Научная статья на тему 'Методология и методическое обеспечение гигиены (избранные лекции по общей гигиене)'

Методология и методическое обеспечение гигиены (избранные лекции по общей гигиене) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
9869
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИГИЕНА / ОБЩЕФИЛОСОФСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / ЗАКОНЫ / КАТЕГОРИИ / ПРЕДМЕТНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ / ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ / HYGIENE / GENERAL PHILOSOPHIC METHODOLOGY / LAWS / CATEGORIES / SUBJECT METHODOLOGY / RESEARCH METHODS / OBJECT OF RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рыбкин Владимир Семенович

В лекции обсуждается универсальность действия общефилософских законов. На примере общих законов материалистической диалектики объясняются аспекты действия и применения в гигиене основных общефилософских законов, помогающих врачу гигиенисту объяснить причины наблюдаемых явлений и обосновать правильное направление научного поиска. Раскрываются основы предметной методологии гигиены, приводятся и разясняются основные методы, использующиеся врачем гигиенистов в его повседневной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY AND METHODOLOGICAL RESOURSING OF HYGIENE

the lecture discusses the universality of performance of general philosophic laws. Some aspects of performance and implementation of general philosophic laws in hygiene are explained by the example of general laws of materialistic dialectics. These aspects help the doctor-hygienist to explain the causes of the phenomena under observation and justify the right direction of scientific search. The foundations of the subject methodology of hygiene are discovered; the main methods used by the doctor-hygienist in his everyday practice are presented and explained

Текст научной работы на тему «Методология и методическое обеспечение гигиены (избранные лекции по общей гигиене)»

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 1 (17) 2011. с. 103-110.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГИГИЕНЫ (Избранные лекции по общей гигиене) Рыбкин В.С.

Астраханская государственная медицинская академия г. Астрахань, Бакинская ул., 121

Ключевые слова: гигиена, общефилософская методология, законы, категории, предметная методология, метод исследования, объект изучения.

Аннотация: в лекции обсуждается универсальность действия общефилософских законов. На примере общих законов материалистической диалектики объясняются аспекты действия и применения в гигиене основных общефилософских законов, помогающих врачу - гигиенисту объяснить причины наблюдаемых явлений и обосновать правильное направление научного поиска. Раскрываются основы предметной методологии гигиены, приводятся и разясняются основные методы, использующиеся врачем - гигиенистов в его повседневной работе.

METHODOLOGY AND METHODOLOGICAL RESOURSING OF HYGIENE.

Rybkin W. S.

Key words: hygiene, general philosophic methodology, laws, categories, subject methodology, research methods, object of research.

Annotation: the lecture discusses the universality of performance of general philosophic laws. Some aspects of performance and implementation of general philosophic laws in hygiene are explained by the example of general laws of materialistic dialectics. These aspects help the doctor-hygienist to explain the causes of the phenomena under observation and justify the right direction of scientific search. The foundations of the subject methodology of hygiene are discovered; the main methods used by the doctor-hygienist in his everyday practice are presented and explained.

Методология науки, как трактует её философский словарь, учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Под общефилософской методологией понимают учение о методах и приемах познания природы, общества и мышления, получившие название материалистической диалектики.

Всеобщность и универсальность философских законов и категорий состоит в том, что они применимы к любой отрасли знаний, к каждой научной дисциплины.

Известно, что наиболее общими в материалистической диалектике являются три основных закона:

• закон перехода количественных изменений в качественные;

• закон единства и борьбы противоположностей;

• закон отрицания отрицания.

Из общефилософских законов в гигиене наиболее часто действует закон перехода количественных изменений в качественные. Многие факторы окружающей среды, социально-экономические условия, уровень культуры, сложившиеся традиции способны оказывать положительное или повреждающее действия на организм человека лишь при достижении определенного уровня, так называемого порога вредного действия. Действительно, для каждого яда, вещества существует известная граница эффективных концентраций и доз, ниже которой не наблюдается какого бы то ни было вредного действия. То есть, ниже порогового уровня находятся так называемые недействующие дозы и концентрации химических веществ, к которым относятся и разрабатываемые нами гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) в воздухе, предельно допустимые уровни (ПДУ) загрязнения окружающей среды, максимально допустимые уровни (МДУ) вредных веществ в пищевых продуктах и др. Если фактические концентрации веществ превышают установленные гигиенические нормативы, приближаются к пороговым, в организме человека возникают патологические процессы.

