Научная статья на тему 'Развитие интеллектуальных способностеймладших школьников во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО'

Развитие интеллектуальных способностеймладших школьников во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2155
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ / ФГОС НОО / EXTRACURRICULAR ACTIVITY / EDUCATIONAL STANDARDS / INTELLECTUAL ABILITIES / DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL ABILITIES / MONITORING OF META-SUBJECT EDUCATIONAL ACTIVITY / FSES OF PGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Татьяна Владимировна

Статья посвящена проблеме развития интеллектуальных способностей учащихся начальных классов во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО. Совместно с педагогами кружков эстетического отделения были проведены специальные занятия по авторской методике по развитию интеллектуальных способностей и формированию метапредметных учебных универсальных действий (УУД) обучающихся начальных классов. В статье проанализированы результаты мониторинга развития УУД как элемента оценки интеллектуального развития младших школьников, показана эффективность выбранных методов и средств по развитию их умственных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL ABILITIES AT YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITY IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF THE FSES OF PGE

This article is devoted to the development of intellectual abilities at younger schoolchildren in extracurricular activity in the context of implementation of the FSES of PGE. The author of this article together with the lecturers of the aesthetic department have given special classes employing the author’s methods for the development of intellectual abilities and the formation of meta-subject educational activity at younger schoolchildren. The article analyzes the monitoring results of meta-subject educational activity as an element of assessment of intellectual development of younger schoolchildren, the effectiveness of the chosen methods and tools for development of mental abilities at younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Развитие интеллектуальных способностеймладших школьников во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»

УДК 373.3.036:371.398

Т. В. Афанасьева

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития интеллектуальных способностей учащихся начальных классов во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО. Совместно с педагогами кружков эстетического отделения были проведены специальные занятия по авторской методике по развитию интеллектуальных способностей и формированию метапредмет-ных учебных универсальных действий (УУД) обучающихся начальных классов. В статье проанализированы результаты мониторинга развития УУД как элемента оценки интеллектуального развития младших школьников, показана эффективность выбранных методов и средств по развитию их умственных способностей.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, образовательный стандарт, интеллектуальные способности, развитие интеллектуальных способностей, мониторинг развития метапред-метных УУД обучающихся, ФГОС НОО.

Актуальность исследуемой проблемы. Перед современной школой, активно внедряющей передовые программы и реализующей концепцию развивающего обучения, ставится главная цель — развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества. Только интеллектуально развитые личности, обогащенные духовно-нравственной культурой, способные неординарно мыслить и воплощать свои идеи в жизнь, могут содействовать прогрессу человеческого общества. В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) в школах невозможно разносторонне развиваться, в том числе и интеллектуально, сидя за партами и изучая только отдельные школьные дисциплины. Важно, чтобы ребенок развивался в разных направлениях. Поэтому в соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением в том числе и через внеурочную деятельность.

Целью нашей статьи является разработка проблемы развития интеллектуальных способностей младших школьников во внеурочной деятельности, анализ результатов мониторинга развития универсальных учебных действий как элемента оценки интеллектуального развития младших школьников.

© Афанасьева Т. В., 2016

Афанасьева Татьяна Владимировна - аспирант кафедры психологии и социальной педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: afansyeva@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 01.02.2016

Материал и методика исследований. В процессе работы были использованы методы теоретического (синтез, сравнение, обобщение педагогического опыта) и эмпирического исследования (анкетирование, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент). В ходе изучения процесса развития интеллектуальных способностей учащихся начальных классов мы проводили мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий учащихся 2-х классов МБОУ «СОШ № 56» г. Чебоксары.

Результаты исследований и их обсуждение. Научные труды Дж. Гилфорда, Д. Маккиннона, К. Осборн, В. Лоуэнфельда, Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, Л. В. Зан-кова, З. И. Калмыковой, Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Элько-нина, В. В. Давыдова и многих других посвящены изучению интеллекта, но однозначного определения понятия «интеллект» нет до сегодняшнего дня.

Как можно трактовать понятие «интеллект»? Известный американский психолог Д. Векслер под интеллектом понимает способность успешно мериться силами, применяя ранее накопленный опыт. И. А. Домашенко характеризует интеллект как общую познавательную способность, которая содействует готовности человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях [3, с. 173].

