УДК 378.016: 51
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЕДИНСТВЕ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2017
Черняева Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский национальный исследовательский государственный университет (410012, Россия Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: cherniaeva@inbox.ru) Чуланова Наталья Анатольевна, учитель русского языка Лицей гуманитарных наук (410005, Россия, Саратов, улица Большая Садовая, 224 А, e-mail: chpw@mail.ru)
Аннотация. В статье представлены результаты теоретического обоснования, практической разработки и экспериментальной апробации методического обеспечения единства урочной и внеурочной деятельности обучающихся 9 классов на основе герменевтического подхода. Актуальность работы определяется одним из требований ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, выражающимся в личностном, познавательном, общекультурном развитии обучающихся на основе формирования универсальных учебных действий. В статье уточнены определение, специфические особенности и возможности работы обучающихся с текстовой информацией на основе обеспечения единства урочной и внеурочной деятельности. Охарактеризованы организационные вопросы реализации технологии развития критического мышления посредством функционирования школьных изданий «Лицейский вестник» и «Солнечные вести» как форм сквозной работы обучающихся с текстами как социальной, так и личной значимости. Раскрывается содержание и специфика работы школьных СМИ, закрепляющих ситуацию успеха, расширяющих личностный и социальный опыт школьников и способствующих повышению их мотивации к формированию познавательных универсальных учебных действий. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности разработанного методического обеспечения процесса формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся.
Ключевые слова: урочная деятельность, внеурочная деятельность, герменевтический подход, работа с текстом, познавательные универсальные учебные действия, метапредметный результат.
GERMENEVIC APPROACH TO DEVELOPMENT OF COGNITIVE UNIVERSAL ACADEMIC ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE UNITY OF URGENT AND NON-ACHIEVING ACTIVITIES
© 2017
Chernyaeva Tatyana Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor Saratov National Research University (410012, Russia, Saratov, streetAstrakhanskaya, 83, e-mail: cherniaeva@inbox.ru) Chulanova Natalia Anatolyevna, teacher of the Russian language Lyceum of Humanities (410005, Russia, Saratov, Bolshaya Sadovaya street, 224 A, e-mail: chpw@mail.ru)
Abstract. The article presents the results of theoretical substantiation, practical development and experimental approbation of methodological support for the unity of the curricular and after-hour activities of the 9th grade students on the basis of the hermeneutic approach. The relevance of the work is determined by one of the requirements of the GEF for meta-subject results of mastering the basic educational program, expressed in the personal, cognitive and general cultural development of students on the basis of the formation of universal educational activities. The article clarifies the definition, specific features and possibilities of the work of students with textual information on the basis of ensuring the unity of the lessons and after-classes activities. The organizational issues of implementing the technology of development of critical thinking through the functioning of school publications «LitseyskiyVestnik» and «SolnechnyeVesti» as forms of students' work with texts of both social and personal significance are characterized. The content and specificity of the work of the school media, which strengthen the situation of success, expand the personal and social experience of schoolchildren and promote their motivation to form cognitive universal educational activities. The results of experimental work on testing the effectiveness of the methodical support for the process of forming cognitive universal learning activities for students are presented.
Keywords: lesson activity, after-hour activity, hermeneutic approach, work with the text, cognitive universal educational actions, meta-subject result.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования на нормативном уровне, приказом Министерством образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г. [1] ввел в оборот термин «познавательные универсальные учебные действия» (далее - ПУУД). Универсальность и пролонгированность их применения отмечена отнесением ПУУД к категории «метапредметные результаты» освоения основной общеобразовательной программы (далее - ООП), которые включают «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности» [2].
Познавательные УУД, как уникальный механизм
познавательной деятельности, имеют личностно-ори-ентированную и социально ориентированную составляющую, каждая из которых, согласно исследованиям С.Г. Воровщикова, П.И. Пидкасистого, Г.К. Селевко, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др., имеет отношение ко всем средствам и способам приобретения конкретных знаний, информации об объектах и явлениях реальной действительности, в том числе, и через работу с текстовой информацией как отправной точкой познания.
