Научная статья на тему 'Коммунальная гигиена и жилищно-коммунальная санитария в СССР за 25 лет'

Коммунальная гигиена и жилищно-коммунальная санитария в СССР за 25 лет Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
175
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммунальная гигиена и жилищно-коммунальная санитария в СССР за 25 лет»

Проф. А. Н. СЫСИН

Коммунальная гигиена и жилищно-коммунальная санитария в СССР

за 25 лет

В царской России с ее громадным численным преобладанием) сельского населения над городским! и нйэким уровнем общей культуры весьма слабо было развито общее санитарное благоустройство. Не было законодательства в этой области. Не существовало государственных органов, ведающих этими вопросами. Города и населенные пункты отпускали на санитарные дели ничтожные средства. Не было никаких специальных научных учреждений по изучению санитарных вопросов; частично они разрабатывались лишь немногочисленными (тринадцатью) университетскими кафедрами гигиены.

Из отдельных литературно-обследовательских работ этого рода можно указать только на несколько официальных изданий и на отдельные труды общественных организаций (Пироговское общество врачей и Постоянное бюро водопроводных съездов). Медицинский департамент Министерства внутренних дел в 1895 г. опубликовал в печати результаты санитарного обследования городов под названием «Санитарное состояние городов в Российской империи», а в 1912 г.— «Водоснабжение* и способы удаления нечистот в городах России». Пироговское общество врачей издало несколько трудов на те же темы (работы Чертова и Жбанкова). Сюда же относятся некоторые работы местных земских и городских санитарных организаций и ряд изданий Постоянного бюро водопроводных съездов (Данилов, Водопроводы русских городов, М., 1912). Из отдельных монографий надо указать на работу проф. Хлопина «Города Поволжья», куда вошли данные обследования Астрахани, Цгои-цына и Самары в связи с холерной эпидемией (1910 г.) и «Рабочие поселки Урала» (1916 г.).

Эти мало систематизированные и отрывочные материалы все же достаточно отчетливо характеризуют низкий уровень санитарного благоустройства страны и отсутствие необходимых забот в данном отношении со стороны государственных и общественных органов. Достаточно указать, что по официальным данным Министерства внутренних дел (1911 г.), обследовавшего благоустройство 1 063 городских поселений, центральное водоснабжение имелось лишь в 219 городах (20,6%), канализационные коммунальные сооружения — в 19 городах, причем часть сооружений только строилась. Из 878 городов нечистоты удалялись исключительно путем вывоза, причем только в 747 городах часть отбросов вывозилась на свалки, устроенные крайне упрощенным способом. Ассенизационные обоэы существовали в 395 городах (из них только 152 обоза были муниципальные). Замощение в городах охватывало лишь 25% площади улиц. 12% городов вообще не имели уличного освещения и лишь 134 города (13%) освещались электричеством, 104 — газом, остальные же довольствовались керосином. Зеленые насаждения (парки, сады) занимали около 1% городских площадей. Жилой фонд был недостаточен и неблагоустроен. В Москве в 1912 г. числилось 21 065 квартир с населением в 283 300 человек, где жильцам, сдавались отдельные койки и каморки (так называемые коечно-каморочные квартиры). К 1917 г. таких квартир было уже 27 095 с числом жителей в 340 589 человек. В Петербурге «угловых» жильцов насчитывалось в 1912 г. 150 000. В особо тяжелых условиях жило, население рабочих центров и совершенно заброшенной областью были вопросы благоустройства села.

Высокие цифры смертности, эпидемической и бытовой заболеваемости (прежде всего тифам'и) и широкое распространение туберкулеза в царской России в значительной степени связаны именно с этим» низким! уровнем санитарного благоустройства населенных мест.

На фоне такого санитарного иеблагоустройства особенно отрицательно сказывалось отсутствие планомерного санитарного надзора. В последние дореволюционные годы в земской России имелось всего лишь 257 санитарных и эпидемических (врачей. Деятельность общественных санитарных органов (земских и городских) обычно почти не затрагивала жилищно-коммунальных вопросов.

Октябрьская революция коренным образом, преобразила весь строй старой России. На новой социально-экономической базе перестроилось и стало быстро развиваться благоустройство населенных мест. Из отсталой непромышленной страны старая Россия превратилась © крупную индустриальную. Были созданы новые промышленные районы, резко выросли старые (Урал, Донбасс, Кузбасс, Казахстан); страна покрылась сетью совхозов и колхозов. ' ф

«Мы имеем теперь новую, социалистическую экономику, не знающую кризисов и безработицы, <не знающую нищеты и разорения и дающую гражданам все возможности для культурной и зажиточной жизни» (доклад товарища Сталина на Чрезвычайном! VIII Всесоюзном! съезде советов).

