Научная статья на тему 'Гигиеническое воспитание детей и подростков: история и современность'

Гигиеническое воспитание детей и подростков: история и современность Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
2257
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ / HEALTH EDUCATION AND TRAINING / ДЕТИ / CHILDREN / ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тапешкина Наталья Васильевна

Рассматривается процесс гигиенического воспитания детей и подростков в период становления СССР и развитие данного профилактического направления в современной России. Принимаемые на различных уровнях управления документы определяют значимую роль медицинского работника в санитарном просвещении детского населения. Анализ архивных документов, литературы советского и постсоветского периода показал, что проводимая работа по гигиеническому воспитанию требует постоянного поиска новых форм совершенствования системы санитарного просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тапешкина Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygienic upbringing of children and adolescents: history and modernity

In article the question of hygienic education of children and teenagers during the period of formation of the USSR and development of this preventive direction in Post-Soviet Russia is studied. The standard and lawful documents defining a significant role of the health worker in sanitary education of the children's population, their performance in educational institutions, efficiency of realization accepted at various levels of management are tracked. Analysis of archival documents, literature of the Soviet and post-Soviet period showed that the work on hygienic education requires constant search for new forms of an improved system of health education.

Текст научной работы на тему «Гигиеническое воспитание детей и подростков: история и современность»

март № (288) зНиСО

43

^ УДК 614.2: 613.95

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Н.В. Тапешкина

ГБОУ ДПО «Новокузнецкий государственный институт совершенствования врачей» Минздрава России, Новокузнецк, Россия

Рассматривается процесс гигиенического воспитания детей и подростков в период становления СССР и развитие данного профилактического направления в современной России. Принимаемые на различных уровнях управления документы определяют значимую роль медицинского работника в санитарном просвещении детского населения. Анализ архивных документов, литературы советского и постсоветского периода показал, что проводимая работа по гигиеническому воспитанию требует постоянного поиска новых форм совершенствования системы санитарного просвещения.

Ключевые слова: гигиеническое воспитание и обучение, дети, подростки.

N.V. Tapeshkina □ HYGIENIC UPBRINGING OF CHILDREN AND ADOLESCENTS: HISTORY AND MODERNITY □ Novokuznetsk State Institute of Postgraduate Medicine of the Ministry of Health of the Russian Federation, Novokuznetsk, Russia.

In article the question of hygienic education of children and teenagers during the period of formation of the USSR and development of this preventive direction in Post-Soviet Russia is studied. The standard and lawful documents defining a significant role of the health worker in sanitary education of the children's population, their performance in educational institutions, efficiency of realization accepted at various levels of management are tracked. Analysis of archival documents, literature of the Soviet and post-Soviet period showed that the work on hygienic education requires constant search for new forms of an improved system of health education.

Key words: health education and training, children, adolescents.

Негативная динамика состояния здоровья подрастающего поколения требует как от специалистов профилактической медицины, так и от общества в целом поиска и внедрения научно обоснованных стратегий профилактики и оздоровления [7, 10]. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков приобретает особую актуальность в современных условиях реформирования системы образования, характеризующейся значительным ростом психоэмоциональных и интеллектуальных нагрузок на детей, низким уровнем санитарно-гигиенического благополучия большинства функционирующих образовательных воспитательных учреждений [5, 36]. Профилактическое направление здравоохранения завоевывает все большую популярность, так как именно с помощью профилактических мероприятий возможно снижение заболеваемости среди детского населения. Среди комплекса профилактических мероприятий особая значимость отводится гигиеническому воспитанию.

Материалы и методы. Проведен анализ развития гигиенического воспитания детей по данным архивных документов, литературы советского и постсоветского периода как одного из направлений работы врача по гигиене детей и подростков.

Результаты исследования. Вопросам гигиенического воспитания детского населения уделялось внимание еще в период становления школьной гигиены в конце Х1Х-в начале XX века, а также в период становления Советского государства [3]. На первом съезде по охране здоровья детей и подростков (март 1919) основное внимание отводилось вопросам охраны здоровья школьников - ведущему профилактическому направлению медицины, в частности профилактическим мероприятиям через организацию питания детей. Совет Народных Комиссаров принял Декрет «Об организации детского питания» (24.09.1919), согласно которому в стране необходимо было в первую очередь

«развитие общественного (коммунального) питания детей», а Народному Комиссариату Продовольствия предлагалось «принять все меры к расширению уже существующей сети детских столовых и прочих детских питательных пунктов». Важно отметить, что акцент в этом документе был сделан на организацию в стране бесплатного детского питания. В 1921 году Совет Народных Комиссаров РСФСР принимает Декрет «Об организации питания в сельских школах» (10.03.1921) с целью сохранения и укрепления здоровья детей, обязывая принять «самые энергичные меры к усилению перераспределения местных продовольственных ресурсов, за счет какового перераспределения обеспечить в первую очередь питание в сельских школах».

