Научная статья на тему '25 лет школьно-санитарного дела в СССР'

25 лет школьно-санитарного дела в СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
107
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «25 лет школьно-санитарного дела в СССР»

тарном просвещении в санитарной пропаганде, в частности, путем издания популярных брошюр, листовок, плакатов, информационных писем, инструкций "для врачей и т.д.

В первые годы существования институтов закладывались основы методики изучения профессиональных вредностей и профзаболеваний как в условиях эксперимента «разнообразные камеры), так и на производстве (кататермометрия, актинометрия, кони-метрик, методы определения различных ядовитых газов и па1ров, методы определения эффективности вентиляционных установок л др.). Вместе с тем экспериментально и клишически начали 'изучаться различные профессиональные интоксикации (в первую очерздь давно известными «клахичеююими» профессиональными ядами-свиицом, окисью угле;рода, бензином», анилином и др.), воздействие на организм метеорологического фактора-, пневмоконнозы (преимущественно в украинских институтах), воздействие на организм шу>ма и сотрясения (Институт им. Обуха), различные проф ее си опальные заболевания кожи и др. Наряду с этим впервые на основе научных исследований были разработаны некоторые практические оздоровительные мероприятии (солевой питьевой режим в горячих цехах, безосколочное стекло, смазка против запотевания стекол -в защитных очках, различные юты спецодежды применительно к отдельным профвред-ностям, первые советские типы защитных очков, респираторов и промышленных противогазов, рациональные системы «искусственного освещения в ряде производств и др.). Широкое (распространение получило в этот период изучение' вопросов фвдполонии труда в связи с вопросами организации труда (режим труда), организации рабочего места, гигиенической рационализации рабочей мебели, рабочего инструмента и производственного оборудования.

Ши-роко обсуждались вопросы гигиены труда в этот период и в ряде медицинских обществ, и прежде всего в созданном» в 1923 г. обществе социальной и экспериментальной гигиены и секции профпатологии терапевтического общества.

(Окончание следует)

Засл. деят. науки проф. А. В. МОЛЬКОВ

25 лет школьно-санитарного дела в СССР

До Октябрьской революции школьно-санитарное дело ,в России, как, и дело народного образования., находилось в зачаточном! состоянии. Не существовало какой-либо единой системы его организации. В городах, особенно столичных и крупных, руководство им' осуществлялось различным« ведомствами, которым) принадлежали средние школы (министерство просвещения и военное, ведомство императрицы Марии и пр.), но в большинстве случаев было формальным». Врачи «приписывались» к различные средним школам», большей частью не получая оплаты за свою работу, ради получения чинов и орденов. Решительно ¡ничем и никем врачи эти не были объединены. Лишь в Москве и Петербурге городскими самоуправлениями были созданы организации школьных врачей. В 1906 г. в Петербурге было 48 школьньих врачей, в Москве— 12, а к началу империалистической войны школьные врачи имелись в 50 городах России. В ¡нескольких передовых земствах участковые врачи под руководством насчитывавшихся немногими единицами санитарных врачей проводили санитарный надзор за начальными школами, но, конечно, в далеко не достаточном» масштабе.

Пироговские съезды уделяли школьной гигиене много внимания. При правлении общества была организована комиссия по школьной гигиене и распространению гигиенических знаний. Из научных работников и видных санитарных врачей работали в области школьной санитарии профессора Эрисман и Хлопин, врачи Бе.карюко:в, Никитин, Михайлов, Касторский, Мольков, Лебедев', Дурново и некоторые другие.. Известная книга Бекарюкова «Основы школьной гигиены» сохраняет и теперь свое значение. Д-р Никитин под руководством проф. Хлопика положил начало школьном»у гигиеническом»у музею и издал первую «Справочную книгу для школьных врачей» с инструктивно-методическими материалами. Под их же редакцией был переведен на русский язык ряд

руководств, в том числе универсальное руководство по школьной гигиене проф. Лео Бургерштейна и д-ра А. Нетолицкого. ' Таковы были первые слабые зачатки школьной гигиены в .царской

