16
ЗНиСО ИЮЛЬ №7 (256)
(/66,67 ± 4,10/ % по сравнению с /42,86 ± 4,68/ %, р < 0,001), свидетельствует о воздействии на адаптационные процессы организма и других факторов, таких как растущие учебные нагрузки, возрастная перестройка организма школьников. Так, школьники с напряжением адаптации составили значительную часть старших школьников в отличие от младших (/35,71 ± 4,53/ % и с /22,73 ± 3,65/ % соответственно, р < 0,01).
Заключение. Таким образом, только половина школьников г. Уфы имеет удовлетворительную адаптацию. Выявлены различия степени адаптации в зависимости от физической активности и возраста школьников. Среди младших школьников было наибольшим по сравнению с другими возрастными группами число детей с удовлетворительной адаптацией, а наименьшим — доля с неудовлетворительной адаптацией и срывом адаптации. Доля школьников с удовлетворительной адаптацией оказалась достоверно выше среди детей и подростков, занимающихся спортом.
ЛИТЕРАТУРА g
Баевский Р.М. и др. Оценка адаптационных возможностей j—^ организма и риск развития заболеваний / Р.М. Баевский,
А.П. Берсенева. М., 1997. g
Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Фе- Vj
дерации //Педиатрия. 2012. Т. 91. № 3. С. 9—14. О Кучма В.Р. Методология и методика оценки здоровьесбе-регающей деятельности общеобразовательных учреждений.
Кучма В.Р. и др. Санитарно-эпидемиологическое благо- |—^ получие детей и подростков в современных условиях:
проблемы и пути решения / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева ^^
//Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 8 (233). ***
Сухинин М.В. Состояние здоровья детского населения мегаполиса в современных условиях //Здоровье населения и — среда обитания. 2013. № 5 (242). С. 23—25. 1—
Контактная информация:
Поварго Елена Анатольевна, тел.: 8 (917) 400-37-46, E-mail: [email protected]
Contact information: Povargo Elena, phone: 8 (917) 400-37-46, e-mail: [email protected]
УДК 613.95:371.7:001.1
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УКРАИНЕ
В.П. Стельмаховская, В.И. Берзинь Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова, г. Киев, Украина Национальный медицинский университет имени А.А. Богомольца, г. Киев, Украина
Рассмотрено развитие гигиенического воспитания детей и подростков как важной составляющей профилактической работы по гигиене детей и подростков в Украине. Показаны основные вопросы, которые решались гигиенистами детства при проведении научных исследований и практической деятельности по гигиеническому воспитанию и формированию здорового образа жизни.
Ключевые слова: гигиеническое воспитание, дети и подростки, направления профилактической работы.
V.P. Stelmakchovskay, W.I. Berzin □ MEDICAL AND SOCIAL ASPECTS OF THE PROBLEM-CREATING A HEALTHY LIFESTYLE CHILDREN □ National Pedagogical University of M. P. Dragomanov, Kiev, Ukraine; National Medical University, Kiev, Ukraine
In this article the development of the hygienic education of children and adolescents as one of the most important aspects of preventive work on hygiene of children and adolescents in Ukraine is presented. It is shown the main issues, which were discussed in scientific research and practical activity on hygienic education.
Key words: hygienic education, children and adolescents, health state.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков приобретает особую актуальность в современных условиях реформирования системы образования, роста информационной нагрузки, внедрения новых педагогических технологий [12]. Среди важных задач гигиенической науки и практики по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в современных условиях рассматривается проблема совершенствования их гигиенического воспитания [5, 7].
Материалы и методы исследования. Проведен анализ развития гигиенического воспитания детей и подростков как важной составляющей про-
филактической работы по гигиене детей и подростков в Украине.
Результаты и обсуждение. Вопросам гигиенического воспитания школьников уделялось внимание еще в период становления школьной гигиены как составляющей гигиены в конце XIX — начале ХХ вв. На это обращали внимание как известные гигиенисты, так и врачи земской медицины [1, 5]. Пироговским съездом в 90-х гг. XIX в., в работе которого принимали участие украинские гигиенисты, была создана комиссия по школьной гигиене и распространению гигиенических знаний [5]. Курс гигиены
ИЮЛЬ №7 (2П)
17
вводился в программу средних учебных заведена ний [2, 7, 10].
Известный украинский ученый Марзеев А.Н. обращал внимание на важность гигиенического о воспитания школьников и влияния на родите-= лей через гигиеническое воспитание детей. В 20-е годы начинает формироваться государственная система санитарного просвещения. Уже в 1919 г. при Народном Комиссариате здравоохранения ^ был создан подотдел санитарного просвещения и Э предусмотрено его взаимодействие со школьно-^е санитарным отделом [9]. Важная роль в сани-^ тарном просвещении отводилась гигиеническо-1— му воспитанию школьников, о чем свидетельствуют материалы Всеукраинского Совещания Санпросвещения работников (1926) [2].
