Научная статья на тему 'Проектно-исследовательские занятия во внеурочной деятельности как эффективные способы формирования метапредметных результатов обучающихся'

Проектно-исследовательские занятия во внеурочной деятельности как эффективные способы формирования метапредметных результатов обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
537
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД / МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТАЗНАНИЯ / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машарова Татьяна Викторовна, Пивоваров Александр Анатольевич

В статье изложены результаты исследования наиболее эффективных форм и способов реализации принципа метапредметности во внеурочной деятельности на ступени основного общего образования. Исследование основано на результатах работы творческих лабораторий учителей 5-х классов основной школы с участием авторов статьи. Основными инструментами исследования были анализ, сравнение и генерализация. Показано влияние проектной и исследовательской практики во внеурочной деятельности на формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных результатов обучающихся; представлены различные типы учебных проектов и исследований, которые могут быть реализованы при работе с данной категорией обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Машарова Татьяна Викторовна, Пивоваров Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project and research activities in extracurricular activities as effective ways of forming meta-subject results studying

The aim of the study was to find the most effective forms and ways to implement the principle of meta-subject in extracurricular activities at the stage of basic General education. The study is based on the results of the work of creative laboratories of teachers of 5 forms of primary school with the participation of the authors. Data collection for further analysis and generalisation, problem approach, method of observation and literature analysis were also used. The main research tools were analysis, comparison and generalisation. The influence of project andresearch practice in extracurricular activities on the formation of cognitive, regulatory and communicative results of pupils is shown; various types of educational projects and studies that can be implemented when working with this category of pupils are presented. Materials can become the basis for the development of a training course for teachers, focusing special attention on the formation of interdisciplinary results of pupils (meta-knowledge).

Текст научной работы на тему «Проектно-исследовательские занятия во внеурочной деятельности как эффективные способы формирования метапредметных результатов обучающихся»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

УДК 373.5

Машарова Татьяна Викторовна

доктор педагогических наук, профессор Московский городской педагогический университет

Пивоваров Александр Анатольевич

кандидат педагогических наук, доцент Институт развития образования Кировской области [email protected], [email protected]

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАНЯТИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье изложены результаты исследования наиболее эффективных форм и способов реализации принципа ме-тапредметности во внеурочной деятельности на ступени основного общего образования. Исследование основано на результатах работы творческих лабораторий учителей 5-х классов основной школы с участием авторов статьи. Основными инструментами исследования были анализ, сравнение и генерализация. Показано влияние проектной и исследовательской практики во внеурочной деятельности на формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных результатов обучающихся; представлены различные типы учебных проектов и исследований, которые могут быть реализованы при работе с данной категорией обучающихся.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, проектно-исследовательский метод, метапредметность, мета-предметные результаты образовательной деятельности, метазнания, проектно-исследовательские занятия.

Метапредметность - относительно новое явление в отечественной педагогике. Одной из составляющей метапредметности являются метапредметные результаты (метазнания). Наиболее оптимальной формой их получения может быть внеурочная форма деятельности, поскольку её формат позволяет проектировать то содержание, которое отвечает познавательным интересам обучающихся. Важно также отметить, что здесь появляется возможность избежать довольно распространённой в школе подмены изучения реальности (моделей, аналогов) изучением непосредственно таковой [7, с. 617].

Как отмечается в федеральных государственных образовательных стандартах, основная образовательная программа основного общего образования реализуется школой посредством урочной и внеурочной формы работы с выполнением требований государственных санитарно-эпидемиологических нормативов и правил. С учётом персональных потребностей обучающихся в планах внеурочных занятий на ступени основного общего образования могут предусматриваться следующие формы работы: различные учебные курсы, удовлетворяющие интересы обучающихся в метазнаниях; разнообразные социальные практики, раскрывающие возможности их получения; проектно-исследовательская деятельность, как способ формирования метапредметных результатов образования.

