Л. А. СЫРКИН (Москва)
Гигиена детей и подростков в СССР
Только социалистическое общество проявляет истинную заботу о детях трудящихся масс.
«Одно из величайших завоеваний социалистической революции — эти наши свободно растущие дети, их счастье, их благополучие... Поистине, дети—■ цветы нашей жизни, любовно взращенные и взлелеянные рабочим классом, партией Ленина—Сталина под благодатным небом социализма»...
Сталинская Конституция закрепляет за нашей счастливой молодежью право на образование, на труд, на отдых.
За 20 лет, прошедших после Великой Октябрьской революции, колоссально выросла сеть воспитательных, образовательных и лечебно-профилактических учреждений, обслуживающих советских детей и подростков. За эти 20 лет выстроено больше школ, чем их построило русское самодержавие за 200 лет. Фонд школьных помещений увеличился на 110 млн. м3. Число детей, обучающихся в начальной и средней школе, увеличилось почти в 4 раза. Осенью 1937 г. насчитывалось 30 млн. школьников вместо 7,8 млн. до революции. При этом надо учесть, что девять десятых школьников обучалось в царское время только в начальной школе — дети рабочих и крестьян, как правило, дальше начальной школы не шли.
В 1914 г. на всю Россию было только 436 средних сельских школ с числом учащихся в них менее 50 000 человек; теперь в колхозной деревне одних полных и неполных средних школ больше 32 000; учится в них свыше 10 млн. школьников.
Совершенно несравнима ^забота о дошкольниках теперь с тем положением, которое было до революции. В царской России детские сады насчитывались единицами; в Советском Союзе имеется в настоящее время около 35 000 детских садов и строительство их с каждым годом развертывается все больше. В 1914 Г. в России было 125 детских площадок; в Советском Союзе их насчитывается теперь 92 000 с числом детей в несколько миллионов. В дореволюционной деревне не было детских садов^ теперь в селах нашей страны около 8 тысяч детских садов, число' детей в них превышает четверть миллиона. * Сотни тысяч детей ежегодно вывозятся на лето в пионерские лагери. Один чудесный Артек обслуживает в 1937 г. 4 тысячи пионеров. Созданы и создаются детские курорты (Евпатория и др-)-
В 166 городах РСФСР созданы детские парки; имеется 164 детских водных и лыжных станции и стадиона.
В Советском Союзе насчитывается около 9 млн. физкультурников, среди них свыше 2 млн. девушек. Труд нашей молодежи, работающей на производстве, куда допускаются подростки не моложе 14 лет (для более легких профессий) и не моложе 16 лет (для более трудных профессий), охраняется специальными законами, из которых главный— укороченный рабочий день. Наша молодежь соединяет труд с образованием, с технической учебой и повышением квалификации и питает уверенность в завтрашнем дне.
При общем материальном и культурном росте трудящихся Советского Союза —росте народного хозяйства, заработной платы, потребления —• заработная плата рабочей молодежи выросла за 4 года (1931—1935 гг.) на 34%. Дальнейший подъем стахановского движения обеспечивает еще более значительный рост номинальной и реальной заработной платы.
1 Из передовой «Правды» от 23.IX.1937 г.
Для иллюстрации положения детей рабочего класса и трудящегося крестьянства в царской России достаточно привести несколько примеров, упоминаемых в книге товарища Косарева «Сталинская Конституция и советская молодежь».
По данным специального обследования фабрик и заводов Московской губернии, треть всех рабочих царской России начала работать на фабриках и заводах, не достигнув двенадцатилетнего возраста (из них 10% ушли на фабрики, когда им не было еще 10 лет); другая треть начала работать в возрасте 12—14 лет, и, наконец, последняя треть рабочих начала работать с пятнадцатилетнего возраста. На текстильных фабриках среди присучалыциц было 90% детей, не достигших 15 лет, среди шпульниц — 56%, среди ватерщиц — 54 %. Так как по закону формально запрещалось применение труда детей моложе 12 лет, то детям подделывались метрические свидетельства. Доктор Либерман, изучавший труд малолетних на рудниках, писал: «С бледными истомленными лицами, перепачканными копотью и сажей... движутся они под недремлющим оком десятников. Большинству из них трудно дать и 13 лет, сплошь и рядом попадаются дети лет 11. Но если Вы опросите любого, сколько ему лет, он, к Вашему изумлению, ответит: «пятнадцать» х.
