Научная статья на тему 'Жилищно-коммунальное санитарное законодательство и его очередные задачи'

Жилищно-коммунальное санитарное законодательство и его очередные задачи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жилищно-коммунальное санитарное законодательство и его очередные задачи»

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Прив.-доц. И. я. БЫЧКОВ и С Д. ЕЛИНЕР (Москва)

Жилищно-коммунальное санитарное законодательство и его очередные задачи

Из отделения санитарного законодательства Центрального научного института коммунальной санитарии и гигиены (дир.—заслуж. деятель науки проф. А. Н. Сысин)

I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САНИТАРНОГО БЛАГОУСТРОЙСТВА И ОЧИСТКИ

НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

Наряду с директивами июньского пленума ЦК ВКП(б) 1931 г. и XVI Всероссийского съезда советов по вопросам санитарного благоустройства и очистки населенных мест издано много постановлений инструктивного и нормативного характера. Постановление СНК РСФСР от 14.У.1932 г. «О мероприятиях по улучшению санитарного состояния городов и новостроек» конкретно стимулирует проведение оздоровительных мероприятий. Установки этого закона детализированы в изданной НККХозом и НКЗдравом инструкции от '7.VII. 1932 г.

Целеустановкой закона от 20^.1930 г. о санитарном минимуме является проведение простейших оздоровительных мероприятий в области благоустройства, водоснабжения в жилищах, в торговых и производственных предприятиях. Сегодня мы уже вправе ставить вопрос не о санитарном минимуме, не о простейших оздоровительных мероприятиях, а о санитарных нормативах, отвечающих рациональным требованиям гигиенической науки для каждого отдельного участка народного хозяйства и быта трудящихся.

Постановлением XVI Всероссийского съезда советов по докладу НКЗдрава вопрос ставится не о санитарном минимуме, а о плане-задании по оздоровлению каждого объекта (совхозы, колхозы, промышленные предприятия). Эта директива пока еще недостаточно отражена в изданном законодательстве. При составлении планов-заданий нужно исходить из санитарных условий, установленных в законодательном порядке, относя к законодательству в широком понимании этого слова и ведомственные распоряжения.

В области благоустройства и очистки конкретных санитарных норм в законодательстве дано пока мало.

Совершенно отсутствуют документы, .регламентирующие санитарные требования: а) к уличным покрытиям (мостовые, тротуары), б) к загрязнению атмосферного воздуха промпредприятиями и местным транспортом (автомобили и др.). В настоящее время эти вопросы Для наших крупных промышленных центров являются не теоретическими проблемами и требуют законодательной регламентации.

Довольно обширное законодательство имеется о зеленых насаждениях. В этой области яехватает, однако, регламентации норм зеленой площади для отдельных типов населенных мест и, что особенно важно, для норм защитной зеленой зоны между жилыми кварталами и отдельными, неблагоприятно влияющими на окружающую местность объектами. Этот пробел необходимо заполнить.

Раздел очистки населенных мест в 1936 г. обогатился двумя важными документами, изданными. ВГСИ: 1) о плане работ по очистке населенных мест и 2) о капиталовложениях на очистку населенных мест' в 1937 г. Этими документами дается ряд важных инструктивных указаний.

Пробелом раздела в целом является почти полное отсутствие в нем нормативов, относящихся ¡к методам и способам очистки, к коэфициентам обеспеченности средствами и к приспособлениям для очистки. Подобные нормативы, ди-ференцированные для отдельных типов населенных мест, дали бы Госсанинспекции возможность подкрепить свои требования ссылками на закон.

II. ПЛАНИРОВКА НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ И ГИГИЕНА СТРОИТЕЛЬСТВА

Постановления правительства СССР от 27.VI.1933 г. и РСФСР от 20.1.1934 г. «Об устройстве населенных мест» с изданными в их .развитие инструкциями Всесоюзного совета коммунального хозяйства при ЦИК СССР и НККХоза РСФСР с достаточной полнотой исчерпывают порядок составления и прохождения проектов планировки и реконструкции населенны« мест и устанавливают основные гигие- -нические ¡показатели при планировке. Установки по этой линии .содержатся и в историческом постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10.VII.1935 г. «О гене ральном плане реконструкции Москвы».

