Научная статья на тему 'О некоторых актуальных вопросах санитарного просвещения в школе'

О некоторых актуальных вопросах санитарного просвещения в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых актуальных вопросах санитарного просвещения в школе»

И. И. МИЛЬМАН (Москва)

О некоторых актуальных вопросах санитарного просвещения в школе

Из Центрального института санитарного просвещения

Советская школа — основное звено коммунистического воспитания подрастающего поколения. В силу этого она является важнейшим и ничем не заменимым рычагом внедрения всеобщей санитарной грамотности и воспитания навыков гигиенического поведения. Сообщение основ санитарной грамотности, воспитание навыков гигиенического поведения, воспитание инициативных и деятельных борцов за свое здоровье и здоровье всего общества входят неотъемлемой, органической •составной частью во всю работу по воспитанию всесторонне развитого человека.

Роль школы в распространении санитарной грамотности понималась и признавалась передовыми общественными деятелями медицины и народного образования и в дореволюционное время. Однако эта задача не могла быть осуществлена в нищей, отсталой царской России с ее крепостническими пережитками, в стране, где «четыре пятых молодого поколения осуждены на безграмотность...» (Ленин, т. ,ХУ1, К вопросу о политике министерства народного просвещения, стр. 410, 1935 г., изд. 2-е).

Для той части детей трудящихся, которая приобщалась к крохам образования, были предназначены только начальные школы (средняя школа была почти недоступна для «кухаркиных детей»). Но дело было не только в количественном! охвате и продолжительности обучения. Не могла дать санитарную грамоту школа, где все воспитание было подчинено утверждению «в народе религиозных и нравственных понятий», где школа была полностью подчинена интересам господствующих классов полукрепостнической России. Об этой школе В. И. Ленин говорил, что она дает на девять десятых ненужные знания и на одну десятую искаженные.

В тех условиях совершенно естественно лучшие и наиболее прогрессивные представители врачебной мысли в лице Общества врачей памяти Пирогова вместе с передовыми педагогами вели борьбу в первую очередь за коренную реформу самого школьного образования, за усиление преподавания естествознания, что должно было, между прочим, создать основу и для передачи знаний по гигиене.

Советская школа — единственная в мире школа, в которой заложены все возможности для обеспечения подлинной санитарной грамотности и санитарной культуры. Наша школа призвана дать коммунистическое воспитание — вооружить правильным научным мировоззрением, воспитать коммунистическую мораль, большевистские черты характера, воспитать физически крепкого, здорового человека.

На XVIII Съезде партии товарищ Сталин указал: «Теперь основная задача нашего государства внутри страны состоит в мирной хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работе» (Сталин). В Третью Сталинскую пятилетку,1 когда Советский Союз вступил в новую полосу, в полосу постепенного перехода от социализма к коммунизму, «...задача заключается в создании такого благосостояния и повышения культурности трудящихся, которые отвечают возросшим! запросам советского народа, которые недостижимы для самых богатых ст-ран капитализма и означают начало настоящего расцвета сил социализма,

расцвета ¡новой, социалистической культуры» [из резолюции XVIII Съезда ВКП('б) по докладу товарища Молотова]. Эта грандиозная задача предъявляет новые, повышенные требования ко всем участкам! школьной работы и в том числе к санитарному просвещению.

Роль и значение санитарного просвещения в школе особенно возрастает и в связи с новым) высшим этапом! всеобщего обучения. В соответствии с постановлениями XVIII Съезда партии в третьем пятилетии должно быть осуществлено всеобщее десятилетнее обучение в городе и завершено всеобщее семилетнее обучение в сельских местностях, а также во всех национальных республиках. Число учащихся в начальной и средней школе составит в 1942 г. свыше 40 млн., т. е.. почти часть населения нашей страны. Одна эта количественная сторона, не говоря об особенностях возраста и неповторимых нигде преимуществах школы как орудия воспитания всех без исключения детей, обязывает поставить школу в центре нашего внимания во всей системе санитарного просвещения.

Основы наук, которыми учащиеся овладевают в школе, создают прекрасную базу и для усвоения знаний по охране здоровья.

