Научная статья на тему 'Школьная гигиена, ее связь с другими науками, ее отношение к педагогике'

Школьная гигиена, ее связь с другими науками, ее отношение к педагогике Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
691
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьная гигиена, ее связь с другими науками, ее отношение к педагогике»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СОЮЗА ССР

ГИГИЕНА И САНИТАРИЯ

Редактор Ф. Г. К РОТ КОВ. зим. редактора А. Н. СЫСИН Секретари: Р. М. БРЕЙ НИН А, Ц. Д. ПИК Члены редколлегии: Н. А. БАРАН, Ф. Е. БУДАГЯН, Н. П. КОМИССАРОВА,

А. Ь. МОЛЫЮВ , Н. А. СЕМАШКО, 3. Б. С.М5ЛЯН0КИЙ, Г. Я. ТКАЧЕВ

1947 12-й ГОД ИЗДАНИЯГ г6сУп7о£Й?-ИГЯБРЬ № 9

Действитетьный член Дкчдемии мёВЯРУЯ^ниу наук Г^СР и Академии

педягогических наук РСФСР заслуженный деятель науки Н. Д. СЕМАШКО

Школьная гигиена, ее связь с другими науками, ее отношение к педагогике

Из Института школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР

Обычно в гигиенической науке и санитарной практике различают: школьную гигиену, промышленную гигиену, коммунальную гигиену, гигиену питания. Однако такое сопоставление гигиенических дисциплин принципиально неправильно: в то время как коммунальная гигиена, гигиена питания, промышленная гигиена изучают отдельные стороны жизни человека и коллектива, школьная гигиена изучает все стороны жизни и деятельности ребенка. Она рассматривает вопросы, касающиеся коммунальной гигиены (строительство п благоустройство школьных зданий), вопросы питания детей (гигиена питання), вопросы их трудовой деятельности (гигиена труда). Школьная гигиена, следовательно, в отличие от отраслевых гигиенических дисциплин является комплексной гигиенической дисциплиной.

Отсюда следует, что школьный гигиенист должен гораздо шире охватывать проблемы, чем специалист в отдельной области гигиены (коммунальной, питания и т. п.). Таким образом, школьная гигиена использует все знания специально гигиенических дисциплин.

В этой связи с гигиеническими дисциплинами школьная гигиена носит в себе и все достижения, и все недостатки гигиены как науки.

Достижения ее общеизвестны; это она, гигиена, научно разрабатывает мероприятия, как выражался ещеч Парке в 60-х годах прошлого столетия, чтобы «сделать развитие более совершенным, упадок менее быстрым, жизнь более сильной, смерть более отдаленною»; «видеть человеческое существо во всей его красоте».

Но одновременно крупным дефектом гигиенической науки и по настоящий день является недостаточная разработанность методов, которыми она должна пользоваться. Этот дефект особенно отражается на школьной гигиене.

Гигиена недостаточно пользуется физиологическим методом. Между тем крупнейшие представители гигиенической науки категорически настаивали на том, что гигиена должна иметь перед собой живого человека и, следовательно, должна пользоваться всеми достижениями физиологии. «Отец экспериментальной гигиены» М. Петтенкофер писал: «вся гигиена есть не что иное, как приложение физиологии и

имеет главным предметом сохранение здоровья человека». Один из основателей гигиены в нашей стране А. П. Доброславин учил: «Принимая во внимание то обстоятельство, что организм берет для своего существования все из мира, вне его существующего, мы обязаны изучать все те точки соприкосновения животного тела с внешней средой, которыми обусловливается развитие или потеря жизненных сил организма»... «Очевидно, что гигиена, преследуя свои цели, необходимо должна опираться на другие науки; особенно много черпает она из физиологии, химии и физики; если физиология изучает законы жизненного движения вообще, то гигиена обращает внимание на те условия общественной жизни, в которых при известных обстоятельствах развивается, живет и действует известный организм. Если предметом физиологии являются законы статики и динамики животного тела, то предметом гигиены — влияние на организм всех внешних деятелей, обусловливающих более или менее правильное течение статических и динамических законов жизни».

Другой крупнейший представитель гигиенической науки в нашей стране, основоположник московской школы гигиенистов, Ф. Ф. Эрид-ман писал: «мне кажется, что если гигиена забудет, что точка отправления ее — человек, она должна потерять всякую почву под ногами... Отделение гигиены от ее исходной точки, от человеческого организма... было бы в моих глазах крайне опасной операцией, могущей иметь весьма печальные последствия для дальнейшего правильного развития гигиенического знания».