Интеллект - разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (сравнения, абстракции, образования понятий, суждения, заключения и т. д.), которые превращают восприятие в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания [5].

Итак, интеллект мы понимаем как способность человека осуществлять процесс познания, как совокупность качеств индивида, обеспечивающая его мыслительную деятельность и способствующая эффективному решению проблем для реализации своих планов и замыслов в жизни.

Интеллектуальные способности - это способности, необходимые для выполнения не только одной какой-то деятельности, а разных ее видов. Интеллектуальное развитие происходит в результате многостороннего взаимодействия ребенка с окружающими его людьми: в общении, в деятельности, сюда входят учебная и внеурочная деятельность [4, с. 396].

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [10].

В начальной школе внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач: оптимизировать учебную нагрузку обучающихся, улучшить условия для развития ребенка, обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность предполагает учитывать индивидуальные особенности и потребности обучающихся, она организована по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Она проводится в таких формах, как кружки, секции, экскурсии, конференции, конкурсы, хоровые и изостудии, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, социальные практики и другие [7].

Образовательное учреждение определяет формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Бесспорны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов [8].

С целью гармоничного развития личности в МБОУ «СОШ № 56» г. Чебоксары организованы кружки в рамках группы продленного дня (ГИД) («Умники и умницы», «Ле-го-конструирование», «Математика и информатика»), дополнительные занятия «Истоки», кружки эстетического отделения.

Эстетическое направление состоит из следующих дополнительных занятий: занятия бумажной пластикой, за основу которых взято древнее японское искусство складывания фигурок из бумаги - оригами («Бумажная пластика»); хореографией и музыкой («Ступеньки к сцене», «Танцевальный калейдоскоп»); живописью («Волшебная палитра»).

Начиная с 1 класса обучающиеся вместе с усвоением школьной программы начальных классов развивают учебные универсальные действия, занимаясь одновременно сразу в 4 кружках эстетического отделения: «Ступеньки к сцене», «Танцевальный калейдоскоп», «Волшебная палитра» и «Бумажная пластика». Каждое дополнительное занятие предусмотрено программой по 1 часу в неделю, что составляет 34 часа за весь учебный год. Занятия проводят преподаватели МБОУ «СОШ № 56» г. Чебоксары, опытные специалисты школы искусств № 5. Для реализации внеурочной деятельности педагоги используют специально разработанные программы, получившие положительную экспертную оценку различного уровня: педагогического совета школы, школьного методического объединения учителей-предметников. В кружках «Ступеньки к сцене», «Танцевальный калейдоскоп» дети учатся свободному ориентированию в пространстве, красивой и выразительной речи, правильной постановке певческого голоса, эти занятия способствует развитию логического мышления, памяти, воображения. На занятиях кружка «Волшебная палитра» обучающиеся получают первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства, учатся изображать предметы с натуры и по памяти. У детей также вырабатываются навыки работы с различными художественными материалами и техниками, развивается творческая индивидуальность. Обучающиеся в процессе создания художественного образа развиваются как творчески свободные личности, происходит формирование их эстетических взглядов, нравственных установок.

В последние годы внедряются интегрированные уроки, организованные учителями начальных классов и специалистами, ведущими кружки эстетического отделения. Детям очень нравятся интегрированные уроки «Математика и бумажная пластика», «Литературное чтение и волшебная палитра». На таких уроках обязательно предусмотрены групповые формы работы и работа в парах, реализуются методы проблемного поиска знаний. Особое значение в интеллектуальном развитии обучающихся, на наш взгляд, имеют занятия кружка оригами «Бумажная пластика». На занятиях кружка «Бумажная пластика» дети учатся различным приемам работы с бумагой (сгибание, многократное складывание, надрезание и др.), знакомятся с основными геометрическими понятиями: прямоугольник, квадрат, ромб, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина и т. д. У детей развивается внимание, так как им надо сосредоточиться на процессе изготовления фигурки, следовать устным инструкциям. Занятия стимулируют развитие памяти; ребенок, чтобы сделать изделие, должен запомнить последовательность его изготовления, приемы и способы складывания. У него развивается пространственное воображение: умение читать чертежи, по которым складываются фигурки, и представлять по ним изделия в объеме. Эти