В гигиеническом воспитании детей и подростков, которое формировалось в Украине как важное направление профилактической работы по сохранению их здоровья, основная роль отводилась медицинским работникам. Выделялась роль учителей, родителей, общественных организаций. Так, в «Инструкции о работе врача по школьной гигиене санитарно-эпидемиологических станций сельского и городских районов и городов, и не имеющих районного деления» (1952 г.) и «Инструкции о работе школьного врача» (1954 г.), которые были одними из первых после организации самостоятельных отделений школьной гигиены в санитарно-эпидемиологических станциях, важное значение придавалось вопросам гигиенического воспитания детей и подростков и взаимодействия по данному направлению профилактической работы.
Работа по гигиеническому воспитанию возлагалась как на медицинский персонал школ, так и на врачей по гигиене детей и подростков. Вопросы гигиенического воспитания школьников выделялись в отдельный раздел в санитарных правилах для школ. «Санитарные правила содержания общеобразовательных школ и учебных помещений школ-интернатов» (1962 г.) включали раздел «Привитие учащимся санитарно-гигиенических навыков». Действующие «Государственные санитарные правила и нормы по оборудованию, содержанию общеобразовательных учебных заведений и организации учебно-воспитательного процесса» (2001 г.) также содержат раздел «Санитарно-гигиеническое образование учащихся, формирование здорового образа жизни, самообслуживания», в которых выделены основные элементы системы гигиенического воспитания школьников и направления работы. В системе гигиенического воспитания, которая формировалась в Украине, разрабатывались различные направления влияния на формирование гигиенических знаний детей и подростков: непосредственно работа медицинских работников с учащимися, через формирование определенных гигиенических знаний у персонала учебно-воспитательных заведений, педагогов, через работу с родителями.
Одним из факторов, которые положительно повлияли на проведение этой работы, было введение преподавания школьной гигиены в высших педагогических учебных заведениях. В 20-х годах прошлого века открыта первая кафедра школьной гигиены в Национальном педагогическом университете, одной из задач которой стало формирование гигиенических знаний у педагогов различных специальностей на этапе профессиональной подготовки. В «Руководстве для школьных врачей и учителей» (1952 г.). в отдельном разделе «Гигиеническое воспитание школьников» указывалось, что школьный врач должен быть организатором гигиенического воспитания учащихся и выполнять работу, требующую специальных медицинских знаний (преподавание гигиены, консультации педагогов по проведению уроков по охране здоровья для детей младшего школьного возраста, проведение лекций и бесед и т. п.). К работе по гигиеническому воспитанию привлекались педагоги, классные руководители, преподаватели физкультуры, а также родители. Рассматривались различные формы гигиенического обучения школьников: преподавание гигиены (включение вопросов гигиены в курсы ботаники, зоологии, анатомии, физической подготовки), обучение санитарно-гигиеническим навыкам учащихся младших классов, организация санитарного актива школы, проведение диктантов, лекций, бесед, художественных чтений на санитарные темы, оформление школы санитарными выставками и т. д.
В научных работах гигиенистов вопросы гигиенического воспитания освещались в плане разработки профилактических мероприятий по различным направлениям гигиены детей и подростков [7, 8, 10], в конце 80-х — середине 90-х гг. была выполнена работа на базе Национального медицинского университета им. А.А. Богомольца и Волынского государственного университета, в которой гигиеническое воспитание рассматривалось как важная проблема гигиены детей и подростков, требующая разработки методологи -ческих подходов к моделированию содержания, форм и методик его проведения, направленных на повышение работоспособности и эффективности обучения, укрепления здоровья. Была сделана попытка научно обосновать систему гигиенического воспитания школьников [10].
Особенностью этой работы стало то, что значительное внимание было уделено содержанию гигиенического воспитания с позиции гигиены детей и подростков, при этом учитывался возраст детей, особенности влияния факторов условий среды и организации обучения на детей и подростков в учебно-воспитательных заведениях и готовность их в зависимости от возраста к самоуправляемой деятельности в процессе урока и во внеурочное время. Было предложено объединить при проведении гигиенического воспитания содержание и педагогические формы, что способ-
18
ЗНиСО ИЮЛЬ №7 (256)
ствовало бы обеспечению эффективности этого процесса. Разработанная модель гигиенического воспитания базировалась на проведении гигиенического воспитания в процессе ведущего типа деятельности школьников — при изучении предметов школьной программы. Разработаны методики гигиенического воспитания для использования на уроках родного и иностранных языков, математики, химии, физики, трудового обучения, биологии, а также методики массовых форм гигиенического воспитания для младших школьников во внеурочное время.
