Научная статья на тему 'Формирование универсальных учебных действий обучающихся как объект управленческой деятельности'

Формирование универсальных учебных действий обучающихся как объект управленческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2767
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / MANAGEMENT ACTIVITIES / MANAGEMENT / FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES BETWEEN SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дюмина Светлана Васильевна

Одним из основных целевых ориентиров современного образования выступает формирование универсальных учебных действий школьников. Очевидно, что достижение положительных результатов возможно в ситуации целенаправленной работы педагогического, ученического и родительского коллективов. В этой связи особую актуальность приобретает проблема управления формированием универсальных учебных действий школьников. В данной статье в кратком виде представлены результаты исследования проблемы управления формированием универсальных учебных действий школьников в рамках регионального эксперимента: разработка и апробация модели управленческой деятельности, отвечающей логике построения образовательного процесса в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Управление развитием универсальных учебных действий школьников рассматривается как целенаправленное, специально организованное взаимодействие руководителей, педагогов, учащихся и их родителей на основе научно обоснованного анализа образовательного процесса школы, планирования, руководства, организации, контроля и рефлексивного анализа в системе «урок внеурочная деятельность домашняя учебная работа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дюмина Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the main targets of modern education is the development of universal educational activities for schoolchildren. It is clear that achieving positive results are possible purposeful activities of teachers, pupils and parent groups. In this regard, of particular urgency is the problem of managing the development of universal educational activities for schoolchildren. This article summarizes the results of research of problems of management of formation of universal educational activities for schoolchildren under a regional experiment: development and testing of a model of administrative activity that meets the logic of construction of the educational process in the conditions of the implementation of the GEF. Managing the development of a universal educational activities for schoolchildren is considered as purposeful, specially organized interaction of leaders, teachers, pupils and their parents on the basis of evidence-based analysis of the educational process of schools, planning, management, organization, control and reflexive analysis in the system «lesson curricular activities home-educational work».

Текст научной работы на тему «Формирование универсальных учебных действий обучающихся как объект управленческой деятельности»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2014. Вып. 3 (34). С. 17-29

«Курский институт непрерывного профессионального образования

Светлана Васильевна Дюмина, канд. пед. наук, ОГБОУДПО

(повыш. квалиф. и проф. переподготовки)

специалистов отрасли образования»

dyumina.swetlana@yandex.ru

Формирование универсальных

УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С. В. Дюмина

Одним из основных целевых ориентиров современного образования выступает формирование универсальных учебных действий школьников. Очевидно, что достижение положительных результатов возможно в ситуации целенаправленной работы педагогического, ученического и родительского коллективов. В этой связи особую актуальность приобретает проблема управления формированием универсальных учебных действий школьников.

В данной статье в кратком виде представлены результаты исследования проблемы управления формированием универсальных учебных действий школьников в рамках регионального эксперимента: разработка и апробация модели управленческой деятельности, отвечающей логике построения образовательного процесса в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.

Управление развитием универсальных учебных действий школьников рассматривается как целенаправленное, специально организованное взаимодействие руководителей, педагогов, учащихся и их родителей на основе научно обоснованного анализа образовательного процесса школы, планирования, руководства, организации, контроля и рефлексивного анализа в системе «урок — внеурочная деятельность — домашняя учебная работа».

В условиях модернизации российского образования активно развиваются инновационные процессы, касающиеся создания условий для введения и реализации ФГОС в общеобразовательных учреждениях.

Анализ результатов мониторинга введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) в общеобразовательных учреждениях Курской области позволяет констатировать системные изменения в построении образовательного процесса в 82% образовательных организациях. Это стало возможным благодаря выполнению комплекса мер, в рамках которого разработана организационно-методическая модель введения ФГОС; осуществлено широкое информирование педагогической общественности; используются интерактивные формы повышения квалификации

педагогических работников, в том числе работа на стажировочных площадках, применение дистанционных технологий повышения квалификации.

Вместе с тем нельзя не отметить и существующие в этой области проблемы: недостаточно высокий показатель отмечается в реализации программ развития универсальных учебных действий, создания условий для достижения личностных результатов; прослеживается дефицит профессиональных знаний по внедрению компетентностного подхода.

