получены следующие данные (рис. 8): из 45 человек опытной группы у 34 (75,4?/о) количество палочкоядерных нейтрофилов не превышало 8% (незначительные отклонения от нормы), а в контрольной группе— из 51 у 5 человек (10°/о); признаки глубокого сдвига — палочкоядер-ные 13% и выше — в опытной группе наблюдались у 1 человека (2,2?/о), а в контрольной группе — у 22 (43,1?/о).
Из сказанного вытекает, что .С-витаминизированная глюкоза может явиться чрезвычайно ценным средством в борьбе с физическим утомлением. Нам кажется, имеются все данные для того, чтобы приступить к выработке портативных форм ее, пригодных для применения в практических условиях.
М. И. КОРСУНСКАЯ
Школьный госсанинспектор ВГСИ
О санитарно-профилактических мероприятиях в школах и детских
учреждениях
Великая отечественная война поставила перед органами здравоохранения новые задачи по медико-санитарному обслуживанию детского населения.
Условия жизни детей как в организованных детских коллективах, так и в домашнем быту резко изменились. Дети старшего .возраста принимают активное участие в оборонных и сельскохозяйственных работах страны, многие стали к промышленным станкам и сельскохозяйственным машинам, заменяя ушедших на фронт старших братьев, или перешли в специальные военные школы. Занятия в массовых школах происходят в три смены при уплотненном рабочем дне. Внешкольные занятия в домах пиоцеров, на техстанциях и на физкультурных базах значительно сокращены. Дети принимают активное участие в домашней работе, помогая взрослым в общественно-трудовых работах, организуемых школой. Дети младшего возраста в большем числе охвачены общественным воспитанием в яслях и детских садах. Значительная часть этих учреждений перешла на круглосуточное обслуживание детей в связи с массовым поступлением матерей на фабрики и заводы на смену ушедшим на войну отцам. Часть детей различных возрастов, эвакуированных из угрожаемых районов в глубокий тыл, обслужи-% вается специально организованной сетью интернатов.
В прифронтовой полосе возникли специальные задачи по обслуживанию детей бомбо- и газоубежищами, а также средствами индивидуальной защиты от ОВ. На руководителей не Прекращающих свою работу детских учреждений в'озложена обязанность организации вывода детей из помещения во время воздушных тревог, светомаскировки, вентиляции и освещения учебных помещений и пр. Много новых вопросов возникло также пц санитарно-профилактическому обслуживанию детей в условиях массовой миграции населения. В освобождаемых от фашистских извергов областях и районах идет усиленная работа по восстановлению сети детских учреждений и организации детских домов для детей-сирот.
Основным и ведущим звеном во всей работе по медико-санитарному обслуживанию детей в настоящее время стали мероприятия по охране жизни и здоровья детей прифронтовой полосы и меры профилактики инфекционных заболеваний, которые могут возникнуть в сложных условиях военного времени.
Новые задачи выдвинули и новые организационные формы медико-санитарного обслуживания детей. В этом отношении наиболее оправдала себя в городах участковая система обслуживания детей одним и тем же медицинским персоналом в поликлинике, на дому б в детских учреждениях. Одно из преимуществ такой системы заключается в том, что все данные о детях находятся в руках одного участкового педиатра и его помощников — медицинских сестер. Указанное обстоятельство облегчает своевременное проведение в отношении как заболевших, так и бывших с ними в контакте детей лечебно-профилактических мероприятий через районную детскую поликлинику и в тех учреждениях, где дети обучаются и воспитываются. Наиболее эффективно в этих условиях ¡проводится сигнализационный учет заболеваемости и профилактические прививки, что является основным в деле предупреждения массовой заболеваемости. Если при этом медицинским персоналом ведется достаточная санитарно-просветительная работа среди персонала детских учреждений и среди родителей, то результаты сказываются в значительном снижении общей инфекционной заболеваемости среди детей и в (предупреждении вспышек в детских учреждениях.