Индустриализация страны вызвала громадный рост городского населения. Если в 1897 г. (первая перепись в России) удельньий вес его составлял 11,5%, то в 1926 г. он повысился до 17,6%, а в 1939 г. составил 32;8%, т. е. на долю городских жителей приходилась почти треть населе. * ни я страны. За 12 лет (1926—1939 гг.) на территории Союза возникло 213 новых городов и 1 323 городских поселка. В 1939 г. 174 города имели население свыше 50 000 человек и 82 города — свыше 100 000. Только США по количеству крупных городов с числом' жителей свыше 100 000 (94) превышает СССР.

Рост городов шел одновременно с изменением: их культурного и коммунального благоустройства. Лишь за две сталинские пятилетки на жилищное строительство в городах затрачено было свыше 17 мшрд. рублей, а на их благоустройство — около 8,5 млрд. (только по системе НКХоза). На третью пятилетку намечено- было строительство 35 млн. кв. метроз новой жилой площади, .не считая 10 млн. кв. метров индивидуального строительства.

Резко изменилось и лицо деревни. Широко развернулось на селе строительство клубов, школ, кино, магазинов, изб-читален, больниц, детских домов. Появились сельские водопроводы, мостовьге, электростанции, парки, общественные зеленые насаждения. В этом) культурном строительстве приняли самое широкое участие как хозяйственные предприятия (новостройки, промышленные органы), так и органы коммунального хозяйства и здравоохранения. *

В созданном в 1918 г. Народном комиссариате здравоохранения РСФСР в составе санитарно-эпидемиологической секции была организована жилищно-коммунальная группа с санитарно-техническим подотделом». Так возникла первая советская государственная санитарная организация по жилищно-коммунальному делу. Позднее из НКВнудела выделились самостоятельные наркоматы коммунального хозяйства. С тех. пор наркомздравьг и наркомхозы согласованно руководят всем жилищным делом и благоустройством- населенных мест страны.

Основная работа санитарных органов в то время — борьба с эпидемиями — не заслонила задач санитарного оздоровления и благоустройства. Об это mi говорят постановления ряда созывавшихся многочисленных центральных и местных съездов санитарных врачей, эпидемиологов и бактериологов. В октябре 1919 г. в Москве был созван съезд по вопросам жилищной гигиены и борьбы с социальными болезнями, а в сентябре

1921 г. в Москве же состоялся I Всероссийский съезд по оздоровлению городов, созванный совместно НКЗдравом и НКВнуделом', который тогда ведал коммунальным хозяйством. В дальнейшем эти вопросы обсуждались в соответствующих секциях всесоюзных съездов санитарных врачей, эпидемиологов и бактериологов, а также на очередных всесоюзных водопроводных и санитарно-технических съездах, созывавшихся ВНИТО водоснабжения и санитарной техники, в которых в значительной части участвовали и санитарные врачи.

Перед новыми, созданными революцией санитарными органами республики сразу встали всей своей массой многочисленные вопросы оздоровления страны. В первые же послереволюционные годы был издан ряд законодательных постановлений правительства по основным вопросам санитарного и противоэпидемического дела и проведен ряд организационных мероприятий по построению центральных и местных санитарных органов. Быстро стали расти кадры санитарных врачей. До революции в России было всего лишь 250 санитарных врачей всех специальностей, а в 1923 г. ¡в СССР насчитывалось уже около 1 300 санитарных врачей, занимавшихся в основном жилищно-коммунальными вопросахмм.

• По данным! Центрального управления народнохозяйственного учета Госплана СССР (ЦУНХУ), на 1.1.1936 г. в СССР было в учреждениях всех ведомств и организаций (кроме воздушного транспорта) 5 186 санитарных врачей всех специальностей в городских поселениях и из них по жилищной санитарии 582, или 11,3%.

Уже в первый послеоктябрьский период (1917—1921 гг.) установилась тесная организационная связь между санитарными и коммунальными органами, В 1919 г. было опубликовано за совместными подписям« заинтересованных наркоматов «Положение» о взаимоотношениях санитарных и коммунальных органов в их общей работе. 15.IX.1922 СНК РСФСР издал первый декрет «О санитарных органах республики», предусматривавший специализацию санитарного дела и, в частности, выделение специальных жилищно-коммунальных санитарньих врачей.

