Научная статья на тему 'ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИИ'

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
42
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИИ»

В 1929 г. был издан сборник «Методология разработки норм лечебной помощи городскому населению» под редакцией А. И. Мискинова В нем была напечатана статья П. И. Куркина «Характеристика статистического материала по выработке норм медицинской помощи населению», где на 14 стр. говорится: «В программу работы поставлено разъяснение еще одного статистического вопроса, именно о численности болевших лиц из состава городского населения исследуемых категорий и местностей. Имелось в виду подойти к учетам индивидуальной заболеваемости, к определению того, какая часть исследуемого населения поражается болезнью вообще и как велика та часть, которая остается в течение года здоровой; как это явление проходит по разным группам населения... Вопрос этот, как известно, до сих пор еще не имеет сколько-нибудь ясного освещения, между тем как ему нельзя отказать в существенном значении при изучении элементов болезненности населения».

Небезинтересно отметить, что авторы и других статей, помещенных в данном сборнике, повидимому, под влиянием взглядов П. И. Куркина, также упоминают о подобных методах.

Таким образом, в течение 30 лет — с 1899 по 1929 г. П. И. Куркин развивал и пропагандировал идеи изучения индивидуальной заболеваемости, контингентов больных, сочетаний кратности и повторяемости болезней. В настоящее время, когда советская медицинская статистика от косвенных методов изучения заболеваемости по данным первичных обращений переходит к прямым методам изучения заболеваемости, к сочетан-ному учету диспансерных данных и материалов обращаемости, к измерению частоты «безболезненности», к статистике здоровья в полном смысле этого слова, следует напомнить, что П. И. Куркин был неутомимым пропагандистом этих методов.

Поступила 25/1 1955 г.

■й- * -й-

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ школьников В НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИИ

Старший научный сотрудник Б. Янев Из Института школьной гигиены и физического воспитания Болгарской академии наук

В Народной Республике Болгарии имеется большое количество учащихся. В общеобразовательных школах страны в 1951 —1952 гг. училось около миллиона детей. В 1952 г. обучением было охвачено 99,3% детей в городах и 98% — в селах. Все дети получают семилетнее образование

Особенно быстро развивалось после 9 сентября 1944 г. дошкольное воспитание. Если в 1939 г. имелось 790 учреждений для дошкольного воспитания, которые посещали 35 437 детей, то в 1953 г. число их достигло 5 919, а число детей, посещающих их, увеличилось на 264 892.

Значительно увеличилось количество учащихся в различных ремесленных училищах и школах фабрично-заводского обучения.

Директивы VI съезда БКП по второму пятилетнему плану развития Народней Республики Болгарии на 1953—-1957 гг. предусматривают увеличение общего количества учащихся начальных и средних общеобразовательных школ к концу пятилетки не меньше чем на 18% по сравнению с 1952 г. В средних общеобразовательных школах число учащихся возрастет на 30%.

Охрана здоровья детей и подростков в Болгарии, как и здравоохранение народа, обеспечивается рядом государственных актов и прежд 1 всего конституцией.

На основе конституции издан ряд указов, постановлений Совета Министров, приказов Министерства здравоохранения и народных Советов депутатов трудящихся.

Один из главных документов — это указ о бесплатной медицинской помощи. «В Народной Республике Болгарии медицинская бесплатная помощь оказывается всем гражданам», — говорится в этом указе. Это касается всех осмотров, исследований, операций и манипуляций, совершаемых с диагностической, лечебной и профилактической целью, а также от-носится к лечению во всех стационарах страны, ко всем профилактическим осмотрам, прививкам и всем видам профилактических мероприятий, которые выполняются по указанию санитарных органов.

Бесплатная медицинская помощь для всех граждан Болгарии, для детей и подростков — это великое достижение народного строя, о котором не могут мечтать в капиталистических странах, где царит жесточайшая эксплуатация трудящихся масс, которая приводит к вырождению молодого поколения.

Охраной здоровья учащихся в Болгарии до 1950 г. руководил отдел школьной гигиены Министерства здравоохранения, который входил в состав санитарно-противоэпидемического управления.