В' тех сельских местностях, где медицинские участки прикрепили к детским учреждениям определенный медицинский персонал, сумевший завоевать авторитет среди населения, работа также стоит на должной высоте. *
Залогом) успеха в борьбе с заболеваемостью детей является, далее, хорошо организованный педагогический коллектив детского учреждения. Там, где имеется опытный директор и квалифицированные педагоги, медицинскому персоналу в большинстве случаев удается во-время провести профилактическую работу, создать санитарный актив из числа педагогов, родителей и учащихся. Особенно часто это отмечается в детских садах, уделяющих большое внимание оздоровительной работе среди детей.
Можно констатировать, что заболеваемость среди организованных детей относительно меньше, чем среди неорганизованных. Например, по данным конъюнктурных обзоров за сентябрь — октябрь 1941 г., несмотря на наличие ряда вспышек, главным образом в эвакуированных детских учреждениях, заболеваемость среди детей детских учреждений составляет от 20 до 40% общей заболеваемости среди детей тех же возрастных групп (по Свердловской области от 20 до 28°/о, в Алтайском крае от 22 до 40?/о, в Горьковской области от 26 до 29°/а и т. д.).
Прямая обязанность медицинского персонала — добиться дальнейших успехов в этой области. В детских учреждениях для этого имеются все предпосылки: организованы условия коллективного жилища и питания, специальный персонал, обязанный проводить необходимые мероприятия по охране жизни и здоровья детей, родительский коллектив, всегда охотно помогающий детским учреждениям, сами дети, которые под руководством педагогов или воспитателей получают соответствующие их возрасту гигиенические знания и навыки. О том, что детские учреждения обязаны проводить оздоровительную работу среди обслуживаемых детей, четко указано в инструктивных материалах, которыми руководствуются эти учреждения.
Так, в «Уставе детского сада», основном документа для * учреждений этого типа, записано: «...Детский сад заботится о здоровье детей и обеспечивает им правильное физическое развитие путем организации всей обстановки и режима детского сада соответственно требованиям гигиены -и здоровья ребенка-дошкольника, организации разнообразного и хорошего питания, всемерного и правильного использования воздуха, воды и солнца, организации игр, проведения физических упражнений, воспитания у детей умения самостоятельно выполнять элементарные правила гигиены». В положении об интернате для детей школьного возраста, изданном Наркомпросом
в сентябре 1941 г., дается такое определение задач интерната: «Охрана жизни и здоровья детей, создание для них необходимых бытовых и культурных условий, обеспечивающих им здоровое физическое развитие, успешную учебу в школе и коммунистическое воспитание». '
Анализ работы по медико-санитарному обслуживанию детских учреждений за ряд лет показывает, однако, что школьные врачи часто не понимали задач, стоявших перед ними, и вместо выполнения своих основных врачебных функций по лечению заболевших, по профилактике детских инфекций и санитарной пропаганде среди педагогов и родителей зачастую старались подменять собой педагогов. Так было с работой по диференциации детей по умственному развитию при пресловутой попытке стать «врачами-педологами», так было с организацией текущего санитарного надзора в детских учреждениях, когда вопросами санитарии занимался только один медицинский персонал. Последняя работа заключалась в бесконечных санитарных обследованиях, осмотрах и «констатациях» без достаточного эффекта. По каждому вопросу санитарного режима, будь то проветривание классов или рассаживание детей по партам, который обязан знать и выполнять каждый педагог и завхоз, обращались к врачу, и последний ходил по всем классам и руководил работой технического персонала или занимался измерением парт и рассаживанием учащихся. Все это считалось «врачебной» работой в детском учреждении, и на эту работу уходило гораздо больше времени, чем нужно для того, чтобы повысить квалификацию педагогов в области гигиены и чтобы изо дня в день вести разъяснительную работу и проверять ее результаты. Здесь уместно вспомнить, что ряд таких выдающихся гигиенистов, как П. Ф. Лесгафт, Ф. Ф. Эрисман, Н. П. Гундобин, Д. Д. Бекарюков и др., занимался пропагандой гигиенических знаний среди учительства и считал, что «не страх, а стыд должны испытывать педагоги, не выполняя требования ' врача».