Действие этого закона четко проявляется на таком примере, как вдыхании атмосферного воздуха, загрязненного малыми дозами, близкими к пороговым, бенз-пирена. Длительное воздействие таких концентраций приводит к развитию рака легкого.

Действие на организм человека пороговыми или субпороговыми концентрациями пестицидов, минеральных удобрений, органических растворителей и пр. может привести к развитию аллергических реакций, тератогенному или мутагенному эффекту.

Силикоз - развивается вследствие длительного -10-15 лет - поступления в организм свободного оксида кремния. Только на определенном этапе количественные изменения переходят в качественные и в организме человека развивается эта патология.

Действие закона единства и борьбы противоположностей наиболее отчетливо проявляется на примере, когда один и тот же внешний фактор в малой концентрации оказывает положительное влияние на здоровье человека, а при более высоких концентрациях - оказывает пагубное действие. Так, в малых концентрациях фтор необходим для растущего организма, поскольку он предотвращает развитие у ребенка кариеса, способствует формированию скелета. Однако повышенные концентрации этого элемента в окружающей среде и организме человека могут вызывать развитие флюороза, проявляющегося гипоплазией эмали зубов, остеосклерозом.

Проявление закона отрицания отрицания отчетливо проявляется на примере развития учения о пестицидах. Действительно, научный поиск эффективных пестицидов осуществлялся от токсичных к менее токсичным препаратам; от высококумулятивных к некумулирующим в организме человека; от стойких к малоустойчивым в объектах окружающей среды. Таким образом на смену ртутьорганическим пришли хлорорганические, а затем фосфорорганические пестициды и карбаматы. В настоящее время уже используются синтетические пиретроиды и гормоны насекомых - ферромоны. Тем самым, каждое новое поколение пестицидов диалектически отрицало предыдущее с точки зрения устранения присущих ему нежелательных свойств.

Еще более демонстративно проявление этого закона на примере гигиенической регламентации производственных ядов. На смену бесконтрольному использованию токсических химических веществ в 1922 г пришла эра гигиенической регламентации предельного содержания сернистого газа в воздухе рабочей зоны - была введена предельно допустимая концентрация (ПДК) равная 0,06 мг/л. По мере получения новых данных о действии на организм человека производственных ядов их ПДК пересматривалась в сторону снижения величины норматива и ужесточения мер профилактики. Каждый новый подход диалектически отрицал старый, а новое значение ПДК, диалектически отрицало предыдущее.

Таким образом, в гигиенической науке и практике законы материалистической диалектики имеют важное значение и применение. Знание этих законов и категорий помогает врачу-гигиенисту правильно объяснить причины явлений, которые он наблюдает, обосновать верное направление научного поиска.

Кроме общефилософской методологии, гигиена, как самостоятельная наука, имеет свою предметную методологию.

Под предметной методологией гигиены подразумевают совокупность научно обоснованных методов и методик, используемых при изучении влияния физических, химических, биологических, психогенных факторов внешней и окружающей среды, социально-экономических условий на организм человека, а также влияния физиологической, бытовой и производственной деятельности людей на окружающую среду. Кроме того, предметная методология гигиены включает собственные специфические законы и категории, используемые для установления закономерностей влияния всех факторов внешней и окружающей среды на здоровье человека.

Метод - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Специфические методы гигиены - это способы познания её закономерностей и законов, а гигиенические методики как совокупность конкретных способов целесообразного выполнения какого-нибудь задания, исследования.

Что же является для гигиены специфическим объектом исследования? В медицине в целом объектом изучения являются биологические характеристики человека в норме и патологии и их изменения под влиянием различных факторов. Объектом изучения лечебной (практической) медицины является больной человек, а показатель его состояния - болезнь, причем это - болезнь отдельного человека, а не коллектива, группы людей.

Основным объектом изучения гигиены является здоровый человек, а показателем состояния здорового человека - его здоровье. В данном случае под здоровьем по определению ВОЗ понимают состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни.

Специалист, решающий задачи предупреждения болезни - врач-профилактик, врач-гигиенист, санитарный врач, эколог человека, а за рубежом - врач или специалист общественного здоровья.