При этом результаты, которые планируется получить обучающимися в ходе освоения основной образовательной программы ООО, станут базой содержательного и критериального характера для составления планов, рабочих программ внеурочной формы деятельности, разнообразных учебных

модулей с метапредметной составляющей в полном соответствии с ФГОС [3, с. 5].

Известно, что первостепенные задачи организации внеурочной работы в любой общеобразовательной организации заключаются в том, чтобы помочь обучающемуся освоить интересную и необходимую информацию, заложить основу для её сохранения, раскрыть и развить индивидуальные способности, сориентировать его к профессиональной деятельности. Решить эти разноплановые задачи можно на основе привлечения интегрального системообразующего признака - метазнания. Всё это необходимо учесть в школьном плане внеурочной формы деятельности. В то же время, этот план должен содержать и такие традиционные разделы, как: содержание и структурные элементы предложенных компонентов, способы организации, количество часов внеурочной формы обучения на ступени основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения), а также учитывать познавательные интересы обучающихся и возможности их удовлетворения ресурсами образовательной организации.

Ниже мы покажем опыт работы творческих лабораторий Института развития образования Кировской области по развитию метапредметных результатов обучающихся во внеурочной форме деятельности на базе МБОУ СОШ с УИОП пгт. Уни Кировской области (научный руководитель -А. А. Пивоваров) и МБОУ СОШ №9 16 г. Кирова (научный руководитель - Е.Л. Никитина) под общим руководством профессора Т.В. Машаровой.

Отражение принципа метапредметности в плане внеурочной формы деятельности (на примере плана для 5 -х классов МБОУ СОШ с УИОП пгт. Уни Кировской области). Предлагаемый план

196

Вестник КГУ 2018

© Машарова Т.В., Пивоваров А.А., 2018

отражает учебную нагрузку обучающихся в формате внеурочного обучения, виды, содержание и формы внеурочной работы в 5 классе.

Целевые установки, стратегические и тактические цели внеурочной формы деятельности образовательной организации. Настоящий план внеурочной формы обучения открывает большие возможности для многогранного развития личности обучающихся, максимально учитывает их общественно значимые и личностные потребности, регулирует учебную нагрузку в целом. К целевым установкам при составлении плана относятся следующие: оптимизация образовательного процесса в школе, повышение качества образования, соблюдение его вариативности, сохранение единства образовательного поля и неукоснительное выполнение санитарно-гигиенических требований к условиям обучения школьников и сбережение их здоровья.

Отметим ведущие принципы плана: учёт познавательных интересов самих обучающихся и образовательного запроса их родителей (законных представителей); учёт кадровых возможностей образовательной организации; организация образовательной деятельности в полном соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами; метапредметность содержания; сохранение преемственности с начальной школой и перспективности обучения в старшей.

Особенностью внеурочной формы обучения является то, что в рамках общеобразовательной организации обучающийся имеет возможность заниматься деятельностью, которая в большей степени соответствует его интересам, оценить безотметочный вариант образования, гарантирующий достижение личностного успеха за счёт его способностей, независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам в школе [6, с. 59]. При этом внеурочная деятельность обязательно базируется на содержании инварианта основного общего образования, частично интегрируется с ним. Это даёт возможность объединить задачи воспитания, обучения и развития, то есть - разрешить один из самых сложных вопросов современной педагогики, поскольку здесь в ходе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося идёт активное формирование личностных качеств обучающегося [11].

Внеурочная форма деятельности в школе с учётом принципа метапредметности представлена в таблицах 1 и 2. В этих таблицах в качестве методологических подходов к реализации принципа метапредметности выделены принципы обучения на основе действия (Дьюи) и когнитивного домена Блюма. Результатом такой формы деятельности в этом случае будут ключевые метазнания.

Не рассматривая подробно каждый из компонентов внеурочной деятельности в 5-х классах, остановимся только на общеинтеллектуальном.