В настоящее время, при включении школ и детских учреждений в число объектов медицинского обслуживания .участкового педиатра, часть врачей стала, наоборот, уделять основное внимание лечебной работе на участке и в поликлинике и стала тяготиться профилактической работой в школе или детском учреждении. Отмечается отсутствие плановости в этой работе, имеет место запаздывание с прививками, нет четкого графика посещения объектов, отсутствует медицинская документация, а главное — мало обращается внимания на проведение са-нитарно-просветительной работы в школе. Врачей, обслуживающих детей в школах и детских учреждениях, остались только единицы.
Коренная перестройка руководства педиатрических кадров в соответствии с приказом НКЗдрава СССР (от 24. V. 1941 за № 222) до сих пор не закончена, а многочисленные указания НКЗдрава СССР и нар-комздравов союзных республик о прикреплении к каждому детскому учреждению врачей выполняется плохо, особенно в ряде автономных республик: Чувашской, Татарской, Мордовской, в Алтайском крае
и др.
Коренной перелом в это дело должно внести постановление СНК РСФСР от 4.ХИ. 1941 за № 682. В настоящее время вполне осуществимо обеспечение каждого городского детского учреждения средним медицинским персоналом, работающим под непосредственным руководством участкового педиатра и обслуживающим детей этого учреждения также на дому и в поликлинике. В сельских местностях каждый медицинский работник должен также иметь прикрепленную к нему группу детских учреждений, в которых он проводит определенную работу.
Не считая возможным в настоящей статье излагать всю программу работы медицинского персонала в школе или детском учреждении,
остановимся только на некоторых обязательных разделах санитарно-профилактической работы, которые особенно теперь должны проводиться медицинским персоналом учреждения с участием администрации и педагогов.
Все дети должны быть осмотрены врачом или опытной медицинской сестрой не менее чем три раза в году: в школах — в начале учебного года, после зимних каникул и в конце учебного года. Задачи осмотра — выявление инфекционных заболеваний и отбор детей неопрятных или хронически больных, нуждающихся в систематическом медицинском наблюдении и педагогическом воздействии. К этим осмотрам в педагогических целях и в целях дальнейшего систематического контроля за выделенными детьми должны быть широко привлечены педагоги-воспитатели начальной школы, в обязанность которых входит воспитание детей, санитарные осмотры и ежедневное наблюдение за их опрятностью и чистотой.
В учреждениях для детей младшего возраста осмотр детей должен производиться еще чаще.
Все дети должны быть иммунизированы, в соответствии с противоэпидемическим планом работы (области, города), в установленные сроки. С администрацией, педагогами и воспитателями школ и детских учреждений должна быть проведена педиатрами и другими работниками поликлиники или райздрава серьезная работа по разъяснению сущности иммунитета, путей передачи инфекционных заболеваний, значения профилактических прививок, карантинов, дезинфекции и пр.
То же относится и к организации утренних осмотров и опросов детей, выделению карантинных групп, проведению дезинфекции и пр.
Педагогов, отвечающих за здоровье и воспитание детей, надо систематически инструктировать, как им в ежедневной своей работе вести наблюдения за детьми ослабленными, неопрятными, как выявить и изолировать заболевшего, как оказать доврачебную помощь детям и т. д. Педагог (классный руководитель) и воспитатель должны,иметь подробную санитарную характеристику обслуживаемых им детей и быть в курсе всех оздоровительных мероприятий в отношении данного детского коллектива. В этих же целях в школе или детском учреждении должна быть медицинская документация о детях. Все сведения о состоянии здоровья детей и проведенных прививках должны храниться в школе или детском учреждении как документы, одинаково важные для них и для поликлиники.
* ^ Ж •
3 текущую работу врача (и медицинской сестры) в школе и детском учреждении должна войти и пропаганда гигиенических основ режима детей в этих учреждениях. Только при понимании причинной связи между состоянием здоровья и обусловливающими это здоровье условиями внешней среды у педагогов и администрации школы или детского учреждения может создаться сознательное отношение к санитарным требованиям и правилам, на которых обычно их внимание не фиксируется. Все приемы и методы медицинской работы должны быть направлены к тому, чтобы санитарные правила неуклонно выполнялись.