Эти указания основоположников гигиенической науки в нашей стране имеют исключительное значение для школьной гигиены. Значит, задача школьной гигиены — не только изучение внешней среды (при всей важности этого изучения), но, главное, живого человека — ребенка. Именно этот принцип и сближает школьную гигиену с педагогикой: школьная гигиена является важным фактором правильного воспитания и образования подрастающего поколения. Таким образом, перед школьной гигиеной встают новые задачи: не только заботиться о здоровье ребенка, о борьбе с заразными болезнями, о снижении детской смертности и т. д., что она делала, делает и должна делать, но и стать на службу правильного воспитания и преподавания, разрабатывать гигиену педагогического процесса и соответствующие практические мероприятия. Недаром лучшие педагоги, как Ушинский, Н. К. Крупская, ясно сознавали важность помощи медиков (гигиенистов) педагогам. Надежда Константиновна писала: «Я работаю на фронте просвещения и каждодневно вижу, как тесно связаны все вопросы народного образования с работой здравоохранения... Нам, просвещенцам, нужна постоянная помощь со стороны медицинских работников. Первое, что нам необходимо, это — ознакомление самых широких масс со строением и жизнью человеческого тела, с основными правилами гигиены... Эту грамоту должен знать каждый учитель, каждая мать, каждая няня, каждый рабочий, колхозник, колхозница и пионер. Мы, просвещенцы, должны добиться постановки преподавания гигиены, этой основной медицинской дисциплины, во всех школах взрослых, начиная со школ грамоты...».

Но для школьной гигиены важно не просто «знакомство» с физиологией, но и основательное глубокое изучение ее. Может ли быть поставлено правильно воспитание и образование ребенка без учета требования возрастной физиологии? Конечно, нет. Обязательно ли для гигиениста и педагога знание законов высшей нервной деятельности? Конечно, обязательно. Может ли гигиенист дать рекомендации по гигиене педагогического процесса, а педагог должным образом организовать его без учета роли эмоций? Конечно, нет. И т. д., и т. д. Больше того: школьная гигиена имеет дело с растущим организмом. От-

сюда следует, что знание возрастной физиологии и возрастной морфологии школьному гигиенисту совершенно необходимо.

Значит, физиологическим методом гигиенист вообще, а школьный гигиенист в особенности, должен пользоваться в полной мере. Гигиена должна работать в тесном контакте с физиологией.

Но этого мало.

А. П. Доброславин следующими штрихами рисует отношение гигиены к другим дисциплинам: «Предметом изучения в здравоохранении (т. е. в гигиене. — Н. С.) прежде всего является здоровый человек, а потом уже та внешняя среда, которая или сообщает ему, или отнимает от него здоровье. Изучение самого человека (здорового) распадается на сведения: помимо общих основных, группирующихся в анатомии, физиологии, физиологической химии, в антропометрии... в учении о метаморфозе, затем в антропологии и в общей патологии, указывающей на причины утрат в человеческом организме». Эрисман также указывал: «Может ли человек, не знающий патологической анатомии и незнакомый с клиническими признаками болезней, понять, каким образом человеческий организм будет реагировать на то или другое вредное влияние извне? Может ли человек без медицинской подготовки успешно заниматься, например, изучением эпидемических вопросов?» Ответ на эти вопросы очевиден: гигиена вообще, школьная гигиена в частности — медицинская наука. Школьный гигиенист борется за здоровье 'ребенка. А здоровье и болезнь — понятия, диалектически находящиеся в неразрывной связи между собой. Больше того: задача советского здравоохранения (и школьной гигиены) заключается прежде всего в том, чтобы во время улавливать начальные стадии развития болезненного процесса и наиболее эффективно предотвращать развитие заболевания. Именно это профилактическое направление положено в основу деятельности органов здравоохранения программой коммунистической партии. Раздел здравоохранения начинается словами: «в основу своей деятельности в области охраны народного здоровья ВКП(б) полагает прежде всего проведение широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний».

Это указание является и должно являться руководящим принципом в области школьной гигиены.

Проф. В. Я. Данилевский определял физиологию как науку, «которая изучает функциональные свойства живых тканей, органов и процессы, в них совершающиеся, стало быть, которая изучает динамическую сторону жизни, ее явления».