России». •

Резкий перелом! в заботе о детях определился тотчас же после перехода власти в. руки советов. Несмотря на наличие громадных продовольственных трудностей, В. И. Ленин распорядился предоставлять детям лучшие продукты из имевшихся тогда скудных запасов. По его инициативе был издан ряд законов, -имевших громадное оздоровительное значение для детей, в том» числе закон об обязательном оспопрививании. Колоссальна 'непосредственная роль Ленина в организации ряда воспитательно-оздоровительных учреждений, в создании пионерского движения, в определении роли и задач комсомола в • области воспитания и ■оздоровления детей, в организации пионерлагерей и т. д.

Привлечение медицинских сил к сложному и ответственному делу школьного воспитания получило организационное оформление первоначально в системе НКПроеа, где под руководством ныне покойной В. М. Бонч-Бруевич (Величкиной) были ясно намечены пути развития, связей между медициной и педагогикой. Были учреждены должности школьных .врачей; создан был ряд показательных профилактических поликлиник, задача которых заключалась во всестороннем изучении ребенка для правильного построения педагогического процесса.

Эти поликлиники и опирающиеся на них школьные врачи НКПроеа не выполняли лечебных и профилактических функций, что входило уже в компетенцию органов НКЗдрава. Образовавшийся таким! образом разрыв между врачебным изучением и врачебным обслуживанием! ребенка сохранился в течение некоторого времени и после того, как врачебные учреждения НКПроеа перешли к НКЗдраву (1918 г.).

Здесь на первых порах работа шла под неправильным лозунгом «Старый школьно-санитарный врач нам не/ нужен; советской школе нужен -совсем» новый врач — педагог-педолог». Представители этого течения (Радин, Залкинд, Гельфер. Тутышкин и др.) добились даже открытия для подготовки таких «новых» работников особого медико-педологического вуза, просуществовавшего, правда, недолго. Борьба с .этим течением была тогда же начата представителями Государственного института социальной гигиены и опиравшихся на него кафедр школьной гигиены московских мединститутов.

Решительный и резкий поворот на правильный путь развития школьно-санитарное дело получило после исторического решения .ЦК ВКП(б; в 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпрооов». Это решение,, ликвидировавшее лженаучную «теорию» и практику «педологии» в органах народного образования, вызвало реорганизацию постановки школьно-санитарного дела и в системе НКЗдрава. Было установлено, что школьный ¡врач должен считать главной своей задачей оказание лечебной помощи и создание благоприятных санитарных условий для • роста И! развития каждого советского ребенка.. Это привело к созданию ныне проводимой в жизнь стройкой системы лечебно-профилактической помощи детям! и подросткам, при которой до конца ликвидирован отрыв изучения ребенка от оказания ему лечебной и санитарной помощи.

В основу этой системе были положены три основных организационных принципа: исчерпывающий охват всей многомиллионной массы детей и подросткс-в страны высококвалифицированной лечебной и профилактической помощью; тесная связь лечебно-профилактического обслуживания учащихся, осуществляемого в учебно-образовательных учреждениях (ясли, детские сады, школы, интернаты и пр.), с их медицинским обслуживанием! поликлиниками, участковыми педиатрами-, больницами, санаториями и т. д.; теснейшая увязка мероприятий оздоровительных с воспитательно-образовательными.

ш

Ведущую роль во всестороннем медицинском! обслуживании детей и подростков в каждом районе, городе, области, т. е. вообще в каждом обособленном" территориальном! районе, должны играть детские поликлиники, в состав которых были включены и школьные врачи, и участковые педиатры, а в ряде случаев и «единые педиатры», обслуживающие ребенка и в школе (вообще в детских учреждениях), и на дому.

Наряду с обширным кругом1 разнообразньвх лечебно-профилактических задач на педиатров детских учреждений была возложена и текущая повседневная санитарная работа, которую они осуществляют в городах с помощью среднего медицинского персонала и при содействии школьного госсанинспектора. В сельских местностях все перечисленные функции были возложены на участковых врачей, районных педиатров и районных госсанинспекторов.