Исключительно важное гигиеническое значение при планировке населенных мест имеют так называемые санитарные разрывы между промышленными предприятиями и жилыми кварталами и между отдельными видами промышленных предприятий (пищевыми и непищевыми и т. п.).

-В части нормирования санитарных разрывов в нашем законодательстве имеется существенный пробел. Единственным документом в этой области является междуведомственный циркуляр НКЗдрава, ВСНХ и НКВД РСФСР от 23.IV.1930 г. Такой исключительной значимости вопросы, как санитарные разрывы, следовало бы регламентировать не -в форме ведомственного или даже междуведомственного распоряжения, а в виде постановления правительства СССР. Нормы санитарных разрывов, установленные в 1930 г., требуют пересмотра в смысле их приближения к последним научным достижениям гигиены и к современной технико-экономической базе страны социализма.

Инструкция НКЗдрава РСФСР, от 21.VIII.1935 г. о работе госсанйнспектора в области планировки населенных мест достаточно полно излагает функции и порядок работы Госсанинспекции при проведении мероприятий по планировке населенных мест. Хорошо разработанным документом является инструкция НКЗема РСФСР, согласованная с НКЗдравом!, о планировке и застройке в соцсекторе села от 8^11.1935 г. В части гигиены строительства большое значение имеет: а) постановление СНК СССР от 23.1 V. 1934 г., устанавливающее основные показатели при строительстве жилищ: минимальная высота 3—3,2 м, толщина кирпичных стен не менее 2 кирпичей, обязательность устцрйства в новых квартирах душей, прачечных, погребов, ледников и т. д. и помещений для культурно-бытового обслуживания трудящихся. В этом документе выявлено стремление советского правительства обеспечить трудящихся здоровым и удобным жилищем.

Отметим, что существенные санитарные нормативы содержатся и в строительных общесоюзных стандартах. Некоторые ведомственные распоряжения: инструкции НКЗдрава и НККХоза о приемке вновь построенных зданий от 7.Х. 1929 г., инструкция НККХоза о качестве санитарно-технического строительства от 13.IV.1935 г., также являются актуальными документами, имеющими большое санитарное значение.

К проблемам законодательства в области гигиены строительствач следует отнести отсутствие исчерпывающего закона о нормах оздоровительных мероприятий при промышленном строительстве, размах которого увеличивается из года в год.

В постановлении СНК СССР от 12.1.1930 г. «Об условиях труда в совхозах» даются некоторые директивы по бытовому строительству в совхозах. В части промышленного строительства даны; установкй по вопросу о бытовых учреждениях в постановлении ЦК ВКП(б) от 16^.1930 г. «О перестройке быта и о благоустройстве рабочих поселков и жилищ». В дальнейшем, однако, эта проблема действующим законодательством совершенно не разработана.

Этот серьезный пробел требует срочного восполнения.

Органы Госсанинспекции очень остро ощущают отсутствие ряда положений в законодательстве о предупредительном санитарном надзоре над строительством.

В статье 16 Положения о Госсанинспекции РСФСР, утвержденного постановлением ВЦИК и СНК от 20.111.1934 г., установлено, что госсанинспектора осуществляют санитарный надзор над строительством городов и рабочих поселков, важнейших коммунальных сооружений, а также промышленных предприятий. Санитарный контроль над строительством является одним из ответственнейших моментов в общей системе оздоровительных мероприятий.

Формулированное статьей 16 Положения о Госсанинспекции РСФСР право последней на санитарный контроль над строительством требует дополнительного законодательного уточнения, устанавливающего порядок и формы осуществления этого .контроля.