Согласно требованиям ФГОС апробации новой модели организации образовательного процесса на ступени основного общего образования служит региональный эксперимент. Его целью является определение оптимальных условий и эффективных способов введения ФГОС основного общего образования (ООО) и перехода общеобразовательных учреждений на новые образовательные программы в соответствии с требованиями стандарта.

Мониторинг реализации ФГОС НОО (2011-2013 гг.) и ФГОС ООО (2012— 2013 гг.) показал, что у 85% педагогов сформирован мотивационно-ценностный компонент, который выражается в принятии идеологии ФГОС; у 75% педагогических работников сформированы знания о структуре основной образовательной программы, о нормативно-правовой базе введения ФГОС, о требованиях к результатам образования и др. (когнитивный компонент); 67% педагогов освоили алгоритм поэтапного введения ФГОС в образовательных учреждениях Курской области (деятельностный компонент).

Вместе с тем отмечено, что 42% респондентов испытывают затруднения в оценивании универсальных учебных действий, прежде всего регулятивных; у 32% слушателей на уроке доминирует деятельность педагога над деятельностью учащихся; у 35% сохраняется ЗУНовская ориентация обучения.

Примеры сегодняшнего дня свидетельствуют о том, что обучающиеся демонстрируют высокий уровень владения предметными знаниями, умениями, но испытывают затруднения в составлении плана текста, выделении главного, в приемах рационального запоминания, в грамотном решении конфликтных ситуаций, в постановке вопросов и построении ответов. Школьники «не узнают» изученного материала, если формулировки учебных заданий отходят от традиционной формы. При подготовке проектов, докладов, рефератов они используют сеть Интернет как единственный источник информации. В результате учителя часто получают в качестве продукта учебной деятельности один и тот же информационный материал (скачанный из Интернета текст реферата, доклада).

К причинам сложившейся ситуации можно отнести отсутствие направленности педагогической деятельности на развитие универсальных учебных действий школьников.

Результаты проведенного нами опроса руководителей общеобразовательных учреждений и учителей, анализа посещенных уроков, классной документации показали, что руководители не имеют четкого представления об управлении процессом формирования универсальных учебных действий обучающихся; большинство педагогов не придают существенного значения формированию умений и навыков учебной деятельности; у них отсутствует ясное понимание

того, какие учебные действия относятся к универсальным и какую работу необходимо проводить по их формированию.

Очевидно, что достижение позитивных результатов возможно в ситуации целенаправленной работы педагогического, а также ученического и родительского коллективов. В этой связи особую актуальность приобретает проблема управления формированием универсальных учебных действий учеников общеобразовательной школы.

Проведенный историко-педагогический анализ показал, что проблема формирования универсальных учебных действий школьников не является новой.

О необходимости готовить подрастающее поколение к будущему самовоспитанию и самообразованию, о развивающем характере обучения, о высокой миссии педагога, способного строить воспитание на принципах природосо-образности, культуросообразности, самодеятельности говорили выдающиеся педагоги ХУ11—Х1Х вв.: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, А. Дистервег1.

В 50-е гг. ХХ в. особую актуальность приобрела проблема активизации познавательной деятельности учащихся, связанная с поиском новых эффективных путей повышения активности и самостоятельности школьников в процессе обучения. Среди главных проблем современной дидактики называют и проблему формирования учебных умений и навыков (М. Н. Скаткин, Е. И. Бойко, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, М. Ф. Морозов, З. И. Ходжава).

Проведенный Ю. К. Бабанским в конце 70-х гг. анализ причин неуспеваемости учащихся средних старших классов показал, что половина их отстает в учении из-за слабого владения умениями и навыками учебного труда. Ю. К. Бабанский в соответствии со структурой учебной деятельности выделяет учебно-организационные и учебно-информационные умения, а также учебно-интеллектуальные умения и навыки, закрепляющие способы мыслительной деятельности и приемы логического мышления (умения мотивировать свою деятельность, внимательно воспринимать информацию, рационально запоминать, логически осмысливать учебный материал, самостоятельно выполнять упражнения, осуществлять самоконтроль учебно-познавательной деятельности)2.

Н. Ф. Талызина в умении учиться выделяет три вида познавательных действий, направленных на получение новых знаний, новых операционных систем: 1) общедеятельностные; 2) составляющие приемы логического мышления; 3) специфические, характерные для конкретной предметной области3.

