Научная статья на тему 'Гигиенические методы профилактики возникновения и прогрессирования школьной близорукости'

Гигиенические методы профилактики возникновения и прогрессирования школьной близорукости Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ БЛИЗОРУКОСТЬ / ГИГИЕНА / ПРОФИЛАКТИКА / SCHOOL SHORTSIGHTEDNESS / HYGIENE / PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев Александр Викторович

Проблемы здоровья и образования многие годы волнуют передовую часть общественности. В XIX-XX веках мировая наука накопила большой объём теоретических знаний и результатов практических работ в области профилактики возникновения и прогрессирования заболеваний, связанных с учебным процессом. Тем не менее, проблема сохранения здоровья учащихся, особенно в век интенсификации всех сторон жизни человека, остаётся актуальной. Работа посвящена повышению эффективности гигиенических методов профилактики возникновения и прогрессирования школьной близорукости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygienic methods of prevention of emergence and progressing of school short-sightedness

Health and education problems excite many years the advanced part of the public. In the XIX-XX centuries, the world science saved up large volume of theoretical knowledge and results of practical works in the field of prevention of emergence and progressing of the diseases connected with educational process. Nevertheless, the problem of preservation of health of pupils, especially in a century of an intensification of all aspects of life of the person, remains actual. Work is devoted to increase of efficiency of hygienic methods of prevention of emergence and progressing of school shortsightedness.

Текст научной работы на тему «Гигиенические методы профилактики возникновения и прогрессирования школьной близорукости»

Medvedev A. V.

HYGIENIC METHODS OF PREVENTION OF EMERGENCE AND PROGRESSING OF SCHOOL SHORT-SIGHTEDNESS

GBOU VPO to SAMGMA Minzdrava Rossii, FGBUZ SMKTs of FMBA of Russia

Health and education problems excite many years the advanced part of the public. In the XIX-XX centuries, the world science saved up large volume of theoretical knowledge and results of practical works in the field of prevention of emergence and progressing of the diseases connected with educational process. Nevertheless, the problem of preservation of health of pupils, especially in a century of an intensification of all aspects of life of the person, remains actual. Work is devoted to increase of efficiency of hygienic methods of prevention of emergence and progressing of school shortsightedness.

Keywords: school shortsightedness, hygiene, prevention

Медведев А. В.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРОГРЕССИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ БЛИЗОРУКОСТИ

ГБОУ ВПО СамГМУМинздрава России, ФГБУЗ СМКЦ ФМБА России

Проблемы здоровья и образования многие годы волнуют передовую часть общественности. В XIX-XX веках мировая наука накопила большой объём теоретических знаний и результатов практических работ в области профилактики возникновения и прогрессирования заболеваний, связанных с учебным процессом. Тем не менее, проблема сохранения здоровья учащихся, особенно в век интенсификации всех сторон жизни человека, остаётся актуальной. Работа посвящена повышению эффективности гигиенических методов профилактики возникновения и прогрессирования школьной близорукости.

Ключевые слова: школьная близорукость, гигиена, профилактика

Значение гигиенических факторов в деле профилактики возникновения и прогрессирования школьной миопии было хорошо известно ещё в XIX веке. Талантливый офтальмолог, ставший впоследствии знаменитым гигиенистом, Ф.Ф. Эрисман, лично обследовавший 4358 гимназистов Санкт-Петербурга и выявивший среди них высокую распространённость близорукости, писал: «нельзя не признать, что дети приобретают эту болезнь во время своего пребы-

вания в школах...» и «.. .школа действительно причиняет эту злополучную болезнь...». В то же время автор указывал следующее: «... я должен прибавить, что близорукость не есть неизбежное зло, которое необходимо сопряжено со школьным воспитанием; напротив, прогрессивная миопия есть зло, возникающее только от нецелесообразного устройства школ, и это зло было бы, конечно, устранено, если бы на устройство школ было бы обращено внимание общества». Этот

—---------- —

~ 309 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

призыв с большим энтузиазмом был воспринят передовой общественностью как в Европе, так и в России. Так, в разделе «Земско-санитарная хроника» Всероссийского издания «Вестник гигиены» за 1903 год была опубликована статья о работе семейно-педагогического кружка в Самаре, организованного с целью «.путем взаимного обмена мнениями между родителями, с одной стороны, и учителями учебных заведений, с другой, выяснить условия, при которых воспитание детей школьного и дошкольного возраста и сообщение им необходимых знаний может идти наиболее успешно». В статье отмечается интересный доклад доктора Т.Е. Гаврилова, «состоящего врачом при только что открытой в Самаре средней коммерческой школе», а также сообщается, что «Деятельность кружка встретила к себе горячий интерес и сочувствие со стороны общества. Ни одно общество, говорит корреспондент, когда-либо существовавшее в Самаре, не посещалось с таким усердием публикой, ни одно из них не имело столь многочисленного состава членов, как этот кружок. Поместительный зал губернского земского собрания в дни заседания «кружка» бывает буквально переполнен, слышатся горячие речи и глубокий интерес к ним собравшихся». Не меньшее внимание уделяют и современные слушатели лекциям по теме профилактики школьной близорукости (В.М. Петухов, А.В. Медведев), читаемым учителям, родителям школьников, студентам, вра-чам-офтальмологам. Однако исполнение профилактических рекомендаций, внедрение их в повседневную жизнь всех тех, кто занимается напряжённым зрительным трудом на близком от глаз расстоянии (а это в первую очередь школьники, студенты, а также педагоги) всегда вызывало и вызывает затруднения. Пример