Медицинский персонал школы или детского учреждения является также организатором и руководителем санитарной общественности, и работа последней является наилучшим показателем эффективности медицинского обслуживания учреждения. Особое внимание должно быть уделено работе санитарных постов в школе, комплектуемых из актива педагогов, родителей и учащихся старших классов, и работе санитарных комиссий из учащихся младших классов.
Борьба за чистоту и опрятность детей и помощь в проведении мер предупреждения заноса в учреждение инфекций, в особенности пара-
зитарных тифов, — основное ядро работы санитарного актива детского учреждения.
Особым разделом работы по медико-санитарному обслуживанию детей является организация массовых санитарно-профилактических мероприятий, выходящих за пределы отдельных учреждений.
К ним в первую очередь относятся меры предупредительного санитарного надзора за развертыванием и эксплоатацией сети детских учреждений (строительство, приспособление, оборудование и пр.) и меры, обеспечивающие организацию санитарного режима в детских учреждениях и среди них в первую очередь питание детей.
Эти мероприятия осуществляются госсанинспекцией путем участия ее в общей работе по организации и обслуживанию школ и детских учреждений, проводимой разными ведомствами и организациями.
Для участия в этой работе требуется, санитарный врач, знающий специфические особенности устройства, организации и режима детских учреждений.
Начатая в 1935 г. Главной госсанинспекцией РСФСР работа по подбору и подготовке школьных госсанинспекторов еще не закончена, и ряд областей до сих пор еще не имеет в аппаратах руководящих работников по этой отрасли госсаннадзора. В других союзных республиках, где школьный раздел госсанинспекции организован гораздо позднее, школьные госсанинспектора имеются пока только в крупных городах (Грузинской, Казахской ССР и др.).
После победоносного окончания Великой отечественной войны подготовка санитарных работников, в том числе для школ и детских учреждений, несомненно займет видное место, а пока должности школьных госсанинспекторов надо комплектовать из наличного состава медицинских работников1. Для этого можно использовать научных работников соответствующих отделов гигиенических и педиатрических институтов. Следует также шире привлекать к этой работе в городах тех из общесанитарных врачей, которые до сих пор хорошо осуществляли санитарный надзор за отдельными группами детских учреждений, главным образом школами и детскими лечебно-профилактическими учреждениями. В отдельных случаях к этой работе можно привлечь наиболее инициативных работников из бывших врачей ОЗД, не переключившихся на педиатрическую работу.
Помимо этого, все районные отделы здравоохранения, где имеется только один санитарный врач, должны получать из областных отделов здравоохранения систематические задания для них по школьно-санитарному надзору. К консультативной работе в этой области более активно должны быть привлечены и научно-исследовательские, и медицинские институты.
Опыт этой работы по школьно-санитарному надзору еще недостаточно обобщен и распространен по республикам и областям. Инструк-тивно-методические материалы опубликованы главным образом госсан-икспекцией РСФСР и госсанинспекцией Ленинграда и то в небольшом тираже, не дошедшем до далекой периферии2.
Число объектов, подлежащих школьно-санитарному надзору в особенности в связи с уплотнением населения, ныне значительно возросло и выражается в тысячах единиц по областям и в сотнях по городам. При сопоставлении числа детских учреждений всех типов с числом культурно-бытовых и лечебных учреждений для «взрослых можно отметить, что сеть детских учреждений в общей массе составляет от 50 до 80% и выше (например, по Казахской и Туркменской ССР по 67%,
1 Соответствующие указания даны ВГСИ в циркулярном распоряжении от 16. XII. 1941 за № 09—42^280. *
2 Ом. Справочник школьного госсанинспектора, М., 1941, и Санитарные правила для детских учреждений, Ленинград, 1940.
по Киргизской — 58%, по Грузццской — 52% и т. д.). При этом чем меньше число крупных городов в области или районе, тем процент детских учреждений выше (например, в Павлодарском районе Казахской ССР он составляет 82, а в Петропавловском районе—»86). Даже в крупных индустриальных областях РСФСР, где имеется относительно большое число культурно-бытовых и лечебных учреждений для взрослых, число аналогичных им учреждений для детей резко превалирует. Например, по Челябинской области — 77%, по Молотовской — €2% и т. д.
