Научная статья на тему 'История развития школьной гигиены детей и подростков в дореволюционной России'

История развития школьной гигиены детей и подростков в дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
588
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ ГИГИЕНА / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ / Ф.Ф.ЭРИСМАН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фадеев Антон Владимирович

Статья посвящена основным этапам развития школьной гигиены в России с середины 16 в. до начала 20 в., выделен вклад известных русских ученых в формирование школьной гигиены как науки, показано её значение для общественного здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Фадеев Антон Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История развития школьной гигиены детей и подростков в дореволюционной России»

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

А.В. Фадеев*

Статья посвящена основным этапам развития школьной гигиены в России с середины 16 в. до начала 20 в., выделен вклад известных русских ученых в формирование школьной гигиены как науки, показано её значение для общественного здоровья. Ключевые слова: школьная гигиена, охрана здоровья детей, Ф.Ф.Эрисман

Истоки отечественной гигиены детства глубокими корнями уходят в далекое прошлое, в недра народной предупредительной медицины. Забота о питании и здоровье уже на первых стадиях развития общества являлась жизненно важной задачей человека. В целях сохранения здоровья он использовал обычаи и навыки, помогающие сохранять жизнь в неблагоприятных условиях среды. Постепенно этот опыт, накопленный за много веков и широко используемый в жизни, оформился в народную медицину. В народных традициях, передаваемых от поколения к поколению, в сохранившихся со старых времен рукописях, письменных и устных правилах поведения отражены многие разумные высказывания и советы по воспитанию здоровых детей.

Народная мудрость в области предупредительной медицины вошла в такие памятники отечественной педагогики и гигиены воспитания, как «Поучение Владимира Мономаха детям» (XI в.), «Домострой» (ХУ-ХУ1 вв.), «Азбуковники» (XVII в.), «Гражданство обычаев детских» Епифания Слави-нецкого (XVII в.), «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению» (1717), «Регламент или устав духовные коллегии» Феофана Прокоповича (1721). В этих документах содержатся первые гигиенические указания о распорядке дня ребенка, личной гигиене, физическом воспитании, питании и даже санитарном благоустройстве школ. В XIII-XIV в. в учебных заведениях (обычно при монастырях и церквях) для учащихся было организовано питание. Основанное Симеоном Полоцким в XVII в. в Москве Спасское училище было размещено в специально для этого построенном двух-

* Национальный НИИ общественного здоровья РАМН Фадеев Антон Владимирович - старший научный сотрудник, otdelistorii@rambler.ru

этажном здании, в котором помещения были разделены на учебные и жилые общежития для учащихся; имелась и квартира для учителя. Все они отвечали тогдашним требованиям гигиены.

В России середины XVIII в. исключительно высоки были детская смертность и заболеваемость. Это выдвигало необходимость внимания государства к вопросам охраны здоровья детей. В Петровском указе «О гошпита-лях» (1715) предусматривалась организация приютов для незаконнорожденных детей и подкидышей.

Повышению роли государства в этом вопросе большое значение придал великий русский ученый М.В. Ломоносов. В письме к И.И. Шувалову в 1761 г. он на первое место выдвинул положение о «сохранении и размножении российского народа». Был предложен ряд государственных мероприятий, в т.ч. учреждение «богадельней и домов» для незаконнорожденных детей, борьба с предрассудками и т.п.

Вопросами охраны здоровья детей стали заниматься первые русские профессора-энциклопедисты Ф. Барсук-Моисеев, С.Г. Зыбелин, Н.М. Амбо-дик. В работах С.Г. Зыбелина «Слово о правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела, служащее к размножению в обществе народа» (1775) и «Слово о способе, как предупредить можно немаловажную, между прочим и медленного умножения народа причину» (1780) содержатся ценные советы по вопросам ухода за детьми раннего возраста, их питания и воспитания. Более четко эти вопросы изложены Н.М. Амбодиком. В части пятой труда «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» (1784), содержащей «краткое объяснение всего того, что воспитывающим детей ведать и делать должно касательно их природных свойств, воспитания, попечения от самого рождения до отроческого возраста», рассмотрены вопросы физиологии и гигиены детей раннего возраста. Книга содержит много полезных советов по уходу за детьми и их воспитанию.

Большое значение придавалось физическому воспитанию ребенка. Так, Н.М. Амбодик справедливо указывал, что движения необходимы ребенку для правильного физического развития, ибо «тело без движения подобно стоячей воде, которая плеснеет, портится и гниет». А.Н. Протасов посвятил «пользе движения тела для сохранения здоровья» свою актовую речь в Московском университете.