Дальнейшему укреплению жилищно-коммунального санитарного надзора способствовало изданное СНК РСФСР 8.X. 1927 г. новое «Положение о санитарных органах», в пункте 3 которого указывается: «К предметам ведения санитарных органов республики относятся: а) санитарная охрана воды, воздуха и почвы; б) санитарная охрана населенных мест; в) санитарная охрана жилищ и мест общественного пользования и специального назначения». Таким образом, во главу санитарной работы были поставлены вопросы общего санитарного благоустройства и оздоровления внешней среды) и условий жизни населения. В эти органы как обязательная их составная часть вошли и специализированные кадры по жилищной санитарии (пункт 5). Постановление СНК РСФСР от 10.11.1928 г. «О нормах санитарных органов и учреждений» установило дополнительно к общесанитарному дадзору в городах с населением свыше 50 ООО жителей по одной должности жилищно-санитарного инспектора на каждые 25 000 жителей. В городах с населением! менее 50 000 жителей и ¡в. сельских местностях функции жилищно-са-нитарного надзора были оставлены за общесанитарным'и врачами. Такая же специализация была введена на железных дорогах и водном транспорте. К этому же времени в институтах и лабораториях оформились кадры (правда, еще очень недостаточные) научньпх работников в области жилищно-санитарного дела. После создания (постановлением ЦИК и СНК СССР от 23.ХИ. 1933) Всесоюзной государственной санитарной инспекции в ее составе были сохранены полностью в центрах и на местах специализированные кадры жилищно-коммунального санитарного надзора.

В условиях быстро растущего социалистического строительства при наличии твердых законодательных актов, определяющих права и задачи -санитарного надзора, при расширении сети санитарных учреждений и

росте их кадров жилищно-санитарное дело в СССР получило за истекшие 25 лет широкий размах. Оно добилось ряда крупных достижений в области жилищно-санитарного законодательства по линии улучшения жизни населения путем» проведения соответствующих мероприятий, обеспечивающих рост и развитие благоустройства населенных мест и материальной культуры)'страны и, наконец, в отношении привлечения самого населения к борьбе за подъем санитарной культуры.

В первый период советской власти был издан ряд законов, которые, поднимая общее благоустройство страны в области охраны жилищ, воды, воздуха и почвы (водоснабжение, очистка и пр.), главным образом имели в виду и одновременную борьбу с пандемиями того времени. Во второй период (1922—1927 гг.) был разработан ряд санитарных нормативов* оформленных в виде правительственных распоряжений. Сталинские пятилетки дали ряд законодательных актов-, обязывавших хозяйственные и ведомственные органы осуществлять санитарные требования и нормативы, зачастую в плановом" порядке с календарными датами выполнения (например, закон о санитарной охране водоемов 17.У.1937 г.). Одновпе-. менно широко проводилась разработка и утверждение стандартов и ОСТг обязательных при постройках и эксплоатации сооружений и предприятий (ОСТ о промышленном' строительстве с крупными коммунальными разделами— о сточных промышленных водах и планировке промышленных предприятий).

Соответственно развитию'жилищно-санитарного законодательства развивалась и практика коммунального жилищно-санитарного надзора. Санитарные органы Союза в первый период своей деятельности (1917— 1927 гг.) провели обширную работу по санитарному изучению страны в целом« и по отдельным республикам», областям! и районам. Проведен был ряд обследований общего их санитарного состояния, водоснабжения, очистки жилищ как в городах, так и в селах, на железнодорожном транспорте и пр. К сожалению, этот чрезвычайно ценный материал опубликован был лишь частично; большая же часть его осталась неразработанной и недоступной для широкого использования.

Проведены были большие работы по обследованию и санитарному описанию многих городов в связи с составлением» проектов их планировки. Некоторые работы послужили темами диссертаций на научные-степени (Алма-Ата — проф. /Н. Н. Попов, Могилев — проф. 3. Г. Моги-левчик). Ряд работ по санитарному изучению Донбасса был опубликован в двух сборниках, изданных Украинским институтом» коммунальной гигиены («Донбасс, его санитарное изучение и оздоровление» под редакцией проф. А. Н. Марзеева, 1936). Большой интерес представляет исследование проф. Марзеева «Жилища и санитарный быт сельского населения Украины» (1924). Подробнее и полнее оно было повторено Украинским» институтом в последующие годы (1935—1936), уже в период колхозного строительства. Такие же работы проведены и в других республиках и областях. По РСФСР была опубликована в 1928 г. сводная работа «Сельское жилище» под редакцией проф. А. Н. Сысина и Е. А. Брагина, охватившая монографические материалы по 13 губерниям РСФСР. Такова же сводная работа по планировке и застройке селений (под той же редакцией, Москва, 1930). Отдельные обследования опубликованы по бывшей Нижегородской губернии (д-р Глотов), по Воронежской (д-р ТкачеЕ), по Белоруссии (д-р Могилевчик). по бывшей Владимирской губернии (д-р Рябов), по бывшей Донской области и др. Обследование сельского строительства затронуло ряд областей.

Аналогично этому в первое десятилетие советской власти широко проводилось и обследование сельского водоснабжения для выработки мероприятий по его улучшению. Местами были организованы конкурсы на лучшие проекты сельского жилища и на разработку рационального типа построек. Это дело получило более широкий размах уже позднее..

в колхозный период сельского строительства. Союз архитекторов вьи-иустил в 1940 г. интересные материалы по подобному проектированию.