И. Я. Лернер на основании деления способов деятельности по обеспечению успешности самостоятельного усвоения знаний подразделяет учебные умения на: организационные; практические; интеллектуальные (составлять тезисы выступления, абстрагировать предмет изучения, формулировать выводы, идеи,

1 Беленцов С. И. Проблема гражданского воспитания в русской педагогике и школе в конце XIX — начале ХХ вв. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Курск, 2000.

2 Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М.,

1977.

3 Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.,

1988.

пользоваться логическими схемами, анализировать и обосновывать состав действия и т.д.); психолого-характериологические4.

В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (2004 г.) впервые в число результатов освоения предметного содержания общего образования включены общие учебные умения, навыки и способы деятельности (познавательная деятельность, информационно-коммуникативная, рефлексивная).

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения (2010 г.) является усиление их ориентации на результаты образования: личностные, метапредметные и предметные.

Сущность, подходы к проектированию, формированию и развитию личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий рассматриваются в работах А. Г. Асмолова, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой, С. И. Беленцова5.

Вопросы управления процессом формирования общих учебных умений и навыков, универсальных учебных действий поднимаются в работах Т. И. Ша-мовой, Т. М. Давыденко, П. И. Третьякова, М. М. Поташника, Ю. А. Конар-жевского, Г. В. Ельниковой, В. Н. Зайцева, И. Ф. Исаева, Г. Н. Подчалимовой, И. М. Подушкиной, И. В. Ильиной, Р. Г. Чураковой, С. В. Дюминой6.

Однако имеющиеся в области внутришкольного управления разработки не отражают в должной мере содержательных, организационных, методических и других аспектов управления формированием универсальных учебных действий обучающихся.

Проведенный историко-педагогический анализ показал, что формирование универсальных учебных действий учащихся общеобразовательной школы — управляемый процесс, теоретическое представление которого базируется на основных положениях теории учебной деятельности и внутришкольного управления. Становление универсальных учебных действий школьников связано с формированием направленности личности учащихся на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий; с изменением психических свойств и поведения учащегося (мотивы собственного роста, саморегуляция, самоорганизация и др.).

Учитывая, что управление формированием универсальных учебных действий школьников является составной частью управления образовательным процессом школы, в основу построения модели легли следующие основные положения теории внутришкольного управления:

4 Лернер И. Я. Учебные умения и их функции в процессе обучения // Роль учебной литературы в формировании общих учебных умений и навыков школьников. М., 1984.

5 Беленцов С. И. Взаимоотношения школы и семьи на рубеже Х1Х—ХХ вв.: взаимодействие или взаимные претензии // Народное образование. 2005. № 2. С. 185—188; Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, ред. М., 2010.

6 Чуракова Р. Г. Десять базовых принципов эффективного управления. Реализация стандарта второго поколения. М., 2011.

— проектирование структур управления педагогическими системами (управляющих и управляемых) необходимо осуществлять с учетом стоящих перед системой целей;

— функциональными компонентами педагогической системы являются целевой (проектировочный) компонент, содержательный, деятельностный (организационно-управленческий), аналитико-результативный;

— любая управленческая деятельность состоит из последовательности взаимосвязанных действий (функций), представляющих законченный цикл;

— управление, как и любая деятельность, основывается на соблюдении ряда принципов, которые являются конкретным проявлением отражения закономерностей управления;

— каждая функция управления приобретает свойственную ей форму на основе реализации соответствующего метода управления. Методы управления — это способы организации совместной деятельности участников педагогического процесса по реализации целей, принципов, содержания управленческой деятельности.

Анализ существующих подходов к моделированию управления образовательным процессом позволяет нам спроектировать модель управления процессом формирования универсальных учебных действий школьников, определяемую проблемой, целями, которые решаются посредством этой модели (см. схему 1).

Разработанная нами модель призвана обеспечить оптимизацию управленческой деятельности по формированию универсальных умений и навыков: определить систему мер, которая в условиях конкретной школы преобразует структуру и процесс управления, что позволит достичь максимально возможных положительных результатов на всех уровнях управления без превышения норм учебной нагрузки и времени.