Наряду с этим программы начальной и средней школ включают довольно большой круг вопросов охраны здоровья. В программах по естествознанию для I, II и III классов имеется раздел «материал для занятий по вопросам охраны здоровья», содержащий важнейшие начатки знаний по личной и — в небольшой части — общественной гигиене (уход за телом, гигиенические правила питания, оон; значение солнца, воздуха и воды, игр и спортивных развлечений для укрепления здоровья; гигиена занятий в школе и дома — посадка, освещение, расстояние книги и тетради от глаз, использование «перемен» и т. д.; режим дня; уход за помещением; гигиена водоснабжения; гигиена общественного питания; понятие о заразных болезнях и способах заражения; борьба с мухами, комарами; вред знахарства, религиозных обрядов; значение врачебной помощи).

В программе IV класса имеется тема «Строение и работа человеческого тела». Она дает элементарные знания по анатомии и физиологии,, которые содействуют более глубокому пониманию основных вопросов, гигиены. В связи с этой темой проходится ряд вопросов охраны здоровья (предупреждение деформации скелета, гигиенические правила питания, элементарное понятие о гигиене воздуха, туберкулезе, вред курения, понятие об ОВ и противогазе, гигиена зрения, слуха).

Далее, в VIII классе — более обширный и углубленный курс «Анатомии и физиологии человека», который также включает в себе многие вопросы гигиены.

Некоторые отдельные вопросы охраны здоровья включены в курс ботаники, зоологии (понятие о бактериях, глистах, дизентерийной амебе, малярийном паразите, комарах, мухах).

В программах по физкультуре значительное внимание уделяется воспитанию гигиенических навыков, особенно тесно связанных с физической культурой. В процессе преподавания физкультуры сообщается ряд гигиенических знаний {беседы в пятых классах о личном санминиму-ме физкультурника, самоконтроле, первой помощи, значении физической культуры).

В программах начальной школы в части гигиенического материала имеются и некоторые недочеты.

Раздел «Охрана здоровья» для I, II и III классов вынесен за пределы программы отдельного класса, помещен обособленно в конце всей программы по естествознанию. Такое расположение материала (не являющегося отдельным предметом преподавания) могло дать — н в

самом деле дало — основания считать раздел «Охрана здоровья» факультативным придатком к основной программе по естествознанию, за успешное прохождение которого органы народного образования и учитель не отвечают. Эта точка зрения нашла себе подкрепление в последовавших за этим распоряжениях со стороны Наркомироса, которые после ряда разъяснений, поправок, отмены предыдущих поправок и т. д. вылились в 1937 г. в «примечание», фактически санкционировавшее необязательность прохождения данного раздела.

«1) Особых часов на материал по охране здоровья не отводится. В порядке воспитательной работы с учащимися проводятся краткие беседы и организуется повседневный контроль за соблюдением правил личной гигиены».

В содержании и структуре раздела «Материал для занятий по вопросам охраны здоровья» нет выдержанной системы в распределении материала между классами. Материал для каждого отдельного класса распылен на большое число разрозненных вопросов, причем отмечается много ничем: не оправданных повторений — почти дословных — одного к того же материала в нескольких классах. Встречаются нечеткие формулировки, неправильные указания (например, грязь трактуется как рассадник оспы), опущены некоторые чрезвычайно важные вопросы: предупреждение заразных болезней (говорится только о том, как они передаются); в числе заразных болезней нет ни одного заболевания, относящегося к группе детских инфекций; ни слова не говорится о первой помощи. В программе и объяснительной записке нет никаких указаний на методы прохождения гигиенического материала, на минимум наблюдений, демонстраций и т. д. Нет указаний на то, что при прохождении данного материала могут и должны быть использованы яркие примеры, рассказы.

В теме IV класса «Строение человеческого тела» недостаточно систематизируются ранее полученные сведения по вопросам гигиены. Недочетом является и то, что совершенно не затрагиваются такие вопросы, как оказание первой медицинской помощи, охрана здоровья детей ц взрослых в СССР.

Несмотря на отмеченные недочеты, программы начальной школы создают прочную основу для работы по сообщению на каждом этане обучения всем учащимся определенного круга знаний по гигиене. Эта работа не может быть сколько-нибудь заметно возмещена какой бы то ни было, даже самой широко поставленной эпизодической внеклассной работой.

Для дальнейшего улучшения постановки гигиенического воспитания в начальной школе необходимо в первую очередь восстановить обязательность систематического прохождения гигиенического материала, имеющегося в программах I, II и III классов, и принять необходимые меры для обеспечения высококачественного прохождения вопросов охраны здоровья и правильной постановки всего дела гигиенического воспитания в школе. .