Методы гигиены:

1. Эпидемиологический (изучение здоровья населения);

2. Санитарного обследования (санитарно-топографического, санитарно-технического,

санитарно-эпидемиологического);

3. Гигиенического эксперимента (натурного и лабораторного);

4. Санитарной экспертизы;

5. Санитарного просвещения (гигиенического воспитания и обучения населения).

Теперь рассмотрим более подробно эти методы гигиены.

1. Эпидемиологический метод - один из ведущих методов гигиены. Он состоит из совокупности методик изучения здоровья населения под влиянием различных эндогенных, экзогенных социально -экономических, природных, техногенных факторов.

Сущность метода заключается в том, что с его помощью изучают здоровье не только отдельного человека, но и группы людей, коллектива, населения района, города, страны. Проводят это путем анализа определенных медицинских учетных и отчетных документов, проведением медицинских обследований населения.

Различают четыре основных способа реализации эпидемиологического метода изучения здоровья населения:

• санитарно-статистический;

• медицинского обследования популяции населения;

• клинического наблюдения за специально отобранными людьми;

• натурного эксперимента среди населения.

Санитарно-статистическое изучение здоровья : использует данные официальных учетных

документов различных органов и учреждений здравоохранения и других ведомств.

Выделяют 4 основные группы показателей здоровья:

1. Показатели заболеваемости (общая, возрастная, мертворождаемость, рождаемость, естественный прирост);

2. Демографические показатели (смертность - общая, возрастная, мертворождаемость, рождаемость, естественный прирост);

3. Показатели здоровья по физическому развитию (рост, годовая прибавка длины тела, смена молочных зубов, оссификация костей, степень развития вторичных половых признаков и пр).

4. Показатели здоровья по инвалидности (инвалидизация, инвалидность).

На основании этих документов определяют различные показатели, основными из которых являются: первичная заболеваемость и общая заболеваемость.

Число впервые зарег.в году болезней (травм, отравлений и пр)

Первичная заболеваемость=------------------------------------х 1000

Среднегодовая численность населения

Число всех зарег.болезней в течение года

Общая заболеваемость

(распространен. болезней =-----------------------------------х 1000

Среднегодовая численность населения

Большое значение имеет отчет ф.№ 23-ВН: «Отчет о причинах временной нетрудоспособности». Это

- ежеквартальный отчет содержит сведения о причинах невыхода на работу и о количестве пропущенных дней. По ним рассчитываются частота случаев нетрудоспособности, число дней нетрудоспособности и пр.

По другим отчетным формам определяют инвалидность, рождаемость, инфекционную и неинфекционную заболеваемость и др. Следует помнить, что большинство показателей будут иметь не полные сведения о состоянии здоровья, т.к. при начальных формах болезней не все люди обращаются за помощью. Не всегда обращаются и при длительно вяло текущих заболеваниях. Тем не менее, санитарностатистический способ широко применяется, поскольку он позволяет получить на практике данные о состоянии здоровья больших групп населения.

Медицинское обследование популяции. Суть способа заключается в обследовании специальной группой врачей различных специальностей определенного контингента работающих, подверженных действию неблагоприятных факторов. Одновременно проводят инструментально-лабораторные исследования, анкетирование жалоб, антропометрические данные.

В процессе обследования при этом выявляют самые ранние признаки заболеваний, преморбидные состояния, хронических больных, ранее не обращавшихся за помощью и пр.

При этом применяют клинические методы (осмотр, аускультация, пальпация, флюорография и пр), физиологические методы (термометрия, аудиометрия, ЭКГ, определение уровня кровяного давления, потливости, функции зрительного анализатора и пр), биохимические (содержание в крови белков, нуклеиновых кислот, сахаров, минеральных компонентов, токсических веществ - свинца, ртути, метгемоглобина и пр.), иммунологические (количество лимфоцитов, иммуноглобулинов, фагоцитарную активность нейтрофилов и др.).

При проведении медицинского обследования заранее необходимо составить программу, решить где проводить обследование, какой контингент, какое количество лиц, какие показатели исследовать и пр.

После проведения медицинского обследования рассчитыват ряд показателей заболеваемости. Но они будут отличаться от показателей заболеваемости, полученных при санитарно-статистическом способе эпидобследования. Полученные показатели будут характеризовать распространенность заболеваний, различные формы патологии и донозологических форм заболеваний и др.

Клиническое наблюдение за специально отобранными людьми. Это - углубленное клиническое инструментально-лабораторное обследование и динамическое врачебное наблюдение в стационарных условиях за специально отобранными людьми.

