УДК 377.5:61
В.П. Жуковский, Л.А. Скворцова ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов проблемы развития у преподавателей организационно-управленческой компетентности. Проведен анализ сущности понятия «организационно-управленческая компетентность», на основе которого определены теоретические подходы к ее развитию у преподавателей.
Организационно-управленческая компетентность, педагогическая деятельность V.P. Zhukovsky, L.A. Skvortsova
THEORETICAL APPROACH TO TRAINING ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE COMPETENCES WITH TEACHERS
The article is devoted to theoretical aspects of the problem related with developing organizational and administrative competences with the teachers. The analysis is given to the content of the concept «organizational and administrative competences» which is the basis of the theoretical approach to developing these competences with teachers.
Organizational and administrative competences, pedagogical work
Современный этап развития высшей школы России характеризуется существенными изменениями требований к уровню профессиональной подготовки преподавателей вуза. В этой связи в условиях современной социокультурной ситуации возникает потребность в новых подходах к формированию и развитию личности преподавателя. Сегодня общество требует от педагогических кадров самостоятельности, ответственности, социальной активности, способностей к решению возникающих педагогических и социальных проблем, высокого уровня готовности к организации управленческой деятельности и, в частности, развития организационно-управленческой компетентности, оказывающей, по нашему мнению, решающее воздействие на качество образовательного процесса в вузе.
Системный подход к проектированию управленческой деятельности преподавателя дает возможность определить требования к организационно-управленческой компетентности преподавателя как целостному феномену, которые обусловлены: объективными данными о результатах его деятельности в соответствии с поставленными целями, задачами, функциями; собственно управленческой деятельностью с ее моделями, технологиями и алгоритмами, а также организацией управления во взаимодействии с другими; объективными педагогическими условиями и факторами (внутренними и внешними: социокультурной средой, развивающейся системой образования).
Для проектирования целесообразной управленческой деятельности преподавателю необходимо знать (Н.В.Кузьмина): теоретические основы управления образовательным учреждением и деятельностью студентов; образовательную систему со всеми ее особенностями как конкретный управляемый объект, детерминирующий систему внутривузовского управления (структуру и особенности 178
функционирования деятельности студентов); технологию управления деятельностью студентов. В этой связи преподаватель должен уметь: профессионально выполнять собственно управление деятельностью студентов и взаимодействовать в данной работе с педагогами или другими субъектами образования; четко представлять границы своей профессиональной (организационноуправленческой) компетентности; диагностично и технологично ставить цели управленческой деятельности; адекватно выбирать средства и способы достижения цели в организуемой управленческой деятельности; уметь выделять конкретные объекты управления, выявлять их потребности, особенности, а также современные ориентиры и направления развития и на этой основе формировать актуальные и конкретные задачи по отношению к управляемому объекту. Действия преподавателя в аспекте выполнения им управленческих функций должны быть научно обоснованными; своевременными и оперативными, способствующими решению выявленных проблем в педагогической деятельности; нормативными (соотнесенными с функциональной зоной ответственности каждого из участников педагогической деятельности, с требованиями нормативных положений, ценностными ориентирами, средствами педагогического взаимодействия) [2].
Важными характеристиками управленческой деятельности преподавателя являются: выявление и типологизация проблем, которые влияют на систему образования и все ее структуры и подсистемы (в том числе подсистему деятельности студентов), включая и все виды факторов (социокультурную среду, развивающуюся систему образования и внутренние личностные состояния субъектов системы образования); видение системы и взаимодействия отдельных элементов педагогической системы в процессе ее функционирования и развития; управление и стимулирование деятельностью для планирования и проектирования деятельности отдельных студентов.