В этом контексте актуален герменевтический подход (В.А. Андреев, Е.В. Бондаревская, В.М. Букатов,
A.Ф. Закирова, С.С. Мальцева, О.П. Мокиенко,
B.И. Слобожникова и др.) как методология гуманитарного освоения феноменов культуры, в основе которой лежит идея воздействия механизмов чтения и интерпретации культурных текстов на сознание человека в целом, на способы его мышления и миропонимания, а также (опосредованно) и на другие виды деятельности
[3].
В интерпретации текстов участвуют способности
человека различного рода: логика, память, умение замечать аналогии между данным случаем и другими, способность воображения и фантазии, интуиция, отмечает А.Ф. Закирова. В процессе понимания, истолкования и анализа содержания текста у субъекта складывается система знаний - как основа для дальнейшего самостоятельного проектирования, планирования, организации практически любого вида деятельности. Методология чтения и интерпретации вербальных текстов дает основания для построения методик «прочтения» всех остальных текстов (Г.И. Богин), что отражает ее надпредмет-ный, познавательно-универсальный характер.
Приоритетом в процессе формирования познавательных УУД обучающихся становится: развитие стратегий смыслового чтения (рефлексивное, ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое, выборочное чтение и т.п.); работа с информацией (преобразование и интерпретирование содержащейся в текстах информации, в том числе: систематизация, сопоставление, анализ, обобщение и т.п.; выделение главной и избыточной информации, выполнение смыслового свёртывания выделенных фактов, мыслей; представление информации в сжатой словесной форме и т.п.); практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций [4].
На основе универсальных умений работать с текстовой информацией (А.А. Леонтьев, А.М. Матюшкин, Е.Л. Мельникова, Э.А. Орлова) и с учетом имеющихся в научном поле классификаций ПУУД (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарский, С.Г. Воровщиков, Л.А. Теплоухова, Т.М. Шахова, С.В. Чопова), нами выделяются следующие виды познавательных УУД:
Информационно-познавательный вид ПУУД направлен на поиск и извлечение необходимой информации из текста, определение ее характера (второстепенная, основная), структурирование и использование как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Организационно-мотивационный предполагает планирование и организацию работы обучающихся с текстовым материалом с позиции его контроля, оценки и интерпретации фрагментов текста. Учебно-исследовательский вид ПУУД отражает овладение логическими операциями, умениями устанавливать смысловые причинно-следственные связи через построение логической цепи рассуждения, доказательств, приемов аргументации. Когнитивно-коммуникативный связан с навыками и способностями решать разнообразные познавательные задачи посредством реализации различных видов речевой деятельности как в устной, так и в письменной форме на основе сформированной культуры речи.
Реализация идей герменевтического подхода строится на соблюдении принципов диалогичности (полилогичности) всех субъектов образовательного процесса (Л.П. Доблаев, О.П. Мокиенко), сотворчества в триаде «учитель - образ - символ (автор) - ученик» (А.Г. Асмолов, Е.Г. Белякова, С.С. Мальцева), рефлексии как условия развития критического мышления обучающихся (А.Ф. Закирова, Т.В. Облазова, Т.М. Шахова). Она требует такой организации деятельности, которая бы включала заданную педагогическим текстом содержательную проблему и/или учебно-познавательную задачу (предмет познания) и рефлексивно связанный с ними субъективно-индивидуальный образ проблемной ситуации, складывающийся в сознании под воздействием ее социально-культурного контекста и личного жизненного опыта индивида. Очевидно, что ведущим механизмом здесь выступает работа с текстом, который, по мнению И.Р. Гальперина, есть произведение речетворче-ского процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно
обработанное в соответствии с типом этого документа, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную задачу [5].
