ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ - РУКОВОДИТЕЛЕЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЬНИКОВ
К.А. Баженова
(Институт педагогики, психологии и социологии ФГОУВПО "Сибирский федеральный университет "; e-mail: [email protected])
В статье приведены результаты измерения организационно-управленческой компетентности педагогов — руководителей исследовательской деятельностью школьников. Обсуждаются данные диагностики в контексте опытно-экспериментальной работы с педагогами-руководителями в рамках курсов повышения квалификации.
Ключевые слова: организационно-управленческая компетентность; педагог-руководитель исследовательской деятельностью школьников.
Одной из важных задач профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогов является разработка соответствующих программ с использованием компетентностного подхода. Для ее решения необходимо описать вид профессиональной компетентности на основе анализа деятельности педагога. Затем — разработать аппарат диагностики для измерения уровня сформиро-ванности компетентности.
Одной из инновационных образовательных технологий дополнительного образования детей является организация исследовательской деятельности школьников. Руководителями названной деятельности выступают учителя общеобразовательных школ и педагоги дополнительного образования. Деятельность педагогов — руководителей исследовательской деятельностью школьников описана А.М. Ароновым и К.А. Баженовой как организационно-управленческая [1].
Видом профессиональной компетентности, которая характеризует названную деятельность, является организационно-управленческая компетентность. Ее компоненты описаны на основе функций педагога-руководителя и составлены с учетом норм и требований к воспроизводству научно-исследовательской деятельности. Организационно-управленческая компетентность (ОУК) педагогов — руководителей исследовательской деятельностью определяется нами как профессиональная характеристика педагога, которая проявляется в готовности выделять, точно формулировать, целостно и глубоко анализировать проблемы развития исследовательской деятельности школьников и находить наиболее целесообразные и эффективные пути их решения относительно конкретной ситуации. Основными
компонентами организационно-управленческой компетентности являются когнитивный, организационный, коммуникативный и рефлексивный компоненты.
Анализ научной литературы, психологических и профессиональных тестов, методик, оценивающих профессиональную компетентность, свидетельствует о том, что их авторы исследуют различные аспекты личности и профессиональной деятельности специалиста. Индивидуализированные системы оценки выявляют пригодность специалиста к дальнейшему обучению на основе уровня компетентности, определенного в соответствии с содержанием ее компонент. Мы разделяем точку зрения А.К. Марковой, что при оценивании профессиональной деятельности учителя "важно оценить умение решать различные профессиональные задачи" [2].
Вслед за Е.Н. Беловой, О.Ю. Заславской, Л.Г. Киселевой нами были определены критериальные характеристики, отражающие четырехуровневое проявление сформированности организационно-управленческой компетентности педагогов — руководителей исследовательской деятельностью школьников. Дезадаптивный нижний уровень характеризуется актуализацией интеллектуальных стереотипов, адаптивный — актуализацией личностных стереотипов; продуктивному уровню свойственно формирование личностных новообразований; креативному — появление личностных новообразований.
Критерии сформированности организационно-управленческой компетентности педагогов — руководителей исследовательской деятельностью школьников мы определили, исходя из понимания организационно-управленческой компетентности как совокупности организационно-управленческой грамотности, организационных, коммуникативных, рефлексивных умений. Первый критерий сформированности ОУК — организационно-управленческая грамотность — обозначает умение выявлять и формулировать затруднения в ходе руководства школьниками, определять цели и ценностное содержание организационно-управленческой деятельности на основе профессиональных, проектировочных, организационных знаний. Второй критерий — владение организаторскими умениями и навыками, третий — сформированность коммуникативных умений, четвертый — сформированность рефлексивных умений, навыков самоанализа и саморегуляции.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе КГОУ ДПО Краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. На курсах повышения квалификации "Нормы и требования к процессу и результату учебно-исследовательской деятельности школьников" (кадровая школа) за три года (2005/06 — 2007/08 уч. года) приняли участие 242 педагога из 36 территорий Красноярского края. Из них 27% составили педагоги дополнительного образования, 73% участников курсов — учителя об-
щеобразовательных школ. Большая часть участников кадровой школы (81%) имели опыт организации исследовательской деятельности с 1— 2 учащимися, 19% участников не имели опыта руководства исследовательскими работами школьников. Средний возраст участников кадровой школы 40,5 лет. Даже при педагогическом стаже от 10 до 20 лет средний срок руководства исследованиями школьников составляет 2,5 года.
В процессе проведения педагогического эксперимента участникам кадровой школы предлагались тесты и анкеты для оценки уровня сформированности компонент организационно-управленческой компетентности. По каждому из критериев давалась оценка по выбранной шкале в соответствии с методикой.
Данные начальной и итоговой диагностик приведены в таблице.
