Научная статья на тему 'Деонтологические вопросы железнодорожной гигиены'

Деонтологические вопросы железнодорожной гигиены Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
214
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ЭТИКА / ДЕОНТОЛОГИЯ / ГИГИЕНА ТРУДА / ETHICS / DEONTOLOGY / LABOR HYGIENE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Капцов Валерий Александрович

Представлены основные этико-деонтологические проблемы, встречающиеся в практической и научной деятельности гигиениста на транспорте. Показаны важность строгого соблюдения гигиенических нормативов, игнорирование принципа «технической достижимости», необходимость постоянного повышения квалификации, совершенствования навыков санитарно-просветительной деятельности и готовности решать вновь возникающие деонтологические проблемы в связи с развитием научно-технического прогресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Капцов Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Deontological issues in railway hygiene

There are presented the main ethical and deontological problems encountered in practice and research activities of the hygienist in transport. There is shown the importance of strict compliance with hygienic standards, disregard for the principle of «technical attainability», the necessity of continuous training, improvement of skills of sanitary-educational activity and readiness to solve emerging ethical issues in connection with the development of scientific and technical progress.

Текст научной работы на тему «Деонтологические вопросы железнодорожной гигиены»

2. Rakhmanin Yu.A. Actualization of problems human ecology and hygiene of environment and their solutions. Gigiena i sanitariya. 2012; 5: 4-8. (in Russian)

3. Pinigin M.A., Tepikina L.A., Sabirova Z.F., Budarina O.V., Fedotova L.A., Safiullin A.A. et al. Results and prospects of research laboratory hygiene ambient air. In: Results and prospects of research on the problem of human ecology and hygiene of environment [Itogi i perspektivy nauchnukh issledovaniy po prpbleme ekologii cheloveka i gigienynokruzhaushey sredy]. Moscow; 2011: 19-38. (in Russian)

4. Rakhmanin Yu.A., Mikhaylova R.I. Environment and health: priorities of preventive medicine. In: Materials of Plenum of the

Гигиена труда

Science Board for Human Ecology and Environmental Hygiene of Russian Federation "Priorities ofpreventive public health in the sustainable development ofsociety: state and ways of solving problems."[Materialy plenuma nauchnogo soveta po ekologii cheloveka i gigiene okruzhaushchey sredy Rossiyskoy Federatsii «Prioritety profilaktiheskogo zdravookhraneniya v ustoichivim razvitii obshchestva: sostoyanie I puti reshenoya problem»]. Moscow; 2013: 3-7. (in Russian) 5. R 2.1.10.1920-04. Human health risk assesment from environmental chemicals. Moscow; 2004: 143p. (in Russian)

Поступила 14.02.14 Received 14.02.14

О КАПЦОВ В.А., 2015 УДК 614.253:613.692:656.2

Капцов В.А.

ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ГИГИЕНЫ

ФГУП ВНИИ железнодорожной гигиены Роспотребнадзора, 125438, Москва

Представлены основные этико-деонтологические проблемы, встречающиеся в практической и научной деятельности гигиениста на транспорте. Показаны важность строгого соблюдения гигиенических нормативов, игнорирование принципа «технической достижимости», необходимость постоянного повышения квалификации, совершенствования навыков санитарно-просветительной деятельности и готовности решать вновь возникающие деонтологические проблемы в связи с развитием научно-технического прогресса.

Ключевые слова: этика; деонтология; гигиена труда.

Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(3): 40-43.

Kaptsov V. A. DEONTOLOGICAL ISSUES IN RAILWAY HYGIENE

All-Russian Research Institute of Railway Hygiene" of the Federal Service for the Oversight of Consumer Protection and Welfare, Moscow, Russian Federation, 125438

There are presented the main ethical and deontological problems encountered in practice and research activities of the hygienist in transport. There is shown the importance of strict compliance with hygienic standards, disregard for the principle of «technical attainability», the necessity of continuous training, improvement of skills of sanitary-educational activity and readiness to solve emerging ethical issues in connection with the development of scientific and technical progress.

Key words: ethics; deontology; labor hygiene.

Citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(3): 40-43. (in Russ.)

В последние десятилетия проблемы деонтологии привлекают все большее внимание как широких кругов общественности, так и медиков различных специальностей. Подтверждение этому можно найти в многочисленных публикациях средств массовой информации, в монографиях, посвященных различным аспектам деонтологии, в материалах съездов и конференций, затрагивающих эти вопросы [1-4].