Целевой компонент включает в себя цели и задачи управленческой, методической, педагогической, учебно-познавательной деятельности, которые выступают необходимым условием организованности, сплоченности, интегрирован-ности общей деятельности по формированию универсальных учебных действий школьников.

Важно обеспечить принятие участниками образовательного процесса целевых ориентиров совместной работы по формированию универсальных учебных действий школьников. Для этого необходима нормативная база, регламентирующая деятельность школы по исследуемой проблеме (Программа развития универсальных учебных действий, Модель выпускника начальной, основной, средней школы, Положение о внутришкольном контроле и др.).

Целевой компонент управления формированием универсальных учебных действий обучающихся реализуется посредством таких функций, как анализ фактического состояния педагогического процесса, планирование работы школы в русле исследуемой проблемы.

Основное назначение педагогического анализа исследователи видят в изучении фактического состояния педагогического процесса и обоснованности применения различных способов, средств для достижения целей, в объективной

Модель управления процессом формирования универсальных учебных действий школьников

Схема 1

Социальный заказ

Целевой компонент

Цели управленческой, педагогической, учебно-позншательной деятельности

Содержательный компонент

Администрация Урок

Педагоги ^Внеурочная работа

Обучающиеся Домашняя учебная

Родители работа

1'

Анализ

Планирование

Мотивапионно -стимулирующий компонент

Обеспечение мотивационно-ст^^лирукнцей деятельности

Руководство

Организационно-методический компонент

Организационная структура Распределение обязанностей Оргинизация научно-м^^даческой работы

Организация

Оценочно-результативный компонент

Критерии успешности управления формированием универсальных учебных действий школьников

Рефлексивно-анодетический компонент

Рефлексивный анализ собственной управленческой, педагогической, учебно-познмательной деятельности

Контроль

Ф

У

н

к Ц

и и

У

п р

А В Л Е Н И Я

Содержательные

Организационно-методические

Психолого-педагогические

оценке его результатов и выработке регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние.

Изучение работ М. М. Поташника, В. С. Лазарева, Т. И. Шамовой и др. позволяет выделить основные направления анализа в структуре управления формированием универсальных учебных действий школьников:

1) изучение фактического состояния системы формирования универсальных учебных действий обучающихся (уровень сформированности универсальных учебных действий школьников; состояние преподавания, воспитательной работы; работа с педагогическими кадрами, работа с родителями);

2) сопоставление реальной и желаемой картины качества работы школы по исследуемой проблеме;

3) объективная оценка соответствия результатов и требований;

4) определение совокупности проблем, подлежащих решению;

5) выявление недостатков образовательного процесса и условий, приведших к появлению проблем;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) выработка путей повышения эффективности процесса формирования универсальных учебных действий школьников.

Анализ процесса формирования универсальных учебных действий школьников является базой для реализации последующих функций управления; специфика данной функции в том, что ею начинается и ею заканчивается управленческий цикл, тем самым обеспечивается непрерывность управленческой деятельности.

Важнейшим средством эффективного управления является планирование работы школы по формированию универсальных учебных действий школьников.

Новшеством в функции планирования в последнее время является переход от традиционных планов учебно-воспитательной работы школы к проектированию основных образовательных программ школы.

Программа развития универсальных учебных действий является составной частью основных образовательных программ для всех уровней общего образования.

Авторы-разработчики А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина предлагают следующее содержание программы развития универсальных учебных действий школьников:

• ценностные ориентиры начального, основного общего образования;

• понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий;

• связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

• условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

Системный подход в управлении требует единства подходов к решению исследуемой проблемы со стороны всех структурных подразделений и использования различных форм и методов работы, подчиненных единой цели. Поэтому система целесообразных организационных форм и мер организации включает в себя: организацию работы с педагогическими кадрами (совещания при директоре, педсоветы, заседания методобъединений учителей начальных классов,

учителей-предметников); организацию работы с ученическими коллективами (диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий, формирование мотивации учебной деятельности, организация работы на уроке по овладению школьниками способами учебно-познавательной деятельности, вовлечение учащихся во внеурочную исследовательскую деятельность); организацию работы с родителями (классные и общешкольные родительские собрания, индивидуальные консультации); психологическое обеспечение управления формированием универсальных учебных действий школьников (разработка диагностических процедур, подготовка информации о психологических основах учебной деятельности школьников на разных возрастных ступенях); организацию системы обеспечения программной деятельности (система информационно-аналитического обеспечения, система контроля и регулирования педагогической и учебно-познавательной деятельности педагогов и школьников, система материально-технического обеспечения).