Предложенная модель процесса гигиенического воспитания школьников предусматривала также ориентацию на конечные результаты , контроль гигиенических знаний и навыков учащихся. Вопросам гигиенического воспитания, формированию навыков здорового образа жизни уделялось внимание и в последние десятилетия. На их решения были направлены методические рекомендации «Формирование у воспитанников школ-интернатов навыков здорового образа жизни и вступления в санитарно-просветительных знаний» (2000 г.), «Система активного формирования здоровья детей и подростков в условиях общеобразовательного учебного заведения» (2002 г.) [11].
Рассматривалось значение данных о состоянии здоровья коллектива и отдельного ученика как в оценке эффективности мер по гигиеническому воспитанию, так и формировании мотивации к повышению своего здоровьесберегающего потенциала и роли медицинского работника в гигиеническом воспитании, развитии навыков укрепления и сохранения здоровья с учетом данной позиции [5, 6].
Изменения в организации учебной работы, рост информационной нагрузки, особенно в учебно—воспитательных заведениях нового типа, требует углубления знаний по такой теме как организация внешкольной учебной деятельности в зависимости от возраста детей: условия, рациональные подходы к выполнению домашнего задания, которые должны учитывать современные научные разработки по этому вопросу. Возрастание роли физкультурно-оздоровительных мероприятий в сохранении и укреплении здоровья детей в современных условиях также требует увеличения внимания к этим вопросам в гигиеническом воспитании. Важное значение имеют такие аспекты, как организация физкультурно-оздоровительной работы в школе, так и использования ее элементов в досуге школьников (как во внешкольных учреждениях, так и самостоятельно — в режиме дня детей разного возраста).
Внедрение компьютерной техники в учебный процесс и внешкольную деятельность делает актуальным вопрос гигиенического воспитания безопасности работы с компьютерной техникой, в частности, продолжительности работы, ее организации, требований к рабочему месту [3]. Важное
значение в современных условиях приобретают ^^ вопросы, связанные с ресурсным обеспечением учебно-воспитательных заведений, оздоровлением детей и предупреждением неблагоприятного ^ воздействия факторов окружающей среды. Д
Растет внимание к вопросам здравоохранения = в области образования. В частности, с 90-х годов прошлого века — начале XXI в. в учебный процесс начали вводиться предметы, связанные с формированием здорового образа жизни, валеологиче- ^ ским образованием детей и подростков, особенно ЕЕ актуальным стал вопрос взаимосвязи валеологи-ческого образования и гигиенического воспита- ^ ния, в частности, такого его направления, как ги- 1— гиенического воспитания через учебную деятельность. О важности вопросов гигиенического воспитания и формирования здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в современных условиях свидетельствует внедрение международного опыта, присоединение Украины к международному проекту «Европейская сеть школ содействия здоровью» и развитие национальной сети таких школ, где значительное внимание уделяется формированию и укреплению мотивации к ведению здорового образа жизни, приобретению не только знаний, но и соответствующих навыков. Учет изменений, происходящих в организации учебно-воспитательной деятельности и ее обеспечении, сочетание международного опыта и опыта, который накоплен Украиной по решению вопросов гигиенического воспитания и проведения профилактической работы с целью сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, является актуальным для развития гигиенического воспитания, как одного из важных направлений профилактической работы в современных учебно-воспитательных заведениях. Выводы.
1. Гигиеническое воспитание детей и подростков сформировалось как важное направление профилактической работы в учебно-воспитательных заведениях, которому уделяется значительное внимание в современных условиях развития образования и здравоохранения детского населения.
2. Вопросы поиска путей повышения мотивации детей и подростков к усвоению гигиенических знаний и навыков, его информационного и методического обеспечения как в плане содержания, так и форм работы, подходов к оценке ее эффективности, роли медицинских работников, гигиенистов по обеспечению соответствия содержания возрастным особенностям детей, требуют координации этой работы на разных уровнях с педагогами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вороненко Ю.В. и др. Школьная гигиена в Украине во второй половине XIX — начале ХХ века / Ю.В. Вороненко, В.П. Стельмаховская //Общая патология и патологическая физиология. 2009. Т. 4. № 2. С. 98—102.
2. Всеукраинское Совещание Санпросветработников (12—15 мая 1926 г.) //Профилактическая медицина. 1926. № 6. С. 162—165.
ИЮЛЬ №7 (211)
19
g
g
Степанова М.И. и др. Гигиеническая регламентация занятий школьников за компьютером / М.И. Степанова, З.И. Сазанюк, Е.Д. Лапонова, И.П. Лашнева, Н.О. Березина //Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 8 (233). С. 25—27.