Число врачей, обслуживающих школы и детские учреждения, возросло с нескольких сотен в 1918 г. до 1 500 в 1924 г. и свыше 3 500 в 1940 г. С 1936 г. эта сеть ежегодно -пополнялась за счет специальных выпусков педиатрических факультетов (26 факультетов. дававших ежегодно до 2 000 врачей). Иэ числа оканчивающий санитарные факультеты, начиная^ 1935 г., выделено было в городах около 300 гсесанинспекто-ров для руководства школьно-санитарным надзор*м».

Школьная го-ссанинсп е. к ц и я. — одна из самостоятельных

9

отраслей государственного санитарного контроля, установленного постановлением СНК РСФСР 20.111.1934,— была организована в системе Главной госсанинспекции и гоесанинопекций Москвы и Ленинграда с конца

1934 г., а в системе областных ХкРаеБЬ1х) горсанинспекций—с января

1935 г/До Г937 г. основным объектом школьного госконтроля являлись школьи, детские дома, детские сады. Б дальнейшем* круг их деятельности расширился, так как в* него вошли сначала внешкольные учреждения (лионерлагери, детские парки, кино и т. д.), затем и учреждения раннего детства (ясли, детские консультации и- т. д.), а с 1940 г. также и школы подготовки трудовых резервов..

Таким образом», на ответственности госсанинспекции в настоящее время лежит забота о санитарном благоустройстве всех детских учреждений страны, а следовательно, о санитарном» состоянии не только Школьников, но и всех де;гей и подростков. Само название «школьно-санитарный надзор» является теперь исторически <^тожи!еГшимся и условным.

Более сложные объекты обслуживаются коллективом госсанинслекторов. Так, например, ремесленные и железнодорожные училища, находящиеся в обособленных зданиях, а также общежития для учащихся находятся в ведении школьного госконтроля, цехи на производстве — в ведении промышленного госсанинспектора, пищевые предприятия, столовые, буфеты, кухни — в ведении госсанинспектора-пищевика. По отношению к санитарным« функциям школьных и «единых» педиатров (см», вы-> ше) школьный госсанинспектор, кроме организационных и контрольных задач, осуществляет учет эффективности проводимых им мероприятий и разрабатывает собираемый им антропометрический и другой санитарно-статистический материалов необходимых случаях школьный госсанкн-спектор организует сложные комплексные санитарно-гигиенические исследования, длящего создает специальные лаборатории, разрабатывает соответствующие -материалы и делает из них практические выводы.

Основные направления в практической и теоретической деятельности по школьно-санитарному надзору за 25 лет заключались в разработке законодательных нормативных материалов по вопросам1 строительства, оборудования и-санитарного благоустройства школ и детских учреждений, гигиенических обоснований» режима и питания детей и подростков и з организации учета социальных факторов здоровья и физического развития детского населения. Разработка вопросов санитарного благоустройства детских учреждений началась в 1923 г. с изучения наилучших

образцов строительства школ и» детских учреждений в зарубежных странах, для чего, помимо получения специальной литературы, были командированы за границу работники НКЗдрава и НКПроса (впоследствии, в начале первой пятилетки, были вызваны среди других иностранных архитекторов и инженеров также некоторые авторы проектов зданий детских учреждений, осуществленные в ряде городов на Западе).

Составление нормативных указаний для строительства детских учреждений производилось в 1924—1928 гг. в научных институтах НКЗдрава (главным образом» Институт социальной гигиены и Институт охраны материнства и младенчества) специально выделенными комиссиями с приглашением представителей заинтересованных ведомств. В результате работ этого периода были изданы первые сборники! материалов — НКПросом по строительству школ и детских садов и НКЗдравом по строительству яслей.