Основная задача госсанинспекции в отношении школ* и детских учреждений состоит в том, чтобы своевременно определить санитарные нужды вновь открываемых детских учреждений, а в отношении имеющейся сети на основании данных об их санитарном состоянии составить и предъявить санитарные требования отделам народного образования, управлению трудовых резервов и другим организациям, в ведении которых эти учреждения находятся. При проведении оздоровительных мероприятий в детских учреждениях необходимо учитывать сезонность этих мероприятий в связи с сезонной заболеваемостью среди детей, а также с особенностями учебного года. Следует иметь в виду, что своевременное проведение соответствующих санитарно-оздоро-вительных мероприятий — очистка территорий школ и детских учреждений ранней весной, ремонт школьных зданий, детских учреждений; столовых и буфетов в течение лета, устройство искусственного освещения в начале учебного года или выполнение установленных сроков санитарной обработки учащихся в общежитиях и т. д. — имеет огром-4 ное значение для профилактики инфекционных заболеваний у детей. Необходимо систематически проверять выполнение предъявленных требований, учитывая, что своевременное их выполнение может служить показателем эффективности работы госсанинспекции. Госсанинспекция должна также контролировать выполнение местных постановлений областных и городских советов трудящихся в отношении санитарного содержания школ и детских учреждений.
Данные санитарных обследований за последние месяцы, а также отчетные материалы с мест показывают, что в однотипных детских учреждениях встречались повсеместно одни и те же недочеты. Так, в начальных и средних школах, находящихся во временно приспособленных зданиях, ухудшилось санитарное состояние помещений, недостаточна уборка между сменами, имеет место отсутствие раздевален или постоянных мест для хранения верхней одежды, не всегда продумано устройство искусственного освещения и проветривания классов, особенно в условиях затемнения зданий. В отдельных детских домах и школьных общежитиях скученность и недостаточность белья являются причинами снижения личной гигиены среди детей. При некоторых детских интернатах для эвакуированных детей, в особенности организованных в глубинных районах, нет бань и прачечных, не выделены изоляторы, недостаточно снабжение медикаментами, и, к стыду отделов здравоохранения, плохо поставлено медицинское обслуживание в них (например, в детских интернатах Челябинской области, Татарской и Чувашской АССР, в отдельных районах Казахской ССР и др.).
В общежитиях для учащихся РУ и школ ФЗО недочетов встречается не меньше. В столовых, обслуживающих подростков, возникла мно-госменность, благодаря чему санитарное состояние этих столовых значительно ухудшилось.
В детских садах и детских яслях введена двухсменность, а частично круглосуточное пребывание детей, что изменило режим этих учреж-лений и увеличило опасность возникновения заболеваний среди детей не столько за счет заноса инфекции извне, сколько за счет увеличения вь-утриучрежденческих заражений. Кроме того, численность детей в
группах доведена до 25—30 человек. Теснота в групповых комнатах и спальнях облегчает передачу инфекций.
Во многих материалах, полученных с мест от госсанинспекторов, дается, однако, только констатация недостаточного санитарного состояния детских учреждений без указания о принятых мерах. Многие госсанинспекторы не считают нужным вскрывать причины, вызывающие те или иные санитарные недочеты, и своевременно ставить на рассмотрение вышестоящих организаций вопрос о ликвидации этих недочетов. В ряде случаев органы госсанинспекции не проявляют активности в борьбе за использование всех местных возможностей по устранению санитарных недочетов в детских учреждениях. Совершенно недопустимо, когда госсанинспекция мирится с наличием санитарных недочетов, ссылаясь на объективные условия военного времени.
Между тем одна из причин ухудшения санитарного состояния школ и детских учреждений в ряде областей заключается в том, что некоторые хозяйственные организации при обслуживании гражданского населения грубо нарушают установившуюся в нашей стране традицию первоочередного обслуживания детского населения. Нельзя безнаказанно допускать того, чтобы отделы коммунального хозяйства в последнюю очередь снабжали школы и детские учреждения топливом и транспортом для очистки территории, чтобы они снижали снабжение школ электроэнергией (в особенности при трех- и четырехсменных занятиях), а также водой, чтобы горторги не выделяли сырьевых баз для бесперебойного снабжения детских учреждений и детских столовых продуктами питания или не обеспечивали полностью организацию питания подростков в соответствии с отпускаемыми ассигнованиями. Правления колхозов и совхозов иногда не проявляют достаточной заботы о снабжении сезонных яслей и детских садов. То же можно сказать о ряде местных отделов народного просвещения в отношении снабжения главным образом детских домов и местных отделов здравоохранения в отношении снабжения домов младенца, детских яслей и санаториев.