"В постановлении ЦИК и СНК СССР от 23.XII.1927 г. «О порядке утверждения проектов по промстроительству, производимому ВСНХ и подведомственными ему предприятиями» предусмотрена обязательность вызова в научно-технический совет, рассматривающий проект строительства, представителя санитарных органов. Между тем участие органов Госсанинспекции в рассмотрении про-

екта в подобной форме не обеспечивает обоснованности санитарного заключения, для которого требуется предварительное тщательное ознакомление с проектом, к тому же Научно-технический совет может и не согласиться с мнением участвующего на заседании представителя Госсанинспекции. В законе же не предусмотрено, какое направление дается делу в подобном случае. Правда, многие хозорганы, убедившись в важности для них предварительного согласования с органами Госсанинспекции проектов строительства, сами представляют их. Однако права Госсанинспекции в этом отношении, должны быть обеспечены законом, так как эта практика не всегда и не везде протекает одинаково. Имеются такие факты, как издание Московским облисполкомом в 1935 г. обязательного постановления о представлении в Госсанинспекцию на предварительное одобрение проектов строительства. Но наряду с этим нередки и случаи отказа в присылке в Госсанинспекцию проектов на предварительное ознакомление под предлогом отсутствия законодательной регламентации этого вопроса.

III. ГИГИЕНА ЖИЛИЩ, КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ И ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ФИЗКУЛЬТУРНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Из законодательных актов, рассматриваемых нами, первое место безусловно занимают законы о гигиене жилищ.

В этой области законодательство СССР ушло особенно далеко вперед сравнительно с буржуазными странами, где жилищный фонд и коммунальные сооружения или прямо принадлежат частным собственникам, или косвенно находятся в их распоряжении. Буржуазное государство лишь охраняет права собственников, всячески избегая фактического их ограничения.

Буржуазное жилищное право базируется на том экономическом основании, что домовладельцы и землевладельцы представляют собой одну из влиятельнейших групп "буржуазии. Факт массовой ипотечной задолженности создает, кроме того, величайшую заинтересованность :в рентабельности домовладений могущественнейшей ветви капитализма—финансового капитала. Поэтому принцип «свободного договора», уже значительно расшатанный в области трудового договора, остается почти незыблемым чз области квартирных контрактов. Даже такие потрясения, как мировая война и мировой экономический кризис, не смогли оставить глубокого следа в законодательстве, и немногочисленные, сделанные временно уступки неукоснительно отбираются обратно.- Лицемерная борьба с трущобами (Англия и Уэльс) приводит лишь к очистке места для новых буржуазных кварталов в городских центрах, на окраинах же возникают еще худшие трущобы, нахождение которых за городской чертой даже формально освобождает буржуазные муниципалитеты от заботы о их владельцах. «Рационализаторские» течения, требующие минимального жилища, приводят лишь к фактическому уменьшению норм жилплощади.. Выкуп жилищ в рассрочку ставит трудящихся уже в непосредственную зависимость от финансового' капитала и косвенно заставляет даже квалифицированную верхушку пролетариата бояться даже краткой безработицы как угрозы утраты всех уже сделанных взносов, в случае просрочки платежей подчиняться тяжелым условиям закона. Даже в лучшем случае, когда жилище уже оплачено, одни текущие расходы настолько велики, что безработные «добровольно» меняют «собственное» комфортабельное жилище на трущобу.

Советское жилищное законодателе ство с суровой прямотой и точностью обеспечивает для каждого гражданина максимум того, что возможно ' при данных условиях в полную противоположность буржуазным законодательствам, где улучшение положения немногих почти всегда покупается ценой ухудшения положения большинства.

Но, конечно, сказанное отнюдь не должно истолковываться как призыв к самоуспокоению. Сделать, несомненно, остается неизмеримо больше, чем было сделано до сих пор, и главным образом в смысле освоения научно-технических достижений. Все же можно с удовлетворением отметить, что наше жилищно-санитарное законодательство может лишь способствовать прогрессу, в то время как буржуазное законодательство часто способно' лишь тормозить его. В настоящий момент в СССР имеется весьма обширное жилищное законодательство с довольно обстоятельным санитарным разделом в нем. Установление санитарной нормы жилплощади (8,25 м2 на человека), увеличение нормы (дополнительная площадь) по признаку состояния здоровья (постановление ВЦИК и СНК от 23.11.1930 г.),., обязательность разуплотнения туберкулезных больных (постановление СНК РСФСР от 10.XII.1934 г.), наличие жилищно-санитарной инспекции, подробная регламентация внутреннего санитарного' режима в жилищах (санитарные правила НКЗдраВа РСФСР от 15.IX.1928 г. и правила содержания жилищ, утвержденные НККХозом 27.ХИ.1932 г.).