Фабричный инспектор Гвоздев так записал свои впечатления от посещения Дулевской фабрики: «Здесь я встречал малолетних, вид которых производил ужасное впечатление; таких истомленных лиц, воскового цвета, с глубоко впалыми Глазами, с совершенно синими подглазницами Вы нигде не встретите».
На вопрос корреспондента буржуазной газеты «Русские ведомости», что за люди выходят из мальчуганов, работающих на сушильных фабриках, в зрельных и на вешалях, фабрикант ответил: «Они высыхают, совсем высыхают» 2.
Ф. Энгельс в своей замечательной работе о положении рабочего класса в Англии показал потрясающие картины голода и увядания детей, лишенных солнца, воздуха и хлеба, лишенных детства. В I томе «Капитала» К. Маркса, «Развитии капитализма в России» В. И. Ленина приводится обширный и яркий материал о бесчеловечности капитализма, о том, как капитализм обрекает детей трудящихся на эксплоатацию, иссушающую мозг, душу и тело.
Безудержная экоплоатация подростков, голод и нищета, подстерегающие ребенка рабочего и крестьянина с первого же дня рождения, остаются неизменными спутниками капиталистического строя. Перед молодежью^ капиталистических стран стоит перспектива безработицы, голода, вовлечения в империалистическую бойню.
В Советском Союзе все это осталось далеко позади. Сбылись слова Ленина, который, по воспоминаниям Горького, в годы гражданской войны, бережно лаская детишек, говорил: «Вот эти будут жить уже лучше нас, многое из того, чем жили мы, они не испытают» 3.
Охрана здоровья детей и подростков в Советском Союзе может рассматриваться только на общем фоне социалистического строительства, материального и культурного роста, заботы партии и правительства о детях. Только после Великой Октябрьской Социалистической революции начало по-настоящему развиваться медицинское и санитарное обслуживание детей и подростков трудящихся масс нашей страны.
1 А. В. Косарев. Сталинская Конституция и советская молодежь, 1937, стр. 28—29.
2 А. В. Косарев. Сталинская Конституция, 1937, стр. 29.
а Цитировано из передовой «Пр!авды» от 23.IX.1937 г.
До революции имелись лишь зачатки такого обслуживания, охватывавшего единичные привилегированные школы. Организованный школьно-санитарный надзор имелся фактически в отдельных гимназиях и кадетских корпусах, в некоторых учебных заведениях «для девиц» ведомства императрицы Марии и очень немногих других школах, т. е. в основном там, куда не попадали «курсаркины дети».
Перед началом империалистической войны школьные врачи имелись приблизительно в 20 городах. В отдельных земствах школьно-санитарный надзор возлагался на участковых и санитарных врачей, при перегруженности тех и других он носил, как правило, случайный характер. Даже в Московской губернии XVII съезд врачей счел введение школьных врачей по всем уездам преждевременным. В городах работа школьного врача обычно была третьестепенным придатком к частной практике и службе в стационаре: по своему содержанию эта работа обычно ограничивалась установлением карантина при появлении в школе инфекций, организацией оспопрививания, отдельными указаниями по санитарному состоянию школы. Исключением являлись немногие работники теории и практики школьной гигиены, которых можно буквально перечесть по пальцам \
В первые же годы после Октябрьской революции, годы гражданской войны, -интервенции и голода, когда большевики в огне и дыму сочетали организацию военной победы над классовым врагом с началом хозяйственного строительства й напряженнейшей работой по созданию новых форм человеческого общежития, партия и правительство уделяли особое внимание охране здоровья детей и подростков.
«Великое дело нам придется производить в обстановке голода» нищеты, общественной разрухи и отсутствия необходимых материальных предпосылок для школьного строительства... но с нами добрый гений социалистической революции»2.
Вскоре после организации НКПроса при нем начал работать школьно-гигиенический отдел во главе с В. М. Величкиной (Бонч-Бруе-вич). В ноябре 1918 г. дело охраны здоровья детей и подростков переходит в ведение НКЗдрава.
Декрет советского правительства от 14.IX.1918 г. признал детское питание первоочередной задачей, установил особое повышение нормы продовольствия для детей и предписал организовать во всех школах столовые, обеспечивающие детей горячей пищей.
