2. Изучение функциональных изменений, возникающих в организме
детей при воздействии термического (холодового) раздражителя, выя- У
вило зависимость реакции детей от типа их высшей нервной деятельности:
а) дети, относимые нами к сильному уравновешенному типу, проявили большие адаптационные способности, условнорефлекторная реакция «а холодовой раздражитель у них возникала раньше и была более стойкой по сравнению с детьми сильного неуравновешенного (возбудимого) типа;
б )у детей сильного неуравновешенного (возбудимого) типа в начале применения водных процедур отмечалась повышенная реактивность, выражавшаяся в больших колебаниях кожной температуры и других изучаемых нами показателей. В конце наших наблюдений у большинства детей этой группы имело место совершенствование процессов адаптации, приближающее их по реакциям к детям сильного уравновешенного типа;
в) у детей слабого типа на протяжении всего наблюдаемого периода отмечались значительные отклонения кожной температуры в ответ на О
действие холодового раздражителя, свидетельствующие о меньшей способности их организма к совершенствованию процесса адаптации, в связи с функциональным состоянием их высшей нервной деятельности. Условнорефлекторная реакция на действие холодового раздражителя у этих детей вырабатывалась с большим опозданием и была слабо выраженной, весьма нестойкой.
3. В результате ежедневного применения водных процедур отмечалось повышение сопротивляемости организма детей к неблагоприятным воздействиям внешней среды: число простудных заболеваний среди них значительно снизилось, а при заболевании отмечалось более легкое и короткое течение его без осложнений.
4. Данные наших наблюдений позволяют рекомендовать применение водных процедур у детей дошкольного возраста в любое время года и в любых условиях с учетом типологических особенностей высшей нервной деятельности ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
Быков К. М. и Слон им А. Д., в кн.: Опыт изучения регуляции физиологических функций в естественных условиях существования организмов, стр. 5—18, М.—Л. 1949. — Гориневский В. В.. О закаливании человеческого организма как средстве воспитания, т. 2, СПБ, 1900.— Кой р а некий Б. Б., Coei врачеб. журн., 4936, № 16, стр. 1239—1253. — Ламовский М. П., Полные сведения о <
пользование холодной водой, ч. 2, СПБ, 1841, стр. 84.—Опыт изучения периодических изменений физиологических функций в организме. Под ред. К. М. Быкова, М., 1949. — Пшо ник А. Т. и Рогов А. А.. Физиол. журнал СССР, 1936, т. 20, в. 5, стр. 777—790. — С л о н и м А. Д., в кн.: Сборник трудов Ленингр. науч.-исслед. ин-та физкультуры, т. 5, стр. 84—95, М.—Л., 1950.
Поступила 2I/VII 1955 г.
<
■¿Г -Й- TÜT
П. М. ИВАНОВСКИЙ (1885—1953)
Доцент М. Д. Большакова
Из кафедры школьной гигиены I Московского ордена Ленина медицинского
института имени Сеченова
П. М. Ивановский — крупный деятель в области школьной гигиены; ближайший сотрудник А. В. Молькова. Гигиенист большой эрудиции, инициативный научный работник, талантливый педагог и лектор, обая-
тельный человек — таким остался П. М. Ивановский в памяти товарищей и учеников.
П. М. Ивановский пришел на кафедру гигиены воспитания медицинского факультета I МГУ в 1926 г. уже сформировавшимся работником: он закончил естественное отделение физико-математического факультета {1911) и медицинский факультет МГУ (1918) и имел уже большой вра-чебно-организационный опыт, участвовал в первой мировой войне в качестве старшего врача отряда, санитарного врача Санитарного управления Юго-Западного фронта.