Этот метод динамического изучения пока еще чужд гигиене вообще, школьной гигиене в частности. Правда, школьная гигиена изучает физическое развитие детского населения на основе антропометрических исследований. Накоплен богатейший материал по этим вопросам. Полученные данные ориентируют нас, как идет развитие детского населения; в настоящее время по этим данным мы судим, как быстро залечиваются раны, нанесенные войной детскому возрасту. Но надо теперь поднять это изучение на более высокую ступень: надо антропометрические исследования сочетать с углубленными клиническими. Такой метод особенно необходим именно в настоящее время, когда еще не изжиты отдаленные последствия войны. Иногда при благоприятной динамике антропометрических показателей мы имеем тем не менее дело с глубокими расстройствами в организме ребенка или подростка. Педиатрическая клиника I Московского медицинского института произвела ряд исследований над детьми, которые в годы войны лечились в клинике от рахита, дистрофии, авитаминозов и других заболеваний. Эти дети выписались из клиники «поправившимися», с удовлетворительными антропометрическими показателями. Повторное

исследование было произведено через 2—3 года после выписки их из клиники. Оказалось, что, несмотря на удовлетворительный внешний вид, у тех детей, которые лечились от рахита, кости при просвечивании рентгеном имели «кружевной» характер, обнаруживали недостаток кальция — отдаленный результат бывшего рахита; у тех детей, которые страдали авитаминозами, наблюдалась кровоточивость, слабость сосудов — отдаленные результаты авитаминозов и дистрофий, и т. д. Вот почему на отдаленные результаты последствий войны у детей (как и у взрослых) и гигиенистам, и клиницистам надо обращать в настоящее время особое внимание. Одними внешними осмотрами школьников ограничиваться нельзя.

Для динамики оздоровительных процессов в детском возрасте большое значение имеет физическое воспитание и физическое обучение. Тренировка и закаливание организма; использование для этого естественных сил природы; привитие гигиенических навыков; надлежащая гигиеническая обстановка в школе и семье; физические упражнения — все это надлежащим образом формирует растущий организм, укрепляет его, усиливает его защитные приспособления против вредного влияния окружающей среды. Врач и педагог-воспитатель содружественно работают в области физического воспитания и обучения подрастающего поколения. Такое воспитание в корне опровергает учение буржуазных ученых о «решающем» значении конституции, наследственности («конституция — соматический фатум организма» по Танд-леру). Конституция и наследственность дают предрасположение к известным заболеваниям. Но решает вопрос о возможности заболевания благоприятная или неблагоприятная внешняя среда. Предрасположенный к туберкулезу ребенок может не заболеть этой болезнью, если поставить его в благоприятные условия жизни, воспитания и обучения.

Физическое воспитание и улучшение санитарных условий жизни населения ведут к укреплению «защитных сил» организма. Биллингс еще в прошлом веке писал, что задачей гигиениста является «сделать сам организм менее впечатлительным к влиянию болезненных причин», причем он указывает, что гигиена должна заниматься этим «динамически», начиная с периода воспроизводства организма и периода его развития и завершая периодом упадка, периодом старости. Советская организация охраны здоровья подрастающего поколения построена именно на этом принципе, не осуществленном ни в одной из капиталистических стран. Охрана здоровья детей начинается у нас с внутриутробного (антенатального) существования ребенка и продолжается в грудном, дошкольном, школьном и подростковом возрасте. На всем жизненном пути ребенка его сопровождает гигиена воспитания, ибо у нас — государственная социалистическая система охраны здоровья ребенка (и матери).

Таков огромный диапазон интересов и задач школьной гигиены, которая охватывает вопросы оздоровления не только школьного, но и дсшкольного, и подросткового возраста.

Но в- применении к вопросам школьной гигиены в указанном смысле этого слова необходимо еще и еще раз подчеркнуть значение гигиены в организации педагогического процесса. Здесь речь идет не только о гигиенических требованиях как таковых, относящихся к строительству и благоустройству школ (кубатура воздуха, нормы освещения, правила санитарного содержания школ и т. д.). Все это чрезвычайно важно (от этого в значительной мере зависит успешность педагогического процесса и борьбы с утомлением учащихся). Но этого мало. Школьный гнгиенист должен вмешиваться в весь распорядок школьного дня с точки зрения гигиенических требований: составление расписания и чередование предметов «тяжелых» и «легких», органи-