Много обследований санитарного характера было проведено по водоемам страны в связи со строительством водопроводов, канализаций и водохранилищ. По санитарному обследованию водоемов работы велись институтами: Государственным институтом коммунальной гигиены, Свердловским, Саратовским», Вологодским", Тбилисским, Бакинским«, Ташкентским, Сталинградским!, Минским, Ивановским: и др. Часть материалов сведена в работы общего характера (проф. С. Н. Строганов, «Загрязнение и самоочищение водоемов», Москва, 1938, издание Института коммунальной гигиены).

Жилищно-санитарное законодательство за 25 лет охватило все отрасли коммунальной санитарии, т. е. планировку, застройку, жилищный надзор, охрану воды (водоснабжение), почвы (очистка населенных мест, сточные воды), воздуха, общественных зданий и построек.

Поскольку важнейшей задачей в первые годы после революции явилась борьба с эпидемиями, коммунально-санитарное законодательство того времени, естественно, было тесно связано с этим» делом. Таков был декрет СНК РСФСР «Об обеспечении населения республики банями», который предусматривал в целях борьбы с сыпным *гифом муниципализацию бань в городах. В развитие этого декрета были изданы 4.1Х.1920 «Санитарные правила для бань». Еще ранее (31.XII.1918) было опубликовано постановление НКЗдрава о мерах очистки мест скопления населения, а затем ряд постановлений, направленные к тем же целям, по организации так называемых «недель» («неделя очистки», «неделя водоснабжения», «банная неделя»). В течение этих «недель» осуществлялись при широком участии населения простейшие мероприятия санитарно-тех-нического характера по возможности во всех населенных пунктах республики.

21.III. 1921 г. был опубликован декрет СНК «О мерах по улучшению водоснабжения, канализации и ассенизации в республике». Та же забота правительства была проявлена в издании постановления от 19.VII.1921 г. «О привлечении населения к ремонту водопровода и канализации в муниципализированных домах». В 1921 г. издано было первое распоряжение НКЗдрава о хлорировании воды для. мелких установок, в котором изложены методы хлорирования. 12.XI.1923 г. опубликовано положение НКЗдрава «О ¡нормах чистоты сточных вод, спускаемых в водоемы», впервые регулирующее законодательным путем этот важный санитарный вопрос. Несколько позднее (1.IXЛ 924) был сделан первый шаг в области охраны водопроводов опубликованием совместного циркуляра НКЗдрава и НКВнудела «О мероприятиях по установлению зон санитарной охраны водопроводов». Оба эти законодательных акта впервые поставили в СССР вопросы охраны водоемов от загрязнения сточным« водами и защиты от тех же загрязнений источников питьевого водоснабжения. Изданный в 1937 г. основной закон «Об охране водоемов» объединил эти задачи и подытожил опыт работы санитарных органов за 15 лет в данной области. Наконец, в 1926 г. те же два народных комиссариата издали распоряжение «О проведении регулярного надзора и лабораторного контроля за центральным! водоснабжением».

Указанными распоряжениями периода 1918—1925 гг. заложены были основные принципы водно-санитарного законодательства, более широко оформленного в последующие годьг. Был установлен тесный контакт с коммунальными органам« в той же области. От чисто противоэпидемических мероприятий практика санитарной работы переходит впоследствии на более высокую ступень — охрану воды как постоянную задачу государственных органов.

Этот переход широко отражен в законодательстве уже 1927—1932 гг. Рост количества водопроводов с использованием открытых водоемов как

Гигиена и здоровье, Л? 11—12

источников водоснабжения, с одной стороны, и все увеличивающееся загрязнение водоемов, промышленности сточным« водами —о другой* привели к изданию новых законодательных актов санитарного характера. 6.VII. 1928 специальным постановлением« СНК РСФСР «Об установлении зоны санитарной охраны ¡водных источников, служащих для центрального водоснабжения городов и рабочих поселков», предписана обязательность организации таких зон для всех водопроводов. Положением' об охранных зонах, утвержденным« НКЗдравом и НКВнудежш 10.Х того же 1928 г., установлены были детальные правила ло этим вопросам«, «предусматривавшие выделение трех зон: «строгого режима», «ограничений» и «наблюдения», с указанием тех санитарных мероприятий, которые должны проводиться в границах каждой зоньг. Аналогичные законы были изданы во всех союзных республиках. В 1929 г. НКЗдрав РСФСР издал новые «Санитарные правила по хлорированию питьевых вод». Эти правила и постановление СНК от 14.V.1932 «О -мероприятиях по улучшению санитарного состояния новостроек и городов» уточнили обязанности коммунальных Органов в данной области. Раздел III этого очень важного постановления СНК, изданного в начальный период широкого строительства новых городовой промышленных предприятий, обязывает горсоветы во всех городских и рабочих поселениях, имеющих центральное водоснабжение, обеспечить устройство охранных зон и установить ежедневный санитарный лабораторный контроль питьевой воды на водопроводных станциях и в водопроводной сети с помощью организованных на всех водопроводах специальных лабораторий. Санитарные правила 15.V.1929 по хлорированию воды на водопроводах устанавливают обязательность

хлорирования при ряде показаний.

