УДК 373.3.016:811.161.1(571.56)
Алексеева Любовь Афанасьевна
учитель начальных классов Тумульской СОШ Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия), аспирант Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова [email protected]
Alekseeva Lyubov Afanasyevna
Primary School Teacher of Tumul Secondary Education School of Ust-Aldan Region of the Republic of Sakha (Yakutia), Postgraduate Student of the Pedagogical Institute of North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ THE FORMATION MODEL OF UNIVERSAL УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ EDUCATIONAL ACTIVITIES FOR PRIMARY
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ SCHOOL PUPILS WHEN LEARNING
РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ЯКУТСКОЙ ШКОЛЕ RUSSIAN IN YAKUT SCHOOL
В статье представлена модель формирования универ- The article presents a model of universal educational ac-
сальных учебных действий младших школьников при tivities formation for primary schoolchildren when learn-
обучении русскому языку в якутской школе. Раскрыты ing the Russian language in the Yakut school. The com-
компоненты модели и показатели сформированности ponents of the model and characteristics of formed uni-
универсальных учебных действий. Раскрываются ос- versal educational activities have been presented. The
новные проблемы обучения русскому языку в якутской main problems of teaching the Russian language in Ya-
школе и пути их решения. kut schools and ways of their solution have been ana-
lyzed.
Ключевые слова: модель, универсальные учебные дей- Key words: model, universal learning activities (ULA), ствия (УУД), обучение русскому языку в якутской школе. learning Russian in the Yakut school.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов начального общего образования является формирование универсальных учебных действий (УУД) младших школьников. Другими словами, воспитание конкурентоспособной личности каждого ученика, готового к самореализации в современном обществе. В этом контексте для учащихся якутских школ ключевую роль играет овладение русским языком для дальнейшей их адаптации в обществе.
В практике якутских школ недостаточно исследована роль обучения русскому языку как средству формирования УУД. В ходе исследования нами выявлены следующие проблемы обучения русскому языку при введении ФГОС в якутской школе: дети поступают в школу недостаточно подготовленными к изучению русского языка, что обусловлено отсутствием языковой среды в сельской школе; задания учебно-методических комплектов ориентированы на детей, достаточно хорошо владеющих русским языком; обучению русскому языку в якутских школах дается 132 ч. в год, в русских школах - 165 ч. Но к концу учебного года учащиеся должны иметь равный уровень знаний и умений. Соответственно, за четыре года обучения в начальных классах разница в количестве уроков отражается на качестве овладения детьми русским языком; при изучении русского языка не предусматривается устный курс, то есть ранее дети в первом полугодии дети учились разговаривать на русском языке; сейчас они с первых дней поступления в школу изучают грамматику.
Исходя из этого нами предложена модель формирования УУД младших школьников при обучении русскому языку в якутской школе. При разработке данной модели, мы опирались на следующие теоретико-методологические положения формирования УУД и обучения русскому языку в национальных школах:
- взаимосвязь контекстного (А.А. Вербицкий) и системно-деятельностного (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин) подходов к формированию УУД; особенности обучения русскому языку младших школьников в национальных школах (В.М. Анисимов, П.П. Борисов, Ф.В. Габышева, Е.П. Никифорова и др.);
- необходимость создания комплекса организационно-педагогических, методических, психологических условий, способствующих предметному достижению и эффективному формированию УУД младших школьников на уроках русского языка в национальной школе. Модель формирования универсальных учебных действий младших школьников при обучении русскому языку в якутских школах (рис. 1) мы рассматриваем как схематическое отображение взаимосвязи всех структурных и содержательных компонентов предстоящей деятельности: цели и задач, ресурсов, содержания, форм, педагогических условий, субъектов деятельности и ожидаемых результатов. Она нацелена на создание эффективных условий успешного обучения русскому языку в якутской школе.
Рис. 1
Основным ресурсом формирования УУД младших школьников при обучении русскому языку в якутской школе, на наш взгляд, выступает аккумулирование традиционного и современного образовательного опыта по формированию универсальных учебных действий младших школьников.
Условиями реализации идей формирования УУД при обучении русскому языку в якутской школе являются: комбинированные методы обучения русскому языку в якутской школе; учет национально-региональных особенностей организации целостного педагогического процесса; научно-методическое обеспечение учебно-воспитательной работы по формированию УУД младших школьников в якутской школе.
Таким образом, успешному развитию личностных, метапредметных и предметных результатов будет способствовать учет реальных возможностей детей к обучению второго языка, особенностей обучения русскому языку в якутской школе, использование системы комбинированных методов обучения русскому языку в национальной школе при активном сотрудничестве семьи и школы.
Комбинированный метод обучения русскому языку представляет собой совокупность переводного (с переводом на родной язык) и прямого (без перевода и опоры на родной язык) методов.
