Обучение лаборантов для этих лабораторий производилось в областной санитарно-эпидемиологической станции. С конца 1953 г. до середины 1954 г. были подготовлены 8 лаборантов для промышленных предприятий. Срок обучения колебался от 2 недель до 2 месяцев.
В программу практикума входило освоение методов анализа окиси углерода, сернистого газа, пыли, для некоторых заводов — паров ртути, мышьяка, растворителей и некоторых других соединений, а также знакомство с контролем работы вентиляционных установок. Помимо знакомства с методиками, лаборанты проходили курс гигиены труда в объеме руководства для средних медицинских работников. При проведении занятий учитывалась специфика производства (литейное, стекольное, текстильное и др.).
К середине 1954 г. были уже организованы и приступили к работе лаборатории на 4 предприятиях. На других же 4 заводах они находятся в стадии организации. Организованные на предприятиях лаботоратории согласовали конкретный план своей работы с городской станцией. Там же получили формы учета анализов и ведения лабораторных книг.
Эффективность работы вновь организованных заводских лабораторий видна хотя бы из таких примеров: на одном заводе производилось переоборудование и реконструкция цеха, работающего с открытой ртутью. Заводская лаборатория смогла провести работу с нашей консультацией по определению содержания ртути в штукатурке и в полу во время ремонта. На заводе «Рязсельмаш» заводской лабораторией ведутся углубленные лабораторные обследования цехов на содержание в воздухе окиси углерода, сернистого газа, пыли и пр. На двух троллейбусных подстанциях проводятся систематические два раза в месяц анализы воздушной среды на присутствие паров ртути.
Выводы
1. Организация санитарных химических лабораторий на ведущих предприятиях позволяет улучшить контроль за состоянием загрязнения воздушной среды цехов и проводить его по плану и многократно, что дает возможность промышленно-санитарному врачу и администрации завода более обоснованно разрабатывать соответствующие оздоровительные мероприятия.
2. Организация таких лабораторий на ведущих предприятиях дает возможность промышленно-санитарному отделению санитарно-эпидемиологической станции уделять больше внимания предприятиям, не имеющим у себя лабораторий, и тем самым охватить лабораторным контролем большее число предприятий.
Поступила 18/IX 1954 г.
■¡¡г т5г -йг
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ УЛУЧШЕНИЯ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Кандидат медицинских наук И. И. Мильман
Из Института санитарного просвещения 'Министерства здравоохранения СССР
В последние годы многие дома санитарного просвещения и санитар--но-эпидемиологические станции совместно с отделами народного образования развернули большую работу по повышению квалификации учителей в области гигиены, организовали систематическую методическую
помощь учителям и школьным врачам в деле гигиенического обучения и воспитания учащихся. Увеличилось издание методических и учебно-наглядных пособий по этому разделу работы, в том числе и на языках народов СССР.
В результате этих мероприятий наметилось улучшение гигиенического обучения и воспитания учащихся. В частности, это нашло выражение в том, что в значительной части школ (Москва и Московская область, Ленинград и Ленинградская область, Свердловск, Тула, Саратов, Ростов, Кострома, Горький, Тбилиси, Ворошиловград и т. д.) в младших классах систематически ведется преподавание по теме «Тело человека и уход за ним». Заметно улучшилась методика преподавания, которая все в большей степени стала сочетаться с повседневной работой по воспитанию гигиенических навыков. Следует, однако, отметить, что имеющиеся достижения относятся главным образом к городским школам и в значительно меньшей степени к сельским школам.
В значительной части сельских школ преподавание гигиенических тем не планируется и либо вовсе не осуществляется, либо заменяется эпизодической ©неклассной работой, которая охватывает лишь небольшую часть материала, указанного в программах, и проводится в форме сухих, неинтересных бесед, без применения наглядных пособий, без проверки усвоения. Основная причина неудовлетворительного состояния этой работы в сельских школах заключается в плохой организации методической помощи учителям этих школ со стороны домов санитарного просвещения и санитарно-эпидемиологических станций. К этому следует добавить, что значительная часть учителей в свое время не получила необходимой подготовки по гигиеническому обучению и воспитанию учащихся и не обладает еще достаточным практическим опытом в этой области. Опыт последних лет показал, что существенное улучшение санитарно-просве-тительной работы в школах имеется там, где дома санитарного просвещения, санитарно-эпидемиологические станции и школьные врачи проявили инициативу и настойчивость и совместно с отделами народного образования и педагогическими кабинетами занялись организацией методической помощи и контроля за этой работой.
В нашей стране общеобразовательная школа единая, и программы ее едины. И городские, и сельские школы должны давать учащимся одинаковый объем знаний по основам наук, и в том числе знаний по основам гигиены. Однако основы,гигиены, сообщаемые учащимся сельской школы, в некоторой своей части не могут не отличаться от тех знаний, которые даются в городской школе. Это вызывается иными условиями жизни и быта школьников, несколько иным жизненным опытом. Прежде всего надо иметь в виду значительные отличия в организации политехнического обучения в сельской школе, поскольку это обучение должно в наибольшей мере проводиться в тесной связи с современным сельскохозяйственным производством.
Многие сельские школьники при большей или меньшей руководящей роли школы участвуют в сельскохозяйственных работах. Они собирают семена, вносят удобрения, работают на пришкольных участках, на полях, в садах и огородах, шефствуют над молодняком сельскохозяйственных животных. Немало школьников старших возрастов в каникулярное время вырабатывают довольно значительное число трудодней в полеводческих и тракторных бригадах.