Содержательный компонент модели раскрывает содержание деятельности всех субъектов, причастных к формированию универсальных учебных действий школьников:

— администрация осуществляет управленческие функции по отношению к педагогическому, ученическому, родительскому коллективам на основе выделенных принципов управления (целостности и системности, целепола-гания и целенаправленности, научности) и посредством организационно-распорядительных, психолого-педагогических методов, а также методов общественного воздействия;

— педагогические работники осуществляют анализ, планирование собственно педагогической, а также учебно-познавательной деятельности школьников; обеспечивают вовлечение учащихся в разнообразную урочную и внеурочную деятельность, направленную на формирование учебно-познавательных мотивов, универсальных учебных действий; отслеживают уровни их сформированности и корректируют работу, ориентируясь на результаты диагностики; разрабатывают задания, памятки, схемы, направленные на развитие умений и навыков учебной деятельности; вовлекают родителей в процесс формирования универсальных учебных действий;

— обучающиеся овладевают умениями и навыками учебно-познавательной деятельности, развивают организационные формы самоуправления в системе «урок — внеурочная деятельность — домашняя учебная работа»;

— родители оказывают посильную помощь в организации урочной и внеурочной деятельности по воспитанию культуры учебного труда детей, в овладении ими навыками самостоятельной учебной работы.

Общепризнано, что взаимосвязь урочных и внеклассных занятий — важное условие воспитания у школьников интереса к знаниям и стремления к самообразованию, поэтому содержание деятельности по формированию универсальных учебных действий школьников мы рассматриваем в системе «урок — внеурочная деятельность — домашняя учебная работа».

Важное место в уроке мы отводим формированию мотивации учебной деятельности, обучению детей умениям целеполагания, планирования своей дея-

тельности в соответствии с целями и содержанием урока, организации, контроля и оценки учебной деятельности, регулированию своей деятельности на основе самоконтроля; демонстрации способов добывания и применения знаний; развитию учебного сотрудничества.

Содержание внеурочной деятельности реализуется в таких формах, как классные часы, воспитательные мероприятия (устные журналы «Парад знаний», «Азбука учебного труда», конференция «Радость познания» и др.), интеллектуальные игры, детское исследовательское общество.

Немаловажное значение имеет организация домашней учебной работы, во время выполнения которой учащиеся имеют возможность отработать умения и навыки самостоятельной учебной деятельности. Существенную помощь на этом этапе могут оказать родители детей, поэтому на родительских собраниях необходимо уделять внимание вопросам воспитания культуры учебного труда. Помимо традиционных родительских собраний к формам работы с семьей, направленным на оказание помощи ребенку в овладении умениями и навыками учебного труда, мы относим: лекции о культуре учебной деятельности младших школьников, консультации по содержанию и характеру помощи, оказываемой семьей в развитии тех или иных умений учебной деятельности, совместные с родителями утренники (конкурсы), обмен родительским опытом, индивидуальные рекомендации по самообразовательной работе родителей.

Выделение мотивационно-стимулирующего компонента обусловлено тем, что запланированные мероприятия (организация работы с педагогическими кадрами, ученическими и родительскими коллективами, организация психологического сопровождения и системы обеспечения программной деятельности) достигнут своей цели при условии взаимной заинтересованности, понимания необходимости выполняемой работы и ее значимости для всех участников образовательного процесса. Исследователи М. М. Поташник, В. С. Лазарев, Т. П. Афанасьева, И. А. Елисеева, Т. И. Пуденко в качестве общей функции управления выделяют руководство, призванное обеспечить заинтересованность всех участников образовательного процесса, их удовлетворенность своим трудом, поддержание морально-психологического микроклимата в коллективе. Поэтому важное место в структуре управления формированием универсальных учебных действий школьников мы отводим руководству школьным коллективом на мотивационно-стимулирующей основе.