Комбинированный метод обучения русскому языку мы также представили, в соответствии с новыми требованиями образования, как совокупность методов обучения русскому языку, в ходе использования которых формируются УУД младших школьников. Так, например, комбинирование приемов развития активизации познавательных процессов при изучении нового материала используются как способы формирования регулятивных учебных действий младшего школьника.
Проявлению самостоятельности способствуют рационально построенные уроки, разумное упорядочение познавательных действий, которые активизируют учебную деятельность учащихся. Решающим моментом здесь должно стать формирование у младших школьников умений и навыков планирования, контроля и оценки, что является основой самостоятельной организации учебной деятельности. Но на уроках русского языка мы считаем определяющим развитие коммуникативных способностей, овладение русским языком. Именно хорошее владение языком дает возможность оперировать материалом изучаемого языка.
Учет национально-региональных особенностей организации целостного педагогического процесса. Большинство исследователей методов обучения русскому языку в якутских школах отмечают отличительные особенности носителей якутского языка: тонкую наблюдательность, исключительную способность ориентироваться в бескрайних просторах тайги и тундры в любую погоду.
У коренных народов Севера хорошо сформированы и развиты фотографическое восприятие местности, умение ориентироваться, читать следы людей, зверей, знание анатомии, характера и повадок животных. Е.П. Никифорова учителям советует учитывать эти черты учущихся-якутов. Наблюдательность, отличное знание природы, флоры и фауны помогают учащимся в деталях описывать предметы, процессы, явления окружающей среды, подмечать в них невидимые штрихи, краски и нюансы. Эти способности, по ее мнению, необходимо совершенствовать на протяжении всей учебной деятельности в школе [1, с. 146].
Афанасьев В.Ф. пишет: «Медлительность - особенность психологического склада жителей Севера. Она вызвана социальными условиями жизни Севера», когда человек всецело зависит от суровых природных условий, для достижения своих целей старается применять весь опыт с наименьшей затратой сил и энергии. Медлительность вызывает не только замедленность темпа, она связана с такими качествами, как вдумчивость, рассудительность, основательность» [2, с. 143].
Исследования якутских психологов и социологов А.П. Оконешниковой и У.А. Винокуровой позволяют констатировать наличие у учащихся-якутов ярко выраженной способности к пространственной ориентации А.П. Оконешникова пишет: «Структура пространственного мышления в изобразительной деятельности составляет следующую группу мыслительных операций: во-первых, определенную совокупность преобразований (и их композиций) образов пространственных фигур в любой последовательности; во-вторых, быстрое и свободное переключение с прямого копирования на образное отражение, то есть в процессе творчества человек осуществляет мыслительные повороты, параллельные переносы. Именно в пространственном мышлении проявляется у учащихся гибкость и динамичность мышления» [3, с. 47].
Исследователи проблем национальной (якутской) школы В.М. Анисимов, П.П. Борисов, Ф.В. Габышева, Е.П. Никифорова, Т.И. Никифорова, Т.И. Петрова, Р.Б. Сабаткоев, Л.Г. Саяхова и др. доказали, что там, где учитываются особенности русского языка в сравнении с родным языком, знания учащихся по русскому языку более прочны, так как такая методика направлена на преду-
преждение ошибок, допускаемых учащимися под влиянием грамматических норм родного языка [4, с. 263].
Здесь стоит отметить, что условия проживания учащихся, их быт и традиции, социум играют важную роль в процессе обучения и воспитания якутских детей. Значит, учебно-воспитательный процесс должен учитывать речь, традиции, культуру народа.
Таким образом, с целью формирования УуД на уроках русского языка необходимо представлять знания неродного языка в ракурсе пространственного мышления. Мы предполагаем, что использование привычного образа мышления ученика-якута облегчит усвоение материала и будет способствовать развитию коммуникативных и познавательных действий.
Например, его предрасположенность к таким познавательный качествам как наблюдательность, умение сравнивать, классифицировать; интерес к явлениям природы могут быть хорошим пластом для проблемного объяснения материала. Известные ему явления не будут ему преградой формирования таких коммуникативных умений как: участие в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.
Обучение русскому языку, наряду с привитием практических умений и навыков, должно развивать познавательные способности учащихся, их логическое мышление, умение анализировать и обобщать факты и явления языка (познавательные УУД). Занятия по русскому языку должны укреплять в учащихся такие черты характера, как воля, любознательность, трудолюбие, настойчивость (личностные УУД) и т.д. [4, с. 11].
Важнейшим условием реализации модели усвоения формирования УУД младших школьников выступает научно-методическое обеспечение учебно-воспитательной работы по формированию УУД младших школьников в якутской школе. Научно-методическое обеспечение включает в себя разработку и анализ образовательной программы внеурочной работы с детьми, взаимодействия с родителями. Для успешного взаимодействия с родителями и населением, необходима специально организованная учебно-воспитательная работа.