В 20-30-е годы прошлого столетия проводится много реформ и преобразований в системе образования детей: открываются школы, организовываются пункты питания детей, расширяется сеть школьных столовых, что, в свою очередь требовало большего участия медицинских работников в донесении знаний по санитарному просвещению детям. В стране принимается много правовых документов, определяющих формирование системы организации питания детей в образовательных учреждениях [3, 6]. Кроме того, принятые нормативные документы определяли ответственность медицинских работников за проведение мероприятий по охране здоровья детей. В Декрете «Положение об охране здоровья подростков и детей РСФСР» (15.09.1921) определены задачи школьной санитарии и врачебной педагогики, в которые входило проведение врачами по охране здоровья детей мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния вверенных им педагогических учреждений. Под руководством гигиенистов и детских врачей Д. Д. Бекарюкова, А.В. Молькова, А.Г. Цейтлина, Л.А. Сыркина, А.Я. Гуткина, С.С. Познанского, Е.П. Радина, Н.А. Глаголева в 1917-1930 гг. закладывались

44

ЗНиСО март (288)

основы гигиены детей и подростков. В Москве в октябре 1927 года был создан Центральный научно-исследовательский Институт охраны здоровья детей и подростков, затем аналогичные институты открылись в Ленинграде, Горьком, Киеве, Харькове, Новосибирске [6]. Несмотря на огромные социально-экономические трудности в этот период, государство выделяло на санитарную пропаганду немалые средства, издавались памятки, плакаты. Создавались учреждения совершенно нового типа - дома санитарного просвещения, ставшие центрами организации санитарной пропаганды в стране, фактически формировавшие стратегию гигиенического воспитания детей и подростков [15].

Война нанесла значительный ущерб здоровью детей, ликвидация последствий требовала от органов здравоохранения усиленного внимания к вопросам организации и повышения качества медицинского обслуживания детского населения. В целях укрепления физического развития и состояния здоровья детей в школах и детских садах и снижения заболеваемости был издан Приказ Минздрава СССР «Об улучшении медицинского обслуживания детей школ и детских садов в городах» [28]. Данный документ отводил медицинскому работнику важную роль в санитарном просвещении не только детей, но и взрослого населения. Врачи школ, детских садов проводили плановую санитарно-просвети-тельную работу с учащимися, родителями, техническим персоналом школ и детских садов, регулярно на собраниях для родителей в образовательных учреждениях медицинский персонал отчитывался о результатах осмотра детей и о принятых мерах по укреплению их здоровья. Кроме того, медицинские работники освещали перед педагогами вопросы, связанные с прохождением учебных тем по охране здоровья, разрабатывали оздоровительные мероприятия в детских учреждениях.

С 1954 г. в помощь школьному врачу для осуществления медико-санитарного обслуживания школ приступает к работе школьная медицинская сестра, в функциональные обязанности которой входит обязательное проведение санитарного просвещения среди школьников, учителей и родителей по профилактике заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии. В 1959 г. был создан Научно-исследовательский институт гигиены детей и подростков - научный центр по проблемам здоровья детей и подростков, гигиеническим вопросам обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, школах, профессионально-технических училищах, профориентации. В 1964 г. Харьковский институт охраны материнства и детства имени Н.К. Крупской перепрофилирован в институт Охраны здоровья детей и подростков; институт физиологии АПН СССР, ряд кафедр медицинских вузов и институтов физкультуры занимается физиологией возрастной эволюции, методическими вопросами обучения и воспитания, физического воспитания подрастающего поколения и врачебно-спортивным контролем [3].

Огромная роль в проведении профилактических мероприятий в образовательных учреждениях предназначалась нормативно-правовым документам. В 1955 году вступают в силу «Санитарные правила для детских садов» [34], а в

1974 г. «Санитарные правила по устройству и содержанию общеобразовательных учреждений» [35], в которые были уже включены самостоятельные разделы по «Гигиеническому воспитанию». Согласно нормативным документам, гигиеническое воспитание школьников должно осуществляться, прежде всего, в процессе сообщения учителями сведений по гигиене, предусмотренных учебными программами в порядке обязательной учебной работы на уроках русского (родного) языка, ботаники, зоологии, анатомии, физиологии и гигиены человека, на уроках физической культуры и труда. Основной формой гигиенического воспитания школьников I—III классов должно было стать проведение специальных занятий по практической гигиене. Одним из видов внеклассной работы по гигиеническому воспитанию учащихся IV—X (XI) классов была организация «Школы здоровья», клубов и кружков «Юный медик», «Юный микробиолог» и др. [11].