Сформированное^ организационно-управленческой компетентности педагога — руководителя исследовательской деятельностью школьников на начало и окончание эксперимента
Компоненты организационно-управленческой компетентности Уровни организационно-управленческой компетентности
креативный (высший) продуктивный (средний) адаптивный (низкий) дезадаптивный (критический)
кол-во человек % кол-во человек % кол-во человек % кол-во человек %
НД ИД НД ИД НД ИД НД ИД НД ИД НД ИД НД ИД НД ИД
Когнитивный 8 10 3,3 4,1 129 171 53,3 70,7 37 56 15,3 23,1 68 5 28,1 2,1
Организационный 7 12 2,9 5,0 76 162 31,4 66,9 99 62 40,9 25,6 60 6 24,8 2,5
Коммуникативный 39 82 16,1 33,9 81 135 33,5 55,8 43 15 17,8 6,2 79 10 32,6 4,1
Рефлексивный 36 79 14,9 32,6 99 147 40,9 60,7 57 11 23,6 4,5 50 5 20,7 2,1
Примечания: НД — начальная диагностика, ИД — итоговая диагностика
Анализ полученных данных показал, что когнитивный компонент ОУК преобладает на продуктивном уровне — педагоги-руководители активно используют предметные знания. Преобладание педагогов с продуктивным и адаптивным уровнем свидетельствует о достаточно высоком уровне их познавательной активности, практических навыках организации исследовательской работы со школьниками, но недостаточной их структурированности. В то же время значительная часть
педагогов находится на адаптивном и дезадаптивном уровнях. Это означает, что эти участники не склонны к различению теоретических знаний и практических рекомендаций, требуется систематизация их знаний, повышение уровня теоретической подготовки и ее соотнесение с практикой.
Анализ сформированности организационного компонента выявил, что педагоги, находящиеся на продуктивном и креативном уровнях сформированности ОУК имеют опыт в проектировании образовательных ситуаций для развития школьников. Низкие показатели адаптивного и критического уровней по организационному компоненту свидетельствуют о преобладании неустойчивого стиля управления и несогласованности проводимых мероприятий с задачами и целями образовательного учреждения, о трудностях в создании команды единомышленников. При этом наиболее низкие показатели получили такие качества, как умение осуществлять мониторинг собственной деятельности; владение навыками управления собственным временем, руководство группой школьников.
Анализ данных диагностики коммуникативного компонента на начало эксперимента позволяет сделать вывод о том, что у педагогов-руководителей есть потенциал к созданию команды единомышленников, к выстраиванию конструктивной коммуникации. Однако избегают выступления перед коллегами 50,4% курсантов кадровой школы. Вызывают опасение показатели критического уровня, поскольку это говорит о пассивности в установлении коммуникативных связей, трудностях в принятии норм коммуникации, неумении слышать партнеров, формальном восприятии информации.
Обобщение данных вышеуказанных методик диагностики сфор-мированности организационно-управленческой компетентности педагогов — руководителей исследовательской деятельностью школьников позволило зафиксировать, что на адаптивном и дезадаптивном уровнях находятся не менее 65,7% участников. На начало опытно-экспериментальной работы сформированность организационно-управленческой компетентности в единстве всех компонентов у педагогов — руководителей исследовательской деятельностью школьников выражена не более чем у 22,3%.
Сравнивая результаты диагностики покомпонентно можно сделать следующие выводы. Сопоставление данных по рефлексивному и когнитивному компонентам (высокий и продуктивный) позволяет сделать вывод о том, что участники способны к применению знаний по учебному предмету, но не владеют способами их преобразования (критический и потенциальный уровни). Сравнение критического и низкого уровней организационного и рефлексивного компонента позволяет говорить, что преобладает недооценка значимости собственной деятельности, ситуативный характер организации мероприятий, невладение способами выстраивания деятельности на долгосрочную
перспективу с внесением инновационных аспектов, несоответствие действий нормам деятельности.
Обобщая данные по коммуникативному и рефлексивному компоненту, а также сопоставляя показатели коммуникативного и организационного компонентов, можно говорить о том, что участники склонны к репродуктивному взаимодействию, избеганию выступлений перед аудиторией, а также к неадекватной оценке своих действий по отношению к действиям партнеров. Возможности управления деятельностью могут быть ограничены уровнем коммуникативного компонента ОУК.
Полученные нами экспериментальные данные согласуются с исследованиями Э.Э. Сыманюк, Ю.А. Тукачёва [3] и Н.Б. Москвиной [4]. В них показано, что "практически отсутствует динамика в ситуации предвидения последствий собственных дидактических воздействий на учащихся в различных ситуациях" [4], встречаются трудности педагогов в организации собственного времени, доминируют одни и те же способы коммуникации между коллегами, учащимися. Наиболее подвержены деструкции коммуникативные, гностические, проектировочные и конструктивные компоненты педагогической деятельности.
Анализ данных об организационно-управленческой компетентности на начало опытно экспериментальной работы позволяет сделать вывод о том, что в ходе реализации курсов может быть использован опыт педагогов-руководителей, которые обладают высоким и средним уровнем организационно-управленческой компетентности. Формирование ОУК педагогов — руководителей исследовательской деятельностью школьников происходит за счет системной работы, включающей специальные знания по вопросам организации, руководства и управлению исследовательской деятельностью школьников.