Таблица 1

Ключевые метазнания

Назначение компонентов ВД Духовно-нравственное Спортивно-оздоровительное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное

Обучение на основе действия (Дьюи) самоуправляемость (Self-quidance) участие (Participation) равенство (Equality) обучение на базе реальных задач (Task-basedlearning) применение (Application) - в новых ситуациях

Когнитивный домен Блюма (Comprehension) -постижение смысла оценка (Evaluation) анализ (Analysis) синтез (Synthesis) знание (Knowledge), то есть - запоминание

Ключевые метазнания (выделено по одному в каждом из видов внеурочной деятельности) Долг - одна из основных категорий этики, обозначающая нравственно аргументированное побуждение к действиям; нравственную неизбежность, зафиксированную в субъективном принципе поведения индивида. Долг отражает императивный смысл морали. Действия, мотивированные долгом, именуются обязанностями (Новая философская энциклопедия: В 4 тт. / под ред. В.С. Стёпина. - М.: Мысль, 2001). Здоровый образ жизни - социологическое понятие, отражающее: а) степень реализации скрытого потенциала общества (индивида, социальной группы) в обеспечении условий здоровья; б) степень социального комфорта как единства уровня и качества жизни; в) степень эффективности социальной организации в её отношении к ценности здоровья. Справедливость - понятие морального сознания, характеризующее такое положение вещей, которое рассматривается как должное, соответствует пониманию сущности человека и его прав. Справедливость отражает соотношение различных явлений с точки зрения распределения добра и зла между людьми (Краткий словарь по этике / под общ. ред. О.Г. Дробниц-кого и И.С. Кона. -М.: Политиздат, 1965. - 543с). Истина - проверяемое практикой отражение в сознании предметов, явлений и закономерностей объективной действительности такими, какими они существуют вне и независимо от познающего субъекта (В.И. Ленин). Гармония - согласованное сочетание, соответствие отдельных элементов внутри чего-нибудь целого. Это внутренняя целостность, полнота, согласие. Стройность, пластичность и законченность внешнего выражения (Эстетика: Словарь / под общ. ред. А. А. Беляева и др.-М.: Политиздат, 1989. - 477с.).

Таблица 2

Рабочий вариант плана внеурочной формы обучения в 5 классе

Назначение компонентов внеурочной формы деятельности Организация внеурочной формы деятельности Объём часов в неделю

Форма организации Наименование рабочей программы

Духовно-нравственное Учебное исследование «Лики истории» 1

Спортивно-оздоровительное Туристско-экскурсионный маршрут «Ожерелье самоцветов Унинского района» 2

Социальное Социальные проекты «Красная звезда», «Карта добра» 2

Общеинтеллектуальное Парк Студия «Восхождение к истине» 1

Студия «Гипотез не измышляю» 1

Общекультурное Экологический проект «Чистый берег» 1

Всего по классу 8

Таблица 3

Методический конструктор внеурочной деятельности

Восхождение к истине

Воспитательные результаты Обретение метазнаний Становление ценностного отношения к реальности Обретение опыта самостоятельного общественного действия

Формы внеурочной деятельности Наблюдение за движением небесных тел Видимое и действительное - не одно и то же Уметь объяснять ежедневно наблюдаемые явления

Постановка опытов по измерению тени от вертикально стоящих предметов Владение метазнанием (истина)

Формулировка гипотез и их доказательство

Цель Укрепление навыков научно-интеллектуальной деятельности

Задачи Развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения Становление элементов начального опыта практической преобразовательной деятельности Освоение ключевого метазнания «Истина»

Организационная модель Парк-студия

Образовательные результаты Выделение противоречий Выдвижение гипотез Доказательство (синтез)

Презентация результатов своей деятельности Формулировка вопросов Участие в дискуссии Выступление на конференции

Общеинтеллектуальный компонент (на примере программы для 5-х классов МБОУ СОШ с УИОП пгт. Уни Кировской области).