В нормативных документах, в санитарных правилах советского периода за проведение мероприятий гигиенического воспитания детей отвечали не только медицинские работники, но и педагогический персонал. Так, «педагогический персонал обязан был требовать от учащихся выполнения установленного санитарно-проти-воэпидемического режима, соблюдения чистоты помещений и участка, тщательного проветривания классов, опрятности одежды и обуви, чистых рук, а также правильной посадки за партами. Санитарный актив учащихся под наблюдением классных руководителей систематически должен был проверять чистоту рук и одежды учащихся, наличие носовых платков и т. д. А работа по гигиеническому воспитанию и обучению учащихся должна была проводиться медицинским персоналом и учителями школы при участии работников домов санитарного просвещения, санитарно-эпидемиологических станций и других лечебно-профилактических учреждений...».

В системе гигиенического воспитания, которая формировалась в СССР, разрабатывались различные направления влияния на формирование гигиенических знаний детей и подростков. В 1974 году с выходом нормативных документов «Инструктивно-методические указания по организации общественного питания учащихся в общеобразовательных школах» расширяются функциональные обязанности медицинских работников, которые должны не только осуществлять контроль за организацией школьного питания, но и проводить пропаганду гигиенических основ питания в школах среди учащихся, родителей, педагогического и обслуживающего персонала. Важная роль в формировании правильного пищевого поведения школьников отводится теперь и школе. Школа, помимо обеспечения учащихся полноценными завтраками и обедами, одновременно должна была давать постоянно расширяющийся круг знаний по гигиене питания и на основе этих знаний воспитывать у школьников культурно-гигиенические навыки по вопросам питания. Освещение вопросов гигиены питания на уроках дополнялось внеклассной санитарно-просветитель-ной работой, проводимой медицинскими работниками школ, лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологических станций, домов санитарного просвещения, учите-

МаРТ Н»3 (288) ЗНиСО

45

лями. В школе в обязательном порядке провоем дилась работа с детьми по формированию культурно-гигиенических навыков, связанных с сэ приемом пищи: умение правильно сидеть за ^^ столом, пользоваться приборами, есть красиво рз и аккуратно. Большая роль в гигиеническом воспитании уделялась и пропаганде правил ги-^ гиены питания, привлечению детей к участию в санитарно-гигиенических кружках, к дежурст-■—^ ву в столовой, в буфете [30].

^ Архивные документы эпохи СССР свидетельствуют, в 70-е годы XX века учреждениями ¡115 здравоохранения проводилась колоссальная работа по оказанию систематической помощи г5— школам по вопросам гигиенического воспитания учащихся в рамках уроков здоровья, организации уголков здоровья, повышению квалификации учителей и воспитателей по методическим вопросам гигиены питания [22, 25]. Однако односторонний подход к формированию гигиенических знаний только у детей, без учета работы с родителями в этом направлении, не смог бы дать в дальнейшем хороших результатов. Приказ Минздрава СССР «О мерах по дальнейшему улучшению гигиенического воспитания населения СССР» [21] способствовал формированию системы дифференцированного гигиенического воспитания различных групп населения с учетом возрастных, половых и профессиональных особенностей. Стали разрабатываться и внедряться новые формы пропаганды медицинских и гигиенических знаний в больницах и поликлиниках для взрослых; совершенствовались методы санитарного просвещения для обеспечения охраны здоровья матери и ребенка, что сказывалось на показателях здоровья населения страны [20]. Важность и значимость освещения вопросов гигиенического воспитания, формирования навыков здорового образа жизни, в том числе и правильного питания, возрастала [2]. В последующие десятилетия гигиенисты стали рассматривать роль питания уже с учетом современных условий проживания, социальных факторов. Основные положения таких документов, как «Методические указания по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах» [23], «Контроль за организацией питания детей в детских дошкольных учреждениях» [14], отражали структуру организации питания детей в образовательных учреждениях. Особое внимание отводилось соблюдению режима питания, доведению пищи до детей, организации кормления детей (эстетике питания, сервировке стола, привитию детям гигиенических навыков, отслеживанию аппетита детей, определению их отношения к новым блюдам, наличию остатков пищи, выяснению причин отказа детей от приема пищи).

