Научная статья на тему 'ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ БЕКАРЮКОВ (1861 — 1934)'

ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ БЕКАРЮКОВ (1861 — 1934) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ БЕКАРЮКОВ (1861 — 1934)»

ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ БЕКАРЮКОВ (1861 — 1934)

А. С. Троицкая

13/1Х 1954 г. исполнилось 20 лет со дня смерти Дмитрия Дмитриевича Бекарюкова, выдающегося школьного гигиениста, одного из основоположников отечественного школьно-санитарного надзора.

Его капитальный труд «Основные начала школьной гигиены» явился первым полным русским руководством по школьной гигиене. В нем синтезированы все новейшие для того времени научные достижения в этой области в России и за границей и опыт школьно-санитарного дела. Встретив горячее одобрение русской медицинской общественности, книга в течение 10 лет выдержала два издания (1906—1914) и получила широкое распространение в России, став на долгие годы настольным руководством не только для школьных врачей, но и для передовых учителей.

Д. Д. Бекарюков воспитал целое поколение школьных врачей-профи-лактиков-гигиенистов. Многие из них, начав свою деятельность в дореволюционный период, вместе с Д. Д. Бекарюковым упорно боролись за оздоровление народной школы в тяжелых условиях царизма. После Великой Октябрьской социалистической революции они активно включились в решение задач детского здравоохранения, поставленных партией и правительством.

Характерными чертами деятельности Д. Д. Бекарюкова являются ее тесная овязь с практикой, профилактическое направление, призыв к построению школьной гигиены на физиологической основе, социально-гигиенический подход к явлениям школьной жизни.

Д. Д. Бекарюков родился 1 января 1861 г. в деревне Васильевке Вол-чанского уезда Харьковской губернии. Сын зажиточного помещика, он в ранней юности сблизился с харьковскими кружками народников; за участие в студенческих беспорядках он был исключен из Харьковского университета и закончил медицинское образование в Казани в 1886 г. Несмотря на полицейские репрессии, он усиленно проводил в годы студенчества и по окончании университета пропагандистскую работу в нелегальных кружках рабочих и учащейся молодежи, знакомя своих слушателей с основами марксизма, начавшегося распространяться в России. Изучение марксизма обогатило мировоззрение Д. Д. Бекарюкова, но преодолеть полностью идеологию народничества он не смог: ряд авторов характеризует «группу Бекарюкова» как «полународническую», «на грани между народничеством и марксизмом»

Высланный «по высочайшему повелению» в 1890 г. на 3 года в Сибирь, он и по возвращении из ссылки в течение многих лет не мог получить постоянной врачебной работы вследствие запрещения департамента полиции занимать штатные должности в городах и земстве2.

В эти годы он также участвовал в работе революционной организации 3, но все более склонялся к культурно-просветительной работе. С 1901 г. он окончательно переключился на врачебную работу.

В 1901 г. Д. Д. Бекарюков поступил на службу в Москве училищным врачом. Московская организация училищных врачей, одна из первых в России школьно-санитарных организаций, была утверждена Московской

1 Н. А. Сергиевский, Партия русских социал-демократов (группа Благоева), Госиздат, 1929, стр. 24; Н. В е д е н ь е в, В Харьковских революционных кружках, Летопись революции, 1923, № 5.

2 Д. Д. Бекарюков находился под непрестанным надзором полиции с 1882 по 1?03 г.; разрешение на жительство и работу в Москве получил в 1898 г.

3 М. Фокин, Л. Синицкий, Д. Бекарюков, Историческая записка о тайном обществе сЗаговарщиков», Каторга и ссылка, 1928, кн. 49.

городской думой 1 января 1889 г. Она обслуживала городские начальные (3-классные) училища для детей городской бедноты.

Д. Д. Бекарюков приступил к новьгм обязанностям с чувством глубокой ответственности. Два предшествующих года (1898—1900) он работал в Москве в журнале «Вестник воспитания». Здесь он познакомился с прогрессивными педагогами того времени, гигиенистами, общественными деятелями, изучал отечественную и зарубежную литературу по школьной гигиене и смежным дисциплинам. О солидной подготозке к избранной специальности свидетельствовала его первая статья «К вопросу об организации врачебного надзора в начальных училищах», помещенная в журнале в 1901 г.