Целесообразность выбранного компонента заключается в необходимости развития интеллектуальных качеств обучающегося посредством оперирования метазнаниями и его способностей, направленных на выполнение требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Покажем далее фрагмент программы «Общеинтеллектуальный компонент» (Парк. Студия «Восхождение к истине). Выбранный фрагмент реализуется при помощи программы «Восхождение к истине», девиз которой: «Видимое и действительное - не одно и то же». Студию может вести учитель географии или сам классный руководитель.

Суть занятий - обучение на базе реальных задач (ТаБк-ЬазеШеагт^). Как доказать, что Земля обращается вокруг Солнца, если мы ежедневно видим, как восходит и заходит Солнце? Проведя многочисленные наблюдения, обучающиеся сами убеждаются в том, что условия наблюдений, внешний вид Солнца и Луны, других небесных тел всё время меняются.

Например, наблюдая за изменением положения Солнца около полудня, обучающиеся отмечают длину тени от вертикально стоящих предметов, которая постоянно меняется. Время, когда тень становится самой короткой, называется истинным полднем. Истинным..., а что такое истина? Здесь привлекаются такие метазнания, как: наблюдение, противоречие, гипотеза, доказательство, синтез, истина.

Далее, в таблице 4 покажем основное содержание программы «Восхождение к истине», опуская незначительные детали. При этом в таблице не указаны даты, так как в каждой образовательной организации они могут меняться в зависимости от различных условий и обстоятельств.

Результаты (на примере программы мониторинга 5-х классов МБОУ СОШ № 16 города Кирова). Оценка метапредметных результатов обучающихся во внеурочной форме обучения предполагает оценивание на предмет наличия регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД.

Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике развития УУД у обучающихся основного общего образования в процессе выполнения требований ФГОС. Задачи

Таблица 4

Содержание программы «Восхождение к истине»

№ Тема занятия Содержание деятельности

Студия «Восхождение к истине»

1 Учебное исследование Категория «исследование». Уточнение представлений о том, что такое «исследование». Открытое обсуждение вопроса: как человек применяет свою уникальную способность изучать окружающий мир? Могут ли это делать животные? Чем отличаются учебное и научное исследования? Где и как применяются результаты научных исследований? Что называется научным открытием? Простейшие методы исследования. Практика: понаблюдать, провести эксперимент на доступных объектах (солнечный луч, ветер, вода, лёд).

2 Наблюдение и наблюдательность Наблюдение как один из методов исследования. Преимущества и недостатки наблюдения. Практика: проверка и тренировка наблюдательности.

3 Эксперимент Эксперимент как способ получения научной информации. Организация экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага).

4 Гипотеза Как появляются гипотезы? Чем «провокационная идея» отличается от «гипотезы»? Практика: задания на выдвижение и формулировку гипотез.

5 Элементы логики Что такое «суждение»? Практическое занятие -правильные и ошибочные суждения. Что называется классификацией и что означает слово «классифицировать»? Практика: задания на классификацию объектов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Практика: задания с приёмами, сходными с определением понятий. Умозаключение. Что такое вывод? Практика: как верно делать умозаключения?

6 Как правильно задавать вопросы? Какие бывают вопросы? Какие слова применяются при формулировке вопросов? Практика: занятие по тренировке умений задавать вопросы.

7 Выделяем главное и второстепенное «Матрица» по оценке идей. Практика: выявление логической структуры текста; задания типа - «что сначала, что потом?».

8 Как делать схемы? Понятия: схема, чертёж, рисунок, график, формула. Практика: задания по созданию схем объектов; задание на создание пиктограммы.

9 Правила работы с книгой Какие книги считаются научными? Что такое: справочник, энциклопедия, словарь? С чего лучше начинать читать научные книги? Практика: работа по структурированию текстов.

10 Парадоксы Какие парадоксы нам известны? Самые знаменитые парадоксы. Практика: эксперименты по изучению парадоксальных явлений.

11 Мысленные эксперименты и модельные Что называется мысленным экспериментом? Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель? Наиболее известные эксперименты на моделях. Практика: задание по эксперименту с моделями.