В частности, со стороны органов народного образования должны быть организованы систематическое руководство и контроль за прохождением вопросов охраны здоровья и за всем делом! гигиенического воспитания в школе.

В учебники по естествознанию, а также в буквари, книги для чтения должен быть включен достаточный материал по вопросам охраны здоровья.

Должно быть организовано издание наглядных пособий по вопросам охраны здоровья для учебной и внеклассной работы (через Учпедгиз, Медгиз, Институт санитарного просвещения и т. д.).

В том случае, если будут пересматриваться программы начальной

школы в делом, необходимо будет поставить вопрос о переработке программ и в части гигиенического материала с .привлечением к ней НКЗдрава.

Несколько по "Иному стоит вопрос в отношении средней школы.

Средняя школа должна дать соответствующий возрасту и общему образовательному уровню более широкий, углубленный и систематизированный объем! знаний по гигиене. Действующие программы не обеспечивают удовлетворительного разрешения этой задачи. Отдельные разрозненные элементы гигиены, включенные в курс анатомии и физиологии (в VIII классе) и некоторых других предметов, не могут дать связного, законченного и достаточно глубокого знакомства с основными вопросами гигиены. Так, например, в программах отсутствуют такие важные вопросы, как предупреждение заразных болезней (если не считать понятия об иммунитете), витамины, гигиенические правила пользования солнцем, водой, первая помощь и санитарная оборона, основы советского здравоохранения и т. д.

Существующее положение не может быть выправлено тем или иным расширением объема гигиенического материала в курсе «Анатомия и физиология» (VIII класс), так как гигиена не является составной частью анатомии и физиологии и не может строиться только на данных и в рамках этого предмета. Она опирается на многие другие дисциплины: микробиологию, патологию, физику, химию, геологию и т. д. Она должна освещать с достаточной полнотой и факторы социально-экономического порядка.

К тому лее включение курса гигиены в целом в курс анатомии и физиологии неизбежно привело бы к давно отвергнутому комплексному методу.

В силу изложенных соображений следует считать, что единственно правильным решением вопроса является введение в средней школе преподавания гигиены как отдельного пред-м е т а.

В программах других дисциплин должны быть отражены те вопросы охраны здоровья, которые непосредственно связаны с соответствующей дисциплиной.

Курс гигиены в средней школе не должен превращаться в чисто прикладную науку, он, как и все другие предметы, подчиняется общеобразовательным целям. Он не должен быть загроможден техническими знаниями и деталями, нужными лишь специалисту, формальными сведениями, которые не могут быть ясно осознаны, а требуют простого механического запоминания.

Вопрос о преподавании гигиены в средней школе имеет уже, как сказано выше, свою историю. В дореволюционное время комиссией Пироговского общества врачей составлены программы, объяснительные записки, указатели опытов и. другие материалы, сохранившие большую ценность до настоящего времени.

В качестве необязательного предмета преподавание гигиены было введено в старших классах мужских и женских средних учебных заведений с 1906 г. (циркуляры министерства народного просвещения от 20.111.1906 г. за № 6854 и от 22.IX.1906 г. за № 19856 с приложением официальной программы). Программа была рассчитана на 1 годовой урок в двух старших классах или 2 годовых урока в одном из этих классов.

По вопросу о том, в каком классе должна преподаваться гигиена, можно считать наиболее правильным!, чтобы весь курс проходился в течение одного учебного года в IX классе (около 60 часов). К этому времени у учащихся накоплены необходимые сведения из анатомии и физиологии, физики, химии, географии и общественных наук (Конституция СССР, история), на основе которых может быть рационально яо-

строек систематический и достаточно углубленный курс элементарной гигиены. Десятый же класс, как выпускной, вряд ли мюжет считаться подходящим для введения нового предмета.

Кадры преподавателей гигиены могут быть в сравнительно короткий срок созданы в первую очередь из числа школьных и санитарных врачей путем организации' для них специальных курсов по методике преподавания, а также из числа педагогов-биологов, прошедших специальную дополнительную подготовку по гигиене и методике ее преподавания. Привлечение биологов важно не только с точки зрения удовлетворения потребности в кадрах преподавателей. Внося в новый предмет свой педагогический опыт и мастерство, педагоги помогут преподавателям-врачам поднять ее на общий уровень педагогической работы в школе.