занятия способствуют развитию продуктивной, целенаправленной деятельности, подвигающей к саморазвитию (самостоятельности), активизируют мыслительные процессы. В ходе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевода их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Занятия оригами способствуют созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги игрушку, обучающиеся включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. Конструируя из цветной бумаги, дети создают модели предметов и объектов действительности, отображая характерные их признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки бумаги, приемами сгибания, складывания частей в определенной последовательности, что и характерно для искусства оригами. Несмотря на то что бумажные фигурки часто лишь отдаленно напоминают те или иные предметы, объекты, это не мешает ребенку узнавать их, живо дополняя в воображении недостающие части.

Так, учениками 3А, 3Б классов на занятиях кружка «Бумажная пластика» за три года было изготовлено много различных интересных фигур зверей, людей, игрушек, домиков. Например, во 2 классе дети сделали фигурки лиса и принца, которые впоследствии были использованы на уроках литературного чтения для драматизации отрывков из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В 1-2 классах дети под руководством преподавателя по готовым схемам, по технологической карте складывают интересные бумажные фигуры. На занятиях широко используются парные виды работ, работа в группах. В 3-4 классах дети переходят к более самостоятельным видам работ: самостоятельному чтению и анализу технологической карты; преподаватель только направляет работу детей в нужное русло. Обучающиеся изготовляют фигурку, обсуждая в парах или в группах, при этом выбирают консультанта из числа самих членов группы или пары. Так формируются метапредметные учебные универсальные действия, развиваются интеллектуальные способности младших школьников.

Надо отметить, что по результатам мониторинга, проведенного учителями начальных классов совместно со школьным психологом по отслеживанию процесса развития и формирования метапредметных учебных универсальных действий по развитию интеллектуальных способностей младших школьников в конце 2014-2015 учебного года, наилучшие результаты показали обучающиеся, посещающие кружки эстетического отделения. Мониторинг — это инструмент, помогающий педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата [2, с. 111].

Целью мониторинга было отслеживание процессов развития и формирования мета-предметных учебных универсальных действий, развития интеллектуальных способностей обучающихся 2 класса для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

Задачи мониторинга:

1. Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика, развития их интеллектуальных способностей на разных этапах обучения в начальной школе.

2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения обучающихся к мета-предметным образовательным результатам, развития их интеллектуальных способностей, определение проблемных зон в решении задач образования обучающихся и разработка на этой основе стратегии помощи обучающимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.

3. Определение успешности работы педагога по формированию метапредметных УУД обучающихся, развития интеллектуальных способностей, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного процесса в классе, параллели, звене школы и подбор педагогических и управленческих средств их достижения.

Предметом мониторинга развития метапредметных УУД обучающихся 2 класса являются 13 умений (в 1-м классе их было 8): три регулятивных умения (планирование, оценка и контроль); семь познавательных умений (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей, умозаключение по аналогии); три коммуникативных умения (построение речевых высказываний, формулировка своей точки зрения, умение задавать вопросы) [9].

В процессе мониторинга УУД во 2 классе обучающиеся выполняют диагностические задания трех типов. Задания первого типа предполагают выполнение действия по предложенному образцу, задания второго типа - ориентацию в способе действия (нахождение ошибок, восстановление последовательности шагов и т. д.), задания третьего типа - описание способа действия при выполнении конкретного задания.

Показатели мониторинга УУД - это конкретные умения познавательного, организационного или коммуникативного характера, которые можно измерить с помощью объективной диагностической процедуры.

Для проведения мониторинга использовались специально разработанные диагностические задания предметного или межпредметного характера, которые объединены в специальной форме - рабочей тетради (авторы: Т. В. Беглова, М. Р. Битянова, Т. В. Меркулова, А. Г. Теплицкая [1], [6]).

Результаты и выводы приведены в виде таблиц. Всего в диагностике приняли участие 185 обучающихся.

Таблица 1 показывает, на сколько процентов были выполнены соответствующие задания обучающимися класса - в среднем по классу и соответственно по школе.

