Научная статья на тему 'Школа молодого ученого. Анонс 2'

Школа молодого ученого. Анонс 2 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колисниченко Ирина Ивановна

Сущность организационно-управленческой компетентности педагогов руководителей исследовательской деятельностью; формы и методы коллективной деятельности, организационно-педагогические условия; система показателей и уровней сформированности организационно-управленческой компетентности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колисниченко Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школа молодого ученого. Анонс 2»

В этой рубрике «Школа молодого ученого» будут представляться фрагменты исследований молодых ученых, отраженные в авторефератах. Надеемся, что материалы будут полезны тем педагогам и руководителям образовательных учреждений, которые посвящают свою профессиональную деятельность исследованиям в области педагогики.

Колисниченко Ирина Ивановна,

профессор, проректор АПК и ППРО

г. Москва

ШКОЛА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Анонс 2

Чему могут быть посвящены новые исследования в области педагогики?

Сущность организационно-управленческой компетентности педагогов - руководителей исследовательской деятельностью; формы и методы коллективной деятельности, организационно-педагогические условия; система показателей и уровней сформированности организационно-управленческой компетентности

Как известно, итогом завершенного диссертационного исследования являются автореферат и диссертация. Кратко основные результаты исследования представляются в автореферате.

Представляем вашему вниманию новые исследования по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования.

Сегодня мы представим фрагмент работы Баженовой Ксении Анатольевны1 по теме: «Формирование организационно-управленческой компетентности педагогов - руководителей исследовательской деятельностью школьников»

Актуальность. Федеральной программой развития образования до 2010 обозначена необходимость качественных изменений в системе повышения квалификации учителей общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования, направленная на освоение образовательных технологий работы со школьниками. Получение качественно новых результатов в педагогической деятельности должно способствовать развитию региональных образовательных систем. Одной из инновационных образовательных технологий дополнительного образования детей является организация исследовательской деятельности школьников. Руководителями названной деятельности выступают учителя общеобразовательных школ и педагоги дополнительного образования.

К исследовательской деятельности школьников предъявляется требование воспроизводить научно-исследовательскую деятельность, поэтому конструирование образовательного процесса повышения квалификации педагогов - руководителей исследовательской деятельностью школьников требует описания базовых компонент последней (А.М. Аронов, Н.В. Гафурова, А.С. Обухов и др.). Образовательные результаты

1 Баженова К.А. «Формирование организационно-управ-ленческой компетентности педагогов - руководителей исследовательской деятельностью школьников». Автореф. дис... .к.п.н. - Чита, 2009. - 24 с.

в системе повышения квалификации работников образования раскрываются в компетентностном подходе в работах А.Г. Бермуса, В.Н. Введенского, Э.Ф.Зеера, И.А. Зимней и др. Практически отсутствуют программы повышения квалификации для педагогов - руководителей исследовательской деятельностью школьников.

Педагогам - руководителям исследовательской деятельностью школьников важно обладать не только общими профессионально-педагогическими компетенциями, но и специальными знаниями и навыками в области организации, управления, руководства, поскольку от их эффективности зависят качество и результативность деятельности на разных уровнях: от образовательного учреждения до региона в целом. В этой связи актуальной для системы дополнительного профессионального образования становится задача формирования перспективного типа педагогического работника, обладающего организационноуправленческой компетентностью. Сложившихся представлений об управленческой компетентности как необходимой характеристике действующего руководителя образовательного учреждения недостаточно. Работ, посвященных управленческой позиции педагога, относительно немного (Ю.В. Громыко, В.В.Давыдов, Л.Н. Долговицкая, С.В. Кулаков, С.Ц. Нимбуева, М.А. Рубин, В.А. Сластенин, Г.П. Щедровицкий и другие). Система дополнительного профессионального образования педагогов, стандарты высшего педагогического образования не рассчитаны на подготовку учителей к решению организационно-управленческих задач (А.И. Адамский, Э.М. Никитин, Н.А. Переломова и др.). Изучению деятельности педагога - руководителя исследовательской деятельностью школьников как организационно-управленческой не уделено достаточного внимания.

