исследований, выполненных под руководством проф. В.Р. Кучмы, раскрыты закономерности формирования заболеваемости детей и под-

история педиатрии

ростков, выявлены современные особенности роста и развития детей. Разработаны подходы и обоснованы критерии социально-гигиенического мониторинга детского населения на местном, региональном и федеральном уровнях. Научно обоснованы физиолого-гигиенические и психофизиологические основы обучения и воспитания детей с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (персональные и планшетные компьютеры, ридеры), основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся в образовательных организациях. Впервые изучена распространенность в России одной из основных форм девиантного поведения детей — синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, разработаны меры его профилактики. Подробно описаны параметры образа жизни детей и подростков в современных условиях, в том числе социальных сирот, дан анализ поведения детей, опасного в отношении здоровья. Научно обоснована система донозологической гигиенической диагностики. Исследования, выполненные под руководством профессора В.Р. Кучмы, обеспечили научные основы химической и биологической безопасности современных предметов детского обихода на основе новых материалов и технологий их изготовления.

В 2014 г. кафедра гигиены детей и подростков осуществляла научно-исследовательские работы по субсидии из бюджета г. Москвы Первому МГМУ им. И.М. Сеченова на «Медико-аналитическое сопровождение реализации проекта "Эффективный учебный план"» и «Аналитическое сопровождение интерактивных образовательных технологий».

В 2015 г. была разработана концепция и создан учебный ресурсный центр по подготовке обучающихся московских школ в области естественных наук на базе медико-биологического эксплораториума Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России: подготовлены и успешно применены оригинальные сценарии обучающих семинаров для учащихся 10—11 классов и педагогов школ по вопросам безопасного использования гаджетов. Подготовлены и изданы учебно-методические пособия для учащихся старших классов общеобразовательных школ и учителей «Правильное использование гаджетов школьниками».

В 2015 г. по заказу Департамента образования гор. Москвы проведены исследования вкусовых предпочтений обучающихся 1—11-х классов в 220 школах в различных округах города Москвы. Установлено, что 22% блюд в школе обучающиеся практически не едят, 23% блюд дети едят охотно и 55% блюд школьники едят с удовольствием. На основании полученных данных и в соответствии с современными физиолого-гигиеническими регламентами для учащихся 7—11 и 12—18 лет разработано два цикличных двухнедельных суточных «школьно-домашних» меню, что дает возможность выбора для образовательной организации. Первое — с классическим (привычным для школы) набором блюд, другое — включает блюда знакомые детям, но ранее не использованные в школьном меню (салаты «Столичный» и «Цезарь» с соусом салатным для школьного питания, котлета мясная с овощами в булке, котлета

мясная с овощами и сыром в булке, макаронные изделия спагетти со сливочно-мясным соусом, кексы (маффины) белый и шоколадный и др.).

Результаты исследований, выполненных под руководством В.Р. Кучмы, активно внедряются в практическую деятельность отечественного здравоохранения, Роспотребнадзора и Минобрнауки России.

На кафедре активно работает студенческий научный кружок (руководитель — ученый секретарь кафедры доц. А.Ю. Макарова). Научным поиском в кружке ежегодно занимается от 10 до 20 студентов. Для многих из них работа в кружке становится стартом в большую медицинскую науку.

В настоящее время под руководством члена-корреспондента РАН, профессора В.Р. Кучмы выполняются чрезвычайно востребованные исследования в сфере гигиенической безопасности использования информационно-коммуникационных средств обучения и способов обеспечения их работы (персональные компьютеры новых поколений, ридеры, iPad, интерактивные доски, электронные учебники, Интернет, мобильная связь, Wi-Fi).

Сотрудники кафедры активно участвуют в общественной профессиональной жизни, входят в состав различных советов и комиссий. В 2006 г. они были в инициативной группе по созданию Всероссийского общества развития школьной и университетской медицины и здоровья (РОШУМЗ). За эти годы проведено 4 национальных конгресса школьных врачей, несколько научно-практических конференций — все с международным участием. В 2011 г. впервые в новейшей истории России в Москве состоялся Европейский конгресс по школьной и университетской медицине. Сотрудники кафедры приняли участие в шести международных конгрессах Европейского союза школьной и университетской медицины и здоровья.

90-летие со дня основания кафедры ее коллектив (профессора А.Р. Вирабова, Ж.Ю. Горелова, Н.А. Ско-блина, В.В. Чубаровский, И.К. Рапопорт, доценты А.Ю. Макарова, Е.В. Нарышкина, Н.Л. Ямщикова) встречает новыми планами, задачами, стоящими перед Первым МГМУ им. И.М. Сеченова в связи с участием в Программе государственной поддержки развития университетов «5-100».

Мощный толчок совершенствованию подготовки врачей всех профилей по вопросам гигиены детей и подростков должна дать планируемая Минздравом России, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России и Первым МГМУ имени И.М. Сеченова на 10—11 октября 2016 г. Всероссийская конференция с международным участием «Здравоохранение и медицинские науки — от образования к профессиональной деятельности в сфере охраны и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи». Требуют коллективного обсуждения вопросы дальнейшего совершенствования подготовки врачей различных специальностей по гигиене детей и подростков на вузовском и последипломном этапах; проблемы преемственности этапов обучения; подготовки по подростковой медицине; проблемы гигиенического образования в семье и общеобразовательных учреждениях и другие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила 14.01.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.