Законодательство союзных республик пошло еще дальше. В опубликованном 25.XI.1932 постановлении СНК Украины «Об охране чистоты воды» предусмотрен ряд запретительных норм по обеспечению охраны поверхностных и подземных водоемов и вод. Запрещается загрязнение открытых водоемов спусканием! в них без очистки и без разрешения санитарного надзора сточных промышленных вод, сбросом навоза и мусора и пр.; запрещается устройство поглощающих ям«, если они могут загрязнить почвенные воды; не разрешается использование артез«йанских скважин для сброса в -них загрязняющих веществ и стоков, Тем же законом введен предварительный санитарный надзор при строительстве установок для спуска сточных промышленных вод. Предприятия, не имеющие очистных сооружений для сточных вод, обязаны разработать проекты таких сооружений и представить их в Центральный санитарно-техниче-ский совет НКЗдрава Украины.

16.V.1929 приняты для РСФСР «Санитарные правила о спуске сточных вод с территорий населенных м«ест, фабрично-заводских и промышленных предприятий, жилых и других зданий и сооружений». Это также очень важный документ, впервые устанавливающий в нашей стране санитарные нормативы в данной области. В дальнейшем в законе от 17.V.1937 г. и в «Положении» по этом«у вопросу (1938 г.) были даньп более развернутые правила. Законодательство водно-санитарного характера завершилось в 1937 г. изданием уже упомянутого выше постановления СНК СССР и ЦИК от 17.V «О санитарной охране водоемов и источников водоснабжения», в котором« как бы подытожены все предшествующие распоряжения по этим« вопросам« и даны конкретные практические директивы. Закон от 17.V в первой своей части окончательно устанавливает обязательные отныне для всего Союза зоны санитарной охраны как открытых, так и подземных источников водоснабжения, питающих водопроводы. Проекты зон должны составляться одновременно с проектированием самих водопроводов. При организации зон обязательно заключение санитарного надзора. Вторая, часть этого закона предусматривает охрану вообще всех водоемов от загрязнения сточным-и промышленными водами:

_ •

«Всем без исключения -предприятиям« запрещается спускать вредные для здоровья или загрязненные сточные воды в границах зоны санитарной охраны, а также в пределах всей территории населенного пункта» (пункт И). Предприятия обязаны очищать сточные воды перед их спуском! в общественные водоемы. Дан был шестилетний срок (до 1942 г.; для выполнения этого требования. В противоположность ранее действовавшим правилам о спуске сточных вод в водоемы (1929 г.), новый закон и издаваемые в развитие его «Правила спуска сточных вод в открытые водоемы», утвержденные ВГСИ 2.И.1938, устанавливают новые принципиальные основания для этих требований. Помимо регламентации условий, которым" должны удовлетворять состав и характер сточных вод, вводится и другой фактор — состояние самого водоема, куда спускаются эти воды, его мощность, размеры, гидрологические и гидрохимические моменты. Все водоемы разделяются на 5 категорий в зависимости от характера их использования. К -опускаемым в них сточным водам предъявляются различные требования, точно указанные в «Правилах», в соответствии с характером» водоема.

Эта детальная регламентация вошла с некоторыми коррективами в «Общесоюзные санитарные нормы и правила строительного проектирования промышленных предприятий» (ОСТ 90014-39, утвержденный в 1939 г.)1. Закон от 17 мая 1937 г. является одним: из основных санитарных законов страны и представляет собой крупной достижение в деле благоустройства населенных мест. Вместе с тем он имеет и большое народнохозяйственное значение в области одраны водоемов, охраны рыбных промыслов, судоходства и пр.

Следует упомянуть и об изданных еще 6.1.1930 правилах по хлорированию сточных вод. В связи со строительством' новых крупных водохранилищ и каналов в последние годы были также опубликованы постановления о санитарньих требованиях и в этой области. Таковы закон «О санитарной охране канала Москва — Волга» (27.1.1936) и соответствующее постановление Президиума Московского областного исполнительного комитета от 2.1Х.1936 об установлении зоны санитарной охраны этого канала, несущего еоды Волги в Москву и питающего новый ее водопровод (Сталинская станция).

Высокая техника водопроводного дела позволила, наконец, установить законодательным! путем< и стандарт качества воды, подаваемой в хозяйственные и питьевые водопроводные сети. Стандарт этот утвержден НКЗдравом! и НКХозом! РСФСР в 1939 г. и переработан в 1941 г. -

В развитие перечисленных законов НКЗдравом. НКХозом и другими ведомствам« издан был ряд и дополнительных распоряжений, обеспечивающих санитарное состояние самих сооружений по водоснабжению и удалению сточных вод. Ряд местных советов в свою очередь издал аналогичные обязательные постановления.