К настоящему времени в педагогической науке обоснован ряд положений, важных для осмысления вопросов формирования организационно-управленческой компетентности педагогов - руководителей исследовательской деятельностью школьников. Анализ науч-

ных исследований позволяет выявить теоретические предпосылки, раскрывающие общие философско-педагогические аспекты сущности вопросов дополнительного профессионального образования и организации образовательного процесса повышения квалификации; историю и современные тенденции развития исследовательской деятельности; организационноуправленческий аспект деятельности педагогических работников; идеи компетентностного подхода к процессу профессионального образования, обосновывающие понятие, структуру, технологию формирования профессиональной компетентности. Вместе с тем, в исследованиях не достаточно освещаются вопросы формирования организационно-управленческой компетентности педагогов - руководителей исследовательской деятельностью школьников, не дается целостного и системного представления о педагогическом обеспечении процесса формирования данного компонента личностно-профессиональной компетентности будущего педагога. Анализ научных исследований и поиск подходов к педагогическому осмыслению вопросов формирования организационно-управленческой компетентности педагогов - руководителей исследовательской деятельностью школьников в процессе повышения квалификации позволяют выделить ряд противоречий между:

- традиционной ориентацией содержания образования в системе повышения квалификации на освоение вопросов теории и методики преподавания учебного предмета и современным требованием формировать у педагогов комплекс профессиональных компетентностей, среди которых одной из ведущих является организационно-управленческая компетентность;

- необходимостью целенаправленного формирования организационно-управленческой компетентности педагогов - руководителей исследовательской деятельностью школьников и недостаточной разработанностью вопросов теории и практики формирования данного компонента личностно-профессиональной компетентности педагога в системе повышения квалификации;

- стремлением педагогов к повышению эффективности руководства исследовательской деятельностью школьников и недостаточной разработанностью условий ее формирования в сложившейся практике системы дополнительного профессионального образования.

Обозначенные противоречия, с одной стороны, отражают общие проблемы повышения квалификации педагогических работников, а с другой - указывают на необходимость целенаправленного формирования организационно-управленческой компетентности как значимой для эффективного осуществления профессиональной деятельности и управления исследовательской деятельностью школьников на разных уровнях. Данное обстоятельство предопределило проблему исследования; определить теоретикометодологические и научно-практические основы эффективного формирования организационноуправленческой компетентности педагогов - руководителей исследовательской деятельностью школьников в системе повышения квалификации. Актуальность,

недостаточная разработанность, социальная востребованность и практическая значимость проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование организационно-управленческой компетентности педагогов-руководителей исследовательской деятельностью школьников».

Объект исследования: образовательный процесс повышения квалификации педагогов-руководителей исследовательской деятельностью школьников.

Предмет исследования: процесс формирования организационно-управленческой компетентности педагогов - руководителей исследовательской деятельностью школьников.

Цел ь: научно обосновать, экспериментально проверить педагогические условия процесса формирования организационно-управленческой компетентности педагогов-руководителей исследовательской деятельностью школьников.

Гипотеза: формирование организационно-

управленческой компетентности педагогов-руководи-телей исследовательской деятельностью школьников в процессе повышения квалификации будет эффективно, если:

- реализация форм и методов коллективной деятельности участников процесса повышения квалификации обеспечивает продуктивность их совместного взаимодействия и самореализацию;

- осуществляется включение педагогов-руководи-телей в проектирование личностно значимого содержания организационно-управленческой деятельности;

- процесс формирования организационно-управ-ленческой компетентности педагогов-руководителей исследовательской деятельностью школьников снабжен методическими материалами, раскрывающими логику и нормы воспроизводства научно-исследова-тельской деятельности.

В соответствии с целью исследования, сформулированной гипотезой, предстоит решить следующие задачи:

1. Проанализировать научные предпосылки исследования по проблеме формирования организационноуправленческой компетентности педагогов-руководи-телей исследовательской деятельностью школьников и выявить степень разработанности проблемы формирования организационно-управленческой компетентности педагогов-руководителей.

2. Уточнить сущность, содержание понятия «организационно-управленческой компетентности пе-дагогов-руководителей исследовательской деятельностью школьников» в соответствии с положениями компетентностного подхода к дополнительному профессиональному образованию и выявить структуру изучаемого феномена.

3. Выявить и обосновать организацию процесса формирования организационно-управленческой компетентности педагогов - руководителей исследовательской деятельностью школьников с учетом логики и норм воспроизводства научно-исследовательской деятельности.

4. Разработать и реализовать организационно-пе-дагогические условия формирования организационноуправленческой компетентности педагогов - руководи-

телей исследовательской деятельностью школьников.