Таблица 1

Обобщенный рейтинг УУД, в %

Класс Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД

2А 39 43 41

2Б 57 54 61

2В 33 37 38

2И 44 48 55

2Л 23 30 38

2Р 38 43 37

2С 22 26 32

По школе 37 41 44

Наилучшие результаты показали обучающиеся 2Б класса (дети дополнительно занимаются на эстетическом отделении), далее идет 2И класс (дети дополнительно занимаются информатикой) и 2А класс (дети дополнительно занимаются на эстетическом отделении).

Таблица 2

Рейтинг УУД - по умениям (в %-ном соотношении)

Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД

Класс Планирование Оценка Контроль Анализ Синтез Сравнение Классификация Обобщение Причинно-следственные связи Аналогия Речевое высказывание Точка зрения Вопросы

2А 39 41 36 48 39 52 41 45 29 50 41 22 44

2Б 55 52 62 45 63 54 45 57 52 63 56 63 45

2В 30 27 24 35 39 32 28 26 25 33 33 30 36

2И 36 60 38 45 54 43 45 48 49 51 51 51 63

2Л 22 30 18 25 40 33 28 36 18 33 38 38 38

2Р 36 44 35 49 50 42 33 41 45 43 48 32 31

2С 22 22 22 24 24 27 26 33 13 34 32 32 32

По школе 36 41 35 40 45 42 36 42 34 46 44 40 43

Строки таблицы 2 показывают, как обучающиеся выполнили задания - на сколько процентов по отношению к максимально возможному результату - в среднем по классу.

Если смотреть результаты в среднем по школе, на 1 месте - познавательное УУД «Аналогия» (обучающиеся в среднем выполнили это задание на 46 %), на 2 месте - познавательное УУД «Синтез» и на 3 месте - коммуникативное УУД «Речевое высказывание». На последних местах - познавательное УУД «Причинно-следственные связи» (34 %) и регулятивное УУД «Контроль» (35 %): обучающиеся владеют соответствующими умениями на низком уровне.

В ходе опытно-экспериментального исследования во 2 классе были определены уровни и динамика учебных универсальных действий как элементов оценки интеллектуального развития младших школьников через внеурочную деятельность посредством кружков эстетического отделения. В 1-2 классах осуществлялось отслеживание продвижения обучающихся к метапредметным образовательным результатам. В начале и в конце учебного года результаты мониторинга заносились в специально разработанные таблицы. Накопленные данные позволили сделать вывод о динамике развития УУД. Таким образом, в развитии регулятивных умений прогресс у обучающихся (в среднем по школе) составляет 17 %, в развитии познавательных УУД - 16 %. Коммуникативные УУД в мониторинге появились только во 2 классе, поэтому они в прогрессе не участвуют. Наибольший прогресс в развитии УУД -у обучающихся 2Б класса, далее идет 2А класс, на третьем месте - 2И класс.

Таблица 3

Обобщенный прогресс в развитии УУД по классам и школе

Класс Регулятивные УУД Познавательные УУД

2А 21 % 20 %

2Б 38 % 27 %

2В 15 % 18 %

2И 16 % 19 %

2Л 9 % 9 %

2Р 12 % 19 %

2С 5 % 3 %

По школе 17 % 16 %

Резюме. Интеллектуальное развитие обучающихся, развитие универсальных учебных действий являются приоритетной задачей современных школ. Проведенное нами исследование подтвердило предположение, что в условиях работы по ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования должна реализовываться образовательным учреждением не только через классно-урочную систему, но и через внеурочную деятельность, которая позволяет улучшить условия для развития ребенка, в том числе и для интеллектуального развития. Проведенное исследование позволило разработать также стратегию помощи обучающимся, в основу которой легло решение нескольких важнейших задач:

1) определить уровень сформированности метапредметных УУД как элемента оценки интеллектуального развития каждого ученика и своевременно провести коррек-ционно-развивающую работу;

2) отслеживать продвижение обучающихся к метапредметным образовательным результатам, определять на этой основе проблемные зоны в решении задач образования обучающихся и разработать стратегии помощи ученикам, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.

Педагоги смогли сравнить результаты мониторинга 2 класса с результатами мониторинга 1 класса. Это позволило увидеть динамику развития учебных компетенций у каждого ученика, что, в свою очередь, является значимой информацией для определения стратегий индивидуальной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Битянова М. Р., Меркулова Т. В., Теплицкая А. Г., Беглова Т. В. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. 2 класс. - Самара : Изд-во «Учебная литература» ; Изд. дом «Федоров», 2013. - 96 с.

2. Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования : в 2-х ч. Ч. 1. Теоретические аспекты. - Владивосток : Изд-во Дальневосточного ун-та, 2004. - 150 с.

3. Гамез М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека». - М. : Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.

4. Годфруа Ж. Что такое психология : в 2-х т. Т. 1. - М. : Мир, 1992. - 496 с.

5. Интеллект [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Ы1р: //га^аепсе^Ыа.сот/шЫ/Интеллект.

6. Меркулова Т. В., Теплицкая А. Г., Беглова Т. В. Учимся учиться и действовать. Рабочая тетрадь. 2 класс / под ред. М. Р. Битяновой. - Самара : Изд-во «Учебная литература» ; Изд. дом «Федоров», 2015. - 60 с.

7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.k -obr.spb.ru/downloads/720/Minobrnauki_23296.docx.

8. Сборник программ «Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО». - Н. Новгород : НИРО, 2013. - 128 с.

9. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://zankov.ru/practice/stuff/article=1866.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : минобрнауки.рф/документы/922.

UDC 373.3.036:371.398

T. V. Afanasyeva

DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL ABILITIES AT YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITY IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF THE FSES OF PGE

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. This article is devoted to the development of intellectual abilities at younger schoolchildren in extracurricular activity in the context of implementation of the FSES of PGE. The author of this article together with the lecturers of the aesthetic department have given special classes employing the author's methods for the development of intellectual abilities and the formation of meta-subject educational activity at younger schoolchildren. The article analyzes the monitoring results of meta-subject educational activity as an element of assessment of intellectual development of younger schoolchildren, the effectiveness of the chosen methods and tools for development of mental abilities at younger schoolchildren.

Keywords: extracurricular activity, educational standards, intellectual abilities, development of intellectual abilities, monitoring of meta-subject educational activity, FSES of PGE.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bitjanova M. R., Merkulova T. V., Teplickaja A. G., Beglova T. V. Metodicheskie rekomendacii k rabochej tetradi «Uchimsja uchit'sja i dejstvovat'». Monitoring metapredmetnyh universal'nyh uchebnyh dejstvij. 2 klass. -Samara : Izd-vo «Uchebnaja literatura» ; Izd. dom «Fedorov», 2013. - 96 s.

2. Borovkova T. I., Morev I. A. Monitoring razvitija sistemy obrazovanija : v 2-h ch. Ch. 1. Teoreticheskie aspekty. - Vladivostok : Izd-vo Dal'nevostochnogo un-ta, 2004. - 150 s.

3. Gamez M. V., Domashenko I. A. Atlas po psihologii: inform.-metod. posobie po kursu «Psihologija che-loveka». - M. : Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2004. - 276 s.

4. Godfrua Zh. Chto takoe psihologija : v 2-h t. T. 1. - M. : Mir, 1992. - 496 s.

5. Intellekt [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http: //ru.science.wikia.com/wiki/Intellekt.

6. Merkulova T. V., Teplickaja A. G., Beglova T. V. Uchimsja uchit'sja i dejstvovat'. Rabochaja tetrad'. 2 klass / pod red. M. R. Bitjanovoj. - Samara : Izd-vo «Uchebnaja literatura» ; Izd. dom «Fedorov», 2015. - 60 s.

7. Pis'mo Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 12 maja 2011 g. № 03-296 «Ob organi-zacii vneurochnoj dejatel'nosti pri vvedenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta obshhego obrazovanija» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.k-obr.spb.ru/downloads/ 720/Minobrnauki_23296.docx.

8. Sbornik programm «Organizacija vneurochnoj dejatel'nosti mladshih shkol'nikov v uslovijah vnedrenija FGOS NOO». - N. Novgorod : NIRO, 2013. - 128 s.

9. Universal'nye uchebnye dejstvija [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://zankov.ru/ prac-tice/stuff/article=1866.

10. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija (1-4 kl.) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : minobrnauki.rf/dokumenty/922.

© Afanasyeva T. V., 2016

Afanasyeva, Tatyana Vladimirovna - Post-graduate Student, Department of Psychology and Social Pedagogics, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: afansyeva@yandex.ru

The article was contributed on February 01, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.