Такое обследование обычно проводят в двух случаях: для выявления действия на здоровье людей известного фактора внешней среды, выявить которое при амбулаторном обследовании не удается, а так же для получения новой информации, расширяющей первые результаты клинического обследования. Лишь при таких углубленных медицинских обследованиях в клинике удается решить вопросы диагностики, выявить симптомы донозологического состояния человека и пр.

Натурный эксперимент - суть его состоит в комплексном изучении здоровья группы людей, подверженных острому или хроническому действию определенного химического или физического фактора во внешней среде.

В натурном эпидемиологическом эксперименте должно быть несколько групп, с различными временными воздействия внешнего фактора, и контрольная.

Так при комплексном изучении здоровья людей, проживающих в районе выбросов в атмосферу ТЭЦ, АЭС, проводят выкопировку сведений о болезнях и случаев смерти, проведения осмотров и обследований людей специальными медицинскими бригадами, госпитализации отдельных жителей для клинических наблюдений и пр.

Такие исследования проводят для доказательства причинной связи между здоровьем людей и тем или иным воздействием на них факторов внешней среды (зависимость типа воздействие - эффект).

Заключительным этапом эпидемиологического исследования здоровья населения является построение математических моделей, описывающих зависимость уровня здоровья от исследуемых факторов.

Один из таких показателей - коэффициент детерминации, который позволяет ранжировать факторы по степени вредности.

2. Метод санитарного обследования.

Это - основной метод в работе санитарного врача по изучению факторов среды (внешней, производственной, внутрижилищной), влияющих на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни людей.

Сущность метода: врач - гигиенист на основании собственных визуальных наблюдений, опроса населения или обслуживающего персонала по специально разработанной карте проводит санитарное описание исследуемого фактора (промышленного предприятия или отдельного цеха), детского учреждения, школы, пункта питания, торговли и пр.

Завершается санитарное обследование составлением акта санитарного обследования по установленной форме с конкретным изложением выявленных санитарных нарушений и недостатков и предложениями по их немедленному устранению. По этому акту врач-гигиенист разрабатывает конкретные мероприятия по снижению неблагоприятного влияния выявленного фактора и охране здоровья населения. Эти мероприятия направляются руководителю объекта для включения в комплексный план развития предприятия, района, города.

Различают две разновидности метода санитарного обследования: санитарное описание и углубленное санитарное обследование с применением инструментально-лабораторных исследований.

Санитарное описание - наиболее давний метод гигиенического исследования, он - прост, доступен.

Задача метода - оценить по внешним признакам санитарное состояние объекта. Он позволяет выявить действие фактора внешней среды, установить наличие и характер влияния на здоровье и санитарно-бытовые условия.

Особенность метода - описанию подлежат те признаки или свойства объекта, которые прямо или косвенно могут нанести ущерб здоровью человека.

При массовом обследовании применяют метод анкетирования. С помощью специально задаваемых вопросов устно или письменно врач-гигиенист получает объективную оценку действия изучаемого фактора от большой группы населения.

При санитарном описании объекта часто учитываются жалобы лиц, имеющих контакт с объектом. Санитарному описанию подвергаются все объекты окружающей среды: водоисточники, почва, воздушная среда, пищевые продукты, жильё, места отдыха и труда, лечебные учреждения, школы и пр.

При изучении в санитарных целях местности имеет значение санитарно-топографическое описание местности, которое можно проводить как в натурных условиях, так по топографической карте. Выясняются: характер рельефа местности, условия стока вод, ориентация участка, отношение к господствующим ветрам, освещенность, характер зеленых насаждений и пр.

Положительно оценивая метод санитарного описания, следует помнить, что он дает возможность лишь качественно охарактеризовать тот или иной фактор, состояние объекта. Для количественной оценки фактора загрязнения необходимо всегда дополнять инструментально-лабораторными исследованиями.

Углубленное санитарное обследование - вторая разновидность санитарного обследования, но с применением комплекса инструментально-лабораторных исследований факторов внешней среды.

Сущность метода - врач-гигиенист дополняет санитарное описание объекта результатами инструментально-лабораторных исследований. В этом случае санитарный врач работает в тесном контакте с санитарно-гигиенической лабораторией и баклабораторией.

При этом используются следующие методы.