После первой мировой войны вся деятельность П. М. Ивановского была посвящена охране здоровья детей. В 1918 г. по его инициативе в Богородске была создана опытно-показательная школа имени К. А. Тимирязева, в которой он работал заведующим учебной частью, одновременно исполняя обязанности школьно-санитарного врача Богородского района Московской области. Впоследствии при школе был создан педагогический техникум, готовивший учителей, в задачу которых входило преподавание физических упражнений, занятий в мастерской по дереву, металлу, картону, а также в саду и огороде. П. М. Ивановский занимался в техникуме разработкой всех вопросов, связанных с физическим воспитанием школьников. Учащимся школы и техникума он преподавал гигиену и анатомию с физиологией.
С 1930 по 1941 г. П. М. Ивановский возглавлял отдел гигиены Института охраны здоровья детей и подростков, который в 1937 г. был преобразован в Научно-исследовательский педиатрический институт Министерства здравоохранения РСФСР. Этот период связан с большой научной и организационной деятельностью П. М. Ивановского в области разрешения проблемы планировки и благоустройства детских учреждений.
В связи с продолжительной болезнью А. В. Молькова П. М. Ивановский с 1943 г. исполнял обязанности заведующего кафедрой школьной гигиены I Московского ордена Ленина медицинского института, а после его смерти в 1947 г. стал ее руководителем. Он продолжал развивать советскую школьно-гигиеническую науку как гигиену преддошкольных, дошкольных, школьных и внешкольных учреждений, включающих сеть детских технических станций, туристских баз, детских кино, театров, библиотек, пионерских лагерей, дошкольных колоний, детских курортов и санаториев.
Свою научную работу П. М. Ивановский начал еще в студенческие годы, когда в физиологическом кружке он выполнил свою первую экспериментальную работу «Роль крови в защите организма при инфекционных заболеваниях», получив за нее диплом первой степени.
Во время первой мировой войны два доклада «Мероприятия для ликвидации холерной эпидемии в войсках 33-го армейского корпуса летом и осенью 1915 года» и «Предупреждение заболевания сыпным тифом в войсках 33-го армейского корпуса зимой 1916 года», сделанные им на конференции врачей, явились итогом его большой организационной, сани-тарно-противоэпидемической работы.
В решении задачи воспитания здоровых, выносливых, устойчивых в отношении инфекционных и простудных заболеваний детей П. М. Ивановский особое значение придавал рациональной планировке, строительству, благоустройству детских и подростковых учреждений, широкой системе физического Еоспитания, правильной организации учебного и внешкольного режима детей и подростков.
Опубликованные еще в 1934 г. в сборнике «Планировка детских учреждений в связи с реконструкцией города» статьи П. М. Ивановского содержат принципиальные положения о размещении, наборе, размерах помещений в дошкольных, школьных, внешкольных и оздоровительных учреждениях в плане реконструкции Москвы. Решая эти вопросы, он всегда исходил из интересов ребенка, которому надо создать благоприят-
ный воздушно-тепловой и световой режимы, обеспечивающие продуктивную работоспособность, хороший отдых и правильное физическое воспитание. Рассматривая благоустройство детских учреждений в тесной связи
с благоустройством города, он планировал их расположение в квартале с учетом близости зеленых насаждений, достаточной изоляции от городского шума, наличия пришкольного участка, на котором, помимо здания школы и хозяйственных построек, следует размещать разного назначения физкультурно-оздоровительные площадки.
П. М. Ивановский добивался разностороннего физического воспитания ребенка, складывающегося из. сложной системы закаливания, спортивных развлечений, подвижных игр, трудовых процессов, массовых физкультурных упражнений, уроков физического воспитания в школе, экскурсионных и туристских походов. Перестраивая преподавание в Богородской школе, он руководствовался принципом большой пользы для детей проведения уроков на открытом воздухе, на участке, в огороде или путем экскурсионных маршрутов с включением в них разных элементов физических упражнений. Он убедительно доказывал, что экскурсионный метод повышает наглядность обучения, поднимает интерес и активность детей, позволяет изучать жизнь не по картинкам и моделям, а на конкретных примерах и явлениях. Он неустанно повторял, что ребенок растет и развивается в деятельности, которая очень многообразна и по-разному может влиять на него, и задача Ерачей и педагогов заключается в том, чтобы разумно и умело использовать ее в интересах ребенка, способствуя его гармоничному развитию. Опыт физического воспитания детей в Богородской школе был положен в основу при составлении П. М. Ивановским методических указаний для преподавателей и врачей. Они были приняты в 1925 г. на I съезде по физическому воспитанию, в организации которого П. М. Ивановский принимал непосредственное участие.