4 января 1919 г. В. И. Ленин подписал декрет об охране здоровья детей, организации их питания, снабжения одеждой и оказании им медицинской помощи.
В . 1918—1Э22 гг. созывается ряд совещаний и съездов по вопросам гигиены детей и подростков (Московский съезд по вопросам школьно-санитарной деятельности в ноябре 1918 г., I Всероссийский съезд по вопросам школьной санитарии в марте 1919 г., II. и III съезды по охране здоровья детей и подростков в январе 1921 г.). В качестве программы-минимум для школьно-санитарных врачей I съезд выдвинул надзор за санитарным состоянием 1икол, борьбу с эпидемиями, выделение детей по состоянию здоровья в особые школы и колонии, дозировку труда, наблюдение за правильной постановкой общественного питания детей, пропаганду гигиенических знаний и физическую культуру. В 1921 г. было издано положение об охране здоровья детей и подростков.
Восстановительный период характеризуется ростом кадров и сети охраны здоровья детей и подростков и значительным расширением ее функций. Уже в 1922 г. РСФСР насчитывает 1 044 школьно-санитарных врача; в 1923 г. —1 956, учреждений по ОЗДиП в 1922 г. было 110, в 1923 г.— 119, в 1924 г. —156, в 1926 г. —161.
1 Эрисман, Лесгафт, Хлопин, Бекарюков, Игнатьев, Гундобин, Зак, Груздев,
Берлинерблау, Касторский, Ростовцев и другие.
3 Из резолюции I Всероссийского съезда по просвещению.
В 1922 г. издается постановление СНК о врачебном освидетельствовании подростков и положение НКЗдрава и НКПроса о правах и обязанностях врача по охране здоровья детей и .подростков.
В ближайшие после этого годы деятельность врачей по охране здоровья детей и подростков пошла по неправильному руслу. Эта тенденция переложения на врача несвойственных ему функций вместе с развитием лженаучной педологической «теории» и практики причинила немалый вред делу медико-санитарного обслуживания детей и подростков. • I
Вопросы гигиены и санитарии детских учреждений отступили на второй план; совершенно запущенным оказалось дело непосредственной медицинской помощи детям и подросткам. Профиль школьного врача расплылся. К десятилетию советской медицины руководители Отдела охраны здоровья детей и подростков НКЗдрава писали1: «В отношении сети основным вопросом рационализации является относительное усиление обследовательской работы с целью изживания имеющегося в значительной части детских профилактических амбулаторий лечебного уклона»... Таким образом, «лечебный уклон» признавался неправильным даже в детских профилактических амбулаториях.
Резкое повышение темпов социалистического строительства, бурный подъем индустриализации в реконструктивный период, в годы сталинских пятилеток, огромный сдвиг в охвате детских и подростковых масс всеобщим обучением потребовали перестройки и новых темпов развития советского здравоохранения в целом и охраны здоровья детей и подростков в частности. Резко сказался недостаток в кадрах врачей по охране здоровья детей и подростков, в учреждениях по их медицинскому и еанитарному| обслуживанию. Рост их идет теперь более быстро, хотя и отставая от еще более быстро растущих потребностей расцветающей страны социализма.
Появляется ряд новых партийных и правительственных постановлений, направляющих и организующих работу по охране здоровья детей и подростков на новом этапе социалистического строительства.
Так, постановление МКК ВКП(б) от 28.У.1931 г. требует: а) увязать дело охраны здоровья детей и подростков органически в диспансерном объединении, б) ввести институт школьных сестер, в) установить более четкую разграничительную линию между работой школьных работников и врачей, г) устранить разрыв между работой школьного врача и лечебной помощью детям и борьбой с детскими инфекциями, д) улучшить санитарное состояние школы, е) ввести в систему преподавание гигиены, сделав ответственными педагогов за борьбу за чистоту в школах и повышение санитарной культуры школьников..
Историческое постановление ЦК ВКП(б) от 5.1Х.1931 г. о работе начальной и средней школы, постановление СНК РСФСР об упорядочении внутреннего распорядка в школе (15.11.1932 г.), положение НКЗдрава о школьно-санитарной инспекции (15.XII.1931 г.), постановление ЦК ВЛКСМ о лечебно-профилактическом обслуживании рабочих подростков (4.XII. 1931 г.) и др. свидетельствуют о повседневной заботе партии и правительства, об укреплении здоровья советской детворы.