Оценивая работу трех имевшихся тогда в России организаций школьных врачей (московской, петербургской, киевской), Д. Д. Бекарюков отдавал предпочтение московской, с самого начала принявшей школьно-санитарный уклон. В работе петербургской и киевской организации преобладали лечебные функции, подавляя самую важную, по его мнению, сторону работы школьного врача — профилактическую (предупреждение и устранение школьных вредностей в. отношении обстановки, режима, преподавания; противоэпидемические мероприятия; наблюдение за здоровьем учащихся с выявлением начальных форм заболеваний).

Вскоре Д. Д. Бекарюков занял ведущее положение в московской комиссии училищных врачей2. В 1901 г. он был избран секретарем этой комиссии, а в 1907 г. стал ее председателем. Он сплотил товарищей по работе в тесный дружеский коллектив.

В 1906 г. Д. Д. Бекарюков издал обширное руководство «Основные начала школьной гигиены», в котором, наряду с детальными практическими указаниями, высказал свои взгляды, убеждения, мечты о будущем школьной гигиены и воспитания. Резко критикуя с материалистических позиций существовавшие в то время школьные системы, построенные «...почти исключительно педагогами на основании накопленных многовековым наблюдением эмпирических данных и педагогических теорий, возникших на почве метафизических воззрений на природу и свойства человеческой души» 3, он предвидел коренную перестройку школьной системы, «...которая так настоятельно необходима для того, чтобы привести в согласие методы и способы общественного воспитания и обучения с требованиями детской физиологии, психологии и гигиены» 4. «Образ жизни учащихся, неизбежный при современном режиме, находится с ними в полном противоречии, — говорил он, выражая уверенность, что в будущем,—разработка вопросов воспитания и обучения—в особенности научно-теоретических основ их — будет вестись при полном сотрудничестве обоих элементов» 5 (т. е. педагогов и врачей. — А. Т.).

Будучи убежденным последователем Ф. Ф. Эрисмана, Д. Д. Бекарюков расширил рамки школьной гигиены в возрастном и социальном разрезе, сближая ее с «гигиеной воспитания» (как предлагал назвать школьную гигиену Ф. Ф. Эрисман). Во всех разделах Д. Д. Бекарюкоз подчеркивал зависимость состояния датского организма не только от физиологических факторов (пол, возраст, здоровье), но и от условий среды в широком смысле слова. Учитывая, что «...одним санитарным благоустройством школы учащимся не обеспечиваются достаточные условия сохранения здоровья и правильного физического развития», он указывал, что «...санитарные меры и санитарное просвещение должны быть распро-

1 Вестник воспитания, 1901, № 8, 9.

2 Комиссия учшийцных врачей — совещательный орган, объединявший всю их работу.

-1 Л. Д. Бекарюков. Основные начала школьной гигиены, 2-е изд., стр. 246—248.

4 Там же.

5 Т а м же.

странены и на внешкольный быт учащихся» Беспочвенность этих идей в условиях капиталистического строя была очевидна. Гигиена воспитания оставалась проблемой будущего, что сознавал и Д. Д. Бекарюков.

По идейной направленности, методической глубине и планомерности работы московская организация училищных врачей являлась передовой в дореволюционной России. Уже на VIII пироговском съезде (1902) основные принципы и план ее работы получили общее одобрение медицинской общественности и вошли в схему школьно-санитарного надзора, рекомендованную IX пироговским съездом (1904) в качестве образца для городских санитарных организаций2.

Но большинство ценных предложений Д. Д. Бекарюкова не находило надлежащей почвы в условиях царского режима или встречало упорное сопротивление. В течение всего дореволюционного периода училищные врачи были лишены самых элементарных прав для проведения в жизнь школы гигиенических требований (у них даже не было права голоса в училищных советах). Отдельные оздоровительные мероприятия в школах, не встречая поддержки правительства и городской думы, осуществлялись путем частной благотворительности или на средства родителей учащихся (колонии, школьные завтраки). Самоотверженный труд организации по оздоровлению школ и школьников парализовался тяжелым социальным окружением; многолетние наблюдения врачей за здоровьем московских школьников обнаруживали высокую «ослабленность» учащихся, обусловленную «постоянно действующими» неблагоприятными социальными причинами3.