• Физические: термометрия, барометрия, анемометрия, электрометрия, люксметрия, шумометрия, виброметрия и др.

• Химические: определяются вещества, загрязняющие объекты внешней среды, в т.ч. содержание азота, кислорода, углекислого газа и пр.

• Физико-химические: газовая и жидкостная хроматография, спектрография, парамагнитный резонанс и др.

• Биологические методы: микробиологический, вирусологический, гельминтологический, энтомологический и др.

• Санитарно-статистические: расчеты средних значений, сезонные колебания, показатели корреляционного, регрессионного или дисперсионного анализов.

• Географические: картографический (существуют карты химического состава почвы, воды, воздуха, солнечности и пр.).

На основании углубленного обследования составляют санитарный паспорт объекта с подробным описанием. В заключительной части паспорта должны быть изложены выявленные санитарные нарушения, дефекты и намеченные мероприятия по их устранению.

3. Метод натурного гигиенического эксперимента.

Сущность метода - врач-гигиенист в реальных (натурных) условиях трудовой деятельности, жизни людей изучает факторы внешней среды, дает им качественную и количественную характеристику и выявляет их влияние на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни людей.

Различают две разновидности метода:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. По изучению влияния факторов внешней среды на здоровье людей;

2. По изучению качественной и количественной характеристик неизмененной или измененной внешней среды в результате трудовой и бытовой деятельности человека.

1. Натурный гигиенический эксперимент по изучению влияния факторов внешней среды на здоровье

людей.

На реальном объекте изучается изменение состояния здоровья людей в конкретных условиях.

Особенности изучения показателей здоровья населения при этом методе такие же, как и при эпидемиологическом, с той лишь разницей, что при этом изучают состояние здоровья не всего населения, а только самой чувствительной группы людей. И второе отличие - при этом не только проводятся наблюдения за динамикой здоровья людей под воздействием какого-то фактора, но и меняется по заданной программе интенсивность изучаемого фактора путем изменения расстояния, применения различных установок, видов освещения, вентиляции и пр. Поэтому, данный метод называют преобразующим натурным гигиеническим экспериментом.

2. Натурный гигиенический эксперимент по изучению качественной и количественной характеристик неизмененной или измененной внешней среды в результате трудовой и бытовой деятельности человека.

Врач-гигиенист на реальном объекте оценивает состояние и степень изменения природной среды под влиянием технологических выбросов, отходов, дает гигиеническую оценку опасности этих изменений с точки зрения их возможного неблагоприятного воздействия на организм человека.

В таком эксперименте могут оцениваться степень загрязнения вредными веществами воздуха рабочей зоны цехов промпредприятия; содержание радионуклидов в атмосферном воздухе, почве воде поверхностных водоёмов на различных расстояниях от мест размещения атомных станций.

Ко второй разновидности метода натурного эксперимента относятся: исследования по гигиенической оценке новых технологических процессов на промпредприятиях; исследования по гигиенической оценке шума, вибрации, микроклимата, освещенности рабочих мест на промпредприятиях, в школах, детских учреждениях.

Следует помнить, что проведению такого эксперимента должна предшествовать кропотливая подготовительная работа: составление программы эксперимента в зависимости от цели исследования; обоснование выбора изучаемого объекта, цели, задачи исследования и др. факторы.

Полученные данные в натурном гигиеническом эксперименте обрабатываются методами санитарной статистики, анализируют и на основе этого разрабатывают гигиенические нормативы, условия эксплуатации объекта, готовят методические рекомендации, инструкции по охране внешней среды и здоровья людей. Кроме того полученные результаты позволяют врачу-гигиенисту дать заключение о состоянии того или иного объекта, степени его опасности для здоровья человека.

Метод лабораторного гигиенического эксперимента.

Сущность метода состоит в том, что в лабораторных условиях на математических, кибернетических, санитарно-технических моделях или лабораторных установках проводят исследования по обоснованию гигиенических нормативов, оптимальных параметров санитарно-технических устройств, предельно

допустимых концентраций, максимально допустимых уровней, максимально допустимых нагрузок (МДН), реально допустимых нагрузок (РДН), ориентировочно безопасных уровней внесения (ОБУВ) химических веществ в почву, предельно допустимого выброса (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу и т.д.

Различают два вида лабораторного гигиенического эксперимента: 1) по изучению влияния факторов внешней среды на здоровье людей;

2) по изучению степени загрязнения компонентов биосферы и факторов внешней среды и опасности их влияния на экологию животного и растительного мира.

