Научная статья на тему 'ОПЫТ РАБОТЫ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА СВЕРДЛОВСКА ПО САНИТАРНОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ В ШКОЛАХ'

ОПЫТ РАБОТЫ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА СВЕРДЛОВСКА ПО САНИТАРНОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ В ШКОЛАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РАБОТЫ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА СВЕРДЛОВСКА ПО САНИТАРНОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ В ШКОЛАХ»

Все учетные формы, разработочные таблицы и формы отчетов должны быть унифицированы и отпечатаны типографским путем.

Систематическое всестороннее изучение заболеваемости медико-санитарными частями не только поможет им в оперативной работе по снижению заболеваемости, но и позволит накопить богатейший материал, который институты смогут сопоставить, обобщить, проанализировать и дать ответ на многие вопросы, еще до сих пор окончательно не решенные, в частности, о связи ряда заболеваний с условиями труда, с производственной обстановкой и технологическим процессом. Это обеспечит лальнейшее снижение заболеваемости.

Поступила 13/1У 1954 г.

-А- -¿г -й-

ОПЫТ РАБОТЫ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА СВЕРДЛОВСКА ПО САНИТАРНОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ В ШКОЛАХ

Санитарный врач С. М. Амстиславская

В нашем районе санитарно-просветительной работой в школах руководит санитарный врач по школьной гигиене районной санитарно-эпидемиологической станции.

Общее руководство ею осуществляет городской дом санитарного просвещения и главный врач санитарно-эпидемиологической станции по согласованию с районным отделом народного образования.

Содержание гигиенического материала и методика его преподавания в школах раньше не контролировались школьными врачами и врачом санитарно-эпидемиологической станции.

В 1946 г. мы решили поставить опыт работы по гигиеническому воспитанию учащихся в школе № 68 нашего района. Заведующий учебной частью начальной школы и врач школы охотно проводили в жизнь все рекомендованные им мероприятия. На примере работы с первым классом было показано, чего можно достигнуть при правильной постановке гигиенического воспитания. Кроме учащихся, в работу были вовлечены родители. На открытом уроке по уходу за телом присутствовали матери школьников и активно помогали учащимся усваивать гигиенические навыки. Этот урок показал педагогам начальных классов других школ, как можно интересно провести занятия по теме «Тело человека и уход за ним» и какую пользу могут принести эти уроки.

Проводилась также большая внеклассная санитарно-просветительная работа с учащимися и их родителями. На конференции родителей, посвященной вопросу режима дня, был продемонстрирован уголок школьника в семье и показаны основные моменты режима. В результате проведенных санитарно-просветительных мероприятий класс стал показательным по личной гигиене учащихся и санитарному состоянию помещения. Все учащиеся проводили утреннюю гимнастику и обтирание тела.

На конференции учителей санитарный врач района рассказал о работе, проведенной учителями школы № 68, которая была одобрена городским домом санитарного просвещения.

Начиная с 1947/48 учебного года, аналогичная работа была развернута в 5 школах, а с 1948^49 учебного года в районе уже не было школы, где бы гигиенический материал, включенный в программу естествознания, в курс биологии и анатомии, не проходили в полном объеме. Качество преподавания по гигиеническому материалу контролировали школь-

но-саннтарный врач санитарно-эпидемиологической станции и школьные врачи, посещая уроки и обсуждая их. По протоколам методических совещаний можно судить о том большом росте гигиенических знаний, которые приобрели учителя за последние годы.

Основным руководством по изучению темы «Тело человека и уход за ним» является пособие для учителей, составленное И. И. Мильманом. Пользуясь этим пособием, мы воспитывали не только учащихся, но и педагогов. Первая часть книги «Физиологическое учение И. П. Павлова и его значение для работы по гигиеническому воспитанию и обучению учащихся» была подробно обсуждена на методических совещаниях в школах.

На семинарах, секциях, конференциях учителей изучалось физиологическое учение И. П. Павлова. В начале каждого учебного года санитарный врач санитарно-эпидемиологической станции вместе с заведующим школьным сектором детского объединения составлял комплексный план всех профилактических мероприятий в школе. Существенной частью плана являлся раздел санитарного просвещения. В него включали работу врачей и среднего медицинского персонала с учителями, преподавание вопросов охраны здоровья, работу с санитарным активом школ, внеклассную санитарно-просветительную работу и работу с родителями учащихся и с обслуживающим персоналом школ.