Анализ литературы по проблеме мотивации профессиональной деятельности позволяет выделить положения, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении мотивационно-стимулирующей деятельности:

— создание условий успешной мотивации начинается с постановки перед педагогами четких и ясных целей их деятельности;

— ожидаемые результаты должны соответствовать возможностям кадров и не требовать приложения сверхусилий для их достижения;

— развитие мотивов совершенствования работы педагогов по формированию универсальных учебных действий школьников осуществляется через осознание проблем собственной педагогической деятельности;

— мотивацию необходимо осуществлять через стимулирование потребностей высших уровней: в самореализации через творческую деятельность, в причастности к общему делу и т.п.;

— немаловажную роль в мотивации кадров играет своевременное обучение как на базе общеобразовательного учреждения, так и методических служб;

— выбор методов мотивации необходимо осуществлять с учетом индивидуальных особенностей педагогов: отношения к труду, креативных способностей, самооценки, профессиональных притязаний;

— следует использовать различные (оптимальные для каждого сотрудника) формы поощрения: публичная похвала на собрании, совещании; благодарность в приказе; перевод на самоконтроль и др.;

— необходимо развивать сотрудничество школы и научных организаций.

Целевой, содержательный, мотивационно-стимулирующий компоненты

находят свое продолжение в организационно-методическом компоненте, так как процесс реализации принятых решений связан с обсуждением и утверждением плана, доведением его содержания до исполнителей, мобилизацией коллективных усилий на решение поставленных задач, определением способов воздействия управляющей системы на управляемую.

Центральное место в этом блоке отводится функции организации. Изучение работ по проблеме организации управленческой деятельности позволяет выделить основные задачи данной функции управления: создание организационной структуры управления, определение роли каждого структурного подразделения, каждого человека в достижении цели; обеспечение взаимодействия и слаженности в работе всех субъектов управления; установление между ними отношений субординации, координации и обратной связи.

Создание условий для профессиональной самореализации персонала требует трансформации организационной структуры управления, выделения в ней таких компонентов, как временные творческие группы, имеющие целью решение конкретных дидактических, методических задач: разработка программы формирования универсальных учебных действий; создание диагностического инструментария оценки уровня сформированности универсальных учебных действий; создание «банка методических идей» и др.

Поскольку высокий уровень организации научно-методической работы выступает важным фактором обеспечения результативности процесса формирования универсальных учебных действий школьников, повышения квалификации и педагогического роста педагогов, актуальными направлениями научно-методической деятельности являются: изучение, анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий школьников; совершенствование содержания, методов и организационных форм обучения, способствующих формированию и развитию учебно-познавательных мотивов, универсальных учебных действий; организация и проведение научно-методических мероприятий, опытно-экспериментальной и исследовательской работы; осуществление контроля и рефлексивной оценки методической и педагогической деятельности. Практика управленческой деятельности показала, что данные направления работы

наиболее востребованы учителями, если они реализуются в различных формах и методах взаимодействия: деловые игры, семинары-практикумы, научно-практические пресс-конференции, проблемные семинары; консультирование, тестирование, анализ фрагментов уроков, решение проблемных ситуаций и др.

Оценка успешности управленческой деятельности по формированию универсальных учебных действий предполагает определение соответствия между полученными в ходе исследования результатами и поставленными целями. Поэтому основное назначение оценочно-результативного компонента модели управления — получение информации о результатах и состоянии процесса формирования универсальных учебных действий школьников и оценка успешности управленческой деятельности.

Получить интересующую информацию позволяет функция управленческого цикла — контроль результатов и состояния деятельности по формированию универсальных учебных действий школьников:

— уровень сформированности универсальных учебных действий школьников;

— качество реализации программы развития универсальных учебных действий школьников;

— состояние преподавания учебных дисциплин, реализующих систему формирования и развития предметных учебных умений и навыков обучающихся и универсальных учебных действий;

— состояние и качество организации внеурочной деятельности по воспитанию культуры учебного труда школьников;

— работа с педкадрами по совершенствованию деятельности, направленной на формирование универсальных учебных действий школьников;

— совместная деятельность школы и семьи по вопросу формирования универсальных учебных действий школьников;

— удовлетворенность участников образовательного процесса результатами управленческой, педагогической, учебно-познавательной деятельности.