В силу ряда соображений можно предусмотреть постепенное введе-дение преподавания этого предмета в сети срегних школ. Так, например, в первую очередь в 1940—1941 учебном! году преподавание гигиены может быть введено во всех городах, где имеются медицинские институты или широко развитая сеть учреждений здравоохранения. Здесь возможные для новой дисциплины трудности особенно легко пре: одолимы благодаря наличию высококвалифицированных врачей-гигиенистов, которые возьмут на себя не только преподавание в школе, но и подготовку кадров преподавателей из числа других врачей, а также педагогов. Кроме того, здесь могут быть широко использованы имеющиеся фонды учебных пособий (аппаратура, препараты, таблицы и т. д.), а также может быть организовано массовое изготовление некоторых пособий.

Во всей остальной сети школ преподавание гигиены вводится в определенной очередности с таким расчетом, чтобы к 1942—1943 учебному году были захвачены все средние школы.

Разработка программ и учебных пособий по гигиене должна быть срочно осуществлена Институтом санитарного просвещения с привлечением крупнейших представителей медицинской и педагогической наук.

Органы народного образования совместно с органами здравоохранения должны будут разработать и провести в жизнь необходимые мероприятия по подготовке кадров преподавателей гигиены, а также по организации систематического руководства и1 контроля, приобретающих особенно важное значение в отношении вновь введенного предмета преподавания.

В настоящее время приобретает особую актуальность санитарно-просветительная работа в системе начальной военной подготовки, установленной новым! «Законом о всеобщей воинской обязанности».

В своем докладе на IV сессии Верховного Совета СССР товарищ Ворошилов говорил: «Подростки и юноши обучатся военному строю, стрелковому делу, будут знать правила противовоздушной и противохимической защиты и, главное, получат хорошую физическую тренировку и закалку. Подрастающее поколение почерпнет в начальной военной подготовке те моральные и физические качества, которые необходимы бойцу Красной Армии в грядущих боях за социализм и нашу Родину».

Воспитание этих, нужных бойцу Красной Армии качеств предполагает и хорошую подготовку по вопросам самопомощи и взаимопомощи при ранениях, контузиях, ожогах, поражениях боевыми ОВ, гигиены похода, предупреждения заразных болезней в военное время и по другим вопросам санитарной обороны. Будущий боец должен быть хорошо знаком и с вопросами переливания крови и донорства.

Чрезвычайно важно, чтобы НКЗдрав СССР принял участие в разработке программ военной подготовки и соответствующих пособий в

части, касающейся санитарных вопросов, а главное, обеспечил помощь низовых его органов в реализации программных указаний в каждой-школе.

Внеклассная санитарно-просветительная работа, стимулируя санитарную самодеятельность учащихся и удовлетворяя многообразные индивидуальные интересы учащихся в области медицины и здравоохранения, должна дополнять и усиливать результаты систематического преподавания гигиены. , ;

Недавно опубликованное Наркомкросом РСФСР «Положение об ученических организациях в школе» содержит прямые указания на общественную санитарную работу учащихся начальной школы и ученического комитета средней школы (организация физкультурной работы, организация сдачи норм на значок ГСО и ПВХО).

На основе нового положения необходимо обеспечить повседневное руководство и помощь общественной санитарной работе со стороны педагогов, комсомольской организации, врачей. Надо отказаться от штампа, трафарета. В санитарную работу можно и должно вносить большее разнообразие, большую красочность в отношении заданий и всех форм работы, организовать социалистическое соревнование и обмен опытом. Надо рассеять встречающееся отношение к санитарной работе как к маловажной, третьестепенной, создать положительное общественное мнение вокруг нее и возбудить живой интерес к этой работе

Большое распространение получили в школе кружки по подготовке к сдаче норм на значок ГСО и БГСО. За 1938 г. удостоены этими значками около полумиллиона учащихся (точнее 478 547 человек).

Для того чтобы придать этой работе более мощный размах, необходимо обратить особое внимание на подготовку руководителей кружков ГСО и БГСО из числа педагогов и учащихся старших классов.