Ко второй половине XVIII в. относится период царствования Екатерины II. Ее увлечение идеями французских философов-просветителей оказало известное влияние на развитие образования и воспитания молодого поколения России. В деятельности И.И. Бецкого - крупного общественного деятеля и мыслителя второй половины XVIII в. - наиболее полно сказалось влияние идей Руссо, Гельвеция и Дидро на воспитание детей. Он выдвинул идею создания «особой породы» людей, особого сословия или своего рода третьего среднего чина, сословия мастеров, художников, ученых, которые бы явились носителями культуры и просвещения в России. Придерживаясь учения Руссо о том, что человек от природы не имеет худых наклонностей и пороков и что окружающая его среда порождает эти пороки, И.И. Бецкой пришел к заключению о необходимости с ранних лет удалять ребенка из среды, пагубно на него влияющей. Он выдвинул идею о создании закрытых учебных заведений для кадетов, благородных девиц и об открытии воспитательных домов для незаконнорожденных и подкидышей. Являясь представителем господствующего класса и как поборник дворянского образования и воспитания он выступал за сословный характер закрытых учебных заведений и был против воспитания в них детей крепостных. Тем не менее гигиенические высказывания ученого имели важное значение в постановке вопросов гигиены воспитания.

Г.А. Захарьин в своей лечебной деятельности на одно из первых мест ставил правильный режим, пользование открытым воздухом и полноценное питание. Он считал, что успешные результаты в борьбе с болезнями могут быть достигнуты только с помощью гигиены. В торжественной речи «Здоровье и воспитание в городе и за городом», произнесенной на годичном акте в Московском университете в 1873 г., им было высказано положение о том, что гигиена, прежде всего, нужна для подрастающего поколения. Он же наметил программу работы врача школы, деятельность которого, по его мнению, должна быть направлена на создание благоприятных условий воспитания здоровых детей.

Н.И. Пирогов в статье «Мысли и замечания о проекте устава училищ, состоящих в ведомстве Министерства народного просвещения» также указывал на необходимость иметь врача в каждом закрытом учебном заведении. С.П. Боткин, являясь гласным городской Петербургской думы, провел ряд важных гигиенических мероприятий, организовал школьно-санитарный надзор за школами Петербурга и создал комиссию по улучшению санитарных условий жизни и уменьшению смертности детей в России.

Профилактическая направленность медицины, в частности вопросы гигиены детей, наиболее четко была развита в работах отечественных педиатров. В XIX в. в кадетских корпусах, институтах благородных девиц и крупных пансионах при гимназиях, где обучались и получали воспитание дети знати, были школьные врачи. Они не только занимались лечением больных учащихся, но также следили за режимом дня, питанием, физическим воспитанием детей, условиями обучения, проводили гигиенические мероприятия и меры по борьбе с заразными болезнями (Грумм-Гржимайло К.И., Вельцин И.В., Смельский Е.Н. и др.).

Первым отечественным педиатром, поставившим вопрос о гигиене детей, был С.Ф. Хотовицкий. В классическом труде «Педиятрика» (1847) он указывал, что ребенок - это не миниатюра взрослого, а организм, который обладает рядом отличительных черт в морфологическом, физиологическом и психологическом отношениях, поэтому в вопросах как терапии, так и гигиены детей следует исходить из анатомо-физиологических особенностей детского организма.

Н.А. Тольский на II Всероссийском съезде естествоиспытателей в Москве в 1869 г. в речи «О значении гигиены в общественной жизни и в особенности в применении ее к нашим учебным заведениям», позднее (1891 г.) в актовой речи в Московском университете «О влиянии школы на здоровье ее воспитанников» изложил результаты многолетних наблюдений, выявивших большое число школьников с неправильной осанкой, искривлением позвоночника, нервными расстройствами, физической слабостью, близорукостью, малокровием, и пытался найти их причины. Он учил студентов и врачей при собирании анамнеза узнавать об условиях жизни ребенка, обычаях семьи, привычках, характере питания, полагая, что предшествующие условия помогут вскрыть причины, определить характер течения и исход заболевания.

Знание физиологических особенностей, своеобразия течения болезней у детей разного возраста, установление причин, вызывающих высокую детскую заболеваемость и смертность, привели Н.П. Гундобина к пониманию значения гигиены в воспитании здоровых детей.

В развитии отечественной школьной гигиены основополагающая роль принадлежит гигиенисту Ф.Ф. Эрисману. Им были составлены проекты постановлений, касающиеся условий труда и быта, продолжительности рабочего дня подростка. Имея дело с массовым антропометрическим материалом, ученый подошел к решению теоретических вопросов школьной гигиены: были выявлены закономерности роста детей в зависимости от пола и условий

воспитания, разработан оценочный показатель физического развития - индекс Эрисмана. Он считал, что гигиена как наука (в том числе и школьная гигиена) должна развиваться в двух направлениях: в научном (экспериментально-статистические исследования) и общественном (установление в результате экспериментальных и статистических исследований гигиенических норм для улучшения общественного здоровья). Ф.Ф. Эрисман указывал на недопустимость отделения общественной гигиены от научной - экспериментальной, подчеркивая, что это две стороны одной и той же науки, дополняющие друг друга и в сущности составляющие одно целое. При этом в научных исследованиях критерии для оценки внешней среды выбирают, исходя из их влияния на организм человека, «...явления окружающей среды интересуют гигиениста лишь настолько, насколько они могут отражаться на здоровье человека».