В постановлении ЦК ВКП(б) от 21 апреля 1932 г. «О работе пионерской организации» (к 10-летию пионерорганизации) сказано: «Успехи, достигнутые пролетарским государством в области социалистического строительства, культурный подъем и непрерывный рост благосостояния рабочих и колхозников в СССР обеспечили улучшение положения детей и работы среди них... Борьба за здоровую смену должна являться повседневной заботой советов и всех органов пролетарского государства, профсоюзов и комсомола... и всей советской общественности в целом... Борьба за здоровую смену должна быть проникнута указанием Ленина на то, что «именно ей, этой молодежи, предстоит закончить, завершить дело коммунизма, именно ей еще предстоят бои за коммунизм, и она должна эти бои встретить крел-кой, здоровой, со стальными нервами и железными мускулами»...
1 Журн. «Вопросы здравоохранения», № 19.
Опубликованное 4 июня 1936 г. постановление ЦК ВКП(б) о педологических извращениях в системе НКПроса, покончившее с лженаучной антимарксистской «теорией» и вредной практикой «работы» педо-л!огов: в школе и детских садах, имело прямое отношение и. к работе •органов здравоохранения. Педологические извращения! в системе охраны здоровья детей и подростков, заключавшиеся в нагрузке врача «тестированием умственной одаренности» детей, в попытках придать врачам ведущую роль в организации педагогического процесса, в комплектовании групп, в «дозировке умственной нагрузки» и др. стали выкорчевываться в результате постановления ЦК ВКП(б) и из системы НКЗдрава.
Особенно значителен был рост медицинскйго обслуживания детей и подростков во вторую пятилетку] (табл. 1).
Таблица 1
Динамика числа школьных врачей, сестер и санаторных коек за вторую
пятилетку (по РСФСР)
1932 г. 1933 г. 1934 г. 1935 г. 1936 г. 1937 г.
Число школьных врачей..... 2 219 2 336 2 531 2 897 3 195 3 866
город ............ 2 097 2 226 2 437 2 819 3 100 3 271
село........V • • • 122 110 94 78 95 95
Число сестер.......... — 605 1 179 2 573 3 109 3 389
город ............ " — 605 1 724 2 397 2 855 3126
село............ — — 55 176 254 263
Соматических санаторных коек . 11 717 17 196 17 970 21 270 25 302 28 200
В том числе круглогодовых . . . 5 734 4 961 4 148 6 749 8 357 9 535 —4-
/ . '
К 1 января 1937 г. в СССР насчитывалось 887 поликлиник и амбулаторий со 117 млн. посещений их в год. Только в РСФСР на 1 января 1937 г. имелись 261 детская поликлиника, 241 детская амбулатория, 55 детских отделений общих поликлиник. В этой сети внебольнич-ных детских учреждений было 3 050 врачей. В 77 городах РСФСР организована специальная помощь детям на дому. В 1936 г. у -1,5 млн. детей-подростков были вылечены зубы и оздоровлена полость рта.
В санаторных детских учреждениях насчитывалось в 1937 г. 9 485 мест в постоянных санаториях, 16 302 — в сезонных, 1 950 — в санаториях для детей-невротиков, 2 867 — в дневных и ночных туберкулезных санаториях, 3 391 —в санаториях для воспитанников детских домов.
Детские сады, школы ФЗУ обслуживались в РСФСР к концу 1936 г. 3 195 школьными врачами и 3 109 сестрами.
Изменилось содержание работы школьного врача. Часть его функций, не требующих высокой квалификации, перешла к школьной сестре; профиль школьного врача определился как профиль врача-педиатра, работа которого сосредоточивается на оказании и организации лечебной помощи детям, на руководстве санитарным обслуживанием школы, на борьбе с детскими инфекциями в детском учреждении.
Широкое совещание работников охраны здоровья детей и подростков определило задачи здравоохранения в этой области: а) лик-
видация инфекционных заболеваний в детских учреждениях и борьба с инфекциями среди всего детского населения; б) своевременное выявление пораженных туберкулезом детей, обеспечение их совместно с противотуберкулезной организацией и детскими поликлиниками систематическим лечением; в) своевременное выявление детей-маляриков и систематическое проведение противомалярийного лечения; г) учет состояния здоровья и физического развития детей и подростков путем диспансеризации и углубленного медицинского обследования выборочных групп детей; д) систематическое наблюдение за длительно и часто болеющими детьми и подростками; е) оказание неотложной и возможной в условиях школы и детского сада амбулаторной лечебной помощи; ж) наблюдение за санитарным благоустройством детских учреждений и т. д.