Проблемы, которые видели гигиенисты в прошлом столетии, актуальны и сегодня [1, 9, 12, 13, 15, 16, 18]. Раздел профилактической работы по гигиеническому воспитанию детей и подростков нашел отражение в законодательных и нормативных документах. В частности, в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [24] статья 10 регламентирует обязанности граждан заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей, статья 28 нормирует сани-

тарно-эпидемиологические требования к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения. А статья 36 полностью посвящена гигиеническому воспитанию и обучению.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [26] также предусматривает в статье 41 «Охрана здоровья обучающихся» проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [27] регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации и определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан. Государство признает этим законом охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

Сегодня обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков, организация питания регламентируются значительным количеством законодательных и нормативных актов [31—33], рядом методических документов [4, 17, 29, 37]. Их целью является сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников, формирование здорового образа жизни, в том числе и путем оптимизации их питания в образовательных учреждениях, а основной задачей — обеспечение безопасности, качества и доступности питания; установление унифицированных требований к организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях Российской Федерации [8, 19]. Усилия государства в области охраны здоровья граждан, включая детское население, профилактики неинфекционных заболеваний значительны, в том числе в развитии Новой Европейской политики здравоохранения «Здоровье-2020». Однако при анализе ситуации с практическим внедрением основ гигиенического воспитания сегодня ряд авторов все же отмечают, что имеет место быть малая действенность большого числа принимаемых в постсоветский период законодательных актов, концепций, программ, причем с нередко заведомо завышенными ожидаемыми результатами [38, 39]. Следовательно, вопросы поиска путей реализации мероприятий, направленных на сохранение здоровья детского населения, и сегодня актуальны для дальнейшего совершенствования методов гигиенического воспитания в образовательных учреждениях.

Обзор архивных документов, литературы советского и постсоветского периода показал, что накопленный в нашей стране опыт развития гигиенического воспитания детей и подростков, родителей, педагогов представляет собой интерес в историческом, методологическом, организационном аспектах. Гигиеническое воспитание детей и подростков сформировалось как важный аспект профилактической работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья детского населения. Поиск новых форм и методик повышения мотивации к освоению гигиенических знаний и навыков с учетом возрастной дифференциации, их информа-

46

ЗНиСО март № (288)

тивного и методического обеспечения, подходов к оценке эффективности проводимых мер по сохранению здоровья детского населения через организацию гигиенического воспитания требует координации работы специалистов -гигиенистов, врачей, педагогов, психологов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзман Р.И. и др. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. 214 с.

2. Андреева Н.Г. и др. Потребность населения в информации по проблеме здорового образа жизни / Н.Г. Андреева, И.В. Цыганова // Советское здравоохранение. 1990. № 2. С. 53-60.

3. Баранов А.А. и др. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (1904-1959-2004) / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. М.: Династия, 2006. 312 с.

4. Безруких М.М. и др. Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников: методические рекомендации / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. М., 2012. 43 с.

5. Бейлина Е.Б. и др. Особенности адаптационных реакций организма школьников в условиях образовательного процесса / Е.Б. Бейлина, Н.П. Сетко, Е.А. Володина [и др.] // Материалы IV Всероссийского Конгресса по школьной и университетской медицине «Охрана здоровья и безопасность жизнедеятельности детей и подростков. Актуальные проблемы, тактика и стратегия действий». Санкт-Петербург, 2014. С. 32-51.

6. Большакова М.Д. Гигиена детей и подростков. М., 1966. 312c.

7. Гуменюк В.Т. и др. Новые методические подходы в проведении гигиенического воспитания и обучения населения / В.Т. Гуменюк, Г.К. Фетисова Г.К. // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 7 (265). С. 4-7.

8. Евстифеева Г.Ю. и др. Профилактические программы в популяции детей 6-17 лет. В кн.: Мониторирование состояния здоровья, качества и образа жизни населения России. Влияние поведенческих факторов риска на здоровье населения / Г.Ю. Евстифеева, С.Е. Лебедько-ва. М., 2011. С. 117-125.

9. Захарова В.А. Методы убеждения в воспитании культуры питания у школьников. Актуальные проблемы питания: Материалы научно-практической конференции. Пермь, 2008. С. 75-83.

10. Иванов Ю.А. и др. Гигиеническое образование и воспитание населения, должностных лиц и работников (правовые, теоретические и методические основы): Руководство по медико-профилактической работе / Под ред. Ю.Н. Коржаева / Ю.А. Иванов, А.П. Щербо, И.А. Миш-кич. СПб.: Эдиция, 2010. С. 165-176.