5. Определить систему показателей и уровней сформированности организационно-управленческой компетентности педагогов - руководителей исследовательской деятельностью школьников, позволяющих отследить результативность формирования названной компетентности в процессе повышения квалификации и в соответствии с данными показателями выявить достоверность выдвинутых в гипотезе положений.

Методологическую основу исследования составляют деятельностный, компетентностный, аксиологический, комплексный подходы к формированию организационно-управленческой компетентности

(В.Н. Введенский, В.Р. Веснин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя,

B.В. Краевский, А.К. Маркова, Дж. Равен, В.А. Сласте-нин, А.В. Хуторской, П.Г. Щедровицкий и др).

Теоретические основы исследования составляют системный анализ структуры научно-иссле-довательской деятельности (П.П. Гайденко, П.П.Капица, А. Пуанкаре и др.); деятельностный подход как основа организации руководства и управления образовательным процессом (Г.Ф. Гегель, А.М. Новиков, Г.ПЩедровицкий, П.Г. Щедровицкий и др.); теории, раскрывающие современное понимание профессионально-педагогического образования

(А.И. Адамский, В.И. Байденко, А.А. Вербицкий,

C.Г. Вершловский, Э.М. Никитин, В.А. Петровский, Н.А. Переломова и др.); концептуальные основы компетент-ностного подхода (И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Ю.Г.Та-тур, Е.П. Тонконогая, А.В. Хуторской, В.Д.Шадриков и др.); подходы к образованию взрослых (Э.Ф. Зеер, С.И. Змеев, К. Ноулз и др.); подходы к организации и руководству исследовательской деятельностью школьников (А.М. Аронов, Н.В. Гафурова, А.С. Обухов, Л.Г. Фомина, Ю.Г. Юдина и др.); концепция подготовки педагогов - руководителей исследовательской деятельностью школьников (Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, А.В. Леонтович, и др.).

В основу диссертационного исследования положен комплекс взаимодополняющих общефилософских, педагогических, психологических методов исследования, включающих методы: теоретические (анализ, синтез, классификация, моделирование и др.); эмпирические (педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, изучение документации и др.); методы математической статистики. Перечисленные методы легли в основу экспериментальной работы и обеспечили целостность исследования в соответствии с поставленными целями и задачами.

Опытно-экспериментальная база исследования: КГОУ ДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» и КГОУ ДОД «Красноярский краевой дворец пионеров и школьников». В опытно-экспериментальной части исследования приняли участие 242 человека - педагоги-руководители исследовательской деятельностью школьников Красноярского края.

Этапы исследования. Исследование проводилось в 2004 - 2008 гг. и осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (2004 - 2005 гг.) анализировалась общая и специальная литература; определялся предмет, цель, основные задачи исследования; формулировалась научная гипотеза; осуществлялось комплексное изучение и теоретико-методологическое осмысление сущности организационно-управленческой компетентности педагогов-руководителей исследовательской деятельностью школьников, а также основ ее формирования в системе повышения квалификации.

На втором этапе (2005 - 2007 гг.) конструировались и апробировались организационно-педагогические условия становления организационно-управленческой компетентности педагогов - руководителей исследовательской деятельностью школьников; определялась их эффективность в процессе опытноэкспериментальной работы; разрабатывалась система показателей и уровней сформированности организационно-управленческой компетентности.

На третьем этапе (2007 - 2008 гг.) обрабатывались результаты экспериментальной работы, уточнялись общие и частные выводы диссертационного исследования, осуществлялась обработка результатов и оформление материалов диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Уточнена сущность и содержание организационноуправленческой компетентности педагогов - руководителей исследовательской деятельностью школьников за счет выделения когнитивного, организационного, коммуникативного, рефлексивного компонентов.

2. Выявлены критерии сформированности орга-низационно-управленческой компетентности педагогов - руководителей исследовательской деятельностью школьников: организационно-управленческая грамотность; организаторские, коммуникативные, рефлексивные умения.

3. Выстроены концептуальные основания, определяющие специфику организации процесса формирования организационно-управленческой компетентности педагогов - руководителей исследовательской деятельностью школьников с учетом логики и норм воспроизводства исследовательской деятельности.