Наряду с организацией кружков ГСО и БГСО следует уделять большое внимание проработке гигиенических вопросов в системе подготовки к сдаче норм на ГТО и БГТО в физкультурных кружках и секциях (водного спорта, футбольной и т. д.).

Можно также рекомендовать организацию других санитарных кружков (юных микробиологов, кружков по борьбе с малярией и т. д.).

Надо также обратить внимание на внесение санитарно-гигиенического содержания в работу общеобразовательных кружков (например, юна-тов), технических (например, авиамодельных) и художественных (инсценировки, рисунки на темы охраны здоровья).

Санитарное просвещение должно в большей мере, чем до сих пор, быть тесно увязано с важнейшими мероприятиями по медицинскому обслуживанию школ. Медицинские осмотры, санация полости рта, прививки, борьба с .гриппом, противоглистное лечение, подготовка к летним каникулам, организация правильного режима учащихся во время испытаний — все это должно включать в себя как органическую составную часть определенную санитарно-просветительную работу с детьми и родителями, а равно — консультативную работу с педагогами.

Не менее обязательны беседы с ученицами старших классов по вопросам гигиены девушки (в связи с началом менструирования).

Для повышения эффективности лечебно-профилактической работы крайне важно проводить диференцированную санитарно-просветительную работу с группами длительно и часто болеющих детей (и их родителями), а также с детьми, ослабленными недавно перенесенным серьезным заболеванием.

Необходимо только предостеречь против одностороннего увлечения внеклассной работой в ущерб (а иногда и с забвением!) ведущему, ре-

1 Подробнее этот вопросо изложен в статье Э. С. Гефтера, стр. 51.

тающему фактору в борьбе за высокую санитарную грамотность — правильной постановке преподавания вопросов охраны здоровья в сочетании с повседневной санитарно-воспитательной работой учителя и классного руководителя. Эта систематическая работа не может быть подменена никакими — пусть и самыми увлекательными — красочными формами внеклассного санитарного просвещения.

Весьма актуален вопрос о гигиенической подготовке учителя, поскольку именно он является основным проводником гигиенического воспитания^ За последние годы отмечаются значительные успехи в этой области работы. Введено преподавание школьной гигиены в педагогических училищах и институтах.

' Приказ Наркомпроса РСФСР № 907 от 21.У.1939 г. «Об учебной и научной работе по школьной гигиене» предусматривает ряд мероприятий по дальнейшему улучшению этой работы. В приказе подчеркивается, что «Преподавание школьной гигиены в педвузах и педучилищах должно «меть своей целью не только углубленное ознакомление студентов с теоретическими основами школьной гигиены, необходимыми им в организации педагогического процесса, но и распространение среди них практических навыков по внедрению школьно-гигиенических мероприятий, проведение через школу в массы трудящихся санитарной культуры и .санитарной обороны».

Органы здравоохранения все еще стоят в стороне от этого дела, представляющего для них кровный интерес. При выборочном ознакомлении,1 с состоянием работы в нескольких районах Московской области оказалось, что во всех районных педагогических кабинетах (среди них один из лучших в стране — Ногинский) отсутствовала работа по вопросам охраны здоровья. Органы здравоохранения совершенно не интересовались состоянием этого участка работы.

Органы здравоохранения должны принять самое деятельное участие в налаживании систематической помощи школам и учителям в их работе по гигиеническому воспитанию (через педагогические кабинеты при отделах народного образования, кустовые методические объединения школ и т. д.).

Очень важно систематическое включение вопросов гигиены в учебные планы и программы институтов и курсов (очных и заочных) повышения квалификации педагогов.

Надо усилить и систематизировать санитарно-просветительную работу врача в школе, возложив на него обязанность организатора, консультанта и инструктора; привлечь педагогов к полноценному преподаванию вопросов охраны здоровья, предусмотренных программами, и по активации повседневной санитарно-просветительной работы всех учителей, классных руководителей и т. д.

Врач должен периодически освещать вопросы охраны здоровья детей на педагогических совещаниях, а также на методических совещаниях учителей при обсуждении вопросов преподавания гигиенических знаний.

Мы пытались в данной статье осветить лишь некоторые наиболее сажные вопросы, наметить основные мероприятия, проведение которых в жизнь сыграло ¡бы, по нашему мнению, исключительную роль в поднятии санитарного просвещения в школе на уровень стоящих перед этим участком работы задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.