Следующим^ этапом в этой работе было детальное изучение выстроенных в 1928—1935 гг. в городах новых здании школ и детских учрежде-• ний. На базе этих объектов был проверен и уточнен ряд гигиенических норм путем) применения инструментального изучения искусственного освещения., вентиляции, запыленности воздуха и т. д. Одновременно были начаты работы not гигиеническому обоснованию школьной мебели, одежды, учебных книг, игрушек и пособий. Так, на основе детального изучения размеров пропорций тела детей и подростков, путем) применения специальных антропометрических методик были выработаны стандарты размеров м»гбели (М. Корсунская) и одежды (Краснобаем, Назарова и др.) для детей всех возрастов. Проработанные с участием» врачей и педагогов типы детской мебели и одежды были проверены на практике детских учреждений и легли в основу массового изготовления этих предметов. Эти работы были широко освещены! в печати и в специальных инструктивных материалах НКПроса и НКЗдрава.

В связи с массовыми изданиями детских книг и учебников были заново экспериментально проверены гигиенические требования к их внешнему оформлению (Шапиро, Фредгейм», Г ромбах), то же было проделано в отношении, детских игрушек (Ляхович, Б ада лов и др.).

Все эти и другие материалы послужили основой для санитарных требований к школьному строительству, содержанию и оборудованию детских учреждений, получивших грандиозный размах во второй и третьей пятилетках.

Госсанинспекция повсеместно принимала активное участие в развитии сети детских учреждений путем осуществления предупредительного санитарного контроля за строительством« этих учреждений. Основными документами в этой области являются совместные указания госсанинспекции и НКПроса РСФСР «О согласовании вопросов строительства и санитарного благоустройства школ и детских учреждений в центре и на местах», инструкции госсанинспекции «О приемке зданий школ и детских учреждений», «О контроле за строительством» и др. С организацией сети учреждений по подготовке трудовых резервов были изданы совместно с Главным» управлением трудовых резервов при СНК СССР Положение о медико-санитарном» обслуживании ремесленных училищ и школ ФЗО, Инструкция о порядке открытия, устройства и оборудования общежитий и ряд других, являющихся обязательными для работников этой сети. С участием» работников школьно-санитарного надзора ежегодно разрабатываются тематические указания: по вывозу детей в пионер-лагери и колонии, по проведению зимних каникул, по организации завтраков в школах и м»ногие другие, имеющие местное значение. В центре общие гигиенические указания по линир НКПроса внесеньи в уставы и положения школ, детских садов, детских домов, школьных интернатов., и других детских учреждений.

В целях осуществления текущего санитарного надзора были разра-

батаны и изданы санитарные правила для всех основных стационарных типов детских учреждений (школ, детских садов, детских домов, пионерлагерей), а также и впервые разработаны санитарные требования для. внешкольной сети: школьные столовые, детские театры и кино, детские библиотеки, катки и зимние спортивные учреждения.

Эти материалы служат основными руководящими указаь.гтми для

практической работы.

В третьей пятилетке, наряду с элементарными массовыми обследованиями, проводимыми госсанинспекторами, которые сами по себе представляют ценность для учета динамики санитарного состояния сети детских учреждений, начала проводиться также инструментальная и лабораторная. проверка различных сторон санитарного режима в школах и детских учреждениях. С этой целью госсанинспектора начали широко привлекать к работе научные институты) и санитарные станции, а в Ленинграде в 1939 г. была организована первая школьно-гигиеническая лаборатория, объединявшая всю городскую работу в этой области (руководитель— проф. Гуткин); в Москве в 1940 г. такая же работа была начата при двух районных санитарных станциях, в одной из них (Кировский район) был организован также городской кабинет по школьной гигиене. Для работников -периферии в 1937 г. были впервые изготовлены портативные лаборатории для проведения основных санитарных исследований.

Из вопросов санитарного режима в детских учреждениях в течение • второй и третьей пятилеток наиболее полно разработаны вопросы освещения. и воздухообмена, учтенные при выработке проектов норм« искусственного освещения, кубатуры и площади для вновь проектируемых зданий.