После реорганизации министерства, проведенной в 1950 г. и в последующие несколько лет, согласно положению о задачах и структуре Министерства здравоохранения и его местных органов, охраной здоровья учащихся, как и всех детей и подростков, руководят санигарно-противоэпи-демкческое управление, управление охраны материнства и детства и лечебно-профилактическое управление. Санитарно-противоэпидемические мероприятия в школах организуются, согласно указу о государственной санитарной инспекции и о правах санитарно-противоэпидемической службы. Государственная санитарная инспекция обеспечивает предупредительный санитарный надзор за строительством детских учреждений в стране. Санитарно-противоэпидемическое управление через санитарный отдел и сектор школьной санитарии разрабатывает и осуществляет сани-тарно-профилактические мероприятия в школе. Оно обеспечивает предупредительный надзор за проектированием, строительством и реконструкцией детских учреждений окружного и местного подчинения.

Управление охраны материнства и детства организует и проводит мероприятия по санитарно-просветительной пропаганде, по лечебной и профилактической помощи детям и подросткам. Оно обеспечивает контроль за медицинским обслуживанием детей в школах, детских домах,, детских садах, лагерях, климатических школах и т. д.

Лечебно-профилактическое управление организует и руководит общей и специальной лечебно-профилактической помощью населению. Оно ведет медицинский надзор за физической культурой и спортом. Школьные врачи и врачи, обслуживающие детские сады, входят в состав объединенных больниц.

Более непосредственное руководство охраной здоровья детей и подростков осуществляют окружные и особенно околийские отделы здравоохранения при народных Советах депутатов трудящихся.

Охрану здоровья учащихся организуют преимущественно три основных сектора здравотделов — санитарно-противоэпидемический, лечебно-профилактический и охраны материнства и детства.

Санитарно-противоэпидемический сектор руководит санитарно-про-тивоэпидемическими станциями — окружной, околийской, городской и районной.

Санитарно-эпидемиологическая станция разрабатывает и проводит все необходимые санитарные и противоэпидемические мероприятия на обслуживаемой территории. Она руководит широким активом хозяйственных, профсоюзных и общественных организаций и самодеятельностью трудящихся.

Санитарно-противоэпидемические мероприятия в детских учебно-воспитательных учреждениях проводятся под руководством врача школьной санитарии санитарно-эпидемиологической станции.

Врач школьной санитарии обеспечивает практическое применение принципов школьной гигиены в отношении:

а) планирования строительства детских учебно-воспитательных учреждений, детских садов, детских домов, школ, а также зданий для внешкольной деятельности учеников;

б) санитарного состояния детских и подростковых учреждений;

в) снабжения учебно-воспитательных учреждений партами, обеспечивающими правильное положение тела во время занятий;

г) режима дня и гигиены учебно-воспитательной работы, личной гигиены учащихся, укрепления гигиенических навыков;

д) проведения санитарных и противоэпидемических мероприятий в детских учреждениях и организации детского питания и летних лагерей для учащихся.

Лечебно-профилактический сектор руководит диспансеризацией учеников ремесленных училищ и школ ФЗО.

Сектор охраны материнства и детства организует лечебно-профилактическую помощь детям и подросткам и контролирует медицинское обслуживание учащихся и детей в детских домах, детских садах и пионерских лагерях.

Медицинское обслуживание (лечебно-профилактическое и санитарно-противрэпидемическое) учащихся всех видов школ и полудневных детских садов обеспечивается специальным медицинским персоналом — врачом, медицинской сестрой или фельдшером.

Этот персонал входит в состав детского отделения объединенной больницы или в состав детского кабинета необъединенной поликлиники или прямо подчинен заведующему. Там, где нет детского отделения или детского кабинета, персонал подчинен непосредственно главному врачу больницы или поликлиники.

Школьный врач обслуживает 1 300 учащихся общеобразовательной школы или 800 специальной школы (ремесленные, школы ФЗО и Др.)-В значительной части школ имеются врачи и медицинские сестры. Непосредственное организационное и методическое руководство медицинским персоналом в школе осуществляется главным врачом объединенной больницы.

Методическое руководство лечебно-профилактической помощью осуществляет окружной, околийский, городской, районный педиатр через главного врача больницы или поликлиники.