Медицинская деонтология рассматривает учение о долге как обязательстве не только перед больными, но и перед всем обществом. Именно эта направленность деонтологических проблем имеет особое значение для отечественной гигиенической науки, главной профилактической дисциплины в системе здравоохранения, разрабатывающей научные основы оздоровления условий жизни, труда, быта и отдыха людей, сохранения и улучшения их здоровья. Чтобы правильно выполнить свой долг, необходимо осознать потребность его добросовестного выполнения.

Для корреспонденции: Капцов Валерий Александрович, kapcovva39@mail.ru

For correspondence: Kaptsov Valeriy, kapcovva39@mail.ru

Иными словами, в отличие от других медицинских дисциплин, цель которых лечение заболеваний, основным направлением гигиены является их предупреждение за счет снижения до минимума неблагоприятных воздействий окружающей и производственной среды на человека.

Среди деонтологических проблем железнодорожной гигиены можно условно выделить как традиционные, так и новые, возникшие в последние годы в связи с развитием научно-технического прогресса. Сегодня эти проблемы при решении санитарно-гигиенических задач разработаны в разной степени применительно к научной и практической деятельности.

Характерной чертой для ученых-гигиенистов, разрабатывающих научно обоснованные принципы создания безопасных, а где это возможно, и оптимальных условий жизни и трудовой деятельности людей, является их активная позиция. С этой точки зрения особенно важна методология гигиенического регламентирования качества окружающей и производственной среды, которое, как известно, направлено на полное предотвращение возможного неблагоприятного действия опасных и вредных факторов на человека.

Большую важность приобретает работа гигиениста на транспорте, где от правильного выбора метода исследования и варианта эксплуатации транспортного средства зачастую зависят безопасность движения, жизнь и здоровье пассажиров, сохранность перевозимых грузов.

Особое значение этих вопросов проявилось и в распоряжении главного государственного санитарного врача России о необходимости дополнительной экспертизы всех материалов, товаров и услуг, предназначенных для применения на железнодорожном транспорте, даже если они были положительно оценены территориальными органами Роспотребнадзора.

Такая направленность определяет негативное отношение транспортных гигиенистов к различным концепциям, являющимся методологической основой регламентирования качества производственной среды в некоторых зарубежных странах. К ним относится, в частности, концепция приемлемого риска, согласно которой при разработке нормативных документов допустима определенная доля риска для здоровья отдельных индивидов, которая может рассчитываться на основании экономического анализа типа стоимость - выгода или риск - стоимость.

К концепциям такого рода относится и техническая достижимость разрабатываемых нормативов с учетом возможностей существующей технологии и уровня развития науки и техники. Иными словами, при ориентации на названные выше концепции нормативы могут устанавливаться не на строго научной основе, а как компромисс между различными интересами общества.

Некоторое время назад при разработке санитарных правил один из производителей вагонов настойчиво убеждал сотрудников нашего института, ответственных за разработку этого документа, в абсолютной невозможности реализации ряда параметров в существующих габаритных размерах вагона. И к чести наших гигиенистов хочу отметить, что они не пошли на компромисс и отстояли требования по созданию не только безопасных, но и комфортных условий проезда.

По роду своей деятельности врач, работающий в гигиенических НИИ, постоянно находится в определенных деонтологических отношениях с работниками министерств и ведомств, с вышестоящими органами санитарно-эпидемиологической службы и другими общественными организациями [4-8, 12].

Чрезвычайно важным моментом в его деятельности является принятие весьма ответственных решений, затрагивающих судьбы тысяч людей. При этом врач-гигиенист должен обосновать свои действия, сформировать общественное и официальное мнение о необходимости осуществления своих рекомендаций. Особенно ярко деонтологические моменты выступают в тех случаях, когда, например, решается вопрос о приостановке строительства или эксплуатации объектов, представляющих опасность для здоровья людей.

Весьма важно при изменении условий эксплуатации, появлении новой техники и технологий своевременно давать предложения по изменению конструкции либо технической документации.

Так, планируемое расширение участков высокоскоростного движения (Москва-Казань и далее на восток) потребует пересмотра требований к конструкции вагонов и дополнительному оборудованию с целью профилактики травмирования пассажиров при возникновении нештатных ситуаций. При этом ученый-гигиенист дол-

жен как можно раньше, на стадии технического задания и эскизного проекта, подключиться к этой работе.

В этих ситуациях он выступает как представитель санитарно-эпидемиологической службы и именно по его действиям обычно судят о ее работе. Вот почему такое значение имеют личность исследователя и строгая аргументированность его действий.