11. Калюжная Р.А. и др. Роль биологических и социальных факторов в формировании растущего организма / Р.А. Калюжная, Г.Н. Сердюковская. М., 1969. 171с.

12. Клещина Ю.В. и др. Особенности формирования нарушений питания у детей / Ю.В. Клещина, Ю.Ю. Елисеев, Н.Н. Павлов // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 8 (233). С. 22-30.

13. Ключникова С.Н. Практика реализации программы санитарно-гигиенического просвещения для младших школьников. Психология, социология и педагогика. 2014. № 12: [Электронный ресурс] http://psychology. snauka.ru/2014/12/3993 (дата обращения 18. 06. 2015).

14. Контроль за организацией питания детей в детских дошкольных учреждениях: Методические рекомендации 4265-87, 11-4/6-33 (утв. Минздравом СССР 13.03.1987).

15. Куинджи Н. Н. Гигиена обучения и воспитания между прошлым и будущим (актовая речь). М., 2005. 36 с.

16. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей: руководство для медицинских и педагогических работников образовательных и лечебно-профилактических учреждений. М., 2005. 528с.

17. Кучма В.Р. и др. Методические рекомендации по развитию взаимодействия образовательных учреждений с центрами здоровья для детей по формированию здорового образа жизни среди обучающихся / В.Р. Кучма, И.В. Звездина, П.И. Храмцов. М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2012. 29 с.

18. Кучма В. Р. и др. Поведение детей, опасное для здоровья: современные тренды и формирование здорового образа жизни / В.Р. Кучма, С.Б. Соколова. М.: ФГБНУ НЦЗД, 2014. 160 с.

19. Макеева А.Г. и др. Формирование основ культуры питания у детей и подростков - методические аспекты / А.Г. Макеева, М.М. Безруких, Т.А. Филиппова // Вопросы детской диетологии. 2013. № 2. С. 47-54.

20. Мананникова Н.В. Охрана здоровья детей в СССР. М., 1973. 280 с.

21. О мерах по дальнейшему улучшению гигиенического воспитания населения СССР: Приказ Минздрава СССР от 07.01.1980 № 21.

22. О мерах по дальнейшему улучшению охраны здоровья школьников: Приказ Министерства здравоохранения СССР, Минпроса СССР от 14 сентября 1976 г. № 885/143.

23. О методических указаниях по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах: Приказ Министерства торговли СССР от 26.12.1985 № 315.

24. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

25. Об изучении на курсах повышения квалификации вопросов возрастной физиологии и школьной гигиены: Инструктивное письмо Министерства просвещения СССР от 05.04.76 № 16-М.

26. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

27. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 273-ФЗ.

28. Об улучшении медицинского обслуживания детей школ и детских садов в городах: Приказ Минздрава СССР от 15.07.1946 № 449.

29. Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений: Приказ Минздравсоцразви-тия России № 213н, Минобрнауки России № 178 от 11.03.2012.

30. Руководство по гигиене детей и подростков / Под ред. С.М. Громбаха. М., 1964. 512 с.

31. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования: СанПиН 2.4.5.2409-08 (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 23.07.2008).

32. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях: СанПиН 2.4.2.2821-10 (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29.10.2010).

33. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях: СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 15.05.2013).

34. Санитарные правила для детских садов (утв. Приказом Минздрава СССР от 21.04.1955 № 183-55).

35. Санитарные правила по устройству и содержанию общеобразовательных учреждений (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача СССР от 29.09.1974 № 1186-а-74).

36. Тутельян В.А. и др. Реализация концепции Государственной политики здорового питания населения России: научное обеспечение // В.А. Тутельян, В.А. Княжев // Вопросы питания. 2000. № 3. С. 4-8.

37. Формирование навыков рационального пищевого поведения у детей дошкольного возраста. Когнитивно-поведенческий подход: Методические рекомендации. М.: НИИАЦ «Социальное питание», 2011. 16 с.

38. Чичерин Л.П. К повышению действенности мер профилактики среди детей и подростков России // Профилактическая медицина. 2013. № 16 (2). С. 146-152.

39. Чичерин Л.П. и др. Правовые аспекты охраны здоровья детей и подростков в Российской Федерации / Л.П. Чичерин, В.О. Щепин, М.В. Никитин // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014. № 3. С. 11-15.

Контактная информация:

Тапешкина Наталья Васильевна, тел.: +7 (3843) 45-13-44, e-mail: natasha72.03.24@mail.ru

Contact information: Tapeshkina Natalia, phone: +7 (3843) 45-13-44,

e-mail: natasha72.03.24@mail.ru

+ -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.