1) Лабораторный эксперимент по изучению влияния факторов внешней среды на здоровье людей.

Проведение исследований на волонтерах - допускается только при полной гарантии безопасности

исследования для здоровья человека.

Чаще всего такие исследования проводятся с целью научного обоснования гигиенических нормативов , гигиенических регламентов.

Так порог обонятельного ощущения определяют на основе субъективного суждения волонтера о наличии или отсутствия запаха по ответам «да» или «нет».

Для исключения угадывания запах чередуют в определенной последовательности подачу чистого воздуха и с веществом заданной концентрации.

Полученные результаты заносят в журнал, оформляют табличные показатели. При получении положительных ответов у волонтеров в пределах 85±20% результаты обрабатываются графическим методом пробит анализа.

Проведение экспериментальных исследований на волонтерах допускается при изучении в специальных климаткамерах терморегуляции, зрительных или слуховых реакций на воздействие света, шума, вибрации, установлении ПДК различных химических веществ по органолептическим показателям.

При проведении такого эксперимента оценивается состояние организма волонтера по изменениям функционального состояния отдельных физиологических систем или органов, а так же состоянию организма в целом (работоспособность, иммунологическая резистентность и пр).

Проведение эксперимента на животных - для изучения влияния на организм животного химических, биологических физических факторов внешней среды с целью установления их безопасных величин и уровней. Чаще всего - для разработки ПДК, поэтому эта разновидность лабораторного эксперимента на животных еще называют санитарно-токсикологическим экспериментом.

Предварительно изучаются характер и степень воздействия вещества на организм в остром и хроническом опыте.

При проведении санитарно-токсикологического эксперимента изучаемые вещества вводят животным с пищей, водой, внутривенно, внутрибрюшинно, с воздухом и др. способами. Для этого используют специальные затравочные камеры. Реакцию организма животного оценивают с помощью физиологических, биохимических, гистохимических, иммунологических методов. После анализа - полученные результаты экстраполируют на организм человека.

Наряду с общетоксическим изучаются возможные отдаленные эффекты - канцерогенный, мутагенный, эмбрио- и гонадотоксический, кардиовазотоксический и др.

Эмбриотоксический эффект оценивают по:

• Эмбриолетальности - способности химических веществ вызывать гибель зародышей в онтогенезе;

• Тератогенности - способности вещества индуцировать врожденные пороки развития;

• Ретардационному эффекту - способности химических веществ влиять на размеры и массу зародышей и плацент.

Мутагенность химических веществ оценивается по их способности оказывать влияние на генетический аппарат половых и соматических клеток.

2) Лабораторный гигиенический эксперимент по изучению степени загрязнения компонентов биосферы - суть метода в том, что по заданной программе врач-гигиенист изучает качественную и количественную характеристику параметров внешней среды, их изменений под влиянием тех или иных загрязняющий веществ в лабораторных условиях, на лабораторных моделях, установках.

Такой эксперимент предусматривает проведение исследований в двух направлениях:

- на лабораторных модельных установках;

- на полупроизводственных установках.

Исследования на лабораторных модельных установках - проводят на специально созданных лабораторных моделях, имитирующих процессы, происходящие во внешней среде.

Так изучают процессы накопления в почве, растениях таких экзогенных химических веществ, как пестициды, минеральные удобрения, тяжелые металлы. Или миграцию этих веществ в контактирующие с почвой среды: грунтовые воды, выращиваемые растения, атмосферный воздух.

Для проведения исследований используют специальные микроклиматические камеры, фитоклиматические камеры и др. установки.

Исследования на полупроизводственных установках - необходимы при гигиенической оценке новых санитарно-технических установок по очистке питьевой воды, сточных вод, вентиляционных установок, пылегазозащитных установок, изготовлению игрушек, обуви, одежды и пр.

В отличие от первого типа эксперимента исследования ведутся не в лаборатории, а непосредственно на производстве, где будут внедряться установки. На таких предприятиях монтируются и проходят испытания опытные варианты установок. При выполнении эксперимента предусматривается изменения всех параметров установки в возможных производственных условиях по специально разработанной программе. Основная цель испытаний - найти оптимальные режимы эффективной работы новых установок.

4. Метод санитарной экспертизы - четвертый метод гигиены - подразумевает исследование и выдачу заключения высококвалифицированными специалистами в соответствующей области.