Поташнюк Г.С. и др. Гигиеническое воспитание учащихся средних и старших классов: Пособие для учителя / Г.С. Поташнюк, В.И. Берзинь [и др.]. М., 1993. 175 с. Вороненко Ю.В. и др. Вопросы школьной гигиены в материалах съездов земских врачей Украины (вторая половина IX — начало XX века ) / Ю.В. Вороненко, В.П. Стельма-ховская //Общая патология и патологическая физиология. 2011. Т. 6. № 2. С. 153—158.
Даниленко Т.Н. и др. Переход от клинических к санологи-ческим компетенциям как основа реформирования медицинского обеспечения школьников / Г.Н. Даниленко, Т.П. Сидоренко //Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения: Материалы ИИИ Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и Университетской медицине. М., 2012. С. 121—123. Поташнюк Г.С. Научное обоснование системы гигиенического воспитания школьников: Автореф. дис. ... докт. мед. наук: спец. 14.02.01 — гигиена, медицинские науки — науч. консультант проф. В.И. Берзинь. К., 1996. 31 с. Пособие для школьных врачей и учителей / Под ред. О.М. Марзеева, К., 1952. 284 с .
9. Поташнюк Р.З. и др. Методологические основы системы гигиенического воспитания школьников / Г.С. Поташнюк, В.И. Берзинь [и др.]. К., 1994. 167 с.
10. Уваров М.С. Гигиена: Систем. курс школьной гигиены для лиц, получающих среднее образование / М. Уваров. СПб., 1906. 194 с.
11. Стельмаховская В.П. и др. Медико-социальные и гигиенические проблемы оптимизации воспитания школьников— состояние проблемы и приоритетные направления) / В.П. Стельмаховская, А.М. Калиниченко //Восточноевропейский журнал общественного здоровья. 2011. № 1 (13). С. 227—229.
12. Кучма В.Р. и др. Научно-методические и организационные вопросы безопасного использования современных информационно-коммуникационных устройств в системе общего образования / В.Р. Кучма, М.И. Степанова, Л.М. Текшева //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 8 (245), С. 12—15.
Контактная информация:
Стельмаховская Валентина Петровна, тел.: +3 (806) 772-960-22, е-mail: [email protected]
Contact information:
Stelmakchovskay Valentina, рЬопе: +3 (806) 772-960-22, е-mail: [email protected]
УДК 616.003.96:616.15.07
ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ ОРГАНИЗМА И ЕГО НЕСПЕЦИФИЧЕСКИХ АДАПТАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ ПРИ ДЕСИНХРОЗЕ
Р.С. Рахманов1, Д. С. Шумских2 'Федеральное бюджетное учреждение науки «Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, г. Н. Новгород 2Филиал Московского пограничного института ФСБ России, п.г.т. Оболенск
При адаптации к условиям обучения в организованном коллективе в средней полосе России по данным морфофункционального состояния, у половины подростков и юношей выявлены донозологические сдвиги организма. По данным процентного содержания лимфоцитов в крови, только для четверти обследованных эти условия оказывали незначительное влияние. Наиболее выраженные негативные сдвиги в состоянии здоровья были определены на второй месяц пребывания в организованном коллективе. О происходящем процессе «активной» адаптации организма свидетельствовали показатели повышения доли лиц с состоянием общих неспецифических адаптационных реакций, оцениваемых как «повышенная активация», и снижение доли лиц с состоянием функционального напряжения организма.
Ключевые слова: организованный коллектив; адаптационные реакции; функциональные резервы.
R.S. Rakhmanov, D.S. Shumskikh □ EVALUATION OF FUNCTIONAL RESERVES OF HUMAN BODY AND ITS NONSPECIFIC ADAPTIVE RESPONSES DURING DESYNCHRONIZATION □ Federal Budget scientific institution «Nizhny Novgorod research institute for hygiene and occupational pathology», Federal service for inspectorate in sphere of consumer rights and human well-being, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod; Branch of the institute of the Federal Border Service, Federal security service of Russia, Obolensk
According to morpho-functional status, prenosological changes in a half of adolescents and youths were revealed during adaptation to educational conditions in an organized collective in central part of Russia. In accordance with percent of lymphocytes in blood, these conditions exerted insignificant influence upon a quarter of examined persons only. The most pronounced negative changes of health status were found at second month of stay in an organized collective. The increase of portion of persons with common nonspecific adaptive responses estimated as «higher activation» and the decrease of portion of persons with functional strain of human body provided evidence about process of«active» adaptation. Key words: organized collective, adaptive responses, functional reserves
Основной методологической базисной платформой в оценке влияния факторов окружающей среды на здоровье человека служит современ-
ная медицинская доктрина, цель которой — сохранение и восстановление здоровья отдельного индивидуума и населения в целом. Объект ис-