4. Обоснована реализация форм и методов коллективной деятельности, обеспечивающих продуктивность совместного взаимодействия и самореализацию участников образовательного процесса, а также включение педагогов-руководителей в проектирование личностно значимого содержания организационноуправленческой деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- раскрыты научные предпосылки определения организационно-управленческой компетентности, выделены основания для определения сущности и содержания организационно-управленческой компетентности педагогов-руководителей исследовательской деятельностью школьников;

- внесен вклад в педагогическую теорию через уточнение и конкретизацию понятия «организационноуправленческая компетентность педагога -руководителя исследовательской деятельностью школьников»;

- раскрыты научно-теоретические и процессуальные аспекты содержательного наполнения и обогащения процесса формирования организационно-управленческой компетентности пе-дагогов-руководителей исследовательской деятельностью школьников в системе повышения квалификации, к их числу относятся: целевая, нормативная, содержательная, организационно-деятельностная, результативная составляющие образовательного процесса повышения квалификации, а также содержание процесса организации, руководства, управления исследовательской деятельностью школьников;

- обоснована необходимость опоры на деятельностный подход при организации коллективной и личностно значимой деятельности, направленной на формирование опыта управленческой деятельности, готовности и способности профессионально выполнять функции педагога-руководителя исследовательской деятельностью школьников;

- описаны содержательные характеристики показателей и уровней сформированности организационноуправленческой компетентности педагогов - руководителей исследовательской деятельностью школьников, положенных в основу диагностической базы исследования.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

- раскрыты возможности содержательного наполнения и обогащения образовательной программы курсов повышения квалификации «Нормы и требования к процессу и результату исследовательской деятельности школьников» вопросами руководства исследовательской деятельностью школьников, теории и практики управленческой деятельности в системе непрерывного профессионального образования. В связи с этим разработано программно-методическое обеспечение образовательного процесса в рамках названной программы;

- разработана и апробирована типология исследовательских работ, задающая уровни освоения школьниками структуры исследовательских действий и позволяющая педагогу-руководителю организовывать процесс исследования и управлять им;

- раскрыты процессуальные аспекты деятельностного, задачно-модульного подходов к процессу повышения квалификации педагогов - руководителей исследовательской деятельностью школьников на основе включения педагогов-руководителей в проектирование личностно значимого содержания организационно-управленческой деятельности и организацию форм и методов коллективной деятельности участников процесса повышения квалификации;

- в ходе экспериментальной организации процесса формирования организационно-управленческой компетентности педагогов-руководителей исследовательской деятельностью школьников достигнуты результаты, свидетельствующие о достоверности выдвинутых в гипотезе положений.

Полученные результаты могут быть использованы при формировании кадрового резерва управленческого корпуса для системы образования, соответствующего современным требованиям деятельности ин-

ститутов и факультетов повышения квалификации и переподготовки работников образования, в том числе для разработки перспективных моделей непрерывного педагогического профессионального образования.

Достоверность и надежность исследования обеспечены теоретической обоснованностью исходных позиций; использованием методов исследования в логической зависимости от его объекта, предмета, цели, гипотезы и задач; выбором методов, адекватных опытно-экспериментальной работе; подтверждением гипотезы исследования на практике, а также методологической обоснованностью исходных параметров исследования; применением методов, адекватных его задачам и логике; репрезентативностью данных.

Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в научных статьях, докладах и выступлениях, в том числе на краевой научной конференции студентов и молодых ученых «Психологопедагогическое образование: гуманитарные технологии» (Красноярск, 2005-2008), XIX международной научно-практической конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество» (Санкт-Петербург, 2007), общероссийской научно-практической конференции с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» (Москва, 2008), международной научно-практической конференции «Инновации и качество образования» (Новосибирск, 2008), XV всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Педагогика развития» (Красноярск, 2008); на заседаниях кафедры педагогики высшей школы в Институте педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, на краевых кадровых школах «Нормы и требования к процессу и результату учебноисследовательской деятельности школьников» (Красноярск, 2005-2008), научно-практическом семинаре на факультете педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова.

Результаты исследования внедрены в практику образовательной деятельности КГОУ ДПО «Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» и КГОУ ДОД «Красноярский краевой дворец пионеров и школьников».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основой определения сущности, содержания и структуры понятия «организационно-управленческая компетентность педагога - руководителя исследовательской деятельностью школьников», определения основ формирования названной компетентности выступают анализ и различение понятий «организация», «руководство», «управление», понимание организации исследовательской деятельности школьников как деятельности, воспроизводящей научно-исследовательскую деятельность без существенных искажений и требующей управления со стороны педагога-руководителя.