Выделение рефлексивно-аналитического компонента обусловлено тем, что управление формированием универсальных учебных действий школьников предполагает осуществление совместной деятельности администрации, педагогического, ученического, родительского коллективов, направленной на выработку целей и достижение результата, отбор содержания и использование разнообразных средств, форм и методов учебно-воспитательной работы по формированию универсальных учебных действий. Согласно исследованиям Т. И. Шамо-вой, Т. М. Давыденко, Г. Н. Подчалимовой, И. В. Ильиной, И. М. Подушкиной, неотъемлемой характеристикой любого взаимодействия является рефлексивное управление, стимулирующее собственную активность и самостоятельность участников совместной деятельности7.

Ведущей функцией управления на данном этапе выступает рефлексивный анализ, предполагающий выявление и раскрытие субъективного опыта участников процесса формирования универсальных учебных действий школьников.

7 Шамова Т. И., Давыденко Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе М., 2001.

Судить об успешности управленческой деятельности возможно по следующим критериям.

1. Критерий результативности управления формированием универсальных учебных действий школьников.

Показатель:

— позитивная динамика результатов управленческой деятельности: рост оптимального и достаточного уровней сформированности универсальных учебных действий обучающихся, уровня управленческой деятельности администрации и профессионального мастерства педагогов, включенность родителей в решение проблемы повышения качества обученности школьников.

2. Критерий ресурсного обеспечения управления формированием универсальных учебных действий школьников.

Показатели:

— нормативно-правовое обеспечение;

— кадровое обеспечение;

— программно-методическое обеспечение.

3. Критерий удовлетворенности участников образовательного процесса результатами управленческой, методической, педагогической, учебно-познавательной деятельности.

Показатели:

— отношение субъектов к собственной управленческой, методической, педагогической, учебно-познавательной деятельности;

— отношение субъектов к совместной деятельности участников образовательного процесса по формированию универсальных учебных действий школьников;

— потребность педагогов в постоянном обновлении методического инструментария, стремление к поиску новых знаний в области формирования основных компонентов учебно-познавательной деятельности учащихся;

— повышение интереса родителей к исследуемой проблеме.

Таким образом, управление формированием универсальных учебных действий школьников предполагает прежде всего организацию взаимодействия субъектов, так как процессы демократизации и гуманизации образования означают развитие активности и инициативности не только руководителей, но и педагогических работников, учащихся, родителей; ориентируют их на сотрудничество, сотворчество; утверждают субъект-субъектные отношения.

Ключевые слова: управленческая деятельность, функции управления, формирование универсальных учебных действий, взаимодействие субъектов образовательного процесса.

The formation of universal educational actions

OF STUDENTS AS AN OBJECT MANAGEMENT S. V. Dyumina

One of the main targets of modern education is the development of universal educational activities for schoolchildren. It is clear that achieving positive results are possible purposeful activities of teachers, pupils and parent groups. In this regard, of particular urgency is the problem of managing the development of universal educational activities for schoolchildren. This article summarizes the results of research of problems of management of formation of universal educational activities for schoolchildren under a regional experiment: development and testing of a model of administrative activity that meets the logic of construction of the educational process in the conditions of the implementation of the GEF. Managing the development of a universal educational activities for schoolchildren is considered as purposeful, specially organized interaction of leaders, teachers, pupils and their parents on the basis of evidence-based analysis of the educational process of schools, planning, management, organization, control and reflexive analysis in the system «lesson — curricular activities — home-educational work».

Keywords: management activities, management, formation of universal educational activities between subjects of the educational process.

Список литературы

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М., 1977.

2. Беленцов С. И. Взаимоотношения школы и семьи на рубеже Х1Х—ХХ вв.: взаимодействие или взаимные претензии // Народное образование. 2005. № 2. С. 185—188.

3. Беленцов С. И. Проблема гражданского воспитания в русской педагогике и школе в конце XIX — начале ХХ в. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Курск, 2000.

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, ред. М., 2010.

5. Лернер И. Я. Учебные умения и их функции в процессе обучения // Роль учебной литературы в формировании общих учебных умений и навыков школьников. М., 1984.

6. Чуракова Р. Г. Десять базовых принципов эффективного управления. Реализация стандарта второго поколения. М., 2011.

7. Шамова Т. И., Давыденко Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.