Не подлежит сомнению, что в ближайшие же годы школа еще теснее свяжет этот труд школьников с системой политехнического обучения. В этом деле должно занять видное место усвоение школьниками знаний о значении физического труда для здоровья и гармонического развития, знаний по гигиене сельскохозяйственного труда подростков и взрослых.
Задача медицинских работников села -— широко пропагандировать среди учителей, родителей школьников, председателей колхозов, брига-
диров основные сведения о гигиенических требованиях к сельскохозяйственному труду вообще и труду школьников в частности, сведения об учете возрастных особенностей и состояния здоровья детей и подростков, о режиме их труда, о правилах, которые надо соблюдать при даче физических нагрузок детям, о соблюдении правил личной гигиены и т. д. Не следует упускать из виду и других особенностей гигиенического обучения в сельской школе. Например, в процессе ознакомления с научными основами организации животноводческих ферм, ухода за молодняком школьникам нужно дать понятие о мерах борьбы с инфекционными заболеваниями у животных, о путях передачи некоторых заразных болезней от животных человеку и мерах борьбы с этой опасностью.
Существенные особенности условий жизни сельского населения должны быть учтены и при пропаганде вопросов режима дня школьников, гигиены питания, гигиены воды и т. д. Все эти вопросы требуют дальнейшего изучения, дополнительной методической разработки и освещения во вновь издаваемых методических материалах.
Преподавание гигиенического материала в начальных и старших классах должно осуществляться полностью в объеме, предусмотренном государственными программами и с применением многообразных методов, способствующих наиболее прочному усвоению гигиенических знаний. Это является основной составной частью гигиенического обучения и воспитания. Преподавание основ гигиены должно быть построено так, чтобы приучить школьников применять приобретенные знания в практической жизни. В этом отношении большое значение имеет широкое развитие всех форм санитарной самодеятельности учащихся — выделение санитаров в младших классах, организация санитарных постов и дружин в старших классах. Медицинские работники и учителя, комитеты Красного Креста должны направлять работу школьного актива, проводить слеты этого актива, пропагандировать опыт лучших санитаров, санитарных постов. Нельзя забывать, что эта работа имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Она способствует воспитанию у детей чувства коллективизма, чувства ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей, вооружает подрастающее поколение практическим опытом совместной борьбы за санитарное благополучие членов коллектива.
Надо возможно шире развивать внеклассную санитарно-просвети-тельную работу, использовать все доступные методы и формы: беседы, лекции, час вопросов и ответов, занятия по БГСО и ГСО, организацию санитарного уголка, распространение популярной санитарно-просвети-тельной литературы.
Учитывая огромное влияние внешней среды на формирование гигиенических навыков, районная санитарно-эпидемиологическая станция и прикрепленные к школам медицинские работники должны усилить борь-. бу за максимальное улучшение санитарного состояния школы. Это важно не только с точки зрения устранения отрицательных условий среды, могущих оказывать неблагоприятное влияние на здоровье детей, но и с точки зрения воспитания гигиенических навыков. Вряд ли надо доказывать, что если в школе не обеспечивается режим чистоты, проветривания и т. д., то этим значительно затрудняется воспитание соответствующих гигиенических навыков.
Воспитание гигиенических навыков у школьников немыслимо без установления полного содружества и согласованности между школой и семьей, в решении этой далеко не простой задачи. Отсюда вытекает необходимость организовать систематическую санитарно-просветительную работу среди родителей. Вопрос этот требует специального освещения. Укажем только на особую важность подготовки из числа родителей общественных школьно-санитарных уполномоченных и на повседневное руководство их работой.
В содержании внеклассной работы с учащимися и санитарного просвещения родителей должны находить отражение наиболее актуальные вопросы охраны здоровья школьников с учетом особенностей условий труда и быта сельского населения.
Необходимо значительно усилить внимание к вопросам организации гигиенических условий в домашнем быту школьника, организации режима дня школьника, требованиям личной гигиены и гигиены жилища, мерам предупреждения острых инфекций, туберкулеза. Надо отводить соответствующее место вопросам борьбы с пережитками прошлого, настойчиво разъяснять вред религиозных предрассудков и суеверий для здоровья, вредное влияние алкоголя на здоровье человека, особенно на здоровье детей и подростков. Надо убедительно разъяснять вред курения для растущего организма. Следует широко пропагандировать важность широкого внедрения подвижных игр, гимнастики, спортивных развлечений, туризма в быт школьников.
Необходимо вменить в обязанность каждому медицинскому работнику, обслуживающему сельскую школу, при периодических посещениях школы проверять, как проводится работа по основным разделам санитарного просвещения, и оказывать практическую помощь школе в осуществлении этой работы.
Было бы неправильным предполагать, что один только организатор санитарно-просветительной работы районной санитарно-эпидемиологической станции, может справиться с решением изложенных задач по организации санитарного просвещения в сельских школах. Необходимо конкретное руководство и практическая помощь главного врача. В этой большой и важной работе должны участвовать санитарный врач (общий или специалист по школьной гигиене), районный педиатр, а также другие врачи. Непосредственно на организатора санитарно-просветительной работы должны быть в первую очередь возложены функции организационного характера — связь с районным отделом народного образования, учреждениями здравоохранения, школами, участие в планировании работы в школах, в проверке выполнения планов и т. д.
Гигиеническое воспитание и обучение сельских школьников — это решающий участок на фронте борьбы за всеобщую и высокую санитарную культуру сельского населения.
Поступила 19/УП 1954 г.
-йг -й- -¿г
N