Ко всем без исключения организациям, не обеспечивающим должных санитарных условий детских учреждений и в первую очередь общежитий, должны неуклонно применяться санкции, предусмотренные Положением о госсанинспекции. При нарушении установленных правительством противоэпидемических мероприятий, в первую очередь по борьбе с сыпным тифом, ответственные лица должны беспощадно привлекаться к уголовной ответственности.
Надо отметить, что с начала 1942 г. эти меры воздействия начали применяться более энергично, чем раньше, но ими одними нельзя устранить встречающиеся массовые нарушения санитарного режима в детских учреждениях (в особенности в отношении освещения, проветривания и аэрации) или добиться выполнения учащимися правил личной гигиены (особенно регулярное пользование баней, мытье рук, опрятное содержание одежды и пр.). Эти недочеты зависят в значительной степени от недостаточности гигиенических знаний у администрации, педагогов и обслуживающего персонала и от неумения педагогов привить детям соответствующие навыки.
На долю госсанинспекции в деле пропаганды э/их гигиенических знаний среди педагогов и персонала детских учреждений возлагается организация курсовых мероприятий, подготовка общественных санитарных уполномоченных и обязательное участие в инструктивно-методической работе с учительством, проводимой отделами народного образования (конференции, семинары и т. п.).
Указания по организации этой работы были даны НКЗдравом СССР в первые месяцы войны, а затем во всех союзных и автономных республиках были изданы совместные с наркоматами просвещения цир-
куляры и инструкции по повышению квалификации педагогов в области гигиены и профилактики детских инфекций. Главное управление по трудовым резервам при СНК СССР спустило на места также и программы преподавания гигиены для учащихся и т. д. Во многих областях организованно проведены для этой цели курсы с работниками дошкольных учреждений (26—30 учебных часов без отрыва от производства). В качестве преподавателей использованы как работники детских поликлиник (главным образом в районных центрах), так и преподаватели высших медицинских учебных заведений (в больших городах).
Слабее проводится работа со школьными педагогами, и здесь заслуживают самого широкого распространения такие формы работы, как подготовка школьных общественных санитарных инспекторов из числа педагогов (Казань — через ГИДУВ), краткосрочные курсы для учителей (организованные обл^СИ и облОНО в Свердловске и по области), обязательный инструктаж педагогов в начале учебного года и во время зимних каникул (Уфа, Чкалов, Ижевск и др.), организация лекций и консультаций при институтах усовершенствования педагогов (Москва, Свердловск).. *
Ввиду исключительного внимания, уделяемого в настоящее время подготовке трудовых резервов, госсанинспекция должна усилить санитарный надзор над общежитиями РУ и школ ФЗО и совместно с управлениями трудовых резервов и лечебными учреждениями организовать мероприятия по^повышению санитарной культуры учащихся.
Вся указанная работа должна проводиться силами местных медицинских работников под непосредственным организационным! и методическим руководством госсанинспекции. Медицинским работникам, ведущим систематическую санитарно-просветительную работу в школах и детских учреждениях, госсанинспекция должна оказывать постоян-
ную помощь по всем санитарным вопросам и осуществлять непосредственный инструктаж по проведению тех или иных массовых санитарных мероприятий в детских учреждениях К
Совместными усилиями всех звеньев медико-санитарного обслуживания школ и детских учреждений и при активном участии в этой работе педагогов и учащихся старших классов общесанитарное состояние всех этих учреждений может быть поднято на должную высоту. При этом могут и должны создаваться образцы высокой санитарной культуры, несмотря на ряд трудностей, связанных с условиями военного времени.
1 Желательно на страницах данного журнала осветить многообразие работы по школьно-санитарному надзору непосредственными сообщениями с мест.
%