Доверие к врачу вызывается его поведением, личным примером, человеческими качествами. Спокойный, внимательный, оптимистичный, аккуратный врач, без вредных привычек служит примером, внушает доверие. В противном случае возникает ситуация, когда думают одно, говорят другое, а делают третье, что разрушает и контакт и доверие. Непреклонность в самой доброжелательной и мягкой форме в сочетании с уважением и известной дистанцией облегчают выполнение деонтологических задач.

Другие деонтологические вопросы возникают при изучении состояния здоровья на групповом и индивидуальном уровнях, когда врач-гигиенист имеет дело непосредственно с обследуемым контингентом. Причем, как правило, это так называемые практически здоровые люди или считающие себя таковыми, регулярно проходящие периодические медицинские осмотры.

Хотя санитарный врач не проводит непосредственно осмотр работающих (это функция врачебной бригады), обычно он организует медицинский осмотр, руководит процессом и общается с обследуемыми.

В отличие от клинических обследований, когда больные сами обращаются за медицинской помощью, в гигиенических обследованиях медицинские работники работают с персоналом и выявляют лиц с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья, связанными с действием факторов производственной среды.

Наш опыт показывает, что при этом возникает ряд этико-деонтологических вопросов, правильное решение которых является обязательным условием при проведении обследований практически здоровых людей с целью выявления неблагоприятного влияния на них факторов производственной среды, которое возможно лишь при полном согласии и доверии обследуемых к медицинским работникам.

В настоящее время уровень информированности о возможных неблагоприятных последствиях загрязнения окружающей среды достаточно высок. Поэтому в процессе осмотра следует сразу объяснять обследуемому значение выявленных отклонений от нормы, особенно в случаях, когда эти отклонения настолько значимы, что приводят к отстранению от работы (например, недопущение машиниста в рейс). Однако следует избегать использования исключительных или нетипичных примеров вредного влияния на здоровье так, чтобы их трактовка исключала возможность ятрогении. Следует помнить о том, что работники в настоящее время не только грамотны и образованы, но и медицински просвещенные люди. Поэтому при разъяснении обследуемому сущности его заболевания и намеченных методов обследования и лечения необходимо излагать эти вопросы в доступной форме.

Ответы на них должны быть убедительными, иначе у обследуемого может сложиться неправильное представление, что врач не ориентируется в его заболевании или пытается скрыть истинный его характер.

Деонтология санитарного врача как организатора профилактической работы по гигиене труда на производстве включает также налаживание деловых отношений с должностными лицами, с которыми он кон-

тактирует: администрацией промышленных объектов, инженерно-техническим персоналом службы охраны труда и техники безопасности, членами профсоюзных комитетов. Особенно сложным и тонким является процесс налаживания взаимоотношений с администрацией предприятий, которая обязана обеспечить работающим безопасные условия труда и претворять в жизнь рекомендации органов государственного санитарного надзора, направленные на профилактику общей и профессиональной заболеваемости, укрепление здоровья, повышение работоспособности и эффективности труда.

Все изложенное выше свидетельствует о важности деонтологических аспектов работы гигиениста-исследователя. Свойственный нашему времени подход к научной организации труда и подбору кадров ставит проблему воспитания оптимально ориентированного специалиста соответственно его уровню, квалификации и характеру деятельности.

Вполне понятно поэтому, что основные представления об этих вопросах должны быть привиты указанным специалистам еще на студенческой скамье.

Именно здесь закладываются деонтологические основы их будущей работы, воспитывается сознание профессионального долга и ответственности за охрану здоровья людей и предупреждение заболеваний. Вопросы преподавания деонтологии гигиенистам должны включать рассмотрение основных направлений деятельности и обязанностей гигиенистов и санитарных врачей [9-11, 14]. Особо должно быть подчеркнуто знание законов философии, раскрывающих взаимосвязь организма и окружающей среды.

Большое внимание необходимо уделять моральным качествам специалистов при решении социально-гигиенических задач в современных условиях, подчеркивая при этом, что при выполнении постановлений Правительства об охране окружающей среды и здоровья населения врач-гигиенист выступает как представитель государственной власти, активный проводник решений по оздоровлению условий труда, быта и отдыха работающих.

Если первые деонтологические представления даются в вузе, то дальнейшее развитие деонтологических навыков должно быть продолжено в процессе повышения квалификации врачей-гигиенистов. При этом моделируются конкретные ситуации, возникающие в работе специалистов по гигиене труда, и решаются возможные деонтоло-гические вопросы при их общении как с коллегами, так и руководителями предприятий и организаций.