Особо надо отметить работу, проведенную за эти годы по вопросам детского питания. На основании детального изучения физиологических потребностей детского организма, проведенного специальными отделениями институтов питания, и условий конкретной организации питания в воспитательных и лечебньих детских учреждениях под руководством тех же институтов были разработаны нормы питания для здоровых и больных детей всех возрастных групп (дроф. Молчанова, Маслов, Тур, доц. Балииская и др.). Были разработаны также вопросы организации общественного детского питания в санитарно-оздоровительных учреждениях, в специальны^ детских столовых, а также и в практике массовых детских учреждений.

На основе учета всей деятельности по школьно-санитарному надзору за советский период был составлен в 1939 г. специальной комиссией НКЗдраба СССР проект санитарного законодательства для школ и детских учреждений.

Наряду с санитарным' изучением и оздоровлением детских учреждений и усовершенствованием форм и методов медицинского обслуживания детей в них уделялось известное внимание изучению динамики здоровья и физического развития детского населения и, в частности, организованных детских коллективов.

Разработка вопросов учета физического развития детского населения была начата еще в 1924 г. в Институте социальной гигиены |в специальном кабинете и центральном антропометрическом бюро (ЦАБ)]. Затем*, по унифицированной методике бьш! разработаны стандарты физического развития детей и подростков во всех республиках Советского Союза. Повторными обследованиями, проведенными в ряде мест, показана положительная динамика физического развития за такой относительно короткий срок. В 1932 г. были разработаны основные установки по организации конъюнктурных наблюдений и таковые были проведены затем в ряде городов через детские поликлиники три активном участии школьно-санитарных работников.

В годы Великой отечественной войньг усилились все санитарные мероприятия.

Огромная забота была проявлена в отношении организованных детских коллективов-, эвакуированных из прифронтовой полосы и размещенных в глубинных районах страны. От санитарной службы дорог, от сопровождавших эшелоны с детьми медицинских работников и от местных отделов здравоохранения потребовалось умение быстро применять профилактические меры по предупреждению разноса детскич инфекций — госпитализация больных и проведение прививок контактным детя.\и, иногда в весьма сложных путевых условиях.

Сельская медицинская сеть и районные госсанинспектора включили детские интер н аты в число объектов первоочередного медико-санитарного обслуживания, С помощью местных советских и партийных организаций детские интернаты получили возможность продолжать Боепитание детей в относительно нормальных условиях. Подробные указания по медико-санитарному обслуживанию интернатов вошли в «Положения» об интернатах для детей школьного и дошкольного возраста, изданные НКПросом по согласованию с НКЗдравом.

Текущее санитарное обслуживание школ и детских учреждений перешло по преимуществу к среднему медицинскому персоналу; поэтому госсанинспекция значительно повысила требования к администрации и педагогам по сохранению должного санитарного содержания школ и детских учреждений и усилила работу по организации общественного санитарного актива; с 1941 г. организован институт общественных санитарных инспекторов. Поддержание санитарного режима и организация питания детей проводятся главным образом! при активном участии общественности детских учреждений.

,В соответствии с указаниями НКЗдрава и ' НКПроса в 1941/42 г. проводятся в ряде городов курсы по повышению квалификации педагогов в области гигиены детства и борьбы с инфекциями; из числа педагогов школ и детских учреждений, в соответствии с указаниями ВГСИ, комплектуются общественные санитарные инспектора, проводящие санитарную работу под руководством» прикрепленного к* школам» медицинского персонала или госсанинспектора.

Новые формы, работы учащихся — массовое участие в сельскохозяйственном» труде, работа в учебно-производственных мастерских и значительно расширенный объем профилей-специальной подготовки трудовь:ч резервов—поставили перед школьно-санитарным надзором новые задачи по санитарному надзору за условиями труда и быта подростков. Разработаны основные указания по отбору учащихся и осуществлению санитарного надзора в школах ФЗО и РУ.