Но все это относится к городам. В отношении соцсектора села жилищно-санитарного законодательства пока нет. На современном этапе, когда колхозный строй существует уже достаточно долго, чтобы выявились особенности его быта, вопросы о законодательстве по гигиене жилищ в соцсекторе села уже вполне назрели и требуют срочного разрешения.

Достаточно исчерпывающе представлены в действующем законодательстве школьно-санитарные нормы в городах. Санитарные .правила для городских школ (утверждены НКЗдравом РСФСР 19.IX.1936 г.), инструкция от 27.1V.1936 г. по надзору за строительством школьных зданий, содержащая ряд санитарных условий и нормативов для вновь строящихся школ, детальная регламентация взаимоотношений Госсанинспекции и НКПроса в области школьной санитарии (циркуляр НКЗдрава и НКПроса РСФСР от 28.XI.1936 г.) и подробная инструкция о работе школьно-санитарной инспекции от 14.11.1935 г. — довольно солидная правовая база по линии школьной санитарии. Следовало бы, однако, наиболее существенные санитарные нормативы, в особенности касающиеся вновь строящихся школ, издать не в виде ведомственных распоряжений, в каком они существуют теперь, а в виде постановления правительства. Значительным пробелом является полное отсутствие санитарных нормативов как по устройству, так и по содержанию школ в соцсекторе села.

В то время как вопросы городской школьной санитарии представлены в законодательстве довольно обширно, санитармое нормирование устройства и содержания прочих культурно-просветительных учреждений (библиотеки,' кино, театры и т. д.) совершенно отсутствует.

Почти не регламентированы санитарные требования к лечебно-профилакти-ческим учреждениям. Имеющиеся временные строительные правила НКЗдрава и Стройкома Госплана РСФСР для лечебно-профилактических и санитарных учреждений от 2. VII. 1929 г. устарели, не соответствуют новейшим гигиеническим установкам по больничному строительству, и хотя формально эти правила не отменены, на деле они не применяются. На очереди полная регламентация в законодательстве всех вопросов гигиены при устройстве и содержании лечебно-профилактических учреждений.

IV. ВОДОСНАБЖЕНИЕ, КАНАЛИЗАЦИЯ, СТОЧНЫЕ ВОДЫ

В этой области довольно полно представлено законодательство по центральному водоснабжению и канализации. Зато отсутствует совершенно законодательство общесоюзное и по РСФСР в области санитарной охраны источников местного водоснабжения (колодцы, открытые водоемы). В УССР имеется по этому вопросу постановление СНК, изданное УССР в- 1932 г. Отнесение по РСФСР этой весьма серьезной в санитарном отношении области исключительно к компетенции местных органов без всяких указаний и нормативов из центра — серьезный недочет, который также должен быть срочно устранен.

Постановления правительства, предусматривающие обязательность осуществления предупредительных мероприятий, аналогичных вышеизложенным, в отношении водных источников, питающих центральное водоснабжение в форме «зон санитарной охраны», имеются в настоящее время в РСФСР (постановление СНК РСФСР от 6.VII.1928 г.) и в УССР (постановление СНК от 29.VII.1925 г.), в Узбекской ССР (постановление СНК от 2.1.1934 г.). В БССР издано по втому вопросу междуведомственное постановление НКЗдрава и НКВД БССР от 28.У1. 1929 г.

Однако учитывая, что много объектов центрального водоснабжения (на новостройках, железнодорожных станциях, в портах, на крупных промышленных предприятиях и совхозах и т. п.) строится и эксплоатируется учреждениями союзного подчинения, необходимо разработать и .издать по вопросу о санитарной охране водоемов и водопроводов общесоюзный закон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.