Эта работа может быть организована и реализована достаточно вариативно. В разделе примерной ООП образовательного учреждения «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» [4] представлены ее три основных способа: поиск информации и понимание прочитанного (1), ее преобразование (2), интерпретация и оценка (3). В условия классического образовательного процесса школы она воплощается, в первую очередь, в урочной деятельности по предмету. Но процесс познания априори не может быть лимитирован никакими организационно-формальными условиями и реализуется в пространстве формирования ПУУД через обеспечение работы обучающихся с текстами как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Достижение единства урочной и внеурочной деятельности, значимость которого сегодня как никогда очевидна [6], обеспечивает формирование у обучающихся метапредметных компетенций (М.В. Левит, М.М. Поташник) - практическо-ориентированного мета-предметного результата освоения не только ООП, но образовательного и познавательного процесса в целом.
Однако достижение этого единства, особенно с учетом предметности учебной и надпредметности внеурочной деятельности, требует поиска и разработки особых методических оснований для организации и реализации процесса формирования ПУУД посредством работы учащихся с текстом.
Полагаем, что отправными основаниями здесь должны выступать, во-первых, обязательная последовательность (этапность) формирования каждого из видов ПУУД, осуществляемая по принципу не только накопления, но и усложнения конкретных умений работы с текстом и перевода их на уровень «... самоуправляемой деятельности обучающегося по решению личностно значимых и социально-актуальных реальных познавательных проблем, сопровождающейся овладением необходимых для ее разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации» [7]. Здесь идет речь об общеучебных умениях, которые соответствуют идее универсальных учебных действий как важнейшего метапредметного результата образовательного процесса [там же].
В имеющемся на сегодня перечне данных умений (А.Г. Асмолов, С.Г. Воровщиков, Н.А. Лошкарева, В.Ф. Паламарчук, Д.В. Татьянченко и др.) мы конкретизировали те, которые включают обязательную работу обучающихся с текстом вне рамок урочной или внеурочной деятельности.
Это предполагает обращение к ресурсам самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, которая выступает действенным средством интеграции урочной и внеурочной работы. Ученик предстает как носитель мышления и деятельности, способный ставить задачи и мотивированно их решать, рефлексивно относиться к самому себе, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы [8]. На первое место выходят не запоминание готовых фактов, а осознание и понимание значения знаний. При этом нивелируется граница между урочной и внеурочной деятельностью: используя работу с текстами, обучающийся приобретает индивидуальный опыт (личностный и социальный) обращения с информацией, ее целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию.
Вторым отправным методическим основанием является выбор вариативных и в то же время универсальных методов, приемов работы с текстом, позволяющих интегрировать относительно специфические виды урочной (лекционная, диалоговая, интерактивная) и внеурочной (издательская, исследовательская, художественно-эсте-
тическая) деятельности. Хотя сама работа с текстом, предполагающая осмысленное «чтение в составе универсальных учебных действий» [9] может рассматриваться как основной метод формирования ПУУД.
Многие из «сквозных» методов, приемов используются в технологии «Развитие критического мышления», которая считается надпредметной, проникающей и применимой в любой программе и в любом предмете. В ее основу положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий) - «вызов», «осмысление», «рефлексия» [10]. Здесь тексту отводится приоритетная роль: его читают, осмысливают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, наконец, создают собственный.