Такую экспертизу проводит врач-гигиенист, имеющий специальную гигиеническую подготовку и опыт работы в учреждениях санитарно-эпидемиологической службы.

Этот метод применяется главным образом в работе врача-гигиениста при проведении предупредительного государственного санитарного надзора. При проведении предупредительного саннадзора врач-гигиенист осуществляет экспертизу на всех его этапах: от выбора участка под строительство до ввода объекта в эксплуатацию с написанием заключения о его готовности.

Следовательно, при санитарной экспертизе врач-гигиенист на этапах предупредительного госсаннадзора обязательно дает заключение о соответствии санитарно-гигиеническим требованиям строящихся или реконструируимых объектов.

Санитарной экспертизе подлежит питьевая вода, напитки, пищевые продукты, новые виды посуды, тары, упаковок, детские игрушки, книги и одежда. Объектами санитарной экспертизы являются предприятия промышленности, транспорта, сельского хозяйства, общественного питания, торговли, пищевой промышленности, детские учреждения. Санитарной экспертизе подлежат проекты планировки, застройки и благоустройства населенных мест, районов; проекты коммунального, гидротехнического, промышленного, жилищно-гражданского видов строительства, мест водозабора, спуска сточных вод, проекты реконструкции, изменения профиля технологии производства на предприятиях общественного питания, торговли, проекты лечебно-профилактических учреждений и других сооружений.

Особого внимания заслуживает метод санитарной экспертизы пищевого сырья и продуктов, в которой участвуют и Государственный ветеринарный надзор, Государственный комитет по защите прав потребителя, министерства, органы и учреждения исполнительной власти. Однако, только органы и учреждения санэпидслужбы имеют право давать заключение о санитарной доброкачественности и эпидемиологической безопасности пищевого сырья и продуктов.

Плановая санитарная экспертиза - это врачебный контроль за соблюдением гигиенических норм и санитарно-противоэпидемических правил при изготовлении, хранении, транспортировке и реализации пищевых продуктов.

Внеплановая санитарная экспертиза - проводится по специальным санитарноэпидемиологическим показаниям (пищевые отравления, инфекционные заболевания, связанные с употреблением недоброкачественных пищевых продуктов питания).

Санитарная экспертиза в порядке арбитража - проводится по поручению руководящих, следственных и судебных органов, вышестоящих органов и учреждений санэпидслужбы в случае возникновения разногласий между местными санэпидстанциями и хозяйственными организациями, а также в сложных случаях товароведческой экспертизы при оценке качества продуктов по гигиенически важным показателям. Вывод о непригодности пищевого продукта для питания делается на основании данных лабораторного исследования продукта по органолептическим, химическим, бактериологическим показателям. Врач-гигиенист имеет право выносить постановление об уничтожении, переработке или ином использовании пищевых продуктов, признанных непригодными в пищу людям.

Санитарная экспертиза пищевых продуктов проводится поэтапно:

1. врач-гигиенист изучает данные о продукте;

2. проводит осмотр партии продуктов на месте;

3. проводит лабораторное исследование пищевых продуктов;

4. обобщает данные и составляет акт санитарной экспертизы продуктов.

Данные о продукте врач получает либо из сопроводительных документов (транспортные накладные, качественные удостоверения (сертификаты), ветеринарно-санитарные свидетельства и пр.), либо из опроса лиц, в ведении которых находится продукт и участвующих в его обработке.

Осмотр партии продуктов на месте врач-гигиенист начинает с осмотра и установлении состояния тары и заканчивает определением органолептических свойств продукта, а при необходимости - отбором проб для лабораторного исследования.

Изъятые пробы должны отражать свойства всей партии продукта. В зависимости от поставленной задачи пробы исследуются физико-химическими, бактериологическими, вирусологическими, гельминтологическими и др. методами.

Заканчивается санитарная экспертиза пищевых продуктов составлением по установленной форме акта санитарной экспертизы, в котором врач-гигиенист оценивает качество пищевого продукта, дает заключение о пригодности или непригодности применения продукта в питании, предлагает возможный порядок их реализации.