зация перемен, нагрузка школьников домашними занятиями и общественной работой. Школьный гигиенист должен вникать (конечно, в мору его гигиенической компетенции) в составление программ (перегрузка), даже в методы преподавания (роль эмоций); школьный гигиенист должен следить за неуспевающими учениками, выяснять совместно с педагогом причины неуспеваемости (возможная их зависимость от состояния здоровья школьника), принимать нужные меры, приглашая в случае нужды специалиста. Особое внимание обращать на так называемых «нервных» детей. Наблюдение за физическим развитием детей, за их физическим образованием, ежегодные медицинские осмотры детей, организация летней оздоровительной работы и т. д. — все это входит в обязанности школьного гигиениста. Именно на этих принципах и был построен в 1944 г. Институт школьной гигиены в системе Академии педагогических наук РСФСР. Он строился и работает как учреждение нового типа, которого не было раньше у нас и которого нет нигде за рубежом. У нас были «институты охраны здоровья детей и подростков». Они недурно вели работу в система учреждений здравоохранения. Но вопросы педагогики, связанные с педагогическим процессом, остались у них в тени. В новом институте крен в сторону педагогики получил яркое выражение. Вот почему я структуре института с первого момента его оформления ведущую и определяющую роль заняли два отделения: санитарно-гигиеническое и физиологическое. Ибо бороться за здоровье школьника в семье и школе невозможно без помощи физиологической науки.

Необходимо разъяснить недоразумение, существующее у гигиенистов и до сих пор, по вопросу личной и общественной гигнены.

В древнейших памятниках здравоохранения, в законах Ману и Моисея, основное внимание уделяется правилам . соблюдения личной гигиены: употреблять в пищу доброкачественное мясо, соблюдать личную чистоту, чистить зубы, стричь ногти и т. д. Если и были указания на общественную гигиену (например, у евреев на необходимость изоляции прокаженных), то такие указания общественного характера занимали относительно ничтожное место.

Но с развитием общественных отношений, с концентрацией населения в крупных городах в связи' с развитием промышленности и торговли все более развивается общественная гигиена. Энгельс указал, что страх перед эпидемическими заболеваниями, которые не щадят и богатых, заставлял правящие классы проводить санитарные и противоэпидемические мероприятия. По мере роста рабочего класса и развития рабочего движения рабочий класс все громче заявляет своп требования к улучшению условий жизни, в частности, и к санитарно-гигиенической обстановке труда и быта. Передовые врачи, особенно в нашей стране, горячо поддерживали эти требования трудящихся масс, настаивали на развитии общественной гигиены. Старейший русский гигиенист Я. Симонович писал в «Основах гигиены», вышедших в 1880 г,

«В прежнее время существовала одна частная гигиена, занимавшаяся жизнью отдельного человека, обучая его, как устраивать себе обстановку, при которой здоровье его могло бы сохраниться наилучшим образом. При этом гигиенические правила могли использоваться только людьми богатыми, обладавшими достаточными материальными средствами. Здоровье целых обществ ограждалось правительствами лишь в исключительных случаях, преимущественно во время эпидемий, голода, наводнений и других несчастных случаев. В настоящее время, можно сказать, наоборот, почти не существует частной гигиены, а под словом гигиена подразумевают одну только общественную гигиену. Ученые дознали, что невозможно устроить удовлетворительно жизнь отдельных лиц, если само общество не будет обеспечено в своем здоровье. Здоровье отдельных лиц требует обилия чистой воды, а это условие мыслимо лишь при устройстве общественных водопроводов. Отдельному лицу нужна пища хорошего качества, а последняя обеспечивается лишь там, где общественные рынки устраиваются по правилам гигиены. Чистый воздух в городах мыслим лишь при

хорошем общественном управлении. Устройство ватер-клозетов, канализации, чистка улиц, поливка их и уменьшение или уничтожение вреда от фабрик, заводов, погашение эпидемий и т. п. — все это возможно устроить лишь общественными усилиями и общественными средствами».

Все это правильно. Личное санитарное благополучие человека — все равно взрослого или ребенка — покоится на общественном санитарном благополучии. Но это вовсе не снижает вопросов личной гигиены и важности изучения их в отношении как взрослого, так и ребенка. А каковы нормы «чистой воды», нормы «пищи хорошего качества», нормы «чистого воздуха» для взрослого и ребенка? Эти вопросы решает частная гигиена. Поэтому, всецело признавая необходимость общественных мероприятий по охране здоровья школьника (строительство хороших школ, правильное водоснабжение, организация правильного питания и т. д.), школьная гигиена одновременно с неменьшей глубиной и настойчивостью должна разрабатывать правила личной гигиены школьника, особенно его воспитания и образования, основываясь на данных физиологии, морфологии, патологии и других наук, как указано выше. Общественная гигиена дополняет личную гигиену, ? не противоречит ей. Личная гигиена дает задания, на каких основах нужно организовать общественные мероприятия по охране здоровья населения вообще, детского населения в частности. Да и принципиально в социалистическом государстве исчезает противоположность между общественным и личным благом.