Массовое вовлечение женщин в производство вызвало значительный рост сети детских учреждений для детей раннего возраста (детские ясли, сады и площадки). В организации этих учреждений произошли значительные изменения — введена сменность групп в течение дня, круглосуточное пребывание детей и т. д. Все это вызвало усиление санитарного надзора за ними с обращением особого внимания на профилактику детских инфекций.

Научно-методическое руководство школьно-санитарной деятельностью работников всех специальностей (начиная педиатрами и кончая представителями госсанинспекции) в СССР всегда проводилось системой научных институтов, кафедр, вузов, а также научно-методическими центрам»и — опытно-показательными станциями и поликлиниками.

Первым научно-методическим республиканским центром» школьной гигиены после Октябрьской революции явился Государственный институт социальной гигиены, собравший в своих музеях обширный школьно-гигиенический материал. Вопросы физического воспитания подрастающих поколений разрабатывались в Институте физической культуры, при

котором« была открыта опытно-показательная школа. Проблемы морфологии и физиологии ребенка, педиатрической клиники, нейропсихиатрии,. организационные вопросы построения дела медицинского обслуживания детей изучались .в институтах охраны здоровья детей и подростков, существовавших в ряде крупных центров СССР. При центральных институтах охраны здоровья детей и подростков (ныне педиатрических институтах) существуют опытно-показательные учреждения, — школы, физ>-культплсщадки, детские санатории и т. д. Значение методических центров приобрели и некоторые оперативные учреждения, проводящие опытные работы и научные исследования, организованные частью НКПросом), частью НКЗдравом. Из них следует назвать школу им. Тимирязева в Ногинске, изучавшую вопросы физического воспитания Детей и подростков, туберкулезный диспансер в Москве, туберкулезный санаторий «Красная роза» под Москвой, алупкинский детский санаторий

им. проф. Боброва, и др.

В высшей медицинской школе с 1922 г. оформляется система преподавания школьной гигиены — сначала в Москве в форме доцентуры при кафедре социальной гигиены, руководимой проф. Н. А. Семашко. Преподавание «гигиены воспитания» было поручено ассистенту А. В. Молькову. С 1925 г. доцентура была в I ММИ преобразована в самостоятельную -кафедру гигиены воспитания. Такие же кафедры были организованы на ряде медицинских факультетов СССР, а с открытием санитарных и педиатрических факультетов в них были созданы

кафедры «школьной гигиены».

Соответствующая кафедра учреждается также при Центральном институте усовершенствования врачей. Взодится преподавание школьной гигиены в медицинских и педагогических техникумах (Н. И. Соколов. С. Н. Малов. проф. Емельянов и др.). •

Кадры преподавателей школьной гигиены в высшей и средней медицинской школе на первых порах формировались из числа врачей, работавших по этим вопросам еще до революции, позднее — из числа школьно-санитарных практических работников, а затем, с учреждением аспирантуры,— из числа молодых работников, прошедших аспирантуру при кафедрах школьной гигиены. Дело школьно-санитарного надзора в СССР возглавили научные работники: М. И. Корсунская (НКЗдрав СССР), Л. Н. Заглухинская (Москва). А. Я. Гуткин (Ленинград), т. Гудков (Горький), А. *И.. Баландин (Омск) и т. д.

Научные институты, кафедры школьной гигиены, отдельные .диссертанты, а также практические работники за обозреваемый период провели большое количество научно-исследовательских работ, из которых многие опубликованы в сжатом! виде или в форме тезисов в периодических изданиях, другие — в сборниках или вышли отдельньпми монографиями. Из периодических органов разделы школьной гигиены вели журналы: «Социальная гигиена», «Советская педиатрия», «Профилактическая медицина», «Гигиена и санитария», «Гигиена и здоровье», «Охрана здоровья детей и подростков».

Практические достижения в области охраны здоровья детей и подростков за истекший 25-летний период колоссальны. Реальным выражением этого факта служат десятки тысяч великолепно оформленных зданий детских учреждений, специально выстроенных не только в крупных городских центрах, но и в менее значительньих населенных пунктах и в сельских местностях.