При санитарной экспертизе детских игрушек врач-гигиенист оценивает сырье, используемое для изготовления игрушек, технические условия при их производстве, рецептура и композиция материалов. Материалы не должны включать токсичные, вредные для здоровья вещества, должны быть безопасными в эпидемиологическом отношении. Это касается дерева, металла, синтетических материалов, меха, кожи, волос и пр. По форме и конструкции игрушки должны быть удобными и безопасными в обращении, особенно игрушки для детей ясельного возраста. Такие игрушки должны иметь гладкую поверхность, не иметь острых углов, выступов, мелких и легко отделяемых деталей. Озвученные игрушки не должны издавать шум интенсивностью более 65 дБа.

Санитарная экспертиза игрушек так же должна начинаться с ознакомления с техническими условиями на их производство, с рецептуры клея, лаков, эмалей, используемых для изготовления игрушек.

В акте санитарной экспертизы детской игрушки врач отмечает:

• название игрушки и её краткое описание;

• размеры и формы (наличие острых углов, мелких деталей;

• данные по прочности, массе игрушки;

• материал, из которого сделана игрушка (красители), определение пригодности материалов (прочность, загрязняемость);

• данные лабораторного исследования по прочности фиксации красителей.

В заключении акта врач излагает рекомендации о возможности использования в детском коллективе игрушки для игр или физвоспитания.

Санитарная экспертиза проектов строительства и реконструкций - складывается из нескольких этапов:

1. врач проверяет полноту представленных материалов по данным сопроводительного письма.

Проектные материалы должны содержать: пояснительную записку; графический материал (генплан земельного участка); ситуационный план (выкопировку из плана данной местности); поэтажные планы здания, разрезы здания, фасады; планы санитарно-технических устройств (водо- газо-электроснабжение, освещение, отопление и пр.).

2. врач регистрирует представленные материалы в специальном журнале;

3. врач подбирает и знакомится с официальными нормативными документами (стандарты,

санитарные правила, санитарные нормы проектирования, технические регламенты и пр.); изучает особенности производства, основные технологические выбросы в атмосферу и отбросы в канализацию и пр.

4. врач проводит собственно экспертизу проекта;

5. врач письменно оформляет заключение по установленной форме. Оно состоит из двух

частей: в первой части излагаются паспортные данные проекта и последовательно рассматриваются все элементы проекта. Эта часть заключения должна быть представлена в виде конкретного, лаконичного изложения. Вторая часть заключения - изложение принятого решения: согласовать или возвратить на доработку проект с учетом выявленных нарушений.

5. Санитарное просвещение - гигиеническое воспитание и обучение населения правилам здорового образа жизни, профилактике заболеваний, формирование его общегигиенической и экологической грамотности.

Это - очень важный и актуальный раздел работы врача-гигиениста, поскольку по данным ВОЗ в совокупности всех факторов, определяющих состояние здоровья, наибольшую значимость (более 50%) имеет соблюдение каждым человеком гигиенических рекомендаций и требований в повседневной жизни.

Естественно, гиподинамия, нерациональное питание, курение, злоупотребление алкоголем, нарушение режима дня и отдыха являются общими факторами риска возникновения распространенных тяжелых заболеваний - сердечно-сосудистых, онкологических, метаболических, нервно-психических и др.

Поэтому, соблюдение надлежащего гигиенического режима - непременное условие эффективной первичной профилактики. Соблюдение же гигиенических требований и рекомендаций при течении и лечении конкретных заболеваний - одно из важнейших условий эффективной вторичной профилактики, предотвращения осложнения, достижения стойкой ремиссии и компенсации.

Соответствующую учебно-воспитательную работу врач-гигиенист проводит в процессе общения с различными контингентами населения: учащиеся общеобразовательных и специальных учебных заведений, родителями детей, медицинскими работниками, военнослужащими, работниками коммунального хозяйства, пищевой промышленности, сельскохозяйственного производства.

Содержанием такой работы врача-гигиениста является освещение общих, региональных, местных проблем гигиены и охраны окружающей среды, гигиены детей и подростков, гигиены труда на местных предприятиях и профилактика профессиональных заболеваний, вопросы рационального питания, профилактика пищевых отравлений, профилактика основных инфекционных заболеваний в регионе, пропаганда здорового образа жизни.

Применяются при этом методы индивидуального и массового обучения: беседы, тематические лекции, радио - и телепередачи, наглядная пропаганда, научно-популярные публикации и др.

Для успешного выполнения этой работы врач-гигиенист должен хорошо знать предмет обсуждения, обладать лекторскими и педагогическими способностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.