2. Сущность организационно-управленческой компетентности педагогов - руководителей исследовательской деятельностью школьников проявляется в готовности выделять, точно формулировать, целостно

и глубоко анализировать проблемы развития исследовательской деятельности школьников и находить наиболее целесообразные и эффективные пути их решения относительно конкретной ситуации. Структура организационно-управленческой компетентности педагогов-руководителей исследовательской деятельностью школьников включает когнитивный, организационный, рефлексивный, коммуникативный компоненты. Содержание когнитивного компонента организационно-управленческой компетентности заключается в знании и умении проводить логикопредметную и историко-логическую реконструкцию содержания материала; организационного компонента - в умении сформировать группу школьников-исследователей и управлять ее деятельностью в соответствии с ценностями и нормами научно-исследовательской деятельности; коммуникативного компонента - в поддержке коммуникативного взаимодействия между школьниками и другими участниками исследовательской деятельности школьников; рефлексивного компонента - в проведении рефлексии своей организационно-управленческой деятельности.

3. Формирование организационно-управленческой компетентности педагогов-руководителей исследовательской деятельностью школьников - образовательный процесс повышения квалификации педагогов, основанием которого являются целевая, нормативная, организационно-деятельностная, результативная составляющие, а также содержание процесса организации, руководства, управления исследовательской деятельностью школьников.

4. Основными критериями сформированное™ организационно-управленческой компетентности педагогов - руководителей исследовательской деятельностью школьников являются специальные организационно-управленческие знания в области организации и управления исследовательской деятельностью школьников; владение организаторскими, коммуникативными и рефлексивными умениями.

5. Формирование организационно-управленческой компетентности педагогов-руководителей исследовательской деятельности школьников определяется, с одной стороны, реализацией форм и методов коллективной деятельности, обеспечивающих продуктивность совместного взаимодействия и самореализацию участников образовательного процесса, включением педагогов-руководителей в проектирование личностно значимого содержания организационноуправленческой деятельности, с другой - тем, что процесс формирования организационно-управленческой компетентности педагогов-руководителей исследовательской деятельностью школьников снабжен методическими материалами, раскрывающими логику и нормы воспроизводства научно-исследовательской деятельности.

Цель, задачи исследования и последовательность их решения определили объем и структуру диссертации: введение, две главы, объединяющих шесть параграфов, заключение, библиографический список, приложения. Текст иллюстрирован таблицами, диаграммами.

Тимофеева Оксана Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент АПК и ППРО, учитель экологии ГОУ СОШ с углубленным изучением экологии № 446

г. Москва

КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ: ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ

В настоящее время все больше педагогов-экспериментаторов обращаются к проблеме применения методов математической статистики для проверки достоверности полученных результатов и репрезентативности в ходе собственной экспериментальной деятельности.

Цель данной статьи - помочь экспериментаторам не только математически обработать и подтвердить достоверность экспериментальных данных с помощью непараметрических методов математической статистики, но и разобраться в ее основополагающих вопросах.

1 Тимофеева О.Ю. Критерии результативности в эксперименте: применение методов математической статистики:

Учебно-методическое пособие. - М.: АПКиППРО, 2008. - 36 с.

Структура представленного пособия направлена на то, чтобы участник-экспериментатор:

а) приобрел, пополнил и систематизировал, имеющиеся знания по теории статистического вывода, непосредственно базирующаяся на теории вероятностей, которая лежит в основе математической статистики;

б) приобрел опыт применения ключевых понятий по непараметрическим методам математической статистики для анализа и проверки достоверности результатов по проведенному эксперименту.

При подготовке учебно-методического пособия автор опирался на теоретические разработки крупнейших зарубежных и отечественных ученых в области математической статистики: С.И.Архангельского, Е.С. Вентцеля, П.Н. Воловика, Дж. Гласса, М.И. Грабаря,

К.А.Краснянской, А.А.Маслака, РГ. Пиотровского, Е.В. Сидоренко, Дж. Стенли и др.

В данной работе предпринимается попытка научить экспериментаторов на практике применять методы статистической обработки результатов педагогической деятельности, позволяющие получать пригодные для сравнения количественные характеристики распределения параметров гипотезы исследования, производить саму процедуру сравнения, а также устанавливать зависимость между отдельными переменными, характеризующими этапы педагогического исследования.