Социал-демократическая партия в эти годы твердо ставила вопрос о социальной «охране рабочего класса от физического и нравственного вырождения». В 1903 г. на II съезде РСДРП требования крупных государственных мероприятий по охране здоровья рабочих, по охране материнства и детства были включены в программу партии. Между тем Д. Д. Бекарюков не только по цензурным условиям, но и по своей аполитичности не смог уже подняться выше обычных того времени либеральных

устремлений. В 1914 г. он продолжал еще высказывать убеждение, что реорганизация системы обучения должна осуществиться в более или менее отдаленном будущем «путем долгой постепенной эволюции» \ но че-дез 3 года Советская власть обеспечила непредвиденные им ранее возможности массового оздоровления детского населения. Д. Д. Бекарюков во главе организации школьных врачей одним из первых принял активное участие в этой работе 5.

Великая Октябрьская социалистическая революция в корне изменила постановку медико-санитарного дела в России. Впервые в мире народное здравоохранение строилось на принципе социальной профилактики и широкой пролетарской самодеятельности, являясь одной из важнейших государственных задач нового общественного строя. Школьно-санитарный надзор из узкоограниченного, бесправного придатка дореволюционной классовой школы стал одним из звеньев государственного социалистического строительства. Школьно-санитарное направление сменилось сложным комплексом охраны здоровья детей.

После Великой Октябрьской социалистической революции Д . Д. Бекарюков на первом общем собрании школьно-санитарных врачей был избран председателем Школьно-санитарной коллегии, а в октябре 1918 г. утвержден Мосздравотделом в должности заведующего Школьно-санитарным бюро (вскоре реформированным в подотдел охраны здоровья

1 Д. Д. Бекарюков, Основные начала школьной гигиены, 2-е изд., стр. 537.

2 Т'руды VIII и IX пироговского съезда.

3 Отчет училищных врачей за 1913/14 учебный год.

* Д. Д. Бекарюков, Основные начала школьной гигиены, изд. 2-е, стр. 23.

5 С. И Мицкевич, Записки врача-общественника (1888—1918), Медгиз, 1941,. стр. 166—167.

детей). Д. Д. Бекарюков бессменно оставался на этом посту, так как, ло отзывам его современников, «...нельзя было найти более знающего, более чуткого и умелого руководителя школьно-санитарного дела»

Организация московских школьных врачей прежде всего активно включилась в борьбу за восстановление санитарного благоустройства школ, что в то время имело большое организующее значение. Врачи привлекали к школе внимание широкой общественности, разъясняли персоналу школ и населению задачи охраны здоровья детей, обязательные для новой советской школы. Наследие царского режима — эпидемическая заболеваемость, неизмеримо возросшая в связи с голодом и лишениями военных лет, угрожала завоеваниям революции. Партия призвала на борьбу с ней все население. С помощью широкой общественности школьные врачи самоотверженно охраняли учащихся и школьный персонал от эпидемий, заботились о своевременном лечении заболевших и улучшении бытовых условий. Д. Д. Бекарюков в 1920 г. издал общедоступную учительству брошюру «Остро-заразные заболевания в школах», где подробно изложил результаты своих длительных (свыше 10 лет) наблюдений и указал необходимые противоэпидемические мероприятия.

Неустанная забота партии и правительства о детях выразилась в ряде государственных мероприятий: декреты о детском питании, организации колоний, массовая эвакуация детей в хлебородные губернии и др. Под руководством Д. Д. Бекарюкова школьные врачи активно участвовали в организации школьных завтраков, в устройстве детских питательных пунктов, обслуживали колонии. Д. Д. Бекарюков принимал участие в разработке проектов первых после революции детских оздоровительных учреждений в Москве (лесные школы MOHO, школы на открытом воздухе, санаторий для детей, больных костным туберкулезом). Совместно с известным гигиенистом А. В. Мольковым он занимался планировкой нового школьного строительства, школьного оборудования и разработкой режима. Как видный специалист по школьной гигиене и официальный представитель Мосздравотдела он проводил большую работу в соответствующих комиссиях Наркомпроса и MOHO, где были приняты строительные нормы советской трудовой школы, единообразный тип школьного стола, бюджет времени школьника.

Новые методы учебно-воспитательной работы, массовое пионерское движение, занятия физкультурой — все это открывало широкое поле для гигиенического воздействия и врачебного контроля. В разработке этих вопросов московские гигиенисты во главе с Д. Д. Бекарюковым занимали одно из ведущих мест. Повседневная работа с педагогами, обсуждение педагогических проблем на всероссийских съездах по охране здоровья детей и подростков давали плодотворные результаты в корректировании педагогической работы, устранении вредных перегибов в отношении «трудовых процессов» детей, их учебной и общественной нагрузки, нормировании внешних школьных условий и др.