Таблица 1 - Классификация познавательных УУД
Виды познавательных УУД
Формируемые на их основе умения
Информационно-познавательные
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках, критически оценивать
и интерпретировать информацию;
- извлечение необходимой информации из текста, умение структурировать ее на основную и второстепенную;
- способность выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
- нахождение и установление связей и отношений с другими объектами
- умение получать, обрабатывать (кодировать и декодировать), осмысливать и анализировать непрерывно возрастающий объем информации с целью овладения навыками оперирования полученной информацией и осмысливанием собственных действий;
- умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников и структурировать ее на основную и второстепенную, вычленять информацию различных типов, использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая учебник, энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- умение работать с текстом любого объема и содержания, применять различные способы сжатия текста и создать свой текст, отражая в нем все важные для его восприятия микротемы
Организационно-мотивационные
- способность самостоятельно определять цели и задачи своей познавательной деятельности, находить средства их достижения; планировать, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность;
- владение навыками познавательной рефлексии
- умение осуществлять целенаправленную познавательную деятельность; -умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию; самостоятельно выполнять различные творческие работы и организовывать учебную деятельность; владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
- умение анализировать текстовый фрагмент и устанавливать его связи с текстом произведения, понимание содержания текста через анализ его формы;
- умение дать «верное объяснение содержания фрагмента», не ошибаться в его в интерпретации, «привести из текста два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента_
Учебно-исследовательские
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- умение оформлять результаты деятельности;
- владение навыками постановки проблемных вопросов, аргументирования актуальности проблемы и их разрешения;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применения различных методов познания
- владение исследовательскими действиями: способность сопоставлять методы исследования, владение умениями проводить учебные исследования, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования различных явлений и процессов; способность различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому, выделять характерные причинно-следственные связи;
- владение навыками постановки проблемных вопросов, приемами аргументирования, умение связать аргументы
с исходным (анализируемым) текстом
Когнитивно-коммуникативные
- владение языковыми средствами;
- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- умение грамотно и продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности на занятиях и за рамками формального общения, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками и способностями мыслить и решать познавательные задачи, которые выражаются в творческом поиске, словесно-логическом мышлении
- владение коммуникативными действиями, всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи в любой ситуации общения, умение устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; владение монологической и диалогической речью;
- использование адекватных языковых средств; способность грамотно и продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности на занятиях и за рамками формального общения, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками и способностями мыслить и решать познавательные задачи, которые выражаются в творческом поиске, словесно-логическом мышлении
При этом само понятие «текст» понимается весьма широко - это письменный текст, речь учителя, видеоматериал, но с поправкой на его содержание, которое должно быть познавательно интересно обучающимся, обязательно затрагивать значимый для них социальный и личностный опыт, иметь культурный и даже субкультурный контекст.
Приемами работы с текстом могут быть: выделение ключевых понятий, определение субъектов сообщения, смысловое чтение (установление и обобщение смысловых связей), постановка вопросов, диалог/полилог с текстом и его анализ, решение проблемных ситуаций, выполнение метапредметных заданий, лингвистическое комментирование и рефлексия, декодирование учебного материала, конспектирование, аннотирование, аргументирование и др. (Г.Г. Граник, Л.П. Доблаев, А.Ф. Закирова, О.В. Соболева, Н.В. Якимович).
Максимально продуктивным является метод проектов, применимый как в рамках урока, так и за его пределами. Например, формой работы с текстом, (в самом широком контексте) и примером лингвистического, социокультурного и одновременно образовательного проекта урочно-внеурочной деятельности может быть «школьная пресса/газета», представленная как в электронном, так и в бумажном форматах. Примером такого проекта, интегрированного в урочную и внеурочную деятельность МАОУ «Лицей гуманитарных наук» г. Саратова («Лицейский вестник») и МОУ «СОШ №60» г.Саратова («Солнечные вести») может служить работа объединения «Юный журналист» [11]. Его программа рассчитана на обучающихся 9 - 11 классов и составлена на основе «Примерных программ внеурочной деятельности» под редакцией В.А. Горского [12] на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования [1], что и отражает единство требований и к урочной и внеурочной деятельности.
В данной программе собран материал, которого достаточно для получения общего представления о предмете и создания печатной продукции. Обучение построено таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки издания: от замысла до получения оригинал-макета. Разделы программы непосредственно посвящены настольной издательской системе, а содержание предполагает самостоятельную работу обучающихся с разными источниками информации с целью расширения лингвистического кругозора, воспитанию у них стилистического опыта, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, полученных в ходе учебной деятельности, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности.
Программа предусматривает изучение лингвистической стилистики, функциональной стилистики, практической стилистики и культуры речи [13].