Ф.Ф. Эрисман - основатель кафедры гигиены Московского университета. В работе «Влияние школ на происхождение близорукости» (1870) он указал на рост числа близоруких детей и усиление степени близорукости среди учащихся по мере приближения окончания школы. Вскрыв причины этого явления, ученый разработал мероприятия по предупреждению близорукости и гигиенические требования к освещению классных комнат. Он предложил конструкцию парты, получившей впоследствии название «парты Эрисмана», определил основные требования к ее конструкции. Результаты этих исследований были обобщены в проекте так называемой образцовой классной комнаты. Впервые ее проект демонстрировался в 1875 г. в Педагогическом музее военно-учебных заведений в Петербурге.

Ф.Ф. Эрисман, А.П. Доброславин, а также их ученики и последователи высказывались за обмен воздуха классных помещений посредством приточ-но-вытяжных вентиляционных устройств, организации воздухообмена на основе широкой аэрации.

В связи с революцией 1905 г. правительство вынуждено было провести некоторые реформы в народном образовании и отдельные гигиенические мероприятия. При Министерстве просвещения в 1904-1905 гг. были организованы Врачебная санитарная часть учебных заведений и Школьно-гигиеническая лаборатория. Были составлены санитарные правила и инструкцию, регулирующие условия работы учащихся и учителей.

В конце XIX и начале XX вв. остро стоял вопрос об организации медицинского обслуживания учебных заведений и надзора за ними.

В первую очередь, с народной школой столкнулась земская медицина (1860-1910). Многие ее представители широко используя санитарно-описательный и санитарно-статистический методы, анализируя полученные материалы обследования и сопоставляя их с гигиенической литературой, делали обоснованные выводы и составляли гигиенические рекомендации применительно к народным школам. Земские санитарные врачи, исходя из запросов практики, ставили перед учеными-гигиенистами вопросы, которые требовали изучения. В целом их научно-практическая деятельность способствовала развитию отечественной школьно-гигиенической науки. Сталкиваясь с неблагоприятными санитарными условиями обучения, земские санитарные врачи приходили к выводу о необходимости наличия в учебном заведении врача, который не только следил бы за здоровьем детей и лечил больных, но также проводил гигиенические и оздоровительные мероприятия.

Среди многочисленных врачей и ученых, показавших роль школьного врача в обслуживании учебных заведений, необходимо выделить Д.Д. Бека-рюкова. Главным звеном в работе школьного врача он считал динамическое наблюдение за состоянием здоровья школьников, позволяющее на основе полученных результатов рекомендовать комплекс оздоровительных и санитарных мероприятий. Будучи убежденным сторонником Ф.Ф. Эрисмана, ученый рассматривал школьную гигиену как науку, имеющую социальную направленность. Эту концепцию он перенес на деятельность врача детского учреждения. В руководстве «Основные начала школьной гигиены» (1906) на основе большого личного опыта и знания положения дела за рубежом им были подробно изложены санитарно-гигиенические требования к планировке, благоустройству школьных зданий, методику преподавания гигиены, мероприятия по предупреждению заразных болезней, а также организации медико-санитарного обслуживания детей в школах.

С 70-х гг. XIX в. школьная гигиена занимала значительное место в деятельности научных обществ. Особенно большое внимание этим вопросам уделяло Общество русских врачей памяти Н.И. Пирогова. Обсуждались вопросы школьного утомления, санитарного состояния школ, преподавания гигиены в учебных заведениях и др. При правлении Пироговского общества была создана Комиссия по школьной гигиене и распространению гигиенических знаний в народе (под председательством А.В. Молькова), которая издала много таблиц и наглядных пособий по школьной гигиене.

Гигиена детей и подростков имеет свою историю, уходящую корнями вглубь веков. Идеи, гипотезы и некоторые научные труды прошлого, представляющие научную ценность, позволяют правильно понять и оценить не только прошлое науки, но и ее настоящее, как и определить пути ее развития.

Литература

1. Эрисман "Курс гигиены". - СПб., 1887.

2. Заволжская Ю.И. "Ш. гигиена". - СПб., 1898.

3. Гундобин Н.П. "Школьная гигиена". - СПб., 1902.

4. Натансон А.В. "Школьная гигиена глаз" // Реальная энциклопедия медицинских наук". - Т. XX. - СПб., 1897.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.