Санитарный надзор и противоэпидемическую работу ведет врач школьной санитарии соответствующей санитарно-эпидемиологической станции (окружной, околийской, городской, районной) через главного врача больницы или поликлиники. Основной задачей школьного врача и всего медицинского персонала, обслуживающего учащихся, является организация и осуществление комплексных лечебно-профилактических и са-нитарно-противоэпидемических мероприятий, обеспечивающих здоровье, физическое развитие, правильное обучение и коммунистическое воспитание детей и подростков.

Для осуществления этих основных задач медицинский персонал, обслуживающий учеников, проводит плановую работу в нескольких основных направлениях.

Школьный врач совместно« другим персоналом обеспечивает лечебно-профилактическую помощь. Он оказывает в кабинете школы неотложную медицинскую помощь, проводит медицинский осмотр всех учеников не менее одного раза в год — обычно в первой половине года. Учащихся ремесленных школ и техникумов осматривают 2 раза в году, а детей в детских садах — 3 раза.

Врач вместе с медицинской сестрой и преподавателем физкультуры проводит антропометрические измерения учащихся два раза в год — в начале учебного года (в первой половине сентября) и в конце его (в первой половине мая).

Школьный врач ведет учет и проводит систематическое диспансерное наблюдение над ослабленными детьми, больными ревматизмом, детьми с туберкулезной интоксикацией, с сердечными пороками, с дефектами двигательного аппарата, слуха, зрения и речи. Вместе с соответствующими специалистами и администрацией школы он разрабатывает мероприятия, которые необходимо проводить для этих детей.

Он организует также и массовые лечебно-профилактические мероприятия —• дегельминтизацию, санацию носоглотки и др.

Школьный врач участвует в подготовке и проведении летних оздоровительных мероприятий.

Школьный врач информирует 2 раза в год педагогический совет о состоянии физического развития и заболеваемости учеников. Эти данные, обобщенные по районам, городам и околиям, обсуждаются на августовских и январских совещаниях учителей.

Школьный врач вместе с другим медицинским персоналом и при содействии преподавателей проводит периодические профилактические осмотры учащихся, особенно после каждых каникул или другого более длительного перерыва учебных занятий. В этой широкой профилактической работе, особенно после летних каникул, участвуют все медицинские работники. Практически ни один учащийся в стране не приходит в школу в новом учебном году без профилактического медицинского осмотра.

Школьный медицинский персонал проводит необходимые профилактические и противоэпидемические мероприятия: сигнализирует о появлении заразных болезней, ведет наблюдения за заболевшими и контактными, проводит дезинфекцию, профилактические прививки и т. д. Кроме уже вошедших в практику профилактических прививок, в последние 2—3 года проводятся массовые прививки против туберкулеза. Все это вместе с широким применением рентгенодиагностики и лечебно-профилактических мероприятий содействует значительному снижению заболеваемости туберкулезом среди учащихся.

Школьный врач разрабатывает вместе с учителями комплексный план оздоровления школы. Эти ежегодные планы, выполнение которых обеспечивается и усилиями учителей, значительно помогают улучшению санитарного состояния школ. В некоторых районах страны возникло движение за повышение уровня санитарной культуры учебно-воспитательных учреждений. В этих районах получены очень хорошие результаты повышения санитарной культуры в учебно-воспитательных учреждениях.

Вопросы гигиены учебно-воспитательной работы и режима дня учеников еще недостаточно разрабатываются. В связи с большой нагрузкой учащихся в начале 1954 г. была проведена дискуссия в газете «Труд», в которой участвовали педагоги и деятели в области школьной гигиены.

Разрабатывается новый учебный план и готовятся новые учебные программы для уменьшения нагрузки, облегчения труда учащихся и повышения их успеваемости.

Школьный врач организует и контролирует работу учительских гигиенических комиссий и санитарных постов учеников, проводит курсы БГСО и ГСО. Он оказывает помощь учителям по санитарным и гигиеническим вопросам.

Школьный врач систематически заботится о расширении санитарно-гигиенического кругозора педагогов, читая лекции, в которых особое внимание уделяет анатомо-физиологическим особенностям развития детей, вопросам гигиены в учебной и воспитательной работе, школьной обстановки и оборудования, борьбы с заразными и другими заболеваниями.