Применение деловых игр при обучении врачей на курсах усовершенствования повышает эффективность процесса обучения и воспитания личности современного врача-гигиениста.

Специфика деонтологических проблем, с которыми приходится сталкиваться специалистам в области гигиены, обусловлена многими факторами. Как представители профилактического направления медицины они должны не просто констатировать возникновение тех или иных отклонений в состоянии здоровья людей вследствие воздействия на них факторов окружающей и производственной среды, но и разрабатывать мероприятия по их предупреждению; деонтологические проблемы касаются не только научно-исследовательской деятельности ученого-гигиениста, они тесно переплетены с экономическим аспектом охраны и оздоровления окружающей среды и имеют социально-политический аспект (принятие быстрых и правильных решений при возникновении неблагоприятных ситуаций).

В таких случаях главная задача исследователя - добиваться от административных органов проведения соответствующих оздоровительных мероприятий. Только научно обоснованные нормативы, установленные на уровнях, обеспечивающих отсутствие биологического действия на организм, могут дать гарантию защиты здоровья населения от загрязнения. Все нормативы другого типа, установленные с превышением гигиенически обоснованных величин, могут включать элементы риска для здоровья человека, а этого гигиенисты не могут допустить. Нетрудно представить, во что обойдется государству и обществу ошибка, допущенная исследователем при определении основных источников загрязнения, влияющих на состояние здоровья работающих и населения.

Другое дело, что по разным причинам (главным образом по вине промышленных предприятий) имеются случаи превышения гигиенических нормативов для разных объектов окружающей и производственной среды, которые могут создавать реальную опасность для здоровья. Причем это зачастую обусловлено просто нежеланием администрации предпринимать какие-то шаги в этом направлении. Иными словами, здесь речь тоже идет об этико-деонтологических вопросах, о необходимости повышения сознательности отдельных руководителей. Что касается гигиенистов, то в случаях, когда установлено превышение гигиенических нормативов, их прямой обязанностью является объективная оценка опасности такого превышения с тем, чтобы своевременно поставить задачу ее снижения перед разработчиками или эксплуатационниками.

Изменение общественного строя нашей страны, развитие рыночных отношений способствовали тому, что научные достижения стали предметом купли-продажи. Господство частной собственности, распространяемое и на науку (систему патентов, лицензий, авторских прав), благоприятствует созданию таких ситуаций, когда та или иная фирма в своих интересах может на долгое время затормозить какое-либо открытие, скрыть невыгодную ей информацию [13].

Это характерно и для положения дел в области охраны окружающей и производственной среды, разрабатываемой сетью научно-исследовательских центров, финансируемых фирмами, предприятия которых в то же время являются основными загрязнителями. В результате зарубежные научные исследования могут быть недостаточно объективными и смягчать ситуацию (не говоря уже о крайнем случае фальсификации данных в интересах фирм) либо могут намеренно аггравировать ситуацию, что часто обусловлено конкурентными приоритетами.

Особую щепетильность должен проявлять исследователь при подготовке экспертных заключений о соответствии продуктов, товаров или услуг, предназначенных для использования на железнодорожном транспорте. Зачастую могут возникать ситуации, когда одна или несколько фирм, производящих сходный по потребительским свойствам товар, просят посодействовать продвижению именно их товара .

В этом случае долг врача-исследователя твердо объяснить просителю неэтичность его просьбы и невозможность лоббирования его интересов в ущерб остальным заявителям.

Ученые, проводящие исследования, получают в процессе своей деятельности научные данные, представляющие самостоятельный теоретический и практический интерес. В то же время они выступают в

роли основных «поставщиков» научной информации органам, ответственным за принятие конкретных решений в этой области. Вполне понятно, что поставляемая ими информация должна быть абсолютно точной, а рекомендации - научно обоснованными.

Следует отметить, что при передаче этих знаний ученый может занимать различную позицию: он может просто давать требующуюся от него информацию о состоянии изучаемого им вопроса, т. е. пассивно освещать ту или иную ситуацию, или активно участвовать в формировании политики в области охраны здоровья в соответствии с тем, как это подсказывает ему его совесть ученого и долг гражданина своей страны.

Поэтому при проведении гигиенических исследований ученый должен последовательно решать три задачи: установить наличие, характер и величину неблагоприятных изменений в состоянии здоровья обследуемого контингента, идентифицировать причины установленных изменений и определить источник (или источники) возникновения этих изменений, всеми силами добиваясь исправления ситуации.