Критикуя шведскую и сокольскую системы физических упражнений, как построенные на искусственных, надуманных приемах и методах, П. М. Ивановский противопоставлял им систему жизненных, естественных движений, способствующих. воспитанию у детей ловкости, выносливости, сметки, решительности, чувства товарищества, коллективизма. Эти движения, проводимые в условиях открытого воздуха обычно с большим эмоциональным подъемом, способствуют повышению основного обмена, окислительных функций организма и общего тонуса детей и подростков. В целях осуществления закаливающих процедур он всегда настаивал на важности устройства в школах физкультурных залов со всеми необходимыми сооружениями, позволяющими проводить водные и воздушные процедуры; в классах — широкой аэрации путем открывания окон и фрамуг. «Дело не в кондиционерах, которые создают, я бы сказал, изнеживающий, щадящий микроклимат, а в аэрации, которая строится на более „раздражающем", пульсирующем климате», — говорил он на XII Всесоюзном съезде гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов, доказывая, что в результате закаливания для детей можно установить новые зоны комфорта с более низкими температурами. В работе, проведенной под его руководством в экспериментальном классе с панельным отоплением и интенсивной аэрацией, было отмечено хорошев самочувствие детей при более низких температурах, чем обычно принятая в классах.
Научные исследования в лесных школах показали полную возможность организовать дневные учебные занятия детей на открытых верандах при температуре наружного воздуха —18—20° (М. Е. Зингер «Опыт проведения учебных занятий в холодные сезоны года на веранде в лесной школе», 1950 г.). Работой Е. Н. Очкиной «Ночной сон учащихся в лесной школе в условиях открытого воздуха» доказана большая эффективность ночного сна на открытом воздухе детей с туберкулезной интоксикацией при температурах наружного воздуха до —20°. Эти работы учеников
П. М. Ивановского отражают его творческие замыслы в области практического разрешения проблемы закаливания в детских садах и школах.
Последние годы своей жизни, руководя отделом школьной гигиены Института физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук, П. М. Ивановский с группой научных сотрудников (В. И. Иванов, Г. П. Сальникова, М. В Антропова, Л. В. Михайлова) занимался изучением режима дня и учебной нагрузки школьников. В процессе исследований была установлена значительная перегрузка детей учебными заданиями и встал вопрос о необходимости изучить, сколько же времени необходимо детям разных возрастов отводить на приготовление уроков, чтобы не вызывать их утомления. Методом естественного гигиенического эксперимента такая работа была проведена в школе имени Зои Космодемьянской и рекомендованы научно обоснованные показатели времени, необходимого для приготовления домашних заданий учащимися 3, 5, 7 и 9-го классов.
П. М. Ивановский был талантливым педагогом. Силой своего глубокого убеждения, живостью и эмоциональностью изложения он заслуженно завоевывал любовь своих многочисленных слушателей — студентов, врачей-педиатров, школьных врачей, педагогов, инженеров, архитекторов, пионервожатых и родителей.
Он выпестовал не одно поколение санитарных врачей, будучи в течение 10 лет деканом санитарно-гигиенического факультета I Московского ордена Ленина медицинского института. Всю свою энергию и знание дела вложил он в организацию молодого факультета. При его непосредственном участии создавались учебные планы и программы, методические пособия, осуществлялся переход на 6-летнее обучение, налаживалась работа с субординаторами.
П. М. Ивановский написал около 50 научных работ. Им подготовлено немало школьных гигиенистов.
Поступила 13/1У 1954 г.