С особенной заботой Д. Д. Бекарюков старался обеспечить врачебное обслуживание ргбочих-подростков (школы ФЗУ) и пионерской организации, видя в ней «...ядро здоровой смены строителей новых форм жизни» 2. Все свои практические начинания Д. Д. Бекарюков стремился по возможности научно обосновать, воспитать сознательное отношение к ним врачей, педагогов и общественности. В дореволюционный период он организовал в Музее наглядных пособий отдел школьной гигиены для московских школ. Безвозмездно работал он в Пироговской комиссии (в качестве товарища председателя), создал здесь ценную серию таблиц

'Д. Д. Бекарюков (К 40-летию его врачебно-общественной деятельности), Еженедельник Мосздравотдела, 1926, № 25—26.

2 Он же, Врач охраны здоровья детей, его положение и работа в детских учреждениях, Справочники для врачей по охране здоровья детей и подростков, Госмед-издат, 1929.

по школьной гигиене. После Октябрьской революции они служили пособием для студенчества и частично вошли в учебники для высшей школы. Особенно широко Д. Д. Бекарюков вел санитарно-лросветительную работу в годы после революции. Он делал доклады в общественных и учительских организациях, выступал на съездах по санитарному просвещению, всероссийских съездах по охране здоровья детей, редактировал школьно-гигиенический раздел в сборниках санитарного просвещения, где печатались также его статьи методического характера. В 1926 г. под его редакцией вышел сборник «Охрана здоровья детей в школах» (пособие для педагога и врача). Д. Д. Бекарюкову принадлежит ряд статей по вопросам школьной гигиены и в медицинских журналах.

Особенно следует отметить его систематическую работу в педагогических журналах. В течение 28 лет (1889—1917) он неизменно сотрудничал в «Вестнике воспитания»; после революции принимал самое живое участие в журнале «Вестник просвещения», преследуя цель сблизить врача и педагога в выполнении новых задач социального воспитания.

Под влиянием новых условий работы формировался новый тип врача охраны здоровья детей. Д. Д. Бекарюков дал развернутую программу работы школьных врачей. Одно из центральных мест в этой работе он отводил динамическому наблюдению за здоровьем учащихся. В связи с начавшейся в Москве в 1925 г. диспансеризацией школьников он поставил вопрос о квалифицированном медицинском обследовании детей с учетом и оздоровлением не только школьных, но и бытовых условий.

Правительственные постановления предоставили широкие права врачу охраны здоровья детей. Д. Д. Бекарюков требовал, чтобы, опираясь на них, врач объединял всю оздоровительную работу в школе в качестве ответственного руководителя и консультанта. «Помимо врача, — говорил он, — не должно осуществляться ни одно мероприятие, касающееся санитарного состояния учреждения или здоровья детей» '. Он предъявлял врачам высокие требования, стремился привить им вкус к научной деятельности; с целью повышения общего уровня работы знакомил рядового школьного врача с методикой доступного ему инструментального и социально-гигиенического обследования. Он неоднократно выдвигал вопрос об организации для школьных врачей хорошо оборудованной гигиенической лаборатории; проектировал создание Мосздравотделом специального института по гигиене детства, который мог бы служить методической и научно-практической базой для всей работы по оздоровлению детских коллективов и врачебного обслуживания детских учреждений.

Отойдя в 1929 г. от руководящей работы, Д. Д. Бекарюков полностью отдался научно-исследовательской деятельности. В качестве старшего научного сотрудника Научно-исследовательского санитарного института имени Эрисмана он в последние годы жизни выполнял большую работу по гигиенической оценке освещения и вентиляции в школах-новостройках и участвовал в планировке массового строительства детских учреждений в первой пятилетке.

Внезапная смерть оборвала 13/1Х 1934 г. кипучую научную деятельность Д. Д. Бекарюкова. Его преемники, вооруженные творческой методологией марксизма-ленинизма и учением И. П. Павлова, с чувством полной ответственности продолжают разработку вопросов школьной гигиены и охраны здоровья детей и подростков.

Поступила 6/1Х 1554 г.

1 Д. Д. Бекарюков, Врач охраны здоровья детей, его положение и работа в детских учреждениях, 1929, Справочник для врачей охраны здоровья детей и подростков.

•¿г -¿г -й-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.