12 Сообщение о результатах своего исследования Чем исследование отличается от проекта? Практика: составление планов исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад? Как составлять план своего доклада? Практика: «Как сделать сообщение»? Практика: сравнения и метафоры.

Студия «Гипотез не измышляю»

13 Тренировочное занятие по проведению самостоятельных исследований Выбор темы исследования. Составление плана действий. Сбор материала. Анализ, классификация полученных данных. Сообщение.

14 Самостоятельная работа по проведению исследований Каждый обучающийся, получив «Кейс исследователя», проводит свои исследования. Задача - собрать необходимую информацию, привлекая ресурсы всех доступных источников, обобщить её и подготовить своё сообщение.

15 Экспресс-исследование Перед экскурсией формируются группы по два-три человека. Каждая группа получает задание выполнить своё мини-исследование. По итогам этих исследований проходит мини-конференция (желательно, в тот же день). С краткими сообщениями выступают только желающие.

1617 Семинар по итогам экскурсии. Коллективная игра-исследование Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, проходит на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику в каждой микро-группе выделяется время на сообщение и ответы на вопросы.

18 Коллекционирование Что такое коллекция? Чем коллекция отличается от сбора разнообразных вещей? Каждый ученик выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.

19 Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»? Обучающиеся проводят исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги подводятся на специальном мини-семинаре, где у каждого обучающегося будет возможность сообщить о своих результатах.

20 Сообщения о своих коллекциях Семинар, на котором обучающиеся сообщают о том, какие коллекции ими собраны. Уточнение исследовательских заданий на каникулы.

Окончание таблицы 4

Подпрограмма «Мониторинг»

21 Мини-конференция по итогам экспресс-исследований Обучающиеся выступают с краткими сообщениями по итогам работы, сделанной в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают свои мнения об услышанном.

22 Мини-конференция по итогам собственных исследований Обучающиеся выступают с краткими докладами по итогам исследований, проведённых по методикам «коллекционирование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном материале.

23 Защита исследовательских работ и творческих проектов Защита предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведённых исследований и выполненных проектах.

24 Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся пятых классов Предполагается заслушивание всех докладов об итогах проведённых исследований и выполненных проектов. На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов обучающихся обычно уходит около двух академических часов. Поэтому два последних занятия по объёму вдвое превышают обычные.

Таблица 5

Метапредметные результаты обучающихся 5-х классов

Регулятивные Познавательные Коммуникативные

- чётко формулировать учебную задачу; - сравнивать полученные результаты с планируемыми; - правильно оформлять и вести записи; - корректно оценивать учебную деятельность -свою и одноклассников - вести поиск информации (в тексте учебника, в дополнительной литературе, Интернет); - различать стилистику текстов; - готовить доклады, выполнять реферативные работы; - моделировать (преобразовывать объект из чувственной формы в модель); выделять главное; - составлять простой план; - сравнивать факты и явления по заданным основаниям; - конкретизировать причинно-следственные связи и отношения - задавать вопросы; - высказывать суждения; - слушать друг друга

мониторинга: совершенствование способов сбора данных об уровне наличия УУД; выявление и анализ причин, способствующих становлению и развитию УУД; пополнение «копилки» методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня УУД у обучающихся 5-х классов; соблюдение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества метапредметных результатов начального общего образования и основного общего образования; разработка и апробация системы критериев и показателей уровня развития УУД у обучающихся основного общего образования.

Срок реализации данной программы мониторинга - 5 лет (проводится на ступени основного общего образования). Программа мониторинга представляет собой своеобразное исследование, направленное на сопровождение индивидуальной динамики уровня развития УУД на ступени основного общего образования.

Сфера применения результатов мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга, применяются для своевременной коррекции учебно-воспитательного процесса в школе, программ внеурочной формы обучения.