План этот согласовывали с районным отделом народного образования, который направлял его директорам школ, а санитарно-эпидемиологическая станция рассылала его врачам, обслуживающим школы. В школах этот план использовали с учетом особенностей учебной работы, в него вносили изменения, специфические для данной школы. План профилактических и санитарно-просветительных мероприятий утверждали на педагогическом совете школы, а затем обсуждали на методических секциях начальных классов. В течение учебного года санитарный врач санитарно-эпидемиологической станции контролировал выполнение плана, посещая школы, участвуя в заседаниях методических секций и присутствуя на уроках по охране здоровья. Один раз в учебную четверть подводили итоги санитарно-просветительных мероприятий на заседаниях педагогического совета и на совещании медицинских работников школ. Из года в год улучшалась санитарно-просветительная работа в школах района.

Вот некоторые цифровые данные. В 1948/49 учебном году в начальных классах школ района было проведено 296 урокоз по охране здоровья, а в 1953/54 учебном году — 695 уроков. Диктантов на медицинские темы в 1948/49 учебном году было написано учащимися 53, а в 1953/54 учебном году — 297 с охватом 6 465 учащихся.

За последние 2 года большое внимание уделялось вопросу режима дня школьника. Нам удалось привлечь внимание учителей и дирекции школ к тому, что правильная организация режима дня способствует нормальному физическому развитию, успешной учебе и укреплению здоровья учащихся. Во всех школах района в начале учебного года на родительских лекториях,' на общих собраниях учащихся и на пионерских сборах читали лекции и беседы о значении режима дня, рекомендовали примерный режим. Мы изучали режим дня многих школьников анкетным путем и на примерах учащихся, хорошо выполняющих режим, показывали влияние его на достижения в учебе.

В школе № 103 организации режима дня уделяют исключительно большое внимание. В этой школе применяют новые формы работы с родителями. После открытых уроков по режиму дня, проведенных педагогами, на методических совещаниях была высказана мысль провести такие же уроки на конференциях родителей-активистов. На родительских конференциях, посвященных режиму дня школьника, проводили урок по режиму дня с показом его основных моментов: утренней зарядки, умывания и обтирания тела. На конференции демонстрировали уголок учаше-

гося в семье со всеми предметами его личного обихода, а также правильную посадку школьника во время приготовления уроков.

Конференции начинали вступительным словом врача о значении правильной организации режима дня, затем проводили урок. После урока директор школы призывал родителей активно контролировать выполнение режима дня. В результате проведенных уроков и родительских конференций значительно усилилось внимание учащихся и родителей к вопросам соблюдения режима. Выступления родителей на конференциях и проверка выполнения учащимися режима на дому потвердили это.

В школе проводится большая работа по организации санитарной самодеятельности учащихся.

В помощь учащимся и учителям был привлечен родительский актив, Из родителей-активистов была создана санитарная комиссия. Члены ее посещали учащихся на дому, проверяли санитарное содержание помещений и выполнение режима дня.

В конце учебного года учителя подвели итоги работы, проделанной по внедрению режима дня. При этом выяснилось, что 53%> учащихся выполняли режим дня, а остальные 47% игнорировали отдельные моменты режима, не делали утренней зарядки, не завтракали перед уходом в школу, поздно засиживались за приготовлением уроков. Работники школы решили в 1954/55 учебном году добиться, чтобы режим дня выполняли все учащиеся.

Большие задачи, стоящие перед советской школой в деле обучения детей, могут быть успешно решены только при совместной работе школы и семьи. Поэтому, наряду с воспитанием детей, много внимания уделялось работе с родителями. Их привлекали к непосредственному участию в работе школы. В течение ряда лет читались лекции в родительских лекториях и на конференциях. Недостатком такой формы просвещения являлось то, что тематика лекции была случайна, сами лекции имели теоретический характер и восприятие их родителями было пассивным. Проанализировав работу с родителями за несколько лет, педагогичеокий коллектив школы № 22 пришел к выводу, что формы работы с родителями надо изменить. Во-первых, содержание ее должно носить более целеустремленный характер, во-вторых, она должна активизировать деятельность родителей, превратив их из пассивных слушателей в участников этой работы, в-третьих, она должна способствовать сплочению родительского коллектива и приближению его к ученическому, педагогическому и медицинскому коллективу школы. Исходя из этого, школа № 22 с 1950/51 учебного года перешла на новую форму работы с родителями — на работу с книгой.