Между участниками объединения «Юный журналист» и школьного издательства распределяются обязанности (заместитель главного редактора, ответственный секретарь, технический редактор, журналист, верстальщик, корреспондент, критик, корректор и др.) сменного характера, позволяющие осваивать различные виды работы с текстовой информацией как вариантом профессиональной пробы журналисткой деятельности. Школьники имеют возможность собирать, систематизировать, анализировать текстовую информацию по различным направлениям жизни школы, иным злободневным для них вопросам, проблемам (гаджет-зависимость, школьный моббинг, возможность раннего трудоустройства и т.д.). Практика подготовки номера к печати способствует формированию аналитического мышления, умению анализировать полученную информацию и находить наиболее приемлемую для ее изложения форму, при этом продолжается аналитическая работа с текстовой информацией, ведущаяся в рамках классической урочной деятельности. Каждый номер печатного издания полностью разрабатывается и издается членами объединения «Юный журналист».
Содержание многих как вариативных, так и инвариантных рубрик, (например, «Страничка краеведа», в которой обучающиеся публикуют авторские тексты об истории родного края, проблеме сохранения его памятников, традиций и т.п.) позволяет изменить вектор содержательной значимости текста от личностного к социальному. Участвуя в работе редакции, обучающиеся приобретают навыки основ любого делопроизводства, что становится частью их не только личного, но и отчасти квазипрофессионального опыта. Следовательно, в проектной деятельности текст (статья, заметка, интервью, рассказ, сочинение, стихотворение и др.) выступает как вариант личностного и социально значимого прак-тико-ориентированного метапредметного результата освоения ООП, результат сформированности познавательных УУД и вместе с тем средство, обеспечивающего взаимосвязь, единство урочной и внеурочной деятельности.
Таблица 2 - Этапы работы издательской деятельности и формируемые ПУУД
Этапы работы Формируемые познавательные УУД
Сбор рабочих материалов для публикации в соответствии с выбранной рубрикой Информационно-познавательные учебные действия: умение ориентироваться в различных источниках информации; умение структурировать информацию; умение работать с текстом
Аналитическая работа с собранным материалом Организационно-мотивационные учебные действия: умение планировать, организовывать и оценивать свою познавательную деятельность; умение анализировать фрагмент и устанавливать его связи с текстом; умение интерпретировать
Обсуждение предполагаемой статьи на заседании редакции газеты Учебно-исследовательские учебные действия: умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу; владение приемами аргументации, умение выделять причинно-следственные связи
Написание статьи, заметки, интервью и т.д. Когнитивно-коммуникативные учебные действия: умение устно и письменно передавать содержание текста, умение создавать свой текст, владение видами речевой деятельности и основами культуры речи
Все указанные приемы и методы носят интерактивный характер, так как принципиально меняют позицию учителя и ученика на «субъект - субъектную». Педагог из носителя, транслятора некой информации (урочной, внеурочной) становится педагогом-тьютором (Е.А. Александрова, Т.М. Ковалева, В.И. Слободчиков), профессионально сопровождающим процесс познания
обучающимися различных предметных и надпредмет-ных областей. Теперь они становятся непосредственными заказчиками содержания образовательного процесса и одновременно его активными действующими лицами. Выбор вопросов для обсуждения, тем для дискуссий, номеров школьной газеты, репортажей, идеи проекта, текстового и информационного материала теперь во многом исходит от них. Согласимся с В.И. Казаренковым, что передача обучающемуся роли активного распространителя информации (учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической), обмен ею создает условия для эффективного, в том числе и познавательного, развития личности [14].
Конкретные методические рекомендации по организации работы обучающихся с текстом в единстве урочной и внеурочной деятельности представлены в авторском научно-методическом пособии «Формирование метапредметных навыков на уроках русского языка» [15]. Его содержание предполагает поэтапную работу с текстовой информацией различного контекста через актуализацию умений, соответствующих определенному виду ПУУД. С помощью предложенных в нем мета-предметных заданий обучающиеся оказываются перед задачей самостоятельно обозначить теоретическую или практическую проблему и найти разные способы решения конкретных лингвистических и познавательных задач.
Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности разработанного с учетом положений герменевтического подхода методического обеспечения процесса формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся проводилась в течение 2011 - 2017 гг. и включала три этапа (констатирующий; формирующий; контрольный). В эксперименте приняли участие обучающиеся 9-х классов. Количество участников экспериментальной, контрольной групп было одинаково и включало по 50 человек (50 из МАОУ «ЛГН» и 50 из МОУ «СОШ № 60»). Выбор данной возрастной группы объясняется тем, что на данном этапе основного общего образования в соответствии с ФГОС ОО у обучающихся должны быть сформированы познавательные УУД, одним из показателей которых является умение работать с текстом, интерпретировать его и создавать собственный как в рамках урочной (задания основного государственного экзамена), так и внеурочной деятельности. Кроме того, в эксперименте участвовали по 9 учителей из каждой образовательной организации. Из них по 1 учителю литературы, по 1 учителю русского языка, 7 учителей других учебных дисциплин, 2 из которых являются классными руководителями классов, участвующих в эксперименте. Активное участие приняли родители обучающихся из экспериментальных и контрольных групп (на разных этапах от 80 до 100 человек).
Целью констатирующего этапа педагогического эксперимента было выявления исходного уровня сформи-рованности у обучающихся познавательных УУД через наличие умений работать с текстовой информацией посредством использования различных по форме и содержанию методик (таблица 3).
Полученные по всем методикам результаты (таблица 4) показали имеющиеся ресурсы в формировании информационно-познавательных, организационно-мо-тивационных, учебно-исследовательских, когнитивно-коммуникативных видов ПУУД.
На констатирующем этапе шел процесс формирования из учителей коллектива единомышленников, осуществлялась системная подготовка педагогов к участию в экспериментальной работе через выявление отношения к обеспечению единства урочной и внеурочной деятельности, проведение обучающих семинаров, круглых столов, педагогического и методического советов по методике работы с текстовой информацией, распространение разнообразных методических и дидактических материалов (печатный, электронный формат). Опрос
родителей (законных представителей) показал, что их отношение к достижению единства урочной и внеурочной деятельности в основном положительное (78% опрошенных). Отмечали позитивное влияние на общую мотивацию учения, успешность обучения в целом, комфортность и творческое развитие в разнообразной внеурочной деятельности.
Таблица 3. Критерии, показатели, методики диагностики уровня сформированности ПУУД
Критерии сформирован- Показатель Методики диагностики
Информационно-познаватель-ных ПУУД Умение орнентнроватьсяв различных источниках информации. Умение структурировать информацию, умение Тест-опро сник (авторский) Методика О.Н. Левушкиной Методика Н И. Изотовой
Организационно- мотнвацнон-ных ПУУД Умение планировать, организовывать и оценивать свою деятельность. Умение интерпретировать фрагменты текста и приводить примеры-аргументы Методика Г В. Репкиной, Е.В. Заики Методика М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой
Учебно- исследовательских ПУУД Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, выделять причинно-следственные связи. Умение проводить учебные исследования, владение приемами аргументации Школьный тест умственного развития КМ. Гуревича, М.К. Акимовой, ЕМ. Борисовой, ВТ. Зархина, В.Т.Козловой, ГЛ. Логиновой Методика ЕЕ. Орешиной
Когнитивно- коммуникативных ПУУД Владение различнымивидамиречевой деятельности основа ми культур ы речи. Владение навыкамии способностями решать познавательные задачи Диагностический тест (авторский) Методика С.Н.Карповой
Формирующий этап педагогического эксперимента предполагал реализацию авторской модели формирования познавательных универсальных учебных действий [16], разработанную с учетом вышеуказанных теоретических положений и идей герменевтического подхода и ориентированную на обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Формирование ПУУД осуществлялось через поэтапное их совершенствование на основе внедрения разработанного авторского учебно-методического пособия [15], использования универсальных приемов и методов работы обучающихся с текстом и текстовой информацией, обращение к лингвистическим социокультурным и образовательным проектам (объединение «Юный журналист», школьные издания «Лицейский вестник» и «Солнечные вести»). Результаты сформированности ПУУД у обучающихся экспериментальной и контрольной групп, полученные на заключительном этапе исследования (таблица 4) подтвердили верность и практическую значимость методического обеспечения процесса формирования познавательных универсальных учебных действий.