Принимая во внимание все вышесказанное, можно подчеркнуть, что организационноуправленческая компетентность преподавателя - это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только эффективность и успешность профессионально-педагогической деятельности, но и непременное наличие психологических компонентов - внутреннего отношения личности к избранной профессии, эмоциональной включенности в нее, соответствующего состояния профессионально значимых качеств и уровня профессиональной подготовки - самооценка становится все более адекватной, а уровень профессиональных притязаний повышается. Организационноуправленческая компетентность характеризуется позитивной Я-концепцией, которая отражает все особенности сознания, психики, развитие личностных качеств (целеустремленность, инициативность, организованность), черт характера (упорство, настойчивость, последовательность), интеллектуальных качеств, раскрытие творческого потенциала личности, нравственное совершенствование и постоянное стремление к самосовершенствованию.
В целом специфические особенности профессионально-педагогической деятельности не только определяют ряд требований к личностным качествам преподавателя, но и создают систему профессиональных знаний и умений. Наличие специфичных знаний и умений профессиональнопедагогической деятельности (управленческого компонента в ее структуре) обусловливает успешное исполнение профессиональных функций каждым педагогом.
Каждая из сторон педагогического труда может быть оценена с помощью критериального модуля. Его показателями являются объективно необходимые профессионально-управленческие знания, умения, профессионально-управленческие позиции.
Профессионально-управленческие знания объективно важны для осуществления профессиональной деятельности. В этой деятельности цели достигаются в целостном деятельностновоспитательном процессе. Различные виды деятельности имеют общие и отличительные признаки. Ее психологически полная структура включает мотивационно-ориентировочное звено, целостный ансамбль профессиональных действий и аналитический контрольно-оценочный элемент. Алгоритм этого процесса включает уяснение целей и задач педагогической деятельности в целом и конкретной управленческой ситуации, в частности принятия решения; планирование работы по реализации решения и организации его исполнения; анализ результатов и коррекцию профессиональной деятельности. Знание преподавателем общего, особенного и конкретного в структуре, содержании и практике профессиональной деятельности выступает необходимой предпосылкой ее успешного осуществления.
Успешность профессиональной деятельности преподавателей во многом зависит от того, в какой мере они владеют «средствами этой деятельности», т.е. определенной системой умственных действий и операций, обеспечивающих глубокое и прочное усвоение знаний. «Знания, - подчеркивает Н.Ф.Талызина, - не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Качество знаний определяется содержанием и характеристиками той познавательной деятельности, в состав кото-
рой они вошли» [5]. Вот почему одним из важнейших факторов, определяющих качество организационно-управленческой компетентности преподавателей, является уровень развития адекватных управленческих умений, технологических приемов организации управленческой деятельности.
Отметим, что под управленческими умениями мы понимаем совокупность знаний и гибких навыков, а также способностей личности, обеспечивающих возможность саморазвития, саморегуляции и самоконтроля при решении педагогических задач в условиях профессиональной деятельности. Существенным признаком, отличающим управленческие умения от ряда других, служит то, что они предполагают возможность воплощения знаний в определенные действия, в поиск способов управления, в способность выделить образовательные задачи и наметить систему преобразований.
По нашему мнению, управленческие умения отличают более сложные способы выполнения действий, подкрепляемые совокупностью приобретенных знаний и навыков. С другой стороны, управленческие умения можно рассматривать как своего рода потенциал для использования приобретенных знаний и навыков в будущих действиях в соответствии с поставленной целью. Степень сфор-мированности и уровень развития управленческих умений зависят от качеств личности, от характера и содержания профессиональных знаний, навыков и опыта, которые включаются в мыслительные и практические действия при решении повседневных педагогических задач. Достижение цели на каждом этапе цикла управления обеспечивается использованием совокупности управленческих умений.
Наличие сформированных управленческих умений выступает, по нашему мнению, как один из основных показателей подготовленности преподавателей к педагогической деятельности. В этом случае организационно-управленческая компетентность преподавателя предопределяется наличием следующих умений: владение методами анализа и диагностирования результатов педагогической деятельности, ценностных ориентаций ее субъектов; организация проектной, проблемно-ситуативной, поисковой, репродуктивной и продуктивной деятельности.