Система критериев и показателей уровня развития УУД. Критериями оценки УУД у обучающихся основной школы выступают: соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; соответствие УУД заранее заданным результатам; сформированность навыков учебной деятельности, отражающих уровень развития

метапредметных действий, которые выполняют функцию управления познавательной деятельностью обучающихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методы контроля: наблюдение, тестирование, анкетирование. Методики: тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалёва, «Диагностика коммуникативного контроля» М. Шнайдера, «Психологическая культура личности» Т. А. Огнева, О.И. Моткова.

Оценка метапредметных результатов обучения, влияющих на развитие психологических особенностей личности, проходила в условиях нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер обучающихся в обеих вышеназванных школах. В результате проведённого мониторинга были решены такие педагогические задачи, как:

1. Выявлен уровень развития метапредметных результатов каждого обучающегося на первоначальном этапе обучения в основной школе.

2. Показаны проблемные зоны в решении задач внеурочного образования обучающихся и найдены возможные пути их устранения.

3. Разработана программа адресной помощи обучающимся, которые испытывают затруднения в формировании и становлении тех или иных ме-тапредметных УУД.

4. Определены факторы, влияющие на успешность работы педагогов по формированию метапредметных УУД обучающихся: например, педагог грамотно реализует системно-деятельностный подход в обучении, что способствует формированию высоких метапредметных результатов, зало-

Таблица 6

Показатели и индикаторы сформированности метапредметных результатов

обучающихся 5-х классов

Показатели Индикаторы Баллы

Регулятивные УУД

Выделяет цель только с помощью педагога 0

Умение видеть и формулировать цель своей внеурочной деятельности Выделяет и формулирует цель занятий с опорой на своевременную подсказку педагога 1

Самостоятельно выделяет и формулирует цель своей внеурочной деятельности 2

Действует строго по плану. Останавливается и исправляет ошибки с помощью педагога 0

Умение составлять план внеурочной формы деятельности и выполнять его Действует по плану, но не сверяет его с целью. Замечает и правит ошибки с помощью педагога 1

Работает по плану, исходя из поставленной цели. Всё выполняет самостоятельно 2

Даёт оценку по заданным критериям и только с помощью педагога 0

Умение соотносить результат внеурочной работы и оценивать его Даёт оценку по заданным критериям с небольшой помощью педагога. В состоянии самостоятельно увидеть свои ошибки 1

Самостоятельно оценивает образовательный результат по предложенным критериям. Самостоятельно находит и устраняет свои ошибки 2

Познавательные УУД

Умение извлекать информацию из различных источников (в том числе - в сети Интернет) Выполняет работу с привлечением одного источника необходимой информации 0

Выполняет работу с привлечением разных источников информации с помощью педагога 1

Самостоятельно выбирает информацию, необходимую для внеурочной деятельности 2

Умение перерабатывать полученную информацию в ходе внеурочной формы деятельности Выполняет с помощью педагога только простые логические действия (анализ, синтез) 0

Выполняет более сложные логические действия с небольшой помощью педагога (выбирает основания для сравнения, классификации, аналогии, логических цепей рассуждений) 1

Самостоятельно выполняет логические действия разной степени сложности 2

В ходе проекта или исследования уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую Форму задаёт учитель. Ученик представляет содержание в развёрнутом виде 0

Форму задаёт учитель. Ученик выполняет схему, план. Представляет содержание выборочно 1

Выполняет схему, план. Выбирает наиболее содержательную форму. Представляет содержание в «свёрнутом» виде. 2

Коммуникативные УУД

Умение формулировать свои мысли при работе в команде, выполнении коллективных действий Произносит односложные высказывания 0

Пытается сформулировать мысль, но аргументы приводит с помощью подсказки учителя 1

Самостоятельно формулирует и аргументирует свои высказывания в группе 2

Умение понимать позиции других участников группы Только слушает других 0

Пытается принять для себя другую позицию 1

При необходимости готов изменить своё мнение 2

Выполняет отведённую роль. Не проявляет инициативы 0

Умение договариваться с людьми (рабо- Самостоятельно распределяет роли. Организует работу в группе 1

тать в группе на внеурочных занятиях) Самостоятельно распределяет роли. Организует работу в группе. Прогнозирует последствия собственных и чужих решений 2

Таблица 7

Показатели и индикаторы сформированности метапредметных результатов

обучающихся 5-х классов

УУД Высокий уровень (%) Средний уровень (%) Низкий уровень (%)

Личностные 18 74,4 7,6

Регулятивные 16,7 42,3 41

Познавательные 20,5 62,8 16,7

Коммуникативные 11,5 64,1 24,4

Обобщённый показатель 16,7 60,9 22,4

женных в программах внеурочной формы обучения 5-го класса.