Мы- можем« утверждать теперь, что водно-санитарное законодательство СССР является достаточно полно разработанным и отвечает санитарным! требованиям).

Вопросы очистки населенных мест пока еще не разрешены законодательным! порядком в общесоюзном масштабе, однако и в этой области сделано мшго предварительных шагов. Практика шла здесь иными путями — методом) местных решений и мероприятий по линии строительства сооружений и применения на местах различных способов очистки.

Известную организующую роль сыграло в данном« отношении происходившее в 1937 г. в Ленинграде Всесоюзное совещание по очистке городов, которое вынесло ряд принципиальных решений. Была принята как наиболее удобная и рентабельная так называемая «коммунальная

' ,

1 В 1942 г. ОСТ 90014-39 .пересмотрен, причем этот раздел кэ подвергся суще:т. венным изменениям.

системе очистки», т. е. муниципализация сбора и вывоза по графику отбросов и нечистот техническими силами и средствами городов при одновременной оплате всех расходов по вывозу домовладениями. Введенная в ряде городов СССР, эта система вполне о*бя оправдала. Перед войной подготовлено было издание общего закона, оформлявшего обязательность введения в городах данной системы очистки. Одновременно установилась практика составления отдельными городами общих единые проектов всех. видов очистки (ассенизационное дело, мусороудаление, сбор утиля, очистка и поливка улиц, удаление снега, содержание кладбищ и пр.) с соответствующими техническими документами и сметами.

СНК РСФСР в изданном! 14.У.1932 г. декрете «О мероприятиях по улучшению санитарного состояния городов и новостроек» постановил широко провести ряд мер по поднятию благоустройства населенных мест страны. В декрете изложены обязанности горсоветов в деле очистки (уборка домовладений и мест общественного пользования, институт дворников, отвод мест для вывоза отбросов и т. д.). Такие же указания даны в совместном! циркуляре НКЗдрава и НКХоза РСФСР от 16.У.1935г., где определены функции государственной санитарной инспекции в области очистки. Многие положения по очистке изложены в отдельных постановлениях НКЗдрава (ВГСИ) и других ведомств. Эти распоряжения касаются устройств кладбищ (1929 г.), общественных уборных (1937 г.), складов животных продуктов, хранения утиля, и пр.

В изданном" в 1939 г. специальном сборнике «Организация очистки городов (задания, методика, норм<ы), правила)» Центральным! институтом коммунальной гигиены собраны и проработаны все имеющиеся в данной области материалы инструктивного характера, а также методы очистки и нормативы очистительных сооружений. В последнее время стали широко пропагандироваться почвенные способы очистки и компостирование. Война внесла ряд упрощений в эти способы.

Совершенно новой отраслью коммунального хозяйства и санитарного надзора явились вопросы планировки и застройки населенных мест. В дореволюционной России вообще не было законодательства, регулирующего планировку городов. Имелись лишь отдельные распоряжения о пожарных разрывах и некоторые указания по застройке зданий. Муниципализация городских земель и .домовладений поставила на очередь вопросы перепланировки старых городов и расширения, их границ. Вместе с тем! рост старых городов и постройка новых также выдвинули те же войросы как чисто практическую задачу. Поэтому уже в 1922 г., а затем в 1925 г. даны были первые указания по обязательности составления проектов планировки .городов.

Постановлением» ЦИК и СНК СССР от 27.VI.1933 «О составлении и "утверждении проектов планировки и социалистической реконструкции городов и других Заселенных мест» установлен порядок и сроки подготовки этих основных городообразующих документов. В постановлении указывается, что проекты планировки должны обеспечить создание наиболее благоприятных условий труда и жизни населения. В постановлении

ВЦИК и СНК РСФСР от 20.1.1934 «Об устройстве населенных мест»

это основное требование гигиенического и бытового характера уже развивается более детально. В пункте 4 указывается, что «Проекты планировки населенных мест должны составляться на основе полной увязки всех элементов производства, энергетики, транспорта, благоустройства, гигиены и культуры и их взаимной между собой зависимости с учетом перспектив развития». В дальнейшем по тем» же вопросам были изданы подробные указания НКХоза и инструкции НКЗдрава.

Участие в разработке этих вопросов санитарных органов обеспечило интересы гигиены. Были выдвинуты вопросы санитарной охраны атмосферного Еоздуха в городах от загрязнения его выбросами топок промышленности и жилых зданий,— газами, дымами, пылью, посредством

правильного соотношения .территории, занятых промышленными предприятиями и жилыми кварталами, а также сохранения в городах достаточного количества «свободных пространств», включая сюда и зеленые насаждения .как своего рода, резервуары чистого воздуха. Далее, предусмотрен был ряд специальных мероприятий, направленных непосредственно против загрязнения воздуха (обязательное устройство дымо- и газоуловителей, сжигание газа, герметизация технологических процессов и пр.). Перед Великой отечественной войной почти все города Союза приступили, а многие уже закончили разработку проектов своих плакировок. В данной работе и в центре, и на местах приняли участие санитарные органы и научные гигиенические учреждения.