Таким образом, субъектами реализации идей модели формирования универсальных учебных действий младших школьников при обучении русскому языку в якутской выступают педагоги, семья и социум, при организации их квалифицированного взаимодействия.
Следующими компонентами модели формирования универсальных учебных действий младших школьников при обучении русскому языку являются методы и формы работы учителя с учащимися, семьей и социумом.
С целью формирования у детей УУД, выбраны следующие формы работы с семьей: индивидуальная, внеурочная работа с учащимися, работа с родителями (родительские всеобу-чи, педагогические мастерские, консультирование родителей (при необходимости), работу с детьми-инвалидами.
Развитие у младших школьников умения сотрудничать, участвовать в деятельности социума, способствует работа учителя с социумом. Так, например, ученикам можно дать возможность проявить свои творческие способности при сотрудничестве с библиотекой (викторины, подготовка к научно-практическим конференциям), домом культуры (участие детей на концертах, конкурсах, выставках), дошкольным учреждением (выступление театра кукол со сказками для дошкольников), врачебно-амбулаторная поликлиники (профилактические мероприятия, беседы) и т.д.
Критериями сформированности универсальных учебных действий младших школьников являются уровни сформированности (низкий, средний, высокий) составляющих их компонентов. Оценка указанных критериев производится нами по методикам определения показателей их сформированности.
Общая оценка критериев, характеризующих компоненты образования учеников, складывается из результатов сформированности 1) личностных универсальных учебных действий 2) регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий, 3) результатов освоения общего базового компонента знаний, умений и навыков, формирующего из освоения учеником содержания предмета (табл. 1).
Подробная характеристика структурных компонентов модели, позволила смоделировать, создать условия успешного формирования УУД при обучении русскому языку в якутской школе.
Разработанная нами модель формирования УУД младших школьников при обучении русскому языку в якутской школе может быть использована не только в якутских школах, но для других национальных школах, внося изменения свои коррективы в зависимости от специфики педагогического процесса.
Таким образом, целостный педагогический процесс формирования УУД младших школьников при обучении русскому языку в якутской школе, представленный как учебно-
воспитательная работа учителя во взаимодействии с семьей и социумом, учитывающий национально-региональные особенности учащихся обеспечит эффективность усвоения детьми русского языка.
В случае построения учебно-воспитательной работы в соответствии с обозначенными теоретико-методологическими позициями, она может способствовать формированию у младших школьников универсальных учебных действий. Это даст ему возможность легко, без препятствий овладеть, любыми предметными знаниями.
Результатом активного взаимодействия ученика с учебно-воспитательным процессом может и должна стать личность младшего школьника с активной позицией, реализирующий свои идеи в коллективе, а в последствии, социуме, владеющий коммуникативными способностями в любом культурном пространстве. Приобретенный социальный опыт ученика должен стать стартововым условием успешной социализации личности.
Таблица
Механизм проверки результата работы
Результаты УУД
Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
Показатели - внутренняя позиция школьника - самооценка - Мотивация учебной деятельности Умение контролировать себя - Общеучебные УУД; - универсальные логические действия; - умение решать проблемы. - Коммуникация как взаимодействие - коммуникация как кооперация; - коммуникация как условие интериоризации.
Критерии Положительное отношение к школе, самооценка, сформированность познавательных мотивов Самостоятельное обосновывание своих сил, осознание усвоенных способов решения учебных задач - Умение структурировать знания, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - смысловое чтение; - сформированность логических действий. - Рефлексия своих действий - способность строить понятные для партнера высказывания; - умение получать с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Способы оценивания «Беседа о школе», Методика «Хороший ученик», шкала выраженности учебнопознавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой), «Магазин» Проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая) Проба на определение количества слов в предложении(С.П. Карпова), Проектная деятельность. Наблюдение. «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель») Проектная деятельность. Наблюдение
Социальные результаты (СР) Предметные результата (ПР)
- Умение проявлять себя в обществе. - Усвоение предметов “Русский язык” и “Литературное чтение”
- Активное участие в общественных делах класса, школы и наслега, участие конкурсах, и олимпиадах; - умение предлагать свои способы решения задачи; - умение выдвигать, организовывать свои проекты. - Уровень обученности; - приоритетность предмета для ученика.
Портфолио, наблюдение. - Проверочные работы, - методика «Расписание уроков»
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Никифорова Е.П Лингвопсихологические основы методики обучения письменной русской речи учащихся якутской школы. - М., 2000.
2. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979.
3. Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь, 1996.
4. Методика русского языка в 4-8 классах якутской школы: Пособие для учителя. / Под общей ред. К.Ф. Федорова. Якутск, 1985.