Оценка метапредметных образовательных результатов носила уровневый характер. Например, для определения уровня сформированности УУД, педагог соотносил индикаторы каждого показателя с соответствующим баллом: «0» - ниже базового; «1» - базовый уровень; «2» - повышенный уровень.

Как видно из таблицы, общий уровень мета-предметных результатов обучающихся, сформированный во внеурочной деятельности, в основном находится на среднем уровне (60,9%), что свидетельствует о достаточно высокой результативности внеурочной формы обучения по формированию метазнаний в обеих школах.

Заключение. В заключение приведём несколько рекомендаций по дальнейшему развитию мета-предметных результатов обучающихся во внеурочной форме деятельности.

1. Во внеурочной форме обучения желательно, как можно чаще практиковать групповую работу обучающихся. Например, необходимы такие формы деятельности, как взаимная проверка полученных заданий, обмен заданиями между группами. Известно, что работа в любом коллективе помогает обучающемуся осмыслить свои учебные действия и себя в группе сверстников.

Вначале, организуя совместную работу в группе, обучающиеся распределяют роли, ставят задачи для каждого члена группы, планируют самостоятельную творческую деятельность. Потом каждый обучающийся будет в состоянии выполнять все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе даёт возможность обеспечить обучающимся эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие обучающиеся вообще не смогут включиться в общую работу, допустим, робкие или слабые обучающиеся.

Групповой формат работы обучающихся 5 классов предполагает и свои правила: нельзя насильно принуждать обучающихся к работе в группе; совместная деятельность не должна быть больше 10-15 минут, во избежание утомления и снижения работоспособности. При этом можно привлекать и другие интерактивные формы деятельности, например - проектные и исследовательские задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков обучающихся.

2. Важно поощрять обучающихся к высказыванию своего мнения по разным вопросам, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Решающая роль в этом вопросе принадлежит учителю, который сам должен быть образцом неавторитарного стиля ведения дискуссии и владеть достаточной общей коммуникативной культурой.

3. Большое значение для развития коммуникативных умений обучающихся имеет организация ролевых игр, приближённых к реальной ситуации общения. Однако не все обучающиеся группы бывают сразу вовлечены в ситуацию общения. Учителю стоит обратить особое внимание на тех обучающихся, которые имеют психологические или речевые проблемы, давая им опорные карточки с речевыми клише, стимулируя, таким образом, общение.

4. Для того чтобы соблюсти преемственность с начальной школой и дальнейшим обучением в основной, найденные способы достижения ме-тапредметных результатов освоения ООП ООО обучающихся 5-х классов во внеурочной деятельности, необходимо проанализировать совместно с учителями, планирующими работать в следующем учебном году в этих классах.

Формирование метазнаний - процесс долгий и сложный. Когда мы говорим о составляющих метапредметности в образовании и управлении процессом создания этого качества, то здесь нужно обратить внимание на то, что, во-первых, образование - это процесс, который реализует целая образовательная система [1]. От качества этой системы во многом зависит то, каков будет результат. Во-вторых, сам процесс, который включает в себя три процесса: обучение, воспитание, и развитие обучающегося. Из того, как спланирован, организован, как контролируется образовательный процесс, и складывается качество образовательного результата, в том числе и метазнания.

Библиографический список

1. Воровщиков С.Г. Теория метапредметного образования: подходы к проектированию // Педагогическое образование и наука. - 2015. - № 6. -С. 16-23.