из далёкого прошлого: в 1881 году профессор М.Н. Рейх, определивший миопию у 53% выпускниц девичьего института в Тифлисе, предложил для улучшения ситуации в учреждении приобрести 38 светильников. Однако у руководства и родителей воспитанниц самого престижного на Кавказе женского образовательного учреждения средств для этого не нашлось. Вернее сказать - не нашлось понимания важности рекомендаций врача. Удрученный реакцией общественности, а вернее - полным ее отсутствием, М.Н. Рейх писал: «Продолжение врачами исследований рефракции глаз в учебных заведениях представляется отнюдь не маловажным, хотя и до настоящего времени высший педагогический мир очевидно еще не видит достаточно серьезного значения этих исследований». Примеры из нашего времени мы видим почти на каждом шагу: закрытые жалюзи в учебных комнатах школ в пасмурную погоду днём при выключенном освещении; отсутствие рабочей мебели, соответствующей росту школьника в домашних условиях; неумение школьников правильно работать за столом; непонимание некоторыми учителями и родителями необходимости регулярных полноценных перерывов для школьников, особенно младших классов... Этот перечень можно продолжать и продолжать. Почему же так происходит? Живой неподдельный интерес при обращении внимания к теме нередко сменяется пренебрежением основными гигиеническими требованиями. Даже врачи-офтальмологи, видя неисполнение своих рекомендации, иногда разочаровываются и просто перестают упоминать о них, ограничиваясь врачебными манипуляциями и процедурами. Или скороговоркой упоминают о необходимости со-

—----------- —

~ 310 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

блюдения гигиенических мер, на что получают ответ родителей: «Соблюдаем». Но что именно и как быть, если не получается? Не случайно выдающийся отечественный офтальмолог профессор Э.С. Аветисов (2002) рассматривал близорукость у школьников как проблему прежде всего гигиеническую. Исходя из опыта нашей работы со школьниками, их родителями и учителями, а также вра-чами-офтальмологами можно сформулировать несколько следующих тезисов:

1. Медицинским работникам и педагогам никогда не прекращать обсуждение тем профилактики школьной патологии (и близорукости в частности), привлечение к ним внимания родителей, несмотря даже на кажущуюся их малую эффективность.

2. Подробно обсуждать механизм влия-

ния конкретных неблагоприятных факторов ученической среды на здоровье и зрение школьника (например: как

именно влияет на зрительные функции недостаточное освещение рабочего места, чем определяется степень зрительной нагрузки школьника и как просто её уменьшить, почему в ряде случаев первая парта может оказаться вредна ребёнку, как научить ребёнка сидеть правильно и при этом меньше уставать, как облегчить работу за компьютером и т.д.).

3. Гигиенические рекомендации будут исполняться тогда, когда для большинства людей они перестанут быть сводом малопонятных цифр, станет отчётливо видна причинно-следственная связь между неблагоприятным фактором и заболеванием.

4. Гигиенические знания при постоянном к ним обращении внимания постепенно накапливаются в обществе, становятся общепринятыми, воспитываются родителями в детях и «передаются по наследству». При отсутствии такого внимания в детях воспитываются ошибки, приводящие, порой, к тем же заболеваниям, которые уже имеют сами родители. В итоге общество будет с недоумением смотреть не на того человека, кто «нарушает тишину библиотеки», пытаясь открыть жалюзи или подключить неработающее местное освещение своего рабочего места, а тот, кто будет продолжать работать в темноте.

5. Гигиенические рекомендации будут исполняться школьниками тогда, когда их примут и применят в своей работе учителя и родители. В своей практической работе мы всегда подчеркивали обоюдную полезность наших рекомендаций как для учеников, так и для учителей. Учитель (родитель), умеющий рационально организовать свой собственный зрительный, интеллектуальный труд, с большей вероятностью сохранит и здоровье детей, а взрослый, занимающийся сохранением детского здоровья и зрения, неизбежно поможет и себе.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аветисов Э.С. Близорукость. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Медицина, 2002. - 288 с.: ил.

2. Вестник Общественной гигиены, судебной и практической медицины // Сборник приказов, повелений, решений Медицинского Совета, медико-статистических сведений, оригинальных статей, очерков, рефератов. - 1903. - 1685 с.

3. Эрисман Ф.Ф. Избранные произведения в 2-х томах, первый том (392 с.), Москва, Медгиз, 1959.

—---------- —

~ 311 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.