Такие лекции проводятся уже более 5 лет и для технического персонала школы.

Охрану здоровья учеников невозможно осуществлять только силами школьных врачей. В ней должен активно участвовать весь персонал школ и особенно учителя.

Болгарские педагоги получают до известной степени знания по вопросам гигиены и здравоохранения в педагогических школах, институтах,, готовящих учителей.

В программе обучения воспитателей детских садов отводится 54 часа занятиям по гигиене, где главным образом обращается внимание на основные вопросы в связи с особенностями детского возраста.

При подготовке учителей для общеобразовательной школы занятиям по гигиене отводится 17 часов, на которых, хотя и в сжатой форме, даются основные знания по школьной гигиене.

Школьный врач принимает участие в руководстве организацией Красного Креста в школе. Он участвует в разработке плана и проведении-мероприятий среди родителей, привлекает их к проведению оздоровительных мероприятий в школе.

Очень разнообразна и ответственна работа школьного врача и вообще врача детских учреждений. Она требует высокого уровня квалификации этих врачей.

В 1949 и 1950 гг. были проведены две национальные конференции для школьных врачей страны. Первая была посвящена важнейшим вопросам школьной гигиены, а вторая — специально вопросам медицинского надзора за физическим воспитанием.

В 1951 г., когда был открыт институт для специализации и усовершенствования врачей, началось проведение сначала одномесячных, а после и трехмесячных курсов для усовершенствования школьных врачей. Проведены были также и два одномесячных курса специально по вопросам физического воспитания учеников.

Курсы специализации и усовершенствования были проведены и для врачей, руководящих школьным здравоохранением в округах и околиях.

В 1952 г. в системе Болгарской академии наук был создан Институт физического воспитания и школьной гигиены с тремя основными секторами: физического воспитания с физиологической лабораторией, школьной гигиены с санитарно-гигиенической лабораторией и психолого-педагогического сектора.

Этот институт организован на базе Центрального медико-педагогического института Министерства народного просвещения.

В дальнейшем в нем будут открыты и другие лаборатории: исследовательская мастерская для физкультурного и гигенического оборудования учебно-воспитательных учреждений, лаборатория возрастной физиологии и морфологии и специально физиологии коры головного мозга и др.

В Институте школьной гигиены и физического воспитания разрабатываются вопросы организации и методов физического воспитания и особенно физиологических и гигиенических условий физического воспитания учащихся, вопросы школьной гигиены и прежде всего гигиенической и учебно-воспи-тательной работы, режима дня ученика, гигиенической обстановки и оборудования учебно-воспитательных учреждений; вопросы возрастной морфологии, физиологии и психологии и особенно высшей нервной деятельности; ведется изучение особенностей некоторых более распространенных заболеваний среди учащихся и их влияния на развитие, здоровье и успеваемость учащихся.

В 1955 г. в Институте разрабатывается ряд тем по режиму дня, закаливанию детей дошкольного возраста, организации гимнастики в школе, особенностям сердечно-сосудистой системы и др.

В отделении школьной гигиены Санитарно-гигиенического института Министерства народного здравоохранения разрабатываются главным образом вопросы нагрузки учащихся и их реакции в связи с этим.

Ведутся комплексные исследования по проблеме раннего обучения учащихся основным видам спорта и изучается общий план занятий физкультурой детей и подростков. Эти наблюдения должны дать необходимые материалы для разработки новых программ по физическому воспитанию детей в школах. Они должны помочь также изучению особенностей детей и подростков и улучшению их здоровья.

Благодаря изучению и применению опыта советского здравоохранения в последние несколько лет у нас достигнут ряд успехов в охране здоровья школьников.

Эти успехи вместе с улучшением материального положения трудящихся вследствие заботы партии и правительства о благе народа привели к значительному улучшению основных показателей здоровья детей и подростков.

Значительно уменьшилось распространение различных заболеваний среди учащихся и прежде всего туберкулеза. По данным Института физического воспитания и школьной гигиены Болгарской академии наук, заболеваемость туберкулезом среди учащихся Софии снизилась в 4 раза по сравнению с заболеваемостью в 1943 г.

Поступила 19/1V 1955 г.

-й- -й- -й-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.