Удачно объединенная педагогическая и санитарная пропаганда дала свои положительные результаты. В 1951/52 учебном году работа с родителями велась по изучению произведения А. С. Макаренко «Книга для родителей».

В книге на примерах семьи Кетовых и Коробовых А. С. Макаренко показывает, к чему приводит неправильное воспитание детей. На последнем семинарском занятии родителям были предложены вопросы, над которыми следовало подумать для обобщения содержания «Книги для родителей».

Были намечены такие вопросы: 1) значение режима в воспитании детей в семье; 2) воспитание в семье трудовых навыков; 3) роль личного примера в воспитании детей.

Такая форма работы оказалась интересной для всех и доступной даже для мало подготовленных родителей. Язык книги А. С. Макаренко живой, меткий, образы людей даны выпукло, черты их характера и поведения подмечены тонко. Благодаря этому слушатели имели дело не с отвлеченными теоретическими рассуждениями, а с конкретными примерами, взя-

тыми из самой жизни. Работа семинара была закончена родительской конференцией, на которой присутствовало 250 человек. После доклада проводилось обсуждение книги. Выступления были ценными и содержательными, они показали, что родители правильно понимают основные принципы воспитания детей.

" Конференция показала, что многие родители пересмотрели свое собственное отношение к детям.

В 1953/54 учебном году в этой школе был проведен цикл лекций для родителей. Составление конспекта лекции возлагалось на одного из преподавателей. Подготовленную лекцию заслушивали и обсуждали на педагогическом совете школы, затем классные руководители подбирали примеры из жизни своего класса и читали лекции на классных собраниях родителей. После лекций проводилось их обсуждение.

Для родителей учащихся были прочитаны лекции «Семейный уклад и формирование характера детей» и «Воспитание в семье коллективизма, трудолюбия и воли». В этих лекциях также уделялось большое внимание вопросам правильной организации распорядка дня школьника и умения работать над собой.

Работа была завершена общей школьной родительской конференцией, на которой был заслушан доклад, обобщающий работу школы с родителями. После доклада родители делились своим опытом воспитания детей, привития у них санитарно-гигиенических навыков и умения правильно организовать свой день. Педагоги школ читали лекции «О единстве требований в семье и школе» в цехах заводов и делали доклады на открытых партийных собраниях. Одним из основных разделов этой лекции был раздел об организации режима дня школьника. К таким собраниям велась подготовка, члены партии проверяли в школах успеваемость учащихся, а на дому — выполнение режима дня и состояние санитарно-гигиенических условий жизни учащихся.

Большая санитарно-просветительная и воспитательная работа с учащимися и их родителями проводилась также и в других школах.

Всю внеклассную просветительную работу мы увязывали с проведением профилактических мероприятий — дегельминтизацией, санацией слизистых, флюорографией, профилактическими прививками. Во всех контактных по инфекционным заболеваниям классах проводили беседы и писали диктанты о профилактике данного заболевания. В школах выпущено 34 санитарных бюллетеня, посвященных вопросам физического воспитания, режиму дня, профилактике детских инфекционных заболеваний. В школах № 68, 77 изготовлены световые выставки. Большую работу с учителями района проводит районный методический кабинет отдела народного образования. В нем собраны все конспекты открытых уроков пэ охране здоровья, санитарно-просветительная литература и наглядные пособия, изготовленные школами и присланные Центральным институтом санитарного просвещения. Заведующая этим кабинетом присутствовала на открытых уроках и помогала методически правильно их организовывать.

Необходимо отметить, что в работе санитарно-эпидемиологической станции по санитарному просвещению в школе имеется еще много недостатков. Санитарно-эпидемиологическая станция будет углублять работу по санитарному просвещению и совершенствовать ее методы и формы.

Поступила 2/УТП 1954 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.