Эти задачи вытекают из общей направленности гигиенических исследований - предупреждение изменений в состоянии здоровья, связанных с действием опасных и вредных факторов производства, которые основаны на двух положениях: соблюдение гигиенических нормативов гарантирует отсутствие неблагоприятных изменений в состоянии здоровья; понижение уровня существующего загрязнения до уровней, близких ПДК, обеспечивает снижение уровней заболеваемости или других неблагоприятных изменений в состоянии здоровья. В основе первого положения лежат принципы гигиенического нормирования, а второе положение подтверждается многочисленными примерами из гигиенической практики, когда снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в результате проведения профилактических мероприятий приводит к снижению заболеваемости рабочих и населения.

Важным моментом в деятельности ученого гигиениста является пропаганда медицинских и санитарно-гигиенических знаний с позиций деонтологии. Врач должен при каждом удобном случае рассказывать о причинах возникновения общих и профессиональных болезней, необходимости своевременного обращения в лечебное учреждение, последствиях нарушения гигиенических норм и неправильного выполнения врачебных рекомендаций, а также важности осуществления противоэпидемических мероприятий. При этом следует учить слушателей, убеждать, но в то же время щадить их психику, не запугивать.

Пропаганда здорового образа жизни - дело, требующее не только специальных медицинских знаний, но и умения доходчиво, популярно рассказать об этом слушателям. К сожалению, студентов не учат основам риторики, методам лекторской работы, владению словом. Только поступив в аспирантуру, врач приобретает необходимые ораторские навыки во время занятий со студентами.

Поэтому нередки скучные, шаблонно построенные далеко не на деонтологических принципах выступления врачей, выражающих свои мысли казенным, псевдонаучным языком.

Искусству санитарно-просветительной профилактической работы должен учиться каждый врач, тем более что проблемы профилактики, особенно индивидуальной, очень тесно смыкаются с проблемами воспитания. Он должен использовать любую возможность, чтобы внушать обследуемому, насколько серьезную опасность для его здоровья, а подчас и для жизни, представляет легкомысленное отношение к врачебным рекомендациям, позднее обращение за медицинской помощью, а также такие факторы риска, как малая физическая активность, курение и употребление алкоголя, переедание, беспорядочный образ жизни, нервно-психические перегрузки.

Сегодня очень трудно прогнозировать, какие этические и деонтологические вопросы встанут перед исследователями и практиками в обозримом будущем в связи с развитием нанотехнологий, энергосберегающих источников света, скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения, IT-технологий и других продуктов научно-технического прогресса, еще находящихся в стадии лабораторных исследований, но быть готовыми к их оптимальному решению - наш профессиональный долг.

Литер атур а

1. Макеева Л.А. Теоретические проблемы врачебной этики и медицинской деонтологии в условиях современной НТР: Ав-тореф. дис. к. ф. н. Л., 1985.

2. Алисиевич В.И. Вопросы медицинской этики, деонтологии и ответственности врача // Философские и социальные проблемы биологии и медицины / под ред. Г.И. Царегородцева. - М., 1980. - с. 72.

3. Адо А.Д. Этико-деонтологические вопросы экспериментальной медицины // Актуальные этико-деонтологические вопросы современной медицины: тезисы докладов научно-медицинской конференции, посвященной 60-летию образования СССР. - М.: Изд. АМН СССР, 1983.

4. Хельсинская декларация // Врач. - 1993. - № 7.

5. Гражданский кодекс РФ. - М., 2002.

6. ГПК РФ. - М., 2003.

7. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-ФЗ (действующая редакция). - СПб., 2001.

8. Трудовой кодекс РФ // Российская газета. - 31 декабря. -2001.

9. Балло А.М., Балло А.А. Права пациентов и ответственность медицинских работников за причиненный вред. -СПб., 2001.

10. Бедрин Л.М., Загрядская А.П., Ширинский П.П. Вопросы права и деонтологии в подготовке и воспитании врача. -Ярославль, 1986.

11. Белоусов О.С., Бочков Н.П., Бунятян А.А. Деонтология в медицине: В 2-х т. / Под ред. Б.В. Петровского. - М., 1988.

12. Бердичевский Ф.Ю. Уголовная ответственность медицинского персонала за нарушение профессиональных обязанностей. - М., 1970.

13. Кузьменко М.М. Здравоохранение в условиях рыночной экономики / Под ред. Э.А. Нечаева, Е.Н. Жильцова. - М., 1994.

14. Новоселов В.П. Ответственность работников здравоохранения за профессиональные правонарушения. - Новосибирск, 1998.

Поступила 15.11.13 Received 15/11/13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.