Таблица 4. Результаты сформированности ПУУД у обучающихся экспериментальной и контрольной групп на начало и конец эксперимента
Критерии и показатели познавательных УУД Показатели по группам
ЭГ КГ
кэ ФЭ КЭ ФЭ
•И S £ информации 62% 81% 58% 63%
Умение структурировать информацию, работать с текстом 43% 72% 40% 46%
Орг-ПУУД Умение планировать, организовывать и оценивать свою деятельность 63% 76% 61% 65%
Умение интерпретировать фрагменты текста и приводить примеры-аргументы 53% 75% 51% 64 %
Уч,-исс. ПУУД Умение различать факт .мнение, доказательства, гипотезу 64% 75% 55% 61%
Умение проводить учебные исследования, владение приемами аргументации 47% 78% 43% 57%
Ког. -ком ПУУД Владение различными видами р ечевой деятельности и основами культуры р ечи 61% 81% 58% 64%
Владение навыками и способностями решать познавательные задачи 54% 75 % 51% 58%
Значимые качественные результаты по экспериментальной группе отражались в более высоких результатах сдачи основного государственного экзамена, участия в научно-практических конференциях, олимпиадах и фестивалях [17], что также отражает высокий уровень развития познавательных УУД и сформированность мета-предметных результатов ООП.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base. garant.rU/55170507/#ixzz4u9knonsb
2. Глоссарий ФГОС общего образования [Электрон-312
ный ресурс]. - Режим доступа: http://www.standart.edu.ru
3. Закирова А.Ф. Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 2001. 317 с
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (Стандарты второго поколения) / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 342 с.
5. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2007. 144 с.
6. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к интеграции урочной и внеурочной деятельности детей в условиях ФГОС // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 13-14.
7. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом //Завуч. 2000. № 7. С. 38.
8. Казаренков В.И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников в целостном учебно-воспитательном процессе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1995. 38 с.
9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. / А. Г. Асмолов [и др.]. М.: Просвещение. 2010. 152 с.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
11. Программа объединения «Юный журналист» [Электронный ресурс] - Режим доступа: lgn.saredu.ru
12. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. М.: Просвещение, 2010. 111 с.
13. Чуланова Н.А. Школьное издательство как вектор развития познавательного интереса учащихся // Инновационная составляющая в системе обеспечения качества филологического образования : теория и практика: сб. материалов Всеросс. очно-заочной науч.-метод. конф. (г. Саратов, 25 ноября 2011 г.). Саратов: Саратовский источник, 2011. Вып. 3. С. 160-163.
14. Казаренков В.И. Внеурочные занятия школьников по учебным предметам/ Ростов н/Д: Изд-во Ростов. гос. пед. ун-та, 1994. 168 с.
15. Козинец С.Б., Чуланова Н.А. Формирование ме-тапредметных навыков на уроках русского языка: на-уч.-метод. пособие для учителей. Саратов: Саратовский источник, 2014. 78 с.
16. Чуланова Н.А. Модель развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся образовательной организации в единстве урочной и внеурочной деятельности //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2016. № 2. С. 229-235.
17. Официальный сайт МАОУ «Лицей гуманитарных наук» г. Саратова [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lgn.saredu.ru/
Статья поступила в редакцию 29.06.2017.
Статья принята к публикации 23.09.2017.