Итак, школьная гигиена — комплексная наука. Гигиена, физиология, морфология тесно смыкаются и переплетаются здесь и связываются с педагогикой. Одна наука «проверяет» другую. Это направление целиком соответствует указанию Энгельса: «В природе ничего не совершается обособленно, каждое явление воздействует на другое и обратно; в забвении факта этого всестороннего движения и взаимодействия и кроется в большинстве случаев то, что мешает нашим естествоиспытателям видеть ясно самые простые вещи». Говоря современным языком, Энгельс призывал к комплексному изучению вопросов.

В этом комплексном изучении — будущность всякой науки, а такой сложной, «разветвленной» науки, как школьная гигиена, особенно. Замечательно, что на необходимость комплексного изучения, синтеза, указывал не кто иной, как покойный М. И. Калинин. На объединенном заседании ученых медицинских советов наркомздравов СССР и РСФСР в 1944 г. Михаил Иванович призывал к синтезу, к «офило-софстг<ованию» наших знаний. Больше того, Михаил Иванович указал, что такое направление научной деятельности по силам только советским ученым и советской науке. В самом деле, в капиталистических странах научные институты—пусть не «кустари», а прекрасно снабженные «фабрики», но все же они — «одиночки»: каждый из них имеет своего «хозяина», и далеко не всегда в интересах «хозяина» открыть секреты своему соседу. Поэтому-то из попыток в США внести плановость в научную работу (из создания так называемых «медицинских центров» — Medical centre) пока что получились мизерные результаты (впрочем, кроме планирования работы по атомной бомбе).

Диаметрально противоположно положение у нас. У нас государственная социалистическая плановая система всего народного хозяйства; у нас государственные научно-исследовательские учреждения и институты. Им нечего сторониться друг друга. Наоборот, они заинтересованы в содружественной работе. Поэтому, комплекс, синтез, «офи-лософствование» — руководящее начало нашей научной работы. Поэтому пятилетний план научной работы Академии медицинских наук и пягплетний план Академии педагогических наук составлены на принципах комплексности разрабатываемых проблем.

Школьная гигиена как медицинская наука и как дисциплина, тесно связанная с педагогикой, физиологией, психологией, особенно заинтересована в проведении этого принципа. Комплексность, синтез, «офилософствование» должны являться методологическими установками советской школьной гигиены. В этом направлении она уже открывает новую страницу в истории школьной гигиены.

В. И. ФЕДЫНСКИЙ

К вопросу о методике определения радиационных температур на открытых

пространствах

ТЛл Института общей и коммунальной гигиены Академии медицинских наук СССР

Для определения радиационной температуры применяется шаровой термометр, впервые предложенный метеорологом Айткеном в 1887 г. для исследования воздействия климата на человека.

В 1930—1932 гг. Верной применил шаровой термометр при оценке комбинированного воздушного и панельного отопления. Предложенный им шаровой (сферический) термометр состоит из медного полого шара диаметром 15 см; снаружи шар покрыт матовой чернью, имеет отверстие с патрубком, в которое вставляется ртутный термометр. Резервуар термометра устанавливается в центре шара.

При равных температурах воздуха и окружающей среды шаровой термометр показывает температуру окружающего его воздуха. При более высоких и низких температурах окружающей среды соответственно меняются показания термометра внутри шара.

В своем труде по изучению теплового фактора комфорта во время работы (1936) Бедфорд пользовался для оценки теплоощущений, наряду с другими методами, также показаниями шарового термометра, применяя его в условиях закрытых помещений предприятий различных отраслей промышленности.

Бедфорд дает очень высокую оценку шаровому термометру для определения самочувствия подопытных лиц. Из большого числа наблюдений он сделал вывод, что эквивалентные температуры и показания шарового термометра являются лучшими показателями тепла, чем данные каких-либо других инструментальных исследований. Он же предложил формулу для определения радиационной температуры по показаниям шарового термометра:

r£4.io-9=: 7^-10 _2 —j— ОД028 Yv (tg-ta),

где Т„—радиационная температура в градусах Фаренгейта абсолютной температуры; Tg — показания шарового . термометра в градусах Фаренгейта абсолютной температуры; v — скорость ветра в футах в минуту; tg— температура шарового термометра в градусах Фаренгейта; ta— температура воздуха в градусах Фаренгейта.

Винцент использовал показания шарового термометра для оценки самочувствия людей и вывода формулы комплексной величины, складывающейся из температуры воздуха, движения воздуха и радиаци-онно-конвекционной температуры.

Н. И. Лондон (Москва) применял шаровой термометр при облучении людей местными источниками тепла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.