Это пособие для тех, у кого нет на столе мощного компьютера с набором программ статистической обработки, но есть только калькулятор, который поможет им, чтобы результаты их работы выглядели современно, а выводы не были голословными.

Главным результатом работы с данным пособием станет способность педагогов-экспериментаторов, аспирантов, соискателей, а также слушателей курсов повышения квалификации «перенести» приведенные примеры применения непараметрических методов математической статистики на «свой» объект. Ведь преимуществом статистических методов является, несомненно, их универсальность - возможность использования одной и той же формулы для оценки совершенно различных объектов и гипотез.

Теоретические положения математической статистики для оценки педагогического эксперимента

Теория статистического вывода

Обратимся к истории вопроса. Слово «статистика» определяется Кендаллом и Баклендом как «итоговое значение, вычисленное по выборке наблюдений, обычно (но необязательно) как оценка некоторого параметра генеральной совокупности, функция объема выборки». На первоначальное развитие статистических методов оказало влияние их происхождение. У статистики были «мать», которой нужно было предоставлять регулярные отчеты правительственных подразделений (штат и статистика происходят от одного латинского корня - status), и «отец» - честный карточный игрок, который полагался на математику, усиливавшую его ловкость - умение брать решающие взятки в азартных играх. От матери ведут свое происхождение счет, измерение, описание,табулирование, упорядочение и проведение переписей, то есть все то, что привело к современной описательной статистике. От предприимчивого интеллектуала-отца возникла в конечном счете современная теория статистического вывода, непосредственно базирующаяся на теории вероятностей. Планирование эксперимента опирается в основном на сочетание теории вероятностей с несколько элементарной, но удивительной логикой.

Описательная статистика включает в себя табулирование, представление и описание совокупностей данных. Эти данные могут быть либо количественными, как, например, измерения роста и веса, либо качественными, как, например, пол и тип личности. Таким

образом, описательная статистика служит инструментом, описывающим, обобщающим или сводящим кже-лаемому виду свойства массивов данных.

Теория статистического вывода - это формализованная система методов решения задач другого рода, создающих значительные трудности для невооруженного человеческого разума. Этот общий класс задач, как правило, характеризуется попытками вывести свойства большого массива данных путем обследования выборки. Задача статистического вывода состоит в том, чтобы предсказать свойства всей совокупности, зная свойства только выборки из этой совокупности. Статистические выводы строятся на описательной статистике. Они делаются от частных свойств выборок к частным свойствам совокупности; описания свойств как выборок, так и совокупностей производятся с помощью методов описательной статистики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Планирование и анализ экспериментов представляет собой третью важную ветвь статистических методов, разработанную для обнаружения и проверки причинных связей между переменными. Исследователи в области общественных наук имеют дело с причинностью - очень сложным философским понятием. План эксперимента настолько важен при изучении причинных связей, что в некоторых философских системах эксперимент представляет собой их операциональное определение. Люди делают заключения о причинах на протяжении всей своей жизни. Частота употребления слов «потому что» подтверждает это: предложение «Лекарство А снимает боль быстрее лекарства В» не содержит слов «потому что», но подразумевает, что «Большая часть пациентов одной группы по сравнению с пациентами другой группы гораздо скорее избавилась от боли, потому что первым было прописано лекарство А, а последним - лекарство В». Недостаточность объяснения посредством «потому что» - в его потенциальной неопределенности. Эта неопределенность служит любимой отговоркой маленьких детей, когда на дологических ступенях мышления им предъявляют свидетельства их дурного поведения. Если их спрашивают: «Почему ты сделал это?», они отвечают: «Потому что». Очевидно, эти слова имеют множество оттенков и сопутствующих значений.

Теория вероятностей лежит в основе математической статистики. Под теорией вероятностей понимают математическую науку, изучающую массовые случайные явления: случайные события, величины, процессы и др. Она позволяет по вероятностям одних событий исчислять вероятности и других случайных событий, формально отражает закономерности, присущие случайным событиям массового характера.

Чтобы определить результативность педагогического эксперимента, необходимо использовать критерии результативности. Критерий (от греч. кгйепо - средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. Критерий результативности - качественный или количественный (т.е. порядковый) показатель, на основании которого можно оценить результат. Критерий обычно выражается через показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.