В связи с этим были реализованы следующие организационно-педагогические условия повышения квалификации: формы и методы коллективной деятельности участников процесса повышения квалификации обеспечивали продуктивность совместного взаимодействия и самореализацию участников. Осуществлялось включение педагогов—руководителей в проектирование личностно значимого содержания организационно-управленческой деятельности; процесс формирования ОУК педагогов — руководителей исследовательской деятельностью школьников был снабжен методическими материалами, раскрывающими логику и нормы воспроизводства научно-исследовательской деятельности.
Ресурсами реализации программы повышения квалификации для педагогов — руководителей исследовательской деятельностью школьников выступили: обращение к нормам и требованиям, характерным для процесса и результата исследовательской деятельности школьников; использование различных способов сопоставления теоретических знаний и практических рекомендаций; ориентирование на самооценку
уместности собственных действий; использование требований и норм проектирования деятельности, управления ею.
После реализации опытно-экспериментальной работы нами был осуществлен контрольный срез. Обработка данных показала заметное изменение по всем показателям сформированности организационно-управленческой компетентности.
Изменения по когнитивному компоненту позволили сделать вывод о значимости выделения знаниевой составляющей в виде норм и требований к процессу и результату организации исследовательской деятельности школьников, а также об эффективности форм и методов ее реализации. Наличие позитивной динамики по этому компоненту является показателем того, что у педагогов не только увеличился объем знаний, но и изменились способы работы с информацией, с предметным материалом, способы анализа деятельности.
Мы связываем положительную динамику по организационному компоненту ОУК с тем, что в ходе реализации программы повышения квалификации педагоги-руководители имели возможность применить на практике знания, полученные в кадровой школе, а также описать свой опыт организации деятельности, что способствовало систематизации и упорядочиванию знаний. На изменения по коммуникативному компоненту оказали влияния формы и методы продуктивного взаимодействия, нормы коммуникации, которые не только были реализованы с участием курсантов, но и являлись образцом для воспроизводства их при работе со школьниками.
Данные сформированности рефлексивного компонента организационно-управленческой компетентности говорят об изменении у участников типа эмоционального отношения к ценностным ориентирам исследовательской деятельности. Отсутствие значимой динамики на креативном уровне по организационному и когнитивному компонентам мы связываем с тем, что еще не стали нормой новые требования для педагогов-руководителей, ориентирующие на управление исследовательской деятельностью школьников. Поскольку произошли значительные изменения по коммуникативному и рефлексивному компонентам на креативном уровне, то можно говорить о том, что начался процесс принятия требований. Креативный и высокий уровень сфор-мированности компонентов ОУК будет являться результатом стабильного развития исследовательской деятельности в регионе.
По окончании опытно-экспериментальной работы можно констатировать, что продуктивным и креативным уровнями сформиро-ванности организационно-управленческой компетентности обладают не менее 71,9% педагогов. А на адаптивном и дезадаптивном уровнях находятся не более 6,6% участников. По совокупности всех компонент можно говорить о том, что на начало эксперимента не более 22,3% участников обладали организационно-управленческой компетентностью. По завершению эксперимента — от 30 до 72% участников
(в зависимости от года обучения) обладают организационно-управленческой компетентностью по всем четырем компонентам.
Ряд исследователей указывают на существенную особенность компетентности — ее проявление в деятельности. Одним из результатов сформированной организационно-управленческой компетентности стали профессиональные достижения педагогов—руководителей на различных уровнях (от успехов при проведении исследовательских занятий до перехода на административную должность), а кроме того — организация профессиональных сообществ по направлению развития исследовательской деятельности школьников на уровне образовательного учреждения, города, района; достижения школьников на конференциях различного уровня; продолжение участия педагогов в программе повышения квалификации на уровне координаторов исследовательской деятельности школьников.
Список литературы
1. АроновА.М., Баженова К.А. Организационно-управленческая деятельность педагога — руководителя исследовательской деятельностью школьников // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. Ростов н/Д. 2008. № 5. С. 153-158.
2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
3. Сыманюк, Э.Э, Тукачёв Ю.А. Деструктивные изменения компонентов педагогической деятельности в процессе становления профессионального опыта // Образование и наука. 2005. № 4(34). С. 96-105.
4. Москвина Н.Б. Личностно-профессиональные деформации педагогов // Педагогическое образование и наука. 2004. № 4. С. 32-37.
DIAGNOSING THE LEVEL OF ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT COMPETENCE OF SCIENTIFIC ADVISERS DEALING WITH RESEARCH PROJECTS OF SCHOOL STUDENTS
K.A. Bazhenova
The article contains data of organizational and management competence assessment of school scientific advisors in field of student research projects. Diagnostic data are discussed in context of practical and experimental interaction with school scientific advisors during teaching skills improvement program.
Key words: organizational and managment competence; school scientific adviser in field of student research projects.
Сведения об авторе
Баженова Ксения Анатольевна — аспирант 3-го года обучения института педагогики, психологии и социологии ФГОУ ВПО "Сибирский федеральный университет". Тел. 8-902-929-57-79; e-mail: [email protected]