Наряду с школьным педиатром выделяется специальная группа работников школьно-санитарной инспекции, имеющих квалифицированную санитарно-гигиеническую подготовку и специализировавшихся в области гигиены и санитарии школьных и дошкольных учреждений.
Работа школьно-санитарной инспекции приобрела особое значение в последние годы второй пятилетки в связи с колоссальным строительством детских учреждений — школ, детских садов и др. Товарищ Сталин уделил исключительное внимание школьному строительству; в 1935 г. было выстроено 3 362 новых школы, в 1936 г. — свыше 4 000 школ.
Обеспечение рациональной сети детских учреждений при планировке новых городов и реконструкции старых; строительство школ и детских садов, разработка санитарных заданий к строительству и к санитарно-техническим установкам, приемка зданий, специальные вопросы санитарного благоустройства детских учреждений требуют специальной компетенции. Постановление правительства о высшем медицинском образовании предусматривает подготовку] детских врачей в количестве 15% общего числа вновь выпускаемых врачей и подготовку санитарных врачей в количестве 10% к общему числу. Из санитарных врачей, оканчивающих санитарные факультеты, небольшое число специализируется по школьной гигиене. |
В работе школьного и дошкольного педиатра все больше намечается правильная тенденция развития в направлении объединения его функций с функциями участкового педиатра в городе. На селе в настоящее время приходится ориентироваться в основном на общего участкового врача, ведущего медицинское и санитарное обслуживание школы (с приданными ему в помощь сестрами) и на районную детскую поликлинику с квалифицированным педиатром и по возможности с некоторыми специальными кабинетами и лабораториями.
Такой размах гигиены детей и подростков в Советском Союзе вызвал к жизни и ряд научных учреждений, разрабатывающих вопросы школьной гигиены. В ряде высших медицинских учебных заведений СССР существуют кафедры и курсы школьной гигиены на педиатрических и санитарных факультетах (кафедра школьной гигиены I ММИ, руководимая ветераном школьной гигиены заслуженным деятелем науки проф. А. В. Мольковым, кафедры ленинградских медицинских институтов — проф. В. И. Иванова и проф. А. С. Грибоедова, кафедра Харьковского медицинского института — проф. Эккеля, курс во II Московском медицинском институте — доц. Л. А. Сыркина, кафедра Ростовского медицинского института — доц. Э. И. Медведов-ского, курс в Омском медицинском институте —• преподавателя Баландина и др., кафедра Центрального института усовершенствования врачей проф. А. В. Молькова). В педагогических техникумах введен курс школьной гигиены.
Ряд институтов занимался специально вопросами, относящимися к охране здоровья детей и подростков — Центральный институт гигиены и санитарии детей и подростков (Москва, Ленинград, Ростов, Харьков, Тбилиси). Работа этих институтов оформляется и сосредоточивается в настоящее время на вопросах борьбы с детскими инфекциями, активной терапии, организации больничной и внебольнич-кой помощи детям и планирования и санитарного благоустройства детских учреждений.
Неустанная забота партии и правительства о детях привела к резкому улучшению здоровья советских детей.
За годы двух пятилеток наблюдается заметное улучшение физического развития наших детей и подростков. В особенности резка выявляется этот сдвиг по сравнению с дореволюционным временем.
Методические правильно собранные и обработанные данные о московских, тульских, волоколамских, глуховских детях, о татарских детях Казани, о калмыцких детях и т. д. говорят о прибавках в длине-тела от 1 до 5 см, в весе — от 1 до 4 кг, в окружности грудной клетки—от 1 до 2—3 см. На многотысячном детском материале эти прибавки обнаружены во всех возрастно-половых группах, в городе и деревне, у детей различных национальностей.