2. Крючкова Е.А. Формирование межпредметных парных понятий при изучении истории в ос-

новной школе // Преподавание истории в школе. -

2016. - № 6. - С. 42-47.

3. Машарова Т.В. ПивоваровА.А. Метапредмет-ность как стратегический принцип в условиях реализации требований ФГОС // Образование в Кировской области. - 2016. - № 3. - С. 8-15.

4. Метапредметность: возможности её реализации в образовательной деятельности / Т.В. Машарова, Т.В. Малова, А.А. Пивоваров. - М.: КНОРУС,

2017. - 182 с.

5. Николаева Е.И., Котова С.А. Как оценить метапредметность? // Народное образование. -2015. - № 7. - С. 122-125.

6. Пивоваров А.А. Диалектика образовательной метапредметности // International academy journal «Web of Scholar». - 2016. - № 9: December. -Рр. 59-61.

7. Руководство проектной деятельностью слепых и слабовидящих, изучающих английский язык / Т. С. Макарова [и др.] // Интеграция образования. - 2017. - Т. 21. - № 4. - С. 609-622.

8. Ситуационные задачи как способ формирования и оценивания универсальных учебных действий обучающихся / сост. Т.К. Косолапова, Е.В. Огородникова, С. А. Жуйкова и др. - Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2015. - 283 с.

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012. - М.: Проспект, 2013. - 160 с.

10. Фисенко Т.И. Как реализовать принцип метапредметности в процессе обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://uchil. net/?cm=95931 (дата обращения: 1.09.2018).

11. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: fomenko.edusite.ru/p35aa1. html/ (дата обращения: 1.09.2018).

References

1. Vorovshchikov S.G. Teoriya metapredmetnogo obrazovaniya: podhody k proektirovaniyu //

Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2015. -№ 6. - S. 16-23.

2. Kryuchkova E.A. Formirovanie mezhpredmetnyh parnyh ponyatij pri izuchenii istorii v osnovnoj shkole // Prepodavanie istorii v shkole. -

2016. - № 6. - S. 42-47.

3. Masharova T.V Pivovarov A. A. Metapredmetnost' kak strategicheskij princip v usloviyah realizacii trebovanij FGOS // Obrazovanie v Kirovskoj oblasti. - 2016. - № 3. - S. 8-15.

4. Metapredmetnost': vozmozhnosti eyo realizacii v obrazovatel'noj deyatel'nosti / T.V. Masharova, T.V Malova, A.A. Pivovarov. - M.: KNORUS,

2017. - 182 s.

5. Nikolaeva E.I., Kotova S.A. Kak ocenit' metapredmetnost'? // Narodnoe obrazovanie. - 2015. -№ 7. - S. 122-125.

6. Pivovarov A.A. Dialektika obrazovatel'noj metapredmetnosti // International academy journal «Web of Scholar». - 2016. - № 9: December. - Pr. 5961.

7. Rukovodstvo proektnoj deyatel'nost'yu slepyh i slabovidyashchih, izuchayushchih anglijskij yazyk / T.S. Makarova [i dr.] // Integraciya obrazovaniya. -2017. - T. 21. - № 4. - S. 609-622.

8. Situacionnye zadachi kak sposob formirovaniya i ocenivaniya universal'nyh uchebnyh dejstvij obuchayushchihsya / sost. T.K. Kosolapova, E.V Ogorodnikova, S.A. ZHujkova i dr. - Kirov: OOO «Tipografiya «Staraya Vyatka», 2015. - 283 s.

9. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» № 273 ot 29.12.2012. - M.: Prospekt, 2013. - 160 s.

10. Fisenko T.I. Kak realizovat' princip metapredmetnosti v processe obucheniya [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://uchil. net/?cm=95931 (data obrashcheniya: 1.09.2018).

11. Fomenko I.A. Sozdanie sistemy formirovaniya novogo soderzhaniya obrazovaniya na osnove principov metapredmetnosti [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/ (data obrashcheniya: 1.09.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.