В 1934 г. Институтом! коммунальной гигиены и Государственным институтом! строительства городов (Гипрогор) совместно были разработаны и изданы в виде отдельного сборника «Санитарные требования при планировке городов и районов». В «Требованиях» детально изложены задания и нормативы по выбору места, по размещению отдельных элементов города (промышленные предприятия, жилые кварталы, зеленые насаждения), по сети санитарно-технических сооружений, сети культурно-общественных учреждений и зданий и т. д. Это не официальные нормативы, но фактически они в основном определяют ныне практику проектирования планировок.

Постановление СНК СССР от Ю.УН. 1935 «О генеральном' плане реконструкции Москвы» дало уже ряд четких санитарных нормативов в этой области, и хотя они и касались только Москвы, но являются общепризнанными в советской практике планировки городов. В этом« постановлении основные нормативы определяют размеры жилого квартала и плотность населения. Намечено постепенное освобождение Москвы от особо опасных для здоровья населения предприятий, а также отдельных (большей частью мелких) предприятий, мешающих новой планировке улиц и площадей города. 1.Х.1935 были изданы правила о застройке Москвы, утвержденные СНК СССР.

В последующие годы неоднократно разрабатывались проекты детальных норм планировки и застройки, которые должны) были завершиться изданием! обобщающего закона. 'Этому помешала война. И здесь, наряду с основными органами коммунального хозяйства, в работе приняли участие органы государственной санитарной инспекции и институты гигиены.

В 1939 г. подготовленные научными институтами системы НКЗдрава (Институт коммунальной гигиены, Санитарный институт им. Эрисмана) нормьи разрывов, т. е. расстояний между промышленными предприятиями и жилыми кварталами для разных ви>юв промышленности, были введены в ОСТ 90014-39.. В 1932 г. эти нормативы подверглись частичному пересмотру и вошли в новый ОСТ.

В связи с этой новой отраслью работы санитарных органов Главной госеаншепекцией РСФСР были изданы 24.V1II.1935 инструкции по планировке населенных мест. Опубликованьи также инструкции по санитарной охране атмосферного воздуха (ГСИ РСФСР 8.УШ.1937, Всесоюзной госсанинспекцией 15.Х.1939). Аналогичные нормативы по постройке и реконструкции населенных мест были изданы и по УССР (в частности, отметим! постановление- Центрального санитарно-технического совета при НКЗдраве Украинской ССР от 20.XI.1933).

Такой же регламентации подвергались санитарные требования о зеленых насаждениях в городах. В УССР был издан специальный закон «О зеленых насаждениях в городах и поселках городского типа» (постановление СНК УССР от 12.IX.1931).

Наиболее трудной и ответственной отраслью работы санитарных органов, особенно в первые годы после революции, была область жилищно-санитарного надзора. Муниципализация домовладений и «жилищный пе-

редел» в городах вызвали массовое переселение трудящихся из подвалов и каморок !в благоустроенные жилища. В связи с этим сразу был поставлен вопрос о планомерном участии в данной работе санитарных органов и об организации жилшц н о - сани т ароюг о надзора. 15.VI.1919 был опубликован за подписью Ленина исторический декрет «О санитарной охране жилищ», пункт I которого гласит: «Установить в республике организацию жилищно-санитарного надзора за жилыми помещениями через специальную жилищно-санитарную инспекцию». 6.У1.1921 бьтп издан новый декрет «Об объединении всего дела санитарной охраны жилищ в Народном комиссариате здравоохранения».

В' развитие декрета 17.VII.1919 НКЗдрав издал «Временные правила устройств и содержание жилых помещений». В ¡них изложены были первые жилищные нормативы. В дальнейшем» при издании различных строительных правил эти нормативы видоизменились, но основная, норма — жилая площадь на одного человека в 8,25 м>- — остается незыблемой и пеныне. Она подтверждена в инструкциях НКХоза и НКЮста РСФСР от 29.1.1934 «О порядке изъятия излишков жилой площади».

Одним из последующих законов по охране жилого фонда и санитарному надзору за ним является .постановление ЦИК и СНК СССР от 13.Х. 1937 «О сохранении жилищного фонда и об улучшении жилищного хозяйства в городах». 'Многочисленные правила санитарного характера о содержании жилищ, о- приеме вновь построенных зданий, о внутреннем-распорядке в квартирах, о мерах боръбьг с домовым грибком« и др. уже детально регламентируют отдельные стороны санитарного надзора за жилищами. Особого внимания заслуживает также постановление Совнаркома СССР от 23.У.1934 г. «Об улучшении жилищного строительства», установившее ряд основных санитарных норм*, обязательных для всех проектирующих и строящих организаций. -

В правилах внутреннего распорядка в квартирах, изданных НКХозом РСФСР от 24.1.1938, в разделе 3 («Санитарные правила») детально сформулированы требования по поддержанию санитарного состояния жилых помещений (уборка и проветривание квартир, удаление отбросов, борьба с насекомыми и грызунами, стирка белья, содержание животных и пр.).