На первых этапах развертывания различного типа детских учреждений советская власть использовала особняки и роскошные здания буржуазии, расположенные в городах и «поместьях, но этот фонд в -результате громадного масштаба развертывания, разного типа детских учреждении оказался быстро исчерпанным. Создалась острая потребность в помещениях, особенно для школ в связи с введением всеобще-

то обязательного образования в объеме семилетки. Пришлось перейти па двусменные, а местами и трехсменные занятия в школах, что затруднило проведение правильного санитарного режима.

Широкое новое специальное строительство школ и детских учреждений началось вместе со строительством» новых городов и поселков. В реконструктивный период в городах началась интенсивная постройка специальных школьных зданий, часто крупных не только по масштабу (на 1 500, 2 ООО и более учащихся), но и по сложности структуры, требовавшей большой площади и кубатуры. В них значительное число помещений отводилось под разные вспомогательные устройства: кабинеты, лаборатории, мастерские, музеи, рекреационные и физкультурные залы, кухни, столовые и т. п. Одновременно развернулось строительство дошкольных учреждений. Однако повышенные требования к набору помещений и объединение в этих учреждениях большого числа детей не отвечали массовой потребности в развитии сети этих учреждений. Поэтому особым постановлением» ЦК ВКП{6) и СНК СССР в 1935 г. «О строительстве школ» были даны указания о предельных нормах вспомогательных помещений и лимите площади и кубатуры на одного учащегося и установлены! типы строительства школ. Аналогичное постановление было принято в 1936 г. и для детских садов и яслей.

При консультативном участии врачей (П. М. Ивановский, М. И. Кор-сунекая, А. Я. Гуткин, Л. Н. Заглухинская и др.) были, разработаны группой архитекторов типовые планы школ и других детских учрежде: ний. В течение второй и третьей пятилеток построено было около 24 тысяч школ и свыше 5,5 тысяч детских учреждений. В этих светлых, просторных зданиях созданы все основные условия для. успешного проведения .учебно-воспитательной работы и укрепления здоровья и физического развития детей.

Накопленные за .последние годы многочисленные данные о физическом развитии детей и подростков убедительно показывают благотворное влияние созданных советской властью условий на состояние жизненных сил нашей молодежи.

Резко изменился к лучшему физический облик детей и подростков всех возрастных категорий, что отмечено всюду, где производились сравнительные антропометрические, исследования. Большие работы, проведенные Институтом социальной гигиены и кафедрой школьной гигиены под руководством проф. Л. А. Сыркина в Москве, в Богородске, в Туле, в^ Осташковском» подмосковном» районе, всюду одинаково обнаружили, что такие показатели, как высота роста, вес и величина окружности груди у школьников, оказались в 1927 г. гораздо более высокими, чем установленные обширными исследованиям»и проф. Эрисмана и его учеников в 1885 г. Работы, повторенные проф. Сыркиным! через 8—10 лет, выявили дальнейшее увеличение веса, роста и окружности грудной клетки у детей и подростков всех возрастов. Аналогичные данные получены и другими исследователями.

Но всего убедительнее об этом» говорят слова т. Ворошилова, прозвучавшие на VII Съезде советов СССР: «Врачебное освидетельствование призываемых в армию рабочих показало по Москве, Ленинграду, Московской, Ленинградской и Ивановской областям», Горьковском»у краю и Украине, что средний вес за последние б—7 лет повысился на полтора, два килограмма, а окружность грудной клетки стала больше от полутора до двух сантиметров». Это характеризует физическое состояние героических защитников нашей родины и налагает на органы, которые должны заботиться о подрастающих кадрах, в том числе и на работников школьно-санитарного дела, в наступившие трудные времена Великой отечественной войны сугубую ответственность за сохранение для подрастающей смены условий, позволяющих сохранить наши трудовые и боевые резервы на достигнутом им»и высоком уровне физического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.