Таков явный результат повышения материального и культурного' уровня населения и развития охраны здоровья детей и подростков. Э^и сдвиги особенно ярки на фоне физической деградации детей широких трудящихся масс в странах капитализма и резкого отставания детей рабочего класса в весе и росте от детей буржуазии. В американском городе Гэгерстоуне 7-летний мальчик из семьи безработных весил в 1933 г. на 3,3 фунта меньше своих сверстников, в 1934 г. — на 4,4 фунта меньше; английский 17-летний студент (а там студентами могут фактически быть лишь буржуазные юноши) весил на 5 кг больше своего сверстника рабочего и на 9 кг больше безработного.
О том же говорят данные о японских подростках, о польских детях и т. д. Германия Гитлера и Италия Муссолини скрывает данные о физическом развитии населения.
Многое сделано в борьбе за здоровье советских детей благодаря работе учреждений, созданных неустанной заботой партии и правительства о детях: прививки, ранний диагноз и госпитализация детей, заболевших инфекционной болезнью, ранее выявление туберкулеза и развитие сети противотуберкулезных учреждений, широкое применение новых средств борьбы с малярией и другими болезнями, широкая доступность новых методов лечения, которыми раньше могли пользоваться только единицы, доступность широким детским массам санитарно-курортной помощи.
Но многое еще осталось сделать в борьбе за ликвидацию детских инфекций, за дальнейшее снижение детской смертности, за дальнейшее снижение детского туберкулеза, калечества, малярии, ревматизма, глистных заболеваний, за еще большее улучшение неврологической и психиатрической помощи детям, помощи детям с расстройствами слуха, речи, зрения, зубоврачебной помощи. Строительство яслей, детских больниц и других детских лечебных и оздоровительных учреждений до последнего времени отставало. Не все дети в городах могут еще быть госпитализированы из-за недостатка коек. Нужно улучшить приемные покои, санпропускники, изоляционные отделения, веранды, мебель детских больниц. Все это ставит перед санитарными работниками и, в частности, перед школьными гигиенистами большие задачи обслуживания детей и подростков, непрерывного улучшения этого обслуживания; партийные и непартийные большевики должны
стижении стахановцев рабочих очистки, с тем чтооы положить эти достижения в основу расчетов, проектов и практики работы: а) нормы времени для погрузочно-разгрузочных операций, б) нормы оборачиваемости транспорта по очистке, в) количество рабочих на различных работах по очистке, г) нормы площади на одного уборщика, д) нормы отбора утиля и др.
7. Разработка показателей стоимости и других экономических элементов в системе очистки: а) анализ отчетных данных предприятий очистки и установление стоимости отдельных операций по очистке, б) разработка нормативов стоимости отдельных операций, в) установление нормативов стоимости всей системы очистки на 1 жителя и единицу отбросов, г) тарифы и др.
8. В качестве нового'раздела в области очистки необходимо разработать вопросы и нормативы, связанные с очисткой промышленных предприятий, портовых территорий и железнодорожных узлов.
9. На основе накопленных данных и дальнейших исследований провести коренной пересмотр основных положений для составления проекта очистки1.
Для наилучшего обеспечения расширения научной работы в области очистки населенных мест необходимы следующие организационные мероприятия.
1. Организовать подготовку кадров инженеров и санитарных врачей специалистов по очистке, для чего: а) ввести обязательный курс очистки в программы строительных и коммунальных институтов, б) обязательную квалификацию инженеров по санитарной технике считать не только в объеме водоснабжения, канализации, но и очистки, в) включить темы по очистке в общую тематику дипломных работ, г) учредить аспирантуру для подготовки преподавателей и научных работников по очистке.
Организовать отделы очистки во всех научно-исследовательских институтах коммунального хозяйства и коммунальной санитарии и гигиены. Создать в этих отделах крупные лаборатории для проведения серьезных экспериментальных работ в области очистки.
Использовать в качестве практической базы для научной работы санитарные тресты очистки в крупных городах и отдельные мусоросжигательные станции, поля ассенизации, базы механизированного транспорта и т. д.
Шире поставить печатание работ по очистке отдельными изданиями, в журналах «Водоснабжение и санитарная техника», «Гигиена и санитария» и др.
Необходимо ввести в методику научных работ постановку широкого практического эксперимента.
Коммунальные органы должны широко пойти навстречу такой постановке работы и в свою очередь требовать от научных учреждений разработки вопросов, возникающих в практике организации очистки. \ 1
1 В настоящее время эта работа заканчивается ВГСИ.