Неоднократно переиздавались правила по устройству и содержанию общежитий. В последний раз они были пересмотрены и утверждены! ВГСИ 16.VIf.1942.

Много постановлений и законодательных актов издано для обеспечения санитарного благоустройства различных общественных зданий — клубов, школ, лечебных заведений разных типов, яслей, детских домов, домов туриста и пр. Особенно детально проработаны требования в отношении учреждений личной гигиены. Здесь следует выделить санитарные правила по устройству и содержанию бань, изданные ГСИ РСФСР 7.1Х.1937; сб устройстве-и содержании пляжей и мест купанья, опубликованные ВГСИ 7ЛХ.1937; о парикмахерских, утвержденные ВГСИ 4.11.1939; о прачечных, утвержденные НКЗдравом! и НКТруда 4.Л/1.1930. -В связи с войной 4.XII. 1941 было издано по РСФСР особое постановление о строительстве бань.

Уже в первые годы советской власти развернулась работа по поднятию санитарного уровня колхозов и совхозов и по санитарному их благоустройству. В период коллективизации эта работа получила особенно широкий размах. Выше было уже указано о многочисленных санитарных обследованиях, которые проводились в данной области. На основе этих обследований и прежде всего на базе возросшего материального благосостояния колхозной деревни началось широкое внедрение в жизнь села элементов благоустройства и гигиены. Санитарные нуждьи села стали регулироваться в законодательном' порядке. Особо следует отметить приказ НКЗдрава и НКСовхозов СССР от 11.Х.1938 «О мероприятиях по улучшению медико-санитарного обслуживания населения совхозов» и

ол

/

#

приказ о том- же Наркомсовхозов и ВГСИ от 11.1.1937, где даны обязательные директивы об устройстве в совхозах бань, прачечных, о содержании колодцев и т. д. Аналогичные постановления изданы и по обслуживанию колхозов, по сельскому водоснабжению, по санитарным мероприятиям во время полевых работ (полевые станы). Последние правила подробно разработаны! постановлением! ВГСИ от 27.11.1940.

Деятельность санитарных органов в области санитарного'благоустройства населенных мест тесно увязана с общим- подъемом» народного хозяйства страны.

Сталинские пятилетки, индустриализация СССР и коллективизация сельского хозяйства выдвинули новые задачи и новые формы работы санитарных органов. В периоды пятилеток намечались широкие планы оздоровительных мероприятий в соответствии с общим планом! развития народного хозяйства. Партия и правительство постоянно оказывали полное содействие делу санитарного благоустройства страны, давая ряд руководящих указаний. Таково, например, постановление СНК РСФСР от 7.УП.1929 по докладу НКЗдрава «О санитарном! состоянии РСФСР».

В результате повышения благосостояния населения и роста его общей и санитарной культуры страна быстро меняла свой облик. В жилищное и коммунальное строительство вложены громадные средства. Число городов с водопроводами выросло с 234 в 1917 г. до более чем> 500 к началу Великой отечественной войны. Городов с канализацией к этому времени было уже 105 (против 19 в 1917 г.). Повысилось душевое потребление воды, достигнув в Москве 237 л в сутки на человека (среднее по городам с водопроводами — 90 л), в то время как в 1917 г. это потребление лишь в 4 городах достигало 120 л, а в остальных колебалось от 10 и до 40 л. Общая длина водопроводной сети против 4 000 км в 1917 г. составляет ныне более 10 000 км!.

Выросла сеть санитарных органов и санитарных учреждений. По РСФСР в 42 областях и АССР (не считая временно занятых врагом) на 1.1.1942 было 243 жишищно-саиитарньих врача и 1 027 общесанитарных врачей, широко осуществляющих коммунально-санитарный надзор.

Война поставила страну в тяжелые условия. Разрушены тысячи населенных мест, нарушено коммунальное и жилищное хозяйство в ряде го-^ родов и селений. Зверства врага не знают пределов. Героическими усилиями советского народа и Красной Армии противник будет сокрушен, победа будет за нами, и для страны откроется новый период быстрого и энергичного восстановления разрушенного и создания нового хозяйства и благоустройства населенных мест.

(Окончание следует)

Проф. ф.е. еудагян

Наука и практика в области гигиены

питания за 25 лет

В резкой противоположности с состоянием дела в царской России после Октябрьской революции поставленная партией и правительством задача коренного улучшения питания широких масс трудящихся выдвинула огромную массу практически важных вопросов, правильное разрешение которых часто оказывалось невозможным' без углубленного их изучения. В Советской России (а затем» в СССР) санитарно-пищевой надзор развивался в тесной связи с научной разработкой проблем! в области гигиены питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.