В отечественной психологии, опираясь на принципы детерминизма, активности и развития и руководствуясь деятельностным подходом, личность выступает не простым результатом биологического созревания или продуктом специфических условий жизни и деятельности, но и субъектом активного взаимодействия со средой, в процессе которой индивид приобретает личностные черты. В психолого-педагогической литературе термин «позиция личности» имеет весьма многозначное толкование и содержательное наполнение. Им обозначаются статус, положение, отношение, система отношений, направленность, ценностные ориентации, система установок и др.
Формирование позиции личности осуществляется на всех этапах онтогенетического развития человека, меняется лишь социальная действительность. В отечественной психологии понятие «позиция личности» получило развитие в работах Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, которые определяют его как сложную систему отношений личности к явлениям действительности, как совокупность общественно направленных деятельностей и ценностных отношений личности к действительности, включая в их перечень отношения к интересам общества, к учению, к людям, к самому себе. Позиция личности - явление объективное, сердцевина личности как социального феномена, ведущей характеристикой которой является направленность [1, 3, 4].
Мы полагаем, что «позиция личности» может быть охарактеризована как системное отношение соответствующих психических компонентов, позволяющее личности определенным образом осуществлять свое взаимодействие с внешней, прежде всего социальной, и внутренней, субъектной, средой. Профессиональная позиция личности - это ее устойчивые установки и ориентации, система отношений и оценок внутреннего и социального опыта, реальности и перспектив, а также собственные притязания, реализуемые (не реализуемые, частично реализуемые) в профессиональной деятельности. Они включают общесоциальный и профессиональный аспекты. В условиях новой профессиональной среды личность испытывает острую необходимость в новых установках, которые позволили бы ей либо сохранить предшествующую позицию, либо определенным образом модифицировать ее.
Профессионально-управленческая позиция преподавателя определяет его ориентацию, место и роль в профессиональной деятельности. Она выступает своего рода мерой конгруэнтности в педагогическом труде. Если в основу общей ориентации положены социально значимые ценности, а деятельность признана и принята в качестве жизненно важного приоритета, и если практические действия являются воплощением современной профессиональной культуры, лучших традиций и продуктивных инноваций, то в профессиональной позиции фокусируются основные личные интересы и интересы педагогической деятельности и ее субъектов.
Таким образом, резюмируя вышеизложенное, с позиций современной психологопедагогической теории организационно-управленческая компетентность преподавателя понимается как развивающееся в процессе актуальной профессионально-педагогической деятельности динамическое сочетание свойств его личности, определяющее успешность организационно-управленческого воздействия на отдельного субъекта профессиональной деятельности и коллектив обучающихся в целом и, как следствие, обеспечивающее эффективность деятельности; представляет собой интегративное свойство личности преподавателя, владеющего комплексом управленческих теоретических 180
знаний, практических умений и навыков, соответствующих уровню профессиональной квалификации, способствующих внутренней установке на управление педагогической системой образовательного учреждения и его субъектов, на активные и целесообразные действия в условиях решения управленческо-педагогических задач в соответствии с профессиональной функциональностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Б.Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. 284 с.
2. Кузьмина Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. СПб., 1993. 172 с.
3. Мясищев В.Н.Психические состояния и отношения человека / В.Н.Мясищев // Обозрение Ин-та психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. 1996. № 1-2. С. 8-14.
4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. М., 1976. 416 с.
5. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина. М.,1984. 343 с.
Жуковский Владимир Петрович - Vladimir P. Zhukovsky -
доктор педагогических наук, профессор, Dr. Sc., Professor,
заведующий научно-исследовательским отделом Head: R & D Department,
Саратовского института повышения Saratov Institute for Educators’ Continuous
квалификации и переподготовки Education
работников образования
Скворцова Лариса Анатольевна - ^^а A' Skvorts°va -
кандидат педагогических наук, доцент, ^ , (AssoiCate
редактор первой категории Саратовского Шяот (Нта Category),
государственного технического университета Gagarin Saratov State Techmcal Umreraty
имени Гагарина Ю.А.
Статья поступила